Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Что такое хорошо и что такое плохо» - фраза знакомая с детства. И во взрослой жизни смысл такой фразы кажется менее понятной истиной, так как грани плохого и хорошего, в силу приобретенного опыта, почему-то становятся более размытыми. А вот грязь - это зло. И с этим не поспорят ни взрослые, ни дети. Много грязи в стране под наименованием «государство» - признак бедности. И данная несостоятельность - уже не показатель жизни отдельного человека, собственника дома или благополучия жителей многоквартирного дома. Это бедность всего общества. И чем оно беднее, тем больше грязи.

Известная фраза небезызвестного человека в России «денег нет, но вы держитесь» в этот раз также «пригодилась». Борьба с грязью должна осуществляться чьими-то силами и за чей-то счёт. Иначе, как помочь государству усовершенствовать способы борьбы с мусором и содержать неминуемую в будущем чистоту. Во исполнение данных действий к 2018 году в России начали деятельность «мусорные операторы». Чтобы узнать, что явилось началом «сказки» о борьбе с мусорным злом, предлагаем вернуться к истокам правовой сферы вопроса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. А иначе, какой он собственник? Именно тот, который должен нести бремя содержания своего имущества и оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Как следует из п.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ), п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Многолетняя судебная практика показала, что заниматься любыми вопросами «жизнедеятельности» многоквартирного дома должна именно управляющая организация. А собственник - «слабая» сторона договора, имеющая недостаток правовых знаний и понятий норм законодательства. К тому же само по себе управление многоквартирным домом (далее – МКД) имеет особый характер, который направлен в первую очередь на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Указанная деятельность детально регламентирована нормативными документами. В частности, в Правилах осуществления деятельности по управлению МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) приведены стандарты управления МКД, один из которых - организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ , утвержденным решением общего собрания (пп. "д" п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень № 290 / Правила № 290).

В силу п. 26 (1) Перечня № 290 УО обязана организовать сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и передать их в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В пп. «в» п. 6 Правил №290 содержится требование о своевременном заключении договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества со сторонними организациями, в том числе специализированными (если управляющий сам не осуществляет соответствующую деятельность), а также о контроле за исполнением подрядчиками обязательств по договорам.

Таким образом, нововведения по работе с будущими мусорными операторами неминуемо коснулись «вечно бездействующих» УО, изначально вызвав массу вопросов по дальнейшим действиям «в ногу» с законодательством РФ. На федеральном уровне было принято множество поправок, регламентирующих действия тех или иных лиц для достижения поставленных целей.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым обращение с ТКО стало входить в состав платы за коммунальные услуги.

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года был предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

При этом субъект РФ обязан:

    до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

    не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис обосновал последнюю дату следующим выводом: «Запуск новой системы в таком формате связан с высокими рисками, в первую очередь, для населения, поэтому Минстрой России предложил перенести предельный срок вступления в силу новой системы обращения с ТКО на 2019 год, чтобы дать возможность регионам, не успевшим подготовиться к реформе, качественно отработать свою часть задачи».

И как показывает практика, случаи «наличия» в регионах «мусорного» оператора действительно на сегодняшний день невелики по отношению к российским масштабам. А вопросов у управляющих организаций в данной сфере больше, чем ответов. И главный их них при большой базе нормативно-правовой конкретики - алгоритм действий управляющей организации при выборе регионального оператора по обращению с ТКО. «Что написано пером» уже не исправить, а вот как фактически действовать в новых реалиях знают немногие представители УО.

Прежде всего, необходимо знать, что до того, как в регионе появится «мусорный» оператор, управляющей организации нужно придерживаться действующего законодательства РФ в части включения услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества МКД. Договоры, заключенные с организациями по сбору и вывозу ТКО будут являться действующими до выбора оператора по обращению с ТКО.

Минстрой России Письмом от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04 разъяснил: «…Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги , предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части , соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО ».

Здесь следует упомянуть Постановление АС ЗСО от 27.12.2016 № Ф04-5585/2016 (отказано в пересмотре Определением ВС РФ от 13.03.2017 № 304-КГ17-1655):

При таких обстоятельствах выставление обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО отдельной строкой в платежном документе под наименованием "Обращение с ТКО" в данном конкретном случае не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений. Выбор регионального оператора будет произведен посредством конкурса уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ при наличии утвержденной территориальной схемы.

Региональный оператор начнёт свою работу при выполнении двух условий:

    в субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО

    по итогам конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключил с ним соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО


В течение месяца после получения статуса «мусорный» оператор должен направить УО предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственник ТКО (УО, осуществляющая управление МКД) должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором. Данный договор будет являться публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора. Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Постановление № 1156). Именно такой формат договора будет отвечать установленным законодательством требованиям, и способствовать отсутствию проблем в дальнейшей работе с оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срока, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.


В ст. 25 Постановления № 1156 прописаны существенные условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО:

    предмет договора;

    планируемый объем или масса транспортируемых ТКО и состав таких отходов;

    периодичность и время вывоза ТКО;

    места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

    предельно допустимое значение уплотнения ТКО;

    способ коммерческого учета количества ТКО;

    сроки и порядок оплаты услуг по договору;

    права и обязанности сторон по договору;

    порядок контроля региональным оператором за деятельностью оператора по обращению с ТКО, ведущего деятельность по сбору и транспортированию ТКО;

    ответственность сторон.

Правила заключения договора, содержащего условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО идентичны правилам заключения договоров о предоставлении иных коммунальных услуг. Такой договор может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении и считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем.

Обязанность по исключению платы за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения возникает у УО с момента установления нового порядка в регионе. «Обращение с ТКО» необходимо будет указать отдельной строкой в платежном документе. Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения. Размер платы за данную коммунальную услугу будет рассчитываться по формулам 9(1)-9(8) Приложения № 2 к Правилам, установленным Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года (это подпункты 148(30), 148(31), 148(38)).

Порядок расчета будет зависеть от двух факторов:

    принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;

    раздельно или без разделения производится сбор и накопление отходов в МКД.

Оказывать данную коммунальную услуг УО будет совместно с региональным оператором по обращению с ТКО. Зоной ответственности УО будет являться содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), регионального оператора - оказание самой коммунальной услуги, начиная от места накопления. Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подпункт «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. Правилами № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Многие УО волнует ответственность, которую они могут понести при осуществлении исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО. В данном случае ответственность императивно закреплена в типовом договоре за несвоевременную оплату услуг регионального оператора (неустойка). За остальные нарушения предусмотрена административная ответственность. Ст. 8.2 КоАП РФ гласит:

«за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами следует следующее наказание:

    на должностных лиц - штраф от 10 000 до 30 000 рублей;

    на предпринимателей - штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    на юридических лиц - штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ».

Главным требованием к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО является периодичность вывоза отходов. Частота вывоза будет зависеть от температуры на улице:

    в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;

    в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков - не более:

    72 часов (суммарно) в течение одного месяца;

    48 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;

    24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

Итак, если разложить нормативную часть «по полочкам» и учесть благие намерения государства, то новое законодательство РФ в части сбора, утилизации и переработки мусора должно позволить снизить экологическую напряженность во многих субъектах нашей страны, а не быть простым результатом переименования понятия ТБО в ТКО. Новое-не всегда лучше старого. Но будем надеяться только на хорошее.

Большинство подзаконных нормативных актов, которые необходимы для реализации , внесенных в регулирующее порядок обращения с отходами производства и потребления законодательство ( ; далее – Закон № 458-ФЗ), уже приняты. В частности:

  • (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197) и др.

Однако регионы пока не успевают на практике внедрять нововведения в предусмотренные законодательством сроки. Так, территориальные схемы, которые должны были быть приняты в каждом регионе до 26 сентября текущего года (), на сегодняшний день утверждены только в 65 субъектах РФ, сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис в ходе организованной газетой "Ведомости" конференции "Управление отходами: захоронить нельзя переработать", состоявшейся 7 декабря. Соответственно, не определены и региональные операторы, которые по новым правилам непосредственно отвечают за сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов (ст. 24. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " "; далее – закон об отходах производства и потребления). "Поэтому принято решение, что эту реформу нужно запускать поэтапно. Предельный срок – 2019 год", – подчеркнул заместитель министра.

Как отметил Андрей Чибис, реформа поможет решить две важнейшие проблемы: образование нелегальных свалок и вывоз мусора из малонаселенных пунктов. В настоящее время управляющие компании многоквартирных домов (МКД) платят перевозчикам за фактический увоз мусора, и в эту плату включена стоимость услуг полигона. В результате вместо того, чтобы отвозить отходы на легальные полигоны и платить им за размещение, перевозчики везут их либо на нелегальные полигоны (по более низким тарифам), либо "в ближайший овраг". По новым правилам перевозчики, с которыми региональный оператор заключит договоры, будут получать деньги только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Таким образом, появится гарантия и для инвесторов, которые смогут направлять средства на создание новых мощностей: современных полигонов, сортировочных станций и т. д., зная, что отходы туда точно поступят.

Проблема вывоза мусора с экономически не эффективных территорий связана с тем, что в таких муниципальных образованиях, как, например, сельские поселения, нет собственных мест размещения и захоронения отходов, а обязанности населения платить за вывоз мусора не установлено, поэтому перевозчиков привлечь туда крайне сложно, подчеркнул Андрей Чибис. Теперь же региональный оператор в течение месяца с момента получения этого статуса обязан будет направить по всем адресам МКД, жилых домов, юрлиц предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО ().

Несоответствие статистических данных о размещенных на полигонах отходах и реальных объемах мусора создает сложность для разработки грамотных территориальных схем, отметил Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган . По его словам, ежегодно из Москвы и области вывозится 8,4 млн тонн отходов, а размещается на официальных полигонах примерно 3,8 млн тонн. Таким образом, оборот серого рынка нелегальных полигонов составляет около 8 млрд руб. При этом сортируется и используется во вторичном обороте только 5% отходов. Если ситуация останется такой же, то через 20 лет объем свалок достигнет 200 млн тонн (в Подмосковье захоранивается 20% всего мусора в России), подчеркнул министр. Поэтому территориальная схема региона предусматривает необходимость переработки не менее 50% вывозимых отходов, и такого показателя региональный оператор, с которым заключат контракт, должен будет достичь за пять лет.

По оценкам министерства, реформа обойдется Подмосковью в 150 млрд руб. Однако устанавливать высокие тарифы для населения недопустимо, поэтому нужно искать альтернативные источники финансирования. В частности, предлагается ввести так называемый зеленый тариф, предполагающий продажу электроэнергии, вырабатываемой при переработке отходов. Рост же тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан составит не больше 6%, заключил Александр Коган.

Региональный оператор по обращению с отходами – одно из нововведений нашего государства в «мусорной» сфере. Отходы образуются постоянно и в огромных количествах, управлять ими достаточно сложно. Именно для улучшения регулирования процессов в данной области в настоящее время проводится реформирование системы обращения с ТКО.

Схема обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами, ранее ТБО, читайте ) претерпевает в настоящее время ряд изменений. Внедряемая в 2017-2019 гг. система призвана преобразовать структуру работы с ТКО.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами на конкретной местности.

Итак, единый региональный оператор по обращению с отходами представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее чем на десятилетний срок.

Главная цель, преследуемая оператором «по мусору», – реализация требований региональной политики в области обращения с ТКО на территории вверенного субъекта РФ. Таким образом, региональный оператор нужен в качестве инструмента для экологического и экономического регулирования данной сферы государством.

Как происходит выбор регионального оператора

Как уже упоминалось, регионального оператора выбирают по результатам конкурсного отбора, все правила которого подробно прописаны в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

В документе говорится, что выбор организации для работы с ТКО осуществляется специально собранной конкурсной комиссией, к членам которой предъявляется ряд требований. Так, в постановлении указаны лица, выпадающие из списка возможных участников комиссии. К последним относятся мужья/жены руководителей компаний-конкурсантов, их близкие родственники, оценщики заявок, сотрудники организаций, участвующих в конкурсе и т.д.

Комиссия, состоящая как минимум из 5 человек, называет решение на основании большинства голосов участников заседания. При равном количестве голосов выбор оператора осуществляется председателем экспертной группы.

Конкурсные документы размещаются на сайте torgi.gov.ru примерно за 20 суток до даты окончания времени подачи заявок. Организатором конкурса устанавливаются требования к обеспечению заявки, которые прописываются в соответствующих документах.

Конкурсанты в свою очередь должны удовлетворять следующим основным положениям:

  • они обязаны иметь государственную регистрацию в РФ и лицензию на работу с отходами 1-4 классов опасности;
  • не должны быть признаны банкротами;
  • их деятельность не может быть приостановлена в результате административного нарушения;
  • у них должна отсутствовать задолженность выше определенного размера по выплате налогов, штрафов и т.п. за прошлый календарный год;
  • руководители и главные бухгалтеры компаний не должны иметь судимостей за экономические махинации.

При выборе оператора комиссией оценивается 2 критерия: указанная стоимость всех услуг и степень их качества, определяемая по ряду показателей.

Заявки на конкурс подаются в письменном виде в закрытом конверте, который не позволяет просмотреть его содержание до непосредственного вскрытия.

Обязанности регионального оператора

Региональным оператором по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:


Об одном из региональных операторах и его задачах рассказывают корреспонденты новостей Ставропольского края в следующем видео.

Перечень региональных операторов

За декабрь 2017 г. были отобраны следующие региональные операторы:

  • МУП «Иультинское», Чукотский АО, предприятие осуществляет деятельность в пределах округа Эгвекинот;
  • АО «Управление по обращению с отходами», Сахалинская область;
  • ЗАО «Управление отходами – НН», Нижегородская область;
  • АО «Управление отходами», Саратовская область.

Кроме того, конкурсные отборы операторов будут осуществлены к концу 2018 г. в Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской и др. областях, а также в Красноярском крае, Карелии, на Алтае и в Санкт-Петербурге.

По состоянию дел на 01.01.2018 региональные операторы выбраны в 21 регионе РФ.

Работа региональных операторов направлена на реализацию множества задач, качественное решение которых позволит выстроить четкую схему всех действий, осуществляемых с постоянно образующимся мусором. Однако после внедрения изменений были выявлены некоторые проблемы. Поэтому новая система по работе с ТКО требует усовершенствования.


С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО — твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156) .

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье:(

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край , Санкт-Петербург . Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов — они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ . УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура — если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ