Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Какова бы ни была тема беседы Махараджа, он, похоже, всегда следит за тем, чтобы процесс "вопрос-ответ" следовал правильной линии ведения дискуссии. И каждый раз, когда кто-нибудь задает неуместный вопрос, Махарадж настойчиво, но мягко отклоняет его и возвращает дискуссию в первоначальное русло.

Иногда, однако, Махараджу приходится по какому-нибудь делу на короткое время покидать комнату, и вот однажды во время такой паузы один из посетителей начал говорить о неком политике, который в то...

Род земной являет собой единый образ Божий, поэтому каждый человек несет в себе его частицу. Согласно учению Родной Православной Веры, в отдельном человеке образ Божий проявляется стремлением к Богу, а также способностью воспринимать Божественную любовь, стремлением единства с Родными Богами и другими людьми в единой цепи – роде земном, Роде Небесном и Роде Всевышнем.

Именно этой связью обусловлены все богоподобные черты и умения каждого человека.

Среди последних особенно следует отметить...

По всей Земле люди начинают собираться в группы, общины, где ведется подготовка к событиям, которые очень скоро произойдут на планете. Интуитивно чувствуя наступающие перемены, люди группируются по признакам устремленности и уровню сознания.

В литературе можно часто встретить информацию о том, что в переходное для планеты время на новый уровень сознания легче работать в группе. Это так, но, к сожалению, не у всех людей сознание просветленное и состояние души возвышенное. Слишком много сейчас...

Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно.

Сына же - второго человека - соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего...

Супруга Бога Шивы, Богиня Парвати, однажды попросила быка Нанди, верховного животного, охранять вход во дворец в то время, как она принимала ванну, чтобы никто Ее не беспокоил.

Спустя некоторое время Шива пришел к Ней, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом.

Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг...

Рождение ребёнка - это сложный процесс, разработанный Материальной Системой космоса, занимающейся разработкой форм жизни для физических миров. Ими было решено выращивать новые тела в женском организме, хотя, конечно, рождение могло бы происходить и другими путями: и почкованием, и делением одного старого организма на новые состояния, и искусственным выращиванием в колбах, и клеточным клонированием.

Существует сто разных способов. Но на Земле был поставлен эксперимент - являться в мир именно...

Одно из наиболее распространенных мнений утверждает, что существует двойственное употребление слова Мара и существует, следовательно, по крайней мере два уровня использования символа Мары. Один из них - мифологический - основан на древних космологических представлениях и бытует почти в неизменном виде среди неграмотной массы верующих.

Другой уровень - догматический, основанный на высокоаналитическом толковании природы человеческой личности. На мифологическом уровне перед нами предстает...

Начинающие должны избегать плохих друзей и держаться добродетельных и хороших.

Вам следует принять пять или десять заповедей и хорошо знать, когда их соблюдать, и когда обходиться без них (1).

Вы должны следовать только священным словам златоустого Будды; не обращать внимания на ложь обычных людей.

Так как вы уже покинули дом, чтобы соединиться с чистым собранием, всегда помните о том, чтобы быть благородными и гибкими, и быть в гармонии с окружающими; не будьте гордыми и высокомерными...

Образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что но только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различие - опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

Схематизация - сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Функции воображения.

В жизни человека выполняет ряд специфических функций . Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с м и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять м, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность . Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия « представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Классификация и виды представлений

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели

Операции представлений

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • 1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.



    5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

    7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.



    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей?

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:

    § врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    § экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    § свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    § ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    § режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    § Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

    § В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

    Задание 3

    § Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    § Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    § Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    § Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

    § Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    § Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    § Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    § Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    § Решение студентом задачи по теоретической механике.

    § Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

    § Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?

    § Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    § Составить предложение из данного набора слов.

    § Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    § Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был выдающийся французский психолог Теодюль Арман Рибо (1839-1916). В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

    Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза). Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д.

    Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

    Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.



    Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.

    Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.

    Интервал транса - «вынашивания» - проявляется в различных внешних признаках: у одних - это особая напряженность, скованность, у других - расслабленность и даже сонливость. Нередко в такие периоды исследователь пытается отвлечься от решения проблемы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к проблеме все же остается, она живет в воображении и диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает, нет внешних раздражителей и он находится наедине с собой (часто перед засыпанием), воображение возвращается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в содержании сновидений, и в бодрствовании, она не покидает сферы подсознательного, чтобы в конце концов прорваться в сознание, и вот наступает вспышка-озарение, которое в начале еще не получает словесного выражения, но уже вырисовывается в виде образов.

    Ряд авторов в своем изучении роли феномена воображения в открытиях обращает внимание на необходимость на определенном этапе отвлечься от восприятия информации. Процесс познания или знакомства с новой информацией протекает сначала в подсознании, тогда как выбор новых моделей поведения или осознания полученной информации идет в сознании. Двусторонний характер творческого процесса и породил дилемму о том, предшествует ли художественному творчеству период вдохновения или творческий процесс носит спонтанный характер.

    Многие представляют творческий процесс в виде спектра, одна сторона которого дает открытие, совершаемое сознательным и логическим путем, а другая сторона рождает внезапные вспышки вдохновения, которые спонтанно возникают из таинственных глубин воображения.

    По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

    «Пришло время» - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

    Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

    Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение.

    Существуют традиционно выделенные операции творческого воображения, так называемые алгоритмы или приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация, уподобление.

    Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности. Этот процесс позволяет мысленно расчленить реальность на составные части, затем соединить их снова в комбинацию, которая не дана непосредственно в ощущениях. Например, автор художественного произведения может наделить своих персонажей чертами характера, которые он наблюдал в жизни у реальных людей (прототипов художественного образа). Хотя персонаж художественного произведения реально никогда не существовал, но поскольку он несет в себе комбинацию реальных черт, то он воспринимается «как живой».

    Агглютинация – соединение в одном образе разнородных, несоединимых черт. Так, народная фантазия породила такие образы, как русалка (женщина+рыба) или кентавр (человек+конь).

    Гиперболизация – мысленное увеличение какого-либо предмета, явления, персонажа. Поскольку величина предметов познается в сравнении, то и преуменьшение предмета, явления, персонажа тоже есть разновидность гиперболизации. Так, классическим примером гиперболизации является создание Джонатаном Свифтом воображаемой страны лилипутов и страны великанов.

    Заострение – подчеркивание, акцентирование заострение тех или иных черт, особенностей объектов; персонажей. Так, Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, отличался длинным носом, который рос вследствие хвастовства (преувеличенной черты характера этого героя).

    Схематизация – прием, при применении которого отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (например, при создании растительного орнамента).



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ