Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    Федеральные законы.

    Указы Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ.

    Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

    Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

    Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 343.34:351.86

Страницы в журнале: 33-35

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации [email protected]

С.С. САННИКОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза РФ

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, нормативные правовые акты, понятие, закон.

Legal Regulation of Ensuring National Security of the Russian Federation

Aliev T., Sannikova S.

The article examines the legal basis of national security, analyzes basic normative acts in the field of study, formulates the conclusion that at the present time in spite of the large number of documents regulating relations in the sphere of national security, the legislation needs to be expanded and improved.

Keywords: national security, public safety, normative act, concept, law.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается.

После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность».

На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, ст. 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства - один из главных критериев неконституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы. Следует согласиться с Н.С. Бондарем, который отмечает: «Как конституционная категория понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса».

Поскольку акты международного права являются составной частью российской правовой системы, то соответственно и в сфере обеспечения национальной безопасности также существует значительное количество актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В данной группе можно выделить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года, целью которой является активизация усилий стран мирового сообщества, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с учетом действующих многосторонних или двусторонних международных договоров или соглашений.

Еще одним международным актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, выступает Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, направленная на обеспечение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества и поддержания такого уровня; на создание на ядерных установках эффективных средств защиты личности, общества и окружающей среды от потенциальной радиационной опасности, вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок; на предотвращение аварий с радиологическими последствиями.

В целях обеспечения безопасности могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение в политические партии. Так, был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон о безопасности), который определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Однако следует признать, что Закон о безопасности весьма несовершенен. По сравнению с ранее действовавшим Законом о безопасности 1992 года он стал еще более абстрактным и пустым по содержанию.

Помимо Закона о безопасности в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации приняты и действуют федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» и т. д.

Закон о безопасности стал следствием подготовки и принятия одного из ведущих документов, регламентирующих концептуальные основы безопасности государства и общества, - Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия). Именно Стратегия дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности, а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в области общественной безопасности.

Стратегия - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии установлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них названы стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (п. 2 Стратегии).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать самостоятельные нормативные правовые акты в отношении обеспечения безопасности и правопорядка на принадлежащей им территории.

В целом законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяет компетенцию государственных органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации, необходимость координации их деятельности и взаимодействия, структуру организации системы обеспечения национальной безопасности. Однако, как справедливо замечает В.Е. Чеканов, рассматривая структуру национальной безопасности, на современном этапе ее правовую основу составляет более 250 законодательных и около 1000 подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, «однако до сих пор не определены объект, предмет, метод правового регулирования, функции и принципы права национальной безопасности».

В заключение следует отметить: несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

Вместе с тем представляется, что проблема обеспечения безопасности также может быть решена посредством формирования региональной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Библиография

1 См.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2005. С. 4-5.

2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. - М., 2011. С. 182.

3 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. - М., 2006. С. 219.

Поделитесь статьей с коллегами:

УДК 614.8:340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РФ

А. В. Бакланова, С. Е. Стешко Научный руководитель - Н. В. Юрковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрена нормативно-правовая база и основные направления, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности. Проведена сравнительная характеристика ЧС за 2013-2014 гг.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, безопасность, природная среда, охрана труда, ЧС, федеральный закон.

LEGAL REGULATION OF LIFE SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

A. V. Baklanova, S. E. Steshko Scientific supervisor - N. W. Yurkovets

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In this article, the regulatory framework and the basic directions that provide life safety. The comparative characteristics of emergency for 2013-2014.

Keyword: legal framework, security, natural environment, health and safety, emergency, federal law.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций; правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления); приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение государственного управления достигается правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и организациях. Управление ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасности (охраны) труда, защиты окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС) .

Охрана окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Фе-

Секция «Промышленнаябезопасность»

дерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно совершенствуется с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонное падание.

Необходимость создания государственных систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обусловлена нередко имеющими место огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, для предотвращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом - формирование и реализация государственной политики в данной области.

В апреле 1992 года для реализации государственной политики была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время (см. таблицу) .

Обзор сравнительной характеристики ЧС за период 2013-2014 гг.

ЧС по характеру и Количество ЧС Погибло Пострадало

виду источников

возникновения 2014 г. 2013 г. % 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г.

Техногенные ЧС 186 166 12,05 556 563 1 620 1 621

Природные ЧС 44 116 -62,07 11 6 128 233 215 947

Биолого-социальные 31 46 -32,61 0 0 2 362

ИТОГО 262 335 -21,79 567 620 129 869 218 177

Рассмотрение нормативного правового обеспечения, регулирующего отношения, связанные с защитой населения и окружающей среды, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся система правового регулирования в основном обеспечивает решение необходимых задач БЖД.

1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2011. 680с.

2. МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2015).

3. Защита территорий и населения в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / сост.: Н. В. Юр-ковец, О. П. Потапаева; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.

© Бакланова А. В., Стешко С. Е., 2015


1. Правовые нормы, определяющие деятельность гражданских организаций гражданской обороны

Общее положение федеральных целевых программ

Нормативно-правовая база обеспечивающая безопасность образовательного учреждения

Объекты и субъекты безопасности

Список используемых источников и литературы


. Правовые нормы, определяющие деятельность гражданских организаций гражданской обороны


На сегодняшний день в Российской Федерации принято большое количество законов и подзаконных актов в отношении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности осуществляются согласно Международно-правовым актам, федеральным законам и другим правовым актам. Нормативно-правовая база в сфере защиты населения и территорий от ЧС создается в зависимости от задач, стоящих перед государством в плане обеспечения гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства. Таким образом, работа осуществляется по следующим направлениям:

развивается нормативно-правовая и методическая база в области правового регулирования вопросов безопасности и чрезвычайных ситуаций;

поддерживается постоянная готовность государства к быстрому реагированию на возникающие угрозы ЧС и их ликвидации;

регулируются проблемы охраны здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасности в чрезвычайных ситуациях;

решаются вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности;

обеспечивается нормативно-правовая база деятельности, связанная с предупреждением и ликвидацией ЧС для всех органов государственной власти, организаций и учреждений;

совершенствуется система государственных и общественных структур, которые организуют и реализуют мероприятия по безопасности в ЧС;

организуется участие в международном сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации ЧС;

разрабатываются меры правовой ответственности должностных лиц, граждан за нарушение законодательства в области ЧС, надзор и контроль.

Основой правовой базы безопасности ЧС являются:

Конституция РФ;

Федеральные законы "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О радиационной безопасности населения", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О борьбе с терроризмом";

Кодекс об административных нарушениях и другие законы и нормативно-правовые акты.

Гражданские организации ГО (формирования) - это составная, наибольшая по численности часть сил Гражданской обороны РФ. Регулируют порядок создания и функционирование гражданских организаций ГО Федеральный закон "О гражданской обороне" и Постановление Правительства РФ от 10.06.1999г. № 629 "О гражданских организациях ГО". Гражданские организации ГО формируются организациями гражданской обороны, которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, представляющие важное экономическое и оборонное значение или имеющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. К примеру, в такой организации должен состоять объект, который в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности производственных объектов" отнесен к категории опасных производственных объектов, или организация, которая согласно Порядку отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.09.1998г. № 1115, относится к категории особой важности, первой и второй категории по гражданской обороне.

Гражданские организации ГО создаются в соответствии с территориально-производственным принципом. Целями создания являются:

проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, первоочередное жизнеобеспечение населения, которое пострадало при проведении военных действий, а так же вследствие этих действий;

участие в борьбе с пожарами, химическим, биологическим, радиоактивным заражением, для того, чтобы восстановить объекты жизнеобеспечения населения, восстановить и охранять правопорядок.

В организационные формирования входят отряды, команды, группы, бригады, дружины и звенья.

К общим задачам всех служб ГО относятся:

планировать и осуществлять мероприятия гражданской обороны при переводе ГО на военное положение, проводить рассредоточение и эвакуацию населения, действовать силами ГО в очагах поражения;

создавать и подготавливать формирования служб ГО;

организовывать управление подчиненными органами и силами ГО;

обеспечивать подчиненные органы и силы ГО необходимыми материальными средствами;

организовывать и поддерживать взаимодействие с соответствующими органами управления и силами военного командования;

руководить силами и средствами служб ГО.


2. Общее положение федеральных целевых программ


Федеральные целевые программы (ФЦП) являются увязанными между собой по задачам, ресурсам и срокам осуществления научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, производственными, социально-экономическими, организационно-хозяйственными и другими мероприятиями, предназначенными для обеспечения эффективного решения государственных, экономических, экологических, социальных и культурных системных проблем развития Российской Федерации.

В Федеральные целевые программы может входить несколько подпрограмм, которые направлены на решение конкретных задач в границах программы. Основанием деления ФЦП на подпрограммы является сложность решаемых проблем, а также необходимость рациональной организации их решения.

В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо: повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов от этих угроз, создать необходимые предпосылки для устойчивого развития государства посредствам координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Основные задачи ФЦП:

усовершенствовать научно-методические основы и развить механизмы координации управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повысить безопасность населения и защитить критически важные объекты от угроз природного и техногенного характера;

усовершенствовать научные основы, для того чтобы эффективно анализировать опасные природные явлений, возникающие техногенные аварии и катастрофы, оценивать и прогнозировать риски чрезвычайных ситуаций, а также оптимизировать меры по управлению этими рисками;

создать общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создать научно-методические основы, методы и средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;

прогнозировать риски чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разрабатывать основные элементы государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;

усовершенствовать систему государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;

усовершенствовать организационные основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;

развить и усовершенствовать систему сейсмологических наблюдений и оповещений о цунами;

создать Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);

развить и усовершенствовать Автоматизированную информационно-

управляющую систему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

усовершенствовать систему подготовки руководящего состава и населения в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

внедрить систему обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;

сконцентрировать организационно-технические, финансовые, материальные и информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области решения проблем снижения рисков чрезвычайных ситуаций.

В процессе реализации федеральных целевых программ был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами.

В границах проводимой МЧС России в 40 субъектах Российской Федерации координационной работы реализуются региональные целевые программы в целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы еще в 27 субъектах Российской Федерации.

Данные региональные целевые программы - это важнейшее звено в системе управления рисками чрезвычайных ситуаций. Их осуществление позволило систематизировать, организовать и управлять деятельностью по снижению рисков чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Предварительные результаты осуществления программ показали, что не весь их потенциал был осуществлен полностью. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

изменилась структура угроз и масштаб действия опасных факторов, которые являются потенциальными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;

существует недостаток ресурсов, которые необходимы для того чтобы была достигнута устойчивая положительная динамика в решении основных задач программы;

существует недостаточная эффективность механизмов, которые применяются в решении основных задач программы в условиях модернизации системы государственного управления;

изменилась система распределения уровней ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Но даже, несмотря на существующие недостатки, осуществление программных мероприятий позволяет обеспечивать разработку основных элементов правового регулирования в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координировать действия федеральных органов государственной власти в плане их ответственности. ФЦП обеспечивают базовые условия, которые необходимы для осуществления неотложных мер, касающихся критически важных объектов, согласно решениям совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4).

Анализируя информацию о чрезвычайных ситуациях, учитывая структуру угроз и динамику их изменений, становиться очевидным, что стихийные бедствия, имеющие отношение к опасным природным явлениям, пожарам, а также техногенным авариям - это основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, в результате, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


3. Нормативно-правовая база, обеспечивающая безопасность образовательного учреждения


В целях повышения качества работы по организации и обеспечению безопасности образовательного учреждения необходим следующий список нормативно - правовой документации по безопасности ОУ.

Перечень основных нормативных правовых документов, которые регламентируют вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России:

Федеральные законы.

В настоящем Федеральном законе определены задачи в сфере гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Гражданская оборона в рамках данного Закона является системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Закон устанавливает, что гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях. Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

)"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

В данном Федеральном законе определены общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие закона распространяется на отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Закон устанавливает задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Устанавливает круг обязанностей организаций и граждан в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В Законе закреплены права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности установлено: право на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны; право на обращение в органы власти по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В Законе закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроль и надзор за законностью их деятельности.

В настоящем Федеральном законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются в этой сфере отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности - это одна из важнейших функций государства.

Наличие радиационных объектов несет немалую опасность для населения и для окружающей среды.

В Законе определены основы и организация обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Оборона - это политические, экономические, военные, социальные, правовые и иные меры по подготовке к вооруженной защите, а так же вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Чрезвычайное положение - это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Закон принят во исполнение частей 2 и 3 статьи 87 Конституции РФ, согласно которым военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Закон регламентирует порядок и основание введения и отмены военного положения, определяет содержание этого режима, устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.

В настоящем Федеральном законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Указы Президента Российской Федерации:

)"О создании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)" от 10 января 1994 г. № 66;

)"О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 28 августа 2003 г. №991;

)"Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 11 июля 2004 г. № 868.

А также Постановления Правительства Российской Федерации:


4. Объекты и субъекты безопасности


Безопасность является сложным социальным явлением, многоплановым и многогранным в своей структуре, отражающим противоречивые интересы разных социальных субъектов. Часто одни данных субъектов обеспечивают свою безопасность за счет других, или же не считают нужным соблюдать интересы безопасности других людей, групп, народов, мыслят старыми категориями и эгоистическими ценностями, игнорируют основную закономерность, что безопасность в эпоху всеобщей глобализации неделима. Исходя из этого, проблему безопасности обуславливают субъективные позиции, неоднозначные оценки, фрагментарные суждения.

Современные исследования в сфере безопасности выделяют несколько основных подходов к толкованию понятия "безопасность".

Во-первых, понятие "безопасность" - это многоаспектное состояние, которое характеризует положение человека, общества или государства во внешней среде. С точки зрения данного подхода понятие "безопасность" - это отсутствие опасности. Данную трактовку так же называют безопасностью в узком смысле слова. На практике это определение носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни очень редко встречаются ситуации с полным отсутствием угроз.

Во-вторых, понятие "безопасность" - это комплекс представлений, в которых существует сравнение характеристик, которые отражают реальное и желаемое состояние человека, общества или государства.

Данный подход рассматривает понятие "безопасность" как процесс и результат данного процесса. Состояние безопасности ассоциируется с реализацией функций защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства или с ее результатами. При этом безопасность - это результат сложного процесса обеспечения безопасности, непрерывно реализуемая задача, которая связана с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. Процессуальный подход к безопасности выделяет меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) осуществления мер по обеспечению безопасности в любых обстоятельствах.

Помимо этого, данный подход рассматривает понятие "безопасность" в качестве комплекса представлений, которые возникающих на основе определенных социальных отношений, которые характеризуются взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений.

В третьих, понятие "безопасность" можно рассматривать в качестве ценности и цели, для осуществления которой человек, общество или государство предпринимают определенные действия.

Давая характеристику различным подходам к определению понятия "безопасность", необходимо заметить, что наиболее важными элементами для формирования системы представлений о безопасности являются понятия "субъект" и "объект безопасности", те есть все те, кто создает безопасность и пользуется ею.

Субъектом и одновременно объектом безопасности могут являться: отдельный человек, общество, государство или сообщество государств. При этом, некоторые из них могут выступать сразу в нескольких ипостасях: человек - в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы и общества в целом; государство - в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств.

Взаимосвязь между человеком, обществом и государством жестко обусловлена их природой. Поэтому каждый из них является одновременно субъектом и объектом безопасности.

Исходя из того, кто является субъектом или объектом безопасности - отдельный человек, социальная группа, общество в целом, государство или сообщество государств, выделяют следующие основные уровни безопасности:

) личную или индивидуальную безопасность;

) социетальную (общественную) безопасность, или безопасность общества;

) национальную безопасность, или безопасность государства;

) международную, или коллективную, безопасность;

) всемирную, или глобальную, безопасность.

Промежуточным уровнем между индивидом и обществом является уровень групповой безопасности или безопасности общности.

Между национальным и международным уровнями либо между международным и глобальным уровнями может выделяться региональный уровень. Помимо этого, региональная безопасность - это безопасность в одной из частей страны или в границах этнокультурной области, которая объединяет территории сразу нескольких государств.

Еще одним немаловажным элементом формирования представлений о безопасности является понятие "угроза". "Угроза" - это причина нарушения состояния безопасности. Угрозы бывают реальные, то есть уже проявившиеся в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальные, то есть их негативное воздействие может проявиться ближайшем или отдаленном будущем. Помимо этого, на каждом уровне безопасности угрозы возможны не только извне, но и со стороны самого субъекта или объекта безопасности. Именно угрозы, как причины, обстоятельства, оказывающие разрушительное воздействие на объект безопасности, определяют цели безопасности негативным образом. Цель безопасности - это искоренение, нейтрализация, устранение источников угроз безопасности, а так же возможных последствий их действия на различных уровнях. Так же, цели безопасности определяются и позитивным образом в качестве стремления субъекта к расширению доступных ему пределов безопасности, наполнения его большим содержанием. Цели по обеспечению безопасности реализуются в определенных отраслях, сферах жизнедеятельности субъекта безопасности. Многообразие сфер деятельности человека, общества и государства позволяет выделить множество видов безопасности. На это оказывает влияние выбор критериев классификации. Например, отечественное издание "Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений" выделяет 46 отраслей жизнедеятельности, в отношении которых на данный момент уже сформулированы задачи по обеспечению безопасности. Тщательность, чрезвычайная подробность подобного подхода позволяет выделить достаточно узкие направления в обеспечении безопасности - продовольственную и энергетическую безопасность, безопасность здоровья населения, безопасность на транспорте и т. д. Подобный подход приводит не только к позитивным, но и к определенным негативным результатам, к утрате целостного представления о безопасности. В связи с этим рассмотрение узкоспециализированных сфер обеспечения безопасности в рамках более крупных аспектов, несмотря на достаточно большое внимание ко многим деталям, частностям, позволяет сформировать достаточно целостное представление о безопасности и обогатить его содержание.

В ряду крупных аспектов безопасности выделяется:

) экологическая безопасность;

) демографическая безопасность;

) физическая безопасность;

) экономическая безопасность;

) социальную безопасность;

) этнокультурная безопасность;

) информационная безопасность;

) военная безопасность;

) технологическая безопасность.

Очевидно, что данный список не является полным, к примеру, "Концепция безопасности человека", принятая ООН, выделяет:

) экономическую безопасность;

) продовольственную безопасность;

) безопасность для здоровья;

) экологическую безопасность;

) личную безопасность;

) социальную безопасность;

) общественную безопасность;

) политическую безопасность.

Хотя и существует множество различных классификаций безопасности, большая часть перечисленных в них аспектов дублируется или же является достаточно близкой по смысловому содержанию.

Исходя из этого, несмотря на долгую историю споров и размышлений человечества по вопросам собственной безопасности, окончательное смысловое оформление понятия "безопасности" все еще далеко от своего завершения. Безопасность человека является это многоаспектным состоянием, для оценки и характеристики которого нужно учитывать как индивидуально-личностные показатели, физические условия жизнедеятельности, так и условия, которые обусловлены детерминированностью существования и развития человека со стороны общества и государства, мирового сообщества. Безопасность человека взаимосвязана с безопасностью общества и государства. Процесс осмысления безопасности человека и общества оформился в ряде концепций, в которых нашли свое отражение исторические условия развития человечества. Среди них особо выделяется ряд основных концепций, которые определяют содержание теоретических работ в области безопасности человека, общества и государства, и направление, характер практических действий, предпринимаемых различными субъектами по обеспечению собственной безопасности. Это, прежде всего, "концепция национальной безопасности", "концепция национального интереса", "концепция общей безопасности", "концепция социетальной безопасности".


Список используемых источников и литературы

гражданский оборона безопасность образовательный

.Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

."О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, З.А Сибиряков, В.П. Соломин. - М.: Издательский центр "Академия". 2008. - 256с.

.Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" (#"justify">.Нормативно - правовое обеспечение безопасности образовательных учреждений. Электронный ресурс. #"justify">.Социальная безопасность. Чмыхало А.Ю. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.

.#"justify">."Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / под ред. Л. Манилова" (М., 1998)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема 13 Административно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности

Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о безопасности государства, в п. «м» ст. 71 – об отнесении безопасности к ведению Российской Федерации; в п. «д» ст. 114 подчеркивается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности; в п. «ж» ст. 83 указывается, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современное понятие безопасности сложилось не сразу, причем за последние годы законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело существенные изменения.

Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон РФ «О безопасности», однако в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функций государства его оказалось недостаточно. Значительно изменилась и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 г. указанный закон был принят в новой редакции.

В широком смысле безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод; общества – его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти – в первую очередь ФСБ России и Служба внешней разведки (далее – СВР России).

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Предметом обеспечения безопасности Российской Федерации являются ее конституционный строй (форма государственной власти, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов), суверенитет (возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, то есть независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних) и территориальная целостность.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя:

Выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

Борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

Защита сведений, содержащих государственную тайну;

Осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

Защита и охрана государственной границы Российской Федерации;

Обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других видов деятельности.

Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

Для обеспечения безопасности (то есть состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В ст. 2 Закона «О безопасности» (в ред. 2009 г.) к органам, осуществляющим безопасность, относятся чуть ли не все государственные органы вне зависимости от их принадлежности к ветвям государственной власти: государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности «через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст. 8 указанного Закона систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство; 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности хотя бы потому, что, как сказано в абз. 1 ст. 11 Закона: «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», – а в правовом государстве президент не может руководить законодательной и судебной ветвями власти.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны Президента РФ, Министерство внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Совет безопасности Российской Федерации

Президент РФ возглавляет Совет безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону «О безопасности» Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Основной задачей Совета безопасности РФ является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет безопасности РФ наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств.

В состав Совета безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Президент РФ назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совета безопасности РФ, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совета безопасности РФ отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента РФ, выносимых на заседания Совета безопасности РФ, проводимые его секретарем. Только постоянные члены Совета безопасности РФ простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенным к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.

Таким образом, Совет безопасности РФ является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.

Заседания Совета безопасности РФ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности РФ участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

Правительство РФ также осуществляет функции в сфере безопасности. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Основные полномочия ФСБ России подразделяются на следующие группы:

Контрразведывательная деятельность;

Руководство пограничными органами;

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ России;

Разрешительные полномочия.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.

ФСБ России не имеет в своем составе подведомственных войск, однако только в центральном аппарате этого органа насчитывается 4 тыс. военнослужащих.

В ФСБ России предусмотрены коллегиальные формы деятельности, но полномочия коллегии, как и в других правоохранительных органах, ограничены совещательными и рекомендательными функциями. В отличие от общегражданских министерств и ведомств, в состав коллегии входят лишь военнослужащие; участие в ее деятельности ученых и специалистов, не осуществляющих военно-служебные обязанности, исключается.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Государственная фельдъегерская служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Ее основные задачи:

Обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

Доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

Доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

Доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.

Федеральная службы охраны Российской Федерации

В компетенцию Федеральной службы охраны РФ (далее – ФСО России) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, Генерального прокурора РФ, председателей высших органов судебной власти, а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ, который подлежит государственной охране пожизненно, охрана предоставляется на срок полномочий.

В состав ФСО России входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента РФ. Таким образом, Президент является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.

Служба внешней разведки Российской Федерации

Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ России. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент РФ.

В осуществлении функций органов СВР России принимают участие лица, оказывающие этим органам конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере (в частности, установление прав, обязанностей, форм и методов деятельности указанных лиц) осуществляется ведомственными актами органов СВР России. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам СВР России, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ России.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ). К его ведению отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что обусловливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС РФ.

В систему МЧС РФ входят региональные центры, Государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.

МЧС РФ лицензирует деятельность по предупреждению и тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС РФ совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В структуру центрального аппарата МЧС РФ входит совещательный орган – коллегия МЧС РФ, которая состоит из министра (председателя коллегии) и его заместителей – членов коллегии по должности, а также из иных руководящих работников МЧС РФ. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС РФ, осуществляется Президентом рф.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности 1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

СТАТЬЯ 3. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с

Из книги Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации автора Братановский Сергей Николаевич

Раздел V. Административно-правовое регулирование в области экономики Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

автора Автор неизвестен

Тема 19. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах 1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в

Из книги автора

2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды,

Из книги автора

3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли

Из книги автора

4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса.В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных

Из книги автора

Раздел VI. Административно-правовое регулирование в социально-культурной

Из книги автора

§ 2.1. Административно-правовое регулирование формирования служебного прокурорского аппарата и прохождения службы В современной России прохождение государственной службы является сложным правовым явлением и связано с комплексом социально-экономических отношений.

Из книги автора

8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и

Из книги автора

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на

Из книги автора

Тема 14 Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения обороны Вопрос 1. Организационно-правовые формы управления оборонойВ соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» оборона – это система политических, экономических, военных,

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ