Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

КАТОРГА В СИБИРИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX в. Каторга (от позднегреческого katerga - галера) в XVIII - начале XX в России - важная часть пенитенциарной системы, вид , мера наказания по суду за уголовные и политические преступления, включала лишение всех прав, тюремное за­ключение с особо строгим режимом и принудительный тяжелый физический труд.

Возникновение каторги

До середины XIX в. в отношении представителей низших сословий обычно сопровождалась телесными нака­заниями, клеймением и членовредительством (вырезание языка, ноздрей, ушей). В иерархии наказаний занимала 2-е место после смертной казни.

Подневольный труд в пользу государства как мера наказания известен с Древнего мира. Термин «Каторга» возник в Средние века, так называли наказание принудительной работой гребца­ми на галерах. В XVI-XIX вв. в Западной Европе осуж­денные на Каторгу использовались также на тяжелых работах в тюрьмах, портах, на рудниках и т. п., практиковалось сочетание каторги со ссылкой в заморской колонии. В России использование заключенных («тюремные сидельцы») на казенных работах впервые законодательно предусмат­ривалось Соборным уложением 1649. Собственно каторга была оформлена в конце XVII - первой четверти XVIII в. се­рией указов, Воинским (1715) и Морским (1720) уста­вами, за ряд преступлений она заменила смертную казнь. Наказание каторгой следовало только по суду; предусматривалась каторга вечная (за особо тяжелые и неоднократные пре­ступления) и срочная (10, 15 и 20 лет). На вечную каторгу осужденных направляли вместе с женами и детьми, но последних к каторжным работам не привлекали. Сначала местом массовой каторги были Азов и Таганрог, куда в 1696 для выполнения строительных работ направлялись преступни­ки, подлежавшие ссылке в Сибирь . В первой половине XVIII в. каторжных использовали в основном в европейской части страны на строительстве Санкт-Петербурга, морских портов в Рогервике (ны­не - г. Палдиски, Эстония), Риге, Ревеле, на сооруже­нии каналов и дорог, на казенных заводах, галерах. С начала XVIII в. - ссылка в каторжные работы на уральские заводы и в Сибирь на Нерчинский и солеваренный заводы.

Каторга в Сибири в XVIII веке

Указом от 29 марта 1753 женам и детям ссыльно­каторжных разрешалось оставаться на прежнем месте жительства. Согласно указам 1753 и 1754, каторга стала вы­сшей мерой наказания за уголовные и политические преступления и получила большое распространение. Последнему спо­собствовал и указ от 8 января 1765, разрешавший помещи­кам ссылать своих крестьян за «предерзностное состоя­ние» в каторжные работы на срок по собственному усмотрению. После завершения в 1767 строительства порта в Рогервике основная масса ссыльнокаторжных стала направляться в Сибирь , Оренбуржье и на Урал. Во второй половине XVIII в. как раз­новидность каторги законодательно были выделены наказа­ние работами на строительстве крепостей (крепостные работы) и в специально создаваемых работных и смирительных домах (для женщин - в прядильных домах). Получила распростране­ние практика определения каторжных, отбывших срок, а также нетрудоспособных (по старости, болезням и увечьям) на поселение в сельской местности. Указами от 13 сентября 1797, 25 июня и 31 октября 1798 введены 3 категории каторжных работ: 1-я, наиболее тяжкая - на Нерчинских и Екатеринбургских заводах и рудниках, 2-я - на Иркут­ской суконной фабрике, 3-я - на строительстве крепостей.

Каторга в XIX веке

До начала XIX в. каторга , как и в целом ссылка, не была законодательно квалифицирована. Состав преступле­ний, сроки, места каторги оговаривались отдельными законодательными ак­тами, носившими прецедентный и казуистичный характер. Сибирской каторге ведали Сенат, Сибирский приказ , -коллегия, Кабинет Его Императорского Величества с подключением местной адми­нистрации. Устав о ссыльных 1822 законодательно ква­лифицировал каторгу срочную и пожизненную (бессрочную). Срок обязательных работ при пожизненной каторге ограничивался 20 годами, при срочной - временем, определенным в пригово­ре. После отбытия каторги осужденные пожизненно определя­лись на жительство по месту каторги , а осужденные на срок направлялись на поселение в места, указанные властями. На практике исключение по срокам ссылки существо­вало для «государственных преступников», которых мог­ли амнистировать. Например, Александр II при вступлении на престол освободил всех политссыльных, попавших в Сибирь в правление Николая I (исключая тех, кто уже в Сибири совершил новые преступления). В 1832 Устав и другие нормативные акты о каторге и ссылке были включены в Свод законов Российской империи (14-й том «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и о ссыльных»). Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 и дополнительный к нему закон от 15 августа 1845 предусматри­вали каторгу за совершение наиболее тяжких преступлений с лишением всех прав, определяли ее точные сроки в за­висимости от состава преступлений, устанавливали, что по истечении срока каторги ссыльнокаторжные поступают на поселение, вводили деление каторжных работ на 3 разряда : в рудниках, крепостях и на заводах. Перевод бессроч­но каторжного на поселение зависел от степени его ис­правления. В 1864 были упразднены крепостные работы. С постепенным закрытием и переходом в частные руки казенных заводов стала сокращаться заводская каторга, на смену ей пришли каторжные работы на золотых приисках.

В 1869 были изданы правила, по которым на каторгу в сибирские рудники и заводы должны были направляться осуж­денные только из Сибири и зауральских частей Пермской и Оренбургской губернии , остальные каторжники подлежали распределению по центральным каторжным тюрьмам (централы) в пределах Европейской России. Но поскольку последних не хватало, отправка ссыльнокаторжных в Сибирь скоро возобновилась. В 1870-80 там также были учреждены центральные каторжные тюрьмы: тобольские № 1 и № 2, Алек­сандровская в селе Александровском (см. Александровский централ ) и Усть-Каменогорская (для осужденных военнослужащих). Одновременно началась отправка каторж­ных на остров Сахалин. Закон от 11 декабря 1875 и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 упраз­днили прежние 3 разряда по роду работ и установили 7 степеней каторжных работ, с учетом их тяжести. Степени сводились в 3 разряда : 1-й - осужденные без срока или на срок свыше 12 лет, 2-й - от 8 до 12 лет, 3-й - от 4 до 8 лет. Кроме того, вводилась система «исправительных» разрядов. Первоначально каторжные поступали в раз­ряд испытуемых: 1-го разряда - на срок от 8 (для бес­срочных) до 2 лет, 2-го - на 1,5 года, 3-го - на 1-1,5 го­да. Испытуемые содержались в тюрьмах: бессрочные - в ножных и ручных кандалах и отдельно от других каторжных, срочные - только в ножных. Заключенные носили спец­одежду, мужчинам выбривалось полголовы. При хо­рошем поведении следовал перевод в разряд исправ­ляющихся, которые содержались без оков и занимались более легкой работой отдельно от испытуемых. Далее, через 1-3 года, заключенному могли предоставить более льготные условия (проживание вне тюрьмы, вступление в брак, домообзаводство, наличие имущества). Если ка­торжанин работал без взысканий, то 10 месяцев срока ему засчитывались за год. Осужденные на бессрочную каторгу по истечении 20 лет с разрешения начальства освобожда­лись от работ. Данные правила не распространялись на отце- и матереубийц, которые никогда в разряд исправля­ющихся не переводились, а также на политкаторжан, которые в данный разряд переводились только в исклю­чительных случаях по «высочайшему» разрешению. Работа каторжных оплачивалась (по закону от 6 января 1886) в размере 1/10 дохода, полученного их трудом. Каждому заключенному полагалось в день по фунту мяса летом и по 3/4 фунта в прочее время, 1/4 фунта крупы. На собственные средства каторжные могли приобретать другие продукты питания. Каторжные, не способные ни к какой работе, размещались по сибирским тюрьмам. Жены и дети могли сопро­вождать каторжных на каторгу, жить рядом с тюрьмой. После отбытия срока (в том числе в централах) каторжные перехо­дили в разряд ссыльнопоселенцев, как правило, вблизи места, где отбывали каторгу, или в особых колониях (например, на Сахалине). Закон от 12 июня 1900 расширил сферу применения каторги, заменив ею ряд более легких наказаний. В начале XX в. каторга существовала в виде системы каторжных тюрем. Управление каторги в XIX - начале XX в. входило в общую систему управления ссылкой (Ссылка в Сибирь), но на мес­тах ею заведывало заводское и тюремное начальство.

Основной контингент каторжных - уголовники. В перио­ды обострения в стране социально-политической ситуации каторге под­вергались участники народных движений (К.А. Булавина, Е.И. Пугачева), крестьянских, городских, казачьих, солдатских восстаний и бунтов. С появлением и развитием в России революционного и национально-освободительного движения на каторгу стали ссылать их учас­тников - декабристов , польских повстанцев, петрашев­цев, народников , социалистов и других, которые составляли особую категорию политических каторжан. На рубеже XIX- XX вв. среди политкаторжан численно преобладали ра­бочие, социал-демократы и эсеры.

Главные места каторжных работ в Сибири: в Забайкалье - Нерчинские заводы, рудники и прииски, в Прибайкалье - Усть-Кутский и Иркутский (Усольский) солеваренный, Николаевский железоделательный заводы, Иркутская (Тельминская) суконная фабрика, в Западной Сибири - отдельные крепости на пограничной линии (крепостные работы), на Дальнем Востоке - угольные копи на острове Сахалин. С 1890-х гг. каторжане использовались на строительстве Сибирской, а затем Амурской железной дороге. Крупнейшими каторгами являлись нерчинская и Сахалин.

Нерчинская каторга возникла в начале XVIII в. и размещалась в пределах Нерчинского горного округа , принадлежавше­го с 1780-х гг. Кабинету Его Императорского Величества. Ссыльнокаторжных использовали в качестве чернорабочих на серебросвинцовых заводах, на золотых приисках, в рудниках, поэтому каторжные тюрьмы открывались при каждом крупном предприятии. За весь период существования каторги были открыты и дейст­вовали Алгачинская, Акатуйская, Александрово-Заводская, Горно-Зерентуйская, Кутомарская, Кадаинская, Кличкинская, Мальцевская, Нижне-Карийская, Сред­не-Карийская, Усть-Карийская, Верхне-Карийская, Амурская тюрьмы. Оборудованы были также тюрьмы и при золотых приисках - Казаковская, Козловская, Но­во-Троицкая, Нижне-Борзинская и другие. Содержались ссыльнокаторжные и в Петровском Заводе . Во второй половине XIX в. Нерчинская каторга представляла собой сеть каторжных тю­рем, разбросанных на значительном расстоянии друг от дру­га, объединенных в каторжные районы: Горно-Зерентуйский, Александрово-Заводской, Карийский (Карийская каторга). Управление Нерчинской каторгой осуществляли заведующий нерчинскими ссыль­нокаторжными, находившийся в Нерчинском Заводе, затем в Чите , которому подчинялись старшие и младшие смотри­тели тюрем, смотрители цехов, богаделен, тюремные над­зиратели; в Петровском Заводе и на Карийских при­исках - полицмейстер, смотрители тюремные приставы. Через забайкальские тюрьмы прошли декабристы (см. Декабристы в Сибири), петрашевцы ( , Н.А. Спешнев, Н.А. Момбелли, Ф.Н. Львов, Н.П. Григорьев), революционеры-демократы (М.Л. Ми­хайлов, Н.Г. Чернышевский , Н.А. Ишутин), народни­ки (П.И. Войнаральский, С.Ф. Ковалик, Л.Г. Дейч, А.В. Прибылев, Ф.Я. Кон , и другие), участники польского национально-освободительного движения (восстаниий 1830-31, 1863-64) и члены первых рабочих организаций (П.А. Алексеев, В.П. Обнорский). В начале XX в. здесь содержались социал-демократы (в том числе депутаты большевистской фракции Государственной думы II созы­ва А.П. Вагжанов, В.М. Серов, организатор первых марк­систских кружков в Забайкалье Е.М. Ярославский , эсеры (в том числе известные террористы , Е.С. Созонов, И.Н. Брильон, П.П. Прошьян, М.А. Спиридонова ), анархисты , а также многочисленные участники массовых народных выступлений.

В системе Нерчинской каторги во второй половине XIX в. самосто­ятельное значение приобрела Карийская каторга, организованная в 1838 на золотых приисках по реке Каре. Сначала сюда на­правляли уголовных, с 1873 политических заключенных. Карий­скую каторгу составляли 7 тюрем, с 1881 одна из них пред­назначалась для содержания политкаторжан. Через Карийскую каторгу прошло более 200 «политических», главным образом народников и эсеров. После Карийской трагедии в 1890 всех политзаключенных перевели в Акатуйскую тюрьму, на Каре остались лишь уголовные заключенные. В 1898 Карийская каторга ликвидирована.

Сахалинская каторга была открыта в 1869. Сначала ка­торжных отправляли на Сахалин через Сибирь и Дальний Вос­ток, с 1879 их стали перевозить пароходами из Одессы через Суэцкий канал вокруг Азии, с 1884 - дважды в год - весенними и осенними рейсами. Ссылка на Сахалин при­няла массовый характер. В 1886 на острове была офици­ально учреждена всероссийская Сахалинская политическая каторга, хотя политических заключенных туда отправляли и ранее. На Са­халине отбывали каторгу соратники А. Ульянова, участники крестьянских волнений, народовольцы, члены политической партии «Пролетариат», поляки ( и другие), руководители «Обуховской обороны» 1901 (А.И. Гаврилов, А.И. Ермаков) и другие, всего за время существова­ния каторги - 54 участника революционного движения. К концу XIX в. сложилась система каторжных тюрем, объединенных в Александровский, Тымовский и Корсаковский округа . Сахалинской каторгой заведовали военные начальники острова, которому подчинялись окружные начальники и полицейские управления. Труд каторжных использовался при добыче угля, на лесоразработках, строительстве дорог, мостов, портов, домов. За непродолжительный период Сахалинская каторга выдвинулась на одно из 1-х мест в системе наказаний за уголовные и по­литические преступления. После появления книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» (1895) и очерков В.М. Дорошеви­ча начались протесты прогрессивной общественности против жестокостей на «штрафном острове». В связи с Русско-японской войной ссылка на остров была прекращена, а в 1906 упразднена.

В 1892 общая численность отбывавших каторгу по всей России составляла 14 484 человек, в том числе около 74 % в Сибири и на Дальнем Востоке: на Нерчинской каторге - 2 114, Сахалинской - около 6 тыс. человек, при заводах: Иркутском солеваренном - 18, Николаев­ском железоделательном - 16, Усть-Кутском солеваренном - 35, Петровском железоделательном - около 50 человек, при каторжных тюрьмах: Александровской - 1 935, двух тобольских - 510, Усть-Каменогорской - 43 человека.

Режим и правила

Каторжный режим на заводах, рудниках и приисках был чрезвычайно суровым. К месту назначения заключен­ные двигались пешком, во второй половине XIX в. их стали пе­ревозить речным и морским транспортом , с конца XIX в. - по железной дороге. На каторге заключенные проживали в тюрьмах, которые обычно представляли собой одноэтажные деревянные бараки и даже землянки, обнесенные деревянной или каменной огра­дой. Тюрьмы, как правило, не отапливались, не имели санитарных условий и были переполнены, подчас в 2 раза выше норматива. Помимо изнурительных работ, постоянными спутниками каторжной жизни были болезни, нередко эпи­демии, и недоедание, следствием чего являлась высокая смертность среди каторжан (в том числе по пути следования на каторгу). К этому добавлялось полное бесправие заклю­ченных, издевательство и произвол со стороны начальст­ва и охраны. За малейшее неповиновение и проступки их подвергали наказаниям: били розгами, заключали в карцер, сокращали паек, направляли на самые тяже­лые и изнурительные работы. Политкаторжане, как правило, содержались вместе с уголовными, выполняли те же работы, подвергались оскорблениям, побоям и телесным наказаниям; их общение между собой ограничивалось. Жесткий режим и произвол тюремной администрации бы­ли причинами протестных голодовок, бунтов и самоубийств политзаключенных. Наиболее крупные волнения произош­ли в 1888 на Сахалине, в 1910 - в Горном Зерентуе, мас­совые самоубийства - в 1889 на Каре (так называемая Карийская трагедия, отравилось 6 человек), в 1912 - в Кутомарской тюрьме (6 человек). Случались также покушения полит­заключенных (эсеры и анархисты) на особо жестоких тюремных начальников и надзирателей (например, убийство в 1907 начальника Алгачинской тюрьмы Бородулина). Случа­лись побеги, в основном уголовных заключенных, которые на во­ле представляли серьезную опасность для местного населе­ния. Несколько удачных побегов совершили и политические (Гершуни, Замошников, Чистохин и другие).

Центральные каторжные тюрьмы (тобольские, Александ­ровская, Усть-Каменогорская) имели 1-2-этажные ка­менные корпуса, больницы, бараки для семей каторжан, в Александровском централе , который по условиям содержа­ния считался лучшей тюрьмой в России, были даже чи­тальня-чайная, школа для детей и духовой оркестр из арестантов. Заключенные следовали строгому тюремному режиму, их или вообще не привлекали к труду, или за­действовали в тюремных мастерских (швейных, столярных и т. п.) и на разных строительных и ремонтных работах. Лишь заключенные Александровского централа использовались как рабочая сила на Иркутской суконной фабрике, Николаевском железоделательном, Иркутском и Усть-Кутском солеваренном заводах. При этом они получали зарплату на­равне с вольнонаемными рабочими.

Помимо официальных правил в каторжных тюрьмах среди за­ключенных существовали неофициальные нормы общежития. Каждая арестантская артель из числа «авторитетов» («иванов»), знавших уголовные и тюремные «законы», выбирала себе старосту, который держал «общак» (артельные деньги), распределял съестные припасы между заключенными, от­вечал за все проступки своих товарищей перед началь­ством. Лишить звания старосты без согласия артели тюремное начальство реально не могло. Помимо старосты никто из заключенных, без особого разрешения артели, не мог вступить в переговоры с начальством. Проступки заключенных перед артелью сурово карались по законам уголовного мира, вплоть до убийства. Политзаключенные, со времен декабристов , также заводили артельный «об­щак» (кассу), используя его для улучшения питания и организации побегов, выбирали своих старост, имели «конс­титуцию» - свод правил поведения, составленных по об­щему согласию. В отличие от уголовных, имевших ран­жирование в зависимости от авторитета и, соответствен­но, разные права внутри артели, политические строили свою деятельность на равенстве всех членов тюремного коллек­тива. Их отношения с уголовными складывались очень сложно. Наряду с попытками сотрудничества, в том числе «умственного» просвещения уголовных, были и ост­рые столкновения, даже кровопролитные драки, например, в 1915 на Казаковском прииске уголовники повесили од­ного из политических.

Прекращение существования каторги

В марте 1917 Временное правительство амнистировало политических и уголовных заключенных, содержавшихся на каторге, вследст­вие чего последняя прекратила свое существование.

Лит.: Максимов СВ. Сибирь и каторга: В 3 ч. СПб., 1891; Фельдштейн Г. Ссылка. Очерки ее генезиса, значения, истории и современного состояния. М., 1893; Жижин В.Д. Ссылка в России (законодательная история русской ссылки) // Журнал Мин-ва юс­тиции. СПб., 1900. № 1; Соломон А.П. Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. СПб., 1900; Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги, М., 1927; Гернет М.Н. История цар­ской тюрьмы: В 5 т. М., 1960-1963; Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне (Очерки истории царской каторги и ссылки, 60-е годы XVIII в. - 1917 г.). Минск, 1971; Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга. Новосибирск, 1993; Мошкина З.В. Нерчинская политическая каторга. Вторая половина XIX в. Чита , 1998; Фархутдинов И.П. Сахалинская каторга: история и совре­менность: (К 130-летию объявления Сахалина местом каторги и ссылки) // Вестн. Сахалин, музея: ежегодник Сахалин, обл. крае­вед. музея. Ю.-Сахалинск, 1999. № 6.

А.С. Зуев, А.В. Константинов, З.В. Мошкина

Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь рассматривалась правительством не только и не сколько как способ наказания и исправления их, а прежде всего как средство заселения окраины – «штрафная» колонизация при ограничении свободного переселения. В середине XIX в. в системе уголовного законодательства царской России существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока каторжных работ, на поселение (жительство), административная и на водворение. Приговоренные к ссылке, как правило, распределялись через Тюменский приказ о ссыльных, в зависимости от тяжести проступков (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток) по губерниям и областям Сибири. В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя в конкретной волости одного из округов. В волостном правлении осужденному назначалось место жительства в одном из селений с правом получения земельного надела и правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслами с причислением к местному обществу.

В XIX в. поток ссыльных в Сибирь стал увеличиваться. С 1823 по 1865 г. сюда на поселение поступило около 356 тыс. чел. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона вырос с 4,1 % в 1795 г. до 10,5 % в 1833 г. Согласно данным девятой ревизии (1850 г.), за Уралом насчитывалось 104,3 тыс. ссыльнопоселенцев. По данным Главного тюремного управления Российской империи на 1 января 1898 г. в регионе сосредоточивалось 310 тыс. ссыльных всех категорий. В основном это были этапированные по приговорам сельских обществ – за порочное поведение. Такое решение было принято, например, 4 января 1899 г. сельским сходом Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии. В нем говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 68 человек, бывшие сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе, единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство». Никифоров был выслан на поселение в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии.

По замыслу правительства ссыльные должны были стать важным источником пополнения сельского населения региона. Однако они, как правило, не стремились к сельскохозяйственному труду. Так, по данным на начало 1882 г., в Каинском округе Томской губернии в 28 притрактовых селениях числилось 765 ссыльнопоселенцев, но фактически имелось 430 чел., в отлучке по письменным разрешениям (билетам) значилось 95, а в бегах – 240 чел., из постоянно живущих самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) находился 281, без определенного занятия – 88 чел. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных не менее 100 тыс. чел. были «безвестно отсутствующими».

Основную часть ссыльных составляли бродяги, наносившие существенный ущерб местным жителям. Они занимались грабежом, конокрадством, изготовлением фальшивых денег. У подавляющего большинства ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледелием, но и честным трудом вообще. «Крестьянин считал поселенца варнаком, – писал местный публицист Н. М. Ядринцев, – человеком, способным на всякое преступление и надувательство, тунеядцем, сидячим на мужицкой шее. Сибирские крестьяне создали пословицу: „поселенец, что младенец, на что взглянет, то и стянет“».

Труд ссыльных широко применялся в Сибири в промышленном производстве. Колодники работали на казенных винокуренных и металлургических заводах, соляных промыслах, суконных мануфактурах. Им разрешалось трудиться по найму, переходить от одного хозяина к другому, менять место жительства. Во второй четверти XIX в. многие ссыльнопоселенцы по вольному найму трудилось на золотых приисках. По данным губернаторских отчетов, в 1851 г. на частных золотопромышленных предприятиях Томской и Енисейской губерний было занято 33 тыс. рабочих, в том числе 28 тыс. ссыльнопоселенцев.

Каторжане и ссыльные привлекались к строительству и ремонту дорог (трактов). В 1820-е гг. из ссыльнопоселенцев власти попытались сформировать постоянные военнорабочие команды для устройства путей сообщения. В 1825 г. числилось по штату 1150 таких строителей.

Распространение феодального предпринимательства на новые отрасли промышленного производства не означало его перспективности и прибыльности. Экономическая целесообразность применения принудительного труда исчезала с расширением рынка рабочей силы и его удешевления. Принудительный труд, несмотря на кажущуюся дешевизну, был дорог в силу своей малоэффективности (по производительности уступал вольнонаемному в 2–3 раза). Кроме того, он требовал больших расходов на содержание тюремной инфраструктуры. Сначала от услуг каторжан отказалось судостроение, затем были распущены военнорабочие команды, сократилось использование каторжного труда в солеварении. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. буквально рухнуло основанное на каторжных порядках казенное винокурение. В целом, к середине XIX в. экономика региона перешла к преимущественно капиталистическим методам развития и свела к минимуму использование принудительного труда.

Политические ссыльные сыграли большую роль в научном изучении Сибири, развитии в ней культуры, организации новых отраслей экономики. В 1826 г. по решению суда в край был направлен 121 декабрист. Устроившись на поселении, многие из них распространяли агрономические знания, развивали народное образование, изучали природные богатства, вели этнографические исследования. В сибирской ссылке оказались участники польских восстаний 1830–1831, 1863–1864 гг. В частности, с прибытием ссыльных после событий 1863–1864 гг., в регионе оказалось 18 606 поляков. Многие из них, адаптировавшись к сибирским условиям и создав здесь семьи, после амнистии не возвратились на родину. Некоторые занялись предпринимательской деятельностью в новых для региона областях (фармакология, производство колбас, фотодело, гостиничный бизнес, слесарно-механическое производство). Выдающийся вклад в научное изучение отдаленных уголков Сибири, прежде всего северо-востока, внесли политические ссыльные Д. А. Клеменц, Ф. Я. Кон, А. К. Кузнецов, И. Д. Черский, В. И. Дыбовский и др.

Из книги Современное состояние великой России или Московии автора Иржи Давид

Первый и второй походы против татар. Начало возмущении после второго похода. Ссылка Голицына После торжественного посольства, которое светлейший король Польши направил к царям в 1686 г… москвитяне объединились с августейшим и светлейшим королем Польши против общего

Из книги Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 1 НАЧАЛО КОЛОНИЗАЦИИ РУССКИМИ СИБИРИ Начало колонизации русскими Сибири произошло в годы правления Бориса Годунова, который с 1584 по 1598 г. правил от имени слабоумного царя Федора Иоанновича, а с 1598 по 1605 г. был царем сам.На реке Иртыш в 1587 г. был основан город

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Первые шаги за Урал: начало освоения Сибири Кроме Казанского, Астраханского и Крымского ханств, существовало еще одно большое государство, образовавшееся после распада Золотой Орды, - Сибирское ханство, лежавшее за Уральскими горами. Его население составляли местные

Из книги Иван Грозный автора

Завоевание Казани, присоединение Астрахани, начало колонизации Сибири Иван IV, занимаясь преобразованиями внутри страны, не забывал и о Казани. После последнего похода государя на Казань шли постоянные переговоры правительства с казанцами. Но они не давали желаемых для

Из книги Иван Грозный автора Духопельников Владимир Михайлович

Два государя на царстве. Окончание Ливонской войны. Начало освоения Сибири Итак, опричнину отменили. Народ постепенно приходил в себя. Однако казни не прекращались. Террор лишь изменил их направление: начались казни самих опричников и тех земских деятелей, которые совсем

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 8. Украинские земли в составе Российской и Австро-Венгерской монархий (XIX - начало XX века) Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского

автора Воложанин К. Ю.

Тема 1 Присоединение Сибири к России Слово о сибирском ханстве Сибирское татарское ханство (Сибирский юрт) появилось в результате распада Золотой Орды.В 1563 г. власть в нем захватил Кучум, сын узбекского правителя Муртазы. Кучум свергнул прежних правителей из местной

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 2 Сельскохозяйственное освоение Сибири. XVII–XIX века Колонизация Сибири и развитие сельского хозяйства (XVIII – начала XIX века) В XVIII – начале XIX в. Сибирь заселялась традиционными способами. Продолжалась вольнонародная колонизация; цена реформ Петра I оказалась для

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Колонизация Сибири и развитие сельского хозяйства (XVIII – начала XIX века) В XVIII – начале XIX в. Сибирь заселялась традиционными способами. Продолжалась вольнонародная колонизация; цена реформ Петра I оказалась для населения настолько высокой, гнет новых налогов и резко

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 3 Транспортное освоение Сибири Транспортная система Сибири XIX века Транспортная система региона рассматриваемого периода включала водный транспорт и сухопутные коммуникации. В 1838–1843 гг. по объемам перевозок гужевой транспорт превосходил в 3 раза водный. Несмотря

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Транспортная система Сибири XIX века Транспортная система региона рассматриваемого периода включала водный транспорт и сухопутные коммуникации. В 1838–1843 гг. по объемам перевозок гужевой транспорт превосходил в 3 раза водный. Несмотря на дешевизну перевозки, водный

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Политическая ссылка в Сибири (1905–1917 годы) Co времен рабовладельческого общества до наших дней господствующие классы в целях подавления освободительного движения трудящихся применяли разнообразные средства, в том числе заключение в тюрьмы и концлагеря, ссылку в

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 9 Чрезвычайщина, репрессии. Крестьянство Сибири в 30-х годах XX века У истоков чрезвычайщины Сибирский крайком ВКП(б) возглавил С. И. Сырцов, назначенный в январе 1926 г. вместо отозванного в ЦК С. В. Косиора. Сырцов был известен в верхах партии своей жестокостью в

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 11 Сибирь на пороге XXI века

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Что такое каторга? Это подневольный труд. «Каторга» - слово, которое ассоциируется с карательными работами, которые использовались для наказания преступников именно в России. Часто оно встречается в произведениях русских писателей XIX века. Катюша Маслова из романа «Воскресение», старший из братьев Карамазовых, Катерина Измайлова из очерка Лескова - все эти герои были отправлены на каторгу. О происхождении слова рассказано в статье. Здесь также представлена информация об истории русской каторги.

Значение слова

«Каторга» в переводе с греческого означает «гребное судно» - средство передвижения, которое впоследствии именовалась галерой. В русский язык слово пришло приблизительно в XVII столетии. Сегодня, к счастью, в нашей стране нет такого явления, как каторга. Современным аналогом в некотором роде являются принудительные работы. Однако, согласно историческим источникам, участь каторжника была страшна. Пожалуй, так же ужасна, как судьба человека, отбывающего срок в сталинском лагере.

Определение каторги присутствует в словаре Даля. Это наказание, ссылка на работы, которые осуществляются под строгим надзором. Даль в своем словаре дает и другое значение - «гребное судно», «галера». Гребцами на такой лодке становились преступники. Это и объясняет преобразование судна в разновидность тюремного заключения.

Слово раньше часто употреблялось в переносном смысле. Например, в том же словаре Даля приводится выражение «не житье, а каторга», то есть тяжелая, невыносимая жизнь. Наиболее точный синоним слова «каторга» - ссылка. Приведем некоторые интересные факты из истории этой карательные меры.

Освоение Сибири

Россия - страна большая. Здесь всегда не хватало рабочей силы для возделывания бескрайних полей, строительства железных дорог, добычи полезных ископаемых. Что такое каторга? Это такое место, в котором преступники трудились на благо общества. Преступники - с точки зрения государства. Нередко на каторгу попадали люди, чьи взгляды не соответствовали официальной идеологии.

Итак, что такое каторга? Когда она появилась в России? История каторги начинается в середине XVII столетия. В годы освоения Сибири такая мера наказания была как никогда актуальна. Однако ссылка с обязательным подневольным трудом на пользу государства появилась лишь в конце XVIII века. По мнению одного из историков, именно в 1691 году в России возникла каторга как вид наказания.

Петровские времена

В начале XVIII века подневольная работа преступников нашла широкое применение. При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово "каторга". В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада. Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота. Рабочей силы не хватало. А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных.

К преступникам применяли строгие меры. Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью.

Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь. Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях. Каторжные женщины - в прядильных домах. Павел I издал указ, согласно которому преступники делились на три категории. Те, что относились к первой, самой тяжелой, ссылались на рудники в Екатеринбург или Нерчинск. Каторжники второй категории - на иркутскую суконную фабрику. Третьей - в крепость.

В годы правления Екатерины II

При Екатерине II начала применяться ссылка на поселении без работы. В XIX веке произошли существенные реформы в каторжной системе. Особую важность получил устав, изданный в 1822 году. Отныне каторга делилась на срочную, которая продолжалась минимум 20 лет, и бессрочную.

Декабристы

Отвечая на вопрос о том, что такое каторга, невозможно не упомянуть государственных преступников, подвиг которых воспевали поэты и писатели. Каким было существование декабристов на каторге? Подневольный труд был невероятно тяжелым. Несмотря на это, многим декабристам удалось вернуться домой спустя 20-30 лет после этапирования в Сибирь.

Условия пребывания на каторге зависели не только от тяжести злодеяния, но и от социального статуса, имущественного положения осужденного. Сперва декабристы были разбросаны по заводам и рудником. Позже сосредоточены в одной тюрьме. Они трудились на Петровском заводе и, в отличие от большинства каторжан, выполняли относительно легкую работу.

Декабристы жили вместе. Они не страдали от недостатка общения. Дабы улучшить рацион питания, они со временем разбили при тюрьме огород. Согласно документальным источникам, они жили не просто полнокровно, но даже счастливо. Так, в Читинской тюрьме декабристы устроили библиотеку, читали лекции, продолжали научные изыскания. Более того, занимались благотворительностью.

Куда сложнее приходилось дворянину, окруженному на каторге представителями более низкого социального слоя. Об участи одного из таких осужденных рассказал Достоевский в «Записках из мертвого дома».


Каторга как вид наказания и как условие устойчивого развития общества

Нерчинская каторга. "Край, слезам и скорби посвященный"

2 Условия содержания ссыльнокаторжных

3 Заработки ссыльнокаторжных

Культурный досуг ссыльнокаторжных

Юмор в среде ссыльнокаторжных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Не одно десятилетие, и даже не один век, тема ссылки и каторги в России продолжает находить своего исследователя. Правоведы, историки, специалисты различных областей науки открывают в ней новые грани, обогащая отечественную историографию, как отдельными малоизученными сюжетами, так и современными методологическими приемами и подходами.

Такой интерес - явление закономерное. Сам объект познания - ссылки и каторги - выводит нас на еще более обширную проблематику - историю заселения, социального, культурного, политического, хозяйственного освоения и развития огромных регионов, в частности Сибири, составляющую значительную часть нашей страны. В истории XVII-XX веков трудно, а быть может, и невозможно, найти сюжет, так или иначе, не связанный с уголовной или политической ссылкой, репрессивной или охранительной политикой Российского государства.


В императорской России традиционным наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления было лишение свободы. Оно могло быть реализовано через непосредственное тюремное заключение, либо через ссылку на поселение и каторгу. В дореволюционной России наиболее распространенным видом наказания были ссылка на поселение и каторгу. Система подобного наказания в империи складывалась на протяжении столетий. Не менее длительное время занял процесс юридического оформления и регулирования ссылки и каторги в российском законодательстве.

Своими корнями ссылка, как одна из мер наказания, уходит в Древнюю Грецию. Она подразумевала принудительное удаление государственной властью своих или чужих граждан (например, ссылка военнопленных буров Англией на остров Святой Елены) в отдаленные местности, на окраинах государства или даже в его колониях, для пожизненного или временного там пребывания. Целью ссылки могло быть как избавление страны от прочих или вредных в политическом отношении людей (административная и политическая ссылка), так и заселение малолюдных колоний (принудительная колонизация), наказание и исправление преступников (судебная ссылка).

В конце XV- начала XVI веков за серьезные преступления в качестве наказания полагалась смертная казнь, а за менее важные - ссылка в "украйные и понизовые" города. Прообразом ссылки на поселение является "выбытие вон из земли", вошедшие со времен Ивана IV в понятие опалы, представлявшее собой расселение жителей какого-либо города или местности целыми семьями по другим городам.

Во второй половине XVI столетия в практику входит уже ссылка в определенное место, например "в украинные города - Севск, Курск и другие по указу" 1582 г., когда ссылка выступает преимущественно как политическая мера. До Соборного уложения 1649 г. ссылка в основном применялась в отношении опальных бояр и не слишком опасных политических преступников. В царские времена ссылка назначалась за разные преступления, например, "за первую татьбу... бить кнутом, отрезать левое ухо и посадить в тюрьму на два года, а затем послать в украинные города, где государь укажет и велит в какой он чин пригодится"

В XVII веке особенное развитие получает наказание - это ссылка в Сибирь на каторгу и поселение. Посредством удаления в Сибирь преступников (политических и уголовных, в равной степени) правительство решало сразу две задачи: карательную и колонизационную. В 1753 году в России была отменена смертная казнь и заменена вечной ссылкой в Сибирь. В след за этим последовал указ 1762 года в соответствии, с которым помещикам было разрешено ссылать своих крестьян (вместе с женой и детьми) в Сибирь, засчитывая их вместо рекрутов.

В последней четверти XVIII в., с открытием горных заводов в Екатеринбурге и суконной фабрики в Иркутске, вновь встала проблема обеспечения производства рабочими, что повлекло за собой очередной цикл указов о ссылке. В частности, для обеспечения стабильной работы, на суконную фабрику следовало отсылать всех женщин, направляемых в ссылку.

В начале XIX столетия идет постепенное (при этом стабильное) увеличение числа преступлений, наказанием за которые полагалась ссылка в Сибирь.


2. Каторга как вид наказания и как условие устойчивого развития общества


Цель этой главы - рассмотреть один из основных способов борьбы с преступлениями во второй половине XIX века - наказание ссылкой в каторжные работы.

Каторгой называли наказание, связанное с привлечением заключенных к тяжелому физическому труду. В России этот вид наказания появился на рубеже XVII-XVIII веков. К концу XVIII века в России уже существовало три вида каторжных работ: на казенных заводах; на рудниках и промыслах, и на строительстве крепостей. Каторжные работы разграничились на 3 разряда: 1 разряд - каторжные работы в рудниках (самый тяжкий и опасный труд) - отсылались в Нерчинск и в Екатеринбург, 2 разряд - каторжные работы в крепостях, 3 разряд - каторжные работы на заводах. Каторжане содержались в оковах ножных и ручных, им наполовину брили голову.

По срокам отбывания, существовало два вида каторги. Во-первых, это вечная, по которой работы прекращались только в случае смерти, дряхлости или увечья осужденного. По Указу 19 декабря 1707 г. дряхлых и увечных надлежало отсылать в монастыри, где, заковывали их в кандалы, держали в вечных работах; но позднее, такие лица по освобождении из тюрем отсылались в Сибирь на пропитание. Во-вторых, так называемая срочная каторга, которая назначалась от 1 года до 20 лет, причем по Указу 1721 г. каторжные по отбытии наказания на прежние места жительства, а по другим позднейшим указам подлежали ссылке на поселение. В законе также были прописаны смягчения режима содержания - после отбытия определенного срока в каторжных работах, установленного Уставом о ссыльных, арестанты переводились из разряда испытуемых в разряд исправляющихся, что разрешало содержание без оков, проживание вне острога.

Каторжные работы как вид наказания назначались, как правило, за самые тяжкие преступления: "преступления против веры...", "преступления государственные", "преступления против порядка управления", "самовольное присвоение власти и составление указов и предписаний и других исходящих от правительства бумаг", "взлом тюрем, увод и побег находящихся под стражей или надзором", большей части преступлений "по службе государственной и общественной", "преступления против имущества и доходов казны", "преступления против общественного благоустройства и благочиния"(нарушения постановлений "ограждающих народное здравие", нарушение общественного спокойствия и порядка - создание преступных шаек; преступления против общественной нравственности; нарушение постановлений о кредите - подделка банковских билетов), "преступления против жизни, здоровья, свободы чести частных лиц", ("смертоубийство", "оскорбление чести", "растление", изнасилование; угрозы с требованием получения денег или заключения невыгодного обязательства), "преступления против прав семейных" ("против союза брачного" - насилие вступления в брак, похищение замужних женщин; преступления детей против родителей), "преступления против собственности частных лиц" (истребление и повреждение чужого имущества - поджег, потопление рудников; похищение чужого имущества - разбой, грабеж).

Со второй половины XIX века отношение к каторжным имело две тенденции. С одной стороны, произошло ужесточение режима. Если в 1860-1868 гг., к каторжным работам приговаривалось в среднем 1200-1300 человек в год, то в 1882-1885 гг. только общие суды приговаривали к каторжным работам 25800 человек, то есть в среднем ежегодно - 1835 человек.

Ссыльные направлялись в разные окраинные и понизовые места: Сахалин, Карийские золотоносные прииски, Зерентуйскую каторжную тюрьму, Алгачинскую, Кодаинскую, Мальцевскую, Кутомарский сереброплавильный завод, Акатуевскую тюрьму, серебро-свинцовые рудники Нерчинского округа, Иркутскую и Енисейскую губернию на казенные солеваренные заводы - Иркутский, Усть-Кутский, Петровский и др. и на частные - Николаевское железоделательный завод и др., центральные тюрьмы Новобелгородскую и Новоборисоглебскую, в Харьковскую губернию (переименованные в 1892 году в Андреевскую и Печенежскую), Илецкую в Оренбургской губернии и Усть-Каменогорскую в Семипалатинской области - закрыты в 1893 г. После 1893 года из каторжных тюрем остались Тобольская 1-я и 2-я и центральная Александровская в Иркутске. Основным местом отбывания каторжных работ во второй половине XIX века, конечно же, была каторга в Нерчинском горном округе на территории Забайкалья. Пожалуй, на этом вопросе я остановлюсь более подробно в ввиду того, что я родилась и выросла в Забайкалье и мне не безразлична история родного края, я раскрою тему более подробно о Нерчинской каторге о наказаниях людей, о их тяготах, переживаниях, о их быте, в следующей главе.


3. Нерчинская каторга. "Край, слезам и скорби посвященный"


С момента присоединения к России Забайкалье стало местом ссылок, а с начала XVIII века и местом каторги. Объясняется это не только удаленностью Забайкалья от центральных областей России, но также развитием здесь уже с начала XVIII века горно-рудной промышленности. На заводах, рудниках, приисках, кроме других категорий рабочих, трудились и ссыльнокаторжные, выполняя самую тяжелую работу. При горных предприятиях возникла целая система тюрем - Алгачинская, Акатуйская, Зерентуйская, Карийская, Мальцевская и др. Все они и составляли так называемую Нерчинскую каторгу, которая просуществовала до 1917 года. В Сибири, которую называли "страной изгнания", вряд ли еще найдутся столь печально знаменитые места, как эти. Более чем двухвековая история каторги оставила самый глубокий след в судьбе края. В сознании народа она ассоциировалась с образом самого края. "Край слезам и скорби посвященный", - так назвал Забайкалье декабрист А.И. Одоевский. В конце XIX - начале XX века бала широко известна песня "Думы беглеца на Байкале" ("Славное море, священный Байкал..."), в которой ярко и эмоционально рассказывается о побеге заключенных с Нерчинской каторги и выпавших на их долю тяготах:


Долго я звонкие цепи носил,

Душно мне стало в горах Акатуя!

Старый товарищ бежать пособил...

Ожил я, волю почуя.

Шилка и Нерчинск не страшны теперь,

Горная стража меня не видала,

В дебрях не тронул прожорливый зверь,

Пуля стрелка миновала.


Уже с самого начала присоединения к России государство стало использовать этот удаленный край как место ссылки для "лиц неугодных". Первым ссыльным в нашем крае (1653-1662 гг.) стал один из вождей раскола идеолог старообрядчества протопоп Аввакум. Вскоре ссылка превратилась в массовое явление. Сюда активно ссылали государственных и политических преступников. Самой распространенной, с учетом острой нехватки людей, была ссылка "в службу". На службу "в Дауры" отправляли провинившихся знатных людей, казаков, стрельцов, военнопленных. Преступников стремились определять к "ратному делу", чтобы кровью искупили свою вину. Например, к такого рода ссыльным относились украинские казаки, которые после присоединения к России Левобережной Украины в XVII веке были недостаточны верны царю и "впадали в измены многия". Наряду с простыми казаками здесь оказались представители казачьей старшины. Не минула чаша сия даже гетмана Демьяна Многогрешного. По обвинению в измене России он был вместе с семьей отправлен в Сибирь.

В XVII веке помимо ссылки "в службу" были и другие ее виды. Простых людей, как правило, ссылали на поселение: в посад или пашню. Вместе с самим преступником ссылали и его семью. Тем самым правительство стремилось увеличить численность крестьянского и посадского населения. При другом виде ссылки - "в заключение" - преступников еще и помещали в тюрьму. Под тюрьмы использовали специальные помещения в острогах, кельи в монастырях. Ссылка "в заключение" применялась в основном к опальным вельможам и церковникам, а также к религиозным вольнодумцам. Последних следовало держать в темницах в кандалах, за крепким караулом, "чтоб к ним никто не приходил и злого ученья не принимал".

Наряду с государственными преступниками в край отправляют уголовников - "воров и татей". Нужно сказать, что круг деяний, за которые следовала ссылка, был необычайно широк: незаконное изготовления вина и торговля им, фальшивомонетчество, непослушание властям. И все-таки в 17 веке ссыльных было не так много, подлинный "расцвет" Забайкальской каторги и ссылки наступил в XVIII веке.

В это время в Забайкалье стали активно разрабатываться месторождения серебросвинцовых руд. Вновь открываемые заводы срочно нуждались во множестве рабочих рук. Решили эту проблему просто. На горных рудниках и заводах стали применять труд ссыльнокаторжных. С этого времени число каторжников постоянно растет. Начинают разрабатываться новые рудники, строиться заводы, возникают и новые тюрьмы. Постепенно территорию Восточного Забайкалья покрыла целая сеть тюрем.

В XVIII резко возрастает поток ссыльных из простого народа. Особенно важную роль сыграли указы начала 1760 гг., разрешавшие помещикам ссылать в Сибирь своих крепостных крестьян уличенных в "непристойных и предерзостных поступках". Крестьянским и посадским мирам также было предоставлено право приговаривать к ссылке "непотребных и вредных обществу людей". Ссылать разрешалось только здоровых мужчин не старше 45 лет, пригодных к хлебопашеству, а семейных с семьями. В обоих случаях это была ссылка без суда. На Нерчинские рудники попало немало участников пугачевского бунта. Каторга и ссылка собирала представителей самых разных национальностей, сословий, профессий, состояний и вероисповеданий.

Правительство использовало ссыльных и для хозяйственного освоения края. К этой категории относятся старообрядцы, вывезенные русскими войсками с бывшей территории Польши во второй половине XVIII в.

Были и неудачные попытки переселения. Так, в 1799 году по указу Павла вновь было предпринято насильственное переселение в "полуденный край Сибири", так тогда называли Забайкалье. В целях заселения предложено было направлять туда до 10 тысяч душ отставных солдат, преступников (не пригодных к отправке в каторжные работы) и ссылаемых помещиками крестьян. Только в Нижнеудинском округе было устроено до 18 таких сел. Весь порядок в этих поселениях держался на принудительном труде и крайне суровом режиме. Практика организации принудительных работ была неудачной. Как только режим в поселениях несколько ослаб, поселенцы разбежались, оставив целые дома и поселения.

В 1826 г. "во глубине сибирских руд" оказались первые декабристы, положившие начало почти столетней истории политической каторги. Вскоре за ними последовали участники польского национально-освободительного движения, борцы за свободу Венгрии (в Баргузин был сослан известный венгерский поэт Шандор Петефи), а позже - петрашевцы, революционеры-демократы, народники, представители различных социалистических партий.

Расширяется и "география" тюрем. В 1830-х гг. были открыты запасы золота на Каре, вести его добычу решили силами ссыльнокаторжных. Так возникла знаменитая Карийская каторга, которая просуществовала до 1892 года. В конце XIX в Забайкальской области насчитывалось более 14 тысяч ссыльных, в общих тюрьмах содержалось около 5 тысяч и в каторжных - более 2 тыс. заключенных. В 1900 году правительство отменило ссылку в Сибирь за "общие преступления", теперь этот вид наказания распространялся только на политических. В 1905 году после ликвидации тюрем на Сахалине (остров отошел к Японии) роль Нерчинской каторги еще более возросла, значительную долю каторжан стали составлять политические заключенные.

3.2 Условия содержания ссыльнокаторжных


Сроки ссылки вплоть до середины XIX века никак не оговаривались, фактически она была пожизненной. Только каторга с 1820-х годов получает ограничение во времени (не более 20 лет) прежде чем попасть к месту своего заточения, ссыльнокаторжным нужно было пешком пройти тысячи километров. Экипажей "удостаивались" только особо опасные государственные преступники, например, декабристы, Н.Г. Чернышевский.

С 1840-х годов заключенных стали перевозить на подводах. Из них формировались специальные команды, которые под конвоем отправлялись в Нерчинские рудники. Длинные вереницы людей, многие из которых были в кандалах, под охраной шли по Московскому тракту - главной дороге, которая связывала центр с Сибирью. Вслед за ними двигался обоз с женщинами и детьми. Входя в населенные пункты, партия затягивала песню, и навстречу им выходили сердобольные жители, вынося подаяния. Для отдыха ссыльных каторжан и каторжных вдоль всего тракта были построены специальные этапы - были большие мрачные здания, окрашенные в желтый цвет. С поступлением очередной партии помещения, оборудованные только нарами, переполнялись людьми. Целые семейства - мужчины, женщины, дети - скручивались на ночь в одном помещении. А на утро снова большой переход до следующего этапа. И так тысячи километров. После постройки железной дороги заключенных перевозили в вагонах, а затем - на подводах.

По прибытии каторжан размещали по тюрьмам при рудниках, приисках и заводах. На всех заключенных заводилось личное дело, которое включало в себя специальную книгу сроков отбывания наказания и все необходимые сведения об арестанте. Из личных вещей заключенным разрешалось иметь только обручальное кольцо и предметы религиозного культа (образок, нательный крест для православных и католиков и т.д.). Здесь их заковывали в кандалы, одевали в халаты с большой яркой заплатой на спине в виде бубнового туза, а на половине головы сбривали волосы. Условия содержания каторжников были самыми ужасными. Переполненные тюрьмы, отсутствие всяких санитарных норм, тяжелая работа, суровые наказания - все это было причиной высокой заболеваемости и смертности среди заключенных.

Правовое положение каторжников в период отбывания наказания определялось инструкциями центральных учреждений и ведомств. На основе этих нормативных документов начальники каторжных тюрем разрабатывали собственные инструкции. Одним из наиболее значимых документов такого рода был распорядок дня арестанта, установленный "Общей тюремной инструкцией". В соответствии с требованиями инструкции, день арестанта начинался в шесть часов утра с поверки по камерам. После это следовал утренний туалет, а затем "поочередно небольшими партиями" заключенных выпускали "в отхожие места". Утренний чай с ржаным хлебом пили в восемь часов утра, после чего каторжан уводили на работу. Свободные от работы возвращались в камеры и до утренней прогулки занимались своими делами. Расписание прогулок составлялось непосредственно тюремной администрацией, с таким расчетом, чтобы все заключенные могли пользоваться ими ежедневно в пределах от десяти минут до получаса. Последнее требование соблюдалось далеко не всегда. В Горном Зерентуе, к примеру, имели место случаи, когда заключенные выходили на прогулку 1-2 раза в неделю на 10-15 минут. Обед начинался в 12 часов, ужин в 6 часов вечера, затем следовала уборка камер, после которой в камеры приносили кипяток. По окончании вечерней поверки и предусматриваемого инструкциями ежедневного обыска, в 9 часов арестанты ложились спать. "Общая тюремная инструкция" на сон отводила арестантам от 7 до 8 часов в сутки.

Состояние медицинского обслуживания каторжников было неудовлетворительное. Это было связано с переполнением тюрем, плохим их обустройством, низкокалорийным питанием, плохим состоянием системы медицинского обслуживания осужденных, нехваткой денежных средств. В тюремных лазаретах не хватало медицинского персонала и элементарных медикаментов. Нехватка мест в тюремных лазаретах приводило к тому, что нередко больные заключенные подогу находились в общих камерах со здоровыми людьми. Подобная порочная практика приводила к распространению в тюрьмах простудных и инфекционных заболеваний: катару дыхательных путей, воспалению легких, туберкулезу и др. Условия каторги особенно тяжело сказывались на здоровье женщин. Это толкало каторжников на побеги. По отношению к заключенным практиковалось одиночное заключение, порка розгами. Имели место такие наказания, как приковывание на определенный срок к тачке или к стенной цепи.

В 1886 году забайкальские тюрьмы и места ссылки посетил американский путешественник Дж. Кеннан. Он был поражен условиями, в которых находились заключенные и ссыльные. По приезду в Америку он написал книгу "Сибирь и ссылка". В начале XX века она была издана в Англии, а затем и в России. В ней он писал: "Для цивилизованного государства позорно даже самых отъявленных преступников заставлять жить в подобной обстановке". Благодаря Кеннану весь мир узнал о Нерчинской каторге.

По истечении определенного срока заключенные могли быть переведены в так называемую вольную команду. Теперь они находились за пределами тюрьмы - "на свободе". Но свобода была относительной - заключенные использовались на различных работах, находясь под постоянным надзором. Дж. Кеннан, осмотрев один из подобных "поселков" вольной команды на Карийской каторге, писал, что более жалким жилищем, чем эти лачуги, нельзя себе и представить: некоторые их них напоминали, скорее, собачьи конуры, кое-как склоченные из валежника и досок. По его мнению, "вольная команда" в гораздо большей степени содействовала преступности и пьянству, чем искореняла их.

Ежегодно с каторжных работ бежали сотни заключенных. Часто это были самые опасные уголовные преступники, от которых приходилось страдать местному населению. Бежали как правило, с установлением теплой погоды. Своеобразным "сигналом" служило первое кукование кукушки. "Исполнитель приказание генерала Кукушки" на языке каторжников означало "бежать". Месяцами они, как затравленные звери, скрывались в лесах, питались ягодами, кореньями, переносили бесчисленные лишения и страдания. Подобных беглецов называли бродягами.

Они стремились лесами пробраться как можно дальше и выйти к Байкалу, где их ожидала сложная переправа. Именно о таких беглецах рассказывается в известной песне, слова которой я привела в начале 3 главы. Надежда на удачный побег была ничтожна. Пойманного ожидало ухудшение условий содержания. Его подвергали наказанию - от 50 до 100 ударов кнутом, и увеличивали срок каторги - от 10 до 20 лет. Помимо этого, их заковывали в кандалы, приковывали к тачке или тюремной стене. В одном Петровском Заводе в 1831 году к тачкам за побеги было приковано более 100 арестантов. И, тем не менее, несмотря на суровость наказания, каждую весну заключенные вновь пополняли "армию генерала Кукушки" и несколько месяцев могли наслаждаться свободой.

По отбытии срока наказания каторжников переводили в разряд ссыльнопоселенцев. Часто местом ссылки определяли те же места, где они были в заключении.


3.3 Заработки ссыльнокаторжных


Рассмотрим трудовые отношения, возникающие в тюрьмах Нерчинской каторги, а именно вопросы вознаграждения за труд ссыльнокаторжных. Заработок - это право человека на вознаграждение за труд. Важность и необходимость вопроса о заработках арестантов каторжных тюрем никто не мог отрицать. В законодательстве заработок арестантов каторжных тюрем устанавливался в размере 1/10 от общего количества заработанных денег. Это ничтожная часть дохода каторжан едва ли могла способствовать мотивации к труду, сам по себе каторжный труд без вознаграждения уже являлся наказанием.

Во время содержания под стражей арестанты всех наименований с разрешения тюремного начальства имели право расходовать на свои нужды и надобности и на пособия их семейства не более половины заработанных каждым лицом денег, а остающиеся суммы, - говорилось в законе, - выдавать арестантам при освобождении и при нормальном его поведении осужденный всегда может получить половину его заработка. В случае смерти арестанта во время содержания в местах заключения причитающий ему заработок выдается наследникам.

Все это способствовало тому, что каторжане, выходя из тюрьмы, имели незначительные накопления и не могли обосноваться более или менее сносно на поселении. Такую систему вознаграждения за труд едва ли можно признать целесообразной. Освобождение же из тюрем значительного числа людей, лишенных средств к существованию, сравнительно уже пожилых, приводило к новым преступлениям со стороны этих людей, что способствовало пополнению рядов рецидивистов и возврат их в тюрьмы.


4. Культурный досуг ссыльнокаторжных


Однако и в этой серой повседневности у заключенных были приятные моменты. К числу тюремных радостей относилось: переписка и свидание с родными, чтение книг, мытье в бане. Устав о ссыльных разрешал каторжникам вступать даже в брачно-семейные отношения. "Ссыльнокаторжные, мужчины и женщины, первого разряда через 3 года, второго разряда через 2 года, а третьего через 1 год после поступления в отряд исправляющихся, могут вступать в брак" - говорилось в 182 ст. Устава.

Письма для отправления родным принимались тюремной администрацией по субботам, а встреча с родственниками разрешались только по воскресным дням. Переписка с родными в соответствии с циркулярами Главного тюремного управления ставилось в зависимость от поведения заключенных. При хорошем поведении заключенные могли писать два письма в месяц. Для этого в камерах разрешалось иметь чернила, карандаши и бумагу. Все письма перед отправкой в предварительном порядке просматривались тюремной администрацией.

Заключенным в свободное от работы время разрешали читать книги и журналы, а начальник Главного тюремного управления А.П. Соломон при посещении Нерчинской каторги рекомендовал даже обучать грамоте каторжников. Здесь уместно отметить, что первые тюремные школы грамотности и библиотеки возникли еще в период пребывания на каторге декабристов. Согласно требованиям Устава содержание под стражей, арестантам разрешалось чтение духовных, нравоучительных и исторических книг. Чтение же газет и иных периодических изданий разрешалось только лицам, ссылаемым исключительно в административном порядке.

Для многих заключённых тюрьма стала своеобразным университетом, в котором они прочитали столько книг, сколько не прочитали, будучи на свободе. Например: находясь в Петропавловской крепости, П.А. Кропоткин занимался изучением истории России, писал труды, предназначенные для Географического общества. Он не только пользовался книгами из тюремной библиотеки, но и выписывал литературу из "великолепной" библиотеки Академии наук и библиотеки Черкасова. "По целому тому в сутки" читал в Доме предварительного заключения Н.А. Морозов. Пробыв 25 лет в одиночном заключении, он вышел на свободу крупным учёным, труды которого получили мировое признание. Узник Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, он продемонстрировал исключительную выдержку и во время заточения в Двинскую крепость 1911 г., где изучил древнееврейский язык с целью исследования старозаветной Библии и написал четыре тома "Повестей моей жизни". Известно, сколь "плодотворно" проводил время в заточении Д.И. Писарев - в застенках Петропавловской крепости им написаны лучшие произведения.


5. Юмор в среде ссыльнокаторжных


По признанию каторжан, тяжесть наказания каторгой состояла не столько в режимных нормах, сколько в изолированности от внешнего мира и общежитийном принципе содержания. Дело в том, что обитателям тюрем приходилось длительное время находиться в одних и тех же помещениях с одними и теми же людьми, среди которых очень часто рождалось психологическая несовместимость. Чтобы не возникало ссор на почве межличностных конфликтов, заключенные предпринимали различные меры. Во многом помогал юмор и самоирония. Несмотря на тяжесть обстановки, обитатели тюрем смеялись, шутили над собой, над своими товарищами, над ситуациями. Здоровый и необидный смех спасал людей, тушил разгорающиеся конфликты, разряжал атмосферу в коллективе.

Уровень шуток различался, встречались и обидные, задевавшие самолюбивых и амбициозных. Но больше ценилось остроумие, умело и тонко подмечавшее недостатки.

Разумеется, умение удачно шутить зависело от уровня общей культуры, интеллекта, душевной тонкости.

Заключенным хотелось шутить, чтобы выжить. Каждой камере тюрьмы они придумывали прозвище.

Практиковали в тюрьме и сатирическое творчество. Желающих писать смешные рассказы на разные темы было немало. Кроме серьезного и солидного рукописного журнала "Кара" заключенные выпускали юмористический "Листок объявлений", в котором помещали смешные истории, пародии. Одного издания заключенным оказалось недостаточно они выпускали еще и журнал "Кара и кукиш". Он полностью посвящался юмористическим и курьезным случаям из жизни политической каторги.

Юмор в тюрьме создавал не только настроение, позволяя выжить заключенным. Постепенно из него сформировалась тюремная культура.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Система наказаний нового времени должна была, прежде всего "убедить преступника в справедливости наказания, в том, что государство карает их не из мести, не из злобы, а по необходимости, и что меры его рассчитаны на благие результаты, как для общества, так и для каждого отдельного преступника". Ведущие тюрьмоведы страны обращали внимание на необходимость повышения расходов государства на нравственно-умственную культуру арестантов и на поддержку их после отбывания наказания. Но к концу XIX века многие юристы склонялись к мысли о том, что каторга, как вид наказания, не нужна государству, поскольку основных целей она не выполняла. Но, несмотря на эти рассуждения, каторга продолжала существовать вплоть до ее ликвидации в 1917 году.

Таким образом, ссылка в каторжные работы была одним из основных и важных видов наказания во второй половине XIX века. Первоначально каторге отводилась функция наказать, покарать преступника и получить от его "тяжкого" труда максимальный доход. Со временем в связи с либерализацией российского общества, понимание значения каторги изменяется - появляется воспитательная задача труда арестантов в каторжных работах и соответственно создание условий для его перевоспитания, то есть, в борьбе с преступностью для формирования устойчивого развития общества важно стало не столько "уничтожение" преступника, сколько его перевоспитание. Можно говорить о том, что защита прав человека, в том числе и элементарных прав преступников нецеленаправленно стала важным условием для формирования гражданского общества в России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Гражданское общество: история и современность: сб. статей: в 2 ч. / Заб. гос. гум-пед. ун-т. Чита, 2007.- 41-197 с.

2.Константинов, А.В. Забайкалье: Ступени истории (древнейших времен до 1917 года): ил., фото. Новосибирск, 2007-264 с.

.Романюк Л.Б. Заработки ссыльнокаторжных Нерчинского горного округа и их распределение // Вестн. ЗабГУ. - 2012.- №12 - с. 9-17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

В России может возродиться… каторга. Такую идею озвучил на конгрессе юристов, заслуженный юрист России Алексей Александров. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Член бюро президиума Ассоциации юристов России Александров считает, что тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве. Каторжные работы могли бы заменить смертную казнь, на которую в данный момент в РФ наложен мораторий.

У некоторых пострижена половина головы. Так метили каторжников, чтобы, в случае, побега, сразу было видно, что он сиделец, так сказать. Особую примету давали. Каторжникам выбривали либо левую либо правую половину головы, в зависимости от степени преступления. ЧИСТО выбритый — бессрочный так что смысла выбриваться всему беглому не имелось никакого — примут за БЕССРОЧНОГО каторжника.

Стрижка это ещё мелочь! С 1845 по 1863 гг. в Российской Империи клеймили з/к. Было несколько видов клейм: «СК»- ссыльнокаторжный, «СБ»- ссыльнобеглый. Клеймо ставилось на правой руке ниже локтя. Если человек «гнал дуру», говорил, что не помнит, кто он и откуда, ему ставили клейио «Б»- бродяга. А вообще-то жульё на Руси клеймили издревле. И сейчас, некоторым, клеймо не помешало бы…

Загляните в Устав о ссыльных – и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее – 10 часов.

В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником.

Фото снято ориентировочно в 1885 году.

Нужно заметить, что многие приговоренные заковывались в кандалы, которые не снимали на протяжении всего срока пребывания в заключении, а это в среднем от 10 до 20 с лишним лет. Можете себе такое представить?

Тюменская губерния

Партия каторжников, отдых на дороге возле Томска.

Рудник Кара в Восточной Сибири; тюрьма, казармы в 1885 году. Каторга как для обычных преступников, так и для политических правонарушителей.

Сибирские поселенцы-заключенные.

Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от Акатуя, система Нерчинской каторги) 1909г

Беглые каторжане

Правда, колоритные типажи?

На прибывших каторжан надевают кандалы

Заковывание запястья называется золотая рука.

Каторжан конвоируют в Александровск на Сахалине.

По приговору суда осужденный на каторге мог содержаться как в кандалах, так и без таковых. Узники в стальных кандалах помещались в особые «кандальные» тюрьмы, отличавшиеся ужесточенным режимом. Кандалы могли быть как ручными, так и ножными; время пребывания в них, обычно составлявшее треть всего срока осуждения и нередко превышавшее 5 лет, превращалось в тяжелое испытание для физического и психического здоровья. Ножные кандалы весили полпуда; ручные же были устроены таким образом, что закованный не мог развести руки больше, чем на 30 сантиметров. Понятно, что кандалы самые простейшие бытовые отправления усложняли невероятно: попробуйте-ка сами пообедать или подпоясаться ремешком с завязанными руками. Или хотя бы просто уснуть … Вот она каторга!

Каторжанин в кандалах. Эти фотографии хорошо иллюстрируют конструкцию ножных кандалов: длинная (до метра) цепь, соединяющая два металлических манжета, заклепанных на лодыжках. Цепи были обязательно крупнозвенными, поскольку на такой цепи, как показала практика, заключенный не мог повеситься. Чтобы цепь не волочилась по полу, ее обычно подвязывали к поясному ремню (на левом рисунке хорошо видно, что она подвязана и к коленям). Если заключенный имел наклонности к самоубийству ремешки для подвязывания ему не выдавались; в таком случае цепь ему приходилось носить в руках. Правда, можно было и не носить, но звук волочащейся по полу цепи кандалов, как отмечают те, кто его слышал, выводил из себя даже самых уравновешенных людей.

Каторжанин в стальных кандалах. Фотография иллюстрирует особо изощренное наказание — прикование к тачке (Вот это фетиш! — прим. редактора). Вес такой тачки достигал 5 пудов (80 килограммов). В тачке ничего не возили; такие заключенные обычно не работали ввиду своей крайней опасности для конвоя и иных заключенных. Приковывание к тачке могла присудить только каторжанская или высшая местная администрация за особо злостные преступления; обыкновенно тачку получали приговоренные к смертной казни, но помилованные. От тачки отковывали также специальным постановлением.

В бане кандалы не снимались — одежда продергивалась в зазоры между телом и железом. Чтобы металл не терся по телу и не рвал одежду, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки. Длительное ношение кандалов приводило к истончению костей на запястьях и лодыжках, и атрофии мышц; кроме того, вырабатывалась специфическая походка, которая делала узнаваемым бывшего каторжного заключенного даже через много лет после снятия оков. Опытные полицейские легко распознавали лиц этой категории в толпе, чему сохранилось немало исторических свидетельств.

Клетка с каторжанами на грузовом пароходе Петербург, перевозящем их на Сахалин, 1890

Наложение кандалов. Процедура эта, несмотря на кажущуюся простоту, была весьма деликатна, поскольку стальные кандалы в руках физически крепкого мужчины превращались в смертельное оружие. Каторга знает немало случаев, когда драки кандальных заключенных приводили к человеческим жертвам.

Этап. 1885 г.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ