Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Эрик Эриксон был последователем.Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества. В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятых стиле воспитания. Е.Эриксон наблюдал за двумя племенами в индейских резервациях племени Сиу, занималось охотой на бизонов, и Юрок, что занималось рыбалкой и сбором желудей. В племени Сиу детей не пеленали туго, долго кормили грудным молоком, не следили за аккуратностью и вообще не ограничивали свободу их действий. Дети, ориентируясь на привычный для племени идеал сильного и отважного охотника, приобретали черты инициативности, решительности, смелости, щедрости в отношении соплеменников и жесткости в отношении к врагам, В племени Юрок, наоборот, детей рано отлучали от грудного молока, туго пеленали, рано приучали к аккуратности, были сдержанными в общении с ними. Дети вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми и склонными к накоплению.

По мнению Е.Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от "биологического начала". Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий. На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования - идентичности личности. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. п) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянной".

До юношеского возраста, когда идентичность формируется окончательно, ребенок проходит через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и тому подобное.

Важным моментом периодизации Е.Эриксоном является наличие кризисов - "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самой себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, регресс. Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и прочее. Когда выбор сделан и положительная качество закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами (табл.3.1).

Таблица 3.1

Стадии Развития

Область 1 Полярные качества личности социальных отношений

Результат прогрессивного развития

младенца

Мать или лицо, ее замещающее

Доверие к миру - недоверие к миру

жизненная

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность-стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья, сестры

Инициатива

пассивность,

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность - неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Подростковый возраст и юность (12-20)

Группы ровесников

Идентичность личности - непризнание

Самоопределение, преданность, верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья, любимые

Близость - изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Производительность - застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, близкие

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

Первая стадия развития (орально - сенсорная)

На первой стадии развития (орально-сенсорной), которая соответствует периоду младенца, возникает доверие или недоверие к миру. За прогрессивного развития личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапруженості внутренних органов, нормальной работе кишечника. Любовь матери и нежность определяют "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В этот период ребенок "впитывает" в себя образ матери и это является первой стадией формирования идентичности личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная)

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему детству. В этот период резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Возрастает чувство самостоятельности, но оно неповинне разрушить ее доверие к миру. Родители помогают ей сохранить, ограничивая желание ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует, что "глаза мира" следят за ней с осуждением и пытается заставить мир не смотрит на нее или же хочет стать невидимой. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние оси мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, грязные руки и тому подобное. Если взрослые ставят слишком жесткие требования, у ребенка возникает страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Третья стадия (локомоторно-генитальная)

Третья стадия (локомоторно-генитальная) совпадает с дошкольным возрастом. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых в быту, на производстве, в других сферах жизнедеятельности, быстро учится всему, приобретая новые права и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. В случае агрессивного поведения инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Закладываются новые внутренние инстанции-совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этой стадии происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, характерную для мужчины или женщины.

Четвертая стадия (латентная)

Четвертая стадия (латентная) соответствует младшему школьному возрасту - передпубертатному периода. Она связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Усвоение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности. Если же незначительные достижения, она переживает свою неумілість, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя посредственностью. Вместо чувства компетентности возникает чувство неполноценности.

В этот период появляется также профессиональная идентификация, чувство собственного связи с представителями определенных профессий.

Пятая стадия развития

Пятая стадия развития личности относится к подросткового и юношеского возраста. Это период глубокого кризиса. Детство заканчивается и формируется идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку ребенок по мере взросления включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Задача самоопределения, выбора жизненного пути решается в юношеском возрасте благодаря целостной идентичности личности, доверия к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности.

В случае неудачной попытки осознать себя и свое место в мире возникает диффузность идентичности. Она проявляется в желании как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, в устойчивом состоянии тревоги, услышанные изоляции и опустошенности, а также во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. п), в пренебрежении к отечественному и переоценке иностранного и др.

Шестая стадия развития

Ранняя зрелость (шестая стадия) связана с возникновением проблемы близости (интимности). В этот период проявляется истинная сексуальность. Близкие отношения с друзьями или любимыми требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к близким отношениям неповинне заглушуватися страхом потерять свое "Я".

Это период создания семьи, что сопровождается любовью. Последняя понимается Е.Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смыслах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, преобладание поверхностных контактов приводит к изоляции, чувство одиночества.

Седьмая стадия развития личности

Седьмая стадия развития личности - зрелость или средний возраст - чрезвычайно длительная. Ведущим становится отношение человека к продуктам своего труда и к своим детям, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, произведения искусства и тому подобное.

Желание сделать вклад в жизнь будущих поколений является естественным и оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Зрелый человек имеет потребность быть необходимым другим.

Если производительность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе, личная жизнь обесценивается.

Последняя стадия

Последней стадией является поздняя зрелость, которая выступает интегративной: возникают плоды всех семи предшествующих стадий. Человек понимает пройденный ею жизненный путь и приобретает целостности личности. Только теперь появляется мудрость. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя и страх смерти исчезает.

Некоторые люди не чувствуют целостности собственного "Я", недовольны прожитым жизнью, считают его цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жизнь заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа, на основе этого он разработал свою периодизацию. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Периодизация :

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии , ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия ) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия ) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость ) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия ) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.


Возрастная периодизация Эриксона - это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки "радиус значимых отношений");
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

    Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ("virtues").

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.


Младенчество

От рождения до года - первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка.

В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: “Я сам” и “Я - то, что я могу”.

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период - "возраст игры", от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится "Я - то, что я буду".

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением "атаковать" задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.

На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвертый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры.

В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин "трудолюбие", "вкус к работе" отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

"Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни". Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) - как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе - к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса "интимность/изоляция" - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема - выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

"Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет - это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Литература и источники

https://www.psysovet.ru

Стадии и возраст в годах Область отношений Результаты развития (сильная сторона) Полярности механизмов приспособляемости Психосоциальный кризис (ущественные полярности в личности)
1. Орально-сенсорная (младенчество), от 0 до 1года мать или заместитель энергия и жизненная радость приобрести – дать доверие – недоверие; надежда – безнадежность
2. Мышеечно-анальная (раннее детство), от 1 до 3 лет родители контроль над собой и стремление к власти обладать – отказаться автономия – сомнение, стыд
3. Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст), от 3 до 6 лет родители, братья, сестры целеустремленность стараться – притворяться инициативность – пассивность, вина
4. Латентная (младший школьный возраст), от 6 до 12 лет школа, соседи овладение методами и умениями соревноваться – конструировать умелость – неполноценность
5. Подростковая (юность), от 13 до 18 лет группы сверстников преданность и верность быть самим собой – быть принужденным к одиночеству эго-идентичность – ролевое смешение
6. Ранняя зрелость, от 20 до 25 лет друзья любовь потерять и найти себя в других сотрудничество, интимность – отчуждение, изоляция
7. Средняя зрелость, от 26 до 64 лет профессия, родной дом творчество и забота создать из себя нечто – заботиться о ком-нибудь продуктивность – застой, инертность
8. Поздняя зрелость, от 65 лет до смерти человечество, ближние отрешенность, мудрость черпать из прошлого – сопротивляться небытию эго-интеграция – отчаяние

тания. Дети, принадлежащие к сообществам практически оди­накового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, свя­занных с основным видом занятий, и принятых стилей воспита­ния. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени – Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыба­ков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают ту­го, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрят­ностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племе­ни – сильного, отважного охотника в бескрайних прериях – и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано от­нимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, по­дозрительными, скупыми, склонными к накопительству.



Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью про­ходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразова­ние), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Общая характеристика стадий развития по Э. Эриксону представлена в таблице 2.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфи­ческие задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным мо­ментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегри­рующем свойстве личности. Понятие идентичности озна­чает тождественность человека самому себе. Как это понимать? Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой: у него сложился совершенно опре­деленный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, у него развито чувство адекватности и стабильного владе­ния собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций, у него сформирована способ­ность к полноценному решению задач, возникающих пе­ред ним на каждом возрастном этапе. Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий.

Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возни­кают новые явления и свойства, которых не было на пред­шествующих стадиях. Эти психологические новообразова­ния становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением, с миром значимых для него людей, с социальными общно­стями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взросло­го) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Э. Эриксон, потенциальности, которые подчиня­ются внутренним законам развития. Именно эти внутрен­ние предпосылки (потенциальности) и определяют изби­рательное воздействие на индивида его социального окру­жения. Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью обществен­ной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.

На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту , возникает доверие или недоверие к миру.При прогрес­сивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное от­ношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не­напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окру­жает, без особой тревога и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его по­требности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материн­ская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формиро­вания идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия соответствует раннему детству . Резко возраста­ют возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельностине должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений.Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стре­мится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать не­видимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутрен­ние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испач­канные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возни­кают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, ско­ванность, необщительность. Если стремление ребенка к независи­мости не подавляется, устанавливается соотношение между спо­собностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии , совпадающей с дошкольным возрастом, ре­бенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре от­ношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сфе­рах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказа­нием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация,и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Четвертая стадия – младший школьный возраст (предпубертатный, т.е. предше­ствующий половому созреванию ребенка). Эта стадия связана с воспитанием у детей трудолюбия, необ­ходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа стано­вится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, дости­жениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социаль­ного опыта дает возможность ребенку получить признание окружаю­щих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения не­велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невы­годное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с пред­ставителями определенных профессий.

Пятая стадия - подростковый возраст (юность) - период самого глубокого кризи­са. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентифика­ции ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини­циативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопре­деления, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности.Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошен­ности. Диффузность идентичности может проявиться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профес­сиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Шестая стадия – ранняя зрелость. Стадия формального начала взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака, и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы дают толчок новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция. Э. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению и по широте охвата. Он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям и другим родственникам. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Положительное качество, которое связано с нормальным входом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь. Э.Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Социальным установлением, связанным с этой стадией является этика. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития.

Седьмая стадия – средняя зрелость . Ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (технические изделия, произведения искусства и т.п.). Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности на столько выражена, чтопреобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление получило название кризиса старшего возраста.

Восьмая стадия – поздняя зрелость . Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и смерти друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Э. Эриксона для этой фазы зрелости характерен на столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни пред лицом самой смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции у этих людей проявляется в скрытом страхе смерти, в страхе оказать в доме для престарелых. Если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», они должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Завершая рассмотрение периодизаций психического развития человека в онтогенезе, перечислим периоды и стадии, традиционно выделяемые в жизненном цикле человека:

I. Пренатальный период:

Предзародышевая стадия - 2 недели;

Зародышевая (эмбриональная) – с 3 недели до конца 2 месяца;

Стадия плода – с 3 месяца до родов.

II. Период детства:

Кризис новорожденности

Стадия новорожденности и младенчество – от рождения до 1 года;

Кризис 1 года;

Стадия раннего детства (первое детство) – от 1 до 3 лет;

Кризис 3 лет;

Стадия дошкольного детства (второе детство) – от 3 до 6 лет;

Кризис 7 лет;

Стадия младшего школьного детства (третье детство) – от 6 до 10-12 лет.

III. Отрочество:

Подростковый кризис (кризис 13-14 лет);

Подростковый (пубертатный) период – от 11-12 до 14-17 лет;

Кризис 17-18 лет;

Юношеский период – с 17-18 до 20-23 лет.

IV. Зрелость:

Стадия ранней зрелости или молодость – от 20-23 до 30-33;

Кризис 33 лет;

Расцвет – 33-40;

Кризис 40 лет;

Зрелость – 40-55 лет;

V. Старость:

Кризис 50-55 лет;

Пожилой возраст – 55-75 лет;

Старческий возраст – 75-90 лет;

Долгожительство – свыше 90 лет.

Литература :

Основная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

6. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

8. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

Дополнительная:

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982-83.

2. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

4. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 2000.

7. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

9. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М., 1997.

ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. Эрик Эриксон: Эго – теория личности. Стадии социализации личности по Эриксону. Возрастные периоды и кризисы развития личности. Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Не получил формального высшего образования после окончания школы. Он изучал историю и искусство. Работал преподавателем в маленькой экспериментальной американской школе в Вене. На горном курорте вблизи Вены начал изучать психоанализ, подвергся психоанализу сам. Там он познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 года Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене. В 1933 году уезжает в Копенгаген и пытается там основать Центр по изучению психоанализа. Но терпит неудачу и эмигрирует в США и поселяется в Бостоне, где уже есть психоаналитическое общество. Работает детским психоаналитиком и занимает должность научного сотрудника по психологии в Гарвардской медицинской школе. Зачислен кандидатом на соискание учёной степени доктора психологии, но сдать необходимые для этого испытания не смог и отказался от дальнейших попыток защититься. В 1938 году начинает заниматься проблемами влияния культуры на развитие ребёнка, изучает антропологию и историю. Антропология – наука о биологической природе человека, изучает сходство и различия в строении людей различных рас. Уезжает в экспедицию в резервацию, где наблюдает за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С 1942 года становится профессором психологии в университете Беркли, Калифорния. Уважаемым учёным по вопросам психоанализа. В 1950 году издаёт свою первую книгу «Детство и общество», которая была переработана и переиздана в 1963 году. С 1951 года работает в частном центре восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Продолжает создавать свою теорию психосоциального развития. Изучает биографии различных исторических личностей и американских детей. Много издаётся. 1969 год – «Истина Ганди» 1958 год – «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование». 1964 год – «Инсайт и ответственность». 1968 год – «Идентичность: кризис юности». «Юность: изменение и вызов». Умер в 1994 году. Эго – психология – результат развития психоанализа. Основные положения теории. Человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Восемь возрастов человека. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни, который возникает как следствие достижения определённого уровня развития. На каждой стадии своего развития человек должен решить определённую жизненную задачу, проблему в своём социальном развитии. Эта задача обязательно ставится перед индивидом обществом, но не всегда человек умеет её решить. Кризис сопровождается ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. конфликтом между человеком и обществом. Если конфликт разрешатся благополучно, то человек переходит на следующую стадию своего развития. Если нет, то человек зарабатывает какой-то невроз или отрицательное качество характера. С первых дней жизни ребёнок ориентирован на включение в определённую группу людей, рядом с которыми он растет. Он воспринимает сначала мир глазами близких людей. Взрослые говорят ему, что как устроено, что хорошо, а что плохо с их точки зрения. Но постепенно ребёнок начинает осознавать самого себя, развивается его ЭГО, его собственное отношение к людям и миру. Это длительный процесс, который длится всю жизнь. Стадия младенчества. Главную роль в жизни ребёнка играет мать. Если она кормит, ухаживает за ребёнком, ласкает и заботится о нем, разговаривает с ребёнком, то у него формируется базовое доверие к миру. Он хорошо спит, ест, умеет спокойно ждать мать, не кричит. Если мать тревожна и невротична, обстановка в семье напряжённая, ребёнку уделяют мало внимания, то формируется устойчивый пессимизм и базовое недоверие к миру. Недостаток эмоционального общения задерживает психическое развитие ребёнка. Раннее детство. У ребёнка формируется чувство автономии и независимости. Он начинает ходить, бегать, сам просится в туалет. Ребёнок начинает осознавать, что среди людей что-то можно делать, а чего-то нельзя. Нельзя ходить в «мокрых штанишках», это стыдно, он чувствует возможность наказания. Нельзя много ругать ребёнка, наказывать за то, что он ещё не в состоянии контролировать. Но нельзя и поощрять, когда он кого-то бьёт, плюётся, обижает животных, пачкает. Своё осуждение его поступков надо выказывать строгим тоном голоса. Требования к ребёнку должны быть постоянными, непротиворечивыми и касаться не его личности, а его поступка. Надо поощрять его самостоятельность, стремление всё делать самому. «Я – сам», говорит ребёнок, осознавая себя впервые личностью, имеющей право на собственное мнение и поступок. Игра становится для ребёнка школой жизни. Очень хорошо, если в этом возрасте он начинает активно общаться со сверстниками. Иногда родители насильственно изолируют ребёнка, поручая бабушкам и дедушкам. Это плохо и для взрослых и для детей. Играя с детьми, у ребёнка развивается предприимчивость и инициатива, он учится понимать других, ограничивать себя, считаться с другими. Если ребёнок не имеет возможности полноценно играть, ребёнок становится пассивным, чувствует себя виноватым за то, что он хочет того, что взрослые не разрешают, растёт неуверенность в своих силах. Младший школьный возраст – ребёнок все больше отдаляется от семьи. Он должен научиться тому, что не всегда интересно. Должен научиться выполнять требования учителя. Если он учится хорошо, то уверенность в своих силах крепнет. Он учится мыслить про себя, проводить рефлексию: поэтапный анализ своих действий. Произвольно (с помощью воли) слушать, запоминать. Если ребёнку в школе плохо, то появляется чувство неполноценности, неуверенности в себе, потеря интереса к учению на всю жизнь, чувства отчаяния. Если родители ругают ребёнка, он начинает отдаляться и от них, стремиться к аутизму, самоизоляции. Или начинает компенсировать свои неудачи любыми способами: агрессия, капризы, частые болезни и т. д. Подростковый возраст: если на первых стадиях у ребёнка сформировалось доверие к миру, автономия, инициатива, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток начинает ощущать себя человеком, которому хорошо в этом мире. Теперь главное, чтобы и его сверстники также высоко ценили его, как он сам. Ребёнок начинает самоутверждаться, осознавать свои цели и желания, ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. понимать, что он любит, а что нет. Если самоутверждение не получается, он тревожится, появляется чувство одиночества, опустошённости, появляется постоянное чувство ожидания чуда, которое изменит его жизнь к лучшему. Инфантильность, когда человек недоволен всеми и вся, но сам для изменения своего положения ничего не предпринимает. Появляется страх перед личным общением, неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола. Презрение к обществу, враждебность, чувство «не признания себя» со стороны окружающих. Юность и молодость. Актуальные проблемы – самые глобальные для всей дальнейшей жизни: выбор профессии и спутника жизни. Очень важно не ошибиться. Взрослость – личность отдаёт себя делу, которому служит и своей семье. Важно чувствовать, что, то, что ты делаешь, нужно людям, что твоя семья не может без тебя обойтись. Что ты нужен своим близким и детям. Если нет любимой работы, семьи, детей, не на кого излить своё «Я», то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. После 50 лет человек переосмысливает свою жизнь, осознаёт своё я в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь это неповторимая судьба, которую не надо переделывать. Если приходится в старости переоценивать свою жизнь из-за изменившихся условий, это происходит очень болезненно. Человек должен чувствовать, что окружающие его близкие люди гордятся им, благодарны ему за то, что он сделал для них. Если родные равнодушны, ругают и обвиняют его, человек теряет вкус к жизни. Становиться недовольным молодыми, ругает их вкусы и образ жизни, ворчит и критикует. Возрастные кризисы сопровождают переход от одной стадии к другой. Переход от одного периода к другому – это изменения в сознании человека, в его отношении к себе, людям и жизни. Происходит ломка прежних социальных отношений. В период кризиса дети становятся непослушными, отказываются делать то, что просят взрослые, строптивы. Взрослые начинают вести себя непривычным для них образом. Кризис новорожденности. Кризис 3 лет – упрямство, желание всё сделать по-своему, капризы. Кризис 6 –7 лет – начало систематической учёбы. Кризис 13-14 лет – самоутверждение всеми способами. Кризис 17 –18 лет – самоопределение, тождественность самому себе. Ролевое смешение, если образ себя не выбран, или выбранный образ не устраивает. Неспособность выбрать карьеру и продолжить образование, неуспех у противоположного пола. Кризис 35 лет – пересмотр жизненных выборов. Кризис 45 лет – пересмотр жизненных ценностей. Кризис старости. Выводы из теории Эриксона. Знание особенностей каждого возраста даёт возможность лучше понимать причины своих тревог и особенности поведения других людей в различные периоды их жизни. Понимание способствует принятию других, развивает умение смотреть на мир с позиций и других людей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ