Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

    Апелляционное постановление № 22-5617/2018 22К-5617/2018 от 30 августа 2018 г. по делу № 22-5617/2018

    С Т А Н О В И Л: Органами предварительного следствия 1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. Обжалуемым постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 14.08.2018 года продлен срок содержания под домашним арестом обвиняемого 1 на 01 ...

    Апелляционное постановление № 22-5545/2018 22К-5545/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 22-5545/2018

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Уголовное

    До 23 сентября 2018 года включительно. УСТАНОВИЛ: Органом предварительного следствия А обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159, п. «б» ч.2 ст. 171 , ч.4 ст.159, ч.4 ст.159, ч.4 ст.159 УК РФ. Следователь обратился в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей обвиняемому...

    Апелляционное постановление № 22К-2884/2018 от 28 августа 2018 г. по делу № 22К-2884/2018

    В. установлен срок для ознакомления с материалами уголовного дела №.1 в отношении Горбунова А.В., обвиняемого в совершении преступления предусмотренного п.«б» ч.2 ст. 171 УК РФ до 27 июня 2018 года включительно. Заслушав выступление обвиняемого Горбунова А.В. и его защитника Матусеевой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Яшкова...

    Апелляционное постановление № 22-1445/2018 от 28 августа 2018 г. по делу № 22-1445/2018

    Тверской областной суд (Тверская область) - Уголовное

    Назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении ФИО1, 1985 года рождения, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. Председательствующий Андреев В.В. изложив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников процесса, УСТАНОВИЛ: Уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого по признакам преступления, предусмотренного...

    Апелляционное постановление № 22К-2844/2018 от 22 августа 2018 г. по делу № 22К-2844/2018

    Саратовский областной суд (Саратовская область) - Уголовное

    РФ «Энгельсское» Саратовской области Ананьевой Ю.В. от 19.01.2018 года о возбуждении уголовного дела в отношении нее по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. В связи с этим суд, исходя из того, что по поставленным в жалобе вопросам уже имеется судебное решение в порядке ст. 125 УПК РФ, пришел...

    Апелляционное постановление № 22К-2277/2018 3/1-30/2018 от 21 августа 2018 г. по делу № 22К-2277/2018

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Уголовное

    Зарегистрированному по адресу: и фактически проживающему по адресу: не судимому обвиняемому на момент избрания меры пресечения в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 . 2 УК Российской Федерации. Заслушав доклад судьи Гриценко Ю.Ф. кратко изложившего содержание обжалуемого постановления и существо апелляционной жалобы, пояснения защитника обвиняемого – адвоката Тимакова О.С., обвиняемого...

    Постановление № 22К-703/2018 от 21 августа 2018 г. по делу № 22К-703/2018

    Костромской областной суд (Костромская область) - Уголовное

    Представленные материалы, суд У С Т А Н О В И Л 08 июня 2018 года дознавателем было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 171 УК РФ по факту незаконного предпринимательства ООО «Водаветвь» на территории Кадыйского района Костромской области. Дознавателем в суд было направлено ходатайство о проведении обыска в жилище ФИО1 Постановлением...

    Постановление № 22-5311/2018 22К-5311/2018 от 21 августа 2018 г. по делу № 22-5311/2018

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Уголовное

    Постановление суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции УСТАНОВИЛ: Обжалуемым постановлением суда в отношении Ш., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 171 УК РФ, продлен срок содержания под домашним арестом на 01 месяц 00 суток, а всего до 03 месяцев 03 суток, то есть до 17 сентября 2018 года...

Ведение бизнеса предполагает уплату налогов. Но начинающие бизнесмены порой не торопятся оформлять деятельность, считая ее слишком незначительной.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году наказывается незаконное предпринимательство? Нелегальная бизнес-деятельность это всегда нарушение закона.

Причем для признания факта нарушения не имеет значения объем получаемого дохода и длительность его получения.

Достаточно доказать, что цель действий субъекта направлена на регулярное получение прибыли. Какая ответственность в 2019 году предусмотрена для незаконных предпринимателей?

Основные моменты

Гражданин, который продает товары или услуги и несет при этом определенные риски в стремлении получить прибыль, считается предпринимателем, и деятельность его признается предпринимательской.

Начиная собственное дело, нужно учитывать законодательные нормы. В частности требуется зарегистрироваться в налоговых органах , получив статус индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Постановка на налоговый учет как субъекта предпринимательства влечет за собой определенные обязательства.

Необходимо вести отчетность по осуществляемой деятельности, своевременно выплачивать налоги и сборы. Размер налогов зависит от выбранного режима и объема систематической .

По закону систематическим признается доход, который гражданин получает более двух раз в течение отчетного года. Соответственно, предпринимательской признается деятельность, которая приносит систематическую прибыль.

Что это такое

Незаконное занятие предпринимательской деятельностью это занятие бизнесом без должной регистрации.

Некоторые граждане считают, что если вести мелкий бизнес с небольшим доходом, то внимания налоговых органов можно не опасаться.

Это не так, наказание может быть назначено даже за незначительные проступки. Но когда требуется получение официального статуса предпринимателя?

Нужно понимать, что цель легализации бизнеса для государства заключается в адекватном налогообложении. Например, сдавая в жилье, не обязательно оформлять ИП.

Если собственник сдает квартиру по договору и регулярно выплачивает , то закон он не нарушает. можно по , выплачивая налог с каждой сделки.

Ведение доходной деятельности без уплаты налогов считается незаконным предпринимательством.

То есть любой законопослушный гражданин при подозрении на несоблюдение закона может заявить в соответствующие инстанции с просьбой проверки факта нарушения.

Куда сообщить о нарушении

Физическое лицо, являющееся потребителем товара или услуги, может выявить незаконную деятельность предпринимателя.

Когда это стало причиной неприятности или причинило вред здоровью, можно инициировать расследования по подозрению на незаконность веления бизнеса.

Сотрудники органов, в которые подано обращение, обязаны проверить:

  • наличие регистрации деятельности;
  • наличие (если таковая должна иметься);
  • соблюдение правил и сроков при лицензировании.

К сведению! Отсутствие необходимой лицензии по закону карается более строго, чем отсутствие регистрации.

Куда заявить о незаконной предпринимательской деятельности? Обратиться с заявлением граждане вправе в такие органы, как:

  • правоохранительные органы;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба.

При необходимости можно привлечь и иные структуры. К примеру, независимые сообщества и общественные организации, куда жаловаться можно при возникновении трудностей с официальными структурами.

Но к таким способам приходится прибегать редко. В 2019 году подобные ситуации происходят все реже.

Если госорганы обнаружат при проверке факт нелегальной деятельности, то избежать наказания нарушителю вряд ли удастся. Но чтобы проверка была проведена, необходимо правильно оформить обращение.

Как правильно составить заявление (образец)

Для подачи заявления о незаконном предпринимательстве не предусмотрено типовой формы. Обращение составляется в свободной форме.

Можно, конечно, использовать готовые бланки (при подаче от имени организации), но в этом случае ситуация упрощается только наличием «шапки» с реквизитами.

Потому, нужно быть готовым, что принявшие заявление органы проверят соответствие заявленных персональных и контактных данных. Анонимно обратиться не получится.

Общая структура заявления имеет такой вид:

В зависимости от того, куда подается заявление, может понадобиться учет специфических особенностей.

Так при обращении в налоговые органы нужно знать, что ведомство это занимается исключительно налогами. Соответственно, ожидать разбирательства в тонкостях УК РФ и КоАП РФ не приходится.

Обращаться в ФНС следует, если доподлинно или с высокой долей вероятности известно, что отсутствует регистрация предпринимателя, имеет место уклонение от налогов, отсутствует лицензия.

Например, нелегальная деятельность стала причиной для нанесения вреда здоровью и жизни или есть основания предполагать, что деятельность представляет угрозу для окружающих.

В прокуратуру чаще всего граждане обращаются, когда на ранее поданное заявление в полицию получена отписка.

Видео: незаконная предпринимательская деятельность

При подозрении на экономическое преступление обратиться можно в ОЭБ. Специалисты службы экономической безопасности самостоятельно отправят запросы в иные органы.

Нужно учитывать, что ответ не будет предоставлен незамедлительно. Обычно несколько дней уходит на осуществление проверки обращения и присвоения ему номера.

С момента регистрации заявления до предоставления ответа проходит около тридцати дней. На практике ответ может и запоздать.

Если заявителю принципиально важно восстановление справедливости, то может потребоваться повторное обращение, чтобы напомнить о себе.

Какая ответственность за нарушения

За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговые органы в случае подтверждения факта нарушения взыщут с нарушителя компенсацию налогов:

  • сумму невыплаченных налогов;
  • пеню за просрочку налоговых выплат.

Взыскание осуществляется в судебном порядке. Потому наказание будет назначено не только по НК РФ, но и согласно КоАП РФ. Административная ответственность предполагает наложение штрафа.

Когда незаконная деятельность причинила ущерб государству или гражданам, то наступает ответственность уголовная.

Обвинителями в таких делах выступают полиция и прокуратура. Наказание варьируется от взыскания значительного штрафа, до принудительных работ или лишения свободы.

Как можно доказать по факту

Подавая заявление о незаконной предпринимательской деятельности, желательно иметь доказательства нарушения.

В качестве таковых может являться:

Доказательства могут быть разными. Главное чтобы они подтверждали, что деятельность ведется систематически и незаконно.

Размер штрафа

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

в) утратил силу

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к статье 171 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление посягает на законный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности и порядок ее осуществления были раскрыты в комментарии к ст. 169 УК.

При анализе признаков преступления, предусмотренного ст. 171 УК, следует учитывать рекомендации Пленума Верховного Суда РФ, данные в связи с возникшими в судебной практике вопросами, в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" // БВС РФ. 2005. N 1. С. 2 - 6.

2. Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Все эти действия признаются преступными при наличии хотя бы одного из двух условий: если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере дается в примечании к ст. 169 УК - свыше 1,5 млн. руб. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров, работ, услуг за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками (п. 12 и ч. 1 п. 13 указанного Постановления).

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, будет в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя (п. 3 указанного Постановления). В соответствии с нормами гражданского права любая предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц должна быть зарегистрирована (ст. ст. 23, 50, 51 ГК). Государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме: в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица - коммерческой организации (требования, предъявляемые законом при регистрации предпринимательской деятельности, были рассмотрены в комментарии к ст. 169 УК). Статья 171 УК имеет в виду те случаи, когда лица без уважительных причин уклоняются от регистрации своей деятельности, конечно, если их деятельность может быть зарегистрирована. В тех случаях, когда лица занимаются запрещенной законом экономической деятельностью, которая не может быть зарегистрирована, ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влечет уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконное изготовление наркотических средств или торговля ими - по ст. ст. 228 - 228.2 УК (п. 18 указанного Постановления).

Не влекут уголовной ответственности по ст. 171 УК действия лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, когда оно приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения и, сдав его в аренду или внаем, получило доход, в том числе в крупном или особо крупном размере. В действиях такого лица содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК (п. 2 указанного Постановления).

4. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляет другую хозяйственную деятельность или в ином месте, или в иной организационно-правовой форме. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует считать и те случаи, когда при регистрации заведомо для виновного были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной, например, были представлены документы не в полном объеме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

5. Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем, регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

6. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что лицо, имеющее регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, не получило специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который оно осуществляет, когда такая лицензия обязательна (). Лицензия - это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г.). К лицензируемым видам деятельности закон относит такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон определяет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов предпринимательства, которые лицензируются только на федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и камнями, с наркотическими и психотропными веществами и т.д.), а также виды деятельности, разрешение на осуществление которых выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ (риелторская, медицинская и ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензирующими органами могут выступать также органы местного самоуправления, например, в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности (п. 7 ст. 33 Федерального закона "Об образовании") или на право розничной торговли алкогольной продукцией (ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каждый вид деятельности. (О порядке лицензирования см. также комментарий к ст. 169 УК РФ.)

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека или его смерть, надлежит квалифицировать по ст. 235 УК. В том случае, когда такие действия не повлекли указанных последствий, но были сопряжены с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то их следует квалифицировать по соответствующей части ст. 171 УК (п. 5 указанного Постановления).

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

8. Субъект преступления - специальный: руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, если они уклоняются от получения лицензии, а также любые лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Следует иметь в виду, что лица (за исключением руководителя организации), находящиеся в трудовых отношениях с организацией или с индивидуальным предпринимателем, осуществляющими предпринимательскую деятельность без регистрации или без лицензии, не подлежат уголовной ответственности по ст. 171 УК, если они выполняли обязанности, вытекающие из трудового договора (см. п. 11 указанного Постановления). Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), гражданином без причинения крупного ущерба влечет административную ответственность (). Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, представившие в регистрирующий орган документы, содержащие заведомо ложные сведения, отвечают по ч. 4 ст. 14.25 КоАП.

9. Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) извлечение дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Особо крупный размер доходов определен в примечании к ст. 169 УК: он составляет сумму свыше 6 млн. руб. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой, следует исходить из общей суммы дохода (без вычетов понесенных расходов), извлеченного всеми ее участниками, и квалифицировать такие действия по п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 171 УК (п. 13 указанного Постановления).

10. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности будут совершены действия, содержащие признаки иных преступлений, например, преступлений, предусмотренных ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции), 181 (нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм) или 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) (п. п. 15 и 16 указанного Постановления), то такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 171 и соответствующим статьям УК РФ. Исключение составляют ст. ст. 198 и 199 УК, поскольку неуплата налогов или сборов с доходов, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности, охватывается признаками ст. 171 УК (п. 16 указанного Постановления).

Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией. Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности. По гражданскому законодательству таковой является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Исходя из общего правила "Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских. - Авт.) являются граждане и юридические лица" (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем.

Граждане и юридические лица. Правоспособность

В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  • только общей правосубъектностью;
  • как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).

По Гражданскому кодексу РФ "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:" (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила, "которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения" (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  • общая категория (предприниматели без образования юридического лица) - "с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  • специальная категория "глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица" - "с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии). По гражданскому законодательству "право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами" (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием подобной классификации служит цель деятельности. Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы - получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства.

Объективная и субъективная стороны преступления

Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст. 171 УК РФ. Под ним понимается "осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере" (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство - это всегда действие. Оно может быть двух видов:

  • с пороком в регистрации его субъекта;
  • с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.

Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности). Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов.

Поэтому Пленум ВС РФ указал, что "в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует" (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее - постановление N 23).

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъекты преступления

Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее - к проблеме установления их круга. Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  • в регистрации, то есть в самом существовании;
  • в возникновении специальной правосубъектности.

Порок в регистрации может выражаться в различных формах. Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

При этом "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать "ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам" (п. 3 постановления N 23).

Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, "гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации. - Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. - Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования "люфта". С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц. Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным. Кроме того, исключения являются специальными нормами - как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ).

Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством. По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п. 1 постановления N 23) не решает этой проблемы. Остается невыясненным, с какого момента начинается "систематичность", если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст. 159 УК РФ "Мошенничество".

Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п. 3 этого же постановления, расширяя содержание понятий "деятельность без регистрации" и "деятельность без лицензии". Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию "незаконное предпринимательство". Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации.

Ответственность: уголовная, налоговая, административная

Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст. 171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов - налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п. 1 ст. 117 НК РФ).

При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект налогообложения (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст. 171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения - преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).

К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой - дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое - к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.

В теме "незаконное предпринимательство" остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть. А именно - о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия "незаконное предпринимательство". Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства - органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Е.В. Семьянов,
МГКА, кандидат юрид. наук

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание . Утратило силу.

Комментарий к Ст. 171 УК РФ

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется другими федеральными законами. Так, лицензирование образовательной деятельности предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
———————————
РГ. 2012. 30 дек. Вступает в силу 1 сентября 2013 г. До этого времени действует Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012).

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения розничной продажи алкогольной продукции. Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 245; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033; 2003. N 47. Ст. 4586; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3433; N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 11; N 17. Ст. 1931; N 31. Ст. 3994; N 49. Ст. 6063; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 15. Ст. 1737; 2011. N 1. Ст. 42; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 161; СЗ РФ 2012. N 26. Ст. 3446; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 301.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

4. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей.

5. Под доходом в комментируемой статье понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

6. В качестве конститутивного, но и в то же время альтернативного доходу в крупном размере признака объективной стороны рассматриваемого преступления законодатель указал причинение деянием крупного ущерба. Возможны случаи, когда такой ущерб действительно причиняется и вместе с тем не является признаком другого состава преступления. Например, как ущерб можно рассматривать неуплату сборов за регистрацию и получение различных лицензий. Однако для квалификации по обсуждаемой статье необходимо, чтобы такой ущерб мог быть расценен как крупный, т.е. превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (см. примеч. к ст. 169 УК). Исходя из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 к ущербу могут быть отнесены неуплаченные налоги с доходов, полученных от занятия незаконной предпринимательской деятельностью.

7. Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. В тексте комментируемой статьи указания на корыстный мотив нет, однако установление его подразумевается исходя из того, что предпринимательская деятельность, и незаконная в том числе, обязательно направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

8. Субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (следовательно, субъект в последнем случае общий).

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по комментируемой статье подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. В последнем случае субъект является специальным.

9. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

10. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.

11. Размер особо крупного дохода определен в примеч. к ст. 169 УК, он должен превышать 6 млн. руб.

Навигация по записям



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ