Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Чем чревато отсутствие делимитации морских границ в Азове и на Каспии?


30 июля 2015 года
"> ">

"Братский" украинский парламент подкладывает очередную "свинью" России. В Верховную Раду внесен законопроект о денонсации договора с Россией об использовании Азовского моря и Керченского пролива. Среди авторов инициативы — ярый русофоб, комендант Майдана, один из организаторов карательной операции по подавлению протеста в Донбассе, первый вице-спикер Андрей Парубий. В случае принятия закона к зоне военного конфликта в Донецкой республике, вполне вероятно, может быть "подтянут" и Крым.

КАК "МОРОЗИЛИ" ДЕЛИМИТАЦИЮ

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств, а также их делимитацией. Со времен Российской империи и до распада СССР таких проблем не существовало, Азовское море имело статус исторических внутренних вод этого государства.

Российско-украинские переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года и продолжаются до сих пор. Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками — РСФСР и УССР — была некая административная граница. Россия, в свою очередь, отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива. В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую "линию охраны Государственной границы" в этих водах.

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств, в соответствии с международным правом. Морские границы устанавливаются согласно требованиям, определенным в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), которые содержат полные и точные определения: территориальное море (территориальные воды до 12 морских миль); прилежащая зона — морская полоса с шириной прибрежной зоны в 24 морские мили, отсчитываемые от исходных линий; исключительная экономическая зона (определяется каждым государством самостоятельно, но не должна превышать 200 морских миль (370 км 460 м); континентальный шельф — прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра (внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега); исключительная рыболовная зона (ширина этой зоны, как правило, та же, как у исключительной экономической зоны или 200 морских миль).

С точки зрения международного права существует три варианта решения вопроса: распределить воды Азовского моря между Украиной и РФ по границе, существовавшей между УССР и РСФСР; распределить его акваторию по принципу равноудаленности от берега или установить Госграницу обеих стран на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, а нейтральные воды распределить между государствами в качестве исключительных экономических зон. Но ни один из этих вариантов за 24 года так и не был согласован двусторонним договором. Пограничники Украины и России в связи с имеющимися законодательными коллизиями упростили свою службу. Они разработали свои ведомственные инструкции, утвердили их в соответствии с законодательствами своих государств, и пользуются по сути до сих пор. Тем не менее, конфликные ситуации периодически возникали.

Ряд противоречий снял Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был подписан в декабре 2003 года после конфликта вокруг украинского на тот момент острова коса Тузла. Российская Федерация тогда начала строить на Тузлу дамбу с Тамани. А Украина активно препятствовала ей, так как считала остров своей территорией. Россия требовала признать воды и дно Азовского моря "находящимися в совместном пользовании". Однако украинские власти настаивали на закреплении границы. В итоге Владимир Путин уступил Кучме: границу по морю провели, но сами воды при этом объявили "внутренними", позволив свободно передвигаться по ним судам обоих государств.

Ратификация данного документа Госдумой в начале 2004 года вызвала скандал — фракции КПРФ и "Родина" отказались голосовать и покинули зал. Сергей Бабурин, зампред "Родины", высказался за всех, заявив, что "пока украинцы не разрешат новости на русском языке, для нас будет унижением иметь пограничную полосу с ними" (на Украине в том году вступило в силу положение, согласно которому все телеканалы, желающие получить или переоформить лицензию на вещание, должны перейти исключительно на украинский язык). Одновременно с этим украинская Верховная Рада в одностороннем порядке, без согласования с российской стороной, приняла условия делимитации границ с РФ. Так была создана почва для конфликта.

11 июля 2012 года в Ялте Украина и Россия провели очередной раунд переговоров по разграничению Азово-Керченской акватории. Президенты стран Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление об основных параметрах делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях. Стороны в очередной раз подтвердили, что Азовское море — это внутренние воды двух стран, а это означает, что военные суда третьих стран без согласия России и Украины заходить туда не смогут. Керчь-Еникальский канал должен эксплуатироваться совместно в интересах двух стран. Комментируя заявление лидеров государств, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил: "К сожалению, ничего еще не подписано". По его словам, работа по делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях продолжается, по многим аспектам достигнуто взаимопонимание, но окончательное решение еще не принято .

АЗОВСКОГО ДЖИННА ВЫПУСТИЛИ ИЗ БУТЫЛКИ

"Размораживание" конфликтной ситуации началось накануне Евромайдана, когда Виктор Янукович начал суетные движения по подготовке подписания Ассоциации Украины с ЕС. В Азовском море погибли четверо граждан Украины, которых во время рыбной ловли атаковали российские морские пограничники. Экс-замглавы МИД Украины, а ныне один из спикеров властной элиты официального Киева Валерий Чалый, уже тогда высказался, что Украина в связи с этой трагедией должна начать процесс денонсации Договора с РФ 2003 года о совместном использовании Азовского моря. К этому подталкивали украинских лидеров и оппозиционеров и европейские консультанты, понимающие, что неразрешенность вопросов делимитации границы с Россией в обязательном порядке заведёт все европейские начинания в тупик.

"В этой ситуации я бы предложил рассмотрение денонсации соглашения 2003 года, которое подписывалось в очень сложных условиях, под определенным давлением. Вместо непонятного термина "внутренние воды двух стран", из-за которого нет никого ответственного в трагедии, нужно сделать так, как это есть в международном праве — разделить Азовское море, создать нормальный режим, действовать дальше соответствующим образом. Конечно, РФ на это сразу не пойдет в таком формате. Но нашим специалистам нужно поставить упомянутый вопрос в соответствующих двухсторонних механизмах", — сокрушался Чалый.

Сейчас же, после присоединения Крыма к Российской Федерации вопрос о делимитации Керченского пролива, Азовского и Черного морей стал ещё более неоднозначным. По логике и законам российской стороны после вхождения Крыма в состав России никаких официальных морских границ на Азове нет. Весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Крымский участок Чёрного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Теперь фактически перемещение кораблей из Азовского моря в Чёрное море и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ. Что касается границ Украины в Азовском море, то ими условно можно считать 22-километровую прибрежную зону: так определяются границы государств в любых морях и океанах. Украинская сторона имеет в портах Мариуполя и Бердянска лишь небольшое количество катеров, которые перебазировались туда во время "Крымской весны".

То есть де-факто Украина сейчас может надёжно контролировать только прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (граница Украины и России в Республике Крым). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) и до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. ВМС Украины на Азовском море способны лишь на борьбу с диверсантами ополченцев, и то — с переменным успехом, так как катера береговой охраны стали подрываться на минах , установленных в акватории своими же военными.

Ещё один возникший вопрос, связанный с морскими границами, — неопределённость в районе западного побережья Крыма. Расстояние от берега Республики Крым до берега Украины здесь составляет от 15 до 40 км — то есть применить стандартное международное законодательство невозможно — странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. При этом именно в этом районе имеется несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях часто граница определяется по срединной линии, но отношения между Украиной и Россией сейчас не предрасполагают к конструктивным переговорам. Вопрос не будет решён до того момента, пока Украина не признает присоединения Крыма к России.

КРЫМ НАШ. НО УКРАИНА ПРОТИВ

Судя по заявлениям президента Украины Петра Порошенко вернуть Крым — одна из приоритетных задач. ОБСЕ приняла резолюцию , обвиняющую Россию в оккупации Украины. В интервью ZN.UA представитель по вопросам договорно-правового оформления государственной границы, посол по особым поручениям МИД Украины Леонид Осаволюк заявил, что на переговорах по разграничению Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива, начиная с 2010 года украинская сторона сдала все завоеванные ранее позиции. "Слава Богу, эту капитулянтскую позицию не успели закрепить в юридически обязательном двустороннем договоре. Теперь придется искать новые пути по защите интересов нашего государства", — добавил он. Комментируя заявление российского МИД о том, что после присоединения Крыма к РФ Керченский пролив уже не может являться предметом переговоров, Осаволюк отметил: "Прогнозировать что-то сложно. Но думаю, что вопрос разграничения морских акваторий все же не закрыт, и нам удастся еще побороться".

С Крымом ситуация более-менее понятна. Общественное мнение западных партнеров Кремля подготовлено к тому, что Россия ведёт на Украине гибридную войну. Но зачем Украине денонсация договора о совместном использовании Азовского моря?

Первое. Азовское море и Керченский пролив объявлены историческими внутренними водами России и Украины. Киев в одностороннем порядке хочет присвоить себе Азовское море, а также акваторию Керченского пролива.

Второе. Согласно действующему договору от 2003 года, торговые, военные и другие корабли и суда под флагом РФ и Украины пользуются в этой акватории свободой судоходства. Торговые суда под флагами третьих стран тоже могут заходить в Азовское море и проходить через пролив, если направляются в российский или украинский порт или возвращаются из них. А вот военные корабли или другие государственные суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив в порт одной из сторон только после согласования с другой стороной. Денонсация договора — прямая возможность к его невыполнению и возможному приглашению военных кораблей иностранных государств в акваторию Азова без согласования с Россией.

Третье. Соглашение регулирует порядок судоходства из Черного моря в Азовское, без него в этой сфере воцарится неразбериха. Возможны провокации с грузовыми или даже военными судами для обострения ситуации и возникновения вооруженных столкновений с российскими пограничниками, которые сегодня находятся в Крыму. В том числе и в Керченском проливе. И эти провокации нужны тем, кто сегодня руководит Украиной извне — США.

КАСПИЙ — ЗАМОРОЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ?

После распада СССР, наряду с неурегилированностью принадлежности группы Курильских островов, полярных владений перед Россией встал вопрос водораздела Каспийского моря. Почти 250 лет после "Персидского похода" Петра I Каспий был зоной российско-иранских политических и экономических интересов. Молодые наследники СССР объявили свои права на богатства моря, и, собственно, это обстоятельство вывело политическую проблему статуса Каспийского моря на качественно новый политико-экономический уровень.

Каспийское море является самым большим из "закрытых" морей. Его длина 1160 км, а ширина 330 км. Площадь моря превышает 42914 км². Протяженность берегов по периметру свыше 6400 км. Каспий — это один из важнейших рыбопромышленных водоемов Евразии. Но основным, стратегически важным для энергетической политики прикаспийских государств, богатством Каспия является углеводород и нефть. К примеру, только Казахстан на шельфе Каспия имеет месторождения нефти, равнозначные 10 Тенгизским месторождениям, а это 1 миллиард тонн к 10 миллиардам тонн.

По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Двусторонние договоры, которые были заключены, по сути, так и не решили проблемы морских границ, которые мог бы решить единый договор. А заключить подобный договор мешают амбиции стран-участников, защищающих свои интересы. У каждого государства разный подход к решению данного вопроса. Россия долгое время настаивала на установлении кондоминимума, то есть предлагала рассматривать Каспийское море в качестве общего достояния пяти прибрежных государств и, соответственно, не позволять каких-либо односторонних действий по присвоению его пространств, а также ресурсов без согласия других.

Позиция Азербайджана с самого начала была следующей: процесс делимитации Каспия должен производиться на основе принципов и норм международного права, на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Позиция Казахстана сводится к разделению Каспия на специальные экономические зоны по срединной линии, равноотстоящей от противолежащих точек берегов соседних государств, в пределах которых каждое государств, соответственно, будет иметь исключительное право на разработку природных ресурсов.

Позиция Ирана по проблеме разграничения Каспия достаточно стабильна. Тегеран придерживается позиции, которая состоит в том, что Каспий - озеро и должно находиться в общем пользовании. Однако, принцип "равномерного и справедливого" участия полностью противоречит интересам "тройки": Азербайджана, особенно России и Казахстана.

Туркменистан располагает огромными запасами природного газа, что привело к тому, что он не проявляет особой заинтересованности в немедленном использовании ресурсов энергоносителей и Каспийском море. Туркменистан не торопится подписывать какие-либо документы по статусу моря.

Несмотря на активизацию внешней политики в Каспийском регионе, Россия пока не смогла сформировать принципиально новую геополитическую ситуацию. Проблема неопределенности статуса Каспия заставляет Москву постоянно корректировать свою политику в данном регионе. И в целом немногие участники спора стремятся поскорее разрешить эту проблему. В отличие от Казахстана и Азербайджана, ни Туркменистану с его незначительными запасами нефти в море, ни Ирану, обладающему богатейшими ее залежами в Персидском заливе, нет смысла торопиться с решением этого вопроса. Именно поэтому они выбрали тактику затягивания, при которой ничего не теряют, но надеются, что она может принести свои плоды.

Однако назревшая проблема Азовского моря, которая может в обозримом будущем привести к эскалации военного конфликта должна подтолкнуть лидеров каспийских государств к скорейшему поиску вариантов урегулированию правового статуса Каспийского моря, создания многостороннего механизма обеспечения совместной безопасности. Поиск развязки проблем на Каспии становится насущной политической необходимостью.

Украина продолжает демонтаж договорно-правовой базы отношений с Россией. В этот раз Киев хочет сменить статус Азовского моря с внутреннего на международный. Соответствующее предложение Петр Порошенко сделает западным партнерам в ходе заседания Генассамблеи ООН.

Следующая новость

О том, что президент затронет этот вопрос на встрече в Нью-Йорке, упомянул и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. «Мы рассматриваем различные опции в отношении договоров. Конечно, всем нам понятно, что Азов - это не внутреннее море, а территориальное море. К этому мы должны прийти», - рассказал глава МИД.

При этом буквально месяц назад украинские депутаты говорили, что не планируют разрывать соглашение с Россией. О невозможности отказа от договоренностей заявляла заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль. «О денонсации соглашения с Россией по Азовскому морю не может быть и речи. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос», - утверждала она.

«Нулевые шансы»


Источник фото: РИА «Новости»

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой в Керчи еще в декабре 2003 года. Затем на его основании в апреле 2004-го стороны определили статус Азовского моря и Керченского пролива.

Сам документ состоит из пяти статей. Суть соглашения в том, что обе страны считают акваторию моря и пролива своими внутренними водами. По этой причине торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в них свободой судоходства.

Также в договоре расписаны правила в отношении судоходства других государств. Согласно документу, военные корабли и другие суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом в порт одной из сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной. В ином случае проход считается незаконным. Этот пункт позволяет как российским, так и украинским военным беспрепятственно задерживать и досматривать суда другой стороны и иностранных держав.

По мнению российских депутатов, шансы Киева на пересмотр соглашения с помощью западных партнеров невелики. По словам сенатора от Крыма Сергея Цекова, результат попытки Порошенко поменять статус Азовского моря будет нулевым.

В данном случае международное сообщество примет во внимание не только мнение украинской, но и российской стороны. Азовское море мало интересует с экономической точки зрения Запад, поэтому договор останется в силе

Сергей Цеков сенатор от Республики Крым.

Кроме Великобритании и США, которые проявляют откровенно недружелюбное отношение к России, предложение Киева вряд ли кому придется по вкусу, добавил Цеков.

Даже если Киев получит одобрение ООН, Азовское море автоматически не приобретет статус международного пространства, уверен первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин. «Оснований для перемены статуса Азовского моря нет. Другое дело, что Украина таким образом намеренно отказывается от своего суверенитета, показывая свою преданность Западу, и пытается всеми способами усложнить России жизнь, усиливая западное влияние в регионе. Однако для иностранных союзников воды Азова не имеют привлекательности, поскольку море слишком мелкое для больших военных кораблей Запада», - отметил собеседник «360».

Между тем Украина заявила о намерении создать военную базу на Азовском море к концу 2018 года. По словам Петра Порошенко, в Бердянске уже спущены на воду два артиллерийских бронекатера ВМС Украины. Украинский истеблишмент не исключает, что на этой базе могут в будущем дислоцироваться иностранные суда.

Спланированные провокации

Несмотря на то, что официально Украина высказывается против денонсации договора, власти страны не первый месяц накаляют обстановку на Азове. Киев обвиняет Москву в блокировании судов, которые следуют в украинские порты через Керченский пролив, из-за чего они якобы простаивают, а их владельцы несут потери.

Также в начале сентября Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение усилить военное присутствие в Азовском море, а командующий Сухопутными войсками ВСУ заявил об увеличении армейской группировки в Приазовье. Военные спустили на воду два бронекатера типа «Гюрза-М»: «Лубны» и «Кременчуг». Всего в состав украинских ВМС входят шесть таких катеров.

По словам украинским военных, они стягивают группировку из-за «российской угрозы». Военно-морские силы (ВМС) Украины считают, что российские корабль и военный самолет спровоцировали опасные инциденты в Керченском проливе, в частности, во время прохождения украинских судов. Речь идет о поисково-спасательном судне «Донбасс» и морском буксире «Корец», которые уже вошли в Азовское море.

Согласно сообщению ВМС Украины, 20 сентября корабль «Приазовье» якобы совершил чрезмерное сближение с их судами, а 21 сентября истребитель Су-27 опасно приблизился к самолету Ан-26, который выполнял плановое задание над Черным морем.

Даже эти спланированные провокации Киева не способны изменить статус Азова, уверен президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко. «Ассамблея ООН может лишь выслушать господина Порошенко, но принять решение о перемене статуса внутреннего моря двух государств не в силах. Даже если теоретически предположить, что ООН примет подобную резолюцию, Россия может наложить на нее вето», - подвел итог собеседник «360».

человек поделились статьей

Следующая новость

Азовское море расположено на юге европейской части России, между 45°17` и 47°17` с. ш. и 34°49` и 39°18` в. д. Оно является полузамкнутым внутренним водоемом, сообщающимся в его южной части с Черным морем через неглубокий Керченский пролив, и относится к системе Средиземного моря Атлантического океана.

Основные морфометрические характеристики Азовского моря

Площадь Азовского моря составляет 39 тыс. км2, объем при среднем многолетнем уровне 290 км3, а средняя глубина его около 7м. Наибольшая длина моря от Арабатской стрелки до дельты Дона составляет 360 км, а максимальная ширина с севера на юг- 180 км.

В Азовское море впадают две крупные реки - Дон и Кубань, а также около 20 небольших речек, значительная часть которых стекает с северного берега. Дон, впадающий с северо-востока, в нижнем течении образует небольшую многорукавную дельту, площадь которой 540 км2. Устье Кубани, расположенное в юго-восточной части Азовского моря, представляет собой обширную двухрукавную дельту, площадь которой равна 4300 км2. Средний суммарный сток Дона и Кубани после его зарегулирования составляет 28 км3/год.

Рельеф дна Азовского моря

Дно Азовского моря представляет собой мелководную равнину, максимальная глубина которой в центральной его части достигает 15 м. Выровненность рельефа достигнута в результате погребения неровностей кровли континентальных верхнеплейстоценовых суглинков под толщей морских осадков (мощность 30-40 м). Только в западной части Азовского моря, в районе морских банок, и на востоке между косой Елениной и Железинской банкой равнинная поверхность дна моря нарушается небольшими локальными поднятиями, которые возвышаются относительно окружающих участков на 3- 4 м.

По характеру современного осадконакопления в Азовском море выделяются область интенсивной аккумуляции наносов, зона транзита материала и слабой аккумуляции и зона устойчивого размыва.

Область интенсивной аккумуляции расположена в восточной и юго-восточной частях Таганрогского залива, где осаждается выносимый р. Доном взвешенный материал, и в центральной части Азовского моря, характеризующейся интенсивным погружением в четвертичное голоценовое время.

Азовское море мелководно. Максимальная глубина его 15 м. Глубины в открытой части Азовского моря 10-13 м. Наибольшая глубина во входе в Таганрогский залив 9,6 м; от входа по направлению к вершине залива глубины постепенно уменьшаются и в его вершине не превышают 5 м.

Дно Азовского моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели.

Грунт в основном мягкий. У берегов Азовского моря широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Область слабой аккумуляции и транзита материала соответствует зоне ветровых течений, кольцом опоясывающей море. Эта область расположена на глубине 6-10 м. Здесь взмученный волновыми движениями тонкий материал и обломки ракушек перемещаются ветровыми течениями.

Зона устойчивого размыва охватывает прибрежную полосу Азовского моря до глубины в среднем 6-7 м. В северной и западной частях она приурочена к восточным берегам аккумулятивных форм и Арабатской стрелки, в восточной части - к Ейскому полуострову, Ахтарскому и Бейсугскому лиманам. В этой зоне динамика наносов определяется формированием материала абразии за счет деятельности прибойного потока в приурезовой зоне, перемещением продуктов разрушения вдоль берега, суммарным действием прибойного потока и вдольбереговых течений, а также перемещением частиц от берега и отложением их в зоне аккумуляции. Общая площадь зоны устойчивого размыва достигает 20 % поверхности дна Азовского моря.

Особенностью современной динамики берегов Азовского моря является преобладание абразии и локальный характер аккумуляции. Размыву подвержены не только коренные берега, но и аккумулятивные формы.

Основными источниками поступления терригенного материала, формирующего донные отложения в Азовском море, являются продукты абразии берегов моря и речной аллювий. Так, в результате активно идущего абразионного разрушения берегов в море ежегодно поступает 16-17 млн. т терригенного материала. Речной аллювий поступает со стоками рек Дона и Кубани, а также рек северного побережья моря. Объем ежегодно вносимого реками седиментационного материала составляет около 19 млн. т .

Донные отложения в основном представлены глинистым илом, алевритовым илом, илистым песком и песком. Пески в Азовском море распространены до глубины 7 м. У западного побережья пески ограничены изобатой 4-5 м, а у восточного- глубинами до 2 м. Глинистые илы (фракция менее 0,01 мм) имеют наибольшее распространение. Они занимают почти всю центральную часть моря, область с глубинами более 9-10 м. Остальную часть дна моря занимает алевритовый ил.

Берега Азовского моря

В северо-восточной части море образует далеко вдающийся в сушу, мелководный, распресненный Таганрогский залив, а на западе сильно осолоненный мелководный залив Сиваш, отделенный от моря песчано-ракушечной пересыпью - Арабатской стрелкой - и связанный с морем проливом Тонкий.

Восточное побережье Азовского моря к югу от Бейсугского лимана представляет собой обширные плавни с большим числом лиманов, соединяющихся между собой сложной сетью проток дельты р. Кубани.

Северная прибрежная часть Азовского моря разделена далеко вдающимися в море песчаными косами на обособленные друг от друга районы. Песчаные косы здесь вытянуты в юго-западном направлении и заканчиваются в море целым рядом песчаных отмелей. Естественных ориентиров на берегах Азовского моря очень мало. Только на южном берегу приметно несколько мысов, холмов и гор.

Западный и восточный берега Азовского моря преимущественно плоски и однообразны. Во многих местах, особенно вблизи устьев рек, имеются плавни. Большая часть берегов окаймлена песчано-ракушечными пляжами. Южная часть восточного берега примерно от северного из рукавов дельты реки Кубань до вершины Ясенского залива представляет собой так называемые Приазовские плавни, пересеченные большим количеством рукавов и ериков. К северу от вершины Ясенского залива восточный берег высокий и крутой. Леса ни на западном, ни на восточном берегах Азовского моря нет, лишь кое-где встречаются заросли кустарника и группы деревьев. На западе коса Арабатская Стрелка отделяет от Азовского моря обширный, но мелководный залив Сиваш.

Южный берег Азовского моря, образованный северными сторонами Керченского и Таманского полуостровов, холмист и обрывист; местами от него выступают утесистые мысы. В восточную часть южного берега вдается обширный Темрюкский залив, а в западную - Казантипский и Арабатский заливы.

Берега Керченского пролива высокие. В нем расположены Камыш-Бурунская и Керченская бухты, а также обширный Таманский залив. Местами от берегов пролива выступают песчаные косы, из которых наибольшими являются косы Тузла и Чушка.

Северный берег Азовского моря почти на всем протяжении круто обрывается в море. На нем поднимаются курганы; во многих местах он прорезан балками. Характерной особенностью северного берега является наличие низких и длинных отмелых кос. Наибольшими из них являются косы Федотова, Обиточная и Бердянская. Берег между косами интенсивно размывается и отступает, вследствие чего образовались обширные заливы: Утлюкский лиман, ограниченный с юго-востока косой Федотова и ее продолжением - косой Бирючий Остров; залив Обиточный, расположенный между косами Федотова и Обиточная; Бердянский залив между Обиточной и Бердянской косами.

Северо-восточной частью Азовского моря является обширный, но мелководный Таганрогский залив, вытянутый в восточном направлении почти на 75 миль. В его берега вдается несколько небольших мелководных бухт, ограниченных косами. На южной стороне залива расположен мелководный Ейский лиман.

Острова и проливы Азовского моря

Единственным большим проливом в описываемом районе является Керченский пролив. Пролив мелководен, поэтому вдоль него почти на всем его протяжении прорыт канал, безопасность плавания по которому обеспечивается средствами навигационного оборудования. От основного канала отходят каналы, рекомендованные пути и фарватеры, ведущие к портам, портовым и населенным пунктам пролива.

Узким проливом Тонкий залив Сиваш соединяется с Азовским морем.

Крупных островов в Азовском море нет. Имеются лишь небольшие низкие острова: остров Ляпина - вблизи берега восточнее порта Мариуполь; искусственный островок Черепаха - на подходе к порту Таганрог; Песчаные острова - на подходах к порту Ейск.


Назад на главную страницу про

Президент Украины Пётр Порошенко сделал очередное заявление о том, что собирается вернуть Крым, — на сей раз с помощью возрождения военно-морских сил (ВМС).

Во время выступления в Одессе он отметил необходимость скорейшей разработки и реализации Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года.

Ещё одной важной задачей Порошенко назвал обеспечение безопасности и обороноспособности в Азово-Черноморском регионе.



Морская демагогия в Одессе

Само заявление достаточно забавное — за всё время независимости Украина заложила сама всего один относительно серьёзный военный корабль — корвет проекта 58250 «Володимир Великий».
Постройка идёт в Николаеве с 2011 года, но построено, по украинским данным, 43% корабля.
Фактически это означает то, что военное судостроение в стране мертво — во времена СССР в Николаеве строили авианесущие крейсеры, по сравнению с которыми украинский корвет водоизмещением 2650 тонн — жалкая «лодчонка».

Большую же часть флота Украина позорно потеряла в марте 2014 года — львиная доля кораблей без единого выстрела подняла Андреевские флаги и перешла на сторону России.
В итоге на вооружении у ВМС Украины осталось около 50% боевых кораблей, которые были перебазированы в Одессу, порты которой разместили их с большим трудом.
Все корабли давно устарели, в том числе и флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный», и не вооружены противокорабельными ракетами (ПКР) . ПКР несёт лишь один ракетный катер проекта 206МР, но и то — морально устаревшие П-15М «Термит».
Потеряно и единственное военно-морское учебное заведение — Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова, которое теперь продолжает работу уже в российском Севастополе.

То есть заявления Порошенко не имеют под собой практически ничего — это пустая демагогия с целью набрать рейтинг у украинских моряков, да порадовать неадекватных реваншистов. Ну и «распил» никто не отменял — вполне возможно, что за следующие 10-15 лет на Украине смогут построить 2-3 корвета проекта 58250, вооружённых французскими ПКР Exocet. Но по сравнению с Черноморским флотом РФ — это капля в море. При гипотетическом военном столкновении флот Украины будет полностью потоплен с помощью ПКР разных типов, в том числе наземного базирования «Бастион». Это произойдёт очень быстро и беспощадно. То есть вопрос с «возвращением» Крыма Украине исчерпан.

Азовское море для Украины теперь «озеро»

Но есть более интересный вопрос, который практически никем не поднимается, — а именно новые морские границы в Азовском море и доступ к его акватории.
Последнее заявление о делимитации границ морского пространства в Азовском и Чёрном морях было подписано в 2012 году Владимиром Путиным и Виктором Януковичем.
Однако окончательное решение так принято и не было.
Условно граница проходила по Керченскому проливу, но конкретное видение этой границы у стран было разным. Однако после вхождения Крыма в состав России всякие разговоры об урегулировании этого вопроса, естественно, прекратились.
Теперь никаких официальных морских границ там не имеется, тем не менее абсолютно ясно, что весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Крымский участок Чёрного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Теперь фактически перемещение кораблей из Азовского моря в Чёрное море и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ.
Что касается границ Украины в Азовском море — то ими условно можно считать 22-километровую прибрежную зону: так определяются границы государств в любых морях и океанах.

Украинская сторона имеет в портах Мариуполя и Бердянска лишь небольшое количество катеров, которые перебазировались туда во время «Крымского кризиса».
То есть де-факто Украина сейчас может надёжно контролировать только прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (граница Украины и России в Республике Крым). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) и до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. ВМС Украины на Азовском море способны лишь на борьбу с диверсантами ополченцев, и то — с переменным успехом.

Что касается создания какой-либо угрозы России — то здесь крыть нечем: акватория российской части Азовского моря контролируется катерами Черноморского флота РФ, иногда заходят и более крупные корабли. В патрулировании участвует также авиация ВМФ России. Примечательно, что любая цель в Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей Черноморского флота, которым даже не придётся покидать акваторию Чёрного моря.

Ещё один возникший вопрос, связанный с морскими границами, — неопределённость в районе западного побережья Крыма. Расстояние от берега Республики Крым до берега Украины здесь составляет от 15 до 40 км — то есть применить стандартное международное законодательство невозможно — странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод.
При этом именно в этом районе имеется несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях часто граница определяется по срединной линии, но отношения между Украиной и Россией сейчас не предрасполагают к конструктивным переговорам. Вопрос не будет решён до того момента, пока Украина не признает присоединения Крыма к России. Тем не менее вызвать локальные обострения в отношениях этот вопрос может.

Выводы

1. Разговоры о возрождении ВМС Украины — лишь разговоры.

Никаких ресурсов для этого сейчас нет и в обозримом будущем не предвидится. Нет нормальной инфраструктуры для военного флота. Скоро остро встанут кадровые проблемы — новых моряков учить негде, а многие из действующих теперь служат в Вооружённых силах РФ. Соответственно, угрозы безопасности Республике Крым со стороны ВМС Украины нет.

2. После присоединения Крыма к России вопрос о делимитации морских границ с Украиной, казалось бы, исчерпан.

Главный спорный момент, связанный с границами в Керченском проливе, теперь потерял актуальность. Однако возникла новая проблема с делимитацией границ у западного побережья Крыма.

3. ВМС Украины более не имеют доступа к Азовскому морю.

Возможно использование лишь патрульных катеров, находящихся в азовских портах. В военном смысле Азовское море для Украины потеряно.

4. Безответственные заявления украинского руководства продолжаются — политическая элита отвечать за свои слова за 20 лет независимости на Украине разучилась.

Из шестидесяти тысяч километров пограничных территорий сорок тысяч – морские границы России. Водный рубеж расположен на расстоянии почти 23 километров от кромки суши, а в морях, которые омывают побережье, до трехсот семидесяти километровой отметки располагается российская экономическая зона. Суда любых государств могут присутствовать на этой территории, но права на природные ресурсы они не имеют. Морские границы России располагаются в акваториях трёх океанов.

Соседи

Ближайшими соседями России считаются Япония и США, поскольку эти страны отделяются от нее узкими проливами. Соединённые Штаты Америки и РФ разделяет Берингов пролив, расположенный между русским островом Ратманова и американским – Крузенштерна. Граница с Японией находится между Сахалином, Южными Курильскими островами с одной стороны и островом Хоккайдо со стороны Японии. Главный океанический сосед – Канада. Морские границы России и Канады разделяются Северным Ледовитым Океаном.

Это самая длинная пограничная черта, проходящая по Чукотскому, Восточно-Сибирскому, Карскому, Баренцеву морям, а также по морю Лаптевых. По международным соглашениям, в близлежащем океане России принадлежат все внутренние воды, такие как Белое море, Чешская и Печорская губа, территориальные водоемы вдоль берега всех морей (протяженностью шестнадцать морских миль), а также двести миль экономической зоны далее территориальных, а это свыше 4 миллионов квадратных километров. Морские границы России составляют по временной протяженности десять часовых поясов с запада на восток.

Северный морской путь

За Россией закреплено право на разведку территориальных ресурсов и их разработку, на добычу морепродуктов и рыбы в экономической зоне. Громадные шельфовые пространства Северного Ледовитого океана сосредоточили в себе ресурсы газа и нефти в гигантских количествах: примерно двадцать процентов от всех мировых запасов. Важнейшие северные порты РФ – Архангельск и Мурманск, которые соединены с материком железными дорогами.

Именно оттуда берёт начало Северный морской путь, который проходит по всем морям, а потом через Берингов пролив до самого Владивостока проходит в Тихом океане. Большая часть северных морей почти весь год покрыта толщей льдов. Но караваны судов идут за мощными ледоколами, в том числе и атомными. И всё равно навигация там очень коротка, в течение трёх месяцев просто невозможно перевести все грузы. Поэтому сейчас готовится к запуску арктическая магистраль вдоль границы РФ, на которой транспортировкой займутся атомные подводные лодки.

Тихий океан

Здесь рубежи проходят по Японскому, Охотскому и Берингову морям. Где проложены морские границы России с Японией? На Курильских островах, а также на Камчатке по просторам Тихого океана. Главные порты построены на юге, это Находка, Ванино, Владивосток и Советская Гавань, а север обслуживают два очень важных порта: на Охотском море – Магадан, на Камчатке – Петропавловск-Камчатский. Эти пункты имеют огромное значение для отрасли рыболовства.

В последние годы руководство страны приняло ряд важнейших стратегических решений: чтобы укрепить морские границы России, необходимо построить и оборудовать ещё множество крупных портов, таких, которые смогут принимать большегрузные корабли. Таким образом, будет лучше использоваться весь потенциал морских владений РФ.

Атлантический океан

Бассейн Атлантики – Азовское, Чёрное и Балтийское моря. Участки российского побережья там довольно невелики, но тем не менее в последнее время они приобретают всё большее экономическое значение. На Балтийском море морские границы России охраняются такими портами, как Балтийск, Санкт-Петербург, Калининград.

Границы РФ требуют большего количества портов, поэтому строятся Усть-Лужский, Приморский и порт бухты Батарейная. Особенно много перемен в силу некоторых геополитических изменений происходит в Азовском и Чёрном морях, где также проходят морские границы России. С какими странами граничит она в этом регионе, известно – это Турция и Украина.

Три моря

Азовское море мелкое, его порты - Ейск и Таганрог - большие суда принимать не могут. Планируется создание морского канала, проходящего через Таганрог, тогда возможности порта значительно увеличатся. На Чёрном море самый крупный порт – Новороссийск, есть ещё Туапсе и Сочи (пассажирский порт).

Каспийское море не соединяется с океаном, поэтому вполне может считаться озером. Морские границы России и по нему также должны проходить, но после распада Советского Союза вопрос остался открытым. Главные порты – Астрахань, где уже построен из-за мелководья морской канал, а также Махачкала.

Изменение границ

Когда Крым присоединился к России, изменились и морские границы РФ в Чёрном море. Поэтому даже «Южный поток», судя по всему, пойдёт по другому пути. Россия обрела новые возможности с появлением порта Керчь. Таманский полуостров будет уже очень скоро связан с Крымом новым мостом. Но есть и проблемы.

Морская граница между Россией и Украиной не может быть чётко обозначена до тех пор, пока последняя не признает Крым российским. Предпосылок к этому пока нет. Напротив, президент Украины постоянно заявляет о возвращении полуострова под эгиду своей страны.

Азовское море

Азовское море значительно обмелело, вследствие чего доступ к акватории стал другим. В 2012 году между президентами Украины и России было подписано соглашение о границах на просторах Азовского моря, но окончательного решения по этому вопросу принять не успели, поскольку соседнее государство переживало сложный период смены власти и приоритетов. Условно границы РФ проходили по Керченскому проливу, но конкретики в этом вопросе не наблюдалось. Однако, когда Крым вошёл в состав России, вопрос этот, естественно, звучать перестал.

Вследствие произошедших событий Керченский пролив и прилегающий к Крыму участок моря, включая Черное, перешел в распоряжение России. Соответственно, украинская территория в Азовском море составляет 16 морских миль от побережья, а на остальной площади могут находиться корабли Черноморского флота РФ.

Неопределённость

Морская граница между Россией и Украиной в районе крымского западного побережья тоже довольно спорная. Расстояние от берегов полуострова до украинских берегов всего лишь от пятнадцати до сорока километров, то есть стандарты международного законодательства тут нельзя применить: просто нет столько места, чтобы создать шестнадцатимильную зону территориальных вод. Следует упомянуть, что среди шельфов этого района есть несколько чрезвычайно богатых нефтью.

Когда происходят такие случаи между соседними государствами, то они путём переговоров определяют границы по срединной линии. Но, к сожалению, сейчас отношения между Россией и Украиной складываются не лучшим образом, поэтому любые конструктивные переговоры пока невозможны.

Норвегия

В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор относительно разграничения континентального шельфа и определения экономических зон. В парламенте Норвегии договор был ратифицирован в феврале 2011 года, в Госдуме и Совете Федерации – в марте. Документом установлены отчетливые границы юрисдикции и суверенных прав Норвегии и России, предусмотрено продолжение сотрудничества в рыбной отрасли, а также определён режим совместной эксплуатации месторождений углеводородов, находящихся за пределами границ.

С подписанием данного договора кончился тридцатилетний мораторий, что позволило двум странам беспрепятственно осваивать месторождения нефти и газа в арктическом континентальном шельфе, территория которого - более ста семидесяти пяти тысяч квадратных километров. По некоторым данным, в этой части Северного Ледовитого океана могут быть около 13 % мировых неразведанных запасов нефти и 30 % запасов газа. Чем важен этот договор для границ РФ? Тем, что он позволяет добывать ископаемые на спорных приграничных участках, а таковых много. Они, кстати, особенно богаты углеводородами.

Дальний Восток

Дальневосточные территории России выходят к двум океанам – Северному Ледовитому и Тихому, имеют морские границы с Японией и США. В этом регионе существуют проблемы с определением границы по Берингову проливу. Кроме того, есть сложности с тем, какому государству принадлежат некоторые острова Малой Курильской гряды. Этот давнишний спор возник еще в XIX веке и до сих пор их принадлежность оспаривается японской стороной.

Охрана дальневосточных рубежей всегда была проблематичной, поскольку соседи постоянно предъявляют претензии по поводу принадлежащих России островов и прилегающих к ним водных территорий. В связи с этим Фонд перспективных исследований сделал сообщение о том, что в Приморье будет создан специальный подводный робот, который будет обнаруживать любые движущиеся объекты и определять их координаты. Даже бесшумные суда не смогут обмануть бдительность этого аппарата.

Беспилотные подводные роботы смогут самостоятельно охранять морские границы России, контролировать заданную акваторию и передавать на берег информацию. Такую роботизированную субмарину уже разработали в Дальневосточном отделении РАН. Трудятся над ее созданием в институте проблем морских технологий в специальной лаборатории, занимающейся подводной робототехникой. И это не первый опыт создания подобных устройств: автоматизированные носители разного назначения уже создавались в этих стенах. Протяженность морских границ России такова, что требует грамотно организованной охраны и огромного количества ресурсов, человеческих в том числе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ