Примером получения выигрыша от международного перемещения рабочей силы могут служить перенос знаний из страны в страну, их распространение по всему миру. Термин «знание» здесь используется в расширенном смысле. Это могут быть: талант выдающегося артиста или художника, способности крупного ученого, знания современных технологий, маленькие секреты ремесла парикмахера или кулинара. От такой передачи знания выигрывают все: и сам мигрант, и страны, как эмиграции, так и иммиграции, а также мировое сообщество в целом.
Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.
Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми.
Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу, выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы – квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом – иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.
Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны-реципиенты исходят из того, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств.
Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили в сфере образования и науки за период 1965–1990 гг. не менее 15 млрд.долл.
Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые трудно, а иногда и невозможно, оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных городах и регионах страны, а это, в свою очередь, порождает трудности с наличием свободных рабочих мест для коренного населения, приводит к переполнению детских садов и общественных школ, способствует усилению криминогенной обстановки и т.д.
Особенно велики отрицательные внешние эффекты миграции в тех случаях, когда развитая страна граничит с развивающейся, например, США и Мексика, или менее развитые государства находятся неподалеку от страны притяжения мигрантов. Примером последнего могут служить Турция и Германия, страны Магриба и Франция. Легальная миграция в таких случаях сопровождается масштабным потоком нелегальных иммигрантов.
5.4. Масштабы международной миграции рабочей
силы и ее направления
Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5–6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в
4,5 млн человек. По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х гг. составляло примерно 1 млн человек, т.е. в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться.
Новым явлением стало постепенное стирание границ между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1–1,5 млн иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.
Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменении, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и высокой профессиональной квалификации («утечка умов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции – США и Западную Европу – были Индия, Пакистан и Египет. Однако, в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран-членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и отсталых странах, с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников аппарата заграничных учреждений. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25–50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Марокко, Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка, Малави, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10–50% ВНП.
С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, – налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретая опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.
Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е гг.
египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей силы переедет в США.
«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания, навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60–80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.
Международная миграция рабочей силы , существующая в рамках промышленно развитых стран , связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов». Например, из Европы в США.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами . Главным образом, это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60–80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн.человек рабочих из Йемена.
Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны . В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки.
Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует опасность «колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.
Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
5.5. Необходимость государственного регулирования
международной миграции рабочей силы
Регулирование миграционных процессов – особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно- экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции.
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, иммиграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, Франция и страны Магриба, Германия и Турция, с другой стороны – США и Мексика и страны Карибского бассейна. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Большое место в сфере миграционной политики отводится регулированию внешней трудовой миграции. Система государственных мер по регулированию иммиграции включает:
Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, в том числе трудящихся иммигрантов; устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации – национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел. В США – первой стране массовой иммиграции – с 1982 г. существует служба иммиграции, входящая в состав юридического департамента. В масштабе ОЭСР создана служба постоянного наблюдения международной миграции – СОПЕМИ. Она координирует деятельность национальных иммиграционных управлений стран, входящих в ОЭСР.
В США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль над соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-нибудь американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.
Аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии, Норвегии, Турции, Греции, Ирландии, Зимбабве, Польше, Словакии и других странах.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует в настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование именно трудовой миграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.
Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к какой-либо из следующих категорий:
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерства труда, надзирающие за использованием иностранной рабочей силы.
В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
Правительства многих западных стран с начала 70-х гг. стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие.
2. Международная экономика: Учебное пособие / Г.П. Овчинников. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 384 с.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: , 2007. – 34 с.
4. Эксперт. – 2002. – №37.
5. Эксперт. – 2002. – №46.
Тесты:
1. Уровень заработной платы между странами не выравнивается даже при условии полной юридической свободы миграции рабочей силы по причине:
а) государственного регулирования заработной платы;
б) наличия экономических и неэкономических издержек международной миграции рабочей силы;
в) инфляции в стране-реципиенте;
г) дефицита государственного бюджета страны-донора.
2. Такое явление в международной миграции рабочей силы, как «утечка умов», выгодно:
а) стране-донору;
б) стране-реципиенту;
в) не выгодно ни стране-донору, ни стране-реципиенту;
г) стране-донору и стране-реципиенту в равной степени.
3. Государственное регулирование международной трудовой миграции в развитых и развивающихся странах направлено на:
а) полное запрещение гражданам одной страны выезжать на работу в другие страны, если выплата заработной платы происходит на территории иностранного государства;
б) ликвидацию любых ограничений для приема иностранных работников на территории своей страны, если они согласны работать за более низкую зарплату, чем граждане данной страны;
в) использование выгод и снижение издержек международной трудовой миграции для экономики конкретной страны;
г) обеспечение полной свободы миграции рабочей силы.
4. Если страна специализируется на экспорте рабочей силы, то выезд граждан для работы за рубежом для ее экономического развития:
а) выгоден;
б) не выгоден;
в) нейтрален.
5. Иммиграция иностранной рабочей силы для страны-реципиента дает:
а) только выгоды;
б) только издержки;
в) как выгоды, так и издержки;
г) выгоды только государственному бюджету.
6. Набор работников для работы за рубежом имеют право осуществлять:
а) только государственные министерства и ведомства;
б) только частные коммерческие фирмы;
в) государственные министерства и ведомства, а также частные коммерческие фирмы, которые получили от государственных органов лицензию на осуществление этого вида деятельности;
г) любые предприниматели без специального разрешения.
7. Развитие легальной международной трудовой миграции:
а) способствует проникновению в страны-доноры современных технологий производства, особенно связанных с деятельностью малого бизнеса;
б) влечет за собой увеличение отставания страны-донора от развитых стран по уровню использования современных технологий и повышения уровня квалификации рабочей силы;
в) способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике;
г) препятствует рациональному использованию национальной рабочей силы.
8. Использование труда иммигрантов обусловлено:
а) наличием безработицы в стране-реципиенте;
б) стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда;
в) стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы;
г) международными обязательствами страны.
9. Иммиграция рабочей силы – это:
а) выезд трудоспособного населения из страны за границу;
б) въезд трудоспособного населения в страну из-за границы;
в) принудительное перемещение рабочей силы из страны;
г) выезд трудоспособного населения из страны в зарубежную туристическую поездку.
10. «Утечка умов» как одна из форм международной миграции рабочей силы:
а) выгодна для государственных финансов страны-донора;
б) выгодна для государственных финансов страны- реципиента;
в) не выгодна для научных учреждений страны-реципиента;
г) выгодна для квалифицированных специалистов страны-реципиента.
Для более углубленного изучения темы необходимо читать:
1.Терлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – №7.
2. Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – №10.
3. Кокшаров А. Европа на игле миграции. // Эксперт.- 2002. - № 37.
4. Герман И. Арабы перевоспитывают гастарбайтеров. // Эксперт. – 2008.- № 4.
ТЕМА 6.
Интеграционные процессы
в мировой экономике
Изучив тему 6, студент должен знать:
|
Уметь:
|
Приобрести навыки:
|
1. Уровень заработной платы между странами не выравнивается даже при условии полной юридической свободы миграции рабочей силы по причине:
а) государственного регулирования заработной платы;
б) наличия экономических и неэкономических издержек международной миграции рабочей силы;
в) инфляции в стране-реципиенте;
г) дефицита государственного бюджета страны-донора.
2. Такое явление в международной миграции рабочей силы, как «утечка умов», выгодно:
а) стране-донору;
б) стране-реципиенту;
в) не выгодно ни стране-донору, ни стране-реципиенту;
г) стране-донору и стране-реципиенту в равной степени.
3. Государственное регулирование международной трудовой миграции в развитых и развивающихся странах направлено на:
а) полное запрещение гражданам одной страны выезжать на работу в другие страны, если выплата заработной платы происходит на территории иностранного государства;
б) ликвидацию любых ограничений для приема иностранных работников на территории своей страны, если они согласны работать за более низкую зарплату, чем граждане данной страны;
в) использование выгод и снижение издержек международной трудовой миграции для экономики конкретной страны;
г) обеспечение полной свободы миграции рабочей силы.
4. Если страна специализируется на экспорте рабочей силы, то выезд граждан для работы за рубежом для ее экономического развития:
а) выгоден;
б) не выгоден;
в) нейтрален.
5. Иммиграция иностранной рабочей силы для страны-реципиента дает:
а) только выгоды;
б) только издержки;
в) как выгоды, так и издержки;
г) выгоды только государственному бюджету.
6. Набор работников для работы за рубежом имеют право осуществлять:
а) только государственные министерства и ведомства;
б) только частные коммерческие фирмы;
в) государственные министерства и ведомства, а также частные коммерческие фирмы, которые получили от государственных органов лицензию на осуществление этого вида деятельности;
г) любые предприниматели без специального разрешения.
7. Развитие легальной международной трудовой миграции:
а) способствует проникновению в страны-доноры современных технологий производства, особенно связанных с деятельностью малого бизнеса;
б) влечет за собой увеличение отставания страны-донора от развитых стран по уровню использования современных технологий и повышения уровня квалификации рабочей силы;
в) способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике;
г) препятствует рациональному использованию национальной рабочей силы.
8. Использование труда иммигрантов обусловлено:
а) наличием безработицы в стране-реципиенте;
б) стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда;
в) стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы;
г) международными обязательствами страны.
9. Иммиграция рабочей силы - это:
а) выезд трудоспособного населения из страны за границу;
б) въезд трудоспособного населения в страну из-за границы;
в) принудительное перемещение рабочей силы из страны;
г) выезд трудоспособного населения из страны в зарубежную туристическую поездку.
10. «Утечка умов» как одна из форм международной миграции рабочей силы:
а) выгодна для государственных финансов страны-донора;
б) выгодна для государственных финансов страны- реципиента;
в) не выгодна для научных учреждений страны-реципиента;
г) выгодна для квалифицированных специалистов страны-реципиента.
В общем потоке международного обмена ресурсами — товарами, средствами производства, деньгами, научно-технической информацией и т.д. — весьма заметную роль играет , или, иначе, трудовая миграция, объем которой после Второй мировой войны постоянно возрастает. В начале 80-х годов общая численность работников-мигрантов оценивалась экспертами Международной организации труда (МОТ) примерно в 20-21 млн человек и почти столько же членов их семей. В конце XX в. более 70 млн, главным образом из развивающихся государств, работали (легально или нелегально) вне стран своего рождения. Около 1 млн трудовых мигрантов ежегодно перемещается из одного государства в другое. Приблизительно столько же человек (тоже ежегодно) покидают территории военных и политических потрясений, стремясь найти прибежище в другом месте, свыше 18 млн живут в настоящее время не на своей родине.
Эксперты МОТ выделяют пять основных типов международных мигрантов.
Поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство. В прошлом они стремились в такие страны, как, например, Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Они продолжают переезжать туда и сегодня, хотя большинство принимается, скорее, по схеме воссоединения семей, чем в порядке первичной иммиграции.
Контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они будут работать ограниченный срок. В настоящее время наибольшее число контрактных работников можно найти на Ближнем Востоке: в 2000 г. их количество превышало 6 млн человек, в основном, из арабских государств и стран Азии. Большинство из них — неквалифицированные или низкоквалифицированные рабочие. Эта категория включает также сезонных рабочих. В большей массе они заняты в отраслях, ориентированных на обслуживание туризма, в отелях и общественном питании, но значительная их часть работает также в сельском хозяйстве, переезжая ежегодно, например, из Восточной в Западную Европу или из стран Карибского региона в Соединенные Штаты или Канаду, чтобы помогать в сборе урожая.
Профессионалы - люди с высоким уровнем образования и достаточным опытом работы, которые легко могут переквалифицироваться для работы в другой стране. Большую часть составляют сотрудники многонациональных корпораций, которые переезжают из одного филиала в другой. В основной массе это квалифицированные сотрудники и менеджеры, но среди них иногда встречаются и стажеры. В эту категорию можно также включить профессорско- преподавательский состав и студентов, которые циркулируют в мировой системе высшего образования.
Нелегальные иммигранты - лица, приехавшие в страну нелегально или имеющие просроченные визы, или, возможно, хотя и занимающиеся трудовой деятельностью, но имеющие только туристическую визу. Их можно назвать рабочими без документов либо более жестко — нелегштьными иностранцами. Наибольшее их количество можно обнаружить в Соединенных Штатах (по крайней мере 3 млн) и в Европе (тоже не менее 3 млн), хотя также миллионами они исчисляются в Африке и Южной Америке.
Лица, ищущие убежище, и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо опасности. Ими могут быть как отдельные лица, так и семьи, которые обосновывают свои заявления о предоставлении убежища на возможности или вероятности политических преследований. Как только их заявления принимаются, они приобретают статус беженцев, и многие получают разрешение на постоянное проживание и работу в новых странах. Но большинство беженцев во всем мире спасаются от угрозы войны или голода, и их в массовом порядке при ни мают соседние страны. В основном это наблюдается в Африке.
Масштабы миграции рабочей силы (трудовой миграции) постоянно растут. В этот процесс во&аечены практически все страны. Межстрановая трудовая ми фация приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономического состояния современного мира.
Под международной трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы, для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Различают следующие виды трудовой миграции:
Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в XVII-XIX вв., вследствие чего население Африки за 1650-1850 гг. уменьшилось на 22%.
Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX-XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн человек; с начала XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн; в 1914-1918 гг. миграция была прервана, а затем возобновилась, и за 1918-1939 гг. эмигрировало 9 млн человек. Вторая мировая война вновь прервала заокеанскую миграцию населения из Европы, после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.
Ехали прежде всею в США, где бурно развивался капитализм, которому требовались рабочие руки, затем в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция стала важнейшим источником роста населения этих стран. А уезжали, как правило, из европейских стран — Ирландии и Англии, Франции, Германии, России.
После Второй мировой войны сложились основные центры трудовой миграции.
Соединенные Штаты по-прежнему были основным местом притяжения послевоенных мигрантов. С 1946 по 1963 г. они приняли 4,3 млн иммигрантов, из них 2,3 млн прибыли из Европы (причем примерно одна четверть их были беженцы). Вместе с тем много приезжих было из Канады, Мексики, Вест-Индии и Латинской Америки. В 70-е годы число легальных мигрантов достигло 4,4 млн, в 80-х годах поток мигрантов возрос вдвое: легально въехало 6 млн человек, нелегально — 2 млн человек. В 90-х годах интенсивность миграции не уменьшилась, однако структура иммигрантов изменилась — возрос поток ученых, программистов и других профессионалов. В XXI в. США не считаются самым перспективным центром притяжения рабочей силы, однако проблема нелегальной миграции, преимущественно из Мексики, остается острой.
Канада , в которой, казалось бы, были желающие уехать в Соединенные Штаты Америки, одновременно продолжала оставаться основным регионом иммиграции. Между 1946 и 1962 г. она приняла более 2 млн человек, причем сразу после Второй мировой войны было много беженцев из Великобритании, Италии, Германии и Нидерландов.
США и Канада в начале XXI столетия продолжают быть одним из важнейших центров трудовой миграции. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в начале 2000 г. около 7 млн человек. Ежегодный приток иммигрантов в США и Канаду в эти годы оценивался в 900 тыс. человек. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники — из Западной Европы, России и Индии.
Австралия — третья основная страна иммиграции — получила более 2 млн иммигрантов с 1945 по 1964 г. Среди всех стран поселения Австралия проявляла наибольшую активность в привлечении новых поселенцев, хотя проводимая ею миграционная политика делала значительные предпочтения для европейцев. Практически половина этих переселенцев проходила в рамках специальных схем оказания помощи. Новая Зеландия несколько отстала от Австралии: с 1946 по 1963 г. она привлекла тысячи иммигрантов, в основном из Великобритании и Нидерландов. В настоящее время этот регион перестал быть перспективным центом притяжения рабочей силы.
Южная Африка тоже приняла большое количество иммигрантов из Великобритании. Из общего числа европейцев, приехавших туда с 1946 по 1963 г., 58% составили британцы, а значительной частью остальных были голландцы и немцы. В 70-е годы ЮАР и Намибия стали привлекательным рынком для ТНК, поэтому миграция неквалифицированных африканских рабочих стала достаточно устойчивой. Экономический рост региона на рубеже веков вызвал приток квалифицированных работников и из других частей света, даже из России.
Южная Америка была в этот период другим основным регионом, куда стремились перебраться европейцы. Общая иммиграция за те же годы составила в этом регионе около 1,5 млн человек, большинство из которых приехало из Испании и Португалии. Испанские эмигранты вначале ехали, как правило, в Аргентину, а затем поток устремился в быстро развивающуюся Венесуэлу. Основная масса португальцев направлялась по традиционному пути в Бразилию. В 60-70-х годах прошлого века Аргентина и Венесуэла стали центром притяжения рабочих-мигрантов не только из других стран Латинской Америки, но также из азиатских и некоторых африканских государств. Повышение темпов экономического роста на рубеже веков в Бразилии, Чили, Перу, Аргентине продолжает делать этот центр миграции рабочей силы достаточно перспективным в XXI в.
Особо следует сказать об Израиле, две трети населения которого в 1963 г. составляли лица, рожденные за рубежом, — с 1948 по 1963 г. в эту страну прибыл 1 млн иммигрантов. Наибольший приток произошел с 1946 по 1963 г. — «воссоединение изгнанников».
С середины 70-х годов к традиционным центрам миграции рабочей силы добавились новые. Одним из основных стала Западная Европа.
К началу 2000 годов только в странах ЕС насчитывалось 16 млн мигрантов и членов их семей. Большую их часть принимают Германия, Франция, Англия, затем Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Так, в ФРГ насчитывается 4,6 млн иностранцев, во Франции — около 4 млн (преимущественно выходцев из Северной Африки), в Бельгии — около 1 млн испанцев и итальянцев, в Швеции — 1 млн (в основном финнов).
В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не привлекают местное население, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства. Так, в конце 90-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе до 25% всех работающих по найму, причем в некоторых отраслях их удельный вес более высок. Например, иностранные рабочие составляли во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. В 2005 г. в Западной Европе было занято 25% иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост мигрантов составлял 500-600 тыс. человек, вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек, однако в последние годы численность иммигрантов стала уменьшаться. Этот факт можно объяснить жестко проводимой в рамках ЕС и на уровне отдельных государств (Франция, Германия) миграционной политикой.
Еще одним новым цен тром притяжения иностранной рабочей силы являются нефтедобывающие страны Персидского залива. Общая численность иммигрантов здесь в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн человек. В этот регион иммигранты прибывают из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в обшей численности рабочей силы: Катар — 92% занятых, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51%. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: Йемен — 7,3%, Египет — 5,2, Турция — 4,3, Пакистан — 3,8% от общей численности населения.
В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции:
Подчеркнем и еще одну важную особенность, характерную для потоков международной миграции в последнее десятилетие XX в., — их определенную стабильность и регулярность. Возникли и сформировались региональные потоки рабочей силы, которые наряду с другими факторами привели к образованию региональных рынков труда. Наиболее крупными из них стали: западноевропейский, ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, латиноамериканский и африканский.
Обращает на себя внимание рост численности экономически активных мигрантов в различных мировых миграционных потоках. По данным МОТ, в настоящее время численность экономически активных мигрантов составляет приблизительно 30-35 млн человек, т.е. почти 1,2-1,5% мировой рабочей силы. А если к ним прибавить 40-50 млн членов их семей, то это составит такой же процент мирового народонаселения.
Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.
В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка мозгов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками таких кадров в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-е годы наметилось усиление оттока их из России, стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь высококвалифицированные кадры.
На рубеже веков усилилась нелегальная иммиграция. Китайцы штурмуют границы США и России, кубинцы на утлых суденышках плывут во Флориду, алжирцы пробираются во Францию, пакистанцы — в Англию и т.д. Нелегальная иммиграция дает возможность предпринимателям использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли.
22 Ноябрь 2016 Просмотров: 12638Цель: усвоение знаний по теме и применений их в практической деятельности; развитие навыков умственной деятельности; формирование умений работать с правовыми документами.
Методическое обеспечение: ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002), «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2006), задания практической работы.
Ход занятия:
Организационно – мотивационный этап
Преподаватель приветствует студентов, организует и мотивирует их на деятельность, сообщает цели занятия.
Этап практической работы
Преподаватель предлагает для самостоятельного выполнения студентами практические задания.
Практические задания:
1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей силы?
2. Проанализировать ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002), «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2006), на основе анализа заполнить таблицу:
Таблица 3
Сделать вывод о характере изменения миграционной политики в Российской Федерации.
3. Дополните таблицу «Плюсы и минусы международной миграции трудовых ресурсов»:
Таблица 4
4. Составьте причинно – следственные связи последствий для России по принципу: Причина – Последствие – Возможные варианты урегулирования ситуации.
Этап обсуждения материала
Преподаватель со студентами обсуждают выполненные задания. Преподаватель корректирует знания студентов.
Подведение итогов занятия
Преподаватель делает вывод о пройденном материале, оценивает работу студентов, прощается со студентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе сделана попытка изучить и проанализировать воздействие трудовой иммиграции на социально-экономическое состояние России. В процессе научного поиска подтвердилась гипотеза исследования, и были решены обусловленные поставленной целью задачи. В соответствии с этим можно сделать ряд выводов.
1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированны на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.
2. В результате исследования установлено, что Россия сегодня является крупным принимающим центром, и будет оставаться таким на протяжении долгого времени. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. Но трудовая иммиграция оказывает многогранное влияние на социально – экономическое положение в Российской Федерации. Позитивные последствия обеспечивают урегулирование демографического спада в России, мигранты восполняют трудовых ресурсов и др. Негативное влияние еще более ярко выражено, это и обострение социальных отношений, и увеличение организованной преступности, а самое главное нарушение социально - экономических процессов.
3. При подробном изучении влиянии иммиграционных процессов на Россию стало ясно, что инфраструктура миграции в России развита слабо, но уже начинает развиваться. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, которая пользовалась бы к тому же доверием граждан и мигрантов. Пока же теневые и неформальные отношения зачастую работают эффективнее, чем официальные институты трудовой миграции.
Для урегулирования сложившейся ситуации можно предложить ряд мер:
1) Формирование институциональных механизмов:
- разработка и институционализация политики интеграции мигрантов;
Обеспечение адекватной статистики и учета миграции, проведение научных исследований;
Кооперация между ведомствами, руководящими трудовой и миграционной политикой, для определения экономической потребности в мигрантах и наиболее эффективных путей обеспечения их занятости, противодействия теневой занятости мигрантов;
Введение специальных функций по противодействию трудовой эксплуатации мигрантов в полномочия компетентных органов (Федеральная инспекция труда и др.);
Борьба с коррупцией: развитие официальной инфраструктуры миграции и официально действующих служб, обеспечивающих безопасную и информированную миграцию (информационные, консультационные, правовые, посреднические услуги; помощь в трудоустройстве; доступ к медицине, рынку жилья и пр.).
2) Формирование законодательных механизмов:
- расширение легитимного поля трудовой миграции путем введения поправок в Трудовой Кодекс Российской Федерации;
Введение специальных норм уголовного и административного права против организаторов нелегальной миграции и их пособников;
Разработка и внедрение методик по применению новых статей Уголовного Кодекса о торговле людьми и использовании рабского труда;
Разработка программ защиты жертв и свидетелей в целях более эффективного привлечения пострадавших от незаконных действий властей и работодателей.
Огромная степень эффективности трудовой иммиграции на экономику страны зависит от качества мигрантов. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Россия постепенно перенимает опыт других государств в поисках рациональных путей урегулирования миграционной ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные документы
1.1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон. – Екатеринбург: ИД «Урал Юр Издат», 2007. - 36 с.
2. Учебные пособия и монографии
2.1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс [Текст] / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. – М.: Республика, 1993. – 418 с.
2.2. Международное право [Текст]: справочное пособие. М.: Международные отношения, 1996. – 303 с.
2.3. Основы экономической теории [Текст]: учеб. для студентов вузов/ Под ред. В. Д. Камаева – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. – 382 с.
2.4. Прохоров, Б. Б. Социальная экология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Б. Б. Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 416 с.
2.5. Симионов, Ю. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] / Ю. Ф. Симионов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.
2.6. Смитиенко, Б. М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Б. М. Смитиенко. – М.: Мастерство, 2002. – 367 с.
2.7. Экономика [Текст]: учеб. для студентов вузов/ Под ред. доц. А. С. Булатова. – М.: Изд - во БЕК, 1999. – 718 с.
3. Статьи из журнала и газет
3.1. Алексеев, В. Гастарбайтеров выведут из «тени» [Текст] / В. Алексеев // Экономика и жизнь. - 2005. - № 10. - С. 12.
3.2. Брынцева, Г. Гомо сапиенс как товар [Текст] / Г. Брынцева // Российская газета. - 2006. - № 54. – С. 7.
3.3. Веревкин, Л. П. Легко ли быть мигрантом? [Текст] / Л. П. Веревкин // Энергия. - 2006. - № 11.- С. 65 - 67.
3.4. Горянин, А. Миграционная ловушка [Текст] / А. Горянин // Эксперт. - 2006. - № 18. - С. 56 - 62.
3.5. Дмитриев, А. Пусть платят сами! [Текст] / А. Дмитриев // Столетие.ру. - 2006. - С. 5.
3.6. Егоров, В. НДФЛ с иностранцев: трудно только в первый год [Текст] / В. Егоров // Экономика и жизнь. - 2005. - № 35. - С. 5.
3.7. Ефременко, Т. С новым гастарбайтером! [Текст] / Т. Ефременко // Российская газета. - 2006. - № 42. - С. 4.
3.8. Кашин, О. Черно – белый Петербург [Текст] / О. Кашин // Эксперт. - 2006. - № 16. - С. 82 - 87.
3.9. Коваленко, А. Мигранты без базара [Текст] / А. Коваленко // Эксперт–Урал. - 2006. - № 3. - С. 10 - 13.
3.10. Коршунов, А. Сами мы не местные [Текст] / А. Коршунов // Экономика и жизнь. - 2005. - № 37. - С. 13.
3.11. Кошкаров, А. Удачный опыт. Рынок труда [Текст] / А. Кошкаров // Эксперт. - 2006. - № 11. - С. 48 - 52.
3.12. Кравцова, М. Зона вливания [Текст] / М. Кравцова // Эксперт. - 2003. - № 20. - С. 68 - 73.
3.13. Мельник, Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной миграции [Текст] / Е. Мельник // Этнополис. - 1995. - № 2. - С. 127- 130.
3.14. Надеев, М. Как это по – русски? [Текст] / М. Надеев // Эксперт- Урал. - 2005. - № 3. - С. 8 - 11.
3.15. Панасенко, Н. Закон шагрени [Текст] / Н. Панасенко // Эксперт-Урал. - 2005. - № 32. - С. 10 - 15.
3.16. Петров, В. Мелкие неприятности [Текст] / В. Петров // Российская газета. - 2006. - № 60. – С. 6.
3.17. Рубаев, И. Не дадим себя похоронить [Текст] / И. Рубаев // Эксперт. - 2007. - № 95. - С. 86- 90.
3.18. Силаев, Н. Кровь на почве [Текст] / Н. Силаев // Эксперт. - 2006. - № 16. - С. 80 - 85.
3.19. Силаев, Н. Россия будет прирастать соотечественниками [Текст] / Н. Силаев // Эксперт. - 2006. - № 25. - С. 68 - 69.
3.20. Сумленный, С. Дорогой наш персонал [Текст] / С. Сумленный // Эксперт. - 2007. - № 33. - С. 46 - 61.
3.21. Сумленный, С. Закрытое общество [Текст] / С. Сумленный // Эксперт. - 2006. - № 7. - С. 62 - 67.
3.22. Цапенко, И. Как противостоять нелегальной миграции [Текст] / И. Цапенко // Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С. 141- 150.
3.23. Ципко, А. Свой – чужой [Текст] / А. Ципко // Российская газета. - 2006. - № 63. - С. 20.
3.24. Шкель, Т. Как не превратиться в проходной двор [Текст] / Т. Шкель // Российская газета. - 2006. - № 52. - С. 1.
4. Электронные источники
4.1. Желкина А. Работники из России пересылают домой 13,7 млрд. долларов [Электронный ресурс]. - ОАО ТРК «Петербург – Пятый канал».- Электрон. журнал. Режим доступа к журн.: http: // www.5-tv.ru.
4.2. Медведев Ю. Нужен ли России отбор трудовых мигрантов? – Газета «Наше время», от 25.08.2006. Режим доступа: http: // www. strana - oz.ru.
4.3. Суханов В. Российские чиновники сдают мигрантам целые города за большие взятки и откаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. NEWSru. Com.
Приложение 1
Приложение 2
Карта – анаморфоза стран мира по численности населения в 2050 г.
Приложение 3
Фрагмент карты России
Направления основных потоков трудовых мигрантов
Приложение 4