Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • Общие положения обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (ПНАЭ Г-01-011-97) .
  • Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций ПБЯ РУ АС-89.
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность (ПНАЭ Г-7-013-89).
  • Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04)
  • Правила ядерной безопасности при хранении и транспортировке ядерно-опасных делящихся материалов (ПБЯ-06-09-90).
  • Правила ядерной безопасности при транспортировании отработавшего ядерного топлива (ПБЯ-06-08-77)
  • Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах атомной энергетики (ПБ-ЯТ-ХТ-90, ПНАЭ Г-14-029-91)
  • Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности (РД-03-19-94)
  • Водно-химический режим атомных станций. Основные требования безопасности (РБ Г-12-43-97)
  • Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций (НП-026-01).
  • Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП-010-98).
  • Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций (ПНАЭ Г-9-026-90)
  • Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции (НП-015-2000).
  • Основные правила учёта и контроля ядерных материалов (НП-030-01)
  • Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, пункта хранения, радиационного источника и/или заявленной деятельности (для атомных станций) (РД-04-27-2000) (Утратили силу с 1 сентября 2006 г. - Приказ Ростехнадзора от 18.05.2006 N 432)
  • Положение о выдаче разрешений Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций (РД-04-29-99)

Международные соглашения

Напишите отзыв о статье "Ядерная безопасность"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Ядерная безопасность

– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».

Ядерная безопасность ядерной энергетической установки в первую очередь связана с предотвращением возникновения неуправляемой цепной реакции деления и ограничением ее последствий. Таким образом, ядерную безопасность ЯЭУ можно трактовать как совокупность свойств ЯЭУ, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью ядерную аварию, т. е. возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления, а также аварий, связанных с повреждением ТВЭЛов.

Ядерная безопасность определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала. Нормативные документы так трактуют понятие ядерной аварии:

Ядерная авария - авария, связанная с повреждением ТВЭЛов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная :

  • нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;
  • возникновением критичности при перегрузке, транспортировании и хранении ТВЭЛов;
  • нарушением теплоотвода от ТВЭЛов;
  • другими причинами, приводящими к повреждению ТВЭЛов.

Для оценки ядерных инцидентов и событий на атомных станциях применяют специальную международную шкалу ядерных событий (INES - International Nuclear Event Scale).

Необходимо отметить, что шкала INES распространяется не только на инциденты, связанные с АЭС, но и на всех других ядерных установках и объектах, связанных с гражданской ядерной промышленностью, а также к любым событиям, происходящим при транспортировке и хранении радиоактивных материалов.

Международная шкала ядерных событий является средством оперативного информирования как специалистов ядерной отрасли, так и широкой общественности с точки зрения ядерной безопасности о значимости событий, происходящих на ядерных объектах.

Международная шкала ядерных событий INES

Таблица 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке АЭС

Последствия вне площадки АЭС

События вне шкалы

Нет связи со шкалой событий

0 - событие с отклонением ниже шкалы

Отсутствует значимость с точки зрения безопасности

1 - аномальная ситуация

Аномальная ситуация, выходящая за пределы допустимого при эксплуатации

2 - инцидент

Инцидент с серьезными отказами в средствах обеспечения безопасности

Значительное распространение радиоактивности; выше пределов допустимого

3 - серьезный инцидент

Практически авария: все уровни и барьеры безопасности отсутствуют

Серьезное распространение радиоактивности; облучение персонала с серьезными последствиями

Пренебрежимо малый выброс: облучение населения ниже допустимого предела

Продолжение табл. 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке ЛЭС

Последствия вне площадки ЛЭС

4 - авария без значительного риска для окружающей среды

Серьезное повреждение активной зоны и физических барьеров; облучение персонала с летальным исходом

Минимальный выброс: облучение населения в допустимых пределах

5 - авария с риском для окружающей среды

Тяжелое повреждение активной зоны и физических барьеров

Ограниченный выброс: требуется применение плановых мероприятий по восстановлению

6 - серьезная авария

Значительный выброс: требуется полномасштабное применение мероприятий по восстановлению

7 - тяжелая авария

Сильный выброс: тяжелые последствия для здоровья населения и окружающей среды

События в шкале INES классифицируются по семи уровням. Нижние уровни (1-3) называются «инцидентами», т. е. происшествиями, а верхние (4-7)- «авариями». События, несущественные с точки зрения безопасности, классифицируются уровнем «О» (ниже шкалы) и называются «отклонениями». События, не связанные с безопасностью, определяются как выходящие за рамки шкалы.

Структура шкалы предполагает рассматривать все события с точки зрения трех аспектов или критериев безопасности, представляющих уровень и место воздействия радиоактивных факторов:

  • воздействие за пределами площадки ядерного объекта;
  • воздействие на площадке;
  • ухудшение глубоко эшелонированной защиты.

В Российской Федерации по шкале INES классифицируются все аварии, инциденты и нарушения в работе объектов использования атомной энергии, подлежащие учету в эксплуатирующей организации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эта информация передается в центральные и местные средства массовой информации, доводится до сведения органов управления и населения.

Как было сказано выше, требования к обеспечению ядерной безопасности закладываются на всех этапах жизненного цикла ЯЭУ. Так например, при проектировании формулируются обоснованные требования к органам системы управления и защиты реактора .

  • 1. В проекте реакторной установки (РУ) должны быть определены и обоснованы количество, эффективность, расположение, состав групп, рабочие положения, последовательность и скорости перемещения рабочих органов СУЗ (включая рабочие органы АЗ), а также количество приводов.
  • 2. Скорость увеличения реактивности средствами воздействия на реактивность не должна превышать 0,07 Р, ф /с. Для рабочих органов СУЗ с эффективностью более 0,7 Р эф ввод положительной реактивности должен быть шаговым, с эффективностью шага не более 0,3 |З эф (обеспечивается техническими мерами). В проекте РУ должны быть указаны величина шага, пауза между шагами и скорость увеличения реактивности.

На этапе эксплуатации ЯЭУ основным документом, определяющим ее безопасное функционирование, является технологический регламент безопасной эксплуатации, содержащий правила и основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации. Этот документ разрабатывается эксплуатирующей организацией, которая и несет основную ответственность за безопасную эксплуатацию ЯЭУ.

В соответствии с требованиями обеспечения безопасности, эксплуатация ЯЭУ должна проводиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации, разработанными администрацией объекта использования атомной энергии на основании проектно-конструкторской документации и технологического регламента безопасной эксплуатации ЯЭУ, откорректированных по результатам ввода в эксплуатацию и с учетом опыта эксплуатации.

При нарушении эксплуатационных пределов оперативным персоналом должна быть выполнена последовательность действий, установленная в проекте ЯЭУ (АЭС) и технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АЭС и направленная на приведение блока АЭС к нормальной эксплуатации.

В случае невозможности восстановления нормальной эксплуатации блок АЭС должен быть остановлен.

При возникновении предаварийной ситуации (аварии) блок АЭС должен быть остановлен, должны быть выяснены и устранены причины ее возникновения и приняты меры по восстановлению нормальной эксплуатации блока АЭС. Эксплуатация блока АЭС может быть продолжена только после устранения причин возникновения предаварийной ситуации (аварии) .

Ядерная безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз, возникающих при нормальной эксплуатации ядерных установок гражданского и оборонного назначения и в случаях ЧС с этими установками. Я.б. предусматривает разработку системы организационно-технических мероприятий, проводимых на ядерно опасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных факторов воздействия на людей, объекты и окружающую среду. Эти мероприятия проводятся в организациях и на предприятиях, непосредственно связанных с получением, переработкой, транспортировкой, хранением и захоронением ядерных материалов или использованием ядерных технологий (реакторы ядерных энергетических установок, хранилища радиоактивных отходов, хранение и применение ядерного оружия и др.). Я.б. рассматривается как свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течение заданного времени в штатных и нештатных ситуациях. Обеспечение Я.б. связано с исключительно важной особенностью: ядерные установки представляют наиболее высокую потенциальную опасность. Существенная опасность для здоровья населения может возникнуть, если значительная доля содержимого активной зоны энергетического реактора будет выброшена в атмосферу. Аварийные и катастрофические выбросы радиоактивности являются, несомненно, неприемлемым событием, и с точки зрения общей безопасности требуют принятия мер для обеспечения того, чтобы такие выбросы и риски тяжелых катастроф были сведены к минимуму. Меры по обеспечению Я.б. включают в себя: применение эшелонированных систем безопасности, специальных технологических и проектных решений; жесткое регулирование вопросов эксплуатации установок, периодическое техническое обслуживание и инспекцию, мониторинг состояния автоматизированных систем защиты. Кроме того, применяются различные методы, включая научно обоснованные консервативные запасы прочности, ресурса, надежности и живучести, различные физические барьеры на пути выброса радиоактивности. Вопросы обеспечения Я.б. отражены в Трудовом кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; федеральных законах от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»; от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Органы государственного регулирования Я.б. в пределах своей компетенции наделены полномочиями:

  • вносить предложения по разработке законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
  • разрабатывать, утверждать и вводить в действие нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • осуществлять в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
  • проводить инспекции, связанные с выполнением своих полномочий;
  • принимать участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • осуществлять контроль в области охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами при использовании атомной энергии;
  • осуществлять контроль за деятельностью в области регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • осуществлять контроль за выполнением международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из строя ядерных установок должны осуществляться на основании норм и правил безопасности в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Проектирующие, создающие и эксплуатирующие организации в целях Я.б. гарантируют:

  • использование ядерной энергетической установки по назначению;
  • организацию и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования ядерной техники и технологий и для населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • учет индивидуальных доз облучения работников ядерных объектов;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке;
  • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • осуществление физической защиты ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки;
  • информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

Физическая защита ядерных установок предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

  • предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;
  • своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок;
  • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Надзор за обеспечением физической защиты ядерных установок, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется органами государственного регулирования безопасности. Для выполнения функций по обеспечению физической защиты ядерных объектов могут привлекаться органы внутренних дел и органы службы безопасности.

Определяются три цели безопасности для атомных электростанций. Первая цель является очень общей по своему характеру. Две другие являются дополнительными целями, интерпретирующими эту общую цель. Цели безо­пасности не являются независимыми, их взаимодействие обеспечивает полноту охвата и расставляет акценты в вопросах обеспечения безопасности.

Общая цель ядерной безопасности – защитить отдельных лиц, общество и окружающую среду от радиологической опасности путем создания и поддержания на атомной электростанции эффективных защитных мер.

В сформулированной общей цели ядерной безопасности радиологическая опасность означает вредные последствия облучения для здоровья отдельных лиц как из числа персонала станции, так и населения, и радиоактивное загрязнение земли, воздуха, воды или пищевых продуктов. Она не включает какие-либо обычные виды опасностей, которые существуют при любой промышленной деятельности. Система защиты является эффективной если она предотвращает значительный дополнительный вклад либо в риск для здоровья, либо в риск другого ущерба, которому подвергаются отдельные лица, общество и окружающая среда вследствие уже осуществляемой промышленной деятельности.

Цель радиационной защиты обеспечить, чтобы дозы облучения на станции при нормальной эксплуатации и в результате любого выброса радиоактивных веществ со станции находились на разумно достижимом низком уровне и ниже установленных пределов, и обеспечить уменьшение дозы облучения в результате аварий.

При нормальной эксплуатации и ожидаемых нарушениях нормальной эксплуатации соответствующая радиационная защита обеспечивается выполнением стандартов радиационной защиты. Эти стандарты радиационной защиты были разработаны в целях предотвращения вредных последствий воздействия излучения путем поддержания доз на приемлемом уровне. Такой подход применяется для контролируемых условий. На случай аварии, в результате которой источник облучения может находиться не полностью под контролем, на стан­ции планируются меры безопасности, а вне площадки готовятся контрмеры с целью ограничения ущерба отдельным лицам, населению и окружающей среде.

Техническая цель безопасности – предотвратить с высокой достоверностью аварии на атомных станциях; обеспечить, чтобы для всех аварий, учитываемых в проекте станции, даже для тех, вероятность которых крайне мала, радиологические последствия, если они. есть, были бы малы, и обеспечить, чтобы вероятность больших радиологических последствий тяжелых аварий была чрезвычайно мала.

С точки зрения безопасности предотвращение аварий является первоочередной задачей как проекта, так и эксплуатации. Однако ни в одном виде деятельности человека нельзя гарантировать полного успеха в предотвращении аварий. Поэтому проектировщики атомных станций предполагают, что возможны отказы оборудования, систем и ошибки человека, и что они могут вести к аномальным событиям, начиная с незначительных возмущений и кончая крайне маловероятными путями развития аварии. Дополнительная защита достигается путем использования на АЭС многочисленных инженерно-технических средств безопасности. Они предназначены для прекращения развития целого ряда аварий, учитываемых в проекте, и, в случае необходимости, ослабления их последствий. Также уделяется внимание авариям более тяжелым, чем те, которые явным образом учтены в проекте (т. е. запроектным авариям). Такие аварии потенциально могут привести к большим радиологическим последствиям в случае, если не произойдет необходимого удержания высвободившихся радиоактивных веществ. В результате осуществления политики предотвращения аварий вероятность их мала. Если тем не менее такие аварии произойдут, предусмотрены меры по управлению их развитием и ослаблению их последствий.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ