Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При абсолютной доминанте в местной немецкой среде лютеранства, течения евангельских христиан, в том числе баптистов, мы не исключаем принадлежности части немецкой общины региона к католической церкви. Нам не удалось выявить соответствующие опубликованные и архивные документы. Поэтому пока основным источником информации по этому сюжету являются «свидетели века» - уроженцы и жители региона в рассматриваемый период.

Нами собран блок предметной информации в Лельчицком районе, где, как отмечалось, и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в немецкой среде сильные позиции занимало баптистское течение. Полученные данные свидетельствуют, что часть немцев в этом микрорегионе были католиками.

Так, А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил, что немцы в д. Средние Печи были католиками, собирались отдельно в специальном доме и молились там. Признавали они и православие. Праздновали как католические, так и православные праздники. При общении в октябре 2004 г. он изложил другую версию: «Былі праваслаўныя». Кладбище было совместное, отличий в похоронах не было. «Так як і ў нас...». Данная путаница, очевидно, связана не только с особенностями памяти, но и с размытостью этнической самоидентификации респондента. С его слов, он – сын немца и полячки, сам – «поляк».

По информации других местных старожилов, немцы д. Ветвица были католиками, ходили молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная ситуация подается и применительно к д. Дубницкое. При этом респондент добавляет, что немцы и поляки праздновали католические праздники, остальное население – православные.

Смешанное восприятие и понимание религиозной жизни довоенных немцев предстает в воспоминаниях жителей д. Дубравки. С одной стороны, немцы были католиками, посещали костел в Лельчицах. И вместе с тем, отмечается, что при крещении взрослые немцы «бросались в воду». В доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны свидетельства и других местных жителей.С их слов, в д. Дубравки немцы принимали крещение следующим образом. Бросали друг друга в озеро и кто больше находился под водой, тот был более достойным. Немцы собирались отдельно от остального населения в специально отведенном для молитв доме и молились там. Божественные песни сопровождались звуками гармони. И вместе с тем респонденты заявляют, что по вероисповеданию эти немцы были католиками. Анализируя данные материалы необходимо отметить искусственное смешение респондентами в единый религиозный анклав местных немцев – евангельских христиан и католиков.

Атеизм власти и Вера немцев

В целом немецкое население Мозырщины в 20-е годы проживало достаточно устойчивой общиной с наличием необходимых структурных составляющих – саморегуляции, восполняемости, этноконфессионального единства и хозяйственной общности. Информационные связи как необходимый фактор функционирования данного этнокультурного комплекса реализовывались в личных контактах сообщников, общении с внешним миром по религиозной линии, через миграционный процесс, переписку с родственниками и т.п.

По официальным данным в Анзельмовском сельсовете в 1924 г. «98% населения являются активными членами в исполнении религиозных обрядов».

Некоторое время у верующих немцев были иллюзии о хотя бы терпимом отношении советской власти к религии, о возможности даже организации религиозных колхозов. Однако реалии вульгарного воинствующего атеизма убеждали в обратном.

Атеистическая работа, проводимая властью средствами агитации и пропаганды, результатов не давала. Эта часть советской официальной культуры для немцев была не приемлема. К тому же эффективность данной работы изначально не могла быть значимой в силу отсутствия соответствующих подготовленных работников, тем более – немецкоязычных. Официальная антирелигиозная работа и религиозная жизнь немцев в 20-е гг. реализовывались в параллельных мирах. По данным Мозырского окружного отдела ОГПУ на 1926 г. «председатель Березовского сельсовета Ябс крайне религиозен, каждое воскресенье ходит в кирху, участвуя в оркестре [лютеранском. – В.П.]». В этом же году, как свидетельствует Мозырский окрисполком, Анзельмовский сельсовет «ходатайствовал об отпуске земли для строительства кирхи и для личного пользования пастору».

Власть усиливает ограничительно-репрессивный нажим на церковь. В 20-е гг. руководители немецких религиозных общин лишаются избирательных прав. В 1929 г. в записке, адресованной пастору Улле в Житомир и перехваченой органами ОГПУ, А.Герзекорн от имени Березовской лютеранской общины выражал «большую печаль», что пастор не может посетить общину в связи с наложенными на него большими налогами. «Настают для нас – христиан все более и более трудные времена. Чем дальше, тем больше усиливаются преследования против духовенства. … Мы совершенно ошеломлены, думая, что станется со всей христианской верой». В начале 30-х гг. отмечаются случаи самоуправства местного начальства. Так, в 1933 г. советско-партийное руководство Наровлянского района отметило как факт «голого администрирования» в антирелигиозной работе «закрытие и опечатание немецкой церкви председателем Березовского сельсовета».

В 1935 г. местные молитвенные дома, кирхи («баптистско-лютеранские дома») немецкого населения, как и религиозные храмы других конфессий, были закрыты («переданы под культурные учреждения»).

В этих условиях немцы как могли, латентно и открыто, противостояли официальному антирелигиозному насилию.

Проживание в иноэтнической среде требовало от немцев внутриэтнической консолидации, чтобы не ассимилироваться в национально-культурном плане, не «раствориться» в окружающем населении. Традиционная этноконфессиональная культура в целом, особенно религия, выполняла функцию социально-этнического интегратора. В религии, наряду с языком и традиционным бытом, проявлялась и сохранялась этничность немцев. Сетования властей в конце 20-х – начале 30-х годов на «национально-религиозное единство немцев», их «национальную сплоченность» объясняются провалом попыток расколоть немецкое население по надуманному «классовому принципу», противопоставить интересы экономически беднейшей части немцев («бедняков») и зажиточной («кулаков»). Развертывание «классовой борьбы» в деревне являлось одним из основных действенных механизмов большевистской власти при проведении политики коллективизации сельского хозяйства – одного из экспериментов «социалистического переустройства» общества. Однако в немецкой деревне это не прошло. «У нас кулаков нет, мы все бедны» – заявляли немцы. «Слабое классовое расслоение у большинства национальных меньшинств и совсем слабое у немцев» – отмечалось по ведомству высшего государственного органа – ЦИК БССР в начале 1931 г. Немцы не пошли на навязываемую им подмену реального этнического родства социальным раздором в их среде. «На собраниях немцы называют друг друга братьями, хотя и не являются баптистами. ... Заявляют, что все равны» – указывал в 1932 г. проводивший здесь советскую работу слушатель Коммунистического университета национальных меньшинств Запада (Москва). В немецкой среде религия была настолько сильна, естественна и национально-окрашена, что он отмечал: местные немцы «пытались меня снова обратить, не слушая, что я коммунист, в верующего». Мотивировка – «мол, все-таки немец, бывший лютеранин».

Как немецкое население все более становилось для властей «неудобным этносом», так и власть для немцев все более олицетворялась с насилием.

Государственная религия в Германии в наши дни отсутствует, при этом порядка 70% граждан этой страны считают себя христианами, которые относятся к протестантской и католической конфессии приблизительно в равном соотношении. Остальные 30% жителей исповедуют другие религии или остаются атеистами. С давних времён христианство в Германии играло одну из важнейших ролей жизни в общественной жизни. Своё распространение в Германии христианская религия начала с 800 года. Священным Римским императором тогда стал Шарлемань. И именно его правление усилило связь Рима и немецкого государства. Позже, обосновавшийся на северо-востоке страны в XIII веке рыцарский орден Тевтонцев, захватил подавляющее число земель, на которых проживали балтийские народы язычников, активно обращая их в христианскую римско-католическую веру. Однако с началом Реформации в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям Витгенбергской церкви знаменитый протест против роскошеств и излишней пышности церкви, Германию стала захватывать волна протестантизма. Стать полностью протестантской страной Германии помешала Тридцатилетняя война, которую инициировал Священный Римский император с рядом протестантских областей на юге Германии. Результатом войны двух конфессий стало то, что в южных регионах страны до настоящего времени католицизм остался главенствующей религией. Количество католиков в Пассау и Регенсбурге превышает 80%.

Хотя с 1919 года религия в Германии отделена от государства конституцией страны, фактически она продолжает играть весьма заметную роль в жизни её жителей.

Так, к примеру, благодаря многим религиозным праздникам, установлены общегосударственные выходные дни. Кроме того, из-за значительного религиозного влияния в стране, подавляющее большинство магазинов и торговых центров Германии по воскресеньям не работают. По мнению чиновников страны, по воскресеньям немцы должны посещать церковь и уделять свободное время семье, а не беспокоиться о каких-либо покупках. Для немецких школ обязательным является урок религии. Родители могут выбрать для своих детей уроки католического или протестантского уклона. Те, кто является атеистом или исповедует другую веру, должны вместо уроков религии посещать занятия по этике.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

«Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Карл Маркс

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

Путешествия по миру и иммиграция заставляют многих людей, прибывших в ту или иную страну, считаться с местными нравами и обычаями. Во многом менталитет того или иного общества зависит от господствующей в нем религии. Даже нерелигиозные люди впитывают основные нравственные установки, понятия о добре и зле из окружающей их среды, поэтому то, какая религия доминирует в стране пребывания, имеет большое значение. Попробуем разобраться в том, какую роль играет религия в Германии и какие религиозные течения здесь распространены.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

Крестителем страны считается святой Бонифаций – епископ Майнца. Господствующей религией на территории Германии христианство стало в эпоху Каролингов – династии франков, построившей свою империю в центре современной Европы.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Основная часть населения государства считает себя членами различных религиозных конфессий, но в повседневной жизни это никак не выражается.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2019 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

В заключение

Несмотря на огромное количество церквей в жизни современной Германии религия не занимает много места. Основная часть населения является христианами или выходцами из этой среды. Моральные и этические установки у христиан всех конфессий одинаковы, и жителям России, Украины, Молдавии и Белоруссии они близки. Значительного влияния исламского фактора в стране пока не ощущается.

Видео: Несколько фактов о Германии. Религия

Верования древних германских племен были преимущественно связаны с аграрными культами. По-видимому, в эпоху военной демократии Вотан, древний бог мертвых, занял в германской религии место верховного божества. Но в народном представлении он на протяжении столетий сохранил характер злого духа и вождя мертвых, оказав влияние на создание образа дикого охотника (см. раздел «Фольклор»).

Христианство начало проникать к германцам из Рима в IV в. (готы и вандалы, лангобарды и др.); в конце V в. оно распространилось среди франков. Горячими поборниками новой религии были короли и аристократия - христианское вероучение с его проповедью покорности и терпения помогало закрепить их власть. В пределах Германии - у тюрингов, баварцев, саксов и др.- христианство распространилось позже - главным образом в VIII в. Франкские короли навязывали его насильственно, иногда самыми кровавыми методами; например, Карл Великий казнил тысячи саксов, не желавших креститься. Германская церковь была подчинена римскому папе.

Понемногу новая религия стала проникать в сознание народа. Церковь искусно приспосабливалась к старым народным обычаям и обрядам, включала языческие праздники в свой календарь.

В раннее средневековье распространение христианства в Германии сыграло некоторую положительную роль. Первые школы в стране были открыты при монастырях. Возникли конфессиональные школы. Лишь в конце средневековья в городах были созданы светские латинские школы. Во времена непре- кращающихся феодальных распрей некоторое успокоение вносил обычай «божьего мира» (treuga Dei ) - запрет воевать в определенные дни недели и в праздники. Однако против «язычников» и «еретиков» сама же католическая церковь вела кровавые войны. Особенно отличались жестокостью духовнорыцарские ордена Тевтонский и Ливонский, огнем и мечом распространявшие христианство среди народов Прибалтики (пруссов, латышей, эстонцев) и в итоге поработившие их.

Церковь, созданная Лютером, не признавала власти римского папы и была подчинена земельным князьям. Феодалы использовали победу Реформации для усиления своей власти, поэтому многие из них помогали распространению нового учения. Реформация охватила почти все немецкие земли, вплоть до Баварии и Австрии. Но контрреформация, возглавленная иезуитами, вернула католицизму обширные области на юге Германии и в Альпах. Стараясь подчинить своему влиянию широкие народные массы, прежде всего городские сословия и дворянство, иезуиты поставили себе на службу литературу, искусство, в особенности зодчество («иезуитский стиль») и музыку- преимущественно оперную. Церковные праздники, шествия, даже проповеди сопровож- , дались театральными эффектами. Монашеский орден капуцинов сосредоточил свои усилия на завоевании для католицизма широких угнетенных слоев народа. В противоположность этому, протестантская церковь - лютеранская и реформатская - отвергала старые народные обычаи и прежде всего осуждала народный театр. На протестантском Севере народные обычаи, сохранившие отголоски языческих верований, и игры находились под запретом.

По Аугсбургскому миру 1555 г., заключенному между католиками и протестантами после многолетних религиозных войн, вероисповедание"подданных определялось местным князем: «чья власть - того и вера» («cujus regio ejus religio »). Таким образом, смена династии могла привести к смене вероисповедания в стране. Переход князя в протестантство открывал ему возможность секуляризации церковных владений и часть феодалов не удержалась от этого соблазна, приняв лютеранское учение («аугсбургское исповедание»).

Кальвинистская церковь завоевала в Германии меньше приверженцев, чем лютеранская. Кальвинисты сейчас имеются лишь в Восточной Фрисландии, в близком соседстве с Нидерландами, а также в Рейнланде и Пфальце (отдельные группы). Это потомки переселенцев из Нидерландов в XVII- XVIII вв. и французских гугенотов.

В эпоху просвещения (XVIII в.), когда возрос культурный уровень населения, имели место поиски новых, более тонких форм религии. На этой почве возникла, например, идеология деизма (религии, не признающей догматов и обрядов), а также масонское движение, распространившееся среди аристократии многих европейских стран, вюм числе и Германии. Но народ понимал масонов по-своему. Таинственностьцеремониймасонских лож и тот факт, что члены этих лож были людьми состоятельными и даже богатыми, создали в народе уверенность, что масоны - союзники черта и колдуны. Католическая церковь решительно боролась с масонами.

Среди католического населения имелись ультрамонтаны-сторонники неограниченной власти папы. Во времена фашизма делались попытки создать свою собственную «германскую» религию, отмежевавшись от христианства.

В наши дни в ФРГ преобладает римско-католическое вероисповедание в Баварии, Бадене, Рейнланде, Саарской области, Вестфалии; евангелическо- лютеранское - в Вюртемберге и Гессене. В ГДР, наоборот, среди верующих больше протестантов - в Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии, Тюрингии.

По данным переписи 1946 г., 59,2% населения всей Германии были лютеранами, 35,2%- католиками. Несмотря на значительные миграции в годы войны и после войны, по-прежнему юг и юго-запад страны остались преимущественно католическими, восточные и северные районы-преимущественно протестантскими. По данным 1950 г., в ФРГ исповедовали католицизм -45,2% верующих, протестантизм (евангелизм)- 51,2%; в ГДР 87% всех верующих принадлежали к лютеранско-евангелической церкви. Кроме последователей этих двух официальных религий, имеется небольшое число сектантов (адвентистов и др.). Процент атеистов невелик (5,1% в 1939 г.), хотя все время возрастает. Кроме того, нужно отметить, что большая часть населения (особенно лютеране) исповедуют религию лишь формально, по традиции.

Церковь всегда употребляла свое влияние для усиления патриархальности, немецкой семьи и общины. Священники воздействовали на умы прихожан проповедями, притчами и читая с кафедры рассказы для народа.

Как у католиков, так и у протестантов духовные лица занимали руководящее положение в общине; к католическому священнику относились с особым почтением. По народному поверью, священник самим принятием духовного сана приобретал магические способности; обет безбрачия и целомудрия наделял его особым ореолом. При засухе, непогоде от священника ждали чудесной помощи. Он должен был изгонять повинных в бедствиях ведьм и чертей. Священников приглашали помочь больным, особенно душевнобольным, которых считали одержимыми дьяволом. Особой славой заклинателей пользовались капуцины. В случаях, когда требовалось совершить магические"действия, даже протестантское население обращалось к католическим священникам. Однако многие священники, прежде всего католические, навлекали па себя презрение верующих, порицавших ихзаскупость, стяжательство и развращенность. Эта критика отразилась в народной поэзии, особенно в многочисленных широко распространенных «поповских шванках» (см. раздел «Шванк»). У католиков эти старинные шванки бытовали в неизменном виде почти вплоть до настоящего времени. У протестантов они подверглись переделкам - в них стали высмеивать евангелических пасторов. Характерна социальная направленность этих шванков - в них дьячок всегда превосходит пастора умом и остроумием. В бюргерских шванках духовенство уличалось в необразованности. Литературную и публицистическую обработку антиклерикальные мотивы этих шванков, приобрели в сочиненных учеными-гуманистами «Письмах темных людей» (начало XVI в.).

В областях восточнее Эльбы, особенно в земле Мекленбург, где до 1945 г. преобладали юнкерские владения, помещик занимал одновременно и господствующее положение в церковном приходе. От него зависело назначение приходского священника. Но зависимое население (сельскохозяйственные рабочие) часто не признавало назначенных помещиком священников, в чем проявлялось сопротивление юнкерам.

Протестантское и католическое духовенство всегда принимало активное участвие в политической жизни страны. Основное ядро церкви, особенно высшее духовенство, поддерживало самые реакционные правительства, в том числе и гитлеровскую диктатуру. Например, епископ Ди- белиус, до 1962 г. стоявший во главе немецкой лютеранской церкви, в своих книгах и статьях горячо оправдывал с «христианской» точки зрения зверства нацистов, их политику провокаций и завоевательных войн, всячески возвеличивал Гитлера. После войны тот же Дибелиус изо всех сил поддерживал реваншистско-милитаристскую политику канцлера Аденауэра. Католическая церковь, тесно связанная с Ватиканом, всегда сохраняла независимость от Цравительства. В годы нацизма некоторые католические деятели даже подвергались преследованиям. Но большинство католического духовенства поддерживало фашистскую власть, особенно после того как папа Пий XI заключил с Гитлером конкордат.

В настоящее время католическая церковь в ФРГ представляет собой мощную реакционную силу, всемерно поддерживающую реваншистскую политику боннского правительства. Католическая партия ХДС, возглавляемая Аденауэром, стоит у власти. Кардиналы, прелаты, епископы деятельно участвуют в политической жизни, часто выступают в печати, руководят выборными кампаниями, опираясь на широкую сеть католических орденов (152 религиозных ордена), используя в своих целях приходское духовенство, католические союзы и объединения. Колоссальны богатства католической церкви и связанных с ней организаций: в их руках - банки, акционерные компании.

Католические организации охватывают широкие слои населения - рабочих, мелкую буржуазию, крестьянство, женщин, молодежь. Самые крупные из этих объединений - Католическое рабочее движение Западной Германии, Христианско-социальное содружество в Объединении профсоюзов Западной Германии, Союз ремесленников-католиков, Союз католических торговых объединений, Союз германской католической молодежи, Германский союз женщин-католичек, Христианская рабочая молодежь, Католическое движение земледельцев, Католическое движение сельской молодежи в Союзе католической молодежи и др.

Католическая церковь в ФРГ располагает целой сетью учебных заведений. 244 католических газеты и журнала общим тиражом до 9 млн. экземпляров систематически ведут религиозную пропаганду. Ежегодно выходят з свет сотни книг, брошюр и прочих изданий религиозного содержания.

Католическая церковь пользуется и другими способами воздействия на массы, особенно охотно- традиционными праздниками, которым духовенство старается придать форму торжественных импозантных зрелищ. Пышные процессии в день праздника тела господня, когда сотни священников и монахов во главе с кардиналом и епископами в богатых облачениях под колокольный звон и пение проходят по городским улицам, собирают сотни тысяч зрителей. В таких крестных ходах участвуют члены правительства, высшие чиновники, парламентарии, члены религиозных организаций и толпы верующих. Помимо ежегодных повсеместно устраиваемых церковных праздников в некоторых местностях ФРГ сохраняется традиция религиозно-театральных торжеств. Самое известное из них - пасхальные мистерии, которые раз в четыре года устраиваются в баварской деревне Обераммергау силами местных жителей - крестьян. Эти мистерии широко известны, и на представления стекается множество верующих и туристов не только из других областей страны, но и из-за границы,

В ГДР гарантирована свобода религии. В отличие от ФРГ, здесь нет конфессиональных школ, преподавание религии в школе отменено. Церковь отделена от государства.

– это родина протестантский Реформации, однако из-за политической раздробленности Священной Римской империи в 16 веке многие территории остались верны римскому католицизму. В настоящее время 34% населения считают себя приверженцами евангелической (протестантской церкви), 34% - католиками. Многие немцы вообще не причисляют себя ни к какой вере.

Это особенно относится к жителям бывшей Восточной Германии, где в 1989 году количество прихожан евангелической церкви составляло менее 400 тысяч человек (при обще численности населения 16,5 миллионов), в католической же церкви было всего 921 тысяча прихожан. Начиная с 1990 года, евангелическая церковь потеряла еще больше верующих.

Евангелическая церковь – это единая протестантская церковь, которая соединяет в себе лютеран, реформаторских протестантов и представителей других религиозных течений. Реформаторские протестанты придерживаются кальвинизму, в то время как Организация Объединенных протестантов объединяет в своем вероучении лютеранство и кальвинизм.

Приверженцев других протестантских конфессий в Германии ничтожное количество. Большая часть католиков живет в Рейнских землях и в Южной Германии, а протестанты обитают в основном в северных и центральных районах страны.

В 1933 году насчитывалось более 500 тысяч евреев, которые проживали в пределах границ Германской империи. В период между 1933 и 1945 годами немецкие евреи, наряду с евреями стран Восточной Европы, пали жертвами антисемитской политики геноцида нацистов. По оценкам, в Германии в 1997 году проживало 67 тысяч человек еврейской национальности. Самые крупные еврейские общины находятся во Франкфурте-на-Майне и в Берлине.

В послевоенный период в Германию начали прибывать иммигранты из Северной Африки и Западной Азии. В 1987 году, по оценкам, насчитывалось 1700000 мусульман, живущих в Западной Германии.

Представители церкви

В немецком обществе с уважением относятся к протестантским и католическим пасторам и священникам. В местных общинах священники входят в группу местной знати, которая также включает в себя чиновников, бизнесменов и должностных лиц учебных заведений. Римскую католическую церковь олицетворяют представители местного уровня церковной иерархии.

Ритуалы и святые места Германии

От маленьких деревень до больших городов - местные церкви есть практически в каждом населенном пункте. Немецкие церкви представляют собой впечатляющие архитектурные сооружения. Католические области – Рейнская , как правило, усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в 19 веке процесс секуляризации, церковь сохранила свое значение в жизни общества. В 1840-х годах сформировалось народное движение за завершение строительства Кёльнского собора, которое было начато еще в Средние века. При поддержке жителей Кёльна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом), работа по строительству началось в 1842 году и закончилась в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, которые сопровождали процесс строительства, указывают, что Кёльнский собор служил не только в качестве церкви, но и национального памятника.

Национальное собрание 1848 года, на котором была принята Конституция объединенной Германии, прошло в Церкви Святого Павла во Франкфурте. (национальное и конституционное движение окончилось неудачей, когда прусский король отказался от императорской короны, которая была ему предложена представителями национального собрания). Одним из центров народного движения, который привел к падению ГДР, была церковь Святого Николя в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания стали объектами программы Denkmalpflege – сохранения культурного наследия. Кладбища и военные мемориалы находятся где-то между святыми местами и историческими памятниками. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, на которые приходят родственники умерших во время специальных дат и праздников.

Повсеместно распространены военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне. С памятниками Второй Мировой войне дело обстоит по-другому. Концентрационный лагерь Бухенвальд, расположенный возле Веймара, с начала 1950-х годов является памятником, посвященным жертвам нацистского режима. Смерть и жизнь после смерти

Практически 70% немцев являются приверженцами христианской церкви, поэтому они верят в himmel (небеса) и hölle (ад), куда отправляют души людей после физической смерти. Остальные 30% немцев считают себя атеистами или агностиками, и полагают, что вера в загробную жизнь есть заблуждение. Похоронные обряды проводятся либо через церковную службу, либо через гражданскую панихиду – все зависит от религиозных убеждений покойного и его близких.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ