Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание иммунитета государства; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
PAGE 16
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое положение государства в международном частном праве………………………………………………………….………………….4
Глава 2. Иммунитет государства
§ 1. Понятие иммунитета государства…………………………………..…….8
§ 2. Элементы иммунитета государства…..…………………………………..9
§ 3. Виды иммунитета………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………….17
Введение
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т.е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющиеся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.
Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание иммунитета государства; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
Целями и задачами обусловлена структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются особенности правового положения государства как субъекта международного частного права, понятие иммунитета государства, его содержание, виды и их правовое регулирование, а также заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовое положение государства в международном частном праве.
Государство основной, универсальный субъект международного публичного права. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной частноправовой правосубъектностью 1 . Во внутренней сфере в силу своей властной природы государство является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Однако государство одновременно может участвовать в правоотношениях с участием равноправных независимых субъектов, что не может не отразиться на ее правовом статусе.
Во внутренней правовой системе законодательство (ст. 124 ГК РФ) закрепляет участие РФ, субъектов РФ, муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами 2 ».
Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Государство что-либо приобретает у других субъектов предпринимательской или коммерческой деятельности в иностранных государствах, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, к слову, хозяйственная деятельность государства в иностранном государстве разнообразна. Причем в том или ином объеме в частноправовых отношениях международного характера принимают участие все государства, независимо от их социально-экономического строя, уровня развития.
С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Так, появляются новые формы, могущие сыграть положительную роль в развитии национальной экономики: использование государством концессионных соглашений, заключаемых с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ископаемых. В соглашениях о разделе продукции, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, только продукция, полученная в ходе такой деятельности делится между государством и иностранных инвестором на оговоренных в соглашении условиях.
В частноправовых международных отношениях Российская Федерация может:
1) предоставлять и получать кредит (аналогичным полномочием наделены и субъекты РФ)
2) использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени РФ);
3) предоставлять гарантии по займам и кредитам. Например, Указом Президента РФ от 23.07.2003. « О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» устанавливается, что гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды; предоставление гарантий или поручительств Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам осуществляется на конкурсной основе 3 ;
4) заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ устанавливает обязанность при заключении концессионного соглашения проводит процедуру конкурса 4 );
5) заключать соглашения о разделе продукции, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;
6) приобретать и арендовать за границей земельные участки;
7) заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг, оказании работ;
8) выступать за границей в качестве наследника вымороченного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.
При этом возникают правоотношения двух видов: 1) правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому, научному, техническому сотрудничеству и т.п.). Данные отношения регулируются исключительно нормами международного-публичного права; 2) правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в данный правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.
Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект, поскольку оно не является юридическим лицом, а особым правовым образованием 5 .
Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом, государство арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, по которому государства, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.
Глава 2. Иммунитет государства.
§ 1. Понятие иммунитета государства.
Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
6
Само понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.
В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН а о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства". 7
Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.
§ 2. Элементы иммунитета государства
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:
1) судебный иммунитет;
2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска;
3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения;
4) иммунитет собственности государства;
5) иммунитет от применения иностранного права.
Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. В таком случае вопрос об иммунитете не возникает. Можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.
Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.
Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.
Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства - это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.
§ 3. Виды иммунитета
Выделяют три вида иммунитета:
1. абсолютный иммунитет;
2. функциональный иммунитет;
3. ограниченный иммунитет.
Абсолютный иммунитет
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.
По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.
Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.
Функциональный иммунитет
Функциональный иммунитет - это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.
Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.
Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель.
Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.
Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства - это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.
Ограниченный иммунитет
Ограниченный иммунитет - вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа - деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет - это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.
Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.
Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами - участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе. 8
Заключение
Частное право в принципе неспособно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом государства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой - это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. на основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранного государства.
Список использованной литературы:
1. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г. - http://www.conventions.ru
2. Европейская конвенция об иммунитете государств, Базель, 16 мая 1972 г. - http://law.edu.ru
3. "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30
4. ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ // “Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3606.
5. Богуславский М.М. Международное частное право. -М: Юрист, 2004. 606 с.
6. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. М.,2005. - 752 c.
7. Международное частное право: учебник / под ред.Г.К. Дмитриевой. М., 2008. -688 с.
8. Дмитриева Г.К. ,Филимонова М.В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. М.,1999.
9. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. М.,2005. - 559 с.
10. Канашевский В.А. Публично-правовые образования РФ как субъекты международного чяастного права // Журнал международного частного права.2003.№ 3 (41).С.3-14.
11. Марышев Н.И. Международное частное право. М.,2004. - 602 с.
12. Хлестова И. О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации. Проблемы международного частного права / под ред. доктора юридических наук И. И. Марышевой. М.: юридическая фирма КОНТРАКТ, 2000.
13. Ярков В.В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов // Международное частное право: Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М.,2000.
14. - Юридический словарь
1 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. М.,2011. С.155.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
3 "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3606.
4 "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.
5 Богуславский М.М. Международное частное право. М.,2004. С.175
6 http://dic.academic.ru/contents.nsf/lower - Юридический словарь
7 Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г. - http://www.conventions.ru
8 Европейская конвенция об иммунитете государств, Базель, 16 мая 1972 г. - http://law.edu.ru
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
20033. | Плазмодии малярии. Морфология. Циклы развития. Иммунитет при малярии. Химиотерапевтические препараты | 2.35 MB | |
Малярийный плазмодий проходит сложный жизненный цикл развития, который совершается в организме человека (бесполый цикл, или шизогония) и комара (половой цикл, или спорогония). Развитие возбудителя малярии в организме человека - шизогония - представлено двумя циклами: первый из них совершается в клетках печени (тканевая, или внеэритроцитарная, шизогония), а второй - в эритроцитах крови (эритроцитарная шизогония). | |||
5922. | Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства | 27.21 KB | |
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического... | |||
6137. | Сущность государства | 29.42 KB | |
При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. | |||
12737. | АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА | 37.68 KB | |
Древний Рим: основные этапы развития государства. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея проведшего ряд реформ. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс демоса с господством родовой аристократии долговым рабством и другими формами закабаления. | |||
14078. | Происхождение государства | 33.26 KB | |
Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях | |||
14189. | Форма государства | 22.46 KB | |
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Вместе с тем форма существующих государств особенно современных имеет общие признаки что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Тема данной курсовой работы Форма государства актуальна вопервых важность четкого определения формы государства становится понятной после того как разрешается вопрос о сущности государства вовторых рассмотреть форму государства ... | |||
9270. | Функции государства | 18.57 KB | |
Функции государства. Понятие и содержание функций государства. Классификация функций государства.Внутренние функции современного государства. | |||
9245. | Фиаско государства | 13.48 KB | |
Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек с которыми связано действие рыночного механизма. Государство финансирует производство общественных благ из бюджетных средств. Кроме того есть блага которые по определению не относятся к общественным но изза неспособности рынка обеспечить их производство государство берет на себя их финансирование. | |||
9336. | Механизм государства | 21.67 KB | |
Механизм государства. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России. Орган государства: понятие признаки виды. | |||
9333. | Формы государства | 31.49 KB | |
Формы государства. Понятие и элементы формы государства. Понятие и элементы формы государства. Территория население власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. |
Суверенитет государства обеспечивается его иммунитетами. Иммунитет государства есть один из краеугольных институтов международного частного права, определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще в частноправовых отношениях международного характера. Иммунитет, в соответствии с которым государство при осуществлении им гражданско-правовых актов с субъектами национального права иностранных держав не подсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также ареста и реквизиции собственности. Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания иммунитета выражена в известных еще со времен римского права юридических максимах: «par in parem non habet imperium» («равный над равным власти не имеет»), «par in parem поп habet jurisdictionem» («равный над равным не имеет юрисдикции»).
Иммунитеты государства получили закрепление в ряде международных соглашений: Женевская конвенция 1958 г. «Об открытом море»; Венская конвенция 1961 г. «О дипломатических отношениях»; Европейская конвенция 1972 г. «Об иммунитете государств» и других.
Иммунитеты государства закреплены в законодательстве и судебной практике ряда стран. Так, в Австрии в 1974 г. был принят акт, касающийся иммунитета государства, в ранге федерального закона, в США в 1976 г. издан закон «Об иммунитете иностранных государств», Великобритания приняла в 1978 г. закон «Об иммунитете государств», Канада - в 1982 г. закон, предоставляющий государству иммунитет в судах Канады.
В нашем государстве вопросы иммунитета урегулированы в ст. 553 ГПК и ст. 239 ХПК.
Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться. Так, в соответствии со ст. 553 ГПК Беларуси «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в Республике Беларусь, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов данного государства (отказ от иммунитета)». Из этого следует, что государство может согласиться на применение к соответствующему гражданско-правовому договору с его участием иного правопорядка, нежели его собственный, однако такое согласие должно быть явно выраженным.
В международном частном праве различают следующие виды иммунитета государства: судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности.
Судебный иммунитет включает:
Неподсудность одного государства суду другого государства;
Иммунитет от предварительного обеспечения иска;
Иммунитет от принудительного исполнения судебного ре
шения.
Неподсудность одного государства суду другого государства означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Это возможно лишь с прямого согласия данного иностранного государства.
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства без его согласия.
Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца по делу. Но обращение в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска.
1. Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).Иммунитет государства предполагает, что ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности , т.е. суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Иммунитет иностранного государства можно определить двояко .
С одной стороны, иммунитет иностранного государства - это право государства не подчиняться юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему каких-либо принудительных мер судебных, административных и иных органов другого государства.
С другой стороны , это отказ государства от своей территориальной юрисдикции относительно действий и собственности иностранного государства, т.е. отказ от применения каких-либо принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов.
Государство выступает как особый субъект гражданского права. Эта концепция отражена в российском праве, в частности в ст. 124-127 ГК РФ. Согласно ст. 124 Российская Федерация, ее субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений: гражданами и юридическими лицами .
Но в Статье 127 . - Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности .
Статья 1204 ГК РФ предусматривает, К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела 6 ГК применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом Российской Федерации. В этой норме имеется в виду и иностранное государство .
Норма ст. 1204 формально подтверждает установления ст. 124 и 127 ГК РФ. Однако данное предписание корректируется предусмотренным в ГК РФ общим исключением - в федеральных законах или международных договорах может быть установлено иное.
Виды иммунитета:
1. Иммунитет от предъявления иска - неподсудность одного государства судам другого . Сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия на судебное разбирательство в иностранном суде государство нельзя привлечь к судебной ответственности за границей. Иммунитет от предъявления иска - это судебный иммунитет в узком смысле слова (собственно юрисдикционный иммунитет)
2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска - без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска .
3. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения - без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения .
4. Иммунитет собственности государства - собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание .
5. Доктрина акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) - если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению .
6. Коллизионный иммунитет государства - к частноправовым отношениям государства должно применяться только его собственное право . Все сделки государства подчиняются его национальному праву .
В доктрине, законодательстве и практике разработаны две теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и .
Теория абсолютного иммунитета государства непосредственно основана на принципе суверенного равенства государств и общем принципе права «равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции ».
Доктрина абсолютного иммунитета государства признавалась незыблемой нормой международного права в течение почти 100 лет (до середины XX в.).
1 Государство, даже будучи стороной частноправового отношения, не может быть привлечено к ответственностив судах другого государства .
2 Подсудность судам другого государства допустима только в случае прямо выраженного согласия иностранного государства-ответчика («договорный» или «дипломатический» отказ от иммунитета).
3 Иск к государству может быть предъявлен только в его собственном суде .
Доктрина абсолютного иммунитета государства до сих пор закреплена в законодательстве некоторых государств - Китая , России , КНДР .
В 50-х гг. в связи с активизацией участия государства в международных гражданских правоотношениях появились теории «служебного» иммунитета , «торгующего» государства , государства-коммерсанта , на основе которых была выработана доктрина функционального (ограниченного) иммунитета . Суть этой доктрины - если государство от своего имени занимается коммерческой деятельностью, оно автоматически в отношении такой деятельности и связанного с ней имущества отказывается от иммунитета, ставит себя в положение частного лица .
В соответствии с теорией функционального иммунитета государство обладает иммунитетом, только когда оно совершает действия, являющиеся проявлением государственной, публичной власти , т.е. действия в осуществление суверенных полномочий (de jure imperii). Публичные акты государства пользуются абсолютным иммунитетом и не могут быть предметом разбирательства в суде другого государств а. Когда государство осуществляет функции торгового характера , оно не обладает иммунитетом и должно рассматриваться как частное лицо .
Деление действий государства на публичные и частные - краеугольный камень концепции функционального иммунитета (И.А. Демидов). Для определения характера действий государства разработаны теории :
доктрина цели действий . Главный критерий - цель совершения действий (государственный заказ на постройку военного корабля частной иностранной фирме – действие публичное, в осущ суверенных полномочий);
доктрина характера действий . Решающим является юридический характер действия . Частные действия - это действия, совершамые в форме обычных контрактов, если подобный контракт может заключить любое юридическое или физическое лицо.
Теория функционального иммунитета закреплена в международных актах - в Европейской (Брюссельской) конвенции о государственном иммунитете 1972 г. (принята в рамках Совета Европы ) и в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 (г.Нью-Йорк) (конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств)
Конвенция ООН 2004 г. (подписана Россией в 2006 г.) подтверждает
принцип невозможности осуществления юрисдикции в судах одного государства над иностранным государством и его органами при осуществлении ими властных полномочий ,
и обеспечивает защиту государственной собственности , не используемой в коммерческих целях .
Конвенция содержит детальный перечень видов деятельности, осуществление которой лишает государство права на иммунитет (Часть III Конвенции).
Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве
1) дела коммерческой сделки , заключенной с иностранным физическим или юридическим лицом.
2) дела, касающиеся трудового договора между этим государством и физическим лицом относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью или частично на территории этого другого государства
3) дела, касающиеся денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или нанесения ущерба имуществу
4) касающиеся установления право собственности, владение и пользование имуществом
5) дела, касающиеся установления любого права этого государства в отношении патента , промышленного образца, торгового или фирменного наименования, товарного знака, авторского права или любой другой формы интеллектуальной или промышленной собственности , пользующейся правовой защитой
6) дела, касающиеся его участия в компании или другом объединении , зарегистрированном или не зарегистрированном в качестве юридического лица,
7) касающиеся эксплуатации судна , если в момент возникновения факта, послужившего основанием иска, это судно использовалось в иных целях, чем государственные некоммерческие цели
8) если государство заключает с иностранным физическим или юридическим лицом письменное соглашение о передаче на арбитражное разбирательство споров , касающихся коммерческой сделки.
признавала принцип абсолютного иммунитета. То есть она выходила из того, что государство не перестает быть сувереном в экономическом обороте, не отказывается от суверенитета и не лишается его.
В большинстве государств получила распространение теория функционального (ограниченного) иммунитета. Согласно ей государство, действуя как суверен, всегда пользуется иммунитетом. Если же государство действует как частное лицо, скажем, во внешнеторговых операциях, то в этих случаях она иммунитетом не обладает. На указанной концепции базируется и Европейская (Базельская) конвенция об иммунитете государств 1972 p. Конвенция разграничивает публично-правовые и частно-правовые действия государства. Она содержит перечень случаев, в которых государство не пользуется иммунитетом (споры по трудовым контрактам, охраны патентов на товарные знаки, по недвижимости, возмещения вреда и др.). Не применяется иммунитет по контракту, которые должны быть выполнены в стране суда, рассматривающего дело; по выполнению соглашений коммерческого, финансового, профессионального характера. Иммунитет не признается, если государство имеет коммерческую учреждение в государстве суда, рассматривающего дело.
Однако иммунитет будет сохраняться, если правоотношениям с участием государства будет присуща хотя бы одно из условий: 1) второй стороной в споре является также государство; 2) стороны в письменной форме специально договорились о признании иммунитета; 3) некоммерческий договор был заключен на территории иностранного государства, и он подчиняется нормам ее административного права.
На основе теории о функциональном (ограниченный) иммунитет основываются Закон об иммунитетах иностранного государства (США, 1976 г.). Акт об иммунитете государства (Великобритания, 1978 г..), Акт, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах (Канада, 1982 p.), Ордонанс об иммунитете государства (Пакистан, 1981 p.), Акт об иммунитете государства (Сингапур, 1979 г. .), Акт об иммунитете иностранного государства (ЮАР, в 1981 г..), Акт об иммунитете иностранного государства (Австралия, 1984 p.)
Теорию ограниченного иммунитета применяют в своей практике суды Австрии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Греции, Дании, Норвегии, Финляндии. О применении в практике судов ФРГ теории функционального иммунитета свидетельствуют решение Конституционного суда этого государства с 1962 и 1963 p.
Вопросы, связанные с иммунитетом государства, его органов и представителей, не решенные до конца. Например, разным является отношение к применению иммунитета в случае предъявления встречного иска. По мнению многих ученых (Е. Усенко, И. Перетерского, Л. Лунца), если согласие быть ответчиком по встречному иску государство, является истцом по основному иску, не предоставила; то к встречному иску применяют общие правила о судебном иммунитете государства. М. Богуславский считает, что обращение одного государства с иском в суд другой не означает признания подсудности по встречного иска. Если государство-истец не оказывала такого согласия, то по встречного иска должны применяться общие положения об иммунитете.