Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

刀 , пиньинь dāo , не путать с кит. 道 , dào (путь, Дао)) - «однолезвийное оружие»/«фальшион»/«палаш»/«сабля»/«нож»/«тесак» - китайское клинковое однолезвийное оружие, зачастую неграмотно передаваемое при переводе как «кривой меч ».

Чаще всего под дао (с указанием его типа - например, нювэйдао - дао «бычий хвост» или люедао - дао «ивовый лист») понимаются однолезвийные фальшионы , сабли и палаши, как одноручные, так и двуручные. Однако в качестве значащего элемента слово дао входит в состав названий древкового оружия - чуаньвэйдао , яньюэдао , дадао (кит. 大刀 ) и т. д.

В качестве значащего элемента этот же иероглиф входит и в название некоторых специфических видов оружия китайских боевых искусств (например, багуадао ), однако в данном случае он означает всего лишь наличие заточки по одному из краев данного предмета вооружения.

Японские катаны китайцы также называли дао.

См. также

  • Цзянь - другая разновидность китайского меча
аналоги
  • Фальшион - европейское оружие, похожее на классический дао
  • Палаш - европейское оружие, похожее на солдатский дао эпохи Хань

Напишите отзыв о статье "Дао (меч)"

Отрывок, характеризующий Дао (меч)

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.

Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах - Что мне до них? Не все ли мне равно!

Просто ни итальянцы, ни французы, ни даже немцы со швейцарцами не сходились в битве с настоящими воинами - а то ума у них всех заметно прибавилось бы.)

Преследуя Чжао Юня, Вэнь Пин достиг Чанфаньского моста. Там с копьем стоял
Чжан Фэй. Глаза его пылали гневом, усы ощетинились, как у тигра. К тому же
за рощей, к востоку от моста, Вэнь Пин заметил облако пыли. Боясь попасть в
засаду, он остановился.

Вскоре подоспели Цао Жэнь, Ли Дянь, Сяхоу Дунь, Сяхоу Юань, Ио Цзинь,
Чжан Ляо, Чжан Го и Сюй Чу. Грозный вид Чжан Фэя испугал и их. Опасаясь
какой-либо хитрости со стороны Чжугэ Ляна, они тоже остановились в
нерешительности. Построившись в линию к западу от моста, они отправили гонца
к Цао Цао. Тот лично приехал посмотреть, что здесь происходит.

Чжан Фэй, все еще неподвижно стоявший на мосту, заметил в задних рядах войск
противника темный шелковый зонт, бунчуки и секиры, знамена и флаги и, решив,
что это явился сам Цао Цао, зычным голосом крикнул:

Эй! Кто там хочет насмерть драться со мной? Я - Чжан Фэй из удела Янь!

Я слышал от Гуань Юя, - сказал Цао Цао своим приближенным, - что Чжан
Фэй может на глазах многотысячной армии противника снять голову полководцу
так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана! Надо с ним быть
поосторожнее!

Чжан Фэй из удела Янь здесь! - снова донесся голос Чжан Фэя. - Кто
посмеет сразиться со мной?

Цао Цао совсем пал духом, и у него появилось желание поскорее убраться
восвояси. От зоркого взгляда Чжан Фэя не укрылось движение в задних рядах
противника.

Ну, что вы там возитесь? - крикнул он, потрясая копьем. - Драться не
деретесь, уходить не уходите!

Голос Чжан Фэя был так грозен, что стоявший рядом с Цао Цао Сяхоу Цзе от
страха замертво свалился с коня. Цао Цао бросился без оглядки, а вслед за
ним бежало и все его войско. Поистине, как желторотый птенец, испугавшийся
удара грома, или как беззащитный дровосек, услышавший вблизи рев тигра,
неслись воины Цао Цао неудержимым потоком, топча и сминая друг друга. Многие
из них побросали копья и шлемы.

Потомки воспели Чжан Фэя в стихах:

Опершись на копье, стоит он решимости полон
На Чанфаньском мосту и взор вперед устремил.
Мощный голос его подобен великому грому.
Миллионное войско он в бегство один обратил.

Устрашенный грозной силой Чжан Фэя, Цао Цао мчался на запад. Шапку он
потерял, волосы его растрепались. Чжан Ляо и Сюй Чу едва поспевали за ним.
От великого страха Цао Цао совершенно лишился присутствия духа.


В Китае дао считается одним из четырех традиционных видов оружия, наряду с гун (палкой или шестом), цян (), и цзянь (мечом).

Происхождение названия

В китайском языке слово 刀 может относиться к любому однолезвийному оружию и, как правило, относится к ножам. Из-за этого термин иногда переводится как "нож" или "нож-меч". Тем не менее, в пределах китайских боевых искусств и в военных контекстах, термин дао относится к различным вариантам меча.

Основные характеристики дао

Хотя дао значительно изменился по прошествии многих веков, во всех экземплярах присутствует ряд особенностей. Клинок дао умеренно изогнут, заточен с одной стороны, хотя иногда так же затачивалась и другая сторона; умеренная кривизна позволяет довольно эффективно наносить колющие удары. Над обычно прикрепляется шнур. Для крепления шнура иногда, как в случае с цзянем (китайским мечом с прямыми клинком), используется и само навершие, однако чаще к нижней части рукояти данного вида оружия прикрепляют кисточки или ленты. , как правило, имеет форму диска, часто чашеобразной формы, чтобы предотвратить попадание дождевой воды в ножны, а так же чтобы предотвратить стекание крови на рукоять, что, с другой стороны, немного усложняет хват сабли. Иногда гарда представляет собой S - образный тонкий кусок металла, защищая небольшой участок костяшек пальцев сбоку. Очень редко дао имеют гарду подобную гардам цзяней. Другие вариации базовой модели включают в себя более крупные - багуачжан, а так же сабли с длинной ручкой пудао.

Ранняя история

Самые первые дао датированы Китайской династией Шан в Бронзовом веке, и были известны как цибейдао (直背刀) – "прямые ножи". Как следует из названия, они были с прямыми клинками, или слегка изогнутыми, а так же заточены с одной стороны. Первоначально сабли изготавливались из бронзы, затем в Период Сражающихся царств они стали изготавливаться из железа, когда знание металлургии стало достаточно продвинутым для того, чтобы кузнецы могли контролировать в сплаве содержание углерода. Первоначально дао были менее распространены в качестве военного оружия, нежели чем цзянь - прямой обоюдоострый китайский меч. Дао стали популярными у конницы во время империи Хань из-за своей прочности, удобства для рубки, а так же относительной простоты в использовании. Обычно говорилось: требуется неделя, чтобы научиться пользоваться дао (саблей), месяц, чтобы научиться пользоваться цян (копьём), и год, чтобы научиться пользоваться цзянем (прямым мечом). Вскоре после того, как дао стала вооружаться пехота, началась замена цзяней на эти сабли, которые были альтернативой стандартной амуниции. К концу династии Хань, дао стали оснащаться круглыми рукоятями и кольцевыми навершиями. Длина клинков колебалась от 85 до 114 см. Это оружие использовалось вместе с прямоугольными щитами.

К концу эпохи Троецарствия, однолезвийные дао почти полностью заменили цзяни на поле боя. Цзянь впредь стал известным как оружие для самообороны академического и аристократического классов, которое носили как часть одеяния.

Династии Суй, Тан и Сонг

Во время Династии Тан дао экспортировался в Корею и в Японию, что оказало влияние на кузнечное дело обеих этих стран. Клинки дао эпохи Тана напоминают японские тёкуто. Как и в предыдущих династиях, в династии Тан дао были прямыми по всей длине клинка. Одноручные пейдао ("поясной дао") были наиболее распространены как личное оружие во время династии Тан. Подобное оружие так же было известно как Хенгдао ("горизонтальный дао" или "перекрёстный дао") в предыдущей династии Суй. Двуручные чангдао ("длинный дао") или модао, также использовались во время династии Тан некоторыми специализированными подразделениями.

Во время династии Сун, одной формой пехотного дао был шоудао, в виде рубящего оружия с обрезанным острием. В то время как некоторые иллюстрации показывают их как прямые, военная энциклопедия династии Сонг 11-го века (Wujing Zongyao) изображает их с изогнутыми клинками, здесь, возможно, просматривается влияние племен степей Средней Азии, которые завоевали части Китая во время периода правления династии Сонг.

Так же временем династии Сонг датированы подобные дадао, большой двуручный чжаньмадао и с длинной ручкой, схожий с двуручным вариантом, бузандао.

Династии Юань, Мин и Цин

Со времён монгольского вторжения в Китай в начале 13-го века и формированием династии Юань, конструкционные особенности изогнутых сабель степняков оказали большое влияние на китайские виды мечей. Сабли использовались тюрками, тунгусо-маньчжурскими народами и другими степными народами Средней Азии по крайней мере с 8-ого столетия нашей эры, кроме того это было излюбленным оружием монгольской аристократии. Благодаря эффективности данного вида оружия для ведения верхового боя его популярность среди солдат на всей территории Монгольской империи продолжалась длительный период.

В Китае монгольское влияние длилось долгое время, после падения династии Юань, под правлением династии Мин, а в дальнейшем продолжилось и во времена правления династии Цин (последняя сама по себе основана внутренними азиатами, маньчжурами), способствуя популярности дао и придавая оружию множество новых видов. Клинки с большим искривлением стали популярными, и эти новые виды стали называться пейдао. В середине правления династии Мин, новые сабли полностью заменили цзяни в качестве военного табельного оружия.

Яньмаодао

Яньмаодао или "сабля - гусиное перо" в значительной степени прямые, как и ранние цибейдао, с искривлением в точке удара, возле кончика клинка. Это позволяет наносить колющие удары и улучшить контроль над клинком как в случае с цзянем, в то же время, была сохранена большая часть сильных сторон дао в плане рубящих и режущих ударов.

Лиуйедао

Лиуедао или "сабли листа ивы" является наиболее распространенной формой китайской сабли. Впервые данный вид сабель появился во время династии Мин, имеет умеренное искривление по всей длине клинка. Это оружие стало стандартным вооружением для конницы и для пехоты, заменив йанмаодао, и является видом сабли, первоначально используемой многими школами китайских боевых искусств.

Пиндао

Пиндао или "режущие сабли" являются очень изогнутым дао, предназначенным только для нанесения режущих и рубящих ударов. Это оружие имеет сильное сходство с и ятаганом. Довольно необычное оружие, оно обычно использовалось застрельщиками в сочетании со щитом.

Ниувейдао

Ниувейдао или "сабля бычьего хвоста" является тяжелым клинковым оружием с характерным широким острием. Это - типичный "китайский палаш" современных фильмов про кунг-фу. Впервые данное оружие было зарегистрировано в начале 19-го века (вторая половина правления династии Цин) и только в качестве гражданского оружия: нет никаких сведений о том, что данная сабля выдавалась военнослужащим, данная сабля не фигурировала ни в каком перечне официального оружия. Появление ниувейдао в фильмах и современной литературе таким образом часто анахронично.

Помимо этих четырех основных видов дао, также использовался дуандао ("короткий дао"), являющийся компактным оружием, как правило, имеющим форму лиуедао. Дадао использовался и далее, во время династии Мин большие двуручные чангдао и чжаньмадао использовались и против конницы северных степей и против вокоу (пиратов) юго-восточного побережья; это оружие (иногда под различными названиями) так же ограниченно использовалось во время периода правления династии Цин. Также во время Цин появляются виды оружия, такие как нандао, региональные варианты названия или формы некоторых вышеописанных дао, а также более своеобразные варианты, такие как "девятикольчатый дао", последние вероятно были придуманы для уличных демонстраций и театральных представлений, а не для использования в качестве оружия. Слово "дао" также используется в названиях нескольких алебард с односторонне заточенными клинками, таких как пудао и гуань дао. Китайское копье и дао (лиуедао или яньмаодао) обычно выдавались пехоте из-за относительно меньшего времени на обучение, необходимого для эффективного использования, нежели чем с китайским прямым мечом цзянь. Дао можно часто заметить на изображениях в произведениях искусства, где эти сабли обычно носили чиновники и пехота.

Во время династии Юань и позднее некоторые эстетические особенности персидских, индийских и турецких мечей появлялись и на дао. Они могут включать в себя причудливую резьбу на клинке и «катящиеся жемчужины»: мелкие металлические шарики, которые перекатывались в углублениях в клинке.

Недавняя история

Некоторые виды сабли династии Цин использовались и даже изготавливались для ведения военных действий и в 20-м веке. Дадао использовались некоторыми китайскими отделениями ополчения против японских захватчиков во Второй китайско-японской войне, называясь "маршевым мечом". Миаодао, потомок чангдао, также использовались во время запланированных засад на японские войска, потому что у китайских военных и патриотических групп сопротивления часто ощущалась нехватка огнестрельного оружия.

Большинство китайских школ боевых искусств все еще интенсивно обучается с дао, рассматривая саблю как мощный инструмент нападения или даже универсальное оружие. Методы самообороны проецируются на такие же по размерам объекты, обычно легко находимые в современном мире, такие например как трости, бейсбольные или крикетные биты.

Одной из мер надлежащей длины меча считается длина от рукояти в руке до кончика клинка касающегося лба или, как в некоторых школах, плеча. Современные соревнования по ушу включают владение дао наряду с другими видами оружия.

Древний Китай всегда славился огромным разнообразием холодного оружия. Весомое место в китайских классификациях оружия занимает «Дао» - вид однолезвийного режуще-рубящего оружия. Иероглифом "Дао" обозначается оружие, которое имеет изогнутое лезвие и заточку с одной стороны. Следовательно, приставку дао добавляют к ножам, саблям, и даже к алебардам (правда в данной трактовке добавляется "да" - "большой"). Дао назывались даже японские мечи, правда, так их называли только Китайцы.

– это наиболее стародавний вид холодного оружия в китайской культуре. Упоминание об этих мечах связывают еще с царем Суйхуаном. Что из себя представляет меч-дао ? Существует его несколько разновидностей, описанных в "Истинных записях о образе двоицы "- "Есть оружие четырёх строёв , начинающееся еще со сражения Чи Ю и Хуaн-ди в Чжуoлу; есть меч тропы , который используется в строю; есть меч стенового строя , для защиты; есть длинный меч – меч генерала. Есть меч вида – атрибут военного министра". Немного о теории изготовления дао. Железо несколько раз выжигалось, лезвие изготавливалось из стали, которая заблаговременно рафинировалась, от спинки до лезвия меч был ровным, кончик заострялся. Рукоять была из дерева, твердых пород. Длина Дао на прямую зависела от вида.

Меч-д был очень распространен в древнем Китае. Ведь, ("большой меч") сражался всадник, яод ("поясной меч") - для пехотинца, а алебарда-пудaо ("простой меч") и шуаншоуд ("двуручную ленту") была универсальной: подходил и для пешего воина, и для наездника. Меч-д мог разрубать, срубать, преграждать, уколоть и разрезать противник. Техника владения им проще техник копья. Исходя из истории войн, такой меч использовали и генералы и солдаты.

Есть много разновидностей мечей Дао, но в целом их объединяют в три большие группы:

1.Длинные древковые Дао – Гуань Дао 关刀 (Янь Юе Дао偃月刀), Сян Би Дао象鼻刀, Пу Дао 朴刀 иШуан Шоу Дай双手带;

2. Двуручные дао- Да Дао 大刀(Кань Дао 砍刀), Чжань Ма Дао 斩马刀 и Чан Дао长刀;

3. Поясные дaо 佩刀 ― чжибэйдaо 直背刀, яньмаодaо 雁毛刀, водaо 倭刀, цицзядaо 戚家刀, люедaо 柳叶刀, пяньдaо 片刀, нювэйдaо 牛尾刀, дуаньдaо 短刀, шуандaо 双刀, наньдaо 南刀
(худедaо 蝴蝶刀 и худешуандaо 蝴蝶双刀).
Еще из древних веков, сложилось так, что в известной всем тактике «боя богомола» применяются три вида дао, принадлежащие к первым двум группам: гуаньдaо, шуаншоудай и нювэйдaо. Эта статья посвящена группе поясных дао.

Как гласит историческая литература и исследования археологии, в стародавнем Китае до 13-го столетия, который отожествляется с монгольским завоеванием, повсеместно использовалась только один вид поясных дао, которые имел общее название чжибэйдaо, что в переводе означает – «прямо спинные мечи» или как их еще называли «мечи с железным кольцом» (техуаньдaо).

По историческим данным это прямой меч с одним лезвием и небольшим изгибом близко к острию, и закруглением на рукоятке. Чжибэйдaо по внешнему виду очень напоминал , который был очень популярен в те времена и характеризовался остротой с обеих сторон.
Технология изготовления меча не менялась веками. Правда, начиная с династии Юань (1271-1368 гг.), технологии изготовления и применения чжибэйдaо изменилася, все это результат влияния военных достижений монгольских завоевателей. Начиная с этого времени в Китае взяли преимущество четыре вида однолезвийных мечей, которые имели одно название - пэйдaо (佩刀), что в переводе означает - поясной меч с гардой, по типу креста или диска. Такой меч воин носил на особом подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с определенной скобой, которая крепилась с лева к поясу.

Пэйдaо переносился лезвием вниз, при этом рукоять меча была направленной назад. Такая традиция, вначале была заимствована монголами у различных племен, проживавших в те времена в области Алтая, Тувы и Урала, а затем такая теория ношения оружия была развита маньчжурами. Такая постановка не мешала носить с собой и лук, который был необходим воинам. Из ножен пэйдaо вынимался достаточно просто: воин левой рукой подталкивал ножны назад и вверх, в след меч переворачивался лезвием вверх и рукоятью вперед. Такая тактика позволяла одновременно наносить режущий удар по противнику. Такие действия с легкостью выполнялись воинами и на скаку и в пешем бою. Был еще второй вариант выхватывания пэйдaо, который использовался уже вне войны: воин подбивал ножны назад за спину и выхватывал меч справа, но уже лезвие уже было направлено вниз. Не исключен был и третий вариант вынимания схожий со вторым, так как тоже происходил лезвием вниз, но во время выхватывания одновременно следовало обратное движение ножен влево и назад. Такой вариант давал возможность наносить урон и мечом и ножнами, что давало весомое преимущество перед противником.

В годы влавствования династии Мин (1368-1644 гг.), китайский народ практически повсеместно использовал круглую гарду, которая имеет японские корни, которую сочетали с общепринятыми, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Начиная с этого момента, и закончила свое формирование первая категория поясных мечей с одним лезвием под обобщенным наименованием «мечи гусиное перо» (яньмаодaо). Клинок имел прямую форму с плавным изгибом только в верхней трети вблизи острия, такая техника изготовления давала расширенные возможности использования меча: рубяще-режущие движения, колющие движения. Рукоять была прямая. Навершие рукояти делалось квадратным или круглым. К сожалению уже к концу 13 столетия это меч престал быть популярен, такие изменения связывают с различного рода историческими причинами. Хотя в некоторых школах не изменили традициям, и такой меч используется и в наше время.

В середине 16 века появилась еще одна категория пэйдaо, такой поворот в китайском оружии произошел не без влияния японских клинков тати и одaти. К этой новой категории относят два новых вида мечей: «мечи семьи Ци» (цицзядaо) и «мечи ивовый лист» (люедaо), включены в категорию были и «короткие мечи» (дуаньдао). Меч цицзядaо – это немного усеченный вариант, которые в простонародии назывались “мечи подрезающие коня” (чжаньмадaо), относящихся к длинно древковым однолезвийным, а также длинно клинковым мечам и в последующем внесли свой вклад в развитие одного из устоявшихся видов длинно древковых мечей армии цин - шуаншоудaй. Мечи чжаньмадaо берут свое начало с Сунской династии, успешно использовались в битвах и сражениях, а однозначной целью его использования было отрубить ноги лошади.

Дальнейшая их история связана с великим минским генералом Ци Цзигуан (1528-1588 гг.). Он пораженный эффективностью и практичностью, а также эстетическим видом японских мечей, которые брали на вооружение японские пираты “вокoу”, одновременно являюсь заклятыми врагами генерала, взял за основу японский тати (китайцы с насмешкой называли их “мечи лилипутов” водaо) и соединил его с чжаньмадaо. Так появился широко известный «Меч семьи Ци» (цицзядaо). Стоит отметить, что как «цицзядaо», так и его про родитель «водaо» имели большую ценность в прибрежных районах минского Китая.

Второй тип мечей пэйдaо под общим названием «меч ивовый лист» (люедaо) имел такие отличительные черты, как изогнутая рукоять и довольно узкое лезвие, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка – это идеальная форма для рубяще-режущих техник как верхом на коне, так и в пешем бою. Именно таким мечам отдавали свое предпочтение маньчжуры, которые в свою очередь славились воинственностью. Люедaо зачастую и очень успешно использовались как против самих китайцев, так и против их соседей. Это и объясняет популярность этих мечей в императорской армии династии Ци (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдaо называлась «рубящие мечи» (пяньдaо), ее же отличительной особенностью было более акцентированный изгиб клинка, что увеличивало его режущую силу в ближнем бою. Хотя использовались такие мечи достаточно редко.

К четвертой категории относились «мечи коровий хвост» (нювэйдaо). Эти мечи ничто иное как модификация меча «ивовый лист», которая осуществлялась постепенным утолщением ширины лезвия к острию, где окончание по форме напоминает кисточку коровьего хвоста, а ее верхняя часть, называемая елмaнь, остро заточена.

Меч пэйдaо, который широко используется в разделе фехтования «боя богомола» мэйхуa, имеет самоназвание “ланьмэньдaо” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название походит от классической одноименной формы ланьмэньдaо, которая является основой фехтовальных техник «боя богомола» мэйхуa. Стандартная длина всего меча составляет немногим более 10о см, а клинок при этом - 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдaо» куются из многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньгaн”, а ножны покрывали черной акульей кожей.

Если же классифицировать ланьмэньдaо согласно форме клинка поясных мечей пэйдaо, которая была приведена выше, то ясно, что он относится к категории нювэйдaо, хотя и заметна признаки люедaо. Соответственно он является промежуточным звеном в перевоплощении мечей люедaо в новый вид мечей нювэйдaо. Именно эти мечи стали весьма популярными в середине 18 столетия, а изначально использовались исключительно мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных иерархий.

Части из которых состоит пэйдaо на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдaо):
а) черен/рукоять ― дaобин ― 刀柄;
б) головка/нaвершие ― биншoу ― 柄首;
в) крестовина/гардa ― дaопань ― 刀盘;
г) муфта ― дaогу ― 刀骨;
д) клинок ― дaошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― дaожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― дaобэй ― 刀背;
з) остриё ― дaоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― дaомянь ― 刀面;
к) елмань ― дaошанжэнь ― 刀上刃.

На сегодняшний день искусство владения мечом-д захватывает дух. К примеру, мастер у-шу Ли Циншaнь в свои 70 лет крутит вокруг себя большой железный меч весом почти пятьдесят килограмм, что говорит о его большой силе!

О технике владения Дао ходит поговорка: "Если один меч-д , то следи за рукой, если два - за перемещением, с следи за ртом".

Один меч обычно удерживается одной рукой, а вторая же при этом движется согласованно с мечом. При использовании Дао приветствуется обматывания, "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. Свободная рука при этом прибавляет силы руке с дaо – это очень важно.

При использовании двух мечей-дао движения рук согласовываются с движениями ног. Техника парных мечей включает в себя большое количество вращений, обматываний, опутываний. Если шаги не будут твердыми, то работая с двумя мечами, тяжело будет добиться их согласованности. Когда профессионал оценивает на технику владения двумя мечами, то в первую очередь он смотрит на точность перемещений.

Гуань дао - это старинное китайское холодное оружие. В переводе название означает «меч Гуаня», знаменитого полководца 3 века нашей эры. Согласно хроникам, оно появилось в данном столетии, однако большинство ученых склоняются к тому, что его изобрели позже.

Предание

Оружие гуань дао, история которого носит полулегендарный характер, упоминается в китайских хрониках по военному искусству 9-18 веков. Согласно старинным преданиям, это было меч известного полководца времен Троецарствия Гуань-Юя, который чрезвычайно популярен в Китае. Известно, что он сам лично принимал участие во многих сражениях и, благодаря своей ловкости, мастерству, храбрости, неизменно одерживал победы. Считается, что в боях он использовал свое знаменитое древковое оружие, которое впоследствии было названо его именем.

Другие версии

История гуань дао, меча Гуаня, несмотря на свой полулегендарный характер, возможно, отражает правду. Впрочем, первое подробное описание оружия относится к 11 веку. В одной из китайских энциклопедий, датируемых данным столетием, имеется характеристика меча. Историческая наука также не располагает на данный момент археологическими данными о существовании меча в 3 веке, хотя это может означать лишь то, что в ту далекую эпоху дао не получило широкого распространения в стране. Поэтому большинство ученых склонно относить появление легендарного меча к середине первого тысячелетия нашей эры.

Описание

Свойства

Китайское холодное оружие гуань дао соединяло в себе функции меча, копья, шеста и крюка, что делало использующего его воина почти неуязвимым. Известно, что даже сами китайские мастера так и не смогли изобрести доспехи, которые бы защищали от его страшных ударов. Мечом воины наносил удары в запястья, лицо, шею, колени, а также в суставы. Режущая кромка обуха делала оружие особенно опасным, кроме того, нельзя забывать, что даже древко использовалось для боя, так как было снабжено острым наконечником. Всадник с его помощью мог одновременно прямо на скаку поразить несколько противников сразу.

Обучение и распространение

Иллюстрированная энциклопедия 18 века описывает, как кандидат в воины должен был продемонстрировать свое умение владеть мечом и боевыми искусствами. Экзамен включал в себя ряд упражнений с дао, луком и гирями. При этом меч был утяжелен до 40 килограмм. В настоящее время это оружие используется в технике ушу. Внешний вид его претерпел некоторые изменения: под клинком часто крепится кисть или пучок из красных лент, часто под клинком есть кольца. В наши дни оружие используется в и в спортивной борьбе.

К ним можно отнести, например, то обстоятельство, что гуань дао был известен не только у себя на родине, но и в других странах. Так, его использовали в Корее, Вьетнаме и даже далекой Японии. Некоторые специалисты предполагают, что конструкция меча легла в основу нагинаты и бисэнто. И в самом деле последний вид оружия также имеет древко, на который насажен изогнутый клинок с длинным лезвием.

Кроме того, гуань дао использовался вплоть до 20 века, что можно видеть по фотографиям, в то время как в европейских странах алебарды и глефы уже в 17 веке прекратили свое существование.

Значение

Причина такой популярности, возможно, заключается в том, что полководец Гуан-Юй чрезвычайно популярен в Китае. В этой стране его фигура окружена религиозным ореолом: в его честь воздвигнуты храмы, непременным атрибутом которых является статуя военачальника. На всех он изображен с этим мечом. Но самое главное, что данное оружие оказалось чрезвычайно эффективным для ведения боя. Против него противник практически не мог устоять, особенно если его использовала кавалерия и пехота. Но и в индивидуальном применении меч также делал своего обладателя практически неуязвимым. И хотя на подготовку для владения им уходило довольно много времени, это себя оправдывало. И не зря в начале двадцатого века солдат иногда им вооружали. Этот меч еще опасен тем, что, помимо нанесения удара, он мог захватывать оружие противника.

В заключение следует сказать, что алебарды вообще чрезвычайно распространены в Китае. У них множество названий и вариантов, однако гуань дао, пожалуй, является наиболее популярным из них, так как сочетает в себе сразу несколько функций: успешно защищает воина и вместе с тем идеально подходит для нападения и атак, кроме того, с его помощью можно обезвредить противника. По своему назначению меч универсален: практика показывает, что его успешно применяли в индивидуальном бою, в пехоте и в кавалерии. Итак, понимание того, что такое гуань дао, значение которого так велико в китайской истории, невозможно без рассмотрения особенностей культуры и менталитета народа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ