Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты.

И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, изнеможённые и больные дети. Им хочется попробовать вкусные фрукты и диковинные продукты. Они смотрят на всё жадными, голодными глазами. Холодный ветер пронизывает их насквозь. Одеты они в старые, застиранные до дыр одежды. Но, старший брат толкает младшего брата, и они продолжают путь домой. С отрицательным ответом. Швейцар прогнал их, не дав поговорить Внутренняя, душевная боль, подступившая внутрь при виде уставшей матери, больной сестры, разрывает уже не детскую душу. Противоречие между миром богатых и бедных ранят их.

Семья долгое время голодает. Одна дочь умерла, другая долгое время болеет, так как семья не может купить лекарств. Отца выгнали с работы, потому, что он долгое время болел тифом. Каждый день, бедный Мерцалов ходит в поисках работы, но приходит ни с чем. Он пробовал просить милостыню. Но, получал в ответ нравоучительные слова, чтобы шёл работать. И он решается на отчаянный поступок: покончить жизнь самоубийством. Он, не осознавая, что происходит вокруг, бродит и усаживается на лавочку. И тут рядом садится старичок. У него в руках подарки. Которые он показывает и рассказывает, что подарит их детям. Отец начинает отчаянно кричать, что ему не до подарков и старичок внимательно выслушивает и помогает его семье.

В главной роли, данного произведения, выступает «пожилой доктор». Он словно добрый «Дедушка Мороз» одаривает дошедшую до отчаяния семью. Помогает лекарствами, оставляет деньги. А также говорит, что на следующий день придёт доктор и скажет, что дальше делать.

Добрый врач помогает бедным людям, не называя даже своего имени. Он вселяет в них надежду. После его появления жизнь налаживается. Историю рассказывает, теперь всем известный и богатый, порядочный банкир, бывший маленький, голодный Гриша. Пережив страдания, он помогает бедным и не стыдится своего прошлого. А рассказывает людям.

Рассказ даёт нам возможность осознать: Какова доля страданий может попасть на семью, если болеет «главный кормилец». Жестокость и бесчувственность встречается и сейчас. Мало людей, которые безвозмездно, не требуя ничего, взамен могут протянуть руку помощи. А ещё страшней видеть, как умирают ни в чём, ни повинные дети. В наше время также можно увидеть, хотя очень редко «добрых людей», как Пирогов. И всё чаще, как швейцар.

В 1897 году Александр Куприн проживал в Киеве. От знакомого банкира он услышал одну жизненную историю, произошедшую около тридцати лет назад. И услышанная история натолкнула автора на написание рассказа «Чудесный доктор». С самых первых строк Куприн демонстрирует, что произведение «не есть плод досужего вымысла». И это заставляет читателей постигать рассказ с интересом. Само название рассказа сразу же говорит нам, о ком пойдет речь, кто главный герой.

Автор в произведении описывает город накануне Нового года, это время праздничной суматохи. Горожане ведут подготовку к декабрьским праздникам, украшают дома и скупают разнообразные вкусности. Автор в произведении раскрывает перед читателем две стороны медали. Как граничит безмятежная, сытая жизнь с убогой и нищей.

Куприн повествует о двух братьях из бедной семьи, которые долгое время голодовали. Они забрели на богатые улицы города. Прохаживаясь улицами с красивыми витринами и ярко украшенными домами. Они столкнулись с жестокостью со стороны богачей, которые гнали их прочь.

С обидой и разочарованием в душе дети возвращаются домой в убогий и мрачный подвал. В этом подвале они жили с матерью и отцом, с больной сестричкой и плачущим от голода младенцем. Глава семейства, Мерцалов, был беспомощным неудачником. Накануне праздника ничем не мог помочь своей семье. Осознавая это Мерцалов хотел облегчить свою участь и покончить собой, искавши умиротворение.

Но всё кардинально изменила случайная встреча с врачом, который помог вылечить нездоровую девочку и заодно помог всей семье. Доктор Пирогов, для семьи Мерцаловых был как глоток свежего воздуха, луч солнца, озаривший их мрачное бытие. И самое главное он зарождает в их душах надежду на лучшую жизнь. Пожилой врач помогает бедолагам так бескорыстно, и даже не называя сначала своего имени.

Эту историю повествует тот самый голодранец, которому в своё время протянули руку помощи, а теперь он успешный банкир. Пройдя через все трудности, голода, холода, став успешным, он сам протягивает руку помощи бедным.

Рассказом «Чудесный доктор» Куприн показывает такое человеческое качество ка милосердие, такое чистое и бескорыстное.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мцыри как романтическая поэма

    По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

  • Почему Очумелов хамелеон - сочинение

    Полицейский надзиратель Очумелов является главным героем рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Именно из-за его поведения произведение имеет такое говорящее название.

  • Сочинение Пенкин в романе Обломов Гончаров (Образ и характеристика)

    К числу второстепенным персонажей произведения относится образ господина Пенкин, представленный писателем в романе в виде модного литератора, публикующего свои материалы в популярных газетах и журналах.

  • Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение

    Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком

  • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным

  1. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
  2. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застеклен-ным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить се-бе двенадцатиградусный мороз, малень-ких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в оди-наковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.

  3. В какой момент в рассказе появляется «чудес-ный доктор»? Как можно назвать эту часть повество-вания?
  4. Отец мальчиков — Мерцалов, потеряв-ший всякую надежду на спасение, бес-цельно бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с «чудесным доктором». Эту часть рассказа можно на-звать: «Неожиданная и чудесная встре-ча», или «Встреча и спасение семьи Мерцаловых», или «Встреча с «чудесным док-тором».

  5. Почему главный герой рассказа назван то не-знакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарст-ва: «По рецепту профессора Пирогова»?
  6. Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предпо-лагает, кто перед ним. Слова «незнако-мец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании собы-тий. Каждое новое определение постепен-но знакомит нас с каким-то новым качест-вом героя. Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, «незнакомец», немного спус-тя уже «доктор», и, наконец, мы узнаем, какой доктор: «профессор Пирогов».

  7. Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
  8. Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок. При таком названии рассказа все, кому помогали «чудесные доктора», и кто считал себя таким доктором, могли от-нести название рассказа к событиям своей жизни. В старших классах вы в этом слу-чае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.

  9. Как выдумаете, почему новогодние, рождест-венские или святочные рассказы всегда имели хо-роший конец? Материал с сайта

    Рассказы, которые публиковались пе-ред всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счаст-ливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с труд-ной судьбой героев.

  10. Можно ли сказать, что в рассказе «Чудесный доктор» отношение автора к одному из героев зву-чит уже в названии рассказа?
  11. Слово «чудесный» в названии рассказа говорит не о чуде, а о том, с каким чувст-вом автор рассказывает о замечательном человеке. Это — слово-характеристика, которое не смог удерживать автор и сразу наградил своего героя высокой оценкой.

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами "прекрасные" , "сияющие" , "праздничные" , "весёлый" , "нарядные" . Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные" , "неосвещённые" , "ветхий" , "грязный" . Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

После анализа «Чудесного доктора» обратите внимание и на другие сочинения:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна

Литература Класс 6

Тема урока: А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип

Цели урока:

    Образовательная- познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.

    Воспитательная- воспитывать в детских душах чувства любви, милосердия, сострадания к людям, учить умению делать добро самим.

    Развивающая- создать на уроке условия для развития наблюдательности, критического мышления, познавательной активности.

Планируемы результаты:

    Личностные- формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

    Познавательные- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

    Коммуникативные- умение проявлять активность в решении подготовительных задач, уметь строить монологическое высказывание; формировать свою точку зрения на события и поступки героев.

    Регулятивные- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельности.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Эпиграф: «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. Куприн

    Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя

Ребята, совсем недавно мы писали сочинение «Кем быть?», рассказывали о профессиях которые вы хотите выбрать для себя. Много замечательных профессий на свете. И каждая по своему хороша. Но мы с вами похвалили Никиту, ведь он выбрал нужную профессию- профессию врача, хочет лечить детей, помогать людям. И мы ему пожелаем удачи в достижении своей цели. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    Сегодня на курке мы поговорим о рассказе, который вы прочитали дома «Чудесный доктор» А.И. Куприна

1. Вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Какое впечатление произвела на вас история, описанная в рассказе?

3. Поменялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа?

4. Что вы знаете о писателе А.И. Куприне?

5. Какие произведения этого писателя вы читали?

    Чтение и обсуждение статьи учебника «А.И. Куприн (1870- 1937)»

Эпиграфом к статье написаны слова уже известного вам писателя К.Г. Паустовского.

«Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей красе только перед человеком просвещенным и знающим»

    Составление плана статьи

1. Что по мнению О.М. Михайлова главной особенностью таланта

Куприна?

1. «Добрый талант»

2. Чем «пропитаны» все произведения писателя?

2. «Любовью ко всему живому, к дереву, воде, земле, небу, человеку».

3. Где прошло детство писателя?

3. Москва, вдовий дом и сиротский пансион.

4. Учеба А.И. Куприна.

4. Кадетский корпус и юнкерское училище.

5. Годы учебы повлияли ли на характер юноши?

5. Уроки жизни не ожесточили сердце и характер.

6. Какие качества души он сохранил в себе?

6. Сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью.

7. Какие профессии приобрел Куприн?

7. Множество профессий.

8. Начало писательской деятельности?

8. «Чудесный доктор» как подзаголовок «Истинное происшествие»

    Работа в группах. (Дифференцированные задания)

Группа 1 . Работа с текстом. От слов «Следующий рассказ…» до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее». Сделать выводы.

Группа 2. Текст от слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…»

Группа 3. Текст от слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «… не лучше ли избрать более короткий путь?»

Задание. 1. Пересказать близко к тексту эпизод о несчастьях семьи Мерцаловых.

3. Имел ли право отец так поступить, выбрав краткий путь?

4.Для чего Куприн показывает душевное состояние отца на фоне зимнего сада?

5.Как у героя родилась мысль о самоубийстве?

6.Назовите ключевые слова.

Группа 4. Текст от слов «Он уже хотел встать…» до слов «Едемте скорее. Счастье ваше что вы встретились с врачом.»

Задание. 1.Расскажите, что вызвало прилив злобы у Мерцалова? 2.Проследите как за время разговора со стариком менялось душевное состояние главы семьи.

3.Почему незнакомый старик выслушал рассказ Мерцалова?

4.Назовите ключевые слова.

5. Составьте ассоциативную таблицу к слову счастье.

Группа 5.

Задание. 1.Расскажите о посещении семьи доктором- стариком, что изменилось в жизни этой семьи?

2.Почему доктор не назвал своего имени?

4.Опишите грани характера чудесного доктора.

Примерные ответы учащихся.

Группа 1 . Ассоциативна цепочка. Рождество- звезда- радость- счастье- чудо- добро- свет- обряды- традиции и.т.д. Автор использует тут принцип контраста.

Группа 2. Какую библейскую заповедь забыл швейцар и мальчики не выполнили поручение матери: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.» Этот человек забыл о милосердии.

Группа 3. Автор использует тут принцип контраста- противопоставления. Царская, волшебная, спокойная природа в этот день и нищенское существование семьи Мерцаловых.

Группа 4 .

Группа 5. Грани характера чудесного доктора:

Д- душевный

О- общительный

К- коммуникабельный

Т- терпеливый

О- организатор

Р- решительный

    Составление плана к устному рассказу о докторе.

1. Появление героя.

2. Портрет.

3. Поступки доктора.

4. Особенности речи.

5. Характер героя.

На самом деле это не выдуманная история о докторе Н.И. Пирогове. Домашним заданием будет написать сообщение о нем.

    Итоговые вопросы.

1. Этот рассказ запомнился вам. Чем?

2. Какие слова стали ключевыми на уроке? (Добро, человечность, милосердие, сострадание)

3. Актуальны ли вопросы, поднимаемые в рассказе, сейчас, ведь написан он очень давно, в 19 веке.

4. Как вы думаете о чем писала мать в письме?

5. Какие еще попытки, кроме работы предпринимал отце? (Просил милостыню)

6. Отец никого не хотел видеть, как старик в общественном саду смог его расположить к себе:

а) приподнял шляпу- поприветствовал;

б) попросил разрешения присесть;

в) заговорил первым мягким, ласковым голосом;

г) не ответил на «прилив отчаянной злобы».

7. Почему так отчаянно плакали мальчики? (Долго не возвращался отец, мать лежала долго, не шевелилась рядом с сестрой которая была больна)

8. Как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Противопоставляют героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. А на фоне их благополучия одних виднее бедность других. Автор использует принцип контраста.)

9. Как же прожить в этом сложном мире? Что советует нам автор? (Работа с эпиграфом.)

10. Какие вы знаете поговорки о жизни?

1. Мир не без добрых людей.

2. Жизнь прожить- не поле перейти.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Как проживешь, так и прослывешь.

5. Доброму Саве добрая слава.

6. Добро век не забывается.

7. Жизнь дана на добрые дела.

11. Как А.И. Куприн заканчивает рассказ? Какие слова передают огромную благодарность семьи чудесному доктору? (Один из мальчиков Григорий, став взрослым «занимал крупный пост в одном из банков, сказал «Просто чудо совершил этот святой человек»)

12. Один известный писатель сказал, что красота спасет мир, а как вы думаете?

7. Литературная минутка. Давайте послушаем учеников которые прочитав рассказ сами подобрали стихотворения, раскрывающие темы произведения, изучаемого на уроке.

Есть люди-улыбки и люди-сердца,

А значит, наверное, все еще будет.

Нам надо лишь жить от души, до конца,

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди-открытки с открытой душой.

И только они знают тайну о чуде.

Их мало, а мир бесконечно большой!!!

Но важно Счастье видеть всюду,

Смотря в глаза, как в зеркала.

Ту душу, что всегда светла…

Не жалейте сердца.
Не таите доброты и нежности своей,
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь – она всегда сплошные муки.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни,
И на помощь вовремя прийти,
Делом добрым, словом добрым,

8.Рефлексия. Я узнал… Я думаю… Я понял… и.т.д.

9. Домашнее задание.

1. Составьте письменную характеристику доктора.

2. Подготовьте пересказ рассказа.

Индивидуальные задания.

1. Подготовьте сообщение о Н.И. Пирогове.

2. Есть ли в домашней библиотеке другие книги с рождественскими рассказами. Сделаем выставку книг.

3. По желанию нарисовать иллюстрацию, подготовиться к презентации и защите.

Презентация к уроку

Отзывы о рассказе А.И. Куприна

"Чудесный доктор"

Пятиклассники размышляют о рассказе А.И. Куприна

«Чудесный доктор»

Мне очень понравилось это произведение тем, что господин Пирогов поступил мило, добросовестно, мудро. Такой шанс дается только раз. Это урок для слабыхлюдей,для таких, как господин Мерцалов. Он хотел покончить свою жизнь самоубийством из-за того, что у него всё пропало: и хорошее жильё, и деньги, и нормальная жизнь. Но Бог послал несчастному герою рассказа спасителя-хирурга Пирогова - врача, который осмотрел больную Машеньку, выписал ей рецепт и дал деньги.

Благодаря чуткому человеку, проявившему сострадание и оказавшему помощь, всё наладилось: Мерцалов устроился на хорошую работу, девочка поправилась, жизнь героев рассказа коренным образом изменилась…

Господин Пирогов - добрая душа. Хорошо бы, если бы в жизни было как можно больше неравнодушных людей!

Сафронов Артем, 5 «В» класс

ему нечем было заплатить не только за еду, но и лечение тяжело больных детей! У семьи закончились деньги и терпение…Чего они только не делали: просили милостыню, ходили с письмами к бывшему хозяину, но… никто не хотел им помочь! Отец, отчаявшись совершенно,пришел к решению свести счеты с жизнью. Но вдруг появляется человек, который смог оказать помощь, вытащить

семью из пропасти… Это был профессор Пирогов. Это добрый, внимательный человек, чуткий к чужому горю. Главное, что его помощь была от чистого сердца и бескорыстная.

Во мне рассказ вызвал бурю сопереживаний. «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось». Действительно, так хочется верить, что в жизни произойдет что-то волшебное, невероятное, чего и во сне трудно представить!

Королева Анастасия, 5 «В» класс



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ