Для кого-то шахматы покажутся сложной игрой, в которой разобраться почти невозможно. Конечно, легкой её не назовешь, но выучить простые правила и приложить усилия – и всё станет проще. Зато сколько положительных эмоций вы получите.
Обучение игре в шахматы начинается с изучения фигур. Следует запомнить их названия, как они выглядят и ходят.
У каждой игры есть свои нюансы, и опытные игроки о них знают. Что же делать тем, кто только начинает. Вот несколько советов, которые пригодятся новичку:
Как у любой другой игры, в шахматах есть свои правила, которые перед началом стоит узнать.
Но для начала надо понять, в чем её суть. У каждого игрока по 16 фигур, они разделены на цвета: белые и черные. Основная задача, это поставить мат королю противника, второстепенная – защитить своего. Для этого вы уничтожаете фигуры оппонента. Если вы напали на короля противника, а он не может уйти от атаки – это шах. Если же король соперника не может уйти и защититься, это шах и мат. Партия сыграна в вашу пользу.
Основные правила шахмат:
Самое главное – получайте удовольствие от процесса!
История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные шахматы игра появилась в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.
В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.
Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.
В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.
На шахматной доске располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.
При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:
– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);
– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);
– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);
– центр (клетки d4, d5, e4, e5).
16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.
Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.
Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.
Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.
Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.
Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).
Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.
Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.
Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.
В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.
Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.
Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.
Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.
Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.
Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.
Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.
Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.
При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.
Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.
Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В начале партии нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.
И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.
Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.
Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).
В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.
Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.
Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.
А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»
Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.
Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!
Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.
Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.
Покажите ребенку шахматную доску.
Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.
Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.
У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.
Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.
Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.
Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.
Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.
В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.
Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.
Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.
Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.
Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.
Более двух тысячелетий назад человечество изобрело игру в шахматы. В Средневековье умение играть относилось к достоинствам рыцарей наравне с навыками охотиться и фехтовать. Современная жизнь такова, что на первое место ставится идея развития личности, воспитание важнейших качеств в ребёнке. Эти задачи можно решить с помощью игры в шахматы.
Как ни странно, эта модельная игра способна воспитать в ребёнке характер, волю к победе и демократичность. Преимущество шахмат в том, что в них могут играть как полностью здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Ввиду этих факторов вопрос «Как научить ребёнка играть в шахматы?» становится все актуальнее с каждым днём.
Обучение игре в шахматы необходимо начать с привития ребёнку интереса. От того, насколько успешно получится это сделать, зависит весь дальнейший процесс. Всем известно, что дети любят сказки, и обучение игре также нужно превратить в волшебную историю. Для начала нужно рассказать ребёнку, что есть король со своим войском, и вместе они защищают свою землю от нападения неприятеля. Необходимо заинтересовать ребёнка, а с помощью сказки это получится лучше всего.
После этого можно рассказать о том, что мир шахмат является волшебным, поэтому он располагается на специальной доске. Она расчерчена в виде чёрно-белых клеток, которые следуют друг за другом. Затем постепенно объяснять, сколько клеточек на доске, для чего они нужны, их расположение и т. д.
Для лучшего эффекта можно приобрести одну из книг по шахматной тематике и по ней заниматься с ребёнком. Нужно помнить, что нельзя перетруждать ребёнка, потому что в таком случае игра ему быстро надоест. В день занятиям шахматами (начальный этап) следует уделять не более получаса. Научить ребёнка играть в шахматы с нуля можно, но для этого необходимо его заинтересовать.
После того как ребёнок понял принцип игровой доски, необходимо переходить на следующий этап обучения. Фигуры в шахматах уникальны, и каждая из них имеет определённые возможности для хода. Но прежде чем в этом разобраться, необходимо изучить названия фигур и их расположение на доске. Этот этап очень важен, здесь не нужно спешить. Каждую шахматную фигуру нужно проговаривать вслух несколько раз и ставить на доску.
Когда ребёнок выучит название фигур и их расположение, можно двигаться дальше. Следующим этапом станет изучение правил хода каждой фигуры.
Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур - важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля. На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.
Ход пешки - один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить. Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении. Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.
После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д. В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство. Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.
Фигуры в шахматах разнообразны, и изучать ходы каждой из них следует в определённой последовательности. Чтобы получить наибольший эффект при ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, нужно использовать следующий порядок: ладья, слон, ферзь, конь. Здесь имеет место принцип «от лёгкого к сложному». Ход ладьи объяснить ребёнку довольно просто, дети лучше понимают прямые ходы. Самая сложная фигура - конь.
Здесь не обойтись без учебных пособий и рекомендаций опытных педагогов. Шахматная секция будет отличным выбором для родителей, если самостоятельно не получится обучить этому ребёнка. Далее следует перейти к королю и сразу объяснить, что это самая важная и главная фигура. Его нельзя сбить, а только взять в плен. Ход короля несложен, и дети быстро его запоминают. В этом моменте следует рассказать о том, что король не может ходить под бой и не может бить фигуру, которая защищена.
После того как ребёнок запомнил названия и ходы шахматных фигур, обучение игре в шахматы выходит на новый уровень. Здесь необходимо объяснить ребёнку, что эти понятия являются очень важными, и рассказать их значение. Нужно научить спасаться от шаха различными способами, а также обучить ставить мат - конечный результат партии.
После этого ребёнок постепенно начинает понимать смысл мата и будет пытаться его поставить. Обычно первый мат ребёнка ставится двумя ладьями. Когда ребёнок уже вник в суть игры, можно узнать у него, какие самые сильные фигуры на и почему. Этот ход даст нужный эффект, так как малыш осознанно будет говорить об этом, зная о плюсах и минусах каждой фигуры.
Заключительной стадией ответа на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, станет объяснение принципа рокировки. Она представляет собой двойной ход, который возможно сделать только один раз за игру. Этот ход вызывает у детей определённые сложности, так как его можно выполнить только при определённых условиях.
Необходимо объяснить, что в рокировке участвуют только две фигуры - король и ладья. Цель двойного хода - обезопасить главную шахматную фигуру. Очень важно правильное выполнение рокировки. При ней король может пойти один раз через одну клеточку, тем самым огородив себя от нападения соперника.
Как ни странно, в процессе обучения поведенческие факторы как учителя, так и ученика очень важны. Можно прививать детям любовь к шахматам разными способами. Например, сочинять про них стихи, сказки, лепить фигуры. В процессе игры и веселья дети лучше воспринимают информацию и проявляют наибольший интерес.
В процессе обучения игре за доской нельзя забывать о физических перерывах. В час хотя бы десять минут необходимо давать ребёнку, чтобы он немного отвлёкся и переварил информацию. Нужно научить ребёнка не кричать, не ссориться, а более спокойно относиться к игре. Шахматы - медленная игра, где каждый ход необходимо тщательно обдумывать.
Обобщая всё вышесказанное, можно выделить несколько условий, которые помогут объяснить, как играть в шахматы. Правила для детей:
Приветствую вас уважаемый читатель или гость данного блога. Меня зовут Александр Борисов. Жорику я прихожусь родным отцом и в этой статье я хотел бы рассказать вам о том, как научиться играть в шахматы и достигать хороших результатов в этом виде спорта.
Дело в том, что заучить правила игры, чтобы пойти играть во двор с друзьями или же с бабушкой на даче, можно за 1 день, а вот научиться играть профессионально, для этого нужно еще и тренироваться, и делать это правильно.
Данная статья будет полезна тем кто:
хочет научиться играть в шахматы с нуля
хочет понять основные принципы игры
хочет узнать, как правильно нужно тренироваться каждый день для повышения навыков шахматного мастерства
хочет не совершать жестоких ошибок в начале своей шахматной карьеры
хочет узнать с кем лучше играть и при помощи каких шахматных программ тренироваться
Сразу один момент, если вы наткнулись на эту статью в интернете и хотите научить играть своего ребенка, то тогда, вам нужно для начала , а потом уже эту. А мы начинаем.
Имею ли я право учить вас играть в шахматы? Я думаю да. Почему? Ну если уж за 2 недели научил 4-х летнего ребенка с нуля игре и через 3 месяца он , то и вас смогу научить.
Кроме всего прочего я сам играю в шахматы уже довольно таки давно. В далеком, вроде бы 2003 году мой рейтинг доходил до почти 2200 пунктов ЭЛО.
База шахматной игры состоит из следующих блоков:
Сейчас мы все это и рассмотрим.
Чтобы здесь и сейчас, заново не сидеть и пересказывать вам все правила: как расставляется доска, как ходят фигуры, как они едят друг друга, какие есть подводные камни и все такое, я вам просто рекомендую , где по полочкам от начала и до конца собрано все, что нужно знать для того, чтобы научиться играть.
При чем научиться играть по правилам и чтобы вам никто никогда не сказал, — «Эй друг, так не ходят, или так не кушают»… Кроме того, изучив эти правила по ссылке, что я дал выше вы сами сможете поправлять других. Ну даю вам гарантию, что как минимум 50% дворовых шахматистов даже не знают простого правила – .
Если вам лень читать, то в таком случае рекомендую вам, приобрести вот этот видеокурс , который мы совместно с Жориком записали для вас. Подойдет как для взрослых, так и для детей.
Итак, для того, чтобы начать играть в шахматы вам нужно изучить базовые правила (элементарные вещи: кто ходит первым, что такое шах, мат, пат, как фигуры называются и кто сильнее кого из них и т.д.).
После того как базу вы поняли нужно научиться правильно расставлять фигуры на доске и узнать, как ходит каждая из 6 основных фигур, это пешка, ладья, конь, слон, ладья, ферзь и король.
После этого изучить правила рокировки, взятия пешки на проходе и то, в какую фигуру превращается пешка, когда доходит до последней линии шахматной доски. ВСЕ!
Все остальное уже к вам придет со временем. Шахматную нотацию вам, например, знать не обязательно в первые дни, так же, как и знание того, что такое тай-брейк в шахматах. Все просто. Вот вам для удобства ссылки на все статей, которые вы прямо сейчас можете прочитать и уже через 2 часа пойти играть с другом во дворе или бабушкой на даче.
Давайте будем считать, что в шахматы вы уже научились играть. Теперь нужно прокачивать свои навыки игры. Что для этого нужно делать? Все верно – тренироваться каждый день, но давайте об этом чутка по позже. Давайте вначале изучим основные принципы игры.
Вот вам полезная статейка кстати — . Почитайте. МЕГА полезные правила для новичка, чтобы он не делал ошибочных ходов, не зевал фигуры и мат своему королю. Эти правила – наша собственная с Жориком разработка.
Идем дальше к принципам игры. Сейчас я вас могу грузить всякими разными сложными терминами гроссмейстерскими, но давайте не будем. Давайте я простым языком расскажу вам об элементарных принципах, поняв которые вы мега мощно повысите уровень своей игры уже после их прочтения.
Собрал их всех в кучу на основе самых распространенных ошибок новичков, в том числе и своего Жорика. Вот вам мои советы которые одобрит любой профессиональный шахматист (гроссмейстер):
А теперь по подробнее о каждом совете.
Перед вами пример того как не нужно играть новичку:
Пока белые бегали ферзем, черные развивались. Посмотрите на итоговую позицию. У белых стоят все фигуры на своих местах, а у черных уже захвачен центр и выведены два коня, один из которых в центре.
Пример атаки ладей в обжорном ряду:
Вот пред вами пример сдвоенных и строенных пешек:
А вот так образовалась такая ситуация. Возможно лучше было черным вместо хода c6 сходить Cd7.
Слабые пешки – это те пешки, которые не могут быть защищены другими своими же пешками. В результате, такие пешки становятся мишенями для атаки. Соперник найдя такую слабость в вашей армии будут стараться направить все силы именно в этом направлении.
Очень часто такое ослабление коня заканчивается неудачей:
Очень часто вижу у новичков такую ошибку. У них одна фигура находится под боем и нужно ей уходить, но вместо этого они дают бесполезный шах королю соперника другой фигурой. В итоге соперник закрывается от шаха пешкой с нападением на вторую фигуру.
Получается, теперь две фигуры под боем и какая-то одна проиграна. Смысл было делать шах? Мотайте на ус.
Ну что же. В целом это все. Теперь когда вы знаете все правила игры и умеете играть, когда вы знаете все основные принципы игры в шахматы, остается только каждый день тренироваться.
Как это делать? На самом деле это ооооооочень большая тема и всю ее охватить в этой статье я естественно не могу поэтому, чтобы ваши ежедневные тренировки были максимально эффективными, предлагаю вам, посмотреть вот этот видеокурс, который мы разработали совместно с Жориком.
В нем есть абсолютно все, что необходимо для того, чтобы каждый день эффективно и результативно тренироваться и выходить на супер результаты.
Так же совсем скоро мы с командой откроем школу шахмат «Шахматы с Жориком» в которой будем постоянно совершенствовать свои навыки игры под руководством опытного тренера Шипинцына Павла Александровича.
P.S. В заключение статьи совет. Купите или скачайте в интернете программу CT-ART 4.0. Очень крутая штука. Есть различные варианты проработки различных шахматных ситуаций.
После того как ее полностью прошел мой Жорик, то уровень игры вырос на лицо, а рейтинг поднялся с 1070 до 1530 на lichess.
До скорых встреч друзья. С вами был, Александр Борисов.