Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Основным НПА по обучению является Порядок № 1/29. ГОСТ применяют только те организации, которые решили расширить требования к обучению. Но там, где работа по охране труда только начинается, применять ГОСТ необходимо с особой осторожностью или не применять вообще. Почему – читайте в этой статье.

Из статьи вы узнаете:

Область применения ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ

Не каждый специалист по охране труда обладает широкими юридическими знаниями. Поэтому, когда в марте 2017 года был опубликован государственный стандарт 12.0.004-2015, многие восприняли его как обязательный документ, вносящий изменения в организацию обучения безопасности труда. Так как порядок № 1/29 утвердили почти 16 лет назад, казалось бы, логично, что новый стандарт содержит более современные требования, которые необходимо исполнять в полном объеме.

Тем не менее, область применения данного стандарта – обучение по ОТ за рамками Порядка № 1/29. Для подготовки сотрудников по охране труда работодатель вправе сам установить форму обучения и правила оформления. Главное при этом – не противоречить положениям Порядка № 1/29, который содержит минимальные обязательные требования к организации обучения по ОТ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Можно стандартизировать процедуру подготовки по охране труда, используя передовой опыт – как отечественный, так и международный, других крупных и успешных организаций, отрасли в целом, а можно применить ГОСТ 2015, пришедший на смену стандарту 1990 года. Но если в своей Политике в области ОТ или в работодатель заявит, что руководствуется не только , но и Госстандартом-2015, он будет обязан выполнять его указания до последней буквы.

Беря на себя такие обязательства, следует помнить, что Гостандарт содержит обобщенные требования, которые могут не учитывать специфику конкретного предприятия и конкретной отрасли. Попытку адаптировать их под свой производственный процесс может воспринять как неточное следование стандарту, заявленному к обязательному исполнению в ЛНА. Штрафы за нарушения в организации обучения по ОТ – одни из самых распространенных и высоких.

Общие положения

ГОСТ – это руководящий методический документ, не отменяющий требования законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и .

В данном стандарте приведены термины, не применяемые в Порядке обучения, следовательно, требующие дополнительной подготовки персонала.

1. Организатор обучения. Так в ГОСТ именуют инициатора обучения, в частности, работодателя (организацию или ИП).

2. Индивидуальная и групповая . Если стажировка проводится для одного работника, она должна называться индивидуальной. ГОСТ требует, чтобы стажировка была проведена для всех категорий работающих, в первую очередь – для руководителей и специалистов. Тут возникает противоречие с Порядком № 1/29 и , согласно которым упор в стажировке должен быть сделан на исполнителей работ – работников рабочих профессий. Но с ними можно проводить и групповую стажировку. Это прямо указано в , например, прошедших регистрацию в Минюсте.

3. Инструктор по охране труда. Это работник, проводящий обучение, в том числе в форме инструктажей. Однако в Порядке 1/29 сказано, что вводный инструктаж проводит специалист по ОТ, а на рабочем месте – руководитель подразделения, прошедший обучение по охране труда в учебном центре согласно п. 2.3.2 Порядка № 1/29.

4. ГОСТ вводит различные формы обучения по ОТ:

  • традиционное – в виде лекций.
  • аудиторное – за компьютерным обучающим комплексом;
  • на тренажерах и на учебных рабочих местах, в т.ч. по ;
  • тестирование при помощи компьютерных средств и тренажеров с целью проверки и самопроверки знаний.

Дистанционное обучение по ОТ еще не имеет под собой нормативного правового обоснования.

Закупка тренажеров обязательна только для тех организаций, которые сами обучают своих работников . Не каждый работодатель может позволить себе закупить аудиторный обучающий комплекс.

Таким образом, Госстандарт меняет сложившуюся практику проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда. В некоторых аспектах этот документ противоречит Порядку 1/29.

Как применять ГОСТ в обучении по охране труда

Госстандарт ниже по юридической силе, чем Порядок 1/29, поэтому приводить документы в соответствие с ним не требуется.

ГОСТ может стать обязательным только в следующих случаях:

  • если издан соответствующий приказ работодателя или вышестоящей отраслевой организации;
  • если даются ссылки на данный стандарт в локальных нормативных актах или в различной технической документации изготовителя.

Специалист по ОТ необдуманно включил в приказ о проведении инструктажей стандартную формулировку: «В соответствии с пунктом таким-то госстандарта по обучению и порядка обучения № 1/29 организовать проведение инструктажа на рабочем месте ».
Через некоторое время инспектор ГИТ, проводя плановую проверку, вынес штраф за неведение личных карточек прохождения обучения (по ГОСТ) на 16 рабочих местах в гальваническом цехе. Кроме того, мастер цеха вел только . Отдельный журнал целевого инструктажа заведен не был, как это предписывается Госстандартом. Сумма штрафа составила более 2 миллионов рублей (130 000 рублей за одного не должным образом проинструктированного гальванщика).
На суде юрисконсульт компании, пытаясь оспорить постановление о наложении административного взыскания, обратился к Порядку обучения № 1/29. Однако представитель обвинения предъявил суду копию локального приказа об утверждении порядка проведения инструктажей на рабочем месте, согласно которому они должны проводиться в соответствии с ГОСТ.

Если в локальном акте Госстандарт принят как руководящий документ, его нужно исполнить в обязательном порядке, а не как документ для добровольного применения. Это требование – все принятое работодателем, что не противоречит ТК и НПА, является законным и обязательным. Но если в своем документе по обучению ссылаться только на Порядок 1/29, выполнять указания ГОСТ не потребуется вообще.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2 Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3 Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.2 инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3 исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4 младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5 образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

3.6 образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7 обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.9 обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

1 марта 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015 . Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.

Новый госстандарт:

  • устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда работников;
  • распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения;
  • расширяет виды и формы обучения, категории обучаемых лиц;
  • представляет программы обучения безопасности труда.

Важно!

Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9

Раздвинуты границы учебного процесса

ГОСТ 12.0.004-2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний.

Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.

Введены новые понятия

ГОСТ 12.0.004-2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
  • Обучающая организация — это организация, имеющая законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

Уточнен и расширен состав обучающихся

ГОСТ 12.0.004-2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, участвующие в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций — преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

Утверждены нестандартные формы обучения

Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004-90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы);
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

Пояснены варианты графиков обучения

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
  • Когда обучение происходит в дистанционной форме или с использованием электронного обучения, учебные центры:
  • оказывают учебно-методическую помощь обучающимся в форме индивидуальных консультаций по аудио- и видеосвязи;
  • самостоятельно определяют соотношение объема аудиторных занятий и занятий с применением электронных образовательных технологий.

Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).

Дополнены приложения к госстандарту

ГОСТ 12.0.004-2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

Образец заполнения журнала регистрации целевого инструктажа по охране труда


В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 также приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда».

Напоминаем

ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования. Поэтому, данный стандарт, как и все остальные ГОСТы может применяться в качестве рекомендаций для организации учебного процесса по охране труда.

Наши комментарии к ГОСТу 12.0.004-2015. Вы узнаете, что меняется в связи с действием ГОСТа 12.0.0004-2015, будут ли штрафовать за его неиспользование, нужно ли теперь применять предыдущий ГОСТ 12.0.004-90, как введение нового ГОСТа отразится на Постановлении 1/29. Как проводить обучение по охране труда ГОСТ 12 0 004-2015

С 01.03.2017 г. начал действовать ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Этот стандарт:

вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
применяется в добровольном порядке;
закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.

Поэтому, начиная с 01.03.2017 г., действие знакомого всем инженерам по ОТ ГОСТа 12.0.004-90 прекращается. Вместо него следует использовать новый ГОСТ. Если какой-либо национальный или локальный документ ссылается на старый ГОСТ, эту ссылку следует считать недействительной либо переадресованной на новый стандарт.

Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?

Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:

обязательно . Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;

добровольно ГОСТ 12.0.004-2015. Поскольку этот нацстандарт предназначен для добровольного использования, ответственные лица субъектов хозяйствования сами решают, применять его или нет. Если руководством организации принято решение этот ГОСТ в обучении по охране труда не использовать, Госинспекция по труду (ГИТ) штрафовать за это не может.

Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?

В изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

В ГОСТ 12.0.0004-2015, как и в предыдущем госстандарте, эти пункты освещены более подробно. Изучив соответствующие разделы ГОСТа, инженер по ОТ без проблем сможет правильно обучить подчиненных и коллег требованиям безопасности труда (БТ), даже если делает это первый раз в жизни.

В данном ГОСТ 12 0 004 2015 подробно и доступно для понимания описаны особенности проведения:

занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
всех разновидностей инструктирования;
стажировки;
спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи ;
обучения ОТ специализированными центрами.

Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.

Таким образом, Положение 1/29 говорит специалисту о том, что нужно сделать, чтобы организовать обучение ОТ, а ГОСТ 12.0.004-2015 поясняет, как это рационально делается, исходя из требований действующего законодательства. Поскольку Положение 1/29 входит в перечень обязательных для исполнения НПА, а ГОСТ – нет, требования Положения приоритетнее, чем рекомендации госстандарта. Подробно прописанные в ГОСТе процедуры проведения разных направлений обучения снижают вероятность разных толкований со стороны исполнителей и контролирующих органов (например, ГИТ), возможность ошибки вследствие неправильного понимания инженером по ОТ некоторых требований.

Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?

ГОСТ 12.0.004-2015 сохраняет преемственность с ГОСТом 12.0.004-90, т. е. кардинальных изменений в области обучения БТ ожидать не стоит. Новый ГОСТ максимально адаптирован к современным реалиям: содержит информацию по:

< особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;

< обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;

< обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);

< стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;

< последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.

В ГОСТ 12.0.004-2015 предложено:

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);

√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);

√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);

√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;

√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);

√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);

√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);

√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).

Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?

Новый ГОСТ 12 0 004 2015 способен затронуть любые компании и ИП независимо от сферы их деятельности. Они должны будут решить, стоит ли им использовать изложенные в нем рекомендации. Компаниям и ИП, которые сочтут целесообразным применять рекомендации ГОСТ 12.0.004-2015 в своей повседневной работе, кардинальные перемены в организации работы службы ОТ не грозят. Исключение – придется вкладывать средства, чтобы обучить инструкторов по ОТ. Поэтому, начиная с даты вступления в силу госстандарта:

руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);

службам ОТ следует проанализировать рекомендации ГОСТ 12.0.0004-2015 применительно к своим предприятиям, принять решение о необходимости его использования. В случае положительного результата организовать работу в соответствии с изложенными в документе рекомендациями;

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ