Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?
Специалисты характеризуют это понятие как проявление у детей раннего возраста переизбытка активности. Такие дети не могут усидеть на месте и совершают большое количество лишних движений. У детей дошкольного возраста еще не полностью устойчивая нервная система, поэтому такое поведение часто наблюдается именно у них.
У мальчиков гиперактивность наблюдается в разы чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что это обусловлено большими размерами мальчиков при рождении, что часто приводит к разного рода повреждениям. У мальчиков по сравнению с девочками позже формируются те отделы мозга, которые регулируют самоконтроль.
Сегодня количество детей с таким нарушением увеличивается. Если верить статистическим данным, то среди дошкольников таких детей насчитывается около 40%. А среди школьников младших классов их около половины. Эти цифры заставляют задуматься и вызывают обеспокоенность у медиков.
Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.
Недостаток внимания
Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.
Импульсивность
Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.
Подвижность
Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.
Изменения настроения
Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.
Плохая память
Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.
В основе синдрома лежит дисфункция мозга, которая приводит к нарушению нормального протекания процессов, связанных с психикой. В результате ребенок страдает от всех вышеперечисленных проблем. Что же провоцирует развитие гиперактивности?
Период беременности
Если женщина во время беременности страдала от токсикоза, у нее повышалось давление, наблюдалась гипоксия плода, это увеличивает шансы родить ребенка гиперактивностью. Также вероятность этого нарушения увеличивается, если будущая мама курит, употребляет алкоголь, наркотики.
Нарушения при родах
К этому нарушению могут привести различные факторы. Шансы возрастают, если ребенок родился недоношенным, роды были стремительными или долгими. Причиной также может стать стимуляция или применение щипцов.
Предрасположенность
Если родители в детстве страдали от этой проблемы, то и ребенок может быть гиперактивным.
Родители гиперактивных детей часто срываются на них из-за такого поведения. Некоторые уже теряют надежду что-либо изменить в ребенке, и просто опускают руки. Есть такие родители, которые стараются воспитать ребенка в большой строгости, прививая ему таким способом дисциплинированность.
Но к таким детям необходим особый подход. При этом у каждого из них есть что общее. Поэтому исправить ситуацию можно попытаться, следуя общим рекомендациям специалистов.
Четко формулируйте задачу
Так как такие дети испытывают большие трудности с концентрацией внимания, родители должны научиться максимально четко ставить задачу перед малышом. Это должны быть короткие фразы, которые содержат все необходимое, чтобы понять смысл. Предложения не должны быть перегруженными и содержать лишнюю информацию.
Будьте последовательными
Не давайте ребенку несколько заданий одновременно. Например, вы просите ребенка, чтобы он убрал игрушки, вымыл руки, а затем шел к столу. Но это приведет к тому, что ребенок или не сделает ни одного вашего задания, или отвлечется где то на пути их выполнения. Поэтому гиперактивному ребенку нужно говорить по очереди, что ему нужно сделать.
Осторожно формулируйте запрет
Слово «нет» для гиперактивного ребенка является поводом для взрыва эмоций. Поэтому его лучше совсем не произносить. Не говорите фразу «Не наступай на лужи». Лучше скажите: «Давай пойдет по сухому тротуару». Таким способом вы сможете избежать многих истерик.
Обозначайте границы времени
Ак как малыши еще очень плохо ориентируются во времени, то, дав задание, вы должны будете сами проследить, как оно выполняется. Если ребенок увлеченно играет или бегает, а вам нужно накормить его, уложить в кровать или отвлечь на другое занятие, предупредите его, что через 10 минут нужно будет выполнить ту или иную задачу.
Направьте энергию ребенка в полезную сторону
Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо, чтобы его энергия растрачивалась в течение дня как можно больше. Желательно, чтобы это были полезные дела. Ходите с ребенком на прогулку, пусть он займется спортом, посещайте с ним аттракционы, купите велосипед. Нужно отыскать то, что малышу понравится больше всего. Он станет более спокойным.
Посетите врача
Запишитесь к невропатологу. Он точно определит диагноз и назначит тот препарат, который сможет помочь справиться с гиперактивностью. В большинстве случаев лекарственные средства помогают улучшить внимание, поведение и способность контролировать себя.
Если у вас растет гиперактивный ребенок, вы должны быть терпеливыми. Важно понимать, что такое поведение обусловлено не тем, что он злой или плохой, а нарушением на уровне работы мозга. Не стоит бояться обращения к врачу. Ведь это сможет помочь малышу лучше учиться и общаться с другими детьми. Вы должны любить своего ребенка, невзирая на его поведение. Ведь он заслуживает этого не меньше, чем другие. А иногда и больше в этом нуждается. Ведь ему тоже непросто, когда у него возникают трудности с учебой или общением.
Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?
Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.
Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».
Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.
Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.
Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.
Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.
Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.
Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.
Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.
Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.
А вот когда начинается , возникают первые подозрения.
Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.
Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.
Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.
С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.
В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.
Он спорит и даже дерется с другими детьми.
Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.
Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.
Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.
Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.
Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .
Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.
Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.
Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.
Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.
Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.
Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.
Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.
Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.
На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.
Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».
Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.
В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.
Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.
Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.
Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.
Вообще для таких детей понятия времени не существует.
У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.
Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.
Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».
Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.
Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.
В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.
Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.
Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.
Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.
Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.
Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!
Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.
Большое количество вводит ребенка в ступор.
Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.
Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.
Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!
Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.
Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.
Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.
Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.
Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.
Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.
Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.
То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.
Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.
Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.
Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.
Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.
Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.
Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.
Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.
Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.
Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.
Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!
Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.
Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.
Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.
Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.
Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.
Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.
В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.
Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.
Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.
Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.
Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.
Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.
Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.
Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.
Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.
Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».
Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.
Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.
Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.
Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.
К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.
Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.
Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.
Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.
Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.
Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.
Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить
Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.
Как же проявляется гиперактивность у детей:
Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.
Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.
Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.
Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.
Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.
Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.
Советы психолога:
Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:
В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.
Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.
Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.
Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.
Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?
Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.
Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6-8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.
Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность , сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.
На сегодняшний день выделяют :
Гиперактивность без нарушения внимания;
Нарушение внимания без гиперактивности;
Гиперактивность с нарушением внимания.
Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.
Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.
Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
После 7-8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.
Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:
Наследственный фактор;
Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
Социальный фактор.
Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.
Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.
Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости , постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.
Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.
Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.
Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.
Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.
В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.
Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.
Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.
В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.
Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.
Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:
Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.
Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работает с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, длительного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение неврологического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.
Осложнения при родах:
О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:
Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.
Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:
Постоянные ссоры и конфликты с родителями лишь усугубляют СДВГ
Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.
Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.
Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.
Большинство детей с диагнозом СДВГ становятся талантливыми и незаурядными личностями
Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:
И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:
Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:
Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:
Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:
Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом
Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:
На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:
Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.
Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.
Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.
Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.
Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.
Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются с психологами
В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.
Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:
Читайте малышу сказки из следующих сборников:
«Коррекция двигательной расторможенности»:
«Самоорганизация поведения»:
Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности
При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:
Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:
Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.
В любой ситуации родители должны быть для ребенка опорой и поддержкой
Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.
Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.
Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.
Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.
Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.
Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.
Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.
Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.