Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Рамиль Ахметгалиев, Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора", по просьбе сайт комментирует ситуацию с массированным рейдом сотрудников прокуратуры в общественные организации: "Некоммерческие организации заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов и, наверное, проще перечислить органы, которые не имеют права проверять их. Но вопрос с прокурорскими проверками действительно непростой."

Что это такое?

В последние годы государство приняло некоторые нормативные акты, регламентирующие процедуру проверок госорганами. Это в том числе и общие нормативные акты, касающиеся всех юридических лиц: ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе и специальные - Федеральный закон "О НКО", ФЗ "Об общественных объединениях".

Главной отличительной особенностью прокурорских проверок остается на сегодняшний день отсутствие четкого правового регулирования: кто проводит проверки, какие документы должны предъявить при проверке, предмет проверки, ее сроки, порядок ознакомления с материалами и т.д. На это обстоятельство уже обращал внимание Конституционный суд России - "в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора". С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 10 лет , но ничего не изменилось.

По этой причине не остается ничего иного, как рекомендовать НКО руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации", разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Что такое прокурорская проверка

Проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимая органами прокуратуры.

Основания и повод для проведения проверки

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Повод для проведения проверки - обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Предмет проверки и полномочия прокурора

Предмет проверки - что проверяют и за какой период.

Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

Применительно к НКО это говорит о том, что прокуратура не вправе проверять все те вопросы, которые не отнесены к компетенции Минюста РФ, налоговых органов и т.д., например, проверять соответствие устава законодательству, отчетность перед органами юстиции и налоговыми органами и т.д.

В случае, если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях, допущенных НКО в определенной сфере, в которой контролирующие функции осуществляет другой госорган, первая обязана передать такое сообщение второму по подведомственности.

В качестве примера, возможной прокурорской проверки в НКО можно провести нарушение последней ФЗ РФ "О противодействии экстремистской деятельности". В данном нормативном акте предусмотрены полномочия прокурора по контролю за общественными объединениями.

Проверяемый период законодательно не установлен, но следует руководствоваться принципом разумности и справедливости.

Полномочия прокурора, практически все они перечислены в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ "О прокуратуре":

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций,
  • иметь доступ к их документам и материалам,
  • требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов,
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

К этому можно лишь добавить несколько штрихов.

При проведении проверки прокуроры по вопросам, "на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на... организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных".

Остаются два не урегулированных вопроса - сроки предоставления документов, а также, в какой форме и как должны запрашиваться документы.

Опять же правило общее, относящееся ко всем требованиям представителей государства - сроки должны быть разумными, а требование четким и понятным, возможно и в устной форме.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и реализовывать предоставленные им полномочия, понимаются прокуроры, его заместители и помощники .

Сроки

Сроки проверки ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" не установлены, на что и Конституционный суд РФ обращал внимание, но эти сроки установлены ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200).

Как уже было сказано выше, основанием для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т.д. Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней, в необходимых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней. То есть срок прокурорской проверки НКО - это срок, отведенный федеральным законом для рассмотрения обращения гражданина, должностного лица о фактах нарушения законов НКО.

Ознакомление с материалами проверки

Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 - "Прокурорский надзор осуществлять гласно", то есть открыто.

Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ "постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы".

Иными словами, граждане и их объединения к коим относятся и НКО, вправе знакомится с материалами проверки , за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в деятельности организаций.

В случае выявления нарушений прокурор вправе:

  • внести представление с требованием устранить нарушение;
  • внести предостережение о недопустимости нарушений;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

В случае, если в ходе проверки прокурор выявит иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то он будет действовать в рамках этих кодексов. Если такие нарушения отнесены к компетенции другого органа, например, налогового, то прокурор обязан передать материалы в такой орган.

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры и его заместители. Помощник прокурора вправе вынести только постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Что делать?

Советы на все случаи жизни дать невозможно. Есть люди, не приемлющие никакого нарушения со стороны чиновника и готовые биться на смерть. А есть и готовые "подставить и вторую щеку".

Поэтому предлагаю различные варианты - на любой вкус.

Прокурор (его помощник) пришел в офис. Он обязан предъявить удостоверение и разъяснить предмет проверки. Разъяснение может быть и устным.

Совет 1: свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.

Совет 2: попросите предъявить документ и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т.д.), в случае отказа письменно запросите этот документ со ссылкой на вышеупомянутое решение КС РФ.

Совет 3: обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:

Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.

Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.

Совет 4: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить "все документы за три года".

Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.

Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.

Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)

Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.

Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял ("Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников" )

Вариант 2: дать объяснения.

Совет 5: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.

Вариант 1: отвечать на них.

Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса

Совет 6: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).

Совет 7: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ с компьютерным базам

Вариант 1: предоставить такой доступ.

Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.

Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.

Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.

Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке ст. 254 ГПК РФ, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

В данном случае идет о прокурорской проверке, мной не затрагиваются вопросы реализации своих полномочий прокурором в рамках того или иного процесса, регламентированного специальными нормативными актами, например, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.

Ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ"

Ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре"; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан"

Ч. 2 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ", ч. 3 ст. 8 ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"

Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

ФЗ РФ "О прокуратуре", ФЗ РФ "Об общественных объединениях", ФЗ РФ "О противодействии экстремистской деятельности".

Ст. 54 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ"

О судебном обжаловании см. ниже

Эту небольшую статью я решила написать в помощь моим клиентам-предпринимателям (и не только им), попавшим в поле зрения наших доблестных органов прокуратуры.

В первую очередь обозначу основные принципы поведения, которых нужно придерживаться в общении с прокурорскими работниками.

  1. Улыбайтесь, будьте приветливыми даже если вам не отвечают взаимностью. Тем самым вы вызываете к себе доверие или снисхождение и притупляете бдительность проверяющих. Не идите на открытый конфликт, ни в коем случае, даже если абсолютно убеждены в своей правоте.
  2. В общении с прокурорами не цепляйтесь за формальности, их это бесит и злит.
  3. Не рассказывайте о себе и о своем предприятии ничего лишнего. Просто отвечайте на вопросы и ничего больше. Более того, лучше всего назначить конкретного сотрудника (наиболее умного и адекватного), можно нескольких, которые будут общаться с прокурорами, принимать и исполнять их запросы. Другим же работникам необходимо указать на то, что всё общение с проверяющими должно происходить через определённого вами человека.

Это необходимо для того, чтобы сотрудники вашей организации ненароком не сообщили прокурорам о других возможных нарушениях на предприятии, так как закон позволяет прокурорским работникам при обнаружении признаков любого другого правонарушения, не входящего в предмет их проверки, принять соответствующие меры.

Например, к вам пришли проверять соблюдение противопожарных требований, ну или налоговое законодательство, и в разговоре с техническим персоналом прокуроры выясняют, что заработная плата работника выплачивается один раз в месяц, в то время как по общему правилу, закрепленному в Трудовом кодексе РФ, выплачиваться она должна 2 раза в месяц, если иное не оговорено в трудовом договоре с человеком. В результате вам дополнительно «прилетит» штраф за нарушение трудового законодательства, несмотря на то, что проверять пришли совсем иное.

Фиксируем. Основные принципа поведения в ходе прокурорской проверки:

  • улыбаемся и киваем;
  • не надо умничать, цепляясь за формальности, и указывать прокурорам в чем они правы или нет (это при необходимости надо будет делать потом в письменном виде);
  • не болтаем и назначаем конкретных людей, ответственных за коммуникацию с проверяющими.

Конечно, соблюдение данных принципов может ударить по вашему самолюбию, но это, на мой взгляд, лучше чем по кошельку. В противном случае после одной проверки могут последовать еще несколько, а количество выявленных у вас нарушений и сумма наложенных штрафов вырастут многократно.

Не забывайте, что в силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от любого контролирующего органа организовать в отношении вашей организации любую проверку при наличии оснований. Ну а возникновение таких оснований, как вы понимаете, дело техники. Мне, к примеру, рассказывали случаи, когда при необходимости прокуроры сами писали себе жалобы на действия конкретных лиц, чтоб появились законные основания выйти с проверкой.

Напугала, да? Не бойтесь, всё не так страшно. Об этом пойдет речь дальше.

Теперь о том, что может грозить по итогам прокурорской проверки.

Законом предусмотрены следующие меры реагирования, которые могут быть приняты прокурором:

  • предостережение;
  • протест;
  • представление;
  • иск в суд;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Мной перечислены меры реагирования в порядке возрастания их значимости (скажем так «болезненности») для вас и вашей организации.

Предостережение. Это документ, который вам вручается лично, либо высылается по почте, в котором вы предупреждаетесь о том, что нельзя нарушать закон и если его всё же нарушить, понесёте за это ответственность. Страшно? Вот и я думаю что нет! Об этом и так всем известно. Вам просто сказали, что если сделаете то-то и то-то – будете наказаны.

Ещё нюанс. Предостережения могут объявлять публично, под камеру – не пугайтесь, просто в силу внутренних приказов прокуроры обязаны взаимодействовать со средствами массовой информации и выполнять свою работу гласно. На вас же это никаких обязательств не накладывает, кроме указания в самом предостережении на недопустимость нарушать закон.

Протест. Вы получаете его тогда, когда какой-нибудь локальный правовой акт организации (попросту приказ или распоряжение директора, например) не отвечает требованиям законодательства. Всё к чему вас обязывает здесь закон – это рассмотреть этот проест в 10-дневный срок, после чего сразу же в письменной форме сообщить прокурору, его внесшему, о результатах. И всё!

Закон даже не обязывает обжаловать протест, если вы с ним не согласны. Вы просто в течение 10 дней с момента его поступления пишите в прокуратуру ответ, где соглашаетесь либо нет с высказанными претензиями. Более того, в случае несогласия вы даже не обязаны его обосновывать, хотя я настоятельно рекомендую всегда мотивировать свою позицию. В противном случае это воспринимается как акт неуважения к государственным институтам в лице прокуратуры (см. начало данной статьи).

Так что бояться тут, как вы понимаете, тоже нечего.

Представление. Этот документ зачастую аккумулирует в себе все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки и содержит требование об их устранении.

Закон гласит в этом случае, что представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в месячный срок.

Остановимся поподробнее на этом акте прокурорского реагирования. Первое, что здесь необходимо отметить так это то, что закон обязывает вас рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений (причин и условий) и сообщить о результатах прокурору в письменной форме в течение месяца. Всё!!! Никаких других обязательств не возлагается.

Второе, закон только декларирует, что необходимо принять конкретные меры, а какие именно – решать вам!

Также встречается, когда нарушения носят неустранимый характер – тогда просто констатируете это в ответе прокурору.

В части устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, рекомендую под протокол провести совещание с подчиненными работниками, где демонстративно им указать на неукоснительное соблюдение требований законодательства в ходе осуществления своей деятельности и недопустимость нарушения законов впредь. Формулировку можете взять прямо отсюда. В случае наличия филиальной сети в компании можно обойтись рассылкой соответствующих писем с подобным содержанием.

На практике кто-то даже организовывает соответствующие семинары с работниками, мероприятия по правовому просвещению, различные тренинги, разрабатывает методички или руководящие указания. Это не обязательно, но и не помешает при наличии. Опять же решать вам.

Следующий момент касается рассмотрения представления с участием сотрудника прокуратуры. и необходимости привлечения ваших работников к дисциплинарной или иной ответственности (например, депремирование). Почти всегда эти требования излагаются в тексте представления.

С одной стороны закон прямо не обязывает вас приглашать на рассмотрение представления прокурора, однако, в силу п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорские работники должны непременно принимать участие в таких рассмотрениях своих актов реагирования. В противном случае их наказывают. Поэтому, если не хотите обострения отношений с прокуратурой, лучше пригласить и заформализовать этот процесс. В любом случае ничего нового вам не предъявят и не вменят, а с вас не убудет.

Теперь о привлечении сотрудников компании к дисциплинарной или иной ответственности (под иной здесь следует понимать депремирование, снижение повышающих коэффициентов к зарплате, надбавок, бонусов и прочее). Для прокуроров это достаточно болезненный вопрос, так как по количеству «наказанных» по представлениям негласно оценивается их эффективность.

Да, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе потребовать от вас привлечения лиц, нарушивших закон, к дисциплинарной или иной ответственности. Вместе с тем – это только право потребовать. Привлекать своего сотрудника к ответственности по Трудовому кодексу Российской Федерации или нет – это исключительная прерогатива работодателя. Так что потребовать могут, но решать же снова вам.

Своё «милосердие» в данном случае можно мотивировать низкими заработными платами на предприятии, высокой квалификацией виновного работника, обещанием исправиться в будущем или вероятностью увольнения высококлассного специалиста в случае применения к нему дисциплинарного взыскания и т.д.

Запомните, закон не обязывает вас по требованию прокурора привлекать своих работников к дисциплинарной ответственности либо лишать премий и бонусов.

Пойдем дальше. По Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор (статья 28.4) вправе при наличии оснований возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления.

А вот этой меры прокурорского реагирования стоит несколько опасаться, особенно малому бизнесу. В статье 3.2 названного кодекса перечислены основные виды административного наказания, приведу наиболее «неприятные»:

  • штраф (может достигать 1 млн. руб.);
  • конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения (например, транспортное средство);
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности (особенно неприятно для производств);
  • обязательные работы.

Соответствующее наказание применяется судом или уполномоченным органом власти в зависимости от статьи кодекса, которой предусмотрено административное правонарушение.

Дело в том, что прокуроры хотя и могут возбудить любое дело об административном правонарушении, но рассматривать его всегда будет либо в суд, либо в соответствующий орган власти (например, в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ФАС России и др.).

Также следует упомянуть, что при выявлении одного нарушения, постановления о возбуждении дела выносятся зачастую одновременно в отношении руководителя организации и самого предприятия, причем штрафы для юридических лиц по размеру значительно превышают штрафы для физических и должностных лиц.

Общие рекомендации здесь сложно сформулировать, так как нужно будет описывать всё административное судопроизводство с учетом специфики каждой статьи кодекса. Однако в качестве руководства к действию скажу следующее.

Для того, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, в том числе прокурором, не пожалейте денег и закажите полный юридический аудит документации и деятельности вашей организации. Это дешевле чем платить штрафы, останавливать производство (продажи) или находиться под арестом, пусть и сроком до 15 суток.

Кстати, наш адвокатский кабинет предоставляет такую услугу.

И второе, при проведении проверки, настоятельно рекомендую получить развернутую консультацию грамотного адвоката, чтобы понять, какие негативные последствия стоит ожидать по итогам прокурорской проверки.

Кроме того, не забывайте, что возбужденное дело может быть прекращено по процессуальным основаниям (неправильно составлено постановление, не получены объяснения от лица, лицо не уведомлено о возбуждении в отношении него дела и др.), а виновный гражданин освобождено от наказания по разным причинам, например, истечение сроков давности, нарушение права на защиту, отсутствие вины, малозначительность совершенного правонарушения и прочее. В этом также поможет адвокат.

Практика показывает, что нередко материалы дела об административном правонарушении не всегда оформляются должным образом, что позволяет в последующем прекратить дело в суде.

Поэтом мы говорим своим клиентам, что выгоднее обратиться к нам, чем платить государству.

Иск в суд. Серьезность этой меры зависит от предмета иска. Однако законом четко очерчен круг вопросов, по которым в деле имеет право принимать участие прокурор. В общих чертах – это иски по защите социальных, трудовых прав граждан, охраны здоровья, защиты материнства, отцовства и детства, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образования. Защита интересов государства и общества в целом.

В области арбитража – это сделки с любым государственным участием, скажем так.

Зачастую удовлетворенные судом иски прокуроров накладывают на организацию дополнительные финансовые обязательства по осуществлению тех или иных действий. Например: строительство очистных сооружений для сбрасываемых сточных вод, установка пандусов и кнопки вызова персонала для инвалидов, монтаж системы оповещения о пожаре и другое.

Однако помимо закона на прокуроров также возлагаются определенные ограничения и ведомственными правовыми актами. Так, пункт 8.4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорским работникам указывает не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Пункт 8.5 названного приказа прямо предписывает исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан, пункт 8.6 – не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

В пункте 13 всё того же приказа говорится, что при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Вообще этот приказ Генерального прокурора России – кладезь информации для подготовки к прокурорской проверке и касается не только исковой работы, но и всей осуществляемой ведомством надзорной деятельности.

Вот ещё! В соответствии с пунктом 15 упомянутого приказа прокуроры обязаны при проведении проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место, также им предписано не допускать факты возложения на организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Направление материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела .

Обратите внимание на название. Знаете почему оно такое? Потому что с 2007 года прокуратура лишена полномочий по возбуждению уголовных дел, хотя надзирает за их расследованием. Странно, да! Тем не менее, так оно и есть.

Безусловно, это самое худшее, чем может закончиться прокурорская проверка. Обычно такое направление материалов затем превращается в постановление о возбуждении уголовного дела. Однако бывает такое не всегда.

Совет здесь один – срочно ищите хорошего адвоката, чтобы успеть выстроить линию защиты и не надейтесь на «авось», пока всё не запущено и еще возможно минимизировать неблагоприятные последствия.

После поступления материалов в органы следствия вас или ваших сотрудников снова будут вызывать на объяснения, но уже не в прокуратуру, а к следователю или дознавателю. По истечении 10 дней, а в случае продления – 30 дней, должно быть вынесено постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

Теперь несколько слов о процедуре самой проверки.

До недавнего времени процедурные моменты здесь были слабо регламентированы, поэтому в любых спорах в суде прокуроры обычно выходили победителями, а большинство их требований признавались законными.

Ситуация поменялась после принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Во исполнение данного постановления Генеральным прокурором России издан приказ от 28.05.2015 № 265.

Вот основные требования данных документов к порядку проведения прокурорских проверок.

Решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки.

Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, который может быть продлен один раз не более чем на 20 рабочих дней с одновременным уведомлением проверяемого лица. Последующие продления срока могут быть приняты только вышестоящим прокурором.

После завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или иному уполномоченному лицу организации предоставляется право ознакомления с актом проверки.

При определении для организации срока предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий прокурорам надлежит руководствоваться принципом разумности. Установление срок исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физически и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Исходя из изложенного, делаем вывод, что не стоит бояться прокурорской проверки, хотя к ней, как и к любой другой, стоит заранее быть готовым.

Закон и внутренние документы прокуратуры налагают очень к осуществлению проверочных мероприятий.

И напоследок ещё один секрет: они очень боятся сюжетов в СМИ о том, что органы прокуратуры оказывают административное давление на бизнес. К тому же есть Генпрокуратура России и суд, куда всегда можно написать жалобу.

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

4.81/5 (43)

Как составить заявление

В российском законодательстве существует несколько нормативных актов, регулирующих порядок обращения граждан и юридических лиц в органы Прокуратуры для инициирования проверки. Основным в данной сфере выступает закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан…» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Обратите внимание! Стоит знать, что конкретного образца для жалобы в Прокуратуру не существует. Это касается как обращений граждан, так и юридических лиц. Но к заявлениям фирм и компаний существуют определенные требования, закрепленные в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от под номером 45 (далее – Инструкция).

Единых требований к заявлению не существует, но с течением времени выработались правила оформления по поводу формы и содержания:

  • В верхнем правом углу необходимо написать: куда вы обращаетесь, т.е. полное название надзорного органа, адрес его местонахождения. Чуть ниже указываются паспортные данные того, кто обращается (ФИО, адрес проживания), а также номер телефона заявителя;
  • Чуть ниже контактных данных по центру листа нужно указать название обращения (например, «Заявление», «Обращение для проведения проверки», «Жалоба» и т.д.);
  • Далее необходимо логически и последовательно изложить суть проблемы, нарушенные права, а также контактные данные лица, совершившего проступок или правонарушение;
  • В конце важно сделать отметку о том, какой реакции вы хотите от уполномоченных лиц Прокураторы;
  • Завершается оформление заявления в надзорный орган проставлением даты и подписи заявителя (с расшифровкой).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в Прокуратуру о проведении проверки:

Требования к заявлению о проведении прокурорской проверки

Многие боятся обращаться в Прокуратуру с жалобой, так как думают, что из-за возможных ошибок их заявление не примут. На самом деле, это миф. В отличие от иска в суд, обращение в данный надзорный орган составить не сложно.

При составлении заявления стоит учитывать следующие факты:

  • заявление не будет принято уполномоченным лицом Прокуратуры, если на нем не будет стоять подпись заявителя;
  • если вы хотите, чтобы ваше обращение было рассмотрено с последующим проведением проверки нарушителя, то в обязательном порядке укажите все свои контактные данные;
  • жалоба также не будет рассмотрена, если вы неясно изложили суть проблемы;
  • лучше излагать суть нарушения кратко;
  • отказ в проведении проверки вам обеспечен при подаче повторной жалобы, т.е. если ранее вы уже обращались в Прокуратуру в связи с той же самой проверкой;
  • не рассматриваются обращения в данный надзорный орган, если они содержат оскорбления и ненормативную лексику.

Причины для обращения в Прокуратуру

Нарушение работодателем трудового законодательства – распространенная причина обращения в Прокуратуру с целью проведения проверки. Чаще всего нарушаются: режим труда и отдыха, порядок выплаты зарплаты и другие нормы Трудового кодекса РФ. Именно с такими проблемами работники направляют жалобы в надзорные органы.

Еще одна популярная тема для обращений с целью инициирования прокурорской проверки – бездействие органов власти и уполномоченных лиц (например, при обращении в Полицию, к судебным приставам, в местную администрацию и т.д.). При необходимости, проверка будет проведена даже в том случае, если затягиваются сроки рассмотрения обращения в исполнительные органы власти.

Знайте! Прокуратура просто обязана будет отреагировать на жалобу, разобраться в ситуации и привлечь виновников к ответственности, если будет обнаружено нарушение норм законодательства.

Заявление в Прокуратуру имеет право написать любой гражданин, права которого были нарушены. Например, правонарушения в сфере образования, торговли, медицины. Конституция РФ гарантирует каждому из нас не только соблюдение прав, но и их защиту.

Но прежде чем прибегать к крайним мерам разбирательства, стоит для начала попытаться урегулировать вопрос «на месте». Например, если были нарушены права потребителя, то необходимо написать претензию непосредственно торговой организации и подождать ответа. В большинстве случаев, руководству не нужны шумиха и прокурорские проверки, поэтому оно идет навстречу покупателям своего магазина.

Причиной жалобы в Прокуратуру могут быть не только нарушения прав конкретными действиями, но и противоправное бездействие, повлекшее последствия в виде нарушения прав человека. Например, когда органы следствия намеренно затягивают разбирательство по одному из дел либо вообще никак не реагируют на ваши обращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Порядок подачи обращения

Куда отправить обращение, если оно уже составлено и подписано:

  • Первое и самое практичное – личный визит в Прокуратуру вашего города. Заранее распечатайте или напишите заявление об инициации проверки в двух экземплярах. Один из них уполномоченный сотрудник Прокуратуры заберет себе, на втором поставит отметку о принятии и передаст его вам. Такая отметка нужна в том случае, если в вышестоящем надзорном органе придется доказывать факт обращения;
  • Если по каким-либо причинам у вас нет возможности принести жалобу лично, то вы можете отправить ее по почте. Перед этим желательно посетить нотариуса и заверить заявление и все прилагаемые документы. Обязательно выбирайте отправку заказным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае после получения обращения, вам придет уведомление о том, что ваше заявление получено. На нем будет отметка о том, кем и когда было получено письмо. Особое внимание обратите на дату передачи заявления в Прокуратуру. Именно с этого момента начинают идти сроки, в течение которых надзорный орган государственной власти должен дать вам ответ;
  • Последний и самый быстрый способ – отправка заявления в Прокуратуру через форму обращения на официальном сайте. Не забудьте указать свои контактные данные для получения ответа по принятому решению.

Посмотрите видео. Как подать жалобу в Прокуратуру правильно:

Как рассматривается документ в госструктуре

Порядок рассмотрения жалоб и обращений граждан регламентирован ст.9 закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также статьей 21 Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. N 2202-1 (далее – закон о Прокуратуре).

Исходя из толкования данных норм, можно сделать вывод о том, что при невозможности установления правды на основе данных, указанных в заявлении, органы Прокуратуры обязаны провести проверку соблюдения законодательства РФ. В качестве основания для такой проверки будет выступать факт нарушения прав человека, указанный в жалобе.

Общие правила проведения проверки закреплены в законе о Прокуратуре. Конкретика действий толкуется в Инструкции Генпрокуратуры, о которой мы говорили выше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто же принимает решение о необходимости проверки? После получения жалобы, уполномоченные лица изучают представленные факты нарушения, устанавливают последовательность действий. Окончательное решение об инициации проверки может принять только прокурор либо его заместитель.

Решение о проведении проверки всегда оформляется письменно и содержит:

  • цели осуществления проверки;
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет проверки.

На законодательном уровне утверждена типовая форма таких решений. Она утверждена приказом Генеральной Прокуратуры от 17 марта 2017 года под номером 172. Правила направления ответного решения заявителю закрепляет ст. 10 Закона о Прокуратуре.

В ней говорится, что ответ должен включать в себя:

  • сведения о результатах прокурорской проверки и принятом решении;
  • меры, какие были приняты на основании обращения гражданина.

К тому же, статья 9 закона № 59-ФЗ дает право лицу или органу госвласти, получившему жалобу, рассмотреть ее с выездом на место.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Как проводится проверка по закону

Правила проведения прокурорской поверки регламентируются ст.21 закона о Прокуратуре:

  • Если в момент проведения проверки будут выявлены новые незаявленные правонарушения, то прокурор принимает новое решение о расширении ее круга либо о назначении новой проверки;
  • Если проверяемый объект имеет несколько подразделений на территории разных субъектов РФ, то в отношении каждого филиала выносится отдельное решение о проведении проверки. Сроки также начинают и заканчивают течь для подразделений по-разному;
  • В силу закона, общий срок проверки не может превышать 30 рабочих дней. На протяжении этого времени данные мероприятия могут приостанавливаться по различным причинам;
  • По результатам проверки прокурор всегда выносит определенное решение. Если выявлены правонарушения – принимаются соответствующие меры, если нет – оформляется акт об отсутствии нарушений закона.

Каковы сроки рассмотрения документа

Обратите внимание! Существует два типа сроков, в течение которых Прокуратура должна рассмотреть жалобу: общие и сокращенные.

Время рассмотрения зависит от ряда факторов:

  • полнота сведений в заявлении;
  • необходимость проведения проверки;
  • необходимость привлечения свидетелей;
  • необходимость отправления запросов и осуществления ряда других действий.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан составляет 30 дней. При необходимости, данный временной период может быть увеличен вдвое, т.е. до 2-х месяцев. Это может быть связано с проверкой сведений Прокуратурой. Но такое продление сроков возможно только по ходатайству прокурора, ведущего дело, либо его заместителя.

Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые «обидчивые» из них могут и пожаловаться на работодателя «куда следует». И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате «в конверте». Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

ВНИМАНИЕ

Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыл ьПисьмо Минфина от 31.10.2011 № 03-03-06/2/164 . Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщико вПостановления ФАС ПО от 30.08.2010 № А55-35672/2009 ; ФАС МО от 11.03.2009 № КА-А40/1267-09 .

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок сумм ыст. 236 ТК РФ . Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причин ып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» - нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: сайт Генпрокуратуры → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб еп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее - Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 . Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос ап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ .

Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти яп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 ; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ . Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс яп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 .

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение - наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организаци ист. 23 Закона № 2202-1 . Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушени яст. 24 Закона № 2202-1 . И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орга нст. 25 , п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1 . Дела по вопросам нарушения законодательства о труд еч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами труд аст. 23.12 КоАП РФ , а также судам ич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ .

За нарушение трудового законодательства грозит штра фст. 5.27 КоАП РФ :

  • для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП - от 1000 до 5000 руб.

Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановлени яст. 4.6 КоАП РФ ; пп. 16, 17 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 , то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

Если же это повторное аналогичное нарушени еч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , то по таким делам трудинспекторы составляют протокол ып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ , а рассматривают эти дела судь ич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ .

Требования прокурора, вытекающие из его полномочи йст. 22 Закона № 2202-1 , подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 . Умышленное их невыполнение грозит штрафо мст. 17.7 КоАП РФ ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13 :

  • организациям - от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам - от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой - это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способо мч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетс яч. 9 ст. 360 ТК РФ . Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражда нп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 . Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуро йч. 8 ст. 360 ТК РФ .

Как организовать работу с кадровой документацией, чтобы избежать «трудовых» штрафов, читайте:

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целево йп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работнико в” .

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штра фст. 19.5 КоАП РФ :

  • для организаций - от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции состави тп. 5 ст. 11 , п. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ :

  • для организаций - от 100 000 до 200 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП - от 30 000 до 50 000 руб.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ ; ст. 23.12 КоАП РФ .

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушени яПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД 14-11 . Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой - минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверко йп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставя тп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организаци иПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011 , от 05.03.2013 № А65-18177/2012 . Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательств аПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46 ; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012 .

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Бывший сотрудник пожаловался на нас в трудинспекцию. Инспекция вызывает к себе с «зарплатными» документами. Зарплату мы выплачиваем своевременно, но беда в том, что не всегда работники расписываются в ведомостях. То есть при проверке нас заставят выплачивать суммы, которые не подтверждены подписями. Да еще и оштрафуют.
Мне советуют вот что. Если бывший сотрудник готов отказаться от жалобы за энную сумму, то лучше договориться с таким «шантажистом», чем встречаться с трудинспектором. Ведь проверка отнимает немало времени и нерво в” .

Светлана,
главный бухгалтер, Московская обл.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислени юст. 123 НК РФ , а также начислить ей пенист. 75 НК РФ .

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснял аПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 , что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить нало гподп. 4 п. 1 , п. 4 ст. 228 , п. 1 ст. 229 НК РФ . Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штра фст. 75 , п. 1 ст. 119 НК РФ ; ст. 198 УК РФ .

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работник уПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@ . Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“ Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними” .

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)№ 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверк а” .

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна

Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

“ При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страховани юч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверо кст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) ” .

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплат аабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81 . При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штра фст. 47 Закона № 212-ФЗ . При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ .

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ