Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты. Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Среди всех мировых религий именно христианство является одной из самых многочисленных по числу своих представителей. И не беда, что бывшее когда-то единым целым, сегодня оно распалось на три ветви – православие, католицизм и протестантизм. Все современные христиане очень близки духовно. Веря в единого Бога, почитая Иисуса Христа, уповая на помощь Пресвятой Богородицы, они обладают общим культурным и историческим целым, ведущим их к спасению.

Христианские монастыри – важный духовный объект в любом ответвлении самой крупной мировой религии. Они представляют собой религиозную общину, состоящую из холостых церковных служителей мужского или женского пола, постоянно проживающих в рамках конкретных богослужебных и хозяйственных построек. Каждый монастырь имеет свою историю, устав и порядки.

Впервые идея монашества появилась в христианстве в начале четвёртого века нашей эры. В это время христианская вера широко распространилась по Ближнему Востоку, стала привычной, а потому и более слабой по своим устоям. Особо рьяным её представителям стало сложно блюсти в целости и сохранности чистоту души, и они решили удалиться от городского общества – в пустыни. Созданная преподобным Пахомием Великим в Египте первая монастырская община своим внутренним устройством заложила основу для формирования христианских монастырей по всему миру.

Христианские монастыри Фото.

1. Монастырь Алкобаса (Alcobaca Monastery), Португалия

Португальский монастырь Санта-Мария де Алкобаса, основанный в 1153-м году первым королём этой европейской страны Афонсу Энрикишем, служит пристанищем цистерцианцев – католических монахов, отколовшихся в XI веке от ордена бенедектинцев. Здание монастыря представляет собой уникальный архитектурный ансамбль средневековой готики и более позднего барокко, добавившегося к нему в XVIII веке при расширении португальским королем Мануэлем I Счастливым. В 1989-м году весь комплекс зданий Санта-Марии де Алкобаса был причислен к особо почитаемым объектам .

2. Панагия Сумела (Sümela Monastery), Турция

Приютившийся на склоне скалы, гордо возвышающейся в турецкой долине Алтындере, православный монастырь с говорящим названием Панагия Сумела (что в переводе с греческого означает «Всесвятая с Меловой горы») долгое время был очагом православия в империи османов. Основанный в конце IV века монахом Варнавой, он был до уничтожен земли турками в веке VI-м и восстановлен спустя век Христофором Римлянином. Мировую известность Панагия Сумела получила в более позднее время — в XVIII-XIX веках. В XX веке службы в монастыре были запрещены мусульманской , и только 15 августа 2010 года местное Министерство Культуры разрешило проведение литургии и прием православных паломников в Панагии Сумеле.

3. Монастырь Острог (Ostrog Monastery), Черногория

Находящийся в Черногории православный сербский монастырь Острог занимает уникальное местоположение – он забрался высоко (более девятисот метров над уровнем моря) в горы, в пятнадцати километрах от городка Даниловград. Заложенный в XVII веке святым Василием Острожским, сегодня он служит местом хранения мощей этого великого православного чудотворца. В настоящее время монастырскую жизнь поддерживают чуть более десятка монахов. По своему внутреннему устройству Острог представляет собой двухуровневую конструкцию из Нижнего монастыря (построен в XIX веке) и Верхнего, изначального. Между собой здания соединены дорогой длиной в пять километров.

4. Киево-Печерская лавра (Kiev Pechersk Lavra), Украина

Расположенная в центре Киева, на правом берегу знаменитой украинской реки Днепр, Киево-Печерская лавра по праву считается одним из самых прекрасных православных монастырей в мире. Свою репутацию она зарабатывала веками. Кстати, основанная в 1051 году монахом Антонием, Киево-Печерская лавра является ещё и наиболее древним православным монастырем Киевской Руси. Обитель много раз переживала набеги и разграбления, но каждый раз возрождалась к новой жизни. Сегодня Киево-Печерская лавра представляет собой архитектурный комплекс, включающий в себя целых шесть самостоятельных монастырей.

5. Гелатский монастырь (Gelati Monastery), Грузия

Православный Гелатский монастырь Богородицы, возвышающийся на холме, расположенном неподалёку от Кутаиси, был основан в 1106 году царём Давидом IV, известным под именем Строителя. Из глубины веков до нашего времени дошёл архитектурный комплекс, состоящий из ряда хозяйственных построек и двух храмов — великомученика Георгия и святого Николая. Древние монастырские здания украшены богатыми мозаичными и фресковыми рисунками, имеющими высокую художественную и религиозную ценность. Начиная с момента своего основания, Гелатский монастырь служил местом успокоения грузинских царей.

6. Святая гора Афон (Mount Athos), Греция

Святая гора Афон – греческий полуостров с горой, возвышающейся на 2033 метра над уровнем моря – место сакраментальное для всех православных верующих. Здесь находится второй удел Пресвятой Богородицы – земля, находящаяся под её особым покровительством настолько, что на ней в будущем можно будет спастись даже от самого Антихриста. Посетить Афон могут только мужчины, женщинам доступ туда запрещён уже много веков. Сегодня на Святой горе располагается 20 монастырей, объединённых в единый административный центр, подчиняющийся ещё с начала XIV века Константинопольскому патриарху.

Монастырь святого Иоанна Рильского – один из самых крупных православных мужских монастырей в . Расположенный в ста пятнадцати километрах к югу от столицы страны, он уже несколько десятков лет внесён в . Рильский монастырь был основан в первой трети X века в память об отшельнике Иване Рильском, впоследствии получившем статус святого. С архитектурной точки зрения Rila Monastery представляет собой изумительной красоты церковь, увенчанную пятью куполами и разукрашенную фресками работы известных художников. В монастыре хранится икона Девы Марии, датируемая XII веком, и сердце царя Бориса III.

8. Монастырь Святой Екатерины (Saint Catherine’s Monastery), Египет

Основанный в Египте в IV веке нашей эры, монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних среди постоянно действующий церковных общин мира. Его первоначальное название – монастырь Неопалимой Купины — было заменено на текущее после обретения монахами в середине VI века мощей св. Екатерины. В тот же период было выстроено и укреплённое здание самого монастыря. Монастырь Святой Екатерины относится к числу православных. Преимущественно его населяют греки. Монастырь за многие века ни разу не разорялся и смог скопить огромное количество религиозных и культурных сокровищ – икон, книг и т.п.

9. Монастырь Эскориал (El Escorial), Испания

Уникальный монастырь-дворец Эскориал нередко называют восьмым чудом света. Испанский король Филипп II создал его в XVI веке в качестве династического пантеона, сочетающего в себе королевскую резиденцию с религиозными строениями. Выполненный из светлого песчаника монастырь Эскориал имеет вид квадратной решётки, гордо возвышающейся на фоне свежей зелени. Дворцовые покои хранят в себе неисчислимые сокровища, собранные под сенью двух музеев. К их числу относятся древнейшие рукописи и книги, а также картины известных испанских и нидерландских художников – Босха, Ван Дейка и других. В усыпальнице монастыря покоятся все короли и королевы Испании.

Греческие монастыри Метеоры, расположенные в горах Фессалии, представляют собой уникальный архитектурный комплекс из шести действующих православных общин (четырёх мужских и двух женских). Отличительной особенностью Метеоров является их устройство на высоких (до 600 метров над уровнем моря) скалах, бывших 60 миллионов лет назад дном древнего моря. Первые отшельники обосновались в этих местах задолго до основания в XI веке Преображенского скита. Расцвет Метеоров пришёлся на XVI век, во время которого на территории гор действовало более двадцати монастырей.

Сегодня мы расскажем о самых известных монастырях России.

31 декабря 1955 года небольшой городок Куйбышев сотрясло странное известие: девушка застыла с иконой в руках прямо во время танца. Это сообщение стало угрожающей волной раскатываться по атеистическому СССР, вызывая волну смятения и паники. Стояние Зои стало самым известным и обсуждаемым православным чудом. Окаменевшая девушка простояла до самой Пасхи, а чем было вызвано ее необычное состояние, ученые не смогли объяснить по сей день.

Ныне в российских монастырях чудеса случаются ежегодно. Многие из них не получают огласки уже потому, что становятся значимым событием для одного человека и его семьи. Прикосновение к источающим миру иконам и мощам святых даруют исцеление больным, избавляют от зависимостей и способствуют зачатию ребенка в бездетных семьях.

Именно поэтому и в 21 веке, наполненном высокими технологиями и научными званиями, сотни людей ежегодно отправляются в паломничество в знаменитые монастыри. И они ожидают самого настоящего чуда.

Причины для посещения монастырей

Существуют и другие причины для посещения монастырей. Но они гораздо реже заставляют людей отправляться в путь к обителям, удаленным от городов и сел:

  • Получение благословления и ощущения благодати. Тишина и святость места создают необычайный эффект умиротворения, спокойствия, душевного равновесия.
  • Посвящение своей жизни служению бога. Далеко не все послушники монастырей, прожив в них несколько месяцев, принимают решение о постриге и отказе от мирских забот и утех. Монахи – люди глубоко верующие и морально принимающие аскетичный, уединенный образ жизни.
  • Изучение архитектуры. Многие монастыри и храмы были основаны еще в 16-18 веках, а их строительство велось по проектам знаменитых архитекторов, фрески и иконы писали легендарные художники и богомазы. Некоторые монастыри России внесены в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО.

И наконец, многие люди отправляются на экскурсию в монастырь из праздного любопытства. Ведь жизнь в общинах течет по особым законам, а монахи и монахини вынуждены отказаться от всех мирских забав, которые многим из нас приносят радость.

Выбирая обитель для паломничества или экскурсии, верующие руководствуются самыми разными принципами: в то время как одни желают прикоснуться к чуду, получить исцеление, другие выбирают монастырь исключительно с позиции его исторического значения и красоты храмов. Поэтому каждый человек способен составить собственный список самых значимых и необычных монастырей.

5 самых значимых мужских монастырей в России

Первые мужские пустыни появились на Руси еще во времена крещения. Многие из них уже давно исчезли, другие же, напротив, ведут активную работу сейчас, а главным их достоянием являются древние артефакты и мощи святых.

Соловецкий монастырь или Северный Афон

Храмы и монастыри нередко строились на местах, где людей посещало знамение. Именно так началась и история Соловецкого мужского монастыря. В 1429 году на уединенный остров в Белом море прибыли монахи Савватий и Герман, искавшие тихое место для праведной жизни. Им был явлен белоснежный каменный храм в небесах, что было расценено, как знамение, и уже в 1436 году было начато строительство деревянной церкви.

Возводился и перестраивался монастырь на протяжении нескольких сотен лет: возводились деревянные постройки, позже они заменялись каменными, преображались монашеские кельи и обустраивалась хозяйственная жизнь подвижников. А после военной и советской разрухи с 1970 по 1992 года проводились реставрационные работы.

Ныне в Соловецком монастыре вы сможете посетить:

  • Спасо-Преображенский собор, который является центром духовной жизни обители. На его приделах хранятся легендарные иконы – Тихвинской и Сосновской Богоматери;
  • Небольшую светлую церквушку Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, возведенный в честь основателей монастыря. Это один из немногих храмов Соловецкого архипелага, в котором вы можете увидеть золоченый придел и иконы, искусно написанные мастерами Сергиево-Троицкой лавры. За пределами храма хранятся мощи основателей храма – святых Савватия и Зосима;
  • Никольский собор – храм, возведенный в честь святого, оберегающего моряков и путешественников;
  • Благовещенскую надвратную церковь, символизирующую вход в Царствие небесное.

Совершать паломничество в Соловецкий монастырь рекомендуется в летнее время, потому как путь к нему непрост – это настоящая крепость, расположенная на острове среди Белого моря, большую часть года покрытого глыбами льда. Но, отчаявшиеся находят путь всегда. Ведь в Соловецком монастыре очень часто случаются чудеса исцеления от хронических и даже смертельных заболеваний. Здесь даже ведется книга их учета.

Ныне подвижники обители ведут активную социальную жизнь. Ими написано множество книг, регулярно проводятся занятия для детей по приобщению к вере и обучению ремеслам. Бережно хранятся и древние постройки, в которых некогда располагались больница, тюрьма, школа, и другие помещения, предназначенные для временного пребывания мирских людей при монастыре.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Троицко-Сергиева лавра – крупнейший православный мужской монастырь в России, который по праву считается ее духовным центром. История строительства первых церквей в Сергиевом Посаде связана с именем Сергия Радонежского – именно он и стал первым настоятелем монастыря.

Сегодня пустынь разрослась в целый православный город, при котором работают школа иконописи и Московская духовная академия. На территории лавры работает множество магазинчиков и церковных лавок, трапезные для паломников и даже гостиницы. Здесь вы можете не только прикоснуться к святыням, но и отдохнуть в теньке, попить из святого источника или окунуться в него, отведать блюда традиционной русской кухни.

Ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра внесена в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО, а многие из старинных храмов сейчас принимают прихожан:

  • Свято-Троицкий собор, возведенный в 1422-1423 годах – роскошный памятник византийской архитектуры, увенчанный массивными золотыми куполами. В нем хранятся святыни, ради прикосновения к которым паломники преодолевают сотни и тысячи километров пути:
  • В южном раке храма хранятся мощи и личные вещи Сергия Радонежского. На них возлагают все свои надежды многие страждущие – больные и немощные, мечтающие о детях и обретении душевного спокойствия.
  • Знаменитые чудотворные иконы Спас Нерукотворный, Спас на Престоле, Сергий Радонежский с деянием.
  • Успенская церковь с легендарными голубыми куполами, украшенными золотыми звездами. Построенный в 16-ом веке храм обладает характерными чертами романского стиля – высокие каменные стены устремляются прямо в небо и заканчиваются арочными сводами, украшенными фресками. В Успенской церкви хранятся иконы, написанные в 16-ом веке – «Успение Пресвятой Богородицы» и «Благовещение Святой Богородицы» и мощи Святого Иннокентия Московского.
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов построена столетием раньше. Ныне в ней хранятся мощи Преподобных Грека и Антония, чтимые православными верующими, как святыня.
  • Церковь Преподобного Никона Радонежского, в которой хранятся мощи святого, в честь которого она и была возведена.

Свято-Троицкая Сергиева лавра поражает своим могуществом и великолепным убранством, дарит чувство успокоения и благодати верующим. И никто не помешает вам задержаться здесь подольше и укрыться от мирских забот – для паломников здесь работают гостиницы, в которых можно остановиться, как на сутки, так и на целые месяцы.

А главным преимуществом Троицко-Сергиевой лавры является ее доступность: посетить монастырь вы можете в любое время года. Особенно впечатляющим станет паломничество во время Пасхи, когда прямо из Иерусалима в лавру доставляется благодатный огонь – еще одно христианское чудо.

Высоцкий монастырь

Высоцкий мужской монастырь в городе Серпухове также является одним из самых популярных мест православного паломничества. И привлекает верующих не только доступность посещения и прекрасная архитектура храмов, но и главная святыня обители – икона Неупиваемая чаша. Согласно древнему преданию и рассказам верующих, прикосновение и вознесенная к ней молитва излечивают от пьянства и наркотической зависимости.

В Высоцком монастыре, основанном учеником Сергия Радонежского Афонасием ныне хранятся и другие реликвии, к которым мечтают прикоснуться многие правоверные христиане:

  • Ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы;
  • Чудотворный образ Георгия Победоносца, написанный в 16 веке. По преданию, именно он уберег монастырь от разрушений и нападений разбойников в неблагополучные времена;
  • Более 200 частиц мощей святых, собранных со всего мира – апостолов Луки, Матвея, Фомы, Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, князей Владимира и Александра Невского и многие другие;
  • Частица Древа Животворящего Креста Господня и Гвоздя Распятия Христова;
  • Иконы Николая Чудотворца и Николы Можайского, датируемые 15-ым веком.

Монастырский град с его каменными церквями во многом напоминает военный бастион. Объясняется это его расположением: в 15 веке здесь велись жестокие междоусобные войны, нередко нападали и разбойники. Поэтому долгое время монахи были вынуждены не только молиться за спасение мирских душ, но и заботиться о собственной безопасности.

Валаам: монашеская республика

В России много монастырей, хранящих реликвии православия. Но, если вы мечтаете узнать все о монашеской жизни, уйти от мирских забот и насладиться тем самым чувством благодати, вам необходимо побывать на Валааме. Этот остров расположен в Онежском озере, в 22 по воде километрах от Карелии и обычной, современной жизни.

Население острова Валааам состоит исключительно из монахов и рыбацких семей. А весь распорядок жизни подчинен служению богу.

История Валаамского Спасо-Преображенского монастыря началась не так уж и давно – в 1989 году, когда на берег Никоновской бухты прибыли четыре иеромонаха и два послушника. Мощи святых основателей Валаамского монастыря – Германа и Сергия ныне хранятся в центральном храме острова.

Спасо-Преображенский собор Валаама состоит из двух храмов – верхнего и нижнего, каждый из которых располагает собственными золочеными приделами и иконостасами. Обилие росписи и лепнины в храме искусно имитирует эпоху Ренессанса, создает неизгладимое впечатление на верующих.

Валаамский монастырь – один из самых дружелюбных и гостеприимных в России. Здесь с охотой принимают, как паломников, так и просто любопытствующих туристов. Желающим предоставляется возможность жить в общине и поближе познакомиться с монашеской жизнью до принятия пострига. При этом вам придется принять лишь одно правило: трудиться наравне со всеми и забыть о существовании оплаты за труд.

Для всеобщего комфорта на острове обустроены:

  • Церковный комплекс, где проходят литургии и молитвы;
  • Монашеские кельи – небольшие деревянные домики с аскетичной обстановкой;
  • Гостиничный комплекс для туристов и паломников.

Валаам – уединенный островок цивилизации на лоне самобытной карельской природы, который поможет найти ответ на терзающие вас вопросы, если не в религии, то в глубине собственной души.

Иволгинский дацан

Рассматривая возможности паломничества, не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна, значительная доля жителей которой исповедуют буддизм, ислам и даже язычество. И одним из самых известных монастырей по праву следует считать Иволгинский буддистский дацан в Бурятии.

О произошедшем здесь чуде знают далеко за пределами России, и ежегодно сотни паломников со всего мира устремляются, чтобы увидеть его собственными глазами. Местный Хамбо-лама Даши-Джорджо Итигэлов, 15 июня 1927 года собрал своих учеников, попрощался с ними и оставил завет о том, чтобы его тело навестили через 75 лет. Прочитав молитву-благопожелание для усопшего, он погрузился в нирвану.

Тело ламы было захоронено в кедровом кубе, а завет – забыт. В итоге на поверхность земли тело было поднято лишь в 2002 году. Поражены были все – учитель выглядел точно также, как перед своим уходом из нашего мира. Нетленное тело ныне хранится в храме-дворце имени Хамбо-ламы Итигэлова.

На территории дацана ныне работают еще 10 храмов-дуганов, поражающих своей необычной архитектурой, свойственной больше Китаю и Тибету, нежели России.

В главном дугане Цогчен вы можете покрутить буддистские барабаны и загадать желание, а встретив монаха на территории дацана, задать ему абсолютно любой вопрос и получить глубокомысленный ответ на него. Многие паломники устремляются сюда и с целью посещения жуд-дугана – тантрического храма, в котором можно получить эзотерические знания и поучаствовать в необычных обрядах.

Женские монастыри России

Традиционно на женские монастыри в России всегда возлагались дополнительные обязательства: обучение девочек грамоте и ремеслам, подготовка их к взрослой жизни в обществе, а также создание правильного отношения к семье и материнству у учениц. Многие из современных обителей не отступили от своей миссии и ведут активную социальную жизнь.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь распложен в подмосковном Ступино. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех уголков России, стран СНГ и даже из Европы. Каждый из них приезжает сюда со своей душевной болью в надежде на получение поддержки и заступничества от высших сил. Белопесоцкий женский монастырь бережно хранит чудотворную икону «Утоли мои печали», которой уже более 400 лет.

Согласно преданию, святой образ впервые проявил силу во времена эпидемии холеры: как только икона появилась в пустыни, в окружающих селах люди перестали болеть, десятки из них исцелились от смертельной болезни.

Как и многие монастыри России, Белопесоцкая обитель перенесла разруху и уничтожение иконостасов. Ныне этап реставрации уже завершен и четыре храма принимают паломников во всей своей красе:

  • Собор Святой Троицы – центральный храм монастыря, в котором ежедневно проводятся литургии и чтения святого писания. Иконостас собора выполнен в технике греческой росписи с использованием сусального золота, рамы покрыты червоной позолотой. Как ни странно, такое достояние храм получил еще в 17-ом веке в качестве пожертвования от селян из окружных деревень.
  • Сергиева церковь – величественное здание в стиле раннего классицизма, возведенное в 1804 году на месте старой деревянной церкви с трапезной. Главными его ценностями являются два придела с иконостасами Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца.
  • Иоанновская церковь Белопесоцкой пустыни также построена в классическом стиле, и она больше всех пострадала от наводнений и советской власти. Вплоть до 1989 года в ней размещался стекольный завод. После восстановления храма в 2000-ых годах она стала духовной обителью для послушников и девушек, желающих принять постриг. Здесь хранится древняя икона «Скоропослушница», помогающая принять божью волю и найти свой путь в жизни.
  • Надвратная Никольская церковь, посетить которую обязан всякий, кто входит на территорию монастыря.

На территории женской пустыни сохранились и старинные кельи, колодец с многовековой историей и другие постройки, которые будут интересны ценителям архитектуры.

Сестры ведут активную социальную жизнь – участвуют в проведении городских праздников, в частности, ежегодно являются организаторами дня письменности, обучают детей в воскресной школе слову божьему и ремеслам.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Дивеевский женский монастырь расположился в живописном селе Дивеево, Нижегородской области, на самой границе с Мордовией. Как и многие православные обители, он пережил множество потрясений и лишений, а во времена СССР и вовсе был закрыт, а здания отданы в угоду местной власти.

Возрождение Дивеевской женской пустыни началось в 1989 году с реставрации храмов и возвращения реликвий. Соборы в духе позднего классицизма, привлекают внимание своим величием и необычным для монастырей сочетанием:

  • Троицкий собор с классическими арками окон и белоснежными колоннами, выкрашен в лазурно-мятный цвет;
  • Рядом располагается величественный белоснежный Спасо-Преображенский собор, увенчанный золотыми куполами;
  • Третий храм – Трапезная церковь в честь Александра Невского выполнена в традиционном для классицизма желтом цвете.

Спасо-Преображенский собор и Трапезный храм были возведены в начале 20-го века и сохранили оригинальные фрески мастеров тех времен.

Дивеевскому монастырю были возвращены и его святыни, к которым и сейчас не зарастает народная тропа:

  • Святая Канавка, которая была создана Серафимом Саровским по указу Царицы Небесной, которая явилась и прошла вместе с ним путь по тропе, ставшей основой Канавки. Согласно завету, каждый человек, прошедший путь вдоль Канавки и прочитавший молитву Деве Марии 150 раз, получает прощение всех своих грехов.
  • Икона «Серафимово Умиление», некогда принадлежавшая Серафиму Саровскому. Именно в молитвах перед нею он и покинул этот мир. Считается, что масло из лампадки, стоящей перед иконой, способно исцелить истинно верующего человека от любых недугов.
  • Мощи батюшки Серафима, преподобных Марфы, Елены и Александры.

На территории Дивеевского монастыря действует множество подворий со скитами и кельями, а желающие исцелиться от телесных хворей всегда могут испить воды или искупаться в святых источниках.

Авраамиев Богоявленский монастырь

Богоявленский женский монастырь под Ростовом – не просто православная обитель, а настоящее место силы для эзотериков, последователей языческого культа и просто людей, увлекающихся магическими практиками. Живописная местность, на которой были возведены храмы и кельи, некогда была языческим капищем, центром которого служил идол Велеса, перед которым возносились мольбы и жертвы, проводились тысячи обрядов.

Точная дата свержения идола Святым Авраамием неизвестна, как и время основания здесь монастыря. Предположительно, произошло это событие в середине 14-го века. Первые деревянные церкви, как и языческий идол, не сохранились, а самыми древними постройками монастыря являются каменные церкви – Богоявленский собор, Введенская и надвратная Никольская, постройку их относят в середине 17-го столетия.

Ныне Авраамиев Богоявленский монастырь не ведет светской жизни – это закрытая обитель, расположенная в уединенном месте на берегу Дона. Здесь, вдали от мирских дел можно в полной мере испытать то ощущение благодати и чистоты, о котором так мечтают многие паломники.

Клобуков Никольский монастырь

Клобуков женский монастырь в Тверской области – одна из древнейших женских обителей, сохранившихся и действующих до наших дней. Основана она была в начале 15-го века монахом Макарием Калязинским. Он собственноручно возвел уединенную келью на берегу реки, где предавался молитвам и аскезе. Его же инициативой и было возведение первого из храмов монастыря в честь Николая Миркилийского.

Одна из местных легенд гласит, что архиепископ, столкнувшись с бесом, оседлал его и повелел нести его в Иерусалим. А над Тверской губернией обронил клобук, который и дал название монастырю.

Ныне в обители три каменных храма – Троицкий собор, Алексеевская церковь и надвратная Покровская церковь. Кроме того, сохранились и некоторые постройки 15-17 веков. Наиболее значимой из них является келья батюшки Макария Калязинского, игуменский и сестринский корпусы.

Многие паломники приезжают в монастырь, чтобы соприкоснуться с истинными православными святынями:

  • В храме хранятся мощи святой Анны Кашинской;
  • Более 200 частиц мощей святых, доставленных в монастырь со всего света;
  • «Одигирия» — икона Богородицы, созданная Андреем Рублевым в технике художественной резьбы;
  • Десятки старинных икон, датируемых 15-17 веками.

Ныне сестры монастыря продолжают благое дело Святой княгини Анны Кашинской, помогая людям обрести истинную веру и свой путь. При обители работает златошвейная мастерская, создаются уникальные вещи ручной работы. А главное, сюда можно приехать ни на один день – в монастыре можно остаться жить среди сестер столько, сколько вам потребуется.

Петропавловский монастырь в Хабаровском крае

Петропавловский женский монастырь в Хабаровском крае – один из самых молодых в России. Указ о его основании был дан Святейшим Синодом еще в 1905 году, но по ряду причин строительство было остановлено. И спустя почти 100 лет, в 2003 году оно было возобновлено на пожертвования жителей города.

Ныне он состоит из двух построек:

  • Каменного храма Петра и Павла, возведенного по прототипам церквей Константинополя 12 века – более 28 метров в высоту, с полукруглыми сводами арок и крупным куполом на ротонде;
  • Сестринский корпус, в котором проживают монахини, послушницы монастыря и просто обездоленные девушки, нашедшие здесь опеку и заботу.

Расположена обитель всего в 60 км от Хабаровска и добраться к ней можно в любое время года. Пожалуй, это идеальное место для женщин, желающих отойти от мирской суеты и посвятить свою жизнь служению богу.

Российские монастыри – места, которые вряд ли можно назвать исключительно духовными обителями. Жизнь в них кипит и развивается. Хозяйственные подворья и заводы, больницы и воскресные школы, работавшие при них во все времена, несли людям свет и добро, указывали дорогу к праведной жизни и поиску ее смысла. Многие из пустыней долгое время выполняли и оборонительные функции, несли громадные потери и опустошались. И 21 век стал для них поистине золотой эпохой восстановления и развития.

Фото других монастырей России:

Свято-Димитриевский монастырь

Михайло-Афонская Закубанская пустынь

Богородице-Казанский монастырь — Коробейниковский монастырь


Каменский Богоявленский монастырь


Знаменский монастырь


Иоанно-Кронштадтский монастырь


Ксение-Покровский монастырь


Древнейший монастырь России находится в Муроме. Территория монастыря пока еще напоминает стройплощадку: военная часть не так давно передала монастырь по назначению духовным властям. Казармы и иные здания - все в процессе переделки и адаптации под монастырские нужды. Восстановленный же Спасо-Преображенский собор удивляет обилием старинных икон с необычными сюжетами. Место это на высоком берегу Оки помнит еще святого мученика князя Глеба! Точная дата основания монастыря не известна, но произошло это ранее 1096 года (в том году впервые монастырь упомянут в русских летописях)! Сначала князем Глебом был построен храм во имя Всемилостивейшего Спаса. В 1096 г. в монастыре был погребен сын Владимира Мономаха князь Изяслав, который погиб в междоусобице с муромским князем Олегом ("Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у Святого Спаса"). Старый (глебовский) храм уже не существует - слишком много исторических бурь пронеслось над монастырской землей: в начале ХУП в. он был разграблен поляками и Литвой, во время реформ Петра I потерял большую часть своей собственности. Ныне существующий собор (храм в честь Преображения Господня) построен в 1553-1556 гг. по обету царя Иоанна Грозного, остановившегося в монастыре по пути в Казань.

Беседуем с наместником Спасо-Преображенского Муромского мужского монастыря игуменом Кириллом (Епифановым), благочинным юго-восточного округа Владимирской епархии.

Батюшка, монастырю около тысячи лет, рассказать обо всей его истории невозможно. Хотелось бы узнать о послереволюционной судьбе монастыря.

Важнейшее событие, определившее историю монастыря, - это его разгон в 1918 году. Вообще монастырь был разорен за свою длительную историю несколько раз, начиная с татаро-монгольского нашествия. Но никто не смог разорить его так, как большевистское иго. Тогдашний настоятель епископ Митрофан (Звездинский) был репрессирован, братия была разогнана. Владыку обвинили в поддержке белогвардейского мятежа, хотя этого не было: Церковь была вне политики, а поддерживала семьи репрессированных или уничтоженных дворян и купцов. Монастырь был ликвидирован одним из первых в России, и до 1995 года он был вне служения Церкви. Но, несомненно, таинственно продолжалась Божья служба. Сохранились все храмы, хотя на территории монастыря был сначала (в 20-е гг.) концлагерь, а с начала 1930-х гг. - воинская часть.

- Пишется ли история монастыря?

Очень трудно собирать информацию, так как Муром был закрытым городом, и найти что-то теперь почти невозможно. В 1934 году здесь размещался полк связи особого подчинения Генштабу Вооруженных сил СССР. В 1995 году мы приняли монастырь в руинах, причем казармы, несмотря на финансирование, тоже были в полуразрушенном состоянии. Это парадоксально - по-видимому, Господь готовил воинскую часть к выселению. В 1996 году монастырю исполнилось девятьсот лет. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1096 году. Там он фигурирует как монастырь Спаса-на-Бору в Муроме.

- Какие главные святыни монастыря сейчас?

Святых мощей в монастыре не было. Монастыри в домонгольскую эпоху основывали князья. Наш монастырь основан святым благоверным князем Глебом, сыном святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси и первого русского святого. Здесь, среди языческого муромского племени он построил первый христианский храм Спаса Всемилостивого. Это был первый православный храм в Северо-Восточной Руси. На месте его княжеского дворища (то есть замка) и был основан этот монастырь. Впоследствии эта обитель стала миссионерским центром. А великая святыня нашего монастыря сегодня - это икона Божией Матери "Скоропослушница". Привезена эта икона со святой горы Афон настоятелем нашего монастыря архимандритом Антонием (Ильиновым) в 1878 г. Когда он пришел настоятельствовать в этот монастырь, обитель была в разоренном состоянии, и всё упование свое он возложил на Матерь Божию. Сам съездил на Афон, привез эту икону, и образ "Скоропослушницы" тут же начал чудотворить. И чудотворит до сих пор.

- Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, хотя бы о нескольких таких случаях.

Она являлась, например, купцам и говорила: "Устрой меня - и я устрою твои дела". Купцы обустраивали храм, реставрировали его, делали богатые вклады - и Матерь Божия помогала им в их купеческих делах. А сегодня чудесам от этой иконы просто нет числа... Вот лишь несколько примеров. Был случай: пропал солдат в Чечне. Родители приходят и спрашивают, как за него молиться: о здравии или упокоении? Мы говорим: "Не молитесь как о мертвом, молитесь как о живом". Они заказывают сорокоуст о здравии солдата, молятся. Потом приходит сообщение, что опознано его тело, погиб в бою. Совет ветеранов Чечни уже помог вырыть могилу, но в тот момент, когда ждали оцинкованный гроб, - он, живой и здоровый, вернулся из плена. Еще пример. Недавно пришло письмо из Сибири. В наш монастырь люди заказывали молебны "Скоропослушнице" о здравии человека, который уже три года как парализован, даже не разговаривал. Мы отслужили молебны и послали в Сибирь маленькую копию нашей иконы. И вот в письме - признание: как только больной прикоснулся к нашей иконочке, сразу исцелился, и первые его слова были: "Мама Мария". Мы благодарим Бога и Царицу Небесную за все эти чудеса, которые происходят во благо людям. Когда мы служим молебны Божией Матери, народу бывает в монастыре больше, чем в великие праздники. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Люди плачут, люди стоят на коленях, люди имеют отклик от самой Царицы Небесной.

- А сколько сейчас в самом древнем монастыре России братии?

- В нашем монастыре никогда не было особенно много монахов, даже до революции. Он был административным центром, его настоятелем всегда был епископ Муромский. Монастырь жил по Афонскому уставу. И тогда по штату было всего десять иноков. И сейчас столько же. Но у нас очень большая миссионерская служба, причем к этой работе мы привлекаем и прихожан. Кроме того, у нас есть еще особый род насельников, проживающих в нашем Доме милосердия. Мы отвели отдельный корпус для тех людей, которые именуются "бомжами". Их особенно много зимой. Это те люди, которые приходят из мест лишения свободы, без документов, это люди, которые никому не нужны. У нас они задерживаются, естественно, ненадолго. Мы им помогаем получить паспорта и пройти первичную социальную реабилитацию. Лечим их от чесотки, диагностируем туберкулез и прочие тяжелые болезни. Это тяжелая миссия, но вполне наша, монастырская. Мы не должны терять этих людей. У нас очень много бывает паломников. До 60 человек в день мы оставляем в монастыре на ночлег. А сколько приезжают без ночлега! Так что каждый день исповедники, причастники -работы очень много.

- В монастыре явно ощутима благодать Божия.

Да, представьте себе - даже в наших руинах она так чувствуется. Мы уже освятили три храма в монастыре, главный из которых - Спасо-Преображенский собор. Еще есть храм Покрова Пресвятой Богородицы и в настоятельском корпусе над трапезной храм свт.Василия Рязанского. Интересно, что уже перед самым нашим возвращением в монастырь, восемь лет назад, были такие случаи, что солдаты в ужасе выбегали из казарм, так как бывали явления схимников, уже начавших духовную помощь нам в деле возвращения монастыря. Заходит ночью солдат в каптерку и видит: схимник стоит с крестом. Так что военные власти были уже просто вынуждены покинуть монастырь. Ведь на этой монастырской земле молитва схимническая возносится уже тысячу (!) лет. Это даже трудно представить. Земля святая, благодатная. Здесь же в 1812 году побывали и две московские Православные святыни: во время нашествия Наполеона сюда были привезены чудотворные иконы Владимирской Божией Матери (сейчас эта святыня находится в Третьяковской галерее) и Иверской Божией Матери. В нашем монастыре проводил службу в чине Владимирского епископа святитель Феофан Затворник. В монастыре до сих пор хранится текст сказанной им проповеди. Бывал здесь и святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, но еще в чине иеромонаха, сразу после репрессий СМЕРШа. Служил год с небольшим в 1945-1946 гг. в единственном действующем храме Мурома.

- А каким образом монастырь связан с именем царя Иоанна Грозного?

Во время своего похода на Казань царь Иоанн поставил свой шатер прямо около монастыря. Из этого шатра он наблюдал за переправой своих войск через Оку. Он молился в монастыре и дал обет Богу: в случае удачного похода поставить в монастыре собор. Спасо-Преображенский собор - это и есть собор Иоанна Грозного.

- Ваши принципы духовного устроения монастыря.

Самый главный принцип заложен в Евангелии. Это принцип любви.
Мельник Владимир Иванович , доктор филологических наук, профессор, Муром - Москва



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ