Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Древние греки по-своему справедливо считали, что учить человека, гражданина демократического полиса, с младых ногтей нужно лишь счету, письму, чтению, музыке и физической культуре. Остальное, если возникнет желание и интерес, каждый сможет добрать сам, в процессе систематического обучения или самостоятельно образовываясь.

К этой первой «пятерке» предметов, преподаваемых почти повсеместно, затем, усилиями мудрецов-софистов, и добавилась риторика. Почему именно в ней именно тогда возникла острая необходимость?

Дело в том, что демократия была для жителей Эллады еще в новинку, многому приходилось учиться путем проб и ошибок. Например, власть выбирали сами граждане – из числа тех, кому доверяли и кого хорошо знали. Происходило это во время агоры, народного собрания. Избранным во власть считался тот, за кого поднимался «лес» рук или за кого раздастся больше громких голосов. Ну, и, конечно, тот, кто сумел бы склонить присутствующих на свою сторону аргументами, доводами, поведением, внешним видом и др. Таковы были прямая демократия и площадная риторика. Уже тогда требовалось уметь занимать позицию и свободно её отстаивать, спорить с оппонентами, использовать в споре как доводы, так и уловки. Софисты и стали первыми учителями риторики. Благодаря их деятельности риторика сделалась школьной дисциплиной.

В средние века она стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, голословно.

Как обстоят дела с риторикой в наше время? Кое-где она преподается, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми – тяжелой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … что бы вы думали? Страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это еще как сказать…

Вспомните-ка каждый себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твое имя? Даже когда был готов и уверен в себе – все равно начинались волнение, а то и паника. Идешь к доске – и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять – несешь свой крест на Голгофу. Так что страхи были, и еще какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как ораторского искусства – обретение уверенности в себе. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них нет навыка связной, красивой речи – всех тех навыков, которым и учит риторика. А когда кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории – почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше сложится мировоззрение, система наших взглядов – тем лучше для нас! Да будет ясной голова!

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить, с треском провалитесь? Уволят? Может быть. Но вы не погибнете. Потеряете самоуважение в глазах близких? Да они-то вас знают, как облупленного, знают, как вы можете выступить на самом деле, и постараются скорее забыть эту досадную неудачу. Низко упадете в собственных глазах? Вот это точно ни к чему! Любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации – от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нас наставляют на путь истинный, ориентируют в нужном направлении – причем, делая это не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдется. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения – вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьешься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемежку со злостью и завистью на окружающий мир – мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен – величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости – физические и духовные – и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться!

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать кайф от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться – себе и людям. Так уж многих учили в свое время – стыдно это, недостойно советского гражданина – думать о себе, отрываться от коллектива, устраняться от строительства социализма и коммунизма. Это сейчас наши мозги понемножку приходят в норму. Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного , особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, тебе буквально смотрят в рот, жадно ловят каждое твое слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой – дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации еще нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках!

В-четвертых, сила слова многократно возрастает, когда это слово – публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший , а по совместительству – психолог или педагог, воспитатель или бизнес-тренер – находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, о возвышении над другими, слово – тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками – но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далекой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Ленин и Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы». А слово – это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьез и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Павел Николаевич Малофеев

Введение

Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

Зачем нужна Риторика

Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

  • 1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
    • -овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);
    • -овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.
  • 2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
    • -обучение ознакомительному и изучающему чтению;
    • -обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;
    • -обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;
    • -овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

  • 3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
  • 4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Сегодня на первом месте гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли. В современном понимании, риторика – это дисциплина, изучающая способы создания целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Предмет риторики – мыслеречевое действие.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Зарождение риторики как научной дисциплины, происходит в древней Греции еще в пятом веке до нашей эры. В силу становления рабовладельческой демократии, искусство убедительного слова приобрело большой спрос в обществе. Любой представитель полиса (города) мог обучиться ораторскому мастерству у преподавателей риторики – софистов (мудрецов).

Обладая всеми навыками красноречия, софисты обучали подопечных посредством практических занятий. На жарких дискуссиях и последующих анализах выступлений, мастера слова готовили учеников к профессиям судебных защитников, обвинителей, риторов. Софисты преподавали искусство украшения слова, создание убедительных речей. Они утверждали, что искусство речи не в поиске истины, а в доказательстве правоты оратора.

Риторика понималась софистами как наука убеждения, цель которой победа над противником. Это послужило последующим негативным окрасом значения слова «софизм». Если вначале оно понималось как «умение, мастерство, мудрость», теперь же «уловка, выдумка».

Известные философы-софисты:

  • Протагор (485–410 гг. до н. э.)

Считается основателем искусства дискуссии. Автор тезиса: «Человек – это мера всех вещей».

  • Горгий (483–375 гг. до н. э.)

Ораторского дела мастер, первый преподаватель риторики в Афинах. Основоположник применения в риторике троп и фигур речи. Наследие: «Похвала Елене», «Защита Паламеда».

  • Лисий (445–380 гг. до н. э.)

Отец искусства судебного слова. Его речи выделялись ясностью и краткостью, до наших дней их сохранилось 34, среди которых: «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» и «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Эратосфен был одним из тридцати тиранов, виновных в гибели брата Лисия после захвата Афин Спартой.

  • Исократ (436–338 гг. до н. э.)

Один из учеников Горгия, основатель литературной риторики. Речи его выделялись простотой, понятностью слога для всех афинян. Самыми известными изречениями являются: «Панегирик» и «Панафинейская» речь. Понимание Исократа зачем нужна риторика отражается в высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага». Ему также принадлежит выражение: «Ученость - это сладкий плод горького корня».

Софисты превозносили искусство слова над истиной. Диалектика понималась как состязание ради победы. Поиск правды представлялся бессмысленным, потому что таковой, по мнению софистов, не существовало.

Учение Сократа заставляет взглянуть на риторику по-новому. Поиск истины и обретение добродетели становятся главными задачами. Своими диалогами, названными «сократовской иронией», философ подводил собеседника к познанию самого себя. Он учил глубокомыслию, нравственности. Трудов Сократ не писал, но работы его учеников, таких как Платон и Ксенофонт, передают изречения мыслителя. Например: «Никто не желает зла», «Добродетель – это знание».

Платон в 380-х гг. до н. э. основал Академию, в которой преподавались астрономия, философия, математика, геометрия, а также техники развивающие духовные качества человека. Его учение призывало отказаться от страстей, ради очищения разума для знаний. Наукам обучались диалектическим методом, развивался индивидуализм.

Риторический идеал Платона отражен в высказывании: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо». Подразумевалась четкая структура речи, соотношение общего с частным. Особенно ценилась философом ясность речи и истинность.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. В Академии он провел 20 лет, позднее основал Ликей (по названию храма Аполлона Ликейского), в котором преподавал лично философию и риторику. Своим трактатом «Риторика» Аристотель выделил искусство слова среди прочих наук, определил принципы построения речи и способы доказательства. Именно Аристотель считается основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме свой вклад в развитие риторики внес политик, философ и великий оратор Марк Туллий Цицерон. В труде «Брут или о знаменитых ораторах» Цицерон передал историю риторики в именах известных ораторов. Трактат «Об ораторе» формирует образ достойного ритора, объединяющего познания в истории, философии и праве. Произведение «Оратор» посвящено стилям и ритму красноречия. Марк Туллий выделял риторику среди прочих наук, называя её самой сложной. В его понимании предмет риторики таков – оратор должен владеть глубокими познаниями во всех сферах, чтобы суметь поддержать любой диалог.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов.
Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.

Риторика изучает способы и методы речи, которые наиболее эффективно доносят мысль до слушателей и рождают желание делать и действовать. Польза риторики очевидна, она известна со времен Древней Греции.

Риторика – это наука, а значит, по определению своему не может быть бесполезной, так как направлена любая наука на выработку и систематизацию знаний о действительности. Стало быть, и риторика занимается тем самым «производством» знаний, а значит, является общественно полезным делом. Другой вопрос – кому нужны эти знания?

Риторика - ораторское мастрество

Первый ответ, который напрашивается сам собою – риторика необходима людям определённых профессий. В первую очередь тех, где ценится То есть педагогам, журналистам, адвокатам, психологам, работникам торговли и многим другим. Продолжать этот список можно долго, но суть сводится к одному: человек, работающий с людьми, как бы это ни было банально, должен уметь с ними разговаривать – красиво, грамотно, увлекательно. Именно в той науке, о значимости которой мы говорим, обобщены многие знания. Они помогают человеку научиться выступать публично, создавать речи для подобных выступлений, убеждать свою аудиторию в том или ином мнении, доносить факты, побуждать слушателей или зрителей к действиям.

Конечно, могут возразить, мол, зачем рядовому сварщику или, например, водителю трамвая ораторское искусство? В профессиональной деятельности представители многих профессий могут, конечно, обойтись и без особого красноречия. Однако, в повседневной жизни ораторские навыки могут оказаться весьма кстати.

Искусство говорить хорошо

Согласитесь, практически любому человеку приходилось когда-либо Перед однокурсниками, в большом зрительном зале, со школьной сцены, в центре офисной «курилки» или просто на задворках ближайшего двора перед сверстниками… Да что там говорить, в любой компании всегда находится умелец «травить байки», которого по праву считают душой компании за умение красиво, увлечённо, грамотно, артистично излагать свои мысли. Таких людей уважают, они заведомо пользуются авторитетом в своём кругу. Стало быть, те, у кого «подвешен язычок», зачастую, становятся любимы обществом! Речь идёт не о «любителях потрындеть», а о тех, кто действительно делает это с умом, воплощая перед слушателями свой талант по созданию и произнесению развлекательных речей, ритуальных, информационных и т.д.

Обучение правильной речи начинается с самого детства, когда родители, воспитатели, окружение учат ребёнка произносить слова, формировать предложения из них… Именно это обучение говорению в раннем возрасте можно считать начальным этапом риторики.

У одних ораторский дар – природный, другим же приходится преодолеть непростой путь, прежде чем они . И именно риторика призвана помочь им в этом. Освоив риторические приёмы человек, может научиться держаться уверенно перед публикой, говорить аргументировано и грамотно. Эти навыки не только украшают имидж человека, но и повышают его социальный статус в глазах других людей. Красноречие считается признаком образованности, интеллигентности в какой-то степени.

О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, мы слышим с детства. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать.

Наука риторика

Риторика - это искусство правильно и красиво выражать свои мысли. Она близка к ораторскому искусству с той разницей, что последнее призвано ещё и убедить человека в чём-либо, доказать правильность своих мыслей. Попросту говоря, красивая речь, приходящая с изучением риторики, нужна каждому человеку, а ораторское искусство - только тем, кому действительно важно показывать людям, насколько верна его точка зрения. Это могут быть как менеджеры продаж, так и успешные политики. Другое дело, что их успешность зависит как раз-таки от умения достигать поставленных целей, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с талантом убеждения.

«Ненужные» знания и умения

У любой идеи всегда найдутся как приверженцы, так и люди, утверждающие, что им она не нужна. И красивая речь не является исключением. Причём совсем не обязательно приводить в пример дворников и уборщиц, как это любят делать преподаватели. Многие из этих людей просто оказались в сложном положении. Есть совсем другие случаи:

Художнику не нужен такой предмет, как химия;

Поэту не нужна математика и физика;

Астроному ни к чему пение.

Кому не нужна риторика?

Но с риторикой иначе. Если физика, химия и многое другое навязываются нам в обязательном порядке, то красивая речь вовсе не считается важным умением. Можно сказать, что ученикам в школе красочно расписывают преимущества ораторского искусства, но вскользь. И при этом не дают никакой информации о том, где и как ему научиться. А простое чтение книг, как можно заметить, не даёт сногсшибательного результата. Возможно, искусство говорить правильно и убедительно не нужно леснику, плотнику, космонавту. Но вопрос здесь не в нужности, а в другом. Важны приоритеты: хотите ли вы выглядеть на порядок культурнее, умнее, образованнее в глазах других людей? Хотите ли производить положительное впечатление, завоёвывать уважение одним своим голосом? Заманчиво? Именно ради таких перспектив стоит найти время на обучение.

Чему научит риторика?

Если вы решите сделать красивые речи нормой своего общения, отправляйтесь на курсы риторики. Либо приобретите хорошие учебники и занимайтесь самостоятельно. Какой бы способ ни был выбран, при добросовестном отношении к обучению вы научитесь:

  • произносить слова чётко;
  • удерживать внимание собеседника;
  • выступать перед публикой и быть уверенным в себе;
  • говорить ярко и убедительно;
  • излагать мысли грамотно;
  • следить, чтобы дыхание во время выступлений не срывалось.

Где применить новые умения?

И всё-таки человеку, которому после обучения подвластна техника красивой речи, хочется не просто чувствовать себя увереннее, но где-то применить навыки. Здесь вы можете выбрать какую-либо область, где умение говорить - главный ключ к успеху. Это может быть политика, если она вам не чужда. Кроме того, вы наверняка научитесь продавать, сами того не подозревая. Вакансии продавцов-консультантов, даже в самых дорогих магазинах, будут открыты. Можно будет стать дистрибьютором крупных компаний, риэлтором, консультантом или диспетчером. Все профессии, где важным моментом является общение с людьми, станут доступны. А воспользоваться этим или нет - ваш личный выбор!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ