Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Которая завоевала признание многих людей, показывая, как порой удивительны повороты судьбы. Мы рассмотрим это произведение с точки зрения читательского интереса и укажем, что же такого особенного оно в себе хранит.

Жанр

Жанровая принадлежность достаточно легка для выявления. Все романы, так же как и эта книга, написаны в жанре научной фантастики, которую очень любит Александр Романович Беляев. «Человек-амфибия» является пиковым произведением, которое рождено этим известным автором. В отличие от других его «детей», этот роман с полной силой показывает любимый им жанр.

"Человек-амфибия". Тематическая направленность

Как и многие произведения Александра Беляева, это пропитано морской тематикой. Наименование романа в полной мере показывает это. Автор с особой красочностью рассказывает о морских глубинах, где бывает главный герой, и не скупится ни на эпитеты, ни на другие тропы, способные во всех красках описать любимую стихию.

Главные герои

В книге "Человек-амфибия" главные герои достаточно жизненно описываются, и автор не скупится на оживление образа каждого из них. Главными героями являются:

  • Ихтиандр - человек-амфибия.
  • Бальтазар, который является одним из рыбаков, собирающих жемчуг, и отцом Ихтиандра.
  • Зурита - капитан корабля и главный ловец жемчуга.
  • Гуттиэре - приемная дочь Бальтазара и самая красивая девушка в округе.
  • Сальватор - безумный гений и опекун человека-амфибии.

Все представленные персонажи играют важную роль в этом произведении. По сравнению с другими романами, где их обычно бывает один или два, в произведении Беляева "Человек-амфибия" главные герои - это все персонажи, которые активно задействованы. Каждый из них сыграл свою роль в этом эпическом романе.

Отметив общую ценность персонажей, рассмотрим каждого в отдельности.

Характеристика героев

Первым стоит отметить Ихтиандра. Герой представлен как умный и добрый, он помогает бедным. Беляев своего героя видит морским Робин Гудом, который, согласно легенде, грабит богатых и отдает бедным. Подобная легенда присутствует и в этом произведении, где, согласно линии повествования, морской дьявол, так именуют Ихтиандра местные рыбаки, разрезает сети состоятельных рыбаков и отдает улов бедным.

Описываемое поведение породило шквал положительных эмоций и получило многочисленные хорошие отзывы. Человек-амфибия стал любимцем как в книжной индустрии, так и в кинематографической.

Юноша представлен честным и, к сожалению, наивным. Это проявляется в искренней вере людям, которые не знакомы и ищут возможность воспользоваться возможностями другого. Представленное описание отлично подходит Зурите. Помимо перечисленных положительных качеств важнейшего героя книги, стоит отметить еще одно, которое сыграло решающую роль во всем романе - это самопожертвование и любовь. "Морской дьявол", согласно сюжету, спасает девушку не только от смерти, но и от бесчестия и насилия со стороны ее поклонников, в итоге попадая в беду и теряя веру в людей. В конце романа Ихтиандр решается уплыть к другу своего приемного отца, чтобы искать там помощь.

Зурита — следующий герой, который заслуживает нашего внимания. Представленный персонаж является негативным. В своей книге Беляев не отступает от существующих традиций, которые подразумевают наличие положительного и в сюжете произведения. Именно этим "злодеем" и становится Зурита - капитан команды собирателей жемчуга. Главной чертой героя является алчность, которая распространяется не только на его деятельность, но и на личные интересы. Главным показателем этой характеристики является желание приобрести как можно больше жемчуга, используя фантастические способности человека-амфибии. Вторым объектом алчности персонажа является девушка Гуттиэре, которая пленяет его своей красотой и которую он похищает из дома.

Гуттиэре - следующая героиня Беляева. Девушка представлена автором красивой и молодой, честной, а главное - умеющей сострадать и переживать. Гуттиэре также считается положительной героиней, ставшей жертвой собственной красоты. Однако, несмотря на перипетии ее судьбы, в конце романа она становится счастливой.

Сальватор - следующий персонаж, о котором стоит упомянуть.

Этого героя книги "Человек-амфибия" автор представил в виде зачинщика всех последующих событий. Благодаря его деятельности появилось то существо, о котором стали ходить легенды, и он стал легендой русской и даже зарубежной классики. Однако, несмотря на столь важную роль, злым гением, дела которого пошли на благо, его представить нельзя. Именно Сальватор дал жизнь умирающему ребенку и помог обрести способности, о которых только стоит мечтать. Сущность этого персонажа заключается в спасении другого и уходе с целью оберегания в течение всей жизни.

Бальтазар - последний герой, о котором стоит упомянуть. Однако он не последнюю роль сыграл в данном произведении. Действительность для этого персонажа проста. Он отец самой красивой девушки (это его приемная дочь) в округе и юноши, которого считал когда-то умершим. Его доброта и любовь к дочери помогают оградить хоть ненадолго девушку от нападок надоедливого поклонника Зуриты. Именно Бальтазар помогает выжить человеку-амфибии и обрести ранее утраченную свободу.

Итак, отметив главных героев описываемого романа, хотим сказать, что в книге "Человек-амфибия" автор пытается показать, насколько может быть сильна привязанность между родителем и его ребенком. Что существует взаимовыручка ради жизни другого или просто ради чистой совести, а также существует, как в любой сказке, добро и зло, где первая сторона побеждает вторую после длительной и порой опасной борьбы.

Сюжет

"Человек-амфибия" - книга, которая завораживает своим сюжетом и указывает на то, что в нашем мире или, скорее, в мире науки, возможны всевозможные чудеса, которые являются результатом эксперимента, проводимого добрым гением.

Говоря о науке и экспериментах, мы имеем в виду Сальватора, который для спасения ребенка вживил ему жабры, чтобы он мог жить под водой. Ихтиандр получал истинное удовольствие от подводной жизни, но на суше ему также приходилось бывать, чтобы хоть немного понимать человеческую суть и, в случае необходимости, найти помощь среди людей.

В книге "Человек-амфибия" тема любви и симпатии между двумя разными по своей природе существами проходит красной нитью. Книга пропитана любовью, состраданием, алчностью и раскаяньем, которое приходит слишком поздно.

Именно сюжет книги повлиял на многочисленные отзывы. "Человек-амфибия" стал одним из любимых романов общества.

Интересные факты о книге "Человек-амфибия"

Согласно одному из источников, не все имена, указанные автором в произведении, являются плодом его фантазий.

Например, имя Сальватора - безумного ученого, создавшего Ихтиандра, - взято из реальности. Сальватором звали профессора, который проводил эксперименты над детьми после получения письменного согласия от их родителей. Дальнейшая судьба реального ученого дала толчок для создания вымышленного персонажа знаменитой книги.

Второй интересный факт касается непосредственно рождения Ихтиандра. В России жил ученый Мышкин, который вживлял животным и детям чужеродные органы. Одним из подопечных стал юноша, перенесший хорошо операцию, но в итоге погибший из-за несовместимости существующих внутренних органов. Реальный юноша стал прототипом вымышленного Ихтиандра, который стал жить во всемирно известном произведении Беляева.

Отзывы. "Человек-амфибия" - книга-бестселлер

Многие, кто читал хотя бы один из романов Александра Романовича Беляева, были в восторге от его творчества. Люди говорят о том, что роман "Человек-амфибия" просто не может оставить равнодушным. Каждый отклик показывает, насколько захватывающие строки рождены русским классиком. Согласно многочисленным отзывам, книга захватывает с первых страниц и не отпускает до конца. Радует, что и подрастающее поколение находит это произведение интересным и актуальным для себя. Ведь тема любви вечна, так говоря отзывы. "Человек-амфибия" - роман, который читают и в других странах, и тоже с огромным удовольствием.

Резюме

В представленной статье мы рассмотрели произведение, которое написал Александр Беляев. "Человек-амфибия" - книга, рассчитанная на любой возраст, завораживает воображение каждого своего читателя. Она вдохновляет на прочтение других произведений Беляева, который очень любит морскую тематику. Об этом говорят их названия: "Остров погибших кораблей", "Над бездной".

Несмотря на то что все представленные произведения получали отличные отзывы, описанный в статье роман больше всего полюбился народу, причем не только в виде книги, но и в виде фильмов.

В заключение хотим дать совет: читайте только хорошую и качественную литературу, ведь любая забытая книга - это брошенный близкий друг.

Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА

Октябрьский учебно-воспитательный комплекс № 1«Школа-гимназия»

Красногвардейского районного совета

Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»

Подготовил

учитель русского языка и литературы

Танашевич Александра Александровна

пгт Октябрьское – 2014

Тема: Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия»

Цель: учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа, развивать аналитическое мышление; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет А. Р. Беляева, выставка книг писателя, роман «Человек-амфибия», иллюстрации к произведению, схема, таблица, словарь литературоведческих терминов.

Тип урока: урок–проблемный вопрос, урок–исследование.

Истинная наука не знает

ни симпатий, ни антипатий:

единственная цель ее - истина.

У. Грове

Природа - это лучшая

и объективнейшая учительница

при решении самых трудных

вопросов науки.

В. В. Докучаев

ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    Что мы знаем об Александре Романовиче Беляеве?

Ответ: Александр Беляев – известный писатель-фантаст, ставший одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Серьезная литературная деятельность Беляева начинается только после переезда в Москву, в 1923 году. В эти годы печатаются его первые научно-фантастические рассказы, а также повести в журналах. Кстати, со временем за писателем закрепилось прозвище «советского Жюля Верна». В период с 1925 по 1930-е гг. выходит целый ряд произведений Беляева, а именно – «Властелин мира», «Человек, потерявший свое лицо», а также «Человек-амфибия». Эти рассказы прославили писателя не только в России, но и за рубежом. Последним романом стал «Ариэль», который был написан в 1941 году. Те произведения, которые Беляев печатал уже после 1930-х годов, выражали различные научные идеи и политические агитки, так как в это время наблюдался жесткий идеологический прессинг, под которым жили литераторы той эпохи.

Интересный факт: рассказы Беляева выпускались не только под своим именем, но и под псевдонимами Немо, А. Ром, А. Романович.

За несколько месяцев до начала войны писатель перенес очередную операцию, поэтому отказался эвакуироваться. В военные годы он проживал в городе Пушкин, в пригороде Ленинграда, который был оккупирован. В 1942 году писатель умер от голода.

Однако обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Мнения относительно смерти писателя разделились. Бытовало мнение, что Беляев не выдержал ужасов оккупации, а некоторые считали, что причина гибели скрыта в его последнем романе.

На Казанском кладбище Царского села установлен памятник фантасту. Однако установлен он не на могиле писателя, а в месте его предполагаемого захоронения. В 1990 году Союз писателей СССР утвердил литературную премию имени Александра Беляева, которой награждаются за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Ответ: «Челове́к-амфи́бия» - роман о человеке, способном жить под водой, написанный в , однако историю о человеке-амфибии пересказывают с древних времен.

Источники сюжета

    Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой.

    Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де ла Ира, напечатанный в петербургской осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу».

Литературовед М. Н. Золотоносов, указавший в 2003 году на эти источники, считает, что непосредственным образцом для Беляева стал роман «Человек-рыба»: он был переработан «по-советски» и получил вместо антисемитского - гуманистическое звучание.

  1. Чем отличается популярный сейчас жанр фэнтези от научно-популярной фантастики?

Словарная работа:

Фэнтези - это сказка, которая в своих фантастических допущениях не требует никаких логических научных обоснований в отличие от фантастики.

Научная фантастика - жанр в , и других видах искусства, одна из разновидностей . Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с , возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность.

Прежде подготовимся к дальнейшей работе!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Давайте вспомним основные моменты содержания романа:

Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем - пересадка органов, в том числе межвидовая. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, приходящим к нему со всей Южной Америки. Индейцы почитают Сальватора как бога - он лечит болезни и травмы, которые считаются безнадёжными. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть - его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Но чтобы выжить, он должен постоянно соблюдать режим - часть времени проводить в воде, часть - на воздухе, иначе его состояние резко ухудшится. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется - человек-рыба.

Действие книги начинается спустя много лет, когда Ихтиандр уже вырос. Он живёт у Сальватора, плавает в океане, куда выбирается подводным туннелем, ведущим от виллы Сальватора. Человек-рыба не остаётся незамеченным - то он разрежет рыбацкие сети, то его заметят рыбаки или ловцы жемчуга, когда он плавает на дельфине и трубит в раковину. По побережью уже ходят слухи о «морском дьяволе», живущем в океане. Ловцы жемчуга боятся нырять, рыбаки - выходить на промысел. Капитан Педро Зурита, промышляющий ловлей жемчуга, раздражён слухами, идущими ему в убыток, но быстро понимает, что за слухами кроется что-то реальное. Он решает, что «морской дьявол» - это разумное животное, которое неплохо было бы поймать и использовать. Попытки поймать «дьявола» сетями не удаются. Зурита узнает от Бальтазара, что вход в логово "морского дьявола" ведет к вилле доктора Сальватора. Педро Зурита решает проникнуть в его владения, но попытка не удается. Тогда, под видом деда больной индейской девочки в поместье приходит Кристо - агент Зуриты. Он входит в доверие к Сальватору и со временем узнаёт об Ихтиандре.

Ихтиандр спасает тонущую в море девушку - Гуттиэре, приёмную дочь Бальтазара, одного из подручных Зуриты. Оказавшийся поблизости на берегу Зурита находит Гуттиэре и уверяет девушку, что это он её спас. Поражённый красотой Гуттиэре, Ихтиандр хочет увидеть её снова, но он совершенно не знает жизни на берегу. С помощью Кристо он совершает несколько выходов в город, находит девушку, встречается с ней. У Гуттиэре есть возлюбленный по имени Ольсен, но она испытывает симпатию к странному юноше. Но в конце концов Зурита, более богатый и могущественный, берёт Гуттиэре в жёны и увозит в своё поместье. Ихтиандр, узнав о случившемся от Ольсена, отправляется за девушкой, но в результате сам попадает к Зурите. Его сначала принуждают добывать жемчуг, приковав на длинную цепь, а потом отправляют, якобы по просьбе Гуттиэре, собрать ценности с недавно затонувшего корабля. Гуттиэре удаётся крикнуть Ихтиандру, что Зурита лжёт и что ему надо спасаться. Ихтиандр бежит.

Кристо сообщает Бальтазару о своём предположении, что Ихтиандр - сын Бальтазара, которого много лет назад отнесли на лечение к Сальватору. Этого мнения он приходит из-за увиденного на Ихтиандре родимого пятна - точно такое же было у ребенка Бальтазара, когда он его относил к Сальватору. Бальтазар хочет добиться, чтобы ему вернули сына, и подаёт жалобу прокурору. Одновременно к прокурору обращается и Зурита. Местный епископ также выступает против Сальватора, обвиняя его в богохульных опытах. Полиция берёт Сальватора и Ихтиандра под стражу.

К этому моменту из-за слишком частого пребывания на суше состояние Ихтиандра ухудшается. Легкие у него атрофируются. Отныне он должен почти всё время проводить в воде.

В суде Сальватор рассказывает историю Ихтиандра. Его приговаривают к тюремному заключению, а на Ихтиандра, признанного, из-за незнакомства с реалиями жизни, недееспособным, получает права опекунства Зурита. По настоянию епископа Ихтиандра решают убить, отравив . Сальватор - светило науки, очень богатый человек, поэтому несправедливого правосудия он не боится. Он знает, что срок его заключения будет недолгим, и он скоро окажется на свободе. Благодаря помощи смотрителя тюрьмы, жене которого Сальватор незадолго до этого спас жизнь, и Ольсена Ихтиандру организуют побег. Сальватор направляет его к своему другу-ученому на далекий остров. Ихтиандр берет Лидинга, они уплывают.

Гуттиэре, на которую Зурита посмел поднять руку, разводится с ним и выходит замуж за Ольсена. Они уезжают в . Профессор, отбыв тюремное заключение, возвращается к научной работе. Кристо продолжает служить у него. Бальтазар сходит с ума и становится нищим из-за пропажи сына.

    МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель: Наравне с другими произведениями Беляева в книге анализируется возможность физического выживания в экстремальных условиях, а также моральная сторона научных экспериментов. Наша задача сегодня будет состоять в следующем – выйти за рамки общепринятого понимания и провести небольшое исследование: содержит ли роман Беляева скрытые символы и что эти символы могут обозначать.

Словарная работа:

СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

    ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Учитель: Итак, для того, чтобы выявить скрытые символы в романе, нам необходимо вспомнить, что произведение насыщено персонажами главных и второстепенных ролей.

    Проблемный вопрос : какова же значимость каждого из персонажей романа Беляева? Что символизируют персонажи?

Но сначала!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вспомним всех персонажей романа.

    Ихтиандр - человек-амфибия

    Бальтазар - индеец, в молодости - ловец жемчуга; возможно, отец Ихтиандра

    Педро Зурита - владелец шхуны «Медуза»

    Сальватор - доктор, хирург и великий ученый

    Джим - негр, слуга Сальватора

    Кристо - брат Бальтазара, старше его на 10 лет

    Гуттиэре - приёмная дочь Бальтазара

    Ольсен - рабочий на фабрике

    Долорес - мать Педро Зурита

    Дон Флорес де Ларра - ходатай по судебным делам

    Аугусто де - прокурор

    Хуан де Гарсилассо - епископ

    Шейн - профессор, эксперт суда

    Смотритель тюрьмы

    Арман Вильбуа - океанограф, друг Сальватора

    Лиддинг - дельфин, подводный друг Ихтиандра

    Давайте попробуем с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков определить, что же в их лице автор пытается нам показать.

Работа с текстом


Учитель: Исходя из информации, данной об Ихтиандре, какой вывод мы можем сделать – что или кого символизирует человек-амфибия?

Ответ: Ихтиандр чист душой, его помыслы и действия искренни. Юноша впитывает то, чему учит его окружающий мир, воспринимает те знания, которые ему дают. Он умен и любознателен, как любой ребенок, но в то же время лишен умения ориентироваться в обществе, человеческие чувства – первые, искренние – его поглощают, он не умеет с ними справляться. Ихтиандр представляет собой подобие ребенка, дитя создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него. Юноша – результат деятельности и замыслов тех, кто извлекает выгоду из его детского, неиспорченного характера и особых способностей.


Учитель: Какой же вывод можно сделать о Бальтазаре? Что собой представляет этот человек?

Ответ: Бальтазар – человек, воспитанный условиями, в которых ему необходимо было выжить: «Не достанешь - выпорет линем или плетью и бросит в воду, как собачонку. Били нас нещадно. Не многие выдержали. Но я стал первым ловцом во всем округе. Хорошо зарабатывал… Ему, бродяге, искателю жемчуга, этот запах напоминал о радостях привольной жизни и волнующих опасностях моря». Он потерял семью: жена умерла при родах, умер (как ему сказали) и сын. Бальтазар хорошо относился к приемной дочери, не принуждал выходить замуж за Зуриту. Когда узнал, что его сын, возможно, жив, то захотел спасти своего ребенка. После того, как его замысел провалился, мужчина сошел с ума и лишился всего, что у него было.

Таким образом, можно сделать вывод, что Бальтазар – обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств.


Учитель: Какое впечатление на вас произвел Зурита?

Ответ: Педро Зурита – представитель категории людей, подверженных порокам, людей, которые любой ценой достигают своей цели, при этом для них не имеет ценности человеческая жизнь, они способны причинить боль «любимым» людям, использовать их в своих целях.


Учитель: Итак, кто же такой Сальватор – спаситель или злодей, гений или безумец?

Ответ: Сальватор – ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества. Он не злодей, потому что спасает жизни бедных индейцев, но и не совершенный благодетель, потому что проводит эксперименты над живыми существами, включая людей. Нельзя его назвать безумцем, потому что он осознанно совершает свои опыты для высшей цели – помочь человечеству. Его операции гениальны. Сальватор любит свои создания, любит Ихтиандра как сына, но все же занят наукой больше, чем воспитанием в юноше чувств и способностей жить в обществе. Сальватор не бежит от ответственности, он готов принять наказание, понимая, что все равно стоит выше всех, кто его судит. Выше потому, что для него открыты все законы, которые его не страшат, в отличие от остальных «обывателей».

    Гуттиэре : «Девушка была известна красотой далеко за пределами Нового порта. Но она была застенчива и своенравна. Чаще всего она говорила певучим, но твердым голосом: "Нет!"

Учитель : Многое ли мы можем узнать о Гуттиэре из текста? Что собой представляет девушка?

Ответ: Красота Гуттиэре поражает Ихтиандра, ее прямолинейность и доброта вызывают у юноши первое чувство любви. Своенравие девушки приводит к необратимым ситуациям: скрытность и тайны – к тому, что Ихтиандр бросается со скалы, девушка называет Ихтиандра «бедный мальчик», отмечая в нем неиспорченность и чистоту, но в то же время – девушка не ценит чувства юноши по отношению к ней, любовь, которую она олицетворяет, приводит Ихтиандра практически к гибели. Любовь к Гуттиэре – это чувство, обладающее разрушающей силой.

    Епископ Хуан де Гарсилассо : «А ваш Сальватор полагает, что нужно что-то исправлять, переделывать, уродовать, что люди должны быть земноводными существами, - и вы тоже находите все это остроумным и целесообразным. Разве это не хула бога? Не святотатство? Не кощунство? Или гражданские законы уже не карают у нас религиозных преступлений? Что будет, если вслед за вами все станут повторять: «Да, человек плохо сотворен богом. Надо отдать человека в переделку доктору Сальватору»? Разве это не чудовищный подрыв религии?.. Бог находил все, что создал, хорошим, - все свои творения. А Сальватор начинает переставлять животным головы, менять шкуры, создавать воистину богомерзкие чудовища, словно издеваясь над создателем. И вы затрудняетесь найти в действиях Сальватора состав преступления!.. Ведь это существо не имеет даже христианского имени, ибо Ихтиандр по-гречески значит не что иное, как человек-рыба. Даже если Ихтиандр сам не виновен, если он является только жертвой, то он все же является богопротивным, кощунственным созданием. Самым своим существованием он может смущать мысли, наводить на грешные размышления, искушать единых от малых сил, колебать слабоверных. Ихтиандр не должен существовать! Лучше всего, если бы господь призвал его к себе, если бы этот несчастный юноша умер от несовершенства своей изуродованной природы, - епископ многозначительно посмотрел на прокурора. - Во всяком случае, он должен быть обвинен, изъят, лишен свободы. Безбожник Сальватор и омерзительное детище его рук Ихтиандр - дерзкий вызов церкви, богу, небу! И церковь не сложит оружия, пока они не будут уничтожены.

Учитель : Что мы можем сказать о представителе церкви, веры?


Ответ: Мы знаем, что еще в период Средневековья чрезвычайно важной особенностью культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом. В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт – церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества. Можно сделать вывод, что епископ Хуан де Гарсилассо – представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».

    Давайте попробуем прийти к единому выводу – что является главным фактором, заставляющим человека оставаться на том же уровне?

Ответ: Страх.

Учитель: Страх перед новым, неизведанным всегда заставлял людей оставаться на той ступени развития, которой они достигли. Мы можем сделать еще один вывод – епископу был выгоден страх общества перед опытами доктора Сальватора, потому что с помощью страха представителей этого общества можно направлять в нужном для «власти» направлении.

    Подведем итоги наших размышлений.

Составление таблицы (письменно)

Персонаж

Что он символизирует

Ихтиандр

создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него.

Бальтазар

обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств

Педро Зурита

представитель категории людей, подверженных порокам, «болезнь» общества

Сальватор

ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества (развитие науки)

Гуттиэре

сильное чувство, обладающее разрушающей силой

Хуан де Гарсилассо (епископ)

представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».

Ихтиандр –

может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него

Сальватор –

развитие науки

Педро Зурита –

пороки, «болезнь» общества

Епископ –

отрицает воздействие человека на развитие мироздания

Гуттиэре

разрушительная сила любви

Бальтазар

человек, приспосабливающийся к условиям ради того, чтобы выжить

Чтобы более ясно увидеть взаимосвязь персонажей, давайте попробуем составить вспомогательную схему:

2. 3.

1. 4.

    Обратим внимание на круговое взаимодействие символичных значений персонажей:

    1. – пороки влияют на людей, заставляя их подчиняться условиям выживания;

    2. – идет взаимодействие человеческих качеств: иногда принципиальный человек может развить в себе негативные черты, которые пагубно скажутся на судьбах других;

    3. – наука имеет свои строгие понятия, поэтому ее целью не является воспитание и развитие эмоций, ее цель – физиологическая и физическая сторона;

    4. – наука и религия – две противоборствующие силы, имеющие одинаковое влияние на общество, но с различными последствиями, взаимоотрицание и неприятие;

    5. - взаимоотрицание и неприятие идей приводит к развитию «болезней» общества;

    Ихтиандр – связующее звено, так как именно он находится под влиянием всех этих факторов.

Устали? Правильно, пора провести разминку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Опираясь на тематику работ автора, на проблемы, поднимаемые в его произведениях, опираясь на проанализированные факты о символическом значении персонажей романа Александра Романовича Беляева «Человек-амфибия», а также об их непосредственной взаимосвязи, мы можем ответить на ранее поставленный проблемный вопрос о значении персонажей романа и прийти к следующему заключению: рассмотренные образы символизируют неотъемлемые составляющие части всего общества. Сильнейшие чувства и эмоции, пороки общества, противоборство науки и религии, желание человека выжить в любых условиях – это главные факторы, которые влияют на «незамутненное» сознание и душевные качества, способные развиваться при определенных условиях. Ихтиандр – символ чистого сознания, еще дитя по своему восприятию – не может выжить в таком противостоянии, потому что каждый элемент сосредоточен на получении своей выгоды, а не на устранении ущерба для жизни остальных. Настоящим исследованием, проведенным анализом мы пришли к своеобразному выводу – подтверждению актуальных проблем общества, но в то же время не умаляем значение темы о моральной стороне научных экспериментов.

    ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

А) Для учащихся достаточного, высокого и среднего уровней компетентности: письменно ответить на вопрос – «В чем для меня заключается смысл произведения «Человек-амфибия» А. Беляева».

Б) Для учащихся низкого уровня компетентности: рассказать о том, как сложилась судьба героев после описанных событий.

Методическая разработка урока литературы

Танашевич А. А.

Главным героем фантастического романа «Человек-амфибия» является юноша по имени Ихтиандр. Ихтиандр обладает необычной способностью – он может дышать под водой, как рыба. Талантливый хирург доктор Сальватор, уединенно живущий на берегу моря в своей лаборатории, пересадил Ихтиандру в детстве жабры акулы. Доктор Сальватор жил мечтой о том, чтобы человечество могло освоить океанские просторы и глубины, и когда к нему однажды принесли умирающего ребенка, он решил спасти ему жизнь, проведя столь необычную операцию.

Побочным эффектом этой операции было то, что Ихтиандр не мог долго дышать воздухом на поверхности и поэтому значительную часть времени он проводил под водой. Жизнь людей на поверхности мало его интересовала, зато подводный мир он знал великолепно. Не зная особенностей человеческой жизни, он не понимал, зачем люди вылавливают так много рыбы, и подшучивал над ними, портя снасти и пугая рыбаков. Так появилась легенда о морском дьяволе.

Но однажды один из капитанов по имени Зурита, промышлявший добычей жемчуга, сумел понять, что необычное существо, которое люди встречали в море, не имеет ничего общего с дьяволом. И Зурита решил поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Первая попытка поймать человека-амфибию сетями окончилась неудачей. Тогда Зурита сумел внедрить своего человека в обслуживающий персонал доктора Сальватора. И однажды Ихтиандр стал его пленником. Через какое-то время опыты доктора Сальватора по переделке живых существ стали достоянием огласки и в дело вмешалась церковь. Доктора Сальватора судили, а Ихтиандра тоже держали под стражей в местной тюрьме. Из-за несоблюдения образа жизни, который ему предписывал доктор Сальватор, Ихтиандр мог дышать легкими совсем мало времени и вынужден был теперь постоянно находиться в воде.

Доктор Сальватор сумел устроить Ихтиандру побег из тюрьмы и направил его на далекий остров в Тихом океане, где жил его старинный друг. Так Ихтиандр покинул мир людей, наполненный жадностью, склоками и стремлением к наживе. И хотя в океане он был одинок, жизнь среди водных просторов была для него несравненно более привлекательна.

Таково краткое содержание романа.

Главная мысль романа «Человек-амфибия» состоит в том, что характер человека, его интересы и набор знаний, которыми он обладает, всецело определяются средой обитания. Ихтиандр значительную часть жизни провел в океанских глубинах, и он отлично разбирался в тонкостях подводной жизни, знал и любил обитателей моря. А жизнь людей ему казалась малоинтересной и зачастую представлялась неприятной.

Роман «Человек-амфибия» учит тщательно просчитывать последствия разного рода научных экспериментов, которые могут принести не только пользу, но и вред в случае, если не все факторы учитываются при таких экспериментах. Ихтиандр хоть и получил в результате операции доктора Сальватора возможность жить дальше, но при этом уже не мог жить полноценной жизнью среди других людей. В результате юноша вынужден был жить в одиночестве.

В романе мне понравился главный герой, Ихтиандр. Он сумел приспособиться к необычной для него среде обитания, океану. Обладая недоступными другим людям способностями, он нередко приходил на помощь людям, терпящим бедствие на воде, спасал им жизни. И даже беды морских обитателей не оставляли его равнодушным. По вечерам он ходил вдоль берега и бросал обратно в воду тех жителей моря, которых прибой выбрасывал на берег.

Какие пословицы подходят к роману «Человек-амфибия»?

Помощь человеку не канет в воду.
Одному жить - сердцу холодно.
В море дорог много.

Родные А. Беляева вспоминали, что однажды ему на глаза попалась газетная заметка о судебном процессе в Буэнос-Айресе над доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Доктор, якобы с согласия родителей, проводил операции на детях индейцев — делал, например, более подвижными суставы их рук и ног. Этот факт дополнила прочитанная Беляевым книга французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта». В книге рассказывалась история человека-акулы, который стал орудием в руках людей, мечтающих поработить мир. Из этих реальных фактов родился замысел романа «Человек-амфибия».

О свободе и тех, кто на неё покушается

Все началось с того, что ловцы жемчуга услышали в море испугавший их странный голос. Эта тайна, заставившая всех насторожиться, открывает в романе линию Ихтиандра. Параллельно с ней идёт линия Зурита — владельца шхуны и хозяина ловцов жемчуга. Когда Ихтиандр открылся людям, их линии пересеклись и определился конфликт. Он станет основным в романе.

Ихтиандр и Зурита представлены автором как два антипода. Ихтиандр изначально вызывает чувство расположения у читателей. И это чувство в дальнейшем повествовании усиливается. Другое дело — Зурита. Он вызвал антипатию в первый момент своего появления. Впоследствии оказалось, что она вполне обоснована.

В чём же суть их конфликта? В том, что столкнулись два понятия: «свобода» (Ихтиандр) и «тюрьма» (Зурита). В романе образ тюрьмы станет не символическим, а реальным.

Почему возник конфликт? Потому, что Зурита, как только увидел Ихтиандра, поставил себе цель поймать его и заставить доставать жемчуг с морского дна. Конфликт вполне реален, но не реален один из его участников - Ихтиандр — единственный фантастический образ в романе. Его присутствие позволило автору показать важные проблемы.

Главная из них — это проблема свободы. Зурита покусился на свободу Ихтиандра, но он не был здесь первым. Первым позволил себе это, но более тонко и искусно, названый "отец" Ихтиандра - хирург Сальватор. Сделал он это под предлогом совершенствования человеческой природы. «Человек несовершенен», — говорил он. Потом, когда Сальватор пересадил Ихтиандру жабры акулы, он будет о нем заботиться, защищать и, может быть, даже любить. Но раньше он просто забрал у него свободу. Сальватор не вызывает такого однозначного неприятия, как Зурита. Но если вдуматься, он не менее опасен, чем прямолинейный Зурита.

Став по воле хирурга человеком-рыбой - не таким, как все, Ихтиандр попадает в водоворот драматических событий. На него началась охота, завершившаяся потерей свободы.

Жемчуг как смысл жизни

Различие Ихтнандра и Зуриты не только в том, что один из них выбрал другого как свою жертву, но и в том, что они живут в мире разных ценностей. Особенно сильно это проявляется в их отношении к жемчугу. Для Ихтиандра жемчуг не представляет никакой ценности, зато для Зуриты он — весь смысл жизни. И не только для него одного.

Вспомним сцену в тюрьме, когда за жемчуг тюремщики готовы были открыть любые двери. А вот Сальватору даже в голову не пришло использовать Ихтиандра как добытчика жемчуга. Он всё-таки был прежде всего учёным.

Правда науки и правда морали

Ихтиандр - дитя научных опытов хирурга Сальватора. Получился человек-акула. Но стала ли эта операция благом для Ихтиандра? Вначале мы видим его, если не абсолютно счастливым, то довольным своей жизнью. Сальватор подарил Ихтиандру море. Правда, тут же ограничил его пребывание на земле.

В конце концов среда обитания Ихтиандра ограничилась бочкой с водой. Может быть, автор специально прибегает к утрированию ситуации, чтобы показать возможные последствия экспериментов на человеке. А после побега из тюрьмы Ихтиандр надолго, а, возможно, и навсегда, переселяется в море. По сути, произошло переселение человека с земли в море, причём, без его согласия. Как это оценить с моральной точки зрения? Способны ли все благодеяния Сальватора, о которых все с восхищением говорят, компенсировать то насилие, что было осуществлено над Ихтиандром? Он оказался принесённым в жертву науке. Оправдана ли она? Вопрос остался открытым.

Сальватор и его эксперименты подвергались осуждению и со стороны церкви (обычные люди только удивлялись и ужасались).

Таким образом, фантастический элемент позволил автору определить проблему и сделать очевидной истину о двух правдах. Своя правда есть у науки и своя у морали. Пока они не сошлись.

А нужна ли любовь человеку-рыбе?

До встречи с Гуттиэре Ихтиандр был вполне доволен жизнью. Он дружил с дельфинами, развлекался с альбатросом. Все изменилось после того, как он встретил Гуттиэре, вернее, когда он спас её. Чтобы видеть её, он готов был терпеть людей и их душный город. Именно любовь показала, что Ихтиандр прежде всего человек.

Благодаря любви, проявилось, в общем-то очевидное: все новые возможности человека-амфибии очень мало значат в сравнении с утраченным правом на любовь. И снова вопрос: «А стоят ли все достижения науки того, чтобы ради них отказать человеку в том, что составляет главный смысл его жизни?»

А что в финале?

Почти все персонажи остались при своём. Сальватор, отбыв наказание, снова занялся научной работой. Зурита по-прежнему добывает жемчуг — теперь уже на новой шхуне. Гуттиэре вышла замуж за хорошего человека — Ольсена.

И только Бальтазар, ощутив себя настоящим отцом Ихтиандра, тоскует по нему. Его боль настолько сильна, что из более-менее благополучного человека он превратился в «полупомешанного индейца», отца « морского дьявола».

Ну, а Ихтиандр? Ему удалось вырваться из плена в море. Но счастлив ли он? И будет ли счастлив в будущем? Вряд ли. Сальватор отправил его через моря-океаны к другу - тоже учёному. Там он найдёт защиту. Но к чему будет сведена жизнь Ихтиандра? К служению науке — уже в лице другого ученого. «Ты будешь ему незаменимым помощником в его научных работах по океанографии», «Ты будешь служить науке и тем самым всему человечеству», — говорит на прощание Сальватор. Его патетическая речь исключает личное в жизни Ихтиандра. Ему остаётся только дружба с дельфином и одиночество.

Выходит, что наука, вырвав человека из родной стихии и наделив его большими возможностями, счастливее его не сделала.

Неожиданные повороты сюжета, серия тайн, приключения и фантастика в романе «Человек-амфибия», анализ которого мы провели, раскрывают не только проблемы науки, но и проблемы человека. Беляев убедителен, когда говорит, что наука — это не только огромные возможности, но ещё и огромная ответственность за человека.

Основные особенности романа «Человек-амфибия» :

  • жанр: научно-фантастический роман;
  • острый сюжет с неожиданными поворотами;
  • тайна как один из основных компонентов сюжета;
  • изображение наоборот ситуации из легенды о рыбаке, полюбившем русалку;
  • разделение на положительных и отрицательных героев;
  • главный положительный герой — фантастический образ;
  • стереотипная характеристика отрицательного героя;
  • учёный Сальватор как герой-символ;
  • вариант ответа на вопрос о праве науки решать людские судьбы;
  • наличие познавательного материала о жизни моря.

​ ​

Роман А. Беляева «Человек-амфибия» можно назвать классикой советской фантастики. Эта книга является любимой для многих людей, его герои стали кумирами для нескольких поколений мальчишек и девчонок.

Не являюсь исключением и я: «Человек-амфибия» Беляева – один из моих самых любимых фантастических романов. В этой книге меня привлекает смесь фантастики (описание трудной жизни человека, которому пересадили жабры акулы) и реальной жизни (борьбы добра со злом, воспевание справедливости, порядочности, дружбы, любви, милосердия).

Все герои романа делятся на положительных и отрицательных. К «хорошим» персонажам относятся, прежде всего, Сальватор – талантливый врач и ученый, спасший маленького Ихтиандра. Именно Сальватор пересадил ему жабры акулы и тем самым подарил герою жизнь.

Человек-амфибия стал достойным сыном своего приемного отца. Он также всегда был добр, наивен, доверчив, верил в дружбу и любовь.

Ихтиандр, я думаю, даже не подозревал, что в мире существуют коварные, злобные люди, способные причинить другим боль. Однако на его пути такие люди встретились. Это, прежде всего, Педро Зурита - владелец шхуны «Медуза», захотевший завладеть Ихтиандром и его способностями.

Зурите было безразлично самочувствие Ихтиандра – он был заинтересован лишь в деньгах, которые способен был принести ему человек-амфибия. Именно поэтому, пленив главного героя, Педро чуть не погубил его.

Этому герою в его злобных замыслах способствовали судейские чиновники - ходатай по судебным делам Флорес де Ларра, прокурор, епископ Хуан де Гарсилассо.

Несмотря на помощь многих людей, судьба Ихтиандра оказывается несчастной – в финале он не остается со своей любимой девушкой Гуттиэре, которая выходит замуж за другого. Кроме того, отец человека-амфибии сходит с ума из-за пропажи своего сына.

Думаю, своим романом Беляев хотел показать всю сложность существования человека, не похожего на других, верящего в добро. Но, с другой стороны, писатель говорит о том, что всегда бороться за свои взгляды, идти в своих убеждениях до конца.

Одним из моих любимых эпизодов в романе является эпизод освобождения Ихтиандра. Герою помогали всего его друзья – Сальватор, Ольсен, Гуттиэре. Даже смотритель тюрьмы и его семья всеми силами содействовали тому, чтобы человек-амфибия вырвался из тюрьмы.

Очень трогательна сцена прощания Ихтиандра со своим «крестным отцом» Сальватором. Доктор дает напутствия своему любимому ребенку, сдерживая слезы. Ведь он знает, что Ихтиандр уплывет навсегда: «Сальватор в первый раз в жизни обнял, крепко поцеловал Ихтиандра. Потом он улыбнулся, похлопал юношу по плечу и сказал: - Такой молодец нигде не пропадет! - и быстро вышел из комнаты». Но доктор понимает, что это единственный выход: «Но если ты останешься здесь, тебя заставят служить низменным интересам невежественных, корыстных людей».

И Ихтиандр уплывает – ему помогают Ольсен и Гуттиэре: «Из бочки показалась голова. Ихтиандр оглянулся, быстро вылез и прыгнул на землю». Человек-амфибия направляется на далекий остров к друзьям Сальватора, покидая своих близких и любимую девушку.

Эпизод побега героя – радостный, но, в то же время, очень печальный. Именно поэтому я могу сказать, что он мне и нравится, и не нравится.

Гуттиэре тайком приходит проводить Ихтиандра – она не может поступить по–другому. Герои сильно и по-настоящему любят друг друга, но они никогда не будут вместе: «Ольсен, Ольсен! Если вы увидите когда-нибудь Гуттиэре, передайте ей мой привет и скажите, что я всегда буду помнить ее!»; «- Прощай, Ихтиандр!.. - тихо ответила Гуттиэре, стоявшая за камнями».

Пейзаж в конце этого эпизода усиливает настроение грусти, боли, даже безысходности: «Ветер крепчал и почти валил людей с ног. Море бушевало, шипел песок, грохотали камни».

Таким образом, роман Беляева «Человек-амфибия», я думаю, один из лучших фантастических романов. Я очень люблю эту книгу и ее героев, учащих нас всегда следовать дорогой добра, крепко дружить и по-настоящему любить, исповедовать сострадание, милосердие, человечность.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ