Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Биография»

Образование

В 1982 году окончил с отличием Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения - электромеханик», в 1998 г. - Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, в апреле 2000 года там же окончил курсы повышения квалификации по программе «Проблемы государственного управления железнодорожным транспортом в рыночной экономике».

Деятельность

«Новости»

Генпрокуратура рассказала о своей роли в увольнении вице-президента РЖД

Генпрокуратура России при проверке РЖД выяснила, что вице-президент компании лоббировал интересы своих сыновей-бизнесменов, говорится в докладе главы ведомства. После проверки в РЖД топ-менеджер компании покинул свой пост

Генпрокуратура России повлияла на увольнение вице-президента РЖД. Выяснилось, что топ-менеджер компании лоббировал интересы своих сыновей-бизнесменов, сообщает в докладе Совету Федерации глава ведомства Юрий Чайка.

Путин подписал закон о невозвратных билетах на поезда

МОСКВА, 18 апр - РИА Новости. Владимир Путин подписал закон о специальных тарифах на невозвратные железнодорожные билеты. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Право продавать невозвратные билеты позволит Федеральной пассажирской компании (ФПК) пересмотреть тарифы в сторону уменьшения. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2019 года.

Пассажир сможет вернуть невозвратный билет, только если он опоздал на поезд из-за болезни или несчастного случая, а также из-за внезапной болезни члена семьи, совместно следующего с пассажиром, или смерти члена семьи, - все эти случаи должны быть подтверждены документами.

Госдума приняла закон о невозвратных билетах в поезда

Госдума в ходе пленарного заседания во вторник приняла в третьем, окончательном, чтении закон, устанавливающий специальные тарифы на невозвратные железнодорожные билеты.

Как сообщается, законом вносятся изменения в «Устав железнодорожного транспорта». Теперь пассажир сможет вернуть невозвратный билет лишь в том случае, если он опоздал на поезд в связи с болезнью или несчастным случаем, либо из-за внезапной болезни члена семьи, который сопровождает пассажира, и смерти члена семьи.

Совфед одобрил закон о невозвратных билетах на поезда

МОСКВА, 11 апр - РИА Новости. Сенаторы на заседании в среду одобрили закон, по которому устанавливаются специальные тарифы на невозвратные железнодорожные билеты.

Применение условия о невозвратности означает, что уплаченная за перевозку сумма при отказе пассажира от проездного документа не возвращается.

Поправки в «Устав железнодорожного транспорта» предусматривают, что пассажир сможет вернуть невозвратный билет, только если он опоздал на поезд из-за болезни или несчастного случая, а также из-за внезапной болезни члена семьи, совместно следующего с пассажиром, смерти члена семьи - все эти случаи должны быть подтверждены документами

В РЖД рассказали о преимуществах невозвратных билетов

МОСКВА, 3 апр - РИА Новости. РЖД считает, что пассажиры заинтересованы в появлении невозвратных билетов на поезда, сообщили РИА Новости в компании.

Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении закон, по которому устанавливаются специальные низкие тарифы на невозвратные железнодорожные билеты.

«По результатам проведенного исследования, интерес к этой инициативе высказали 60% опрошенных пассажиров», - сообщили в РЖД во вторник.

Новым начальником столичного метрополитена станет Виктор Козловский, который ранее занимал должность первого заместителя начальника столичной подземки Дмитрия Пегова. Об этом сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.

«Новым начальником столичного метрополитена станет Козловский. Ранее он занимал должность первого заместителя начальника московской подземки Пегова, который будет курировать пассажирский блок в ОАО «РЖД», - пояснили в пресс-службе.

Кто будет новым начальником метро Москвы?

Виктору Козловскому 56 лет. После окончания Московского института железнодорожного транспорта он получил специальность инженера путей сообщения и прошел полный путь железнодорожника - от дежурного по станции до первого заместителя начальника Куйбышевской железной дороги. С сентября 2014 года он занял должность первого заместителя начальника метрополитена Москвы. В метро Козловский контролировал основной участок - работу служб движения и инфраструктуры. В метро подчеркнули, что под руководством Козловского удалось за короткий срок запустить дополнительные поезда в час пик, тем самым сократив интервалы их движения.

В июле 2014 года в отставку ушел предыдущий глава метрополитена Иван Беседин. Эта отставка была вызвана крупной аварией на Арбатской-Покровской линии метро. Тогда сошли с путей три вагона, в результате погибли 23 человека, 217 получили ранения. Вместо Беседина главой московского метро стал Дмитрий Пегов, который до этого работал в РЖД.

Пегов в 1997 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения с присвоением квалификации инженера-электромеханика. Трудовую деятельность начал в 1994 году помощником машиниста электропоезда локомотивного депо, затем работал машинистом электропоезда, машинистом-инструктором локомотивных бригад (по скоростному движению), заместителем начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское Октябрьской железной дороги.

С 2004 года занимал должность начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги». С июня 2009 года - начальник Северо-Западной дирекции скоростного сообщения - структурного подразделения дирекции скоростного сообщения. С февраля 2010 года - генеральный директор дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД». Пост начальника метрополитена Москвы занимал с 22 июля 2014 года.

Кого заменит Пегов: Москва и Подмосковье усилят РЖД

Вице-президентом РЖД, курирующим пассажирские перевозки, является Михаил Акулов. Источник, близкий к транспортному комплексу мэрии столицы утверждает, что экс-глава метро Дмитрий Пегов займет его пост в ближайшее время. Это подтверждает источник, близкий к системе пассажирских перевозок. В пресс-службе РЖД отказались подтвердить Forbes возможную отставку Акулова, уточнив, что подобные кадровые изменения должны утверждаться советом директоров компании.

В 1982 году Акулов окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Инженер путей сообщения - электромеханик», в 1998 году - Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Работал на Московской железной дороге, прошел трудовой путь от бригадира электровозного цеха до начальника локомотивного депо Москва - Пассажирская - Киевская.

В 1992-1998 годах был главным ревизором по безопасности движения поездов, работал на Московской и Юго-Восточной железных дорогах. В 2002-2004 годах был заместителем и первым замом министра путей сообщения России. В ноябре 2005 года был назначен вице-президентом ОАО «РЖД». Курировал пассажирские перевозки с 2009 года.

В январе 2016 года Акулов покинул пост главы Федеральной пассажирской компании (дочерняя структура ОАО РЖД, отвечающая за перевозки пассажиров в дальнем следовании), сохранив свою должность вице-президента в ОАО «РЖД». По словам главы монополии Олега Белозерова, решение о его замене Акулова было принято «для того, чтобы усилить управление пассажирским комплексом холдинга». На его место 25 января был назначен Петр Иванов, до этого занимавший пост министра транспорта Московской области.

(1960-08-16 ) (58 лет)

Михаи́л Па́влович Аку́лов (род.16 августа 1960 года , Москва) - вице-президент по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» . До этого - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта России , в 2010 - 2016 - генеральный директор .

Биография

В ноябре 2005 г. назначен вице-президентом ОАО «РЖД» .

В мае 2009 г. назначен вице-президентом - генеральным директором Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД».

С апреля 2010 г. - январь 2016 г.- генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания» .

В настоящее время - вице-президент ОАО «РЖД» (с 2005 г. - по настоящее время).

Женат, имеет сына и дочь.

Награды

Награждён тремя медалями, знаком «Почетному железнодорожнику ».

Напишите отзыв о статье "Акулов, Михаил Павлович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Акулов, Михаил Павлович

– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

«РЖД — как страна в стране: со своими президентами и начальниками, — рассуждает бывший подрядчик монополии. — Погоны — самые широкие, звезды — самые золотые. Один железнодорожный начальник сказал как-то на приеме: «Без нас не было бы и космонавтики! А как бы вы ракету подвезли?»

У РЖД есть все, чтобы обеспечивать собственные нужды: строительство ведет «дочка» «РЖДстрой», проектированием занимается «дочка» «Росжелдорпроект», производством шпал, плит и прочих конструкций — «дочка» «Бетэлтранс», охраной — «дочка» «РЖД-охрана», связью — «дочка» «Транстелеком» и т. д.

«Чтобы вклиниться в эту систему и уцелеть в ней, даже крупным частным компаниям, всю жизнь работавшим на железную дорогу, сложно обойтись без подходов к руководству монополии, — рассказывает другой бывший подрядчик. — Много лет назад наша компания начала ремонтировать подъездные железнодорожные пути для крупных предприятий — оказалось очень выгодное дело. Но потом на этот бизнес обратила внимание сама железная дорога, и заводам стало невыгодно меня нанимать. Хотите эксплуатировать путь? Пусть его делает тот, на кого покажут, иначе вы просто не сдадите этот путь тем, кто по служебным обязанностям должен его принять. Потихоньку весь коммерческий сектор под себя забрали. Мы просто ушли с рынка».

«Ты можешь вообще ничего не иметь, кроме административного ресурса — фирма “Стул и ты”, но, если получил крупный контракт, ты можешь все купить — технику и людей — и выполнить работы, — высказывает мнение еще один подрядчик и дает свою оценку: — По моему опыту работы с госкомпаниями, если ты, конечно, первый в очереди стоишь: первый отдает около 30%, дальше — чуть меньше; в итоге до реального исполнителя работ доходят крохи».

Разговоры о том, что подряды РЖД распределяются среди своих, несостоятельны, у нас система подрядов прозрачная и открытая, говорит представитель РЖД.

Тем не менее, послушав эти разговоры, «Ведомости» решили проверить, нет ли связей между руководством РЖД и ее подрядчиками. Для этого мы поискали в СПАРК и ЕГРЮЛ данные о бизнесе 25 членов правления РЖД и их родственников. И кое-что интересное нашлось.

Охотник


Президент РЖД Владимир Якунин любит охотиться. «Но, к сожалению, на охоту в прошлом году я выезжал, по-моему, всего два раза, — рассказывает он. — У меня нет возможности делать это чаще».

Якунин числится совладельцем фирмы «Настоящая охота», зарегистрированной в Ленинградской области. Его партнер — петербургский предприниматель, владелец строительной группы «Русь» Владимир Васильев. У фирмы, по данным Минприроды, в аренде 55 688 га леса в Приозерском лесничестве.

«Мы с ним [Васильевым] познакомились за 10 лет до того, как я в РЖД пришел, — вспоминает Якунин. — Он был то ли мелким партнером, то ли наемным сотрудником небольшой фирмы, производившей калиброванное бревно. Эта фирма строила дома. И в свое время она построила мой дом в Ленинградской области. Так мы с Васильевым и познакомились. Только вот владелец этой фирмы оказался не очень порядочным человеком, с ним отношения мы разорвали, а Васильев по старой памяти вынужден был исправлять все недоделки в доме, и постепенно наши отношения переросли в дружеские».

Но к охоте, рассказывает Якунин, его приобщил не Васильев, а «сосед по даче, который подарил охотничье ружье на 50-летие». «Меня пригласили поохотиться, — вспоминает он. — Это было 12 лет назад. А через некоторое время, когда появились какие-то возможности, Васильев и его коллеги предложили мне войти в состав учредителей предприятия, которое могло бы взять в аренду участок леса, содержать его, бороться с браконьерством, и можно было периодически охотиться в соответствии с лицензией. Я согласился. Есть там домик у нас на берегу общий. И периодически мы там собираемся».

Основной бизнес Васильева связан не с охотой. Несколько лет назад он основал ООО «Корпорация «Р-индустрия», которое работает с РЖД.

«РЖД — основной наш партнер, главный наш клиент, — рассказывает сотрудник “Р-индустрии”. — Мы с ними активно работаем и по инновационным проектам, и по строительству, и по материально-техническому обеспечению». По его словам, один из проектов компании — оптоволоконная система безопасности движения железнодорожного транспорта «Магистраль», которая стала актуальной после появления в России высокоскоростных поездов. Сейчас, продолжает собеседник «Ведомостей», система проходит обкатку на Октябрьской железной дороге. На сайте «Р-индустрии» можно прочитать, что она заключила «партнерские соглашения более чем с 40 компаниями-подрядчиками» с годовым оборотом около 12 млрд руб.

Васильев передал «Ведомостям», что «Р-индустрия» «была создана в 2006-2007 гг. для осуществления коммерческой деятельности на территории РФ, а не только для строительства объектов РЖД; компании группы участвовали в конкурсах РЖД, но во многих не победили. Оборот «Р-индустрии» в 2010 г., по его словам, был не более 100 млн руб. «Р-индустрия» не является генподрядчиком на заказах РЖД, подчеркивает Васильев. «Эта компания — один из мелких поставщиков, — подтверждает Якунин. — Но при этом у них есть очень неплохие возможности по твердосплавному режущему инструменту».

О каких-то серьезных подрядах для «Р-индустрии» речи не идет, говорит представитель РЖД. Со всей группой «Р-индустрия» в этом году заключены контракты на общую сумму 500 млн руб., но это не означает, что компания освоит всю эту сумму. В этом году «Р-индустрия» получила от РЖД 38,8 млн руб., в прошлом — 19 млн руб., это были мелкие контракты с Октябрьской железной дорогой. И все контракты «Р-индустрия» выигрывала в ходе открытых электронных торгов, заключает он.

В 2011 г. Васильев стал основным владельцем еще одного подрядчика РЖД — группы компаний «Финпром», которая оказывает услуги монополии с 2000-х гг.: подключает к электрическим сетям, выполняет проектные, ремонтные и строительные работы, а также поставляет оборудование. По данным СПАРК, Васильеву с 2011 г. принадлежит 80% «Финпром-инжиниринга» и 40% «Энерго-финпрома» — основных компаний группы «Финпром» (20 и 10% соответственно — у гендиректора «Р-индустрии» Александра Якимца).

«Увидели в нас могучую компанию, которая давно работает, и влили свой административный ресурс», — объясняет гендиректор «Финпром-инжиниринга» Александр Осипов. Он подтвердил, что Васильев с партнером купили «Финпром» в этом году и что сделка была рыночной и «обиженных нет».

По словам Осипова, крупнейший заказ «Финпрома» — оборудование железнодорожных подходов к морскому торговому порту Усть-Луга (освещение станций, тяговые, питающие подстанции). Делается это в рамках инвестпроекта по реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива; стоимость проекта — 16,4 млрд руб. (данные генпроектировщика «Ленгипротранс»). Васильев указывает на то, что «Финпром» выполняет работы не только для РЖД, но и, в частности, для «Ленэнерго».

Васильев также числится владельцем 50% фирмы «Иннолайн». Компания занимается инновационными и энергосберегающими технологиями — светодиодными светильниками, сказано на ее сайте . Среди последних проектов «Иннолайна» — замена светильников на вокзале в Выборге и на Финляндском вокзале в Петербурге.

На его контракты с РЖД знакомство с Якуниным никак не влияет, настаивает Васильев, а в целом в его бизнесе проекты с РЖД занимают не более 10%. «Рассуждения вроде того, что если люди вместе охотятся, то они вместе делят прибыли от поставки чего-то там РЖД, просто глупы и несостоятельны, — говорит Якунин. — Моим друзьям, напротив, только сложнее из-за всего этого. Приходится не только на молоко — на воду дуть, чтобы они ни меня, ни себя не скомпрометировали».

Охранник


В 2004 г. бывшего сотрудника ФСБ Александра Бобрешова (на фото) пригласили на работу в РЖД на должность замначальника департамента безопасности, в 2005 г. он стал вице-президентом РЖД по корпоративной безопасности.

До РЖД Бобрешов был президентом и совладельцем петербургского некоммерческого партнерства «ЛВБ-холдинг» (доля — 63%). В «ЛВБ-холдинг», как указано на его сайте , входит больше 20 охранных предприятий в Петербурге, Москве, Краснодаре, Самаре, Пскове и Волгограде.

И некоторые из них работают с РЖД. Например, краснодарская группа охранных предприятий «Русь» (на сайте) и волгоградские ЧОПы «Кобальт-А», «Кобальт-С», «Кобальт-РТ» (в рекламе) называют РЖД в числе своих клиентов. А московское ЧОП «Цербер» вместе с «дочкой» РЖД — ЧОП «РЖД-охрана» — оказалось в числе победителей конкурса на проведение оргмероприятий по антитеррористической защите объектов РЖД на 2009-2010 гг., обойдя 20 конкурентов.

В СПАРК доступны финансовые отчеты лишь девяти предприятий, связанных с «ЛВБ-холдингом». В 2008 г. их общая выручка превысила 1,37 млрд руб. У «Цербера» в 2010 г. по сравнению с 2008 г. выручка удвоилась: было 122 млн руб., стало 224,4 млн руб.

Сотрудник «ЛВБ-холдинга» говорит, что с Бобрешовым их больше ничего не связывает: «Да, Александр Сергеевич [Бобрешов] был здесь когда-то основателем. Но потом ему сделали более серьезное предложение, он ушел на государеву работу. После того как ему сказали, что быть одновременно и здесь, и в РЖД нельзя, он свою долю убрал».

Бобрешов передал «Ведомостям», что, устроившись в РЖД, вышел из состава учредителей всех компаний, которые создавал, «чтобы не иметь аффилированности».

Но кому же достался бизнес Бобрешова? По данным СПАРК, к 2010 г. 63% «ЛВБ-холдинга» принадлежало родственнице Бобрешова Татьяне Савиной.

Бобрешов этого не отрицает. «Я не считаю правильным запрещать бывшим партнерам развиваться дальше, — объяснил Бобрешов. — Я уважаю этих людей. У нас сложились хорошие товарищеские и даже семейные отношения, но в коммерческую деятельность после ухода в РЖД я не вмешивался».

Бывший коллега Бобрешова по «ЛВБ-холдингу» говорит, что с РЖД работать непросто: там каждый год проводятся тендеры и лучшие контракты достаются «РЖД-охране», а другие структуры довольствуются остатками. Бобрешов с уходом в РЖД сразу обозначил, что никакого вмешательства с его стороны в эти процессы не будет, настаивает бывший коллега.

Забавно, кстати, что секретарь «ЛВБ-холдинга» о московских ЧОПах ничего не знает: «Это не наши предприятия». — «Но они указаны на вашем сайте». — «Возможно, мы сотрудничаем с этими предприятиями». По словам сотрудника холдинга, «некоммерческое партнерство “ЛВБ-холдинг” было, но его уже нет <...> ввиду того, что есть люди, которые задают некорректные вопросы». «Что такое холдинг вообще? То есть мы с вами пришли и сказали: давай вместе выкопаем ямку. Выкопали и забыли, что мы друг друга знали», — объяснил он.

Но бывший партнер Бобрешова, владелец «Цербера», «Спектра» и «Гранита», подтверждает, что некоторые компании «ЛВБ-холдинга» работают с РЖД, но с Бобрешовым это никак не связано, а с РЖД работать сложно, приходится конкурировать с «РЖД-охраной».

«Бобрешов действительно был учредителем в ряде компаний, которые сегодня входят в группу компаний “ЛВБ-холдинг”, но в период с 2007 по 2009 г. вышел из состава участников всех этих компаний, — говорит представитель РЖД. — В 2001 г. было создано некоммерческое партнерство правозащиты и безопасности “ЛВБ-холдинг”, но в 2004 г. оно фактически прекратило свою деятельность. В 2009 г. Бобрешов сложил с себя полномочия президента партнерства».

Представитель РЖД полагает, что «конфликта интересов нет и не может быть, так как компании, которые охраняют объекты РЖД, прошли на общих основаниях тендеры, проводимые РЖД, выиграли их и, на этом основании заключив соответствующие контракты, оказывают РЖД охранные услуги». Он отмечает, что не только компании группы «ЛВБ-холдинг» охраняют объекты РЖД, на которые не хватает ресурсов «РЖД-охраны», это делают и другие охранные предприятия, не имеющие никакого отношения к «ЛВБ-холдингу».

Строители


Работы на упомянутом уже выше железнодорожном участке Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород выполняет петербургское Строительное управление № 308" (СУ-308). В 1970-1980-х оно было частью советского Министерства транспортного строительства и строило пути, вокзалы и дома для железнодорожников.

В 1990-2000-х гг. руководители и владельцы СУ-308, а также связанных с ним компаний стали партнерами по ООО «Желдорстрой», которое, как было указано при регистрации, занималось разработкой гравийных и песчаных карьеров и общестроительными работами.

По 7,69% в «Желдорстрое» досталось бывшему министру путей сообщения Вадиму Морозову и бывшему замруководителя департамента финансов МПС Галине Крафт (на фото) . С 2005 г. Морозов — первый вице-президент РЖД, а Крафт — главный бухгалтер РЖД. Правда, сам «Желдорстрой» уже не действует — в 2007 г. там открыли конкурсное производство. В 1994 г. Крафт действительно была совладельцем ООО «Желдорстрой», но в том же году вышла из проекта, говорит представитель РЖД.

А муж Галины Крафт — почетный железнодорожник и заслуженный строитель Якоб Крафт возглавляет Ямальскую железнодорожную компанию (ЯЖДК), в которой ему принадлежит 10%. ЯЖДК создана в 2003 г., занимается перевозками от станции Коротчаево до Ямбурга и Надым-пристани и развивает железнодорожную инфраструктуру ЯНАО, привлекая инвестиции для завершения строительства участков Коротчаево — Новый Уренгой — Надым и Новый Уренгой — Ямбург, указано на сайте компании.

«Якоб Крафт — кандидат технических наук, автор проектов по строительству железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Благодаря своим научным разработкам был приглашен руководством РЖД для восстановления Ямальской железной дороги, которая в то время переживала серьезный кризис, — объясняет представитель РЖД. — Тогда ЯЖДК владела компания “СевТюменьтранспуть”, которая практически не занималась развитием и содержанием пути. В целях укрепления положения РЖД в ЯЖДК было принято решение о покупке доли в этой компании Крафтом. В настоящее время он не является владельцем этой доли».

Аниматоры


Борис Лапидус

Московская фирма «ЭВО импрэшнс» (EVO Impressions) предлагает подарки-впечатления. Это подарочный сертификат на определенный вид услуги, объясняет представитель фирмы: например, урок танца или дайвинга, пошив рубашки на заказ и многое другое. Самое дорогое впечатление — обучение пилотированию вертолета Robinson R-44 обойдется в 89 900 руб., родовой герб — в 44 900 руб., партия в бильярд с чемпионом мира — в 16 900 руб.

На сайте фирмы в числе корпоративных клиентов указаны РЖД, «РЖДстрой», «Газпром нефть» и «Газпром газэнергосеть».

Совладельцы «ЭВО импрэшнс» — Михаил (70%) и Наталия Лапидус (15%), это дети Бориса Лапидуса — старшего советника президента РЖД, а до 2010 г. старшего вице-президента РЖД. «ЭВО импрэшнс» зарегистрирована в Москве в 2007 г. Позже появились такие же компании в Новосибирске и Петербурге.

Михаил Лапидус передал «Ведомостям», что этот бизнес начался в 2007 г., когда он увидел подобный продукт (gift experiences) в Лондоне в универмаге. Летом того же года Лапидус создал свою компанию и начал заключать договоры с «провайдерами впечатлений».

В декабре 2007 г., накануне Нового года, фирма запустила продажи. Продукт понравился людям, поэтому EVO Impressions активно росла, вышла в Петербург и Екатеринбург. Сейчас фирма обслуживает тысячи клиентов ежемесячно. Финансовые показатели Лапидус не раскрывает: «Незачем давать ориентиры для коллег по подарочному цеху. Бизнес рентабелен и быстро растет, хотя маржа невелика, как и у любой другой розницы».

Сотрудники РЖД и ее дочерних компаний действительно покупали для себя подарки у EVO Impressions, признает Лапидус. У фирмы широкая целевая аудитория. Этим вызвано появление логотипа РЖД на ее сайте. Но доля этих покупок в общем объеме продаж крошечная и ниже доли, например, сотрудников «Газпрома» и ряда других компаний, говорит Лапидус. Корпоративным клиентом «ЭВО импрэшнс» РЖД и ее структуры никогда не были — к сожалению, заключает он.

До подарков-впечатлений Лапидус занимался консалтингом и был одним из совладельцев фирмы «Трансбазис» (создана в 2004 г., в 2007 г. переименована в «Бизнес-диалог»). РЖД — клиент «Трансбазиса», который проводит для монополии конференции и исследования (например, «обследование локомотивных депо», «обследование в дирекциях по обслуживанию пассажиров», «исследование себестоимости ремонта грузовых вагонов», «пассажиропотока Москва — Санкт-Петербург»). Впрочем, как передал Лапидус, долю в «Трансбазисе» он продал еще в 2007 г. и сейчас единственным его бизнесом является компания EVO Impressions.

«Сотрудники РЖД и ее дочерних компаний как частные лица действительно покупали для себя такие подарки у EVO Impressions, — подтверждает представитель РЖД, — но корпоративных клиентских отношений у РЖД с EVO Impressions никогда не было». По его словам, долю в «Трансбазисе» Михаил Лапидус продал еще в 2007 г., на базе ее и других компаний был создан успешный эвент-оператор «Бизнес-диалог», который действительно является организатором различных конференций и мероприятий с участием представителей РЖД.

Две ипостаси Якунина


Владимир Якунин возглавляет попечительские советы Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, созданного для «содействия духовно-нравственному возрождению общества на основах православия». В правление фонда и центра также входит его супруга — Наталья Якунина.

Якунин стал участвовать в программах фонда в начале 2000-х, а центр «во многом был инициативой Якунина», рассказал «Ведомостям» представитель центра и фонда: «Никаких финансовых и организационных взаимодействий с РЖД [у центра и фонда] не возникает — это принципиальная позиция Якунина. Кроме него самого — в двух таких ипостасях [президента РЖД и председателя совета фонда и центра] — никакой связи нет».

На самом деле косвенная связь все-таки есть. В 2004 г. Якунин с супругой присутствовали на торжественном открытии московского «Миллениум банка». Банк тогда представили «в качестве партнера стратегических программ» центра и фонда, сообщил представитель банка. Наталья Якунина входила в совет директоров банка с июня 2004 г. Бывший начальник секретариата Якунина Сергей Мовчан в начале 2000-х работал гендиректором ООО «Статос», которому принадлежит 32,58% «Миллениум банка», по данным СПАРК. А председатель правления банка Михаил Байдаков (он с супругой владеет 10% «Статоса») — одновременно вице-президент центра и фонда. Байдаков также является внештатным советником Якунина, как говорил сам Якунин в интервью «Ведомостям» в 2009 г .

67,4% банка контролируют структуры группы компаний «СК «Мост», которая является подрядчиком РЖД — например, к Олимпийским играм 2014 г. строит железную и автомобильную дороги Адлер — Красная Поляна (инвестиции в проект — 227 млрд руб., по данным сайта РЖД).

А сам «Миллениум банк» получил возможность организовать совместные предприятия с европейскими компаниями для обеспечения еще одного приоритета инвестпрограммы РЖД — высокоскоростных магистралей. Вместе с немецкой Vossloh-Werke — крупным производителем рельсовых скреплений — банк создал в России ЗАО «Фоссло фастенинг системз рус», которое планирует выпускать эти рельсовые скрепления для олимпийских объектов РЖД и высокоскоростных магистралей. У РЖД и Vossloh — договор о сотрудничестве. А с итальянской IPA банк создал ЗАО «Современные железнодорожные технологии», которое планирует выпускать в России плитные основания для высокоскоростных магистралей. Стоимость проектов в банке не раскрывают.

Как объяснял ранее Якунин: «Поскольку это маленький банк, то в отличие от больших он гоняется за деньгами, и у него рождаются неплохие идеи».

Т рудный клиент


Даже близким к РЖД подрядчикам получить деньги с монополии не всегда просто. Насколько непросто, рассказал сотрудник фирмы, построившей новый дом для пенсионерки Елены Голубевой — ее старый дом пришел в негодность при взрыве «Невского экспресса» в ноябре 2009 г.

«Въезжаете в поселок, и бабы Лены дом как у нового русского стоит, с красной черепицей. Остальная деревня там такая полуразрушенная, дома кривые», — рассказывает сотрудник фирмы «Интромэйт», которая строила дом.

После взрыва и крушения поезда Владимир Путин во время прямой линии сказал, что с Голубевой уже связался президент РЖД Владимир Якунин и что «с ней все будет в порядке»: «К ее пенсии в четыре с половиной тысячи рублей будет добавлена пожизненная еще такая же пенсия от РЖД. Ей восстановят жилье и затем переселят поближе к родственнице, неподалеку от места катастрофы».

Построить пенсионерке новый дом было поручено «РЖДстрой», а та наняла своего подрядчика — фирму «Интромэйт». В прошлом «Интромэйт» принадлежал брату первого заместителя гендиректора «РЖДстроя» Геннадия Талашкина Андрею.

«Мы дом построили в кратчайшие сроки, за свои деньги, — вспоминает сотрудник “Интромэйта”. — Что значит дом построить за две недели? Минус тридцать на улице. Начали 20 декабря, 31-го мы туда бабушку занесли. Чай, кофе, все кино. Все “ура-ура”! Мы там ей вплоть до кружки, чашки, телевизора купили. Работали на кино. Мы ей в котел даже тосол залили. Представляете?! Чтобы она, не дай бог, не разморозила себе отопление. Вот так вот. Все автономно. Сделали ей колодец, водонасосы. И обои поклеили. А нам как начали за камень заводить рака! Спрашивают: зачем вы такие дорогие обои купили? Мы говорим: так кино снимали. Бабу Лену по телевизору показывали. Президент на проводе контроль вел. А когда все это схлынуло, начали нас тут опускать на деньги. Нет, никто не сказал, что не будем платить. Будем. Но нету бумажки, вот этой справки… “А что-то у вас смета большая…” Причем смету составили согласованно». Сумму контракта менеджер так и не назвал, но говорит, что, когда пришла пора оплачивать работу, она была снижена «процентов на 25». Комментарии РЖД получить не удалось.

Трудовая династия

Дмитрий Морозов сын первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, руководит филиалом «дочки» РЖД «Трансконтейнер» на Октябрьской железной дороге

Антон Акулов сын вице-президента РЖД Михаила Акулова, работает в Международном союзе железных дорог

Артур Крафт сын главного бухгалтера РЖД, работает замначальника департамента управления дочерними и зависимыми обществами РЖД

«РЖД заинтересована в привлечении профессиональных кадров, воспитанных в духе уважения к железнодорожному транспорту и любви к этой профессии, поэтому нет ничего удивительного в том, что дети руководителей РЖД выбирают эту профессию в качестве своего жизненного пути, — объясняет представитель РЖД. — Более того, железнодорожную отрасль всегда отличало такое понятие, как трудовые династии. Компания и сама делает все возможное для сохранения династий, так как это способствует формированию стабильных трудовых коллективов». 350 млрд руб.

Такова инвестпрограмма РЖД на 2011 г. Около 90 млрд руб — это поддержка от государства. Приоритеты: строительство высокоскоростных магистралей и подходов к крупнейшим морским портам, олимпийские железнодорожные объекты и транспортная безопасность.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ