Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2013, N 2

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СТРАНАХ СНГ: ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕГРАДЫ - РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена проблемам правовой регламентации труда мигрантов в России и в государствах - участниках СНГ. Приводится сравнительный анализ.

Правовое регулирование отношений, связанных с миграцией рабочей силы, снятие формальных препятствий на пути к приглашению, регистрации и оформлению иностранных работников, принятие эффективных решений по управлению персоналом с участием иностранных граждан является важной народно-хозяйственной задачей России и стран СНГ. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 - 2015 гг. включают создание условий для интеграции в российскую экономику иностранной рабочей силы.

Миграция иностранцев включает Россию и другие страны СНГ в мировые миграционные потоки, которые приобретают массовый характер на рубеже веков и в первом десятилетии XXI в. Эволюция человечества, прогресс каждого народа становятся возможными только в результате включения в общественный процесс развития, который во все большей мере основывается на транснациональных началах, вызываемых глобализацией.

Под глобализацией в экономической науке обычно понимают свободное движение между странами товаров и факторов производства: труда, капитала, знаний и пр. Такое движение становится возможным в результате международного разделения труда, кооперации, телекоммуникаций, совершенствования технологий финансовых операций, смещения структуры производства в пользу продукции с высокой долей инноваций.

Направление миграционных потоков на постсоветском пространстве постепенно меняется. Формируются новые векторы движения мигрантов: стал возрастать приток рабочей силы из Китая, Вьетнама, Средней Азии. Это может привести к усилению конкуренции за трудовые ресурсы и обострит ситуацию с трудоустройством в регионе. Так, приток китайских мигрантов становится все заметнее в России, Казахстане, Азербайджане и других странах СНГ.

Отрицательные факторы

Нельзя не видеть негативные явления, сопровождающие трудовую миграцию. Для стран въезда - это деформация рынка труда вследствие нарушения спроса и предложения рабочей силы в отдельных регионах; распространение нерегистрируемой занятости и теневой формы трудоустройства мигрантов.

Для страны выезда - это образование дефицита трудовых ресурсов в ряде секторов экономики, отток квалифицированных кадров, разрушение традиционных устоев. Основной причиной негативных последствий является неэффективное межгосударственное сотрудничество в миграционной сфере: спустя два десятилетия после распада СССР миграционные потоки носят преимущественно неорганизованный характер. Доминирующей формой миграционного движения между странами СНГ остается нелегальная миграция и нерегистрируемая занятость иностранных работников - мигрантов. В результате большинство трудовых мигрантов вынуждено жить и работать вне рамок правового поля .

Применительно к России трудовая миграция будет возрастать. Это связано с демографической характеристикой развития рынка труда, где идет процесс достаточно быстрого старения населения, то есть увеличения доли лиц пожилого возраста и уменьшение доли лиц в трудоспособном и детском возрастах.

Согласно прогнозу Росстата, если численность населения в России в 2025 г. по сравнению с 2012 г. сократится всего на 1 млн человек, то численность трудоспособного населения уменьшится за этот период на 11 млн. По ряду других прогнозов эта цифра может составить 15 - 17 млн . Таким образом, проблему трудовой миграции нам придется решать как в экономическом, так и в правовом аспекте, ориентируясь на население постсоветской территории.

По данным Всемирного банка, объем ежегодной трудовой миграции между странами СНГ составляет более 10 млн человек. Большая часть этого потока приходится на Россию. Денежные переводы физических лиц из России в страны, по данным Банка России, в 2011 г. составили порядка 16 млрд долл. США.

Международно-правовое регулирование труда мигрантов

Особое место в международно-правовом регулировании труда мигрантов занимают акты: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция МОТ 1975 г. N 143 о трудящихся-мигрантах, Рекомендация МОТ 1975 г. N 151 о трудящихся-мигрантах и др. Принципиальные положения, касающиеся трудовой миграции и прав работников-мигрантов, были закреплены в учредительных документах ЕС и прежде всего в Римском договоре 1957 г. Один из признаков европейской интеграции закрепляет свободу передвижения работников в пределах Сообщества без дискриминации и нарушения прав граждан государств - членов ЕС в отношении занятости, заработной платы, охраны труда и пр.

Провозглашенные в документах ЕС общие положения о трудовой миграции были конкретизированы в различных международных нормативных актах, охватывающих широкий спектр вопросов миграции: свободно переезжать в государство с семьей; находиться и свободно перемещаться по его территории; регистрироваться в установленном законодательством страны порядке; устраиваться на работу и пр. Право свободного передвижения граждан стран - членов ЕС содержит правомочие обращаться и получать помощь от службы занятости, заключать трудовой договор с работодателем данного государства.

Работники-мигранты пользуются защитой профсоюзов, в руководящие органы которого они могут быть избраны. Трудовой договор, устанавливающий дискриминационные условия труда для работников-мигрантов, признается недействительным. Ряд документов ЕС содержит положения о распространении на работников-мигрантов законодательства принимающей стороны о социальном обеспечении, суммировании трудового стажа, а также иных периодов трудовой деятельности, учитываемых при получении пособия по безработице.

Словом, движение рабочей силы между странами регламентируются детально системой международных актов и документов (рекомендаций), которые сохраняют силу и приоритет при разработке и принятии норм, подчеркивающих национальные особенности труда принимаемых на работу иностранцев. Будучи источником трудового права, нормы международных организаций требуют разработки определенного механизма их применения на ниве действия национального трудового законодательства, особенно если имеют место противоречия сходных по назначению нормативных актов, наличие однотипных отношений, требующих адекватного правового решения.

В ближайшей перспективе предстоит разработать процедуру последовательного применения международных норм и правил, прежде всего, к таким межгосударственным процессам, как движение рабочей силы между государствами, трудоустройство граждан, высвобождение работников с ликвидируемых предприятий и их перераспределение между производством, регионами и странами СНГ. Согласно Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. работники-мигранты определены в преамбуле как категория лиц, которые нуждаются в особой защите.

Развитие российского законодательства

Динамика трудовых правоотношений с участием иностранных работников весьма интересна. Кодексы законов о труде РСФСР и других республик, входивших в СССР, труд иностранцев обходили молчанием по простой причине - их просто не было в достаточном количестве среди советских рабочих и служащих.

Долгое время правовой статус приезжавших в СССР иностранцев определялся Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР". После распада СССР основным правовым актом, регулирующим отношения по вопросам применения иностранной рабочей силы, стал Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и утвержденное им Положение. В Положении был закреплен разрешительный порядок допуска иностранных граждан на национальный рынок труда; предусматривалась довольно сложная процедура получения разрешения на привлечение иностранных работников.

В России интенсивность труда иностранных работников резко возросла с выходом Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в настоящее время действует в ред. от 12.11.2012). Закон определяет правовое положение иностранцев в России и регулирует отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов. В дополнении к этому Закону Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 было утверждено Положение о порядке выдачи иностранным лицам и лицам без гражданства разрешения на работу (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 681). Действующий в настоящее время порядок выдачи разрешительных документов утвержден Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства России от 11.01.2008 N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".

Сравнительные отличия законодательства стран СНГ

На территории России и стран СНГ трудовые кодексы регламентируют труд иностранцев в соответствии с нормами международного права. Однако имеются расхождения, которые носят главным образом процедурный характер. Так, в отличие от законодательства западных стран, трудовые кодексы государств - участников СНГ предусматривают обязательную письменную форму трудового договора.

Исключение составляет Трудовой кодекс Таджикистана, допускающий заключение трудового договора как в письменной, так и устной форме. Если ТК РФ не содержит исчерпывающего перечня оснований необоснованного отказа в приеме на работу иностранного гражданина, то Трудовой кодекс Республики Беларусь предусматривает конкретный перечень таких оснований, что не мешает признать трудовой договор, заключаемый с иностранцем, основным источником возникновения трудового правоотношения.

Как отмечалось на IV Международном форуме "Миграция в России: сотрудничество и безопасность" (Москва, апрель, 2012 г.), привлечение иностранной рабочей силы становится все более значимым фактором экономического развития России. Но организационно-правовое обеспечение этого процесса резко отстает.

Так, несмотря на принимаемые государством меры по совершенствованию миграционного законодательства, сохраняются административные барьеры на пути легализации трудовых мигрантов, поборы и коррупция в миграционной сфере. Численность нелегальных мигрантов, занятых в секторе экономики, по оценкам экспертов, колеблется от 3 - 4 до 10 - 12 млн человек. Отмечается низкий уровень профессиональной компетенции работников Федеральной миграционной службы РФ и сотрудников полиции в вопросах миграционного и трудового законодательства, что часто выражается в необоснованных решениях выдворении (депортации) иностранных работников.

Трудовой кодекс РФ не содержит специальной нормы, посвященной правовому регулированию труда иностранных работников. Статья 11 ТК РФ упоминает иностранных граждан в контексте с другими субъектами, на которых распространяется (не распространяется) действие трудового законодательства. Некоторые трудовые кодексы стран СНГ, напротив, содержат специальные нормы, посвященные регулированию труда иностранных граждан.

Так, Трудовой кодекс Азербайджанской Республики (ТК АР) включает ст. 13 "Регулирование трудового права иностранцев и лиц без гражданства": она закрепляет общие положения, что если законом или международным договором, стороной которых является Азербайджанская Республика (АР), не предусмотрено иное, иностранцы и лица без гражданства при нахождении в АР могут пользоваться всеми трудовыми правами наравне с гражданами АР и в соответствии с этими правами имеют обязанности.

В большинстве случаев с иностранцами заключается срочный трудовой договор. Это объясняется временным пребыванием иностранного гражданина на территории страны и собственно временным характером выполнения работы. При продолжительном пребывании иностранного гражданина на территории страны возможно заключение бессрочного договора. В странах ближнего зарубежья распространена практика продления срочных трудовых договоров с иностранцами по инициативе работодателя.

Заключению трудового договора и возникновению правоотношения с иностранными работниками предшествует процедура регистрации - получения разрешения на пребывание в стране.

В Азербайджанской Республике, например, такой факт определен Трудовым кодексом: работодатели могут привлекать иностранцев и лиц без гражданства к работе после предоставления им индивидуального разрешения на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории республики АР (ч. 4 ст. 13 ТК АР). В ТК РФ такой статьи нет; все отношения по регистрации иностранных работников с участием работодателей регламентируются подзаконными (ведомственными) актами, которые не всегда совпадают с нормами и принципами трудового права, с защитой интереса работодателя и работника.

Появление на пути заключения трудового договора с иностранным гражданином такой формальной преграды, как получение разрешения (регистрация), создают проблемы, связанные с возникновением трудностей при заключении и расторжении трудового договора, защитой трудовых прав и интересов работодателя и работника.

Работодатель здесь включается в информационные отношения с потенциальным работником еще до его прибытия в страну, представляет в органы ФМС России проект (макет) трудового договора, который собирается заключить. Возникшие к моменту заключения договора изменения в условиях труда, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию приглашенного на работу и др. приводят к трудовому спору или предложению другой (подходящей) работы, включая смену работодателя. В нашем трудовом законодательстве отсутствует механизм разрешения подобных конфликтов, возникающих между работодателем и органами миграционной службы.

Особенно это видно на стадии прекращения трудового отношения с иностранным работником по причине, не зависящей от воли сторон трудового договора.

Прекращение трудового договора

Напомним, что нарушение иностранным работником миграционных правил влечет за собой применение административных мер воздействия, включая административное выдвижение. Но выдворение из страны как основание, влекущее прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не находится в числе таких оснований, предусмотренных ст. 83 ТК РФ. Не рассматривает такой случай в качестве основания для прекращения трудового правоотношения и ст. 74 ТК Азербайджанской Республики, которая содержит исчерпывающий перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе третьих лиц.

На наш взгляд, процедура принятия решения о выдворении из страны иностранного работника по причине нарушения правил пребывания (регистрации) не может проходить без работодателя - непосредственного участника приглашения гражданина на работу, стороны трудового договора.

Представляется, что работодатель должен быть поставлен в известность о нарушении его работником конкретных норм административного права и принятым по этому вопросу компетентными органами решением. Работодатель должен указать в приказе причину увольнения, которая не безразлична работнику (запись в трудовой книжке, получение гарантированных выплат; повторный приезд на работу и т. п.). Трудовой кодекс РФ, равно как и сравниваемые кодексы стран СНГ, не содержит четких решений на этот счет.

Вопросы выдворения иностранного работника могут быть предметом спора и судебного разбирательства с участием работодателя, если последний заинтересован в сохранении трудовых правоотношений. Вполне возможна и допустима ответственность работодателя, когда организация им труда иностранца способствовала правонарушению.

К тому же работодатель до истечения срока трудового договора остается обязательной стороной не только в области трудовых отношений, но и в вопросах выполнения комплекса обязательств социально-бытового характера: предоставления жилья, обучения, страхования, оплаты расходов по отправке работника домой и др.

Если процесс выдворения работника по каким-то причинам совпадает с интересами работодателя, то необходим социально-правовой механизм, защищающий интересы приглашенного в страну работника.

Учитывая тенденции развития миграционных отношений, привлечения иностранной рабочей силы в национальную экономику, а также то внимание, которое оказывают международные конвенции трудящимся-мигрантам, уместно подумать о самостоятельном основании прекращения трудового договора по такому обстоятельству, как выдворение работника (депортация) за нарушения порядка пребывания (регистрации) в данной стране. Такое основание не совпадает по своему характеру и содержанию (методу использования) с иными обстоятельствами, не зависящими от воли и желания сторон (дисквалификацией, наступлением чрезвычайных обстоятельств и др.).

Специфика данного вида административного наказания, влекущего за собой прекращение трудового правоотношения иностранного работника с работодателем по воле третьей стороны, представляется нам самостоятельным основанием, отличающимся от иных оснований прекращения трудового договора, предусматриваемых ст. 77 ТК РФ. В начальной редакции Трудового кодекса (до 2006 г.) эта статья содержала возможность расторжения трудового договора по "другим основаниям", если они предусматривались Кодексом и иными федеральными законами. В новой редакции эта часть п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ утратила силу, а в ст. 84 ТК РФ появилось дополнение о возможности прекращения трудового договора "в других случаях, предусмотренных федеральными законами".

Сегодня ни один федеральный закон не предусматривает расторжение трудового договора по данному или близкому по содержанию и назначению основанию. К тому же ст. 84 ТК РФ по своему назначению посвящена основаниям прекращения трудовых договоров, которые имели погрешность на стадии заключения, как то: заключение договора при отсутствии документов; в нарушение постановления судьи; органа дознания и пр. Следовательно, рассматриваемый случай разрыва трудового отношения может быть включен в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в ст. 83 ТК РФ.

Весьма просто, по-современному, подобные проблемы решаются Трудовым кодексом Азербайджана. Перечисляя основания расторжения трудового договора, Кодекс, конечно, не предусматривает рассматриваемую нами причину разрыва трудовых отношений в случаях, не зависящих от воли сторон, но предлагает участникам трудового договора самостоятельно определить, как его расторгать в подобных случаях (п. "е" ст. 68 ТК АР). Иными словами, любое новое основание, вызывающее прекращение трудового договора, прямо не предусмотренное Трудовым кодексом, должно связываться не с "иными федеральными законами", содержащими процедуру правового регулирования, а с соглашением сторон, которые еще на стадии заключения трудового договора могут договориться о возможных его негативных последствиях и способах их локализации, устранения.

В рамках частно-государственного партнерства

В заключение отметим следующее. 28.10.2010 в Санкт-Петербурге состоялось 35-е пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, где был принят Модельный закон "О деятельности частных агентств занятости". В документе подчеркивается, что объем рынка услуг для работодателей и соискателей вакансий как в сфере трудовой миграции, так и на внутреннем рынке труда настолько велик, что эффективно решать такие масштабные задачи можно только путем активного привлечения и использования частной инициативы в рамках частно-государственного партнерства.

В ст. ст. 10, 11 названного Закона зафиксированы права и обязанности работодателей и граждан (соискателей вакансий), обращающихся в частные агентства занятости за получением услуг в сфере трудовой миграции и занятости населения. В частности, работодатель (предприятие-пользователь) обязан обеспечить работнику условия труда, его оплату, социальные, жилищно-бытовые и иные условия, указанные в заключенном с ним трудовом договоре, а также незамедлительно информировать частное агентство занятости (подобравшее работу иностранному гражданину по заявке работодателя) о досрочном разрыве по любой причине трудовых отношений. Работнику предоставляется право предъявить в судебном порядке (в соответствии с законодательством принимаемого государства) претензии (иски) как к частному агентству занятости, так и к предприятию-пользователю (работодателю).

Библиографический список

1. Миграция XXI век. 2011. N 6. С. 56 - 57.

2. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции. СПб., 2012.

В. Сойфер

профессор

кафедры гражданского процесса

и социальных отраслей права

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

А. Касумов

профессор,

зав. кафедрой

гражданского процесса,


Россию и Казахстан ежегодно отправлялись 800 тысяч граждан Киргизии, 1,5 миллиона — Таджикистана и 2,5 миллиона — Узбекистана. Общая численность трудовых мигрантов составляла, таким образом, 4,8 млн. человек. Цифра эта является, по-видимому, существенно заниженной. По данным Федеральной миграционной службы в течение 2008 г. в Россию прибыло 14,4 млн. иностранцев, в том числе около 2 млн. из Узбекистана и по 1 млн. из Киргизии и Таджикистана.При этом лишь 2,3 млн. из них работали в России легально, то есть получили разрешение на работу. Вместе с тем, только в Казахстане общее количество трудовых мигрантов составляло до кризиса около 3 миллионов человек, причем большинство из них работали нелегально. Основными сферами занятости мигрантов являлись строительство, розничная торговля, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство.

Международная миграция рабочей силы в странах снг

Развитию предпринимательства и малого бизнеса наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов, созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики. Развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации.

Внимание

Поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве. И так, международная миграция трудовых ресурсов в странах мира, порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов

Инфо

К отрицательным последствиям как правило относятся следующие: рост нелегальной миграции; рост социальной напряженности; ухудшение ситуации на национальном рынке труда, снижение цены на рабочую силу; целые отрасли экономики оказываются в руках мигрантов и зависят от их труда. Миграции из развитых стран в развивающиеся — это сравнительно небольшой поток высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, преподавателей из стран Европы и Северной Америки, которые следуют в основном за миграцией капитала и призваны обслуживать его интересы.


Регулирование международной миграции в развивающихся странах, преследует цели: защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания; возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
Физические и юридические лица, введшие в заблуждение трудящихся-мигрантов и предоставившие ложные сведения о характере своей деятельности, лишаются лицензии на право заниматься этой деятельностью и привлекаются к ответственности в соответствии с национальным законодательством. Государство в лице его уполномоченных органов принимает все надлежащие меры для предотвращения и пресечения незаконных или тайных переездов и найма граждан и иностранных граждан, не имеющих легального статуса, включая при необходимости применение санкций в отношении нанимателей трудящихся-мигрантов в случаях, предусмотренных законодательством.
Сотрудничество государств — участников СНГ в области регулирования трудовой миграции строится на основе соответствующих межгосударственных соглашений.

Миграция рабочей силы в странах снг и ее основные особенности

При этом сократить трудовую миграцию или отказаться от нее Россия, по мысли авторов доклада, не сможет, поскольку ее потребность в рабочей силе «еще долго будет сильнее желания Бишкека или Душанбе оставить своих граждан у себя». Основным аргументом этого тезиса являются основанные на старых демографических данных прогнозы о том, что в 2008-2025 гг.


естественная убыль населения России составит 11 миллионов, а число трудоспособного населения в 2011 -2017 гг. будет ежегодно сокращаться на 1 млн. чел. Общий же вывод аналитиков MKT гласит, что «Россия должна будет продолжать политику привлечения большого числа иностранных рабочих», иначе «это серьезно скажется на ее промышленном развитии…».
В идеале же трудовым мигрантам вообще желательно предоставить российское гражданство.

Трудовая миграция снг

Цель настоящего Закона — урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес. Действие настоящего Закона распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики (государства) рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами.

Трудовая миграция стран снг

Эта тенденция усиливается глобализацией систем высшего образования. Можно говорить о том, что миграция играет всё более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности в других государствах.

В развитых странах создаются различные программы по привлечению тех высококвалифицированных специалистов в области специализации, которых страна переживает нехватку. Но сегодня одой из главнейших проблем стран, привлекающих мигрантов, является нелегальная миграция.

Мировое профсоюзное движение в целом занимает неоднозначные позиции в отношении трудящихся-мигрантов.

Трудовая миграция в снг тенденции и проблемы регулирования

Важно

В ближайшее время оптимизация ожидает силовые структуры, государственный аппарат и бюджетную сферу, где правительство в условиях кризиса также стремится снизить расходы. В армии сокращения уже идут полным ходом, на очереди -реформа МВД и аппаратов региональных органов власти.


Места трудовых мигрантов эти люди не займут, но сократится и число вакансий, на которые в будущем могли бы претендовать выпускники российских вузов. Судя по развитию демографической ситуации, вполне могут не оправдаться и прогнозы о депопуляции населения России. В 2009 г. впервые за последние 18 лет был зафиксирован небольшой прирост населения, который обеспечило увеличение рождаемости, снижение смертности и более высокий миграционный приток.

Трудовая миграция из стран снг в россию

Трудовой договор (контракт) между трудящимся-мигрантом и нанимателем (работодателем) заключается в письменной форме и должен содержать исчерпывающие данные об условиях и характере работы и проживания, порядке переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи и возвращения в государство выезда, социальных гарантиях в государстве трудоустройства. Наниматель (работодатель) обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в учреждениях, определенных уполномоченными органами.

Один экземпляр договора (контракта) должен быть вручен трудящемуся-мигранту до его выезда в государство трудоустройства. Трудовой договор (контракт) не может передаваться от одного нанимателя (работодателя) другому.

На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы, некоторые государства региона, отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстан.

Более высокие показатели уровня жизни и зарплаты формируют достаточно большие потоки трудовых мигрантов из стран СНГ в экономически развитые страны. Трудовая миграция представляет собой многогранное социально экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран СНГ.

Это наводит нас на мысль, что возможно в родной стране ситуация ещё хуже. Но с другой стороны иммигранты-нелегалы попадают в группы риска, так как они легко могут быть втянуты в наркобизнес, проституцию, а из-за того, что нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности – это вызывает озабоченность населения в связи с растущей угрозой терроризма. Всё мировое профсоюзное движение выступает против применения бесправного труда нелегальной рабочей силы. Однако следует сказать, что преобладающая часть нелегальных мигрантов своим трудом вносят весомый вклад в экономику принимающих стран. И в этом нам видится главная причина того, что до недавних пор в большинстве стран СНГ смотрели на нелегальную миграцию сквозь пальцы.

Рязанцев с.в трудовая миграция в странах снг

По экспертным оценкам, переводы трудящихся-мигрантов из России на родину заработанных средств составляют в Молдавии и Таджикистане соответственно 25% и более 20% ВВП этих государств Азербайджанские мигранты привозят домой до 2,5 млрд. долларов, «что в два с половиной раза превосходит иностранные капиталовложения в республику. Это является значительным вкладом мигрантов в инвестирование экономики своих стран.

В СНГ была предпринята попытка скоординировать политику в области трудовой миграции. В 1994 году подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, а в 1998 - по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией.

Первое регулирует многие вопросы.

Впервые Россия столкнулась с проблемами массовой миграции после распада СССР. В начале 1990-х гг. миграционные потоки формировались в противоположных направлениях: российские граждане покидали страну, а из ближнего зарубежья прибывали жители стран СНГ и Балтии, среди которых были лица, имеющие статус гражданина Советского Союза, а также те, кто граждан­ства вовсе не имел. По данным МВД с 1991 г. в Россию прибыло около 7 млн мигрантов и вынужденных переселенцев, т.е. тех, кто получил разрешение на въезд на постоянное место житель­ства. Причинами активизации миграционных потоков явились, во-первых, преследования русскоязычного населения в странах исхода, а во-вторых, более привлекательные экономические усло­вия в РФ.

Современные тенденции формирования миграционных пото­ков в РФ приведены на рис. 3.7.

Численность мигрантов из СНГ сократилась за указанный пе-РИод в 3 раза, сегодня основные миграционные потоки форми­руют граждане Казахстана, Узбекистана и Украины. К 2007 г. чис­ленность выбытий сократилась в 4 раза по сравнению с 1997 г. Тем не менее отмеченный к началу 2008 г. миграционный при­рост в 240 тыс. чел. позволил отчасти компенсировать естествен­ную убыль населения, составившую 470 тыс. чел.

Следует заметить, что приведенные данные характеризуют т °лько официально регистрируемую миграцию. Основной комп-



700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000

Прибывшие в Рф из стран СНГ

Выбывшие из Рф в страны СНГ

1997 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Рис. 3.7. Динамика миграционных процессов внутри СНГ

леке проблем межгосударственного регулирования перемещений обусловлен нелегальной миграцией из стран СНГ в РФ, которая по оценкам экспертов составляет от 1 до 4 млн человек в год. Отсутствие опыта регулирования массовых миграционных про­цессов, ограниченность законодательных норм, неразвитость го­сударственных институтов, отвечающих за разработку и реали­зацию механизмов управления миграцией населения, привели к тому, что в нашу страну беспрепятственно устремился поток иммигрантов. Этому способствовало существование безвизо­вого режима въезда и выезда, отсутствие межправительственных соглашений в области миграции населения, «прозрачность» гра­ниц РФ.

Нелегальная миграция, по сути, является крайне противоре­чивым явлением. С одной стороны, в ней заинтересованы рабо­тодатели, получающие выгоду от нелегального использования рабочей силы, - не нужно платить налоги, делать взносы в фонд социального страхования, заботиться о безопасности труда ра­ботников-мигрантов и т.д. Сами работники часто соглашаются на любые условия труда, поскольку в своей стране не имеют воз­можности трудоустроиться вообще, и, кроме того, заработки в РФ, даже при том условии, что мигрант будет получать меньше, чем коренной житель, выше, чем на родине. Активное развитие строительства, сферы коммунальных и бытовых услуг, других отраслей малого бизнеса в последние годы в значительной сте-


пени обеспечивалось за счет привлечения нелегальных мигран­тов, что позволило предпринимателям покрыть потребность в трудовых ресурсах. С другой стороны, распространение нелегаль­ной миграции породило целый комплекс проблем, требующих скорейшего разрешения. Во-первых, уклонение от налоговых вы­плат приводит к сокращению поступлений в федеральный и ре­гиональные бюджеты. Во-вторых, формирование теневого рынка труда приводит к развитию дисбаланса на региональном рынке труда, в частности, установление ставок заработной платы про­исходит в искаженном виде, деформируется конъюнктура рынка труда как следствие избыточного спроса на дешевую рабочую силу, усиливается конкуренция между наемными работниками - гражданами страны и работниками - нелегальными мигрантами. В-третьих, это целый комплекс социальных проблем: отсутствие доступа к системе здравоохранения и социального обеспечения для нелегальных мигрантов, условия их занятости (оплата, орга­низация труда и отдыха, бытовые условия, социальные гарантии) не регулируются законодательством; рост коррупции среди долж­ностных лиц; нелегальные мигранты нередко бывают вовлечены в криминальную деятельность и др.

Необходимость неотложного решения проблем нелегальной миграции обусловлена интересами социально-экономического развития РФ, нарастанием напряженности в обществе, распро­странением ненависти и нетерпимости по отношению к мигран­там со стороны коренного населения, утратой доверия к государ­ственным институтам власти.

Государственная миграционная политика

Миграционную политику определяет Правительство РФ, а за ее реализацию отвечает Федеральная миграционная служба (ФМС), находящаяся в структуре Министерства внутренних дел с 2002 г.

Формирование миграционной политики Российской Федера­ции началось в 1990-е гг. В этот период были приняты законы, Регулирующие миграционные процессы, сформированы соответ­ствующие ведомства. Отличительной особенностью проводимой в то время миграционной политики была ее направленность на Применение ограничительных мер: порядок регистрации имми­грантов, получения вида на жительство и разрешения на работу, Условия выдворения иммигранта из страны.

В последние годы главной целью миграционной политики была борьба с нелегальной миграцией: начала действовать систе-

ма квот на трудоустройство иммигрантов, рассчитываемых исходя из потребностей региональных рынков труда; были приняты за­коны, усиливающие ответственность работодателей за использо­вание труда нелегальных мигрантов; принят закон «О правовом положении иностранных граждан», устанавливающий порядок легализации мигрантов.

Основы миграционной политики устанавливаются Конститу­цией РФ и Федеральным законом «О порядке выезда из Россий­ской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Содержание и меры реализации миграционной политики раскрываются в Кон­цепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г., № 256-р), Концепции демографического раз­вития Российской Федерации на период до 2015 г.

Углубление демографического кризиса, создающего препят­ствия на пути экономического развития России, обусловило не­обходимость разработки целостной концепции миграционной политики РФ, определяющей механизмы рационального разме­щения населения на территории страны, а также привлечения и использования интеллектуального и трудового потенциала ми­грантов.

В последние годы привлекли особое внимание проблемы внешней миграции, так как только иммиграция дает возмож­ность быстрой стабилизации численности трудовых ресурсов. Количество въехавших в Россию на постоянное место Житель­ства превышает численность выехавших за ее пределы, однако миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения, превысившую 8 млн чел. По различным оценкам для поддержания численности населения на необходимом уровне требуется от 700 тыс. до 1 млн иммигрантов в год. Однако, как было показано ранее, значительный приток мигрантов сопро­вождается развитием проблем на рынке труда, в сфере занятости населения, нарастанием социальной напряженности. В то же время необходима разработка инструментов и механизмов стиму­лирования внутренней миграции. Поэтому в Концепции демо­графического развития Российской Федерации выделены следу­ющие направления регулирования миграционных процессов:

Создание действенного механизма миграционного замеще­
ния естественной убыли населения РФ;

Повышение эффективности миграционных потоков путем
достижения соответствия их объемов, направлений и со-


става перспективам социально-экономического развития РФ;

Обеспечение интеграции мигрантов в российский социум
и формирование толерантности к мигрантам.

В области миграции и переселения определены следующие приоритеты и направления:

Привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан госу­
дарств-участников СНГ, на основе проведения селективной
миграционной политики;

Создание условий для сокращения эмиграционного оттока,
ведущего к сокращению научно-технического, интеллекту­
ального и творческого потенциала населения Российской
Федерации;

Обеспечение легализации миграции в Российскую Федера­
цию путем применения соответствующих правовых, орга­
низационных, финансовых и прочих механизмов;

Создание системы эффективной защиты законодательно за­
крепленных прав вынужденных мигрантов на территории
Российской Федерации.

Для решения этих задач предполагается разработка:

Механизмов привлечения иммигрантов, находящихся в ре­
продуктивном возрасте, имеющих высокий квалификацион­
ный уровень в профессиях, представляющих приоритетный
интерес для социально-экономического развития России;

Системы приоритетной поддержки в России высококвали­
фицированных специалистов ведущих отраслей, а также
более полное использование потенциала учебной иммигра­
ции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых
специалистов в развитые страны;

Активной региональной экономической политики, направ­
ленной на сохранение численности населения в важных
в геополитическом отношении регионах РФ, что позволит
расширить привлечение рабочей силы из других районов
страны на временной, ротационной основе;

Подходов к обеспечению возможностей возвращения в Рос­
сийскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за гра-

1 Во многих зарубежных странах, таких как Австралия, США, Канада, Финляндия и др., действует система балльной оценки трудовых мигрантов, Проводимой по критериям возраста, образования, квалификации, стажа ра­боты по специальности, знания языка. Важная роль отводится также бизнес- и Ммиграции для владельцев бизнеса и инвесторов.


ницу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая предоставле­ние им условий безопасности, жилья, места работы и пр.;

Мер, направленных на повышение территориальной мо­
бильности рабочей силы, а также механизмов поддержа­
ния жизнедеятельности и экономического развития особо
кризисных регионов и районов Крайнего Севера;

Действенных экономических стимулов для переселенцев,
включая регионально-дифференцированные меры, направ­
ленные на перераспределение иммиграционных потоков в
регионы, испытывающие наиболее острую нехватку насе­
ления и трудовых ресурсов.

Очевидно, что миграционная политика должна быть согласо­вана с другими направлениями политики государства, в особен­ности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной без­опасности, а также внешней политикой государства.

Проблема внешней трудовой миграции остается актуальной. Заканчивающийся кризис ее еще больше усугубил. Как же можно продвинуть решение назревшего комплекса проблем? Что предстоит сделать в первую очередь? Какова роль негосударственных агентств по трудоустройству?

1. Требуется унификация правил игры. Содружество Независимых Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств в этой области.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда - Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и направляющей страной.

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.

Поэтому анализ формирования миграционной политики в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям.

Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.

Одним из первых было заключено 15 апреля 1994 года Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ , подписанное всеми странами СНГ в Москве и ратифицированное всеми государствами кроме Узбекистана. Соглашение носило во многом общий характер, однако это был один из первых документов Содружества по проблемам миграции населения. Было бы ошибкой отрицать важность его принятия, и оно стало отправной точкой для развития партнерского процесса между странами СНГ в области трудовой миграции, основанием для разработки много- и двусторонних соглашений, их постепенного содержательного наполнения и совершенствования. Именно это Соглашение поставило на повестку дня проблемы трудовой миграции, заставило задуматься о правах мигрантов, что в общем способствовало более гуманному к ним отношению со стороны принимающих сообществ.

Соглашение о трудовой миграции дополняет Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией , подписанное 6 марта 1998 года в Москве. В основе данного Соглашения - контрольные функции. Однако в нем ничего не говорится о возможностях и каналах легализации.

Ограниченность Соглашения о трудовой миграции, принятого в 1994 г. потребовала принятия 13 мая 1995 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ », в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений.

Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств .

Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана. Конвенция разработана в контексте соответствующих международных конвенций и охватывает значительно более широкий круг вопросов по сравнению с Соглашением 1994 года, и она может стать хорошей основой для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что в рамках Содружества принят еще ряд важных документов по вопросам миграции. Например, 5 октября 2007 г. в Душанбе принято Соглашение «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ », которое было подписано представителями всех стран кроме Грузии, Молдавии и Туркмении; 3 апреля 2008 г. - модельный закон «О противодействии торговле людьми ».

2. Двусторонние соглашения: путь к учету национальной специфики миграционных процессов. Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения - традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.

Нет сомнения, что в России проводится значительная работа по формированию миграционной политики Российской Федерации и государств-участников СНГ. Изменение процедур получения разрешений на работу в России гражданами стран СНГ является одним из принципиальных элементов реформирования российского миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 году. Порядок получения разрешений на работу для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, был существенно упрощен. Трудовые мигранты из этих государств получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено.

Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.

Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.

Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

  • во-первых , в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих «предпочтительных миграционных партнеров»;
  • во-вторых , в стремлении легализировать трудовую миграцию;
  • в-третьих , в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
  • в-четвертых , в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;
  • в-пятых , в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства;

Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г. поспешных, на наш взгляд, решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.

3. Рекомендации на перспективу. Какие могут быть приняты рекомендации на перспективу по дальнейшему развитию интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики России и стран СНГ?

Прежде всего, следует продолжить и обеспечить полное выполнение постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств-участников СНГ», принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (№ 29-5 от 31.10.2007).

В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции . Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств-участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамбли СНГ.

Также было бы целесообразно рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в частности:

  • о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
  • о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
  • о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
  • о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем, связанных с адаптацией трудящихся-мигрантов в принимающем государстве.

Кроме того, в мероприятиях на 2010 год целесообразно предусмотреть разработку Федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.

Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.

Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее принятия находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов-нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.

В выработке и реализации эффективной миграционной политики в Российской Федерации, особенно в сфере трудовой миграции, на наш взгляд, большую роль должен сыграть негосударственный сектор . Необходимо сказать слова благодарности государственным органам, прежде всего, Федеральной миграционной службе, которые много делают в этом направлении. Однако, учитывая численность мигрантов, объемы миграции, которые в настоящее время существуют, только один государственный сектор не в состоянии качественно и квалифицированно решить возникшие проблемы, еще больше усугубившиеся в период финансового кризиса. В этой связи большая роль отводится институтам гражданского общества . В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильного государства. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

По нашему мнению, необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан . Для этого, на наш взгляд, необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим - это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке комментария произошла ошибка .

Попробуйте повторить позднее.

Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны.

Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету. Согласно статистике , с января текущего года по ноябрь миграционная ситуация следующая.

Почти 16,5 миллионов иностранных граждан поставлено на миграционный учет в 2019 году, против 14,5 миллионов учтенных за 2017 год.

Виды миграции

Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.

Зачем иностранцы едут в РФ

Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:

  • Личная безопасность и безопасность семьи;
  • Медицинское обслуживание в доступной форме;
  • Возможность получения образования;
  • Наличие работы и средств к существованию;
  • Наличие жилья или возможность его приобретения;
  • Доступность необходимых для качественного питания продуктов.

Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.

Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2017, 2016 и 2015 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.

Мигранты из Узбекистана

Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.

Кстати. За три квартала 2018 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).

Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.

Мигранты из Таджикистана

Это государство на втором почетном месте по числу покинувших его и отправившихся в Россию граждан. Из 1 745 555 гостей России за три первых квартала года работать приехали почти 800 тысяч человек.

Кстати. Поток таджикских трудовых мигрантов снизился, несмотря даже на объявленную правительством России амнистию «невъездных» граждан этой страны и разрешение им пересечь границу федерации.

Мигранты из Украины

Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2013 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.

Распределение по российской территории

Традиционно больше всего работников стремится в Москву и область, а также в Санкт-Петербург.

Таблица. Территориальное распределение иммигрантов

Кроме центральных областей у иммигрантов популярны:

  • Самарская обл.;
  • Иркутская;
  • Новосибирская;
  • Краснодарский край;
  • Ханты-Мансийск;
  • Татарстан.

Незаконная иммиграция

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Эмиграция – куда едут россияне

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Важно! В отличие от иммиграционного потока, который идет в РФ из ближнего зарубежья и состоит на 80% из неквалифицированных или имеющих низкую квалификацию работников, из России в основном уезжают специалисты средней и высшей квалификации.


Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.

Страны, в которые едут россияне:

  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Грузия;
  • Израиль;
  • Великобритания;
  • Чехия;
  • Норвегия;
  • Испания;
  • Новая Зеландия;
  • Швейцария;
  • Турция;
  • Корея;
  • Эстония.

Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество. Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.

Кстати. Если верить статистике, большинство уехавших все же предпочли проживание в странах с равным российскому экономическим уровнем – государствах СНГ.

За предыдущий год уехало из федерации 313 210 человек, 256 480 из них – в СНГ. Это:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Молдова;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

В остальные страны мира выехало всего 56 730 российских граждан.


Важно! В Российской Федерации, как ни в одной другой стране, развита внутренняя миграция. Когда из дальних округов одни люди едут в центр страны, для престижа, а другие наоборот уезжают в северные округа ради высоких заработков.

Миграционный прогноз

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.


Миграционные процессы неизбежны. В них вовлекается все больше людей. Это не может оцениваться в терминах «хорошо» и «плохо». Каждый человек имеет право выбрать для жизни страну, которая ему нравится. Главное, сделать это легально, не нарушая государственные и миграционные законы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ