Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

К нам в организацию скоро придет проверка из прокуратуры, которая будет проверять персональные данные. Скажите, как проходят такие проверки? Что конкретно требуют представить сотрудники прокуратуры?

О выездной проверке

Проверка в организации порядка обработки персональных данных проводится в соответствии с Федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 26.04.2010; далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) и от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 27.12.2009), а также главой 14 ТК РФ. Из содержания вопроса следует, что вам предстоит «пережить» выездную проверку (ее порядок определяется ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ), которая может проводиться как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Персональные данные работника - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (в данном случае - о работнике).

Обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Уточним, что предметом плановой проверки является соблюдение работодателем (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) в процессе осуществления деятельности обязательных требований (в данном случае) к обработке персональных данных. При проведении внеплановой проверки первоочередное внимание уделяется недостаткам, выявленным в ходе предшествующей проверки (проверяется, насколько полно и своевременно они были устранены).

Порядок проведения плановой проверки

О проведении плановой выездной проверки юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляется органом государственного (муниципального) контроля (надзора) не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющим руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации служебного удостоверения и приказа (распоряжения) руководителя проверяющего (контрольного, надзорного) органа о назначении выездной проверки. Заверенная печатью копия приказа (распоряжения), если она не была получена юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее, вручается под роспись одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Непосредственно после этого проверяющий должен ознакомить руководителя (лицо, его замещающее) проверяемой организации:

С полномочиями проверяющего (проверяющих);

С целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;

С видами и объемом проверочных мероприятий;

Со сроками и условиями проведения проверки (проверочных мероприятий);

В большинстве случаев продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.

С составом экспертов (представителями экспертных организаций), если таковые привлекаются к выездной проверке.

По просьбе руководителя (лица, его замещающего) предприятия проверяющий обязан ознакомить его с административными регламентами проведения проверочных мероприятий и порядком их проведения на объектах предприятия. Со своей стороны, руководитель (лицо, его замещающее) предприятия обязан предоставить проверяющим:

Возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, - в данном случае относящимися к организации обработки персональных данных (см. ниже);

Доступ на территорию и в соответствующие здания (помещения) предприятия (к примеру, в здание управления предприятия, помещения отдела кадров и пр.).

Организация обработки персональных данных работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) регламентируется соответствующим локальным нормативным актом, например: Положением о порядке обработки персональных данных, Инструкцией о защите персональных данных и др. Работников нужно ознакомить с этим локальным нормативным актом (далее - ЛНА) под роспись - как правило, перед подписанием трудового договора (либо при вступлении ЛНА в действие). Следовательно, в первую очередь проверяющий пожелает узнать:

1) имеется ли у работодателя ЛНА, регламентирующий организацию обработки персональных данных;

2) ознакомлены ли с ЛНА все работники организации.

Работников (их представителей) необходимо ознакомить под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области (ст. 86 ТК РФ).

Ознакомление работников с ЛНА под роспись обычно оформляется либо в специальной книге (журнале), либо в листе-приложении к этому документу или к трудовому договору.

Кроме того, при проверке выполнения требований нормативных правовых, а также действующих у данного работодателя локальных нормативных актов по организации обработки персональных данных основное внимание проверяющих будет обращено на следующие вопросы:

1) производится ли обработка персональных данных работников исключительно в целях обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой ими работы и обеспечения сохранности имущества работодателя;

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. Однако в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника - но только с письменного согласия последнего. Кроме того, работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2) выполняется ли требование федерального законодательства о порядке получения персональных данных работников (см. ниже);

3) соблюдается ли порядок принятия решений, затрагивающих интересы работников, в части обоснования таких решений не только персональными данными, полученными исключительно в результате их автоматизированной обработки (электронного получения), но и иными разрешенными к применению методами (способами), например при принятии решений о переводе на другую работу, о прекращении трудового договора и пр.;

4) за счет каких средств обеспечивается защита персональных данных от неправомерного использования (утраты);

5) обеспечено ли право работников на сохранение и защиту тайны (в части, относящейся к персональным данным);

6) участвуют ли работники (их представители) в выработке мер, направленных на защиту персональных данных.

В частности, для проверки соблюдения работодателем порядка получения персональных данных работников проверяющий вправе запросить для ознакомления:

1) переписку работодателя по вопросам обработки персональных данных;

2) письменные заявления работников с выражением согласия на обработку персональных данных (в том числе на получение таких данных от третьих лиц и передачу их третьим лицам).

Персональные данные о работнике следует получать непосредственно у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, то работника следует уведомить об этом заранее и от него необходимо получить письменное согласие. При этом работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

Несомненно, проверяющий обратит внимание и на то, как выполняются требования к обработке персональных данных в повседневной деятельности уполномоченными должностными лицами (в общем случае - работниками отдела кадров).

Отметим, что право должностных лиц (работников) на обработку персональных данных (в более широком смысле - на доступ к персональным данным) нужно зафиксировать в соответствующем ЛНА работодателя, а также при необходимости (дополнительно, на факультативной основе) в следующих документах:

Трудовых договорах;

Должностных инструкциях;

Инструкциях по видам деятельности;

Приказах (о назначении на должность и по отдельным вопросам организации обработки персональных данных).

К тому же проверке подлежит организация хранения персональных данных (содержащих их документов). Учитывая, что хранение персональных данных в настоящее время осуществляется не только в традиционном (бумажном), но и в электронном виде, следует ожидать и проверки информационной системы, применяемой работодателем для обработки (в том числе хранения) персональных данных. Скорее всего, к выполнению этой части проверочных мероприятий проверяющим будет привлечен эксперт (специалист по информационным технологиям), для которого наибольший интерес будут представлять следующие вопросы:

1) какой класс присвоен информационной системе, насколько это обосновано (см. в этой связи Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных (утвержден приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13.02.2008 № 55/86/20);

2) какие методы и способы защиты персональных данных (с учетом класса информационной системы) (см. в этой связи Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных (приложение к приказу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 05.02.2010 № 58) применяются, позволяют ли они обеспечить надежную защиту от несанкционированного доступа или утраты?

Кроме того, проверяющий, несомненно, обратит внимание на то, насколько соответствуют целям обеспечения защиты персональных данных помещения и рабочие места, в (на) которых выполняется их обработка. Как правило, доступ в эти помещения (обособленные части (зоны) помещений) должны иметь только лица (работники), допущенные к обработке персональных данных. Помещения следует защитить от проникновения в них посторонних лиц, они должны быть оборудованы сигнализацией, а также надежными средствами хранения. Соответствующие средства защиты должны иметь и установленные на рабочих местах средства программно-технической обработки персональных данных.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование проверяющего органа;

3) дата и номер приказа (распоряжения) о назначении проверки;

4) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;

5) наименование проверяемой организации, а также фамилия, имя, отчество и должность его руководителя (лица, его замещающего);

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований к обращению с персональными данными, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя (лица, его замещающего) организации, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок организации записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у предприятия указанного журнала;

10) подпись (подписи) проверяющего (проверяющих).

К акту могут прилагаться связанные с результатами проверки документы (их копии).

Один экземпляр акта вручается руководителю (лицу, его замещающему) организации.

М. Ю. Рогожин,
эксперт

Проверить информацию относительно своей организации можно в на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ. Напомню, что с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 246-ФЗ «»). Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя. По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер. Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «» прокурор имеет право: беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций; требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций; вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства; инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Ответ в прокуратуру на требование о предоставлении документов

N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок предписывается рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Инфо В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

Специальные категории персональных данных 2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если: 7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; Внесены изменения и в закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Теперь сведения, составляющих врачебную тайну, будут предоставляться органам прокуратуры без согласия гражданина или его законного представителя: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 13. Соблюдение врачебной тайны 4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно; Мой комментарий: Думаю, что это не последние изменения в законодательстве о персональных данных.

Имеет ли право прокуратура запрашивать персональные данные?

0 - 0 Свернуть

  • получен гонорар 33%Юрист, г. КубинкаОбщаться в чате
    1. эксперт
    2. 9,6рейтинг

    Практически бесперспективно. Прокуратура не обязана знакомить с материалами проверки.Три года прошло.

    Если б что то было, то уже давно было бы.

    0 - 0 Свернуть Уточнение клиента Я хочу быть уверена, что при проверке ни каких нарушений не установлено или что то установлено.это что секретная информация для меня если она про меня? 28 Февраля 2013, 22:19

  • получен гонорар 33%Юрист, г. Просто меня пригласили на работу в администрацию на приличную должность и я не хочу ни каких сюрпризов.

    ЗеленоградОбщаться в чате Действительно ч.2 ст.

  • Если работник прокуратуры по телефону требует предоставить пакет бухгалтерских документов, правомочны ли его действия?

    Имеем ли мы право потребовать письменный запрос?

    В соответствии со ст.

    6 данного закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в 22, 27, 30и33 № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, а также от оснований затребования бухгалтерских документов работником прокуратуры (жалоба, возбуждение уголовного дела или дела об административном правонарушении), выносится запрос или постановление о предоставлении соответствующих документов.

    Образец ответа на «требование» прокуратуры

    История пастора, замученного фашистами11

    Алексей ЛедяевПастор церкви «Новое поколение»

    Изменение колеблемого1

    Ольга МахмудоваСлужитель, жена, мама

    Дневник счастливой жены.Почему не надо молиться за мужа или как не надо1

    Клуб LIFEСекреты и принципы успеха

    Мужской взгляд на семью: семейные консультанты отвечают на вопросы.

    Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК.

    Как предпринимателю защититься от уголовного дела

    Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.).

    В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка). Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ.

    Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

    Обязана ли организация по запросу Прокуратуры ежемесячно предоставлять сведения о наличии/отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам

    Данная обязанность законодательством не предусмотрена. Вместе с тем согласно Федерального закона от 17.01.1992 г.

    № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

    Однако предоставление таких сведений предусмотрено только в рамках осуществления прокурорского надзора. Основанием для осуществления мероприятий в рамках надзора может служить информация об имеющихся нарушениях законодательства. Исходя из этого, предоставление сведений ежемесячно вне рамок надзора является нарушением законодательства со стороны прокуратуры, а также ограничением свободы осуществления предпринимательской деятельности.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

    1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

    При осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие, прокурор надёлён широкими полномочиями, которые складываются как из общих для всей надзорной деятельности прокуратуры полномочий, так и из специальных полномочий, которыми наделяются прокуроры в рамках рассматриваемой отрасли.

    Общие полномочия определены в Законе о прокуратуре, в соответствии с которым прокурор в праве беспрепятственно, посещать служебные помещения, занимаемые подразделениями дознания и предварительного следствия, иметь доступ к их документам и материалам, а так же требовать представления необходимых документов и материалов, в том числе уголовных дел, для проверки статистических и отчётных данных.

    Специальные полномочия прокурора по своему содержанию являются уголовно-процессуальными, так как они регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

    Полномочия прокурора содержащиеся в уголовно-процессуальном законодательстве можно разделить на три группы:

    • 1) полномочия, направленные на выявление нарушений закона;
    • 2) полномочия направленные на устранение нарушения закона;
    • 3) полномочия направленные на предупреждение нарушения закона.

    В данной работе хотелось бы подробно остановится на полномочиях прокурора направленных на выявление нарушений закона и полномочиях направленных устранение нарушений закона.

    Из всего многообразия полномочий прокурора полномочиями направленными на выявление нарушение закона являются

    1) Полномочия по проверке исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

    В соответствии с положениями УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ и принять необходимые меры. К таким мерам следует относить: возбуждение уголовных дел, производство дознания и предварительного следствия, производство неотложных следственных действий. Проверка требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является важной составляющей частью прокурорского надзора.

    Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», прокурорам предписывается мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству;

    2) полномочия по даче согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

    Данное полномочие закреплено в п. 5 ст. 37 УПК РФ, и позволяет избежать необоснованного применения к лицам привлекающимся к уголовной ответственности меры пресечения в виде заключения по стражу, а так же избежать других нарушений прав граждан предусмотренных конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права;

    3) полномочия истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

    Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

    4) полномочия рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

    5) полномочия участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

    Надо отметить, что в ч. 6 ст. 108 УПК РФ сохранилось положение, согласно которому прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его в судебном заседании. В соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ прокурор утратил полномочие давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Соответственно, прокурор предварительно не изучает ходатайство и прилагаемые к нему материалы, а значит, нелогично возлагать на него обязанность обосновывать это ходатайство в суде. Более того, дача подобного поручения прокурором следователю противоречит смыслу указанного Закона о разделении прокурорских и следственных функций. Обосновывая в ходе досудебной подготовки целесообразность применения к обвиняемому меры пресечения, прокурор раньше времени начинает принимать активное участие в выполнении функции уголовного преследования — в ущерб функции надзора. В этой связи представляется, что в судебном заседании по названным вопросам должен обязательно участвовать не только прокурор, но и следователь, причем обосновывать ходатайство должен именно следователь, прокурор же призван осуществлять здесь надзор за законностью действий и ходатайств следователя, а при необходимости и реагировать представлением на принятое судебное решение;

    6) полномочия разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    7) полномочия утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

    Это полномочие введено ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ. Согласно п. 41.1 ст. 5 согласие — это в том числе разрешение на принятие процессуального решения. Такое разрешение равнозначно утверждению постановления и распространяется лишь на те случаи, когда получение согласия прокурора прямо предусмотрено в норме, устанавливающей условия прекращения дела по тому или иному основанию. Именно такое указание содержит п. 20 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

    8) полномочия утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

    9) полномочия давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т. е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318);

    10) полномочия определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146; ч. 8 ст. 151 УПК РФ.

    Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО (ч. ч. 3, 5 ст. 152; п. 3 ст. 149; ст. 155; ч. 3 ст. 157; ч. 1.1 ст. 319 УПК РФ). С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования (ст. ст. 37 – 41 УПК РФ) следует признать, что уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя СО (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151УПК РФ);

    11) полномочия получать от органов предварительного расследования уведомления:

    — о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

    — об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);

    — о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92 УПК РФ);

    — об освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 94 УПК РФ);

    — о направлении дознавателем уведомления о подозрении лица в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч. 3 ст. 223.1 УПК РФ);

    — о неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч. 5 ст. 165 УПК РФ), а также об отмене ареста корреспонденции (ч. 6 ст. 185 УПК РФ);

    — о приостановлении предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ);

    — о возобновлении предварительного следствия (ч. 3 ст. 211 УПК РФ);

    — о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 213 УПК РФ);

    12) продлевать срок дознания (ст. 223 УПК РФ);

    13) продлевать срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

    Ряд вышеуказанных полномочий является важной составляющей предварительного расследования позволяющей вовремя выявить нарушения закона при производстве дознания и предварительного следствия.

    2. Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушения закона, органами осуществляющими дознание и предварительное следствие.

    При осуществлении прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса, важно не только выявит нарушения допущенные в ходе производства дознания и предварительного следствия, должностными лицами данных органов, но и устранить выявленные нарушения. Для этого прокурор обладает следующими полномочиями:

    1) отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Как представляется, прокурор при осуществлении этого полномочия должен иметь возможность затребовать материалы доследственной проверки, изучить их и только после этого принять обоснованное и мотивированное решение. Одно постановление о возбуждении уголовного дела содержит только краткую информацию о событии, в отношении которого возбуждается уголовное дело, и не включает описания доказательств и иной информации, указывающих на наличие (или отсутствие) основания для возбуждения дела;

    2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Следует отметить, что это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21УПК РФ). Впрочем, обязательность мотивированных требований прокурора распространяется лишь на ознакомление с целью проверки с находящимися у следователя, руководителя СО материалами уголовного дела. Кроме того, в пункте 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», предписано прокурору при осуществлении надзора, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Однако надо иметь в виду, что требование прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ — ч. 6 ст. 37 УПК РФ) о самом устранении нарушений федерального законодательства не является строго обязательным для следователя, поскольку согласно ч. 3 ст. 38 УПК РФ следователь при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства может представить свои письменные возражения руководителю СО. Руководитель же СО рассматривает эти требования прокурора, а также письменные возражения следователя и дает последнему письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39 УПК РФ);

    3) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то правом отменять их обладает только руководитель СО (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);

    4) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

    5) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

    6) давать письменные указания о передаче уголовных дел, обычно подследственных органам дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ);

    7) изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями такой передачи могут теперь служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора (предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя) за соблюдением закона: грубые нарушения следователем органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т. п. Может показаться, что данное полномочие в определенной степени вступает в противоречие с другим способом прокурорского реагирования, предусмотренным частью 6 статьи 37 УПК РФ, когда при несогласии руководителя СО либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителям вышестоящих СО, а в случае их отказа — к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Однако обращает на себя внимание, что в ч. 6 данной статьи говорится именно о праве прокурора обращаться с требованиями об устранении нарушений закона по инстанции. Это означает, что прокурор в зависимости от конкретной обстановки может избирать любой способ реагирования на нарушения права, предоставленный ему законом, как то: обжаловать действия следователя вышестоящему руководству, либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования с учетом требований прокурора о соблюдении закона, либо, наконец, изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ;

    8) установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК РФ);

    9) признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч. ч. 2, 3 ст. 88 УПК РФ).

    Допустимость доказательств подразумевает, что доказательство должно быть получено:

    1) надлежащим субъектом, правомочным по данному делу проводить то процессуальное действие, в ходе которого получено доказательство;

    2) только из источников, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК, а в указанных в законе случаях – из источника определенного вида (ст. 196 УПК);

    3) с соблюдением правил проведения процессуального действия, в ходе которого они добыты;

    4) обязательным условием также является то, что должны быть соблюдены все требования закона при фиксировании хода и результата следственного действия;

    10) принимать предусмотренные гл. 18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (ч. 2 ст. 212 УПК РФ). Учитывать при этом, что право на реабилитацию включает в себя:

    • право на возмещение имущественного вреда;
    • устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

    Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда;

    11) возбуждать производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 415 УПК РФ);

    12) рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст. 124 УПК РФ). Прокурор обязан от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Прокурор рассматривает и разрешает жалобы на действия или бездействие должностных лиц, ведущих уголовный процесс в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре и УПК. Поданная жалоба должна быть рассмотрена и разрешена прокурором. Признав жалобу обоснованной, прокурор обязан принять меры по устранению выявленных нарушений законности. Вследствие этого в постановлении о разрешении жалобы могут содержаться указания дознавателю, следователю о проведении процессуальных действий, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

    13) признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю СО для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);

    14) признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);

    15) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. При этом указания прокурора даются непосредственно дознавателю. Обращает на себя внимание и тот факт, что в отличие от прежней редакции данной статьи в числе полномочий прокурора в УПК больше не названо право давать указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В то же время ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сохраняет норму о возможности дачи прокурором органу дознания письменных указаний о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в его производстве. В данном случаи, приоритет принадлежит регулированию, содержащемуся в УПК РФ, поскольку он больше не предусматривает принятия прокурором уголовных дел к своему производству;

    16) давать согласие на не уведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться интересами предварительного расследования, т. е. в данном контексте — интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания;

    17) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Обычно такая необходимость обусловлена невозможностью окончания дознания в установленный ст. 223 УПК срок либо повышенной сложностью или важностью дела, когда передача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Передача дела следователю может быть также связана с тем, что дознание проводится по значительному количеству преступлений, а число дознавателей в отдельных районах невелико. Однако необходимость в передаче может возникать и в случае, если дело, подследственное следователю, фактически расследуется органом дознания и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции.

    Надо сказать, что сама по себе возможность изымать дело сразу у дознавателя, минуя орган дознания, в некоторых ситуациях может быть важна для прокурора — например, когда передача дела на месте, непосредственно от дознавателя к следователю вызвана неотложной необходимостью, а орган дознания территориально удален и переписка с ним займет слишком много времени;

    18) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Право возвращения уголовного дела для дополнительного следствия принадлежит исключительно прокурору, который обязан активно его использовать для обеспечения надлежащего качества предварительного следствия, соблюдения следователем прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечения эффективности уголовного преследования. Прокурор обязан возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, если следователем допущены неполнота и односторонность исследования обстоятельств совершения преступления, ставящие под сомнение объективность выводов, изложенных в обвинительном заключении. Так же прокурор возвращает уголовное дело для дополнительного следствия при выявлении допущенных следователем нарушений закона, повлекших ущемление процессуальных прав обвиняемого, потерпевшего, иных участников уголовного судопроизводства либо влекущих признание доказательств, имеющихся в уголовном деле, недопустимыми согласно ст. 75 УПК. Безусловным основанием возвращения уголовного дела для дополнительного следствия является несоответствие существа обвинения, изложенного в обвинительном заключении, содержанию обвинения, предъявленного обвиняемому. Уголовное дело подлежит возвращению на дополнительное следствие при наличии в уголовном деле доказательств, дающих основания для привлечения в качестве обвиняемых других лиц, предъявления обвиняемому нового обвинения, а также при наличии следующих обстоятельств:

    1) выявлены фактические данные, не влияющие на квалификацию преступления, но существенно отличающиеся от указанных в ранее предъявленном обвинении;

    2) определен иной (больший или, наоборот, меньший) размер вреда, причиненного преступлением;

    3) установлено совершение обвиняемым новых преступлений или новых эпизодов преступной деятельности, охватываемых одним составом преступления;

    4) выявилась иная роль обвиняемого в совершении преступления, иная форма вины или иная стадия преступной деятельности;

    5) обнаружены квалифицирующие признаки инкриминируемого обвиняемому преступления (совершение преступления по предварительному сговору в группе лиц или неоднократно, рецидив преступления и т.п.);

    6) выявилась ошибка в ранее определенной квалификации действий обвиняемого;

    7) установлены иные обстоятельства, которые сами по себе или в совокупности с ранее установленными влекут изменение пункта, части, статьи УК, примененных при квалификации действий обвиняемого в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

    Возвращая уголовное дело для дополнительного следствия, прокурор обязан обратить внимание следователя на выявленные им недостатки, не позволяющие направить уголовное дело в суд, и конкретно указать, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо выполнить следователю.

    В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные полномочия, помогают прокурорам осуществлять эффективный надзор, в ходе осуществления дознания и предварительного следствия, способствуют защите прав участников уголовного судопроизводства, обоснованному привлечению лиц к уголовной ответственности, укреплению законности дознания и предварительного следствия.

    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки, проводимые прокуратурой, не подпадают под действие вышеуказанного Федерального закона. Однако это не говорит о том, что данный вид проверочных мероприятий находится вне зоны правового регулирования.
    Прокуратура, как и другие государственные органы, обязана руководствоваться конституционным принципом законности, установленным ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, и строить свою деятельность по проведению проверок юридических лиц на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

    На особенностях проверок, проводимых органами прокуратуры, полагаю, останавливаться не имеет смысла, они неоднократно были описаны в юридической литературе, но вот вопросы обоснованности проведения таких проверок, как правило, остаются нераскрытыми либо раскрываются не в полном объеме.
    Нередко руководитель организации узнает о проведении прокуратурой проверки в отношении юридического лица только в момент появления сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение и требующего предоставить необходимые для проведения проверки документы. На требования руководителя организации пояснить основания проведения проверки, как правило, следует стандартная фраза: «На основании ст. 22 Закона о прокуратуре».
    Действительно, ст. 22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предоставляет прокурору право при осуществлении функций по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

    Но является ли ссылка на Закон о прокуратуре основанием для проведения проверки юридического лица? Нет, не является. Поясню почему.
    Необходимо учитывать, что деятельность органов прокуратуры довольно подробно регламентирована приказами Генерального прокурора Российской Федерации, и, если часто приходится сталкиваться с прокуратурой, необходимо знать основные приказы.

    Так, наиболее значимым для хозяйствующих субъектов является приказ Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее - Приказ № 195), регламентирующий сферу деятельности прокурора по надзору за соблюдением федерального законодательства, так называемый «общий надзор».

    Пунктом 6 вышеуказанного Приказа № 195 проверки исполнения законов надлежит проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

    Кроме того, позицию относительно полномочий, предоставленных органам прокуратуры ст. 22 Закона о прокуратуре, высказал Верховный Суд Российской Федерации еще в 2003 году (постановление от 06.06.2003 № 86-В03-2).

    Так, согласно позиции Верховного Суда,Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору произвольного права на проведение проверок (в том числе вызов в прокуратуру для дачи объяснения), ст. 22 Закона о прокуратуре связывает это право с нарушением закона.

    Таким образом, у прокуратуры должны быть веские основания для проведения проверки того или иного хозяйствующего субъекта, и руководитель предприятия вправе требовать предъявления данных оснований. Основания для проведения проверки должны быть надлежащим образом оформлены, а не являться лишь словами сотрудника прокуратуры.

    В случае если основания для проведения проверки действительно отсутствуют и сотрудник прокуратуры не может внятно предъявить такие основания, полагаю, необходимо отказать сотруднику прокуратуры в предоставлении информации, а также обратиться всоответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на действия подчиненных сотрудников либо в суд.

    С основаниями разобрались, прокуратура должна иметь достаточные основания для проведения проверки субъекта хозяйственной деятельности, но также необходимо понять, какую информацию прокуратура может запрашивать, а какую не может.

    В соответствии с п. 6 Приказа № 195 при рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне , надлежит руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

    По смыслу текста приказа № 195 в качестве «иной тайны» можно рассматривать - тайну частной жизни (персональные данные граждан), коммерческую тайну, семейную тайну и так далее.

    Относительно персональных данных все понятно, Верховный Суд Российской Федерации окончательно определился с вопросом: имеет ли право прокуратура запрашивать персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Сейчас можно смело ответить - не имеет (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2013 № 94-АД-13-1, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2013 № 19-АД13-1).

    Верховный Суд в постановлении от 07.10.2013 указал, что прокурор при осуществлении деятельности должен руководствоваться требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ограничивающего доступ лиц к персональным данным без согласия субъекта персональных данных.
    Кроме того, Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору права требовать раскрытия персональных данных без соответствующего согласия субъекта персональных данных на раскрытие его персональных данных.

    Вышеуказанные постановления Верховного Суда Российской Федерации имеют принципиальное значение, ведь до этого у судей не было единого мнения по данному вопросу.

    В основном практика шла по пути признания права прокурора на запрос персональных данных без согласия субъекта персональных данных (например, решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 03.07.2012 по делу№ 2-340/2012, апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.09.2012 по делу № 33-6896/2012 и другие). Однако была и другая позиция судов, хотя она встречалась существенно реже (например, решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2011 по делу № 12-42/11).

    Проблема в том, что указанные постановления Верховного Суда не получили большой огласки в юридической среде, и о них мало кто знает, тем более те, кто наиболее часто является объектом проверок, проводимых прокуратурой, - органы местного самоуправления, государственные органы, предприятия малого бизнеса.

    Таким образом, предоставляя персональные данные по запросу прокуратуры, необходимо помнить об административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за неправомерное распространение персональных данных.

    Теперь необходимо обратить внимание на «коммерческую тайну».

    Пока Верховный Суд Российской Федерации свою позицию относительно защиты коммерческой тайны не высказал, однако решение данного вопроса требует скорейшего правового разрешения.

    Несмотря на отсутствие внятной судебной практики по данному вопросу, на основании системного анализа нормативных правовых актов, судебных решений можно сделать определенные выводы.

    Напомню, что в соответствии с п. 6 Приказа № 195 прокурор должен руководствоваться положениями законов о банковской, налоговой и иной тайне.Законом о прокуратуре прямо не предусмотрено право прокурора запрашивать информацию, составляющую коммерческую тайну без наличия достаточных оснований.
    Правильные выводы относительно правового режима коммерческой тайны сделаны впостановлении ФАС Поволжского округа от 19.05.2010 по делу № А12-22719/2009.

    В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

    При этом суд указал, что основания направления запроса типа «в связи с необходимостью рассмотрения дела» и «необходимые для осуществления своих полномочий» (аналогично «в связи с возникшей необходимостью») не могут быть рассмотрены в качестве мотивировки требования. По мнению суда, законодатель вкладывал в термин «мотивированное требование» иное содержание цели предоставления сведений и информации, не связанное с необходимостью исполнения полномочий государственного органа в связи с рассмотрением дел об административных нарушениях. Это означает, что мотивировка запроса не должна представлять собой просто отсылку к полномочиям государственного органа, в рамках исполнения которых необходимы запрашиваемые документы, и указание на номер дела. Мотивировка запроса должна быть описана отдельно, обязательно содержать сведения, обосновывающие необходимость направления запроса , а также необходимость предоставления запрашиваемой информации.

    Таким образом, для запроса сведений, составляющих коммерческую тайну, органы прокуратуры должны иметь определенные основания и строго руководствоваться положениями Закона о коммерческой тайне.

    Полагаю, что требования прокурора о предоставлении указанной информации с мотивировкой «на основании ст. 22 Закона о прокуратуре» являются не соответствующими действующему законодательству.

    В случае поступления запроса при отсутствии оснований предоставления информации, полагаю необходимым разъяснить прокуратуре право, предусмотренное ч. 2 ст. 6 Закона о коммерческой тайне, наистребование информации, составляющей коммерческую тайну в судебном порядке.

    Кроме того, в рамках рассматриваемого вопроса хотелось бы обратить внимание коллег на значимый вывод, который сделал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.08.2013 № 19-АД13-1 относительно направления запросов органами прокуратуры по факсу. Согласно позиции Верховного Суда, документ, направленный по средствам факсимильной связи, не является официальным документом и подлежит обязательному дублированию по почте.
    Необходимо уточнить, что вышеуказанное постановление Верховного Суда Российской Федерации не является единственным судебным актом, где рассматривался вопрос о законности направления запросов государственных органов по факсу.

    Так, Арбитражный суд Республики Башкортостан в Решении от 15.08.2008 № А07-9726/2008 установил, что запрос судебного пристава-исполнителя, направленный по средствам факсимильной связи, не является официальным документом и не может служить основанием для привлечения лица к ответственности в случае непредоставления на него ответа. Выводы Арбитражного суда Республики Башкортостан подтвердил Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 29.01.2009 № Ф09-10531/08).

    Полагаю, что аналогичные выводы можно сделать и в отношении запросов иных(кроме прокуратуры и судебных приставов-исполнителей) государственных органов.

    В связи с тем, что запрос, направленный по средствам факсимильной связи не является официальным документом, ответственность за его неисполнение не наступает.

    На основании всего вышеизложенного можно сделать определенные выводы:

    1. Полномочия прокуратуры не настолько широки, как может показаться на первый взгляд, в судебной практике намечается устойчивая тенденция по ограничениям полномочий прокурора в отношении проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в дальнейшем неизбежно формирование судебной практики и по другим ключевым вопросам, касающимся взаимодействия прокуратуры с хозяйствующими субъектами.

    2. Слово «прокуратура» не должно внушать страх. Необходимо помнить, что основной целью прокуратуры является обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, и указанная цель может быть достигнута только в ходе двухстороннего «диалога» прокуратуры и поднадзорных субъектов, при условии строго соблюдения требований закона со стороны самой прокуратуры.

    3. Практикующие юристы и руководители организаций должны четко знать свои права при проведении проверок органами прокуратуры, ведь, как показывает судебная практика, не всегда указанные проверки основываются на требовании действующего законодательства.

    В пятницу Госдума приняла закон, наделяющий органы прокуратуры правом знакомиться с персональными сведениями, в том числе составляющими врачебную тайну, без согласия гражданина. Соответствующие уточнения внесены в законы «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии с законом органы прокуратуры при осуществлении ими прокурорского надзора получают доступ к необходимой им для этого информации, в том числе могут осуществлять обработку персональных данных. А медучреждения по запросу органов прокуратуры будут обязаны предоставить информацию о состоянии здоровья пациентов, не спрашивая разрешения у самих граждан или их законных представителей.

    В частности, это касается информации о лицах, страдающих наркоманией, алкоголизмом, имеющих психические расстройства и состоящих на соответствующем учете.

    До сих пор прокуратура была не вправе напрямую запрашивать конфиденциальную информацию о гражданах. При расследовании уголовного дела сотрудники прокуратуры должны действовать через органы дознания и следствия, в случае гражданского процесса (например, при определении дееспособности гражданина или признании недействительными сделок) — через суд, в ходе прокурорских проверок получать согласие граждан.

    Однако, как сказано в пояснительной записке к документу, «в ходе проводимых органами прокуратуры проверок исполнения законодательства (в том числе о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, о безопасности дорожного движения, о труде и образовании и др.) возникает необходимость получения из медицинских учреждений сведений о состоянии здоровья граждан». И принятые изменения позволят устранить «имеющуюся коллизию между нормами законодательства об охране здоровья граждан и о персональных данных и нормами законодательства о прокуратуре».

    Подготовленной группой законопроект был скоропалительно принят . Поступив в парламент 15 мая, документ был одобрен в первом чтении 21 июня и принят сразу во втором и окончательном чтениях 5 июля.

    Как рассказал «Газете.Ru» депутат от «Справедливой России» Алексей Лысяков, у не имевших отношения к разработке законопроекта парламентариев были «определенные сомнения».

    «В целом получение персональных данных без разрешения человека, за исключением случаев расследования уголовных дел, конечно, неправильно, — считает Лысяков. — А прокуратура сейчас уголовные дела не расследует, а лишь проводит проверки. Но, поскольку у нас за предоставление поддельных справок существует только административная ответственность, пришлось расширить полномочия прокуратуры, которой нужны сведения о том, является ли человек алкоголиком или наркоманом».

    Именно огромное число поддельных медицинских справок, выдаваемых гражданам для получения права на владение оружием или вождение автомобиля и требующих проверок, вызвало необходимость появления этого закона, объяснил депутат. «Это просто результат всеобъемлющей коррупции. Поэтому и приходится принимать такие вещи», — заявил он.

    Мнения независимых экспертов разделились. «У и так есть право истребовать в установленном законом порядке медицинскую документацию, — напоминает адвокат «Лиги защиты прав пациентов» Дмитрий Айвазян. — Но до сих пор для того, чтобы собирать сведения личного характера, в том числе составляющие врачебную тайну, силовым структурам были нужны конкретные основания (заявление о преступлении, возбужденные проверочные действия, возбужденное уголовное дело). Сейчас, по всей видимости, в связи с возросшим оборотом наркотиков им понадобились дополнительные полномочия, позволяющие собирать информацию на каких-то иных основаниях.

    Но мне думается, что наступление на личные права граждан в данном случае необоснованно и необходимо в законодательном порядке урезонивать силовые структуры, попирающие под маской борьбы с наркотрафиком права человека».

    Известный нарколог, занимающийся реабилитацией наркоманов и алкоголиков, Яков Маршак заявил «Газете.Ru», что опасается предоставления прокуратуре дополнительных полномочий, поскольку «прокуратура интерпретирует все в смысле своей целесообразности», понимая эту целесообразность в отрыве от интересов конкретных граждан. А сами граждане становятся безоружными, когда выплывают наружу их проблемы со здоровьем. «Понимаете, это бывает стыдно, — пояснил врач. — Наши пациенты-алкоголики стремятся к трезвости, и им не хочется показывать свою болезнь на людях, и вдруг обнаруживается, что они больны. Это их дело, они с этим справятся и потом будут гордиться. Но обнародование болезни может этому сильно помешать».

    Президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Национальной медицинской палаты Алексей , в свою очередь, считает, что прокуратура должна иметь право запрашивать персональную, в том числе медицинскую, документацию, «иначе в стране не будет правосудия». «Некоторые родственники пациентов скрывают его заболевание, не лечат и после его смерти получают какую-либо выгоду, — привел пример Старченко. — И такие ситуации, к сожалению, не редкость».

    Главное при этом, подчеркивает эксперт, обеспечить ограничительные меры, чтобы информация личного характера не распространялась дальше (например, передача дела в суд — это уже основание для распространения информации, в том числе в СМИ), не становилась достоянием работодателя и соседей. «Но сама прокуратура должна иметь доступ к любой информации, имеющей отношение к нарушению прав граждан, — считает он. — Конечно, это справедливо в том случае, если мы доверяем прокуратуре и считаем, что там нет злоупотреблений. Но это уже другой вопрос».

    Установленные федеральным законодательством общие ограничения на доступ к персональным данным многим государственным органам мешают выполнять порученные им обязанности, поэтому они стремятся внести в специальное законодательство, регламентирующее их деятельность, положения, позволяющее им не исполнять некоторые требования закона «О персональных данных».

    Очередные изменения коснулись прав прокуратуры. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных» статья 4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» дополнена пунктом, расширяющим возможности прокуратуры получать информацию ограниченного доступа, и в том числе обрабатывать персональные данные:

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

    Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

    2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации , доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных .

    В законе «О персональных данных» уточнено, что прокуратура имеет право обрабатывать специальные категории персональных данных:
    Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

    Статья 10. Специальные категории персональных данных

    2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

    7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора ;

    Внесены изменения и в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Теперь сведения, составляющих врачебную тайну, будут предоставляться органам прокуратуры без согласия гражданина или его законного представителя:
    Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

    4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

    3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора , по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

    Мой комментарий: Думаю, что это не последние изменения в законодательстве о персональных данных. Интересно, какой из государственных органов станет следующим? :)

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ