Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Позитивное мышление - концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Синонимы - «новое мышление », «правильное мышление», «мышление силы» или «ментальный позитивизм». Понятие "позитивное мышление" не является синонимом позитивной психологии . Но, в то же время позитивное мышление во многом опирается на неё, являясь как бы прикладным продолжением её (хотя как система концепций позитивное мышление возникло раньше - позитивная психология связывается с именами Мартина Селигмана, Майкла Фордиса и ряда других авторов, работавших в 1970-х -- 2010-х г.г., в то время как позитивное мышление уходит своими корнями к девятнадцатому веку). Современные авторы "по позитивному мышлению" охотно цитируют корифеев позитивной психологии, видя в их работах теоретическое обоснование - с одной стороны, и с другой - практическое "научно обоснованное" подтверждение своих концепций. Метод «позитивного мышления » в своей основе исходит из того, что применяющий его путём постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворённость и качество жизни.

В некоторых трудах по данной теме центральное место занимает вера . В данном случае речь в первую очередь идёт не о религиозной и трансцендентально направленной вере, а об убежденности, что вещи, которые человек считает «правдой», имеют тенденцию осуществляться в его жизни. Зачастую, однако, грань перехода к эзотеризму трудно заметить.

Мировоззренчески метод позитивного мышления выказывает себя как способ деконструкции ложной или не существующей негативной действительности и её воздействий, возникших лишь как следствие ложных представлений или - в монистическом/эзотерическом смысле - позитивного/правильного использования «законов сил космоса». В то время как в специализированных группах и сообществах позитивное мышление рассматривается в первую очередь как метод оздоровления, популярная литература предлагает его в качестве помощника в жизни, обещая максимизацию доходов, здоровье и счастье. Многочисленные уловки должны поддерживать мысленный оптимизм (позитивное изречение в календаре; короткая фраза по телефону; сублиминальные сообщения с подпороговым влиянием).

Нередко принципы позитивного мышления используют авторы деловой и обучающей литературы (например, Р. Кийосаки), а также бизнес-коучеры и популяризаторы самого позитивного мышления применительно к различным наборам технологий, близких по духу к практикам лайфхакинга и призванных привнести конструктивную и креативную составляющую в рабочие и деловые процессы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Позитивное мышление - первый шаг к счастью

    Брайан Трейси. Семинар про позитивное мышление, планирование и успех.

    Позитивное мышление и позитивный настрой Pixar

    Субтитры

История

Позитивное мышление возникло во второй половине XIX века под влиянием духовного толчка, исходившего в первую очередь от Р. У. Эмерсона и его «Трансценденталистов», который затем был развит Квимби, Р. У. Трайном, П. Мёлфордом и другими в Америке. В Европе развивался ""месмеризм» (Ф.А.Месмер опубликовал свои первые работы ещё в 70-х годах восемнадцатого века) и метод Куэ .

В Японии можно назвать имя М.Танигути. В Германии этой темой занимался О. Шеллбах (Институт «ментального позитивизма» с 1921), чьи пластинки «душефонии» могут рассматриваться как прототипы сублиминалов и, прежде всего, К. О. Шмидт. В наши дни заметна тенденция к сокращению теоретических разработок и одновременному распространению рассказов об историях удачных падений с домов и практических руководств по позитивному мышлению (Джозеф Мёрфи и его ученик Эрхард Ф.Фрайтаг, Дейл Карнеги , Норман В.Пил).

С другой стороны, прослеживается явное наследование традиций протестантской этики , составляющими которой являются, в том числе, культ здравого смысла, «рациональная организация работы» (М. Вебер), концепция личной ответственности за собственное благополучие, сознательное использование чужого положительного опыта и отношение к неудачам как к единственно эффективному способу приобретения опыта .

Практика использования

Несмотря на то, что концепция позитивного мышления критикуется и рассматривается как не вполне действенная, современная нейробиология располагает указаниями на то, что повседневный образ мыслей оказывает средне- и долгосрочное воздействие на активность мозга. Кроме того, для достижения краткосрочного терапевтического эффекта, например для снятия боли, находит применение внушение и самовнушение.

Использование позитивного мышления проблематично, когда виновником несчастий и страдания считается сам человек. Социальные компоненты такого состояния человека этот очень индивидуалистический метод оставляет за пределами рассмотрения. На практике учителя позитивного мышления в таких случаях рекомендуют поработать над сменой точки зрения (в какой-то степени - даже жизненной парадигмы, убеждая "адептов", что от них зависит больше, нежели они думают). Работа идёт в направлении - "я сам источник всего, происходящего со мной". В данном случае это не предполагает развитие у себя идей самообвинения и самоуничижения - напротив, активируется вера в возможность изменить к лучшему как свой подход, свои взгляды, так и свои жизненные обстоятельства, речь обычно также идёт о бОльшей альтруистической направленности личности.

Некоторые преподаватели медитации критикуют позитивное мышление за то, что оно представляет собой дальнейшее манипулирование сознанием и тем самым мешает естественному процессу духовного развития.

Психологи и психиатры предупреждают о том, что этот метод может повредить лабильным и депрессивным пациентам, а у несклонных к критическому мышлению людей - привести к потере контакта с реальностью. Утрата реальности может возникнуть как результат избегания критических вопросов и, как следствие, частичного умалчивания об имеющихся слабостях. Вследствие этого возникает пренебрежение различными качествами человека, структурой его личности , а также взаимодействием между психикой индивидуума и социальным окружением. Эксперимент Джоан Вуд с коллегами из университета Ватерлоо показал, что участники со слабо выраженным самосознанием только высказыванием позитивно коннотированных предложений существенно ухудшали своё настроение, оптимизм и готовность принять участие в какой-либо деятельности. Люди с хорошим самосознанием напротив получали выгоду с помощью самовнушения, однако эффект был едва выражен .

Освальд Нойбергер, профессор психологии Университета Аугсбург , видит в методе позитивного мышления замкнутый случай: «Если ты не успешен, то ты виноват сам, потому что ты явно что-то делал неверно. А „тренер“ остаётся безупречен. » Тем самым проблема ошибок индивидуализируется, неудачи персонализируются, а с экономической и общественной системы снимается всякая вина.

Колин Голднер, руководитель Форума критической психологии, критикуя «психо- и социал-дарвинистское сведение с ума », осуществляемое мотивационными тренерами, диагностирует нарастание «дефицита мышления и осознания » у людей, которые «тривиализировали гипнотические внушения » и «псевдодиалектические благословения », попавшись в ловушку болтовни «гуру третьего класса » .

С другой стороны, присущая методам позитивного мышления концепция личной ответственности за собственное благополучие как способности влиять на ход событий может в некоторых случаях побудить человека к принятию активной жизненной позиции и выходу из подавленных состояний.

Введение

Актуальность выбранной темы в последнее время сильно возросла. В двадцать первом веке на смену традиционному живому общения пришло электронное (сетевое) общение. Данная тенденция увеличила утомляемость и уменьшила стрессоустойчивость населения многих стран. Согласитесь, сложно думать о хорошем, когда не хватает сил встать даже с кровати, когда из-за недопонимания электронных сообщений рушатся хорошие взаимоотношения. Разве у вас такого ни разу не было? Однако нужно заставлять себя улыбаться каждому новому дню, находить положительные моменты в самых ужасных вещах. Мы не можем делить все на черное и белое, даже если очень сильно хочется. Именно умение заставлять себя находить лучик света в кромешной тьме является позитивным мышлением. Как связано позитивное мышление с успехом?

Сущность понятия “позитивное мышление”. Кто такой позитивный человек?

Позитивный Человек -- это человек с высокой степенью позитивности (выше 75-80%). А позитивность -- это вторая основная характеристика человека. Первая характеристика -- это уровень человека. Именно эти две характеристики наиболее важны для всего, что человек достигает в своей жизни и что испытывает при этом.

Уровень развития и Позитивность -- это основные вектора развития (усиление и очищение) и изменения его судьбу.

Кто такой позитивный Человек?

Позитивный человек -- это человек, который стремиться всегда, следовать “Духовным Законам” и не совершать глупых или злых поступков ведущих к негативным последствиям.

Следовать Духовным Законам -- это значит жить в соответствие с определённым кодексом Чести на основе высоких нравственных принципов (не совершать зла, не подавлять других, не разрушать себя, делать добрые дела для людей и этого мира и мн. др.).

Что быть Позитивным человеком, просто не делать зла недостаточно, как говорится «хороший человек» это не профессия. Позитивный человек тот, кто создаёт какие-то блага, который обогащает этот мир и души людей. А просто не совершать зла может и трава, которая растёт вдоль дороги, причём она с этим великолепно справляется!

Если уровень развития -- это Сила человека (его стержень, личные качества и способности), какую вершину он способен покорить, какие преграды преодолеть на пути к ней. То позитивность -- это Свет, то, что от человека исходит, что-то хорошее, раскрывающее сердца других людей, и отсутствие негатива, от которого всё сжимается внутри.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Стрессовые ситуации переполняют жизнь современного человека. Часто сложно справиться с существующими эмоциональными нагрузками. Одним из эффективных путей борьбы со стрессом является путь культивирования позитивного мышления Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. - 83с. . Именно оно позволит сохранить внутреннее спокойствие и гармонию, и, в конечном итоге сохранить психическое и физическое здоровье. Не менее важным навыком является умение воспринимать критику. От того какое у нас отношение к критике, как мы воспринимаем критику в свой адрес зависит многое. Неправильно реагируя на критику, мы можем испортить отношение не только с начальством и коллегами по работе (что может сказаться на карьерном росте), но и с близкими людьми.

Цель данной работы: изучить позитивное мышление в проблемной? ситуации и методы овладения им, а также приемы конструктивного восприятия критики.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

Ознакомиться с термином позитивного мышления;

Изучить технику овладения позитивным мышлением и проблемные ситуации.

Рассмотреть способы конструктивного приянятия критики.

Литература по данному вопросу достаточно многообразна, при написании использовалась литература таких авторов как Аронсон Э., Сидоренко Е.В., Захаров В.П., Скотт Дж. Гр., Маи?эрс Д., Козлов Н.И. и других.

Структура работы состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка использованной литературы.

Суть позитивного мышления

Одно из важных мест в теории позитивизма занимает работа Нормана Винсента Пила - «Сила позитивного мышления». Описываемая в ней практика базируется на сплетении религии, психологии и психотерапии.

Философия Пила основана на вере в себя и в свои силы и способности, дарованные Богом. Успеху способствует вера в человеческий дух, который является источником людской силы и пробуждение которого необходимо для достижения свершений.

Суть позитивного мышления в том, чтобы видеть в жизни не препятствия и недостатки, неуспех и нужду, а воспринимать ее как цепочку положительно разрешаемых возможностей, благоприятных желаний, которые следует культивировать в себе и в окружающих. Впрочем, не каждому дано принять принципы позитивного мышления, хотя стремиться к этому необходимо Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -28с. .

Обычно люди проводят свою жизнь в постоянном противостоянии с неурядицами и в своем стремлении наверх не прекращают жаловаться на сопровождающие их путь сложности. Даже имеется понятие такое - невезение, но наряду с ним существует еще и сила духа. И нет причин постоянно сдаваться, сетуя на обстоятельства и не проявляя при этом заложенный в каждого потенциал борьбы.

Один из путей, доступных индивиду - позволить управлять трудностям разумом и оказаться в итоге перед фактом превалирования их в жизни. Если же пойти по пути избавления от негативизма своих мыслей, то каждый человек в состоянии преодолеть препятствия, которые в противном случае его бы сломили. Как говорит сам Пил, все изложенное в книге от Бога, именно он - Великий Учитель человечества.

Прежде всего - вера в собственные силы и дарования, если личные способности не осознанны, то преуспевания не добиться, в этом случае будет мешать чувство неполноценности, граничащее с крушением планов и желаний. Но именно ощущение уверенности в себе способствует личностному росту и свершению поставленных целей.

Рекомендации Пила по изменению внутренней позиции основаны на технологии очищения разума, которую следует проводить хотя бы дважды в день. Страхи и безнадежность, сожаления и ненависть, обиды и чувство вины, все это следует утилизировать и выбрасывать. Уже один факт приложенных в этом направлении усилий сам по себе приносит относительное облегчение.

Впрочем, пустоты не существует, так и тут, на место удаленных отрицательных мыслей приходят новые, но чтобы они вновь не были отрицательными, нужно стремиться к получению положительных эмоций, чтобы мысли были созидательными и позитивными.

Для этого на протяжении дня следует культивировать в себе умиротворяющие образы, которые бы оказывали положительное воздействие на душу и личность. К образам подобным можно отнести впечатления от созерцания морской глади в лунном свете или тишину и спокойствие векового соснового леса, например. Образам помогает артикуляция, ведь в каждом слове скрывается сила Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. -84с.. Для контроля своего внутреннего состояния следует иметь увлечения, поскольку исключительно после погружения в некую позитивную деятельность, человек может избавиться от ощущения усталости. В противном случае происходит утекание энергии сквозь безысходность праздности и безделья.

Отсутствие жизненных положительных событий ведет к вырождению индивида и наоборот, чем более глубокое погружение в значимый вид деятельности, тем больше положительной энергии и меньше возможностей погрязнуть в мелких неурядицах. Имеется несложная формула преодоления невзгод с помощью чтения молитв и положительных представлений. Родовым по отношению к термину «позитивное мышление» является понятие «мышление», поэтому рассмотрим их взаимосвязи и специфику.

По мнению ведущих психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, мышление выступает как совокупность умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление есть оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения.

Целый ряд психологических теорий рассматривает проблемы сущности, видов и механизмов мышления, возможностей его развития - это ассоциативная теория, гештальт-психология, бихевиоризм, концепция Ж. Пиаже, деятельностная, смысловая, информационно-кибернетическая теории мышления, теория множественности интеллекта Э. Гарднера и др.

При этом позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии и педагогике, а потому - оно не представлено ни в традиционных классификациях видов мышления, ни в упомянутых выше теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также ждет своего решения и поиска соответствующих педагогических концепций и технологий.

Одним из основных вопросов психологии, по мнению Л.С. Выготского, является «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Он пришел к выводу о существовании единства аффективных и интеллектуальных процессов. «Мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания», поскольку «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности». Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для последующих выводов о том, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами имеется закономерная взаимосвязь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что существуют мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

А.Н. Леонтьев отмечает, что «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».

Наиболее разработанной теорией взаимосвязи мышления и эмоций является теория А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п., которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции. Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. По мнению А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация.

Возможность разработки концепции и технологии воспитания позитивного мышления основана на указанной точке зрения о преобладании когнитивных оценок над эмоциями, в силу чего человек может использовать свои мысли, чтобы влиять на чувства. Изменяя когнитивные оценки, можно научиться иначе относиться к происходящему.

В контексте исследуемой нами проблемы особого внимания требует рассмотрение психических явлений оптимизма и пессимизма.

Ясно, что оптимизм и пессимизм проявляются в позитивном или негативном ощущении и восприятии мира, в позитивном и негативном стилях мышления. Очевидно, что оптимизм является одной из важнейших составляющих позитивного мышления и отношения к жизни наряду с активностью и уверенностью в себе.

Как отечественные, так и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что в проблемной ситуации оптимист, человек с позитивным мышлением будет ориентирован на действие. Он стремится выработать достаточный список альтернативных стратегий решения проблемы и поведения. Пессимист, негативно мыслящий, напротив, ориентирован на состояние, в результате чего он не склонен ни искать варианты для преодоления возникшей трудности, ни активно действовать.

Оптимизм и пессимизм отражают не просто тот или иной стиль мышления личности, они представляют собой различную практическую ориентацию человека в мире.

В различных исследованиях посвященных проблеме позитивного мышления употребляются следующие близкие по содержанию термины: саногенное, исцеляющее мышление, положительное, оптимистическое, конструктивное, рациональное, гармоничное, мышление с позиции надежды Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -58с. .

Сущность позитивного мышления, проблема его формирования с древних времен интересовали человечество, науку и практику. Известно учение тибетского ламы Т. Лобсангу Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - … можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить». Согласно этому учению, негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, «все зависит от нашего образа мышления».

Установлено, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во-первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления.

Не секрет, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от хода мыслей человека. В соответствии с этим Ю.М. Орлов вводит понятия саногенного (позитивного) и патогенного мышления.

Сущность саногенного (позитивного) мышления состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, которыми мы не можем управлять. Это различение позволяет человеку в первом случае - активно изменять ситуации, а во втором - принимать ситуации такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним, что сохраняет его психическое и физическое здоровье. Можно утверждать, что саногенное мышление присуще «человеку воли», а патогенное - «человеку привычки». Способность мыслить позитивно представляет собой необходимое условие проявления субъектности, а степень овладения позитивным мышлением говорит о степени внутренней свободы человека.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме позитивного мышления, позволяет, во-первых, раскрыть сущность понятия «позитивное мышление» и выделить ряд характеризующих его признаков, во-вторых, определить структуру позитивного мышления как психолого-педагогического явления, в-третьих, определить функции позитивного мышления в жизни человека. Все это дает нам возможность представить свою модель позитивного мышления.

Итак, позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут: наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы.


АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

Факультет: Kультуры

Кафедра: ООД

KОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Психология и этика делового общения

на тему: Позитивное мышление в проблемнои? ситуации. Как конструктивно воспринимать критику

Выполнила студентка: Группы 301ПВ, 3-го курса Заочного отделения

Павленко Юлия

Проверила: Ст. Преп. Дмитриева П.Н.

Алматы, 2015

ВВЕДЕНИЕ

1. Суть позитивного мышления

2. Техника овладения позитивным мышлением. Проблемные ситуации

3. Способы конструктивного принятия критики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Стрессовые ситуации переполняют жизнь современного человека. Часто сложно справиться с существующими эмоциональными нагрузками. Одним из эффективных путей борьбы со стрессом является путь культивирования позитивного мышления Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. - 83с. . Именно оно позволит сохранить внутреннее спокойствие и гармонию, и, в конечном итоге сохранить психическое и физическое здоровье. Не менее важным навыком является умение воспринимать критику. От того какое у нас отношение к критике, как мы воспринимаем критику в свой адрес зависит многое. Неправильно реагируя на критику, мы можем испортить отношение не только с начальством и коллегами по работе (что может сказаться на карьерном росте), но и с близкими людьми.

Цель данной работы: изучить позитивное мышление в проблемной? ситуации и методы овладения им, а также приемы конструктивного восприятия критики.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

Ознакомиться с термином позитивного мышления;

Изучить технику овладения позитивным мышлением и проблемные ситуации.

Рассмотреть способы конструктивного приянятия критики.

Литература по данному вопросу достаточно многообразна, при написании использовалась литература таких авторов как Аронсон Э., Сидоренко Е.В., Захаров В.П., Скотт Дж. Гр., Маи?эрс Д., Козлов Н.И. и других.

Структура работы состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Суть позитивного мышления

Одно из важных мест в теории позитивизма занимает работа Нормана Винсента Пила - «Сила позитивного мышления». Описываемая в ней практика базируется на сплетении религии, психологии и психотерапии.

Философия Пила основана на вере в себя и в свои силы и способности, дарованные Богом. Успеху способствует вера в человеческий дух, который является источником людской силы и пробуждение которого необходимо для достижения свершений.

Суть позитивного мышления в том, чтобы видеть в жизни не препятствия и недостатки, неуспех и нужду, а воспринимать ее как цепочку положительно разрешаемых возможностей, благоприятных желаний, которые следует культивировать в себе и в окружающих. Впрочем, не каждому дано принять принципы позитивного мышления, хотя стремиться к этому необходимо Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -28с. .

Обычно люди проводят свою жизнь в постоянном противостоянии с неурядицами и в своем стремлении наверх не прекращают жаловаться на сопровождающие их путь сложности. Даже имеется понятие такое - невезение, но наряду с ним существует еще и сила духа. И нет причин постоянно сдаваться, сетуя на обстоятельства и не проявляя при этом заложенный в каждого потенциал борьбы.

Один из путей, доступных индивиду - позволить управлять трудностям разумом и оказаться в итоге перед фактом превалирования их в жизни. Если же пойти по пути избавления от негативизма своих мыслей, то каждый человек в состоянии преодолеть препятствия, которые в противном случае его бы сломили. Как говорит сам Пил, все изложенное в книге от Бога, именно он - Великий Учитель человечества.

Прежде всего - вера в собственные силы и дарования, если личные способности не осознанны, то преуспевания не добиться, в этом случае будет мешать чувство неполноценности, граничащее с крушением планов и желаний. Но именно ощущение уверенности в себе способствует личностному росту и свершению поставленных целей.

Рекомендации Пила по изменению внутренней позиции основаны на технологии очищения разума, которую следует проводить хотя бы дважды в день. Страхи и безнадежность, сожаления и ненависть, обиды и чувство вины, все это следует утилизировать и выбрасывать. Уже один факт приложенных в этом направлении усилий сам по себе приносит относительное облегчение.

Впрочем, пустоты не существует, так и тут, на место удаленных отрицательных мыслей приходят новые, но чтобы они вновь не были отрицательными, нужно стремиться к получению положительных эмоций, чтобы мысли были созидательными и позитивными.

Для этого на протяжении дня следует культивировать в себе умиротворяющие образы, которые бы оказывали положительное воздействие на душу и личность. К образам подобным можно отнести впечатления от созерцания морской глади в лунном свете или тишину и спокойствие векового соснового леса, например. Образам помогает артикуляция, ведь в каждом слове скрывается сила Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. -84с. . Для контроля своего внутреннего состояния следует иметь увлечения, поскольку исключительно после погружения в некую позитивную деятельность, человек может избавиться от ощущения усталости. В противном случае происходит утекание энергии сквозь безысходность праздности и безделья.

Отсутствие жизненных положительных событий ведет к вырождению индивида и наоборот, чем более глубокое погружение в значимый вид деятельности, тем больше положительной энергии и меньше возможностей погрязнуть в мелких неурядицах. Имеется несложная формула преодоления невзгод с помощью чтения молитв и положительных представлений. Родовым по отношению к термину «позитивное мышление» является понятие «мышление», поэтому рассмотрим их взаимосвязи и специфику.

По мнению ведущих психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, мышление выступает как совокупность умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление есть оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения.

Целый ряд психологических теорий рассматривает проблемы сущности, видов и механизмов мышления, возможностей его развития - это ассоциативная теория, гештальт-психология, бихевиоризм, концепция Ж. Пиаже, деятельностная, смысловая, информационно-кибернетическая теории мышления, теория множественности интеллекта Э. Гарднера и др.

При этом позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии и педагогике, а потому - оно не представлено ни в традиционных классификациях видов мышления, ни в упомянутых выше теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также ждет своего решения и поиска соответствующих педагогических концепций и технологий.

Одним из основных вопросов психологии, по мнению Л.С. Выготского, является «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Он пришел к выводу о существовании единства аффективных и интеллектуальных процессов. «Мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания», поскольку «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности». Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для последующих выводов о том, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами имеется закономерная взаимосвязь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что существуют мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

А.Н. Леонтьев отмечает, что «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».

Наиболее разработанной теорией взаимосвязи мышления и эмоций является теория А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п., которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции. Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. По мнению А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация.

Возможность разработки концепции и технологии воспитания позитивного мышления основана на указанной точке зрения о преобладании когнитивных оценок над эмоциями, в силу чего человек может использовать свои мысли, чтобы влиять на чувства. Изменяя когнитивные оценки, можно научиться иначе относиться к происходящему.

В контексте исследуемой нами проблемы особого внимания требует рассмотрение психических явлений оптимизма и пессимизма.

Ясно, что оптимизм и пессимизм проявляются в позитивном или негативном ощущении и восприятии мира, в позитивном и негативном стилях мышления. Очевидно, что оптимизм является одной из важнейших составляющих позитивного мышления и отношения к жизни наряду с активностью и уверенностью в себе.

Как отечественные, так и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что в проблемной ситуации оптимист, человек с позитивным мышлением будет ориентирован на действие. Он стремится выработать достаточный список альтернативных стратегий решения проблемы и поведения. Пессимист, негативно мыслящий, напротив, ориентирован на состояние, в результате чего он не склонен ни искать варианты для преодоления возникшей трудности, ни активно действовать.

Оптимизм и пессимизм отражают не просто тот или иной стиль мышления личности, они представляют собой различную практическую ориентацию человека в мире.

В различных исследованиях посвященных проблеме позитивного мышления употребляются следующие близкие по содержанию термины: саногенное, исцеляющее мышление, положительное, оптимистическое, конструктивное, рациональное, гармоничное, мышление с позиции надежды Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -58с. .

Сущность позитивного мышления, проблема его формирования с древних времен интересовали человечество, науку и практику. Известно учение тибетского ламы Т. Лобсангу Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - … можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить». Согласно этому учению, негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, «все зависит от нашего образа мышления».

Установлено, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во-первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления.

Не секрет, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от хода мыслей человека. В соответствии с этим Ю.М. Орлов вводит понятия саногенного (позитивного) и патогенного мышления.

Сущность саногенного (позитивного) мышления состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, которыми мы не можем управлять. Это различение позволяет человеку в первом случае - активно изменять ситуации, а во втором - принимать ситуации такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним, что сохраняет его психическое и физическое здоровье. Можно утверждать, что саногенное мышление присуще «человеку воли», а патогенное - «человеку привычки». Способность мыслить позитивно представляет собой необходимое условие проявления субъектности, а степень овладения позитивным мышлением говорит о степени внутренней свободы человека.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме позитивного мышления, позволяет, во-первых, раскрыть сущность понятия «позитивное мышление» и выделить ряд характеризующих его признаков, во-вторых, определить структуру позитивного мышления как психолого-педагогического явления, в-третьих, определить функции позитивного мышления в жизни человека. Все это дает нам возможность представить свою модель позитивного мышления.

Итак, позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут: наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы.

2. Техника овладения позитивным мышлением. Проблемные ситуации

Первое, что необходимо для овладения позитивным мышлением - осознание того, что каждый человек сам создает свой дом счастья.

Второе, чего не следует избегать, так это стремления уяснить все проблемы, которые не дают покоя и гложут.

Третий принцип позитивного мышления подразумевает постановку целей и приоритетов. Важны четкие цели и мысленное, в подробностях, моделирование их достижения. Мощное средство - умственная визуализация целей.

Четвертый принцип - это улыбка: «Смех продлевает жизнь».

Принцип пятый - умение ценить то что есть «здесь и сейчас», каждое мгновение уникально и более никогда не повторится.

Принцип шестой - оптимизм. Не тот оптимист, который видит все исключительно в розовом свете, а тот, кто уверен как в себе, так и в своих силах.

Позитивное мышление - искусство. Душевный баланс, психическое равновесие, им способствует подлинное искусство - позитивное мышление. Одной из величайших планетарных сил в реальности является сила мысли. Человеку в силах эволюционировать до величайших высот силой собственной мысли.

Если же мыслительный процесс направлен в сторону негатива, то вместо развития будет наблюдаться деградация личности, столь интенсивная, сколь активен в своем падении человек. Сила же позитивного мышления скрывается в неподвластности человека, его в себе культивирующего, влиянию гнева и ненависти, корыстолюбию и мелочности, страху и подлости, то есть негативизму в любых его проявлениях. Каждый индивид своеобразно реагирует на окружение, и именно такая его реакция и будет основой его будущего. Этот постулат свидетельствует о том, что лишь от собственно индивида зависит, какое будущее его ожидает, радостное или же какое-то иное.

В основе позитивного мышления лежат три главных концептуальных принципа Скотт Дж. Гр. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внештогиздат, 2011, -83с. :

Обмен энергиями;

Искоренение умственной загрязненности;

Взаимозависимость тела и ума.

Обмен энергиями заключается в том, что буквально каждая ощущаемая индивидом эмоция сохраняет на тонком его теле вполне определенные следы, впоследствии оказывающие влияние на линию его будущих мыслей. В связи с этим эмоции делятся на одаривающие энергией и отбирающие ее. Для приобретения гармонии следует погрузиться в медитативное состояние, дать возможность разуму модифицировать мысли в положительное русло, гнев преобразовать в милость, печаль - в благодарность.

Устранить совершенно неблагоприятные мысли практически невозможно, однако добиться превращения их в мысли благоприятные вполне доступно. Есть мнение, будто дурные эмоции засоряют мозг, среди них чванливость и ревнивость, запальчивость и ненасытность, своекорыстие и вожделение, зависть и опрометчивость.

Прежде всего, необходимо избавляться именно от них, ибо они - суть проекция недостатков на физическое и духовное здоровье человека. Переживания каждого человека находят отражение в нем самом и в окружающем его мире, поэтому следует принять в качестве аксиомы утверждение о взаимосвязанности человеческого тела с генерируемыми мозгом мыслями. Согласно сути позитивного мышления и сопровождающей его практики предстоит погружение в медитативное состояние, сосредоточение на проблемной ситуации и - ее мысленное разрушение.

3. Способы конструктивного принятия критики

Для начала следует понять: что же мы понимаем под понятием “критика”? Критика -- это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков Ожегов С., Изд: Оникс-ЛИТ, Толковый словарь русского языка, 2013, 376 стр. .

Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания. Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Однако используя ее, необходимо учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Так, хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.

Как же рационально воспринимать критику? Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:

Критика в ваш адрес -- ваш личный резерв совершенствования. Объективно критика -- это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе. Критика в ваш адрес -- это указание направлений совершенствования того дела, которым вы занимаетесь. Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользы.

Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.

Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть недостатка).

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания. Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; главное, чтобы были проанализированы недостатки. Главный принцип конструктивного восприятия -- все, что я сделал(а), можно сделать лучше. Ценнейшая способность -- уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений: как минимум -- о том, чем она вызвана, как максимум -- о том, как исправить положение Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013, -83с. .

Польза критических замечаний состоит в том, что они анализируют и сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении. Первый шаг правильного восприятия критики -- фиксация; второй -- осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий -- исправление недостатка; четвертый -- создание условий, исключающих его повторения. Если критикуют -- значит верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Если критика в ваш адрес отсутствует -- это показатель пренебрежения к вам как к работнику.

Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает хорошо.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений -- предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание -- важная способность сотрудника и условие обнаружения слабых мест в организации дела.

Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

В свою очередь, критикуйте конструктивно. Когда кто-то из вашей команды делает что-либо не так, вам, как руководителю, следует указать ему на это и объяснить, как нужно действовать. Но будьте осторожны -- резкость или нетактичность в этом деле могут пошатнуть уверенность человека в себе или подорвать его моральный дух. Мало кому нравится критиковать людей (за исключением отдельных невротиков, которые, увы, иногда встречаются среди нас), но если избрать правильный подход, критика может принести пользу обеим сторонам. Наши краткие рекомендации помогут превратить критику в позитивный инструмент.

Высказывайте критические замечания без промедления, прямо в лицо и с глазу на глаз. Если кто-то делает то, что не должен, вы должны указать на это при первом же удобном случае -- не откладывайте разговор надолго. Обращайтесь к человеку напрямую, но уважительно и так, чтобы ситуацию можно было обсудить должным образом. Позаботьтесь о том, чтобы при вашем разговоре не было посторонних. Публичное унижение членов вашей команды вряд ли пойдет на пользу делу.

Убедитесь, что человек согласен с вами. Вы, например, считаете, что ваш подчиненный забыл что-то подготовить на завтра. Но прежде чем устраивать разнос, удостоверьтесь, что это действительно так. Возможно, человек вполне обоснованно передал свою работу кому-нибудь еще, поскольку сам был занят. Поэтому постарайтесь достичь согласия по фактам.

Попросите объяснить причины, а затем выслушайте ответ. Вы оба согласны с тем, что забыли что-то подготовить, но почему? Может быть, вашему работнику проблемы. Но может оказаться, что он просто заболтался с коллегами. Очевидно, что каждый случай требует своего подхода. Дайте работнику возможность объясниться.

Критикуйте действия, а не человека Столяренко, Л. Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -63с. . Не пытайтесь пристыдить кого-либо, не бросайте таких фраз, как: «Ты просто болтун, вот в чем вся проблема». Навешивая ярлыки, вы лишь укрепляете нежелательную модель поведения. Фокусируйте внимание на действии: «Проблема в том, что посторонние разговоры во время работы отвлекают вас».

Представьте ошибку в более широком контексте. Вполне возможно, что ваш сотрудник не полностью представляет возможные последствия своей оплошности. Объясните, почему на нее следует обратить внимание: «Если что-то не готово заранее, то завтра не будет на это времени. График нарушается, и мы будем опаздывать весь день, вызывая недовольство наших подопечных. А кроме того, ...».

Найдите согласованное решение. Ошибка допущена, время вспять не повернуть. Важнее всего сделать так, чтобы она не повторилась впредь. Вам надо найти такое решение, которое удовлетворит вас обоих. В идеале оно должно исходить от самого провинившегося. В этом случае он будет чувствовать себя обязанным выполнить его.

Завершите разговор на позитивной ноте. Вам совершенно ни к чему оставлять работника в подавленном состоянии или подрывать его уверенность в своих силах. Это не способствует повышению производительности труда. Поэтому всегда завершайте разговор комплиментом: «Мы рассчитываем, что с этим будет все в порядке, ведь ты всегда отличался обязательностью» или «Кстати, спасибо за вчерашнее мероприятие ты был там на высоте...».

Не всегда на критику следует отвечать сразу, особенно это касается импульсивных людей. Если вы отличаетесь взрывным характером, лучше немного подождите. Отвечая зло, с чувством оскорбленной гордости, мы, как правило, потом об этом жалеем.

Также чтобы правильно воспринимать критику следует усвоить что: Любая конструктивная критика несет пользу. Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков. Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка Столяренко, Л. Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -163с. . Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение.

Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

Американские психологи Коннира и Стив Андреас занимающиеся изучением воздействия критики на здоровье и самочувствие людей пришли к выводу, что ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто, услышав замечание, чувствует себя опустошенным, является отношение к критике. Людям, остающимся спокойными, легче оценить критику, решить, есть ли в ней рациональное зерно и определиться, как следует себя вести себя. А те, кто не умеет правильно реагировать на критику, не понимает ее истинный смысл, принимают сказанное близко к сердцу и приходят в отчаянье. Если критика конструктивна, не направлена на личность и ведет к повышению производительности деятельности в будущем, то она служит общим интересам. Именно поэтому эффективный вожатый никогда не уклоняется от критики. Стоит заметить, что критики в ваш адрес будет меньше, если вы сами критикуете нечасто и обоснованно. Если это не так, то стоит ознакомиться с секретами бесконфликтности Козлов Н.И., «Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день», 4изд. пер. и доп., -М: Аст-пресс, 2001г., -336с. .

позитивный мышление конструктивный критика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Польза позитивного мышления для успеха современного человека бесспорна. В основе позитивного мышления лежат три главных концептуальных принципа: 1) обмен энергией; 2) искоренение умственной загрязненности; 3) взаимозависимость тела и ума.

Конструктивно воспринять критику значит:

Внимательно выслушать человека, который вас критикует, и тем самым выразить уважение к нему;

Попробовать разобраться в своих проблемах и тем самым выразить уважение к себе;

Обдумать и воплотить в жизнь предлагаемые перемены, если они уместны.

Также чтобы правильно воспринимать критику следует усвоить, что любая конструктивная критика несет пользу Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013. -83с. . Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков. Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка. Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение. Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г., -328с.

2) Козлов Н.И., «Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день», 4изд. пер. и доп., -М: Аст-пресс, 2001г., -336с.

3) Маи?эрс Д. «Социальная психология», СПб, 2012 г., -225с.

4) Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -328с.

5) Скотт Дж. Гр. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внештогиздат, 2011, 183с.

6) Столяренко, Л.Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -163с.

7) Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013.

Подобные документы

    Изучение схемы проблемного обучения, постановки преподавателем учебно-проблемной задачи, создания для учащихся проблемной ситуации, осознания, принятия и разрешения возникшей проблемы. Анализ правил управления процессом усвоения в проблемной ситуации.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Структура процессов мышления: набор базисных логических операций и процедур. Анализ и синтез проблемной ситуации. Абстракция и обобщение, их схемы. Виды мышления и характерные свойства. Этапы творческого процесса. Связь между мышлением и творчеством.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие мышления, его сущность, типология и основные качества, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы развития черт творческой личности и рекомендации их решения.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения, основные мыслительные операции. Виды мышления и особенности их проявления в умственной деятельности человека. Решение сложных эвристических проблем.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2009

    Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления в детском дизайне. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2009

    Самооценка как психологический феномен. Формирование позитивного мышления учащихся. Связь самооценки и позитивного мышления учащихся. Проблема поддержания стабильной самооценки и стабильного образа "Я". Мышление как особый психологический процесс.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Развитие человеческого общества - история развития человеческой сущности. Природа человеческого мышления. Мышление чувственными образами как предыстория мышления. Исследование первобытного мышления. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм как предтечи религии.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Обоснование мышления как психического процесса. Изучение возможностей и условий развития мышления младших школьников. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений с целью улучшения уровня мышления учащихся и повышения их успеваемости.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование подходов к пониманию эмоций в структуре мыслительной деятельности. Характеристика классификации видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и отвлеченного. Обзор закономерностей и мотивов мышления в психологической литературе.

Метки: Позитивное мышление

Сегодня я начинаю серию статей, посвященных теме позитивного мышления. Лично мне эта тема очень интересна, поскольку я вижу, какое колоссальное влияние оказывают мысли на нашу жизнь, и каких удивительных результатов можно достичь, если менять образ своего мышления в правильном направлении. Поэтому я планирую осветить эту тему достаточно глубоко. Впереди Вас ждет много интересного и полезного. Будут рекомендации, практические упражнения, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы самостоятельно начать формировать у себя позитивное мышление.

Но начать я хочу не с практических упражнений. Начать я хочу с обсуждения того, что же собой представляет позитивное мышление. Это словосочетание вроде бы всем знакомо, и смысл его ясен. Тем не менее, на самом деле не все так просто. Часто понятие «позитивное мышление» очень сильно упрощают, порой делая это настолько сильно, что теряется вся изначальная суть.

В этой статье я хочу дать характеристику основным признакам, которые, на мой взгляд, присущи позитивному мышлению. Если Вы стремитесь научиться мыслить позитивно, надеюсь, это Вам поможет более четко увидеть цель, к которой стоит стремиться.

Итак, переходим к признакам позитивного мышления.

1. Позитивное мышление является источником положительных эмоций и заряда энергии.

С одной стороны, это очень простой и понятный принцип, но мало кто из нас задумывается, какое огромное влияние он оказывает на нашу жизнь. Предлагаю провести небольшой эксперимент. Подумайте о лимоне. Представьте себе, как Вы его режете, и капельки сока стекают по ножу. У Вас пошла слюна? Только вообразите, какое влияние оказывают наши мысли на наше внутреннее состояние! Вы только подумали о лимоне - и у Вас уже выделилась слюна!
Мысли способны влиять не только на слюноотделение. Колоссальное воздействие они оказывают на эмоции.

Приведу пример ситуации, которая наверняка многим знакома. Предположим, Вам на работе предстоит какой-то неприятный разговор, и эта перспектива вызывает у Вас массу переживаний. Вы находитесь дома, в спокойной и душевной обстановке, сейчас вечер пятницы, впереди все выходные. Вы наслаждаетесь общением с близкими, или заняты какими-то приятными хлопотами. На душе у Вас легко и радостно. Как вдруг… что-то напомнило Вам о работе. И мысль о предстоящем разговоре больно Вас пронзает, а внутри поселяется неприятное тягостное чувство. Всего одна мысль - и вот, пожалуйста, эмоциональное состояние меняется мгновенно.

Это была только небольшая наглядная иллюстрация того, как наши мысли влияют на эмоции. А теперь задумайтесь: каждую минуту в нашей голове рождается огромное количество мыслей, большую часть из которых мы даже не успеваем осознать. Что-то произошло, в ответ пришла мысль, оставила еле заметный след в душе и исчезла. И так происходит постоянно.

Например, так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, и с грустью думаете о том, что уже осень, и впереди три унылых месяца зимы. Мимо проплывают лица прохожих, а Ваши мысли уносятся в неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад. Вы прокручиваете ее вновь и вновь, по кругу проживая неприятные мгновения. У Вас появляются мысли о том, что не будь Вы таким растяпой и неудачником по жизни, ситуация бы сложилась совсем по-другому. От этого Вам становится еще грустнее, и Вы никак не можете отключится от размышлений о своих неприятностях.

Или так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, а затем Ваше внимание привлекает симпатичная вывеска кафе-кондитерской, и Вы с удовольствием думаете о том, что, когда в следующий раз будете в этом районе города, стоит заглянуть туда, потому что в кафе с такой вывеской скорее всего очень уютная атмосфера. Мимо проплывают лица прохожих, и Вы вдруг вспоминаете неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад.

Вы допускаете, что в этой ситуации можно было бы повести себя по-другому, и все сложилось бы иначе. Но Вы знаете, что ошибки допускает каждый, поэтому прощаете себе возможные оплошности. Вы также думаете о том, что чуть позже стоит еще раз проанализировать ситуацию, для того чтобы в будущем при подобном стечении обстоятельств выбрать наилучшую линию поведения. Ведь Вы уверены, что у Вас достаточно способностей и качеств для того, чтобы правильно реагировать в подобных ситуациях. Поразмыслив об этом, Вы легко переключаетесь на планирование выходных, с удовольствием продумывая варианты интересного отдыха.

Итак, каждая мимолетная мысль, возникшая в нашей голове, рождает мимолетную эмоцию. Но из таких ничего не значащих мыслей состоит наш мысленный поток, а из мимолетных эмоций рождается наше настроение. Поток позитивных мыслей рождает позитивные эмоции и дарит заряд энергии.

2. Позитивное мышление рождается изнутри, человек себя не понуждает мыслить позитивно.

Часто случается такая история. Человек чувствует, что его мысли отрицательно влияют на его эмоции, настроение, поведение, отношения с другими людьми и т.д. Тогда он решает, что с этим надо что-то делать и пора учиться мыслить позитивно. Он начинает замещать свои «плохие» мысли на «хорошие», стремится во всем видеть светлую сторону. И что же получается в итоге? Очень часто это превращается в постоянную борьбу, когда человек сражается со своими собственными негативными мыслями, пытаясь вырвать их с корнем и насадить вместо них что-то, на его взгляд, более позитивное.

Проблема заключается в том, что происхождение негативных мыслей обычно имеет свою продолжительную историю, и их корни, соответственно, очень часто оказываются длинными, пронизывают глубокие слои психики, и просто так взять и выдрать их по факту оказывается не просто невозможно, но даже и вредно. Поэтому описанные попытки взрастить у себя позитивное мышление, как правило, ни к чему не приводят.

О том, как же все-таки формировать позитивное мышление, мы поговорим в следующих статьях. Здесь же мне хочется подчеркнуть, что позитивное мышление никогда не исходит из попыток заставить себя мыслить определенным образом. Сила воли здесь не поможет никак. Если бы все было так просто, подавляющее большинство людей уже давно бы научилось мыслить позитивно.

3. Позитивное мышление реалистично.

В человеческой жизни происходят самые разные, и далеко не всегда радостные, события. В ней бывают ссоры и конфликты, неудачи и падения, болезни, потери. Так вот позитивное мышление - это ни в коем случае не мышление человека, глядящего на мир через розовые очки.

Человек, по-настоящему умеющий позитивно мыслить, способен посмотреть прямо не только на хорошее. Видеть хорошее, по сути, умеют многие люди. Но совсем немногие умеют смотреть прямо в глаза неприглядной стороне жизни, оставаться наедине с собственной болью и не пытаться от нее убежать, при этом сохраняя веру в себя, продолжая доверять миру и искать позитивные пути для движения вперед.

Позитивное мышление - это способность увидеть ситуацию такой, какая она есть, и найти в ней ресурсы, какой бы эта ситуация ни была.

4. Позитивное мышление вдохновляет к действиям.

Это утверждение является продолжением идеи о тесной связи позитивного мышления с реальностью. Если мысли человека никак не связаны с его действиями и поведением, то они не имеют никакого смысла, какими бы позитивными на первый взгляд они ни казались. Наш ум - это инструмент, который позволяет нам ориентироваться в реальности и строить свое поведение наилучшим для нас образом. Если большее число мыслей так и остается мыслями, происходит отрыв от реальности, и человек уходит в мир фантазий. Поэтому, работая над формированием позитивного мышления, почаще стоит задавать себе вопрос: «Каким образом мои позитивные мысли влияют на то, как я действую?»

5. Позитивное мышление творит реальность.

Еще одно утверждение о связи позитивного мышления с реальностью. Через внутренний настрой и действия наше мышление создает нашу реальность. В эзотерике есть такой принцип: реальность - это зеркало того, что происходит в нашем сознании. В обиходе мы нередко используем выражение: «Наши мысли материальны». Поэтому если в Вашей реальности Вас что-то не устраивает, стоит обратиться к себе и попытаться понять: что внутри Вас формирует именно такую реальность?
Интересен вот какой вопрос: а почему наши мысли оказывают такое огромное влияние на реальность? И на этот вопрос есть как минимум два ответа.

Ответ №1. Он попроще и понагляднее. Мы ведь говорили, что наше мышление связано с нашим внутренним состоянием и нашими действиями. Человек действует исходя из своих представлений о мире, своей веры в возможность тех или иных событий, своих надежд или своих страхов. Как правило, сам того не осознавая, он формирует свою жизненную ситуацию в полном соответствии со своими убеждениями. В классической психологии есть даже такой термин: «самоисполняющееся пророчество». Он как раз об этом.

В повседневной жизни можно найти немало иллюстраций к этой закономерности.

«Все мужики - сволочи!» - думает женщина, проявляя подозрительность и скрытую агрессию к каждому встретившемуся на ее пути представителю противоположного пола и, по сути, отталкивая своим поведением любого мужчину, готового к нормальным здоровым отношениям.

«Я не обладаю достаточным количеством талантов и способностей для того, чтобы достичь эту цель», - думает некто и действительно, встретившись с трудностями на своем пути, он видит в этом подтверждение своих убеждений и отказывается от дальнейшего движения вперед, ни разу не задумавшись о том, что препятствия практически всегда и у всех встречаются при достижении сколько-нибудь значимой цели.

Самое сложное в таком пророчестве то, что для человека ситуация выглядит таким образом. У него есть некое убеждение, затем его убеждение подтверждается в реальности, и он укрепляется во мнении, что это убеждение верное. Получается замкнутый круг. Убеждение формирует реальность, а получившаяся реальность, в свою очередь, подтверждает верность убеждения.

Ответ №2. Этот ответ не настолько нагляден, как первый, но лично я не раз убеждалась и в собственной жизни, и на примерах других людей, что закономерность, о которой я сейчас расскажу, работает. Эта закономерность описывается эзотерическими знаниями, и смысл ее в следующем.

В нашу жизнь притягиваются те события, обстоятельства, люди, которые являются отражением того, что происходит в нашем сознании. Это довольно сложно полностью объяснить с точки зрения современной науки. Поэтому проще в это либо верить, либо не верить. Мой опыт говорит мне о том, что эта закономерность работает и действительно существует. Неважно, как ее можно объяснить. Гораздо важнее то, что знания о ней можно продуктивно использовать.

Если меня что-то не устраивает в моей жизни, я всегда задаю себе вопрос: что внутри меня может создавать то, что мне не нравится? Стоит сказать, что ответ на этот вопрос далеко не всегда очевиден, и порой на его поиски может уходить довольно много времени. Тем не менее, найденный ответ - это первый шаг к позитивным изменениям, которые, как Вы уже, наверное, поняли, касаются внутренней реальности (сознания). А через изменения во внутренней реальности неминуемо меняется и реальность внешняя.

6. Позитивное мышление - это образ жизни.

Обычно работа над позитивным мышлением начинается так. Человек осознает, что образ его мыслей негативно влияет на какую-то одну или несколько сфер его жизни. Желая изменить такое положение вещей, человек принимается за работу над собой. Если все происходит правильно, то постепенно образ мыслей действительно меняется, а в тех жизненных сферах, где были проблемы, появляются положительные перемены. Но такие перемены - это не конец внутренней работы, а только начало.

Дело в том, что, работая над собой, человеку необходимо чаще и внимательнее прислушиваться к самому себе, заглядывать вглубь себя. И в процессе такого прислушивания к себе обязательно открываются все новые и новые горизонты. Все больше начинают осознаваться те негативные мысли, которые до этого не осознавались вообще, или которым не придавалось никакого значения. Появляется все больше понимания того, как эти мысли влияют на внутреннее состояние, поведение и жизненные обстоятельства. И конечно же появляется желание сделать свое внутреннее пространство чище, избавившись от негативных мыслей.

Негативная мысль стоит за любым необоснованным раздражением, за любой обидой, чувством вины и многими другими эмоциональными реакциями. Трансформируя свое мышление, обучаясь искусству мыслить позитивно, человек обязательно учится позитивно принимать себя, других людей, окружающий мир и жизненные обстоятельства. Он учится относится с любовью к себе и окружающим. Он учится доверять себе и миру. Он учится быть мудрым. Согласитесь, что такие трансформации - это уже не изменения в какой-то одной жизненной сфере. Это уже что-то намного более глубокое, затрагивающее глубинные человеческие ценности и влияющее на весь образ жизни.

Таковы, на мой взгляд, признаки позитивного мышления. Надеюсь, что знакомство с ними поможет Вам в работе над собой. А в следующей статье мы рассмотрим, какие ловушки подстерегают человека, который начинает учиться мыслить позитивно. Рекомендую ознакомиться. Ведь если предупрежден - значит вооружен!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ