Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

Заработная плата - это одна из самых спорных категорий выплат работникам предприятия. На практике применяется несколько основных способов начисления выплат по оплате труда. Самыми популярными являются следующие:

  • сдельная;
  • повременная;
  • комбинированный тип.

Если говорить о бюджетных организациях, то здесь повсеместно применима ставка, которая также дополняется поощрительными выплатами и премиями. Для того чтобы понять, как начисляется зарплата бюджетникам, необходимо определить, что такое тарифная сетка и тарифный разряд. Коэффициент тарифной ставки по разрядам применяется не только в бюджетных организациях, многие предприятия имеют такие добавочные тарифные коэффициенты по разрядам.

Что такое тарифный коэффициент и от чего он зависит?

Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0.

Для применения нужно иметь таблицу с тарифными коэффициентами. На различных предприятиях они могут иметь отличия, определен тарифный коэффициент рабочих разрядов в Приказе об учетной политике предприятия. Это если говорить об отдельно взятом предприятии. В государстве разработана единая тарифная сетка для рабочих бюджетной сферы. Она имеет 18 рангов. Если говорить о конкретных цифрах, то стоит отметить, что по сравнению с первым, самым низким, 18 ранг имеет тарифный коэффициент 4,5.

Назначение тарифной сетки

Все работники предприятия не могут получать заработную плату на одном уровне, поскольку уровень их квалификации отличается, трудоемкость выполняемых каждым из них работ различна. В связи с этим целесообразно применять тарифную сетку. В чем заключается ее основное назначение? Основная цель применения такой системы оплаты заключается в том, чтобы распределить работников по категориям в зависимости от уровня специализации и квалификации выполняемых им работ.

Каждый работник должен получать оклад в размере, соответствующем его квалификации. Оплата труда тарифным способом предусматривает, что работник определенного разряда должен выполнять работу, которая по сложности соответствует именно его разряду. Бывает, что работник низшего разряда привлекается к работам, которые должен выполнять специалист более высшего уровня. В тех ситуациях, когда он делает это успешно, ему, соответственно, может быть присвоен более высокий разряд.

Оплата труда тарифным методом является хорошей мотивацией для работников. Ведь чем выше разряд, тем больше уровень оклада.

Определение тарифного разряда и его особенности

Что такое тарифный разряд? Тарифный коэффициент является составляющей частью разряда по квалификационным характеристикам. Он характеризует уровень сложности работ. Тарифный разряд (тарифный коэффициент) является одним из важнейших составляющих тарифной сетки. Как он определяется? Его можно посмотреть в специальном справочнике характеристик рабочих по уровню квалификации.

В тарифной сетке отсчет всегда начинается с работников первого разряда. Они, как правило, имеют самый низкий оклад и уровень квалификации. Обычно уровень оклада работников первого разряда соответствует минимальному уровню заработной платы, определенному на государственном уровне.

Типы тарифных сеток

Интересно, что на одном предприятии может быть разработано несколько тарифных сеток, которые применяются к категориям работников с различными условиями труда. Например, если рассматривать машиностроительное предприятие, то здесь может иметься обычная тарифная сетка и «горячая». Второй тип сетки будет применяться к работникам, которые работают в цехах с вредными условиями работы.

Условия получения высшего разряда

Для получения высшего уровня квалификационного разряда необходимо обладать знаниями и навыками, необходимыми для осуществления работы высшего уровня квалификации. Кроме этого, существуют еще и другие обязательные к выполнению условия, позволяющие работнику получить более высокий квалификационный разряд:

  • выполнять работы высшего уровня в течение трех месяцев, и делать это успешно, то есть без переделок и нарушений;
  • непосредственно перед получением высшего разряда нужно сдать тест для проверки уровня квалификации.

Кто определяет уровень квалификации? В данном процессе должен участвовать собственник предприятия, а также представитель профсоюзной организации работников.

Кому могут повысить разряд? Уровень квалификационного разряда может повышаться в тех случаях, когда работник строго и четко следует нормам и требованиям, которые определены на предприятии. Трудовая дисциплина рабочего должна быть положительной.

Если он строго нарушает правила поведения на предприятии, закон или другие определенные нормы, то его разряд может также понижаться. Такие меры применяются в качестве ответственности за различные нарушения.

Значимость тарифной системы

Тарифный разряд, тарифный коэффициент и тарифная ставка используются при планировании на предприятии. Это позволяет определить уровень заработка отдельных категорий работников. Рассмотрим ситуации, когда важно знать уровень тарифной ставки определенных категорий рабочих:

  • во время планирования бюджета основной зарплаты работникам по категориям;
  • во время распределения фонда зарплаты по категориям рабочих;
  • при планировании повышений уровня тарифных ставок.

Пример тарифной сетки приведен в таблице.

Тарифная система оплаты труда обладает преимуществами и недостатками. Но ее использование на данный момент является самым оптимальным вариантом не только в бюджетной сфере.

Наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями). Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже , в 2019 году его размер составил 11 280 рублей.

Региональные МРОТ могут быть выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимальный МРОТ с 01.01.2019 — 18 000 рублей, в Москве с 01.10.2018 — 18 781), и руководители предприятий должны ориентироваться именно на показатели своих регионов.

Единая тарифная сетка

Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала.

Тарифная сетка оплаты труда

Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.

При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная сетка в коммерческом секторе

В случае если создать тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2019 самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2019 года — документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 о том, что (актуально для государственных и муниципальных учреждений).

Пример, как коэффициент превращается в зарплату

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63-2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340-37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Тарифная сетка для бюджетников

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.

Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.

Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться. И причина этого — в разном уровне квалификации работников и сложности выполняемой ими работы. В зависимости от квалификации и сложности работникам присваиваются разряды и устанавливаются тарифные коэффициенты (далее в статье — ТК).

Приведем некоторые примеры.

    1-й, наиболее низкий, присваивается таким рабочим, как протирщик часовых стекол, рабочий по обслуживанию бани, истопник, няня и другие;

    до 8-го «дотягиваются» наладчики различного оборудования (технологического, полиграфического, испытательного и т.д.).

Список всех профессий и разрядов дан в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих. Кроме того, начиная с 1 июля 2016 года при определении квалификации обращаются к . В них используется понятие «уровень квалификации» (от 1-го до 8-го).

Как рассчитать тарифный коэффициент разряда

В Советском Союзе действовала единая тарифная сетка, в которой были установлены минимальные ставки (самого низкого квалификационного разряда для конкретной профессии) и ТК. Чем выше квалификация рабочего, трудоемкость работы, тем больше ТК, на который умножается минимальная ставка.

Сегодня государство регулирует и ТК лишь в отношении бюджетников (базовый документ — так называемая Новая система оплаты труда, а также отраслевые соглашения). Остальные предприятия могут создавать сетки и рассчитывать ТК самостоятельно. Для этого нужно определить:

    сколько разрядов одной профессии (специальности) вы введете;

    какой планируется разрыв между низшим и высшим уровнями квалификации;

    как будет увеличиваться ТК — равномерно (1; 1,2; 1,4; 1,6…) или прогрессивно (1; 1,2; 1,5; 1,9…).

Для расчета коэффициента с равномерным увеличением воспользуемся формулой:

(макс. коэф. - мин. коэф.) / (кол-во разрядов - 1)

Решено для токарей ввести 5 разрядов: с 2-го по 6-й. Разрыв в ТК — 2 (низший — коэф. 1, высший — коэф. 2).

Решение: (2 - 1) / (5 - 1) = 0,25.

Значит, ТК для разрядов будут:

Средний ТК

Иногда в организациях существует такая система оплаты труда, когда труд рабочих одного цеха или бригады оплачивается по . В таком случае потребуется высчитать средний тарифный коэффициент, формула довольно трудна, но попробуем разобраться без пугающих математических символов. Расчет нужно строить таким образом:

    Умножить количество работников, имеющих минимальный разряд, на минимальный ТК.

    Повторить операцию для каждого последующего уровня квалификации.

    Сложить полученные значения.

    Разделить сумму на количество работников.

Еще проще все будет выглядеть на примере.

Пример расчета среднего тарифного коэффициента

Для решения потребуется установить, сколько рабочих работает по какому уровню квалификации.

Допустим (для упрощения расчетов), что по 2-му разр. работает 2 человека, по 3-му — 3, по 4-му — 4, по 5-му — 5, по 6-му — 6 (всего в бригаде — 20 рабочих).

    2 человека (2-й разр.) * 1 (ТК 2-го разр.) = 2

    3 * 1,25 = 3,75; 4 * 1,5 = 6; 5 * 1,75 = 8,75; 5 * 2 = 12.

    2 + 3,75 + 6 + 8,75 + 12 = 32,5.

    32,5 / 20 (количество работников) = 1,63. Мы получили средний ТК бригады.

Каждый работник получает за свой труд заработную плату. На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Дифференцировать заработную плату можно с помощью тарифной системы оплаты труда, когда вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя :

  • тарифные ставки;
  • оклады (должностные оклады);
  • тарифную сетку;
  • тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

Тарифная ставка — фиксированны размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношений в оплате труда работников различной квалификации.

Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки. Обычно первый разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка любого из разрядов сетки выше ставки первого разряда, коэффициент которого всегда равен единице. Соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов является диапазоном тарифной сетки . Сегодня чаще всего встречаются шести- и восьмиразрядные тарифные сетки с диапазоном, равным двум.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и внутренних локальных актах (положениях о премировании, положениях об оплате труда и т. д.). В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся, например, количеством разрядов.

В коммерческих организациях нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут разработать собственную тарифную сетку. Работодатель-частник вправе самостоятельно установить количество разрядов в тарифной сетке компании, размер тарифов и коэффициентов.

При разработке тарифных сеток нужно учитывать следующее: никто не должен получать зарплату ниже действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер оплаты не ограничивается.

К СВЕДЕНИЮ

С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен на уровне 7500 руб . (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»).

РАЗРАБОТКА ТАРИФНОЙ СЕТКИ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ

При разработке тарифной сетки используется вариант увеличения (от разряда к разряду) межразрядных коэффициентов. Существуют следующие варианты построения шкалы тарифной сетки:

  • прогрессивный абсолютный и прогрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 1). В данном случае с ростом разряда увеличиваются показатели абсолютных и относительных величин коэффициентов;
  • прогрессивный абсолютный и постоянный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 2), где величина относительного роста тарифных коэффициентов постоянная;
  • постоянный абсолютный и регрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 3), при котором величина роста абсолютного коэффициента постоянная;
  • регрессивный абсолютный и регрессивный относительный рост тарифных коэффициентов (табл. 4). Здесь величина коэффициента и относительное значение тарифных коэффициентов с ростом разряда снижаются.

Наиболее экономичным и широко используемым является прогрессивный абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов.

Таблица 1. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

Тарифные коэффициенты определяются исходя из специфики производственного процесса.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда можно найти по формуле:

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда - Тарифный коэффициент предыдущего разряда. (1)

В нашем примере (см. табл. 1) абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно:

  • для 2-го разряда — 0 ,08 (1,08 - 1);
  • для 3-го разряда — 0 ,12 (1,20 - 1,08).

Аналогично производят расчет для 4-6 разрядов.

Относительное возрастание тарифных коэффициентов определяется в процентном соотношении по формуле:

Относительное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда / Тарифный коэффициент предыдущего разряда × 100 - 100. (2)

Тогда относительное возрастание тарифных коэффициентов будет равно:

  • для 2-го разряда — 8 % (1,08 / 1 × 100 - 100);
  • для 3-го разряда — 11 % (1,20 / 1,08 × 100 - 100).

Аналогично производится расчет для разрядов 4, 5 и 6.

Таблица 2. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и постоянного относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

Пусть относительное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 12 % .

Находим тарифные коэффициенты и их абсолютное возрастание.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываются следующим образом.

Значение тарифного коэффициента определенного разряда принимаем за Х. Тогда первоначальная формула для 2-го разряда будет иметь вид:

Х / 1 × 100 - 100 = 12

Х / 1 × 100 = 12 + 100 = 112

Х / 1 = 112 / 100 = 1,12

Х = 1,12 × 1 = 1,12 — тарифный коэффициент для 2-го разряда.

Находим тарифный коэффициент для 3-го разряда таким же образом, применив формулу:

Х / 1,12 × 100 - 100 = 12

Х / 1,12 × 100 = 112

Х / 1,12 = 1,12

Х = 1,12 × 1,12 = 1,25 .

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для разрядов 4-6.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда находим по формуле (1):

  • для 2-го разряда — 0,12 (1,12 - 1);
  • для 3-го разряда — 0,13 (1,25 - 1,12).

Таким же способом рассчитываем абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для остальных разрядов (4-6).

Таблица 3. Пример шкалы постоянного абсолютного и регрессивного относительного изменения тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

Относительное регрессивное изменение тарифных коэффициентов, %

Предположим, абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 0,08 .

Находим тарифные коэффициенты и их относительное изменение значений.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываем следующим образом:

  • для 2-го разряда: 1 + 0,08 = 1,08 ;
  • для 3-го разряда: 1,08 + 0,08 = 1,16 .

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для 4, 5 и 6 разрядов.

Е. В. Акимова, аудитор

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ