Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.
Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?
Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .
При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .
Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .
В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.
В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.
Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).
Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.
Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.
Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.
Еще со времен СССР большая часть таксистов оказывали свои услуги нелегально. Как следствие, это приводит к выписыванию штрафов.
Часто встречаются ситуации, когда частные перевозчики имеют исключительно на несколько автомобилей, причем остальные работают неофициально. Таким образом, остальные автомобили работают без разрешения на перевозку пассажиров. Работодатели экономят свои средства:
При этом подобная экономия своего капитала часто выходит боком, что приводит к ухудшению рынка услуг такси.
Никто не может дать гарантий: трезвый водитель за рулем или нет. Если произойдет ДТП, никто не возьмет на себя ответственность, а отвечать придется исключительно нелегальному таксисту.
Многие задаются вопросом – можно ли работать в такси без разрешительного пакета документов? Ответ прост – можно, но только в этом случае необходимо быть готовым к регулярным штрафным санкциям.
По сути, такси – неофициальное трудоустройство, только с небольшим нюансом: всю ответственность берет на себя водитель транспортного средства. Кроме того, такие водители не могут рассчитывать на получение социального пакета при необходимости в этом, а также им не начисляется трудовой стаж.
Для получения необходимой лицензии, дающей право на работу в такси, необходимо отвечать некоторым требованиям :
В свою очередь транспортное средство должно быть оснащено:
Установленные светящиеся специальные фонари должны обладать оранжевым либо желтым цветовым оттенком. Они устанавливаются с помощью магнитов на крышу транспортного средства. Благодаря такому монтажу, в короткое время можно с легкостью снять шашку, если в этом будет необходимость.
На самом кузове транспортного средства допускается возможность указывать наименование и другие атрибуты компании, а также номера диспетчеров.
Транспортные средства, используемые в качестве таксомоторов, в обязательном порядке проходят техосмотр с периодичностью раз в 6 месяцев.
В предоставлении лицензии на оказание услуг по перевозке пассажиров может быть отказано, если:
Стоит отметить, что на практике порядка 75% заявителей получают лицензии с первого раза.
Для получения необходимой разрешительной документации (лицензии) необходимо обратиться в соответствующий орган и предъявить определенный пакет документов.
Выдачей лицензии занимается Министерство транспорта, однако в некоторых регионах РФ выдачей лицензии могут заниматься другие учреждения.
Перед обращением необходимо подготовить :
Если речь идет об оформлении лицензии для такси, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, процесс оформления не меняется, кроме одного нюанса: дополнительно нужно подготовить копию свидетельства о .
На основании поданных документов сотрудники соответствующего органа осуществляют проверку данных, и в течение первых 30-ти календарных дней будет выдана лицензия.
Необходимо помнить, что в лицензии указываются:
Стоимость получения лицензии в каждом регионе отличается между собой. В крупных городах цена на лицензию будет выше, в небольших населенных пунктах – меньше. В среднем понадобится не более 10 000 рублей.
К примеру, в Санкт-Петербурге и Москве стоимость составляет 10000 рублей.
При желании можно воспользоваться компаниями, оказывающие посреднические услуги. В таком случае цена возрастет до 13 000 — 15 000 рублей.
Период оформления составляет не больше 30-ти календарных дней , при обращении к посредникам – не больше двух недель.
В случае если все-таки было принято решение о работе в такси без разрешительных документов, нужно быть готовым к оплате различных штрафов. Согласно КоАП штрафные санкции могут применяться по определенным пунктам, которые набрали юридической силы в ноябре 2014 года:
Вышеуказанные штрафы являются максимальным наказанием для водителей и юридических лиц, которые предоставляют услугу по перевозке пассажиров неофициально.
Со слов некоторых чиновников, такая мера наказания не позволяет говорить об уменьшении числа нелегальных перевозчиков, поскольку достаточно раз заплатить штраф в 5000 рублей и продолжать осуществлять свою трудовую деятельность.
Относительно юридических лиц складывается ситуация, что доказать факт работы нелегального перевозчика на ЮЛ практически невозможно, если только сам таксист об этом не скажет. Но, как показывает практика, такое случается только в 5% случаях.
Чиновники предлагают разработать дополнительный механизм, способный увеличить штрафы за нелегальные перевозки, но при этом уменьшить сумму налогов, что позволит вывести нелегальных таксистов из тени. Однако это еще только на уровне разговоров, никаких решительных действий не принимается.
Стоит ли работать в такси без лицензии? Узнайте из данного видео.
Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения .
Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 , предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.
Напомним, ч. 1 упомянутой устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа :
Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.
Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 , которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства .
Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ . Согласно закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.
Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.
Помимо этого, ч. 2 устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.
Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.
С полным текстом законопроекта № 447293-6 и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании разрешительной лицензии.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Чтобы получить лицензию компания – перевозчик должна иметь определенный набор транспортных средств, достаточное количество квалифицированных водителей и дополнительного персонала, а так же предоставить в контролирующую организацию набор документов, подтверждающих все основные факторы.
Существует ли ответственность за отсутствие лицензии, и какое наказание предусмотрено законами, читайте далее.
Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:
Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.
Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.
При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.
Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, то перевозка считается незаконной.
Статьи за незаконную перевозку пассажиров предусматривают наложение на водителей, должностных лиц и организаторов перевозки определенные виды штрафных санкций.
Если организация или ИП занимаются незаконными перевозками пассажиров на маршрутах автобусами, то могут быть наложены следующие штрафные санкции:
Нарушение | Штраф для водителя, руб. | Штраф для ответственного (должностного) лица, руб. | Штраф для организации, руб. |
Отсутствие лицензии | 5 000 | 5 000 | ИП – 100 000 Юрлицо в любой форме – 400 000 |
Повторное нарушение, заключающееся в отсутствии лицензии | 50 000 + конфискация автотранспорта | ИП -100 000 Юрлицо – 400 000 |
|
Использование незарегистрированного маршрута | 4 000 | 4 000 | 500 000 |
Выявление повторного правонарушения из пункта 3 | 5 000 | 50 000 | 1 000 000 |
Отклонение от заданного маршрута | 1 000 | 1 000 | 2 000 |
Если нарушения выявлены при выполнении заказных перевозок автотранспортом, то:
Правонарушение/Размер штрафа, руб. | Для водителя | Для должностного лица | Для компании |
Деятельность без лицензии | 5 000 | 5 000 | Юрлицо – 400 000 ИП – 100 000 |
Повторное нарушение пункта 1 | 50 000 + Конфискация транспортного средства | Юрлицо – 400 000 ИП – 100 000 |
|
Заключение договора фрахтования в устной форме | 5 000 | 50 000 | 200 000 |
Непредоставление договора на перевозку уполномоченным на проведение проверок лицам | 5 000 | — | — |
Дополнительное взимание оплаты услуги с пассажиров (заказ должен быть оплачен предварительно организатором перевозки) | 5 000 | 50 000 | 200 000 |
Допуск в автобус лиц, не указанных в представленном списке | 5 000 | 50 000 | 200 000 |
Для нелегальных таксистов, занимающихся извозом на легковом автомобиле, предусмотрены штрафы:
Описание правонарушения/Размер штрафных санкций, руб. | Водитель | Ответственное лицо | Компания |
Работа без разрешительного документа | 5 000 | 5 000 | ИП – 100 000 Организация – 400 000 |
Отсутствие в автомобиле информации, требуемой правилами перевозок | 1 000 | 10 000 | 30 000 |
Невыдача пассажиру документа о приемке оплаты за проезд | 1 000 | 10 000 | 30 000 |
Отсутствие на автотранспорте обязательных опознавательных знаков (фонарь оранжевого цвета, схема в виде шашечек) | 3 000 | 10 000 | 50 000 |
Незаконная установка знаков, предусмотренных правилами | 2 500 | 20 000 | 500 000 |
Управление автотранспортом с незаконно установленными схемами и фонарями | 5 000 | — | — |
Незаконная перевозка людей морем может быть наказана:
Описание нарушения/Штраф, руб. | Ответственные лица | ИП | Организации |
Перевозка без разрешения | 20 000 | 20 000 | 100 000 |
Нарушения условий, предусмотренных лицензией | 75 000 | 75 000 | 200 000 |
Отсутствие договора фрахтования или его заключение в ненадлежащем виде | 50 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей | 200 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей |
Деятельность компаний – перевозчиков на территории РФ регулируется рядом законодательных актов:
КоАП регламентирует:
Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров.
В качестве дополнительных мер могут применяться:
Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.
Незаконная перевозка сопровождается нарушением отдельных законодательных актов РФ, поэтому имеет определенные последствия, как для нарушителей, которыми являются перевозчики, так и для пассажиров.
Для компании, являющейся владельцем транспортного средства и занимающейся незаконной деятельностью последствия, которые наступают после выявления правонарушения, могут быть:
В Правительстве постоянно принимаются меры по легализации заказных и регулярных перевозок, которые в первую очередь основываются на повышении суммы штрафных санкций. С начала 2018 года рассматривается законопроект о повышении штрафов, но до настоящего времени судьба его пока неизвестна.
В связи с возможными негативными последствиями можно сделать вывод, что целесообразнее оформить все документы и разрешения на пассажирские перевозки до начала деятельности.
Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде:
При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.
Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая.
Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно.
Согласно отечественному законодательству, перевозка пассажиров без лицензии может стать причиной наложения штрафов. Их размер зависит от нескольких факторов, включая тип транспортного средства, лицо (юридическое или физическое), а также длительность езды без соответствующей документации.
Обратите внимание! Для получения лицензии организация, специализирующаяся на перевозке людей, обязана иметь в своем автопарке несколько автомобилей, профильных водителей и обслуживающий персонал. Кроме того, в управляющие органы передается полный набор документов, являющихся доказательством соблюдения требований.
Как частная организация, так и физическое лицо обязаны соблюдать следующие требования:
Водитель получает информацию о потенциально опасных местах в пути поездки, местонахождении пунктов отдыха и питания, автозаправочных комплексов и больниц.
Обратите внимание! Для перевозки пассажиров необходимо соответствовать установленным требованиям, которые предъявляются профильным законодательством Российской Федерации.
Также стоит отметить, что при лицензировании физические лица никак не смогут оформить разрешение. Гражданам необходимо обязательно получить статус индивидуального предпринимателя, чтобы в дальнейшем без проблем оказывать свои услуги.
Если, минимум, одно из указанных условий не соблюдено, это приводит к признанию перевозки незаконной. В таком случае человек понесет наказание.
Если транспортное средство зарегистрировано на компанию, которая ведет нелегальную деятельность, последняя несет ответственность в различных формах. Так, например, наиболее распространенной мерой является выписывание штрафов. Ввиду небольшой их суммы, которая регламентируется отечественными нормативными актами, нелегалы не всегда перестают работать. Полученный штраф за перевозку легко перекрыть ценой предоставляемых услуг.
Государственное правительство делает все возможное для упрощения схемы легализации регулярных и заказных перевозок, которые базируются на увеличении суммы штрафов. В 2016 году на рассмотрение попал законопроект, повышающий суммы штрафов. Тем не менее, сейчас никто не знает, когда его реализуют на практике.
Если после наложения штрафа физическое или юридическое лицо не ответило за совершенные действия, государство применяет штрафные санкции в виде конфискации автомобиля. Эта мера уже давно работает в КоАП, ее используют очень часто.
Но даже если и это не помогло, и частная организация дальше ведет неправомерную деятельность, компанию могут ограничить не только в осуществлении пассажирских перевозок, но и не позволят заниматься другими видами деятельности. Профильные органы будут проводить комплексную проверку, в рамках которой возможна временная остановка деятельности с обязательной заморозкой банковских счетов.
Из-за того, что граждане не могут увидеть разницу между легальными и нелегальными перевозчиками, незаконная перевозка пассажиров для последних имеет менее тяжкие последствия. Так, например, клиент может не получить комплексную услугу, которая предусматривается в договоре фрахтования. Соответственно, люди не могут в дальнейшем передвигаться и попасть в нужное им место.
Также могут появиться задержки в доставке. Этот аспект является весьма актуальным при задействовании перевозчиков, работающих на регулярной основе, катаясь по определенному маршруту.
Пассажиры получают возможность взыскать компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. При нарушении правил грузоперевозки ведение деятельности может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей.
Обратите внимание! Заключив фиктивный договор аренды, транспортная компания не может привлекаться к ответственности за доставку людей. Соответственно, если в документе указаны пункты, согласно которым предусматривается выплата компенсации, получить ее на практике будет невозможно.
Так какой штраф предусмотрен законодательством? Ниже предлагаем ознакомиться со списками:
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: