Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Цели и задачи воинского учета.

Основной целью является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основные задачи:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установ­ленной законодательством РФ;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного исполь­зования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения меро­приятий по переводу вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имею

щие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

1) проходившие военную службу в вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образова­ния, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал.



Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:

Приложение № 1

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант до 45 лет до 50 лет до 55 лет
Старшие офицеры майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет
полковник, капитан 1 ранга до 55 лет до 60 лет
Высшие офицеры: генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, Маршал Российской Федерации до 60 лет до 65 лет

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:

Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет,

Остальные - до достижения 45 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.


Не подлежат воинскому учету граждане:

1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В целом, воинский учет подразделяется на общий и специальный.

В организациях здравоохранения:

- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;

- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установ­ленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и
на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника. Эта карточка представляет собой унифицирован­ную форму № Т-2 (ВУР). Она разработана на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26, раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.

Основные документы воинского учета, на основании которых запол­няются соответствующие разделы личной карточки работника это во­енный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Учитывать следует следующие категории лиц, работающих в организации:

Мужчин, годных по состоянию здоровья к военной службе;

Женщин, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

С мужчинами более или менее понятно, но какие женщины подлежат воинскому учету? Учету подлежат женщины, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

Связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, фанеры, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

Вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

Полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

Медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

Радиомеханика - кинорадиомеханики.

Кроме того, воинскому учету подлежат женщины, проходившие службу в Вооруженных Силах РФ, в погранвойсках, во внутренних войсках МВД РФ и т. п.

Причем "запасники" женского пола пребывают в запасе до 45 лет (не имеющие офицерского звания) или до 50 (имеющие офицерское звание).

Воинскому учету не подлежат следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с законом;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Организация учёта

Если в вашей организации состоят на воинском учете от 500 до 2000 граждан, то необходимо решить вопрос об освобождении одного работника специально для ведения работ по воинскому учету и бронированию граждан. Если же количество учитываемых лежит в пределах от 2000 до 4000 граждан, то освобождать следует уже двоих работников и т. д. ну а если у вас менее 500 таких граждан, то работой по учету вполне может заняться кто-нибудь по совместительству. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в органах местного самоуправления и в организациях, производятся за счет средств этих органов и организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Целесообразным представляется издание приказа руководителя об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Его содержание сводится к следующему:

Организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

Обязанности по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на такого-то;

При убытии в отпуск, командировку или на лечение обязанности такого-то исполняет такой-то.

Согласно пункту 21 положения о воинском учете, для учета граждан в организациях используются личные карточки формы № Т-2 (утв. Госкомстатом России от 06.04.01 № 26), раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.

Основными документами воинского учета являются:

Военный билет или временное удостоверение взамен военного билета (для граждан, пребывающих в запасе);

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для граждан, подлежащим призыву на военную службу);

Военные билеты офицеров запаса (зеленая обложка);

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) (красная обложка).

Документы воинского учета должны, в частности, содержать сведения о семейном положении, образовании, основных антропометрических данных, прохождении военных сборов, владении иностранными языками, наличии военно-учетных и гражданских специальностей, наличии первого спортивного разряда или спортивного звания.
Вся работа по осуществлению воинского учета в организации должна строиться по ежегодно утверждаемым руководителем организации планам, согласованным с военным комиссаром.

При приёме на работу

При заключении трудового договора военнообязанные и подлежащие призыву на военную службу граждане обязаны предъявить работодателю документы воинского учета, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 65 ТК РФ). Как раз в паспорте проставляется отметка военного комиссариата об отношении гражданина к воинской обязанности (п. 13 положения о воинском учете).

При заключении трудового договора работодатель или его уполномоченное лицо, ответственное за военно-учетную работу, должны проверять военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Следует убедиться в наличии указанных документов, в их соответствии паспортным данным, наличии фотографии (и в том, что на ней запечатлен ее владелец). Если предъявлено временное удостоверение, то следует проверить срок действия. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, то их владельцев следует отправить в военный комиссариат по месту воинского учета для уточнения документов воинского учета. При приеме документов воинского учета гражданам выдается расписка.
Следует проверить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Для этого проверяется отметка о приеме на воинский учет:

В военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (страницы 27-31);

В военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" (страницы 21-24);

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу - штамп военного комиссариата в графе "Принят на воинский учет" раздела II "Прием на воинский учет и снятие с с воинского учета" (страницы 2, 3).
Если у лица, принимаемого на работу, отсутствует отметка о постановке на воинский учет, то необходимо направить гражданина, подлежащего постановке на воинский учет:

Офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу - в военный комиссариат по месту жительства;

Прапорщиков, мичманов, сержантов, солдат и матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Организации обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу). В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, полное наименование организации, ее адрес и номер контактного телефона.

Сообщение направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на учете. Сообщение отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении с записью в журнале регистрации исходящих документов. Корешок об уведомлении подшивается к копии уведомления. Копия уведомления может храниться как в личном деле работника, так и в папке с копиями исходящей корреспонденции военно-учетного стола.
Однако как быть, если на работу устраивается иногородний гражданин и адрес его военкомата не известен? В таком случае указание адреса становится головной болью работника, потому что обязанностью гражданина является, в частности сообщение "в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования" (подп. "г" п. 10 положения о воинском учете).

Следует помнить, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 01.01.04), гражданам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, на время работы в этих организациях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Перечень государственных организаций и порядок предоставления отсрочки определен постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1583 (ред. от 17.07.2000).

Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, является справка, которая выдается гражданину по месту работы руководителем государственной организации. Условием предоставления отсрочки является соответствие специальности молодого специалиста и должности, на которую он принимается на работу. В дальнейшем такая справка для подтверждения права на отсрочку от призыва представляется ежегодно, в августе, в военный комиссариат по месту воинского учета.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей

Воинскому учету подлежат граждане: - мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;

Женского пола, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет, не имеющие таких званий - 45 лет (ст. 3 «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22. 03. 95 г. № 292).

В соответствии с российским законодательством не подлежат воинскому учету граждане:

Освобожденные от воинской обязанности;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Проходящие военную службу;

Проходящие службу в органах внутренних дел;

Отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;

Достигшие предельного возраста пребывания в запасе;

Убывшие на постоянное место жительства за границу (ст. 4 «Положения о воинском учете»).

При наличии каких специальностей граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет?

Все граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, министерствах и ведомствах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.

На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) в области связи - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) в области оптических и звукометрических средств Измерения и метеорологии - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) в области картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) в области вычислительной техники - мастера, Механики, операторы;

д) в области полиграфии - граверы, цинкографы, Мастера и наладчики полиграфических машин;

е) в области медицины - врачи, фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, акушерки, лаборанты, рештенолаборангы, рентгенотехники, зубные техники, инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры (операционные, анестезисты, участковые, патронажные, по массажу, неотложной медицинской помощи, гражданской обороны);

ж) кинорадиомеханики (ст. 1, 2 Приложения к «Положению о воинском учете»).

Ставятся ли на воинский учет лица, приобретшие гражданство Российской Федерации?

Первоначальная постановка на воинский учет лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет включительно, приобретших гражданство Российской Федерации, производится районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола, приобретших гражданство Российской Федерации и имеющих военно-учетную специальность, осуществляется военным комиссариатом района или города (без районного деления).

Снятие с воинского учета сотрудников органов внутренних дел

Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений МВД РФ не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел РФ (ст. 21 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 24. 12. 93 г. № 2288).

Категории граждан подлежащих и не подлежащих воинскому учету;

Цели и задачи воинского учета.

Основной целью является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основные задачи:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установ­ленной законодательством РФ;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного исполь­зования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения меро­приятий по переводу вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имею

щие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

1) проходившие военную службу в вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образова­ния, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал.

Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Категории граждан, подлежащие воинскому учету в организациях

Вопрос-ответ по теме

Какие граждане подлежат воинскому учету в организациях?

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и окончивших эти образовательные организации;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

не подлежащие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

не прошедши военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению № 2 к Методическим рекомендациям.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

www.pro-personal.ru

СОСТАВ И КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Цели и задачи воинского учета >>>

Основные положения по ведению воинского учета в организациях >>>

Документы, необходимые для ведения воинского учета в организациях >>>

Документы военнообязанных граждан >>>

Подготовка документов воинского учета >>>

Порядок ведения воинского учета в организациях >>>

Ответственность за нарушение воинского учета >>>

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Методические рекомендации). Методические рекомендации конкретизируют положения нормативных правовых актов, возлагающих на работодателей обязанности по ведению воинского учета в организациях, перечисленные в Федеральных законах от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности) и упомянутом Положении.

— обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа работающих в этих органах и организациях граждан, пребывающих в запасе;

— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

— документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние мобилизационных людских ресурсов (граждан, которые пребывают в запасе и подлежат воинскому учету) и призывных людских ресурсов (подлежащих воинскому учету граждан, не пребывающих в запасе).

Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной службой безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (работодателями).

В соответствии с Методическими рекомендациями организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА

В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями, другими должностными лицами организаций:

— по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;

— по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;

— по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания, в том числе содействия в обеспечении своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из следующих норм, установленных п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организации, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Если в организации воинский учет ведут два работника или более, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол. Работодатель обязан предоставить этим работникам специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан, определяются приказом работодателя. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, ведущим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. Методическими рекомендациями предусмотрено, что кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования. Ему же направляются копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы).

При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет граждан, работодатель должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

См. образец заполнения приказа.

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, помимо закрепления в трудовых договорах должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях.

См. образец заполнения должностной инструкции.

Ситуация из практики. Можно ли работнику отдела кадров поручить ведение воинского учета в организации? Обязательно ли устанавливать доплату за его ведение?

Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).

Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы (пп. «а» п. 12 Положения о воинском учете). Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.

Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а в случае совершения аналогичного нарушения повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение о воинском учете):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ. К ним относятся граждане:

— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса и окончившие указанные образовательные организации;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

— не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

— не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющие военно-учетную специальность. Перечень военно-учетных специальностей приведен в Приложении к Положению о воинском учете и Приложению N 2 к Методическим рекомендациям.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Ситуация из практики . Должен ли работодатель вести воинский учет в отношении работников-совместителей?

Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.

Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:

1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):

— лица, пребывающие в запасе;

— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;

2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):

— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

— лица, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.

Граждане, призываемые на военную службу

Действующее законодательство подразделяет всех граждан РФ на подлежащих и не подлежащих призыву на военную службу. Для определения круга граждан, подлежащих призыву, законодатель ввёл ряд критериев, изложенных в ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Первое требование – к гражданству. Призыву на военную службу подлежат только граждане РФ.

Второе требование – к полу. Только лица мужского пола подлежат призыву.

Третье требование предъявляется к возрасту граждан. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет . Любые мероприятия, связанные с призывом (перечень мероприятий – см. ниже), в отношении лиц, не достигших 18 лет или достигших 27, незаконны, их результаты ничтожны 5 .

Четвёртое требование предъявлено к нахождению граждан на воинском учёте. Призыву подлежат только граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте . Таким образом, из числа граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежат призыву те, кто:

  • не освобождён от исполнения воинской обязанности (в отечественном законодательстве, правда, не сказано, кто именно и по каким основаниям освобождается от исполнения воинской обязанности);
  • не проходит военную службу или альтернативную гражданскую службу (далее по тексту – АГС);
  • не отбывает наказание в виде лишения свободы;
  • не проживает постоянно за пределами РФ (гражданин, выезжающий за пределы РФ на срок более 6 месяцев, обязан сняться с воинского учёта);
  • не пребывает в запасе Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ в качестве офицера.

Такой перечень граждан, не подлежащих воинскому учёту, дан в п. 15 Положения о воинском учёте.

Пятое требование – гражданин подлежит призыву только в том случае, если не пребывает в запасе . Запас формируется, в частности, из граждан, не прошедших военную службу в связи с успешным завершением обучения по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования и в связи с освобождением от призыва .

Освобождаются от призыва граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (категории годности «Д» и «В» соответственно),

б) проходящие или прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую службу,

в) прошедшие военную службу в другом государстве,

г) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень,

д) являющиеся сыновьями или родными братьями военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов,

е) являющиеся сыновьями или родными братьями граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Замечу, что три последние категории граждан, согласно формулировке закона, не освобождаются от призыва, а имеют право на освобождение. Это означает, что призыв этих граждан на военную службу может осуществляться в случае их отказа от реализации права на освобождение от призыва.

Существовавшее до 1 января 2005 года требование п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе об освидетельствовании граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе (категория годности «В») и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста, вселял панику в ряды данной категории граждан. Притом, что действовавшее ранее законодательство не позволяло призвать гражданина на военную службу в случае изменения категории годности (изменение категории годности не меняло его статуса – он продолжал являться гражданином, зачисленным в запас, и не имеющим воинского звания офицера, — то есть не относился к категории граждан, подлежащих призыву). Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе» от 31 декабря 2004 года № 886 с 1 января 2005 года отменён сам институт освидетельствования граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста.

Если гражданин по указанным выше критериям относится к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, то это ещё не означает, что в отношении него можно вынести решение о призыве. Среди граждан, «подлежащих призыву на военную службу», законодательство выделяет категорию граждан, которые «не подлежат призыву на военную службу » 6 . Это граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

в) в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Не призываются из числа граждан, подлежащих призыву, также граждане, которым предоставлена отсрочка . Об этих гражданах подробнее – в разделах, посвящённых отсрочкам от призыва.

Зачисление в запас по достижении 27-летнего возраста. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», могут быть призваны на военную службу только лица, не достигшие 27 лет. По достижении этого возраста, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 52 того же закона, гражданин подлежит зачислению в запас. Зачисление производится в том числе и в отношении тех, кто не был призван на военную службу «по каким-либо другим причинам». Под этими причинами понимается и уклонение от призыва на военную службу с некоторого времени до 27-летия, и неявка на мероприятия, связанные с призывом, не квалифицирующаяся как уклонение. Решение о зачислении в запас принимается призывной комиссией после проведения медицинского освидетельствования. Неявка в течение призывного возраста на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, может расцениваться либо как административное, либо как уголовное правонарушение. В первом случае к ответственности призывник будет привлечён уполномоченным должностным лицом военного комиссариата по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 21.5. КоАП РФ («Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту»). Санкция, предусмотренная этой статьёй, — предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей. Во втором случае (уголовная ответственность) призывная комиссия или военный комиссариат обратятся к руководителю следственного органа Следственного комитета РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту обнаружения в действиях призывника признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы). Предельная санкция этой статьи уголовного закона — лишение свободы на срок до двух лет. При этом велика вероятность того, что, если в личном деле призывника не окажется корешков повесток с распиской призывника, то в возбуждении уголовного дела будет отказано (следователь может сослаться на п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому на призывника возложена обязанность являться именно по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, а в силу п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уклоняющимся от призыва на военную службу признаётся гражданин, помимо всего прочего не являющийся по повесткам военного комиссариата). После проведения освидетельствования призывной комиссией будет вынесено решение о зачислении в запас, и на основании этого решения гражданин получит военный билет.

5 Из судебной практики. Решением Невского федерального районного суда Санкт-Петербурга от 28 августа 2006 года по гражданскому делу № 2-4167/2006 было признано незаконным решение призывной комиссии Невского района о призыве Андрея М. на военную службу. Судом было установлено, что заявитель достигал 18-летнего возраста 7 июня 2006 года, а решение призывной комиссии о его призыве состоялось до достижения 18-летия, 3 мая 2006 года.

6 Вероятно, у разработчиков закона были трудности с русским языком или логическим мышлением

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ ).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы ( Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов ( Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ