Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Обязательные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков.

Обязательные работы могут быть назначены только в качестве : когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК: в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК; вместо штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от 60 до 240 часов, отбываются они не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:

  • обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;
  • непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;
  • бесплатность выполняемых работ;
  • выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;
  • выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает воздействие наказания.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ УИК (ст. 30) признает осужденного, который:

  • более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
  • скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Исправительные работы (ст. 50 УК)

Исправительные работы (ст. 50 УК) называют традиционным именно для отечественного . Возникшее в советском уголовном праве в 1917 г. как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы», в дальнейшем оно с некоторыми изменениями предусматривалось всеми УК РСФСР и получило широкое распространение на практике в качестве реальной альтернативы лишению свободы.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Содержание этого наказания заключается в оказании психологического воздействия на осужденного, ограничении некоторых его трудовых прав и удержании части его заработной платы (в пределах от 5 до 20%) в доход государства.

Исправительные работы могут быть назначены судом только как основное наказание: в случаях, непосредственно указанных в санкциях статей Особенной части УК; а также в порядке замены наказаний на основании ст. 64, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 46, ст. 80 УК. Срок, на который они могут быть назначены, — от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ закон признает осужденного, допустившего повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения, сделанного ему за любое из указанных в ст. 46 УИК нарушений (неявка на работу или в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии опьянения), а также осужденного, скрывшегося с места жительства, если его местонахождение неизвестно.

Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

наказание обязательный преступление уголовный

Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания - обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. (См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // Российская газета. - 2004. 30 дек.)

Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25-30 УИК РФ).

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

Обязательные работы исполняются теми же органами, которые исполняют наказание в виде исправительных работ.

Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т.е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.

Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнением приговора в отношении осужденного к обязательным работам теми же способами, что и при осуществлении контроля за исполнением назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ.

На уголовно-исполнительные инспекции возложены следующие функции, связанные с исполнением обязательных работ:

  • а) ведение учета осужденных;
  • б) разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • в) согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • г) контроль за поведением осужденных;
  • д) ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.

По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).

При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.

В извещении администрации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания обязательных работ, а также ответственность конкретных лиц за злостное неисполнение приговора суда, установленная ст. 315 УК РФ.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:

  • а) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
  • б) уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Администрация организации обязана: издать приказ о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомить его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; вести ежедневный табель с отражением количества отработанных часов, ежемесячно направлять копии табеля в уголовно-исполнительную инспекцию; информировать уголовно-исполнительную инспекцию о невыходе осужденного на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

Осужденные к обязательным работам обязаны:

  • а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
  • б) добросовестно относиться к труду;
  • в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
  • г) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:

  • а) невыход без уважительных причин более двух раз в течение месяца на обязательные работы (под неуважительными причинами невыхода на обязательные работы имеются в виду те же причины, которые были рассмотрены при анализе злостного уклонения от исправительных работ);
  • б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца, понятие "месяц" означает не определенную часть года (январь, февраль и т.д.), а период между определенным числом одного месяца и тем же числом следующего месяца, независимо от того, сколько дней в данном месяце, (под нарушением трудовой дисциплины понимается нарушение порядка выполнения работ, установленного законодательством о труде и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором осужденный отбывает обязательные работы);
  • в) злостным уклонением является и попытка скрыться от отбывания наказания. Подобного рода случаи, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, влекут обязанность инспекции в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных аппаратах, у родственников, если их адреса известны инспекции или участковому уполномоченному милиции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не попал ли он в больницу. Могут быть проверены морги, данные о несчастных случаях.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

Как следует из ст. 49 УК РФ в качестве наказания за общеуголовные преступления, совершенные лицами офицерского состава, прапорщиками, а также рядовыми и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, и не отслужившими на момент вынесения приговора установленного законом срока службы по призыву, могут быть назначены обязательные работы. При этом ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ, назначенных по приговору суда вышеперечисленными категориям военнослужащих.

Толкование нормы права об исполнении обязательных работ на основе существующего в теории права положения о том, что при отсутствии специальной нормы права, регулирующей особенности применения положений, содержащихся в общей норме, положения, закрепленные в общей норме права, распространяются в полной мере и на специальные отношения, фактически существующие, но не урегулированные специальной нормой права, позволяет сделать вывод, что УИК РФ возлагает исполнение обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, на уголовно-исполнительную инспекцию, входящую в структуры ФСИН РФ, с привлечением осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в виде обязательных работ в гражданских организациях, подчиненных органам местного самоуправления, по единым правилам исполнения этого наказания.

Такой порядок исполнения обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, игнорирует объективную необходимость обеспечения исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных приговором суда осужденным военнослужащим, без ущерба для интересов военной службы. Условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т.п.).

Это обстоятельство не позволяет совместить прохождение военной службы, регулируемое военным командованием, с исполнением обязательных работ, возложенных на местные органы власти - уголовно-исполнительную инспекцию и хозяйственную организацию, подчиненную местным органам самоуправления.

Допуская применение обязательных работ к военнослужащим, уголовное законодательство предполагает установление таких условий и порядка исполнения этого вида наказания, которые позволяли бы совместить исполнение наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, с прохождением военной службы осужденными без причинения ущерба воинскому правопорядку, обеспечивающему поддержание войск и сил флота в постоянной боевой готовности.

Совмещение исполнения обязательных работ, назначенных в качестве уголовного наказания военнослужащему, с нормальным прохождением им военной службы, без причинения вреда порядку ее прохождения, возможно лишь при условии возложения исполнения этого наказания не на администрацию предприятия, находящегося по месту жительства осужденного, а на военное командование, в подчинении которого находится осужденный. В этом случае осужденные могли бы отбывать назначенное им наказание непосредственно в войсковой части по месту прохождения службы либо на других военных объектах. При отсутствии возможностей исполнения наказания на военных объектах следует направлять осужденных для выполнения обязательных работ на предприятия органов местного самоуправления. В этом случае сохраняются обязанности органов военного управления осуществлять контроль за исполнением приговора в отношении военнослужащего.

Военная реформа, предполагающая введение военной полиции в Вооруженных Силах, позволяет функции уголовно-исполнительной инспекции, касающиеся исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, переложить на военную полицию и закрепить их в соответствующем законе.

Возникает потребность решения вопроса об исполнении обязательных работ, назначенных военнослужащим приговором суда в качестве уголовного наказания, в законодательном порядке военным ведомством. Пока в законодательном порядке этот вопрос не решен, вряд ли военные суды будут назначать этот вид наказания и вряд ли целесообразно назначение этого наказания осужденным военнослужащим, поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ он предусматривается в качестве альтернативного вида наказания. Если судебная практика пойдет иным путем, могут возникнуть нежелательные для Вооруженных Сил последствия - увольнение осужденного к обязательным работам со службы в связи с невозможностью выполнения им в полном объеме возложенных обязанностей по военной службе.

Обязательные работы в качестве наказания за преступления применялись с середины XIX века .

Тогда осужденные из низших сословий выполняли неквалифицированную грязную работу у частных лиц или в городе.

Сейчас обязательные работы, как вид уголовного наказания, назначается за незначительные уголовные преступления .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Определение понятия

Что это такое?

Понятие обязательных работ как метода уголовного наказания закреплено в Уголовном кодексе РФ в 1996 г . и регламентируется ст. 49 УК РФ .

Это основной вид уголовного наказания. Оно назначается по решению суда человеку за преступления небольшой тяжести, не требующие ограничения свободы.

К таким преступлениям относятся: мелкие кражи, вандализм, надругательство над государственной символикой и другие.

Замена уголовного срока

Суть наказания в том, что осужденный не лишается свободы. Он обязан выполнять обязательные работы на общественных началах в свободное от основной деятельности время (после работы или учебы).

Суд в приговоре не указывает, какие именно работы должен выполнять осужденный. Это решают органы местного самоуправления.

Обычно это неквалифицированный физический труд по уборке мусора, озеленению территорий, ремонт дорог и т. д. 8 часов работ приравниваются в одному дню лишения свободы. Эти работы не включаются в трудовой стаж .

Достижение цели наказания осуществляется за счет следующих особенностей работ:

  • неоплачиваемость;
  • невозможность уклонения (за это предусмотрено ужесточение наказания);
  • принудительность;
  • невозможность самому выбрать вид работ.

Суд при назначении наказания всегда учитывает целесообразность его применения.

Если у осужденного нет постоянного места жительства и прописки, то назначение обязательных работ будет нецелесообразным , так как тяжело осуществлять контроль за данным лицом.

Следует дифференцировать понятие обязательных работ от исправительных работ. Последние выполняются лицом, находящимся в исправительных учреждениях. Они предполагают ограничение имущественных, трудовых и личных прав.

При этом из заработной платы осужденного производятся вычеты от 5 до 20% в пользу государства. При выполнении обязательных работ никаких вычетов не производят, но и заработной платы не платят.

Также исправительные работы могут назначаться за преступления средней тяжести. А обязательные — только за преступления небольшой тяжести.

Кроме того, срок обязательных работ исчисляется часами , а исправительных — днями .

Административное наказание

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 49 УК РФ

Статья 49 УК РФ. Обязательные работы (действующая редакция)

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 49 УК РФ

Судебная практика по статье 49 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 39-АПУ16-1, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Как следует из предписаний ст. 78 УК РФ и ст. 49 УК Украины, срок давности уголовного преследования за инкриминируемые Грушину Н.В преступления составляет соответственно 6 лет (ст. 78 УК РФ) и 10 лет (ст. 49 УК Украины). Данный срок, с учетом уклонения от правоохранительных органов запрашивающего государства Грушина Н.В., который 29 августа 2003 г. был объявлен в розыск и 8 июня 2015 г. задержан на территории Российской Федерации, с момента совершения преступления не истек. Отсутствуют, по мнению Судебной коллегии, и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами препятствия к выдаче Грушина Н.В. властям Украины...

  • Решение Верховного суда: Определение N 20-УД15-8, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Аналогичные требования содержатся и в ч. 6 ст. 49 УК РФ, согласно которой, одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-5273/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Суды, сославшись на статьи 25 и 39 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, а также статьи 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, указали на отсутствие в действующем законодательстве регламентации какого-либо иного порядка по определению объектов и мест для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, кроме как указанными нормами...

+Еще...

Обязательные работы как вид уголовного наказания считается самостоятельной формой воздействия на виновное лицо за совершённое преступное деяние. Этому наказанию присущи отличительные от других видов характеристики: длительность исполнения и меры воздействия за нарушение требований. Согласно ст. 49 УК лицо, к которому применён судебный приговор, остаётся на свободе и в определённое время должно бесплатно заниматься этим видом работ. Форма, в которой работы будут назначаться и выполняться, устанавливает администрация муниципального образования совместно с представителями уголовно-исполнительного органа.

Что такое обязательные работы по УК РФ? Положения статьи 49 УК РФ дают понятие и предусматривают порядок их исполнения. Согласно законодательству осуждённый обязан в личное время принять участие на безвозмездной основе в общественных работах.

Действующая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации определяет общую и ежедневную продолжительность этого наказания.

Общее время работ равно 480 часам. Минимальный период по 49 статье составляет 60 часов. Ежедневная норма не может быть больше 4 часов в сутки.

При игнорировании осуждённым этого наказания законом предусмотрены и применяются на практике другие меры воздействия:

  1. Принудительный труд.
  2. Ограничение свободы на определённый период.

Период принудительного труда или ограничение свободы зависят от срока, потраченного осуждённым на исполнение работ.

Если остались не отработанными 8 часов, то срок указанных мер будет равен одному дню.

Обязательные работы – это физический труд. Четвёртая часть 49 статьи указывает на группы лиц, к которым наказание не применяется:

  • лица, имеющие 1 группу инвалидности;
  • женщины с явными признаками беременности либо имеющие документ, подтверждающий срок беременности;
  • женщины, имеющие детей, которым не исполнилось три года;
  • граждане, находящиеся на срочной военной службе;
  • лица младшего начальствующего состава, проходящие службу в войсковых частях на контрактной основе, когда на день оглашения приговора, срок срочной службы не окончился.

Такие работы в уголовном праве как форма наказания, соответствующая требованиям УК РФ, должны заключаться в применении мер уголовно-исполнительного права с учётом указанных категорий.

Статья 49 определяет требования исполнения наказания. Обязательный труд не может служить причиной унижения достоинства и каких-либо страданий лица, которому вынесен судебный приговор.

Осуждённые по 49 статье должны:

  1. Исполнять режим труда того предприятия, на котором они отбывают наказание.
  2. Ответственно подходить к выполнению запланированных работ в течение всего срока.
  3. Информировать уголовно-исполнительный орган о переезде на новое место проживания.
  4. Приходить для контроля в подразделения уголовно-исполнительного органа.

Организации, где граждане, отрабатывают наказание, учитывают время, затраченное на его исполнение. Сообщают в инспекцию о результатах отработки и об отношении осуждённого к труду.

Заявить отказ от работ осуждённые не могут.

Нахождение в очередном отпуске, пребывание на отдыхе в выходные и праздничные дни в организации, которая является основным местом трудовой деятельности осуждённого, не даёт ему права игнорировать наказание.

При возникновении объективных причин (заболевание, изменение погодных условий), не дающих возможности гражданам исполнять назначенное наказание, исполнение постановления суда откладывается на этот период.

Если болезнь протекает в тяжёлой форме или гражданину присваивается первая группа инвалидности, осуждённому предоставляется право письменно заявить в суд ходатайство, в котором указать эти факты и просить об отмене наказания.

Ходатайство об изменении сроков выполнения работ имеют право подать в суд беременные женщины. Изменение сроков исполнения наказания применяют с начала отпуска по беременности и родам до его окончания.

Продолжительность исполнения наказания:

  • в свободное от основной работы, обучения и исполнения служебных обязанностей время и в дни отдыха – до 4 часов;
  • в период трудовой деятельности по основному месту – до 2 часов по окончании смены, учёбы или службы, если лицо, которому назначены обязательные работы, выражает согласие, – до 4 часов;
  • в неделю осуждённый обязан выработать двенадцать часов.

Если контролирующей инспекции стало известно о наличии объективных причин невыхода в течение рабочей недели для исполнения лицом назначенного наказания, то уголовно-контролирующий орган вправе уменьшить время отработки.

Лицо, осуждённое к работам, считается злостно уклоняющимся, если:

  1. Не менее двух раз за месяц не прибывал к месту исполнения наказания, не имея объективных причин.
  2. Имеет менее двух фактов нарушения дисциплины труда в одном календарном месяце.
  3. Намеренно скрылся от исполнения.

Лица, которые скрываются, установить их местонахождение не представляется возможным, разыскиваются уполномоченными органами. После обнаружения период заключения под стражу составляет не более двух, а через обращение в суд период может быть продлён до 30 суток.

Осуждённые, нарушившие требования правил исполнения наказания, предупреждаются уголовно-исполнительным органом о нарушении закона. Если после такого уведомления лицо продолжает уклоняться от работ, инспектирующий орган ходатайствует в суд о лишении свободы таких граждан.

Судебная инстанция, вынося решение, основанное на нормах 50 статьи УК, обязана учесть обстоятельства преступных действий, за которое гражданин был привлечён к ответственности, особенности личности и причины неисполнения работ осуждённым.

Если наказание применяется к несовершеннолетнему, то время отработки составляет 40–160 часов. Дневная продолжительность труда этой категории лиц определяется возрастом:

  • если возраст составляет 14–15 лет, то период труда не должен быть больше двух часов;
  • когда возраст – 15–16 лет, продолжительность работ – не больше трёх часов.

Вид назначенных работ определяется в зависимости от способностей подростка, в период, когда он не задействован в учебных занятиях. Родителями подростков нанимается консультант для юридического сопровождения и разъяснения правил применения обязательных работ к ребёнку.

Обязательные работы – один из видов уголовных наказаний, который несвязан с изоляцией человека от общества. Отличительным признаком этого наказания комментарий к 49 статье называет отсутствие круглосуточного исправительного принуждения.

Позитивными моментами применения мер без лишения возможности общаться с людьми считаются:

  1. Низкий уровень репрессивности, позволяющий без ограничений общаться в обществе с остальными людьми.
  2. Остаются неразрывными взаимоотношения с родственниками.
  3. Отсутствие проведения мероприятий по адаптации осуждённого после исполнения наказания, так как социальная обстановка не менялась.
  4. Отсутствие связей с криминальным миром и как следствие – деградации личности не происходит.
  5. Эффективность общественного контроля в процессе исполнения работ.

Законодательством предусмотрено несколько уголовных статей, по которым осуждённые, привлекаясь к ответственности, остаются в гражданском обществе.

Обязательный труд применяется в качестве наказания за незначительные преступные проявления:

  • в отношении чужой собственности;
  • против деятельности предприятий и организаций;
  • другие аналогичные деяния.

Места, где исполняется обязательный труд, назначают органы исполнительной власти субъектов. Подразделения уголовно-исполнительной системы согласовывают объекты и форму проведения таких работ.

Исполнение работ не требует какой-либо профессиональной квалификации от осуждённого. Примером выполняемых работ служат:

  1. Уборка улиц, парков, скверов, площадей, остановок общественного транспорта.
  2. Посадка зелёных насаждений.
  3. Вспомогательные работы в приютах, домах престарелых.

Виды работ назначаются исходя из личностных характеристик и навыков каждого отбывающего наказание.

Другими факторами назначения определённого вида наказания являются возможность контроля его исполнения и просьбы осуждённого.

Контроль исполнения обязательных работ законом возложен на подразделения уголовно-исполнительных органов по месту регистрации лица, отрабатывающего наказание. Предприятия, на которых должны работать осуждённые по решению суда, определяются администрациями территориального деления.

Перечень этих организаций, составленный в виде таблицы либо списка, согласовывается органом, контролирующим исполнение. Законом установлено, что работы начинаются в пятнадцатидневный срок с момента поступления материалов в инспекцию.

Подразделения исполнительных органов выполняют следующие функции:

  • учитывают лиц, которым назначены обязательные работы;
  • объясняют правила исполнения работ;
  • контролируют исполнение наказания и дисциплину труда осуждённых;
  • учитывают поступления средств за произведённые работы.

Предприятия, на которых исполняются работы, каждый месяц переводят заработанные осуждёнными средства. Труд оценивается по тарифам, установленным на предприятии. Заработанные осуждённым средства имеют целевой характер и переводятся в бюджет соответствующей организации.

Если с осуждённым при производстве работ произошёл несчастный случай, то администрация предприятия руководствуется Трудовым законодательством. Полученный вред возмещается отрабатывающему наказание лицу в полном объёме.

Если обратиться к юридической литературе и скачать из интернета новый дипломный проект с темой, касающейся обязанностей осуждённых по 49 статье, то следует обратить внимание на кратко изложенный список нарушений, допускаемых при исполнении обязательных работ:

  1. Игнорирование вызова инспекции для учёта и по другим вопросам организации исполнения наказания.
  2. Прогул обязательного труда при отсутствии объективных причин.
  3. Несоблюдение трудового распорядка организации.
  4. Совершение дисциплинарного нарушения.
  5. Намеренное непредоставление инспектору информации о новом адресе проживания.

Совершив указанные нарушения, осуждённый получает предупреждение инспекции о замене этого наказание другим, предусмотренным 49 статьёй. Предупреждение имеет форму приказа.

Порядок предусматривает изготовление копии указанного приказа. Она приобщается к материалам дела лица, которому назначены обязательные работы. Содержание документа, предусматривающего предупреждение, указывает на вероятную замену этого наказания другими, суть которых сводится к ограничению либо лишению свободы.

Граждане, выполняющие такие работы, должны:

  • не нарушать внутренний распорядок;
  • ответственно исполнять порученное производственное задание;
  • соблюдать период, определённый судебным решением;
  • своевременно сообщать обо всех изменениях своих установочных данных.

Эти требования подтверждает тот факт, что назначенный судом обязательный труд является не совсем лёгким наказанием, а оказывающим значительное влияние на осуждённого.

Применение на практике

Местные органы власти наделены правом, определять организации и форму выполнения работ. Как правило, такой труд не требует высокого профессионального мастерства. В большинстве случаев городские власти предусматривают трудовую деятельность, направленную на благоустройство общественных мест.

Как показывает практика, основными видами работ считаются:

  1. Посадка зелёных насаждений на улицах.
  2. Окапывание деревьев в парках, аллеях, скверах.
  3. Погрузка и разгрузка материалов.
  4. Окрашивание бордюров.
  5. Уборка мусора на остановках общественного транспорта, тротуарах, по обочинам проезжих частей дорог.

Форма собственности предприятия или организации, где выполняет решение суда осуждённый, не играет никакой роли. Задания даются с учётом возраста, физического развития и наличия противопоказаний по общему состоянию здоровья.

Примерами применения работ служат факты вынесения судебных решений по 49 статье сторонникам А. Навального. Суды в нескольких городах России применяли эту норму в отношении доверенных лиц представителя оппозиции. Причиной послужила агитация в поддержку его кандидатуры при выдвижении на пост главы государства.

В нескольких регионах России проходили акции протеста. Семь сторонников были наказаны работами длительностью от 20 до 120 часов. Одному участнику митинга суд определил 20 часов обязательного труда за игнорирование оплаты штрафа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ