Название документа в 1.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.
О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.
Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека<...>
Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>
Человек - первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения (В.Н. Хропанюк).
С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
С4.Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.
С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом»? Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 2.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого человека как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основной субстанцией, способом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).
С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.
С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования людей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «народная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о народной культуре.
С 5. Назовите любые три характерных признака религии.
С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.
С7. Отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 3.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.
<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находиться в конфликте с господствующими ценностями.
<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Доминирующая культура... не способна охватить всё многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).
С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформулируйте три тезиса о роли культуры для общества.
С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры
и поясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.
С5. Назовите любые три характерных признака морали.
С6. Сформулируйте две общие характеристики, которые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.
С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа отв. 1.doc
Ответы Вариант 1.
С1.
Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;
2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;
3) общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;
4) общество вырабатывает правила общеобязательного поведения.
С2.
«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».
Введение права частной собственности в российское законодательство легализовало начало развития рыночных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
«Вырабатываемые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».
Устанавливаются государством;
Носят общеобязательный характер;
Закреплены законодательно;
Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.
С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
1) общество представляет собой систему взаимодействующих элементов;
2) основой любого общества является совместная деятельность;
3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.
С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Примеры предложений:
1. Мировоззрение современного человека существенно отличается от мировоззрения средневекового человека.
2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.
С5.2. Могут быть приведены следующие характерные особенности научного познания:
1) принцип объективности;
2) рационалистическая обоснованность;
3) проверяемость;
4) системность.
С6. Сознательность.
Пример: зная об угрозе жизни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
2. Орудийный характер.
Пример: в Москве развернулось строительство жилья, в ходе которого используются новейшее оборудование и искусственные материалы.
3. Преобразующий характер.
Пример: в ходе неолитической революции человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.
С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребности (физиологические, социальные, духовные).
Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.
Аргументы:
1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием которой являются физиологические потребности, а вершиной - потребности в самоактуализации.
2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.
3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения потребностей в безопасности и стабильности существования (экзистенциальных потребностей) и т.д.
4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:
а) принцип объективности;
б) рационалистическая обоснованность;
в) системность знания;
г) принципиальная проверяемость;
д) прогностичность, предсказательная сила.
2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
3. Методы эмпирического познания:
а) наблюдение и эксперимент;
б) измерение и классификация;
в) систематизация и описание.
4. Методы теоретического познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) формализация;
в) моделирование.
5. Универсальные методы научного познания:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) аналогия и моделирование;
г) абстрагирование и идеализация.
6. Особенности мышления в области общественных наук:
а) субъект и объект познания совпадают;
б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
в) сложность объекта познания - общества;
г) вероятностный характер закономерностей;
д) ограниченность применения эксперимента как метода познания.
7. Отличительные характеристики социального и гуманитарного мышления:
а) изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса;
б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;
в) понимание, обращение к текстам;
г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.
‹ ›
Название документа отв. 2.doc
Ответы Вариант 2.
С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности... это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей».
С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватывающим понятием. «Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна».
СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями, и направленная на удовлетворение потребностей.
1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как законодательно, так и традициями и направлена на потребность в продолжении рода.
2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.
С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:
1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.
2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.
3. Только в процессе деятельности могут быть созданы условия для функционирования общества.
С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.
Примеры предложений:
1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».
2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.
С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:
1) форма мировоззрения;
2) основана на вере в сверхъестественные силы;
3) предписывает определённое поведение верующим;
4) содержит систему обрядов, ритуалов.
С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объективен, добросовестно проверяя результаты своего открытия.
2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёного недопустим плагиат.
Пример: в статье учёного М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.
Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «не навреди».
Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.
Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профессиональные и массовые экологические движения.
Пример: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человеческого мозга из-за непредсказуемости последствий.
С7. Виды деятельности:
У ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности - игра, познание мира.
У подростка - общение со сверстниками, учёба.
У взрослого человека - труд.
Черты личности, которые формируются у школьника:
1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).
2. Адекватная самооценка, образ себя, умение управлять собой (скромность - самовлюблённость, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
3. Отношение к делу (ответственность, добросовестность, целеустремленность или лень, умение планировать перспективные цели и др.).
4. Отношение к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).
Следует отметить определённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных личностных черт.
С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система.
2. Пути общественного развития:
а) понятия «реформа» и «революция»:
б) понятия «инновация» и «модернизация».
3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества:
а) ступени развития человеческого общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое);
б) характеристика аграрного, индустриального, постиндустриального обществ.
4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», циклическое развитие.
5. Критерии прогрессивного развития общества:
а) средняя продолжительность жизни человека;
б) состояние здоровья;
в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;
г) отношение к природе;
д) степень соблюдения прав человека и др.
6. Противоречивость общественного прогресса.
7. Взгляды мыслителей на направленность общественного развития:
С3. Может быть дано одно из определений культуры:
Культура - совокупность духовных и материальных ценностей общества.
Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:
1. Культура позволяет общаться как отдельным людям, так и разным народам.
2. Культура делает общество духовно богатым.
С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:
1) религиозные секты;
2) скинхэды в современной России.
И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обладают своей культурой. Но ценности, ими провозглашаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.
С5.1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Примеры предложения:
1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.
2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.
С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:
1) представляет совокупность общественных ценностей;
2) содержит образцы поведения в обществе;
3) подвержена изменениям;
4) в качестве санкции использует общественное порицание;
5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.
С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.
Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.
2. Характеристика: произведения массовой и элитарной культуры могут приносить авторам существенный доход.
Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.
3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.
Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами массовой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитарной культуре.
С7. Отличия:
Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, другими социальными группами (демографическими, профессиональными).
Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности.
Ответ на вопрос: философия относится к гуманитарным знаниям.
Аргументы:
1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являются духовные ценности человеке и человечества.
2. Философия формулирует так называемые «вечные вопросы», ответ на которые важен каждому человеку.
С8.
1. Образование как социальный институт общества.
2. Образование как основной фактор первичной социализации личности.
3. Общая структура системы образования РФ:
а) дошкольное образование;
б) среднее (школьное) образование;
в) среднее профессиональное образование;
г) высшее профессиональное образование.
4. Государственная общенациональная образовательная политика:
а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направлениях развития российской системы образования;
б) принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
5. Функции непрерывного образования:
а) компенсирующая (восполняющая пробелы в образовании);
б) адаптивная (оперативная переподготовка в условиях быстро меняющейся экономической и социальной ситуации);
в) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста).
6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.
7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества.
8. Почему образование является национальным богатством страны?
Необходимость фундаментально подготовленных людей:
а) для обеспечения потребностей модернизации;
б) для разработки и реализации принципов новой экономики;
в) для развития гражданского общества и правового государства;
г) для формирования духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Ответить на 3 вопроса по тексту (Даю много баллов).Прошу вас работу не списывать. Из работы современного отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности». Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале – сознание, потом – деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность – это процесс и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели… Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость… Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо… процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»… вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности… И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности… Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей. Вопросы и задания к документу 1) Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов. 2) Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности? 3) Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
Похожие вопросы
Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...
Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...
Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.
(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;
(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.
Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании
Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?
👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!
Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.
«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».
АТ.Спиркин. Сознание и самосознание
С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?
Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:
2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).
2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).
В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:
3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).
Могут быть названы и другие проявления.
Могут быть даны описания таких ситуаций, например:
1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);
2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);
3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);
4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).
Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.
Общение Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров. (В.Г. Крысько)