Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Влияя на эмоции, мы можем очень сильно влиять на другого человека. Более того, практически все виды влияния (как честного, так и не очень) построены на управлении эмоциями. Угрозы, или «психологическое давление» («Или вы идете на мои условия, или я буду работать с другой компанией») - это попытка вызвать страх у другого; вопрос: «Мужик ты или нет?» - направлен на то, чтобы вызвать раздражение; заманчивые предложения («Давай еще по одной?» или «Зайдешь на чашечку кофе?») - вызов радости и легкого волнения. Поскольку эмоции являются мотиваторами нашего поведения, чтобы вызвать определенное поведение, необходимо изменить эмоциональное состояние другого.

Делать это возможно совершенно разными способами. Можно шантажировать, заявлять ультиматумы, грозить штрафами и наказаниями, показывать автомат Калашникова, напоминать про свои связи во властных структурах и т. д. Подобные виды влияния причисляют к так называемым варварским, то есть нарушающим современные этические нормы и ценности общества. К варварским методам относятся те, которые в обществе считаются «нечестными» или «некрасивыми».

Мы рассматриваем те методы управления эмоциями других, которые относятся к «честным», или цивилизованным видам влияния. То есть учитывают не только мои цели, но и цели моего партнера по общению.

И здесь мы сразу же сталкиваемся с вопросом, который очень часто слышим на тренингах: управление эмоциями других - это манипуляция или нет? Можно ли «проманипулировать» другим через его эмоциональное состояние, чтобы добиться своих целей? И как это сделать?

Действительно, очень часто управление эмоциями других людей ассоциируется с манипуляциями. На различных тренингах можно часто услышать запрос: «Научите нас манипулировать». Действительно, манипуляция - это один из наиболее сильных способов управления эмоциями других. При этом, как ни странно, далеко не самый эффективный. Почему? Давайте вспомним: эффективность - это отношение результата к затратам, причем и результат, и затраты в данном случае могут иметь отношение к действиям и к эмоциям.

Что такое манипуляция? Это вид скрытого психологического влияния, когда цель манипулятора неизвестна.

Таким образом, во-первых, манипуляция не гарантирует нужного результата. Несмотря на существующее представление о манипуляции как о великом способе добиться от кого угодно чего угодно, ничем при этом не заплатив, очень редкие люди умеют осознанно манипулировать так, чтобы добиться от человека нужного действия. Поскольку цель манипулятора скрыта и напрямую он ее не называет, тот человек, которым манипулируют, под воздействием манипуляции может сделать нечто совершенно не то, что от него ожидалось. Ведь картины мира у всех разные. Манипулятор строит манипуляцию, исходя из своей картины мира: «Я сделаю А - а он тогда сделает Б». А тот, кем манипулируют, действует, исходя из своей картины мира. И делает не Б и не В, а вовсе даже Z. Потому что в его картине мира это самое логичное, что можно сделать в данной ситуации. Нужно очень хорошо знать другого и ход его мыслей, чтобы планировать манипуляцию, и даже в этом случае результат не гарантирован.

Второй аспект - эмоциональный. Манипуляция осуществляется через изменение эмоционального состояния. Задача манипулятора - вызвать в вас неосознаваемую эмоцию, таким образом понизить ваш уровень логики и добиться от вас нужного действия, пока вы не очень хорошо соображаете. Однако даже если это ему удастся, через какое-то время эмоциональное состояние стабилизируется, вы снова станете логически мыслить и в этот самый момент начнете задаваться вопросом «А что это было?». Вроде ничего особенного не произошло, пообщался со взрослым умным человеком… а ощущение, что «что-то не так». Как в анекдоте, «ложечки нашлись - осадочек остался». Точно так же любая манипуляция оставляет после себя «осадочек». Люди, хорошо знакомые с понятием «манипуляция», могут сразу определить, что имело место быть подобное психологическое воздействие. Им в некотором смысле окажется проще, поскольку они хотя бы будут четко понимать для себя, что произошло. Люди, не знакомые с этим понятием, будут продолжать ходить с невнятным, но очень неприятным ощущением, что «произошло что-то не то, а что - непонятно». С каким человеком у них свяжется это неприятное ощущение? С тем, кто манипулировал и оставил после себя такой «след». Если это произошло однократно, скорее всего, цена ограничится тем, что манипулятор получит от своего объекта «сдачи» (чаще всего неосознанно). Помните, неосознанные эмоции всегда прорвутся на свой источник. Так же и в случае с манипуляциями. Манипулятор так или иначе заплатит за «осадочек»: например, услышит какую-то неожиданную гадость в свой адрес или станет объектом обидной шутки. Если же он манипулирует регулярно, то вскоре другие люди начнут постепенно избегать данного человека. У манипулятора очень мало людей, которые готовы поддерживать с ним близкие отношения: никому не хочется постоянно быть объектом манипуляций и ходить с неприятным ощущением, что «что-то с этим человеком не так».

Таким образом, манипуляция в большинстве случаев является неэффективным видом поведения, поскольку: а) не гарантирует результата; б) оставляет после себя неприятный «осадок» у объекта манипуляций и ведет к ухудшению отношений.
С этой точки зрения манипулировать другими людьми для достижения своих целей едва ли имеет смысл.

Однако в некоторых ситуациях манипуляции вполне могут использоваться. Во-первых, это те манипуляции, которые в некоторых источниках принято называть «позитивными» - то есть это вид психологического воздействия, когда цель манипулятора по-прежнему скрыта, но действует он не в своих интересах, а в интересах того, кем в данный момент манипулирует. Например, такие манипуляции могут использовать врачи, психотерапевты или друзья. Иногда, когда прямая и открытая коммуникация не помогает достичь необходимых целей в интересах другого человека, такое воздействие может использоваться. При этом - внимание! - уверены ли вы, что на самом деле действуете в интересах другого человека? Что то, что он сделает в результате вашего воздействия, действительно пойдет ему на пользу? Помните, «благими намерениями выложена дорога в ад…».

Пример позитивной манипуляции

В фильме «Вкус жизни»* ребенок, потерявший родителей, в течение долгого времени категорически отказывается есть, несмотря на все уговоры окружающих. В фильме есть эпизод, когда девочка сидит на кухне ресторана. Молодой повар, знающий о том, что она не ест, сначала некоторое время крутится вокруг нее, готовя себе спагетти и рассказывая все нюансы рецепта, а потом аппетитно ест их, сидя с ней рядом. В какой-то момент его просят выйти в зал к клиентам, и он как бы машинально сует тарелку со спагетти девочке в руки. Некоторое время поколебавшись, она начинает есть…

*«Вкус жизни» (англ.No Reservations) - романтическая комедия 2007 года. Режиссер фильма Скотт Хикс снял его по сценарию Кэрол Фучс, основанном на работе Сандры Нетлбек. Это ремейк немецкого фильма «Неотразимая Марта».В главных ролях американской версии Кэтрин Зета-Джонс и Аарон Экхарт,которые сыграли в этом фильме пару поваров.Прим. ред.

Пример спорной позитивной манипуляции

Вспомните фильм «Девчата»*, когда поссорившиеся Тося (Надежда Румянцева) и Илья (Николай Рыбников) долго не разговаривают друг с другом и уже практически пошли «на принцип». Друзья подстраивают ситуацию, когда во время строительства дома Тосе приходится тащить ящик с гвоздями на верхний этаж, где работает Илья, потому что их там «якобы» не хватает. В результате герои мирятся.

Почему эта манипуляция спорная? На самом деле примирение произошло не просто потому, что герои столкнулись в одном месте благодаря усилиям друзей. Если вы помните, то сначала Тося была очень сердита, когда, притащив наверх ящик, обнаружила там Илью… и еще целый ящик гвоздей. Она уже собиралась уйти, когда зацепилась за что-то одеждой и подумала, что это он держит ее. Несколько раз дернувшись и громко крикнув: «Пусти!!!» - она услышала его смех, поняла свою ошибку и тоже стала смеяться. В результате этого совместного веселья и произошло примирение. Что было бы, если бы Тося ни за что не зацепилась? Она могла бы просто уйти или, как знать, из-за этого ящика они только окончательно бы рассорились.

*«Девчата» - комедийный художественный фильм 1961 года, снятый в СССР режиссером Юрием Чулюкиным по одноименной повести Б. Бедного. Прим. ред.

Манипуляция или игра?

Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я - чертовски привлекателен. Чего зря время терять… (Из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Помимо позитивных манипуляций существуют и такие манипуляции, когда обе стороны заинтересованы в продолжении «игры» и охотно участвуют в этом процессе. Практически все наши отношения пронизаны подобного рода манипуляциями, которые чаще всего являются неосознанными. К примеру, следуя идее, что «мужчина должен завоевать женщину», женщина может кокетничать и уклоняться от прямого согласия на свидание.

Пример подобной «игровой» коммуникации описан в фильме,«О чем говорят мужчины»*. Один из персонажей жалуется другому: «А вот этот вопрос “зачем”. Когда я ей говорю: “Поехали ко мне”, а она: “Зачем?” Что я должен сказать? Ведь у меня дома не боулинг! Не кинотеатр! Что я ей должен сказать? “Поехали ко мне, один или два раза займемся любовью, мне точно будет хорошо, тебе - может быть… а дальше ты, конечно, можешь остаться, но лучше, чтобы ты уехала”. Ведь если я так скажу, она же точно не поедет. Хотя прекрасно понимает, что мы именно для этого и едем. И я ей говорю: “Поехали ко мне, у меня дома прекрасная коллекция лютневой музыки XVI века”. И вот этот ответ ее полностью устраивает!»

На что получает совершенно справедливый вопрос другого персонажа: «Нет, ну а что, ты хотел бы, чтобы переспать с женщиной было так же просто, как… ну не знаю… стрельнуть сигарету?..» - «Нет. Не хотел бы…»

Не во всех случаях открытое и спокойное поведение, включающее в себя честное заявление о своих целях, может быть максимально эффективным. Или во всяком случае быть приятным для обеих сторон коммуникации.

*«О чем говорят мужчины» - российская кинокомедия 2010 года, снятая в жанре роуд-муви комическим театром «Квартет И» по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Прим. ред.

Руководство людьми тоже включает в себя огромное количество манипуляций. Во многом это связано с тем, что руководитель для своих подчиненных ассоциируется с папой или мамой, и включается масса детско-родительских аспектов взаимодействия, манипуляции в том числе. В основном эти процессы происходят на неосознанном уровне, и, пока они не препятствуют эффективности работы, можно продолжать взаимодействовать на том же уровне. Поэтому руководителю важно уметь противодействовать манипуляциям со стороны подчиненных. А вот учиться манипулировать не стоит. Мы все и так прекрасно умеем это делать, просто чаще всего это происходит неосознанно.

Поскольку, управляя эмоциями других, мы не всегда заявляем свою цель («Сейчас я буду тебя успокаивать»), в некотором смысле, конечно, можно сказать, что это манипуляция. Однако во многих ситуациях управления эмоциями других свою цель можно прямо раскрыть («Я здесь, чтобы снизить ваше беспокойство по поводу предстоящих перемен» или «Я хочу помочь тебе чувствовать себя лучше»); кроме того, ориентируясь на принцип цивилизованного влияния, мы действуем не только в своих интересах, но и в интересах другого. Об этом нам говорит и следующий принцип.

Принцип принятия эмоций других людей

Само признание права другого человека на эмоции дает возможность абстрагироваться от них и работать с тем, что стоит за эмоциями. Понимание того, что эмоция - это реакция на ТВОЕ действие или бездействие, дает возможность управления любой ситуацией, сохраняя конструктивный диалог.

Точно так же, как и в отношении своих эмоций, для того чтобы эффективно управлять эмоциями других людей, нам важно принимать эмоции другого человека. Согласитесь, будет достаточно трудно сохранять спокойствие и помогать успокоиться другому, когда он на вас орет, если вы твердо уверены, что «на меня нельзя орать никогда».

Для того чтобы вам было проще принять эмоциональное состояние другого человека, имеет смысл помнить две простые идеи:

1. Если другой человек ведет себя «неадекватно» (орет, кричит, плачет), это означает, что ему сейчас очень плохо.

Как вы думаете, как себя чувствует человек, который ведет себя «очень эмоционально»? Например, орет? Это тот редкий случай, когда мы спрашиваем не о конкретной эмоции, а о выборе из категорий
«хорошо» или «плохо».

Да отлично он себя чувствует!

Действительно, часто нам кажется, что в мире есть люди, которые получают удовольствие, когда орут (это, кстати, очень мешает нам конструктивно взаимодействовать с агрессивными личностями). Давайте задумаемся. Вспоминайте себя, те ситуации, когда вы взрывались, кричали на окружающих людей, говорили кому-либо обидные слова. Хорошо ли вам было?

Скорее всего, нет. Так почему же другому человеку должно быть хорошо?

И даже если допустить, что человек получает удовольствие от крика и унижения других - хорошо ли ему вообще, что называется, «по жизни»? Едва ли. Счастливые, совершенно довольные собой люди не срываются на других.
Тем более если он не кричит, а плачет. Тогда уж очевидно, что он чувствует себя не очень хорошо.

Ключевая идея, которая очень часто помогает взаимодействовать с человеком, который находится в сильном эмоциональном состоянии, - это осознать и принять тот факт, что ему плохо. Он бедненький. Ему трудно. Даже если внешне он выглядит устрашающе.

А раз ему трудно и тяжело - стоит ему посочувствовать. Если удастся искренне посочувствовать агрессору, то страх проходит. Трудно бояться бедного и несчастного человека.

2. Намерение и действие - разные вещи. Если человек причиняет вам боль своим поведением, это не значит, что он действительно этого хочет.

Мы уже подробно обсудили эту идею в главе про осознание эмоций других. И все же сейчас будет нелишним ее напомнить. Гораздо труднее воспринимать чужое эмоциональное состояние, если мы подозреваем другого человека в том, что он «нарочно» выводит меня из себя.

Упражнение «Принятие эмоций других»

Чтобы научиться принимать проявления эмоций других, поисследуйте, в проявлении каких эмоций вы отказываете другим людям. Для этого продолжите следующие предложения (имея в виду проявление эмоций другими людьми):

  • На людях никогда нельзя проявлять…
  • Нельзя позволять себе…
  • Это возмутительно, когда…
  • Неприлично…
  • Меня бесит, когда другие люди…

Посмотрите, что у вас получилось. Скорее всего, те эмоции, которые вы не позволяете проявлять другим, вы не очень позволяете и себе. Возможно, стоит поискать социально приемлемые способы проявления этих эмоций?

Например, если вас очень сильно раздражает, когда другой человек повышает голос, скорее всего, сами вы не позволяете себе воспользоваться этим способом влияния и много сил уделяете тому, чтобы даже при сильном эмоциональном напряжении разговаривать спокойно. Неудивительно, что вас раздражают люди, которые позволяют себе так действовать. Задумайтесь, может быть, найдутся ситуации, когда можно осознанно несколько повысить голос, «гаркнуть на них». Когда мы позволяем себе какое-либо поведение, обычно оно нас не раздражает и в других людях.

Скептический участник тренинга: То есть вы предлагаете мне теперь на всех орать и гоготать как идиоту над каждой шуткой?

Наше предложение поискать возможности для социально приемлемого проявления эмоций в некоторых ситуациях совсем не означает, что вам теперь нужно отбросить всякий контроль и начать вести себя не очень адекватно. Стоит поискать ситуации, в которых вы сможете поэкспериментировать в проявлении эмоций в достаточно безопасной обстановке.

В отношении других людей стоит переформулировать свои иррациональные установки, добавив в эти утверждения разрешения на проявление эмоций, и переписать их, например: «Мне не нравится, когда другие люди повышают на меня голос, и при этом я понимаю, что иногда другие люди могут потерять над собой контроль». Такие переформулировки помогут вам чувствовать себя более спокойно, когда человек рядом с вами достаточно бурно проявляет свои эмоции, а значит, вам будет проще управлять его состоянием.

Типичные ошибки при управлении эмоциями других

1. Недооценка значимости эмоции, попытка убедить, что проблема не стоит таких эмоций.

Типичные фразы: «Да брось ты, чего расстраиваться, все это ерунда», «Через год ты об этом и не вспомнишь», «Да по сравнению с Машей у тебя вообще все в шоколаде, что ты ноешь?», «Перестань, он этого не стоит», «Мне бы твои проблемы» и т. д.

Какую реакцию вызывает такая оценка ситуации другим человеком? Раздражение и обиду, ощущение, что «меня не понимают» (очень часто такой ответ и звучит: «Да ты ничего не понимаешь!»). Способствует ли подобная аргументация снижению эмоционального напряжения партнера? Нет, нет и еще раз нет!

Когда человек испытывает сильные эмоции, никакая аргументация не работает (потому что логики у него в данный момент нет). Даже если, по вашему мнению, сложности вашего собеседника объективно не идут ни в какое сравнение с мучениями Маши, сейчас он не способен этого понять.

«Мне нет никакого дела ни до каких Маш. Потому что мне сейчас плохо! И никому в мире никогда не было так плохо, как мне сейчас! Поэтому любые попытки принизить значимость моей проблемы вызовут у меня сильнейшее сопротивление.
Может быть, позже, когда я приду в себя, я и соглашусь, что проблема-то была ерундовая… Но это будет позже, когда ко мне вернется способность здраво мыслить. Пока что ее у меня нет».

2. Попытка заставить человека немедленно перестать испытывать эмоцию (как вариант, сразу же давать советы и предлагать решение проблемы).

Типичные фразы: «Ну перестань киснуть!», «Давай пойдем развеемся?», «Сходила бы куда-нибудь, что ли!», «Чего тут бояться?», «Да брось ты нервничать, это тебе только помешает», «Что ты так кипятишься? Говори, пожалуйста, спокойно» и др.
Когда человек рядом с нами чувствует себя «плохо» (ему грустно или он сильно волнуется), какую эмоцию мы испытываем?

Мы можем расстраиваться и злиться, если близкого кто-то обидел, но самая первичная эмоция - страх. «Что с ним будет дальше? Надолго ли такое плохое настроение? Чем все это грозит мне? А может быть, я и сам виноват в его плохом настроении? Может быть, его отношение ко мне изменилось? Может быть, это ему во мне что-то не нравится?»

А если человек испытывает сильные эмоции? Например, очень громко кричит или плачет навзрыд. Что чувствует тот, кто оказался рядом с ним? Снова страх, иногда даже доходящий до панического ужаса. «Что мне с этим делать? Какой ужас! Надолго это с ним? Я не знаю, что делать в таких ситуациях. Я не могу контролировать эту ситуацию! А если дальше будет хуже?..»

Не так важно, какова причина этого страха: большинство из нас боится проявления чужих эмоций. А от страха человек стремится побыстрее избавиться. Как избавиться от этого страха? Убрать источник страха, то есть те самые чужие эмоции. Каким образом это сделать?

Первое, что неосознанно приходит в голову, - «пусть он перестанет это делать, тогда я перестану бояться». И мы начинаем в той или иной форме призывать человека к тому, чтобы он «успокоился» и стал «радостным» или «спокойным». Что почему-то не помогает. Почему? Даже если другой человек и понимает, что ему действительно стоит сделать что-нибудь со своим эмоциональным состоянием (что бывает довольно редко), он не осознает своих эмоций и не может придумать, как ему ими управлять, так как у него отсутствует логика. Сейчас он больше всего нуждается, чтобы его приняли вместе со всеми его эмоциями. Если мы пытаемся побыстрее его успокоить, человек понимает, что он своим состоянием «напрягает» нас, и стремится его подавить. Если такое происходит часто, в будущем человек вообще предпочтет скрыть от нас любые свои «негативные» эмоции. А мы потом удивляемся: «А почему ты мне ничего не рассказываешь?..»

Другая идея - немедленно решить его проблему, тогда он перестанет испытывать эмоцию, которая так мне мешает. У меня-то логика работает, сейчас я все ему решу! Только почему-то другой человек никак не хочет принимать мои рекомендации к сведению. Как минимум он не может осознать мои гениальные идеи все по той же причине - логика отсутствует. Он не может сейчас решать проблему. Самое важное для него сейчас - это его эмоциональное состояние.

3. Человеку, у которого что-то произошло, прежде всего важно выговориться и получить поддержку. После этого, возможно, он с вашей помощью осознает свои эмоции, использует какой-нибудь метод управления ими… ему станет лучше, и он найдет решение проблемы.

Но это все потом. Сначала ему важно получить ваше понимание.

Квадрант управления эмоциями других

Можно выделить методы, работающие на снижение эмоции, которая неадекватна ситуации (условно-негативна), и методы, позволяющие вызвать или усилить желательное эмоциональное состояние (условно-позитивное). Часть из них можно применять прямо во время ситуации (онлайн-методы), а часть относится к стратегическим методам работы с фоном настроения и психологическим климатом (офлайн-методы).

Если при управлении своими эмоциями людей чаще интересует снижение негативных эмоций, то когда речь заходит об управлении эмоциями других, на первый план выходит необходимость вызова и усиления нужного эмоционального состояния - ведь именно через это осуществляется лидерство (неважно,на работе или в дружеском кругу).

Если вы посмотрите на правый столбец, то увидите в нем скорее возможные управленческие воздействия для влияния на эмоциональный климат в коллективе. Однако если хотите улучшить эмоциональный фон не на работе, а дома, мы думаем, вам не составит большого труда переложить метод с рабочих ситуаций на домашние. Например, формировать команду можно и из собственной семьи, а не только из сотрудников.

Онлайн-методы Офлайн-методы
Снижение интенсивности «негативной» эмоции «Тушим пожар» .
Помощь другому осознать свое эмоциональное состояние
Использование экспресс-методов управления эмоциями
Техники управления чужими ситуативными эмоциями
«Создаем систему профилактики пожаров»
Формирование командного духа и управление конфликтами
Конструктивная обратная связь
Качественное внедрение изменений
Повышение интенсивности «позитивной» эмоции «Зажигаем искру»
Заражение эмоциями
Ритуалы самонастройки
Мотивирующая речь (Motivational Speech)
«Дежурство по драйву»
«Поддерживаем огонь в очаге»
Поддержание позитивного баланса на «эмоциональном счету»
Создание системы эмоциональной мотивации Вера в сотрудников Похвала
Внедрение эмоциональной компетентности в организации

«Тушим пожар» - быстрые методы снижения чужого эмоционального напряжения

Если мы сможем помочь другому осознать свое эмоциональное состояние, его уровень логики начнет возвращаться к норме, а уровень напряжения - снижаться. При этом важно не указывать другому на то, что он находится в сильном эмоциональном состоянии (это может быть воспринято как обвинение), а как бы напомнить ему, что эмоции есть. Для этого можно воспользоваться любыми вербальными методами понимания эмоций других из третьей главы. Вопросы типа «Как ты сейчас себя чувствуешь?» или эмпатические высказывания («Кажется, ты сейчас немного разозлен») могут быть использованы не только для осознания эмоций других, но и для управления ими.

Наше сочувствие и признание эмоций другого, выражающееся во фразах: «О-о-о, это, наверное, было очень обидно» или «Ты до сих пор злишься на него, верно?» - позволяют другому почувствовать себя лучше. Гораздо лучше, чем если мы даем «умные» советы. Такие высказывания создают у человека ощущение, что его понимают - а в ситуации сильных эмоций это, возможно, самое главное.

Особенно важно научиться признавать таким образом эмоции другого в деловой коммуникации. Если клиент или партнер жалуется нам на проблему, мы судорожно начинаем думать, как ее решить. Это, конечно же, тоже важно. Хотя вначале лучше сказать что-то вроде: «Это весьма неприятная ситуация», «Вы, наверное, очень обеспокоены тем, что произошло» или «Такое у кого угодно вызовет раздражение». Практически никогда и ни от кого расстроенный или напуганный клиент не услышит таких слов. А зря. Потому что подобные высказывания, помимо всего прочего, еще и дают возможность продемонстрировать клиенту, что он для нас - человек, а не кто-то безличный. Когда мы как клиенты требуем «человеческого отношения», мы хотим, чтобы наши эмоции признавали.

Использование экспресс-методов управления эмоциями

Если уровень доверия другого человека по отношению к вам достаточно высок и он находится в том состоянии, когда готов выслушивать ваши рекомендации, можно опробовать вместе с ним методы управления эмоциями. Это может сработать только в том случае, если причиной его эмоционального состояния являетесь не вы! Понятно, что, если он злится на вас, а вы предложите ему подышать, едва ли он последует вашей рекомендации. Однако если он разозлен на кого-то другого, а вам примчался рассказывать, как это было, можно задействовать знакомые вам приемы. Лучше выполнять их вместе, например вместе сделать глубокий вдох и медленный выдох. Таким образом мы задействуем зеркальные нейроны другого, и велика вероятность, что он сделает то, что мы ему показываем. Если просто сказать: «Дыши», человек чаще всего машинально ответит: «Ага» - и продолжит свой рассказ.

Если нет возможности сказать ему об этом (например, вы вместе ведете презентацию и видите, что ваш партнер начал от волнения очень быстро говорить), то сосредоточьтесь на собственном дыхании и начните дышать медленнее… еще медленнее… Неосознанно ваш партнер (если вы находитесь достаточно близко от него) начнет делать то же самое. Проверено. Зеркальные нейроны работают.

Техники управления чужими ситуативными эмоциями

Управление гневом

Если гонится за вами слишком много человек, Расспросите их подробно, чем они огорчены, Постарайтесь всех утешить, дайте каждому совет, Но снижать при этом скорость совершенно ни к чему. (Григорий Остер, «Вредные советы»)

Агрессия - очень энергоемкая эмоция, недаром после ее выплеска люди часто чувствуют себя опустошенными. Не получая внешней подпитки, агрессия очень быстро затухает, точно так же как и огонь не может гореть, если дрова кончились. Скажете, ничего подобного? Это потому, что люди, сами того не замечая, периодически подбрасывают дровишки в топку. Одна неаккуратная фраза, одно лишнее движение - и огонь радостно разгорается со свежими силами, получив новую пищу. Все наши действия в управлении чужой агрессией можно разделить на такие «полешки», разжигающие огонь эмоции, и «ковшички с водой», тушащие ее.

«Полешки»
(что людям часто хочется сделать, сталкиваясь с чужой агрессией, и что на самом деле повышает ее уровень)
«Ковшички»
(что имеет смысл делать, если вы действительно хотите снизить уровень чужой агрессии)
Перебить, остановить поток обвинений Дать выговориться
Сказать: «Успокойся», «Что ты себе позволяешь?», «Перестань разговаривать со мной в таком тоне», «Ведите себя прилично» и т. п. Использовать техники вербализации чувств
Повысить тон в ответ, использовать агрессивные или защищающиеся жесты Держать на контроле невербальную коммуникацию: разговаривать, сохраняя спокойную интонацию и жесты
Отрицать свою вину, возражать, объяснить, что партнер по взаимодействию не прав; говорить «нет» Найти, с чем можно согласиться, и сделать это; говорить «да»
Оправдаться или пообещать немедленно все исправить Спокойно согласиться с тем, что неприятная ситуация произошла, не вдаваясь в объяснение причин
Снизить значимость проблемы: «Да брось ты, ничего страшного не случилось», «Чего ты так занервничал-то?» и т. д. Признать значимость проблемы
Говорить подчеркнуто сухим официальным тоном Проявить сочувствие
Использовать ответную агрессию: «А ты-то сам?!», сарказм Еще раз проявить сочувствие

Обратите внимание, что такое «ковшички». Это приемы, которые работают в том случае, если вы действительно хотите снизить уровень чужой агрессии. Бывают ситуации, когда, сталкиваясь с чужой агрессией, люди хотят чего-то другого: уязвить партнера по взаимодействию, «отомстить за что-то»; проявить себя «сильным» (читай «агрессивным»); и наконец, просто поскандалить в свое удовольствие. Тогда, пожалуйста, вашему вниманию - список из левой колонки.

Одна наша знакомая переживала период неприятного увольнения из компании. В одном из последних разговоров с начальником отдела кадров она настойчиво напоминала ему, какими правами обладает по закону. Начальник отрезал: «Не умничай!» Через некоторое время на один из ее вопросов он ответил: «Не тупи!» Тогда с подчеркнуто вежливой интонацией и милой улыбкой она пропела ему в ответ: «Правильно ли я вас понимаю, вы предлагаете мне не умничать и не тупить одновременно?..» От чего начальник впал в полное бешенство.

Здесь, как и в большинстве других случаев управления эмоциями, вступает в силу принцип целеполагания. Чего я хочу в этой ситуации? Какую цену я за это заплачу? Совсем не всегда нужно снижать интенсивность чужого гнева: каждый из нас, вероятно, сталкивался с ситуациями, когда на откровенную и неприкрытую агрессию существует только один верный способ реакции - проявить аналогичную агрессию в ответ.

В этом разделе мы имеем в виду те ситуации, когда вы заинтересованы в том, чтобы сохранить хорошие отношения с партнером по взаимодействию: это может быть близкий человек, клиент, партнер по бизнесу или руководитель. Тогда для вас важно перевести ваше взаимодействие на конструктивные рельсы. Этому и способствуют «ковшички», каждый из которых мы сейчас рассмотрим отдельно. «Полешки» мы подробно рассматривать не будем: полагаем, каждому из читателей понятно и знакомо, о чем идет речь.

«Хочешь поговорить об этом?», или Техника «ЗМК».

Главная, основная и самая великая техника управления чужими негативными эмоциями - это дать выговориться. Что значит «дать выговориться»? Это значит в тот момент, когда вы решили, что человек уже сказал вам все, что мог… он выговорился в лучшем случае на треть. Поэтому в ситуации, когда другой человек испытывает сильную эмоцию (не обязательно агрессию, это может быть и бурная радость), используйте технику ЗМК, что означает: «Заткнись - Молчи - Кивай».

Почему мы используем такую, достаточно резкую формулировку - «Заткнись»? Дело в том, что большинству людей и в обычной-то ситуации сложно молча выслушать все, что нам хотел сказать другой человек. Хотя бы просто выслушать - не то что услышать. А в ситуации, когда другой человек не просто высказывают свою мысль, а высказывает ее эмоционально (или очень эмоционально), спокойно его выслушать не удается практически никому. Люди обычно боятся бурного проявления эмоций со стороны других и всеми способами стремятся их успокоить или хотя бы частично сдержать проявление эмоций. И наиболее часто это проявляется в перебивании другого человека. В ситуации агрессии это усугубляется еще и тем, что человек, на которого направлено раздражение, испытывает достаточно сильный страх. Это нормально и естественно для любого, особенно если агрессия оказалась внезапной и неожиданной (партнер не постепенно закипал, а, допустим, сразу влетел в помещение уже разъяренный). Этот страх вынуждает защищаться, то есть немедленно начать оправдываться или объяснять, почему обвинитель не прав. Естественно, мы начинаем перебивать другого. Нам кажется, что сейчас я уже быстренько объясню, почему я не виноват, и он перестанет на меня орать.

При этом представьте себе человека, который очень сильно возбужден и которого в придачу еще и перебивают. Именно поэтому мы и используем слово «Заткнись»,то есть приложи усилия - иногда большие усилия, - но дай ему сказать все, что он хочет.

Скептический участник тренинга: Если я буду его слушать и молчать, так он тогда до утра орать будет!

Да, нам часто кажется, что, если замолчать и дать человеку говорить и говорить, этот процесс будет продолжаться бесконечно. Особенно если он сильно зол. При этом происходит обратное: долго орать человек не может физически (если кто-то извне не подпитывает его энергией для агрессии своими действиями). Если дать ему свободно говорить и еще при этом участливо слушать, то уже через несколько минут он выдохнется и начнет разговаривать спокойным тоном. Проверьте. Надо лишь немного помолчать.

Итак, самое главное в технике заложено в первом слове. Но важно и последнее - «Кивай» (есть еще вариант техники ЗМКУ, а именно: «Заткнись - Молчи - Кивай и “Угукай”»). От страха мы еще иногда замираем, как кролики перед удавом. Смотрим на агрессора немигающим взглядом и не шевелимся. Тогда он не понимает, мы вообще его слушаем или нет. Поэтому важно не просто молчать, а активно показывать, что мы еще и очень-очень внимательно слушаем.

© Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

В настроении человека заложен огромный потенциал, с помощью которого он может управлять жизнью! Раскрываем секреты о том, как управлять эмоциями!

Важное значение эмоций в жизни человека!

Движение на всех уровнях Вселенной осуществляется при помощи энергии. Это двигатель эволюции, за счет нее рождаются новые галактики и звезды, за счет нее возникает жизнь.

Энергия человека — это эмоции¹, которые он испытывает. Сила эмоций огромна. Именно воодушевление и стремление к развитию позволило человеческой цивилизации развиваться; каждый человек действует, исходя из эмоционального состояния.

Эмоции — это ключи к управлению жизнью. Если не уметь управлять эмоциями, человек становится их рабом, в этом случае эмоции становится источником негатива.

Любым инструментом нужно уметь управлять, и ситуация с эмоциями подтверждает это.

Тем более эмоции являются тем, что управляет реальностью. Эксперименты с намерением, концентрацией внимания в области квантовой физики подтверждают тексты древних мудрецов, когда кванты энергии двигались туда, куда было направлено внимание человека!

С помощью осознанного использования своих эмоций и мыслей², можно кардинально улучшить свою жизнь!

Простые приемы, которые позволят вам управлять эмоциями!

В данной статье описано несколько простых приемов, используя которые, вы научитесь управлять своими эмоциями (внутренними энергиями).

Благодаря им вы сможете стать уравновешенным и уверенным в себе человеком. Благодаря этим полезным советам управление жизнью и обстоятельствами будет вам по силам, вы не будете рабом своего настроения.

1. Развитие осознанности

Многие слышали о таких ситуациях, как из-за какого-то, казалось бы, пустяка, небольшой проблемы, человек начинал вести себя неадекватно, и это приводило к серьезным осложнениям: потере значительной суммы денег, порче имущества, убийству или другим преступлениям.

Когда человек расстроен, в гневе, его мысли и поступки становятся неконтролируемыми, что и приводит к дурным последствиям.

Как повернуть вспять этот процесс? Оказывается, достаточно просто научится их контролировать. Перед неконтролируемым рывком в потенциально опасной ситуации нужно задуматься, а стоит ли делать это: насколько оправданы такие действия? Не будет ли потом еще хуже?

Обыкновенно такие мысли сразу остужают горячую голову, успокаивают и останавливают ход негативных эмоций, что дает время на принятие более адекватного решения.

2. Просчитывание ситуации

Полезно стараться заблаговременно осмыслить ход ситуации. Зачем допускать эти ошибки и усугублять события, если это в итоге может выйти боком?

Гораздо выгоднее трезво взглянуть на происходящее и поискать ответ на вопрос: «Какой поступок будет выгоднее для меня сейчас и в долгосрочном плане?»

Люди прекрасно чувствуют, когда кто-то умеет контролировать себя: значит он уверен в себе и контролирует ситуацию. К таким людям тянутся!

3. Выбор круга общения

Это имеет большое значение. С точки зрения энергетического обмена, человек с близкими людьми и друзьями обменивается энергиями наиболее плотно, потому что он им доверяет. Очень часто люди из одного круга общения по этой причине в чем-то похожи.

Значит нужно обратить пристальное внимание на то, с кем общаешься: если друзья дурные, совершают плохие поступки, пьют, курят или даже принимают наркотики, то лучше от них избавляться: в дальнейшем ничего хорошего ожидать от них не приходится.

Нужно выбирать друзей осознанно, чтобы это были люди, которые смогут сделать человека совершеннее.

4. Мышление «Хорошо, плохо»

Очень хорошо помогает управлять эмоциями мышление «Хорошо, плохо». Оно основано на предчувствии последующих событий. Без сомнения, это есть у каждого человека, просто в большинстве случаев люди предпочитают не прислушиваться к внутренним подсказкам. Благодаря этой способности можно избегать множества проблем!

Суть этого мышления:

  • если внутри живет ощущение, что дальнейшее действие выгодно, то можно смело продолжать;
  • если предчувствие внутри «плохое», то нужно сказать себе «нет» и не совершать того, о чем потом можно пожалеть.

Обычно люди предпочитают действовать на «авось»: мол, а вдруг все нормально будет! Опыт показывает, что в большинстве ситуаций игнорирование внутренних подсказок приводит к худшему. На это нужно обратить внимание.

Инструкция

Чтобы сдержать свои эмоции в какой-то определенной ситуации, воспользуйтесь старым методом: досчитайте до 10. Когда вы спокойны, вы склонны принимать разумные решения, не зря ведь , что гнев - плохой . Под влиянием стресса мы воспринимаем окружающий мир болезненно и в эти моменты мы очень уязвимы.

Вам поможет стремление и неповторимости. Это , что необходимо постоянно расти над собой, стремиться к . Развивайте свои лучшие качества как можно сильнее. Самосовершенствование – это долгий и кропотливый труд. Вы должны стать духовно богаче, стать интереснее не только для самого себя, но и вас . В трудную минуту это очень вам пригодиться.

Займитесь самоанализом. Это значит, что нужно объективно себя и свои действия. Будьте максимально честны перед собой. начините с малого. Если у вас есть конфликты с окружающими, то трезво оцените степень своей вины и вины оппонента. Это позволит как можно глубже заглянуть внутрь себя и собственную с различных ракурсов восприятия действительности.

Полезный совет

Как следует изучите свои сильные и слабые стороны.

Источники:

  • 37 законов управления собой

Искусство управления собой позволит вам стать уравновешенной и цельной личностью, которая смело идет по жизни и наслаждается каждым днем. Чтобы овладеть этим искусством, нужно понаблюдать за своим поведением в той или иной ситуации.

Инструкция

Получайте положительные эмоции. Возможно, вы любите смотреть фильмы, леденящие кровь. Но уже после нескольких просмотров подряд вы начнете вздрагивать от любого неожиданного звука, например, телефонного звонка. Поэтому старайтесь фокусироваться на приятных впечатлениях, улыбках и позитивном настроении. Больше общайтесь с неунывающими людьми и вскоре вы заметите, что и сами становитесь жизнерадостным человеком.

Конечно, в жизни может случиться то, что переполнит чашу терпения и заставит сильно расстроиться или разозлиться. В такие моменты держитесь подальше от близких, которых вы можете обидеть . В противном случае весь гнев выльется на невинные головы, ведь как ни сдерживай эмоции, они все равно рано или поздно дадут о себе знать. Чтобы это не произошло внезапно, позволяйте себе эмоциональную разрядку: регулярно занимайтесь спортом или любым физическим трудом, сходите на футбольный матч, где можно вдоволь «поболеть» за любимую команду, а заодно и снять напряжение.

Очень трудно контролировать себя во время конфликтных ситуаций или тогда, когда вас провоцируют на агрессивное поведение. Чтобы не превращать спор в базар, старайтесь аргументировать свои ответы и требуйте того же от собеседника. Если чувствуете, что начинаете выходить из себя, возьмите паузу, например, отпейте глоток кофе. Говорите твердо и решительно, но не срывайтесь на крик, даже если кричат на вас. В этом случае лучше воспользоваться защитной реакцией и пока продолжается столь громкий монолог представлять себе крикливого собеседника с большими ушами или клоунским носом. Это неизбежно вызовет у вас улыбку, а, значит, поможет расслабиться.

Ежедневно делайте что-то для собственного совершенствования. Девиз всех людей, которые многого добились в жизни, сформулирован очень давно и довольно прост: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Этот жизненный принцип научит вас везде успевать, быть , а также поможет очень быстро увидеть результаты собственного труда. Составляйте планы и следуйте им, не забывая оставить и место для заслуженного отдыха.

Этот удивительный источник даст Вам величайшую энергию для быстрого прорыва к успеху и самореализации, когда Вы научитесь им управлять с помощью этого метода…

Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Их можно назвать сигналами , оповещающими систему об изменении состояния в прошлом (воспоминания), настоящем (текущая ситуация) или будущем (воображаемая ситуация). Они мотивируют систему к деятельности для сохранения своей целостности, развития, достижения успеха, гармонии и самореализации.

Эмоции, как базовые мотивы, дают начальный импульс, толчок, который выводит систему из состояния покоя (спокойствия). Они вдохновляют, мотивируют, дают энергию для выполнения действий и изменения своего состояния. Помогают принимать решения, преодолевать препятствия и действовать, пока цель не будет достигнута.

В зависимости от содержания эмоции, система получает разное количество энергии , разный по силе импульс. Как правило, позитивные эмоции дают больше энергии и действуют дольше, чем негативные (радость, счастье, энтузиазм…). А негативные эмоции могут полностью лишить энергии, обездвижить, парализовать (страх, растерянность…), что может ухудшить состояние, особенно при наличии опасности.

Эмоции могут стать ценностями , которые система будет стремиться сознательно испытать (стать счастливее, повеселиться, восхититься…). Тогда они начнут оказывать влияние на принимаемые решения, цели, действия и отношения. Но у каждой системы свои ценности и эмоция, являющаяся ценной для одной системы, может быть совершенно безразличной для другой.

Например, если для человека счастье является ценностью, то он может делать что угодно, ради того, чтобы его испытать. Но другой человек может равнодушно относиться к счастью, а делать все возможное для ощущения, например, удивления…

Эмоции позволяют определить правильность принимаемых решений относительно ценностей, предназначения и таланта системы, что влияет на ее самореализацию. Негативные эмоции сигнализируют об опасности, ухудшении состояния и отклонении от пути самореализации . Позитивные эмоции оповещают об улучшении состояния, приближении или достижении цели, правильном движении по пути самореализации. Поэтому важно осознавать свои эмоции, обрабатывать их, сознательно регулировать свою деятельность при возникновении негативных эмоций или для возникновения позитивных.

От определения и выражения эмоции зависят многие качества системы: харизматичность, авторитетность, убедительность, открытость… Они больше всего влияют на взаимодействие, отношения и формирование команды.

Только сознательно и активно используя эмоции, можно стать влиятельным лидером . Его ценность, авторитет и доверие к нему сильно зависят от эмоций, которые он вызывает у всей команды. Аналогично для компании – чем более яркие, позитивные эмоции она вызывает у команды и клиентов, тем более ценной она становится.

Концентрируя эмоции на отношениях и мотивации партнеров, можно получать от них больше ресурсов и достигать более сложных целей. Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям участников команды, создают более эффективную рабочую и творческую среду, что позволяет достичь бОльших успехов. Исследования показали, что более эмоциональные и внимательные к чужим эмоциям бизнесмены зарабатывают больше денег.

Доказано, что во многих случаях эмоции в большей степени определяют мышление , деятельность и достижения, чем интеллектуальные способности. Решения могут приниматься не на основе логических рассуждений, рациональности, обоснований и доказательств, а на основе эмоций, которые вызывает ожидаемый результат этого решения.

Например, человек, выбирающий новый автомобиль, может купить его не за характеристики, надежность, безопасность, соотношение цена/качество…, а за его цвет, удобное сиденье, красивую подсветку в салоне…, которые вызывают у него позитивные эмоции.

Эмоции тесно связаны с образом мышления и воображением . Если в ситуации обращать внимание на ее вредных последствиях, то будут возникать негативные эмоции, и наоборот. И если представлять хорошую ситуацию, приводящую к улучшению состояния, то возникнут позитивные эмоции, и наоборот. Поэтому человеку, хорошо управляющему своим интеллектом, мышлением и воображением, легче управлять и своими эмоциям, возбуждая в определенных ситуациях одни эмоции и подавляя другие.

Эмоции очень важно уметь распознавать и оценивать учителям (педагогам, преподавателям, тренерам…) при обучении других людей, особенно детей, т.к. они плохо осознают и управляют своими эмоциями.

Эмоции и реакции ученика позволяют учителю выбрать наиболее подходящий, правильный стиль обучения и содержание передаваемого опыта. Это значительно влияет на уровень доверия между учеником и учителем. А доверие влияет на приверженность ученика к учителю и веру в истинность передаваемого им опыта. Это является главным фактором того, будет ли ученик применять этот опыт в своей деятельности или нет, что является главное целью процесса обучения.

Возникновение эмоций

Каждая эмоция обязательно имеет источник – внешний или внутренний стимул, оказавший воздействие на систему и изменивший ее состояние. Такими источниками могут быть:
- материальные системы (вещи, предметы, техника, инструменты, люди, животные, растения…)
- ментальные образы (мысли, идеи, воспоминания…)
- условия, ситуации, обстоятельства в среде
- правила, процессы, принципы, законы, нормы…
- ценности (свобода, гармония, комфорт…)
- собственное состояние (мимика, положение тела, движения, голос…)

Наиболее часто эмоции возникают в следующих случаях:

При восприятии текущих условий , оказывающих важное воздействие на систему и формирующих переживание.

При вспоминании ситуации, вызвавшей эмоции в прошлом. Такую ситуацию можно вспомнить самостоятельно, специально или когда оказались в аналогичной ситуации. Также воспоминания могут возникнуть, когда в текущей ситуации есть элементы, вызывающие ассоциации с той ситуацией. Причем эмоции и внутренние процессы могут стать аналогичными с теми, которые были испытаны в прошедшей ситуации: частота сердцебиения, дыхание, давление…

При моделировании ситуации в воображении , когда представляешь условия и процессы, которых в реальности не было, и оцениваешь их влияние на свое состояние.

5. . Т.к. эмоции содержат информацию о произошедшем, происходящем или возможном изменении состояния, то их можно использовать при принятии решений. Это позволит определить наиболее эффективный и успешный путь достижения целей. А управляя своими и чужими эмоциями можно сформировать определенное поведение, которое поможет действовать в нужном направлении.

Модель Гоулмана включает следующие способности ЭИ:

1. личные (внутренние):

- самосознание – способность определять и идентифицировать свое состояние, эмоции, личные ресурсы, желания и цели;

- саморегуляция – способность контролировать и управлять своими эмоциями, с их помощью изменять личное состояние, принимать решения и выполнять действия;

- мотивация – эмоциональное напряжение и сконцентрированность, помогающие определять важные цели и эффективно их достигать;

2. социальные (внешние):

- эмпатия – осознание эмоций и потребностей других людей, умение слушать, а не просто слышать;

- социальные навыки – искусство вызывать у других определенную реакцию, управлять отношениями и эмоциями других людей, организовывать эффективное взаимодействие...

Эта модель является иерархической, предполагающей, что одни способности базируются на других. Например, самосознание необходимо для саморегуляции – невозможно управлять своими эмоциями, не умея их идентифицировать. А умея управлять эмоциями, можно легко мотивировать себя и быстро переходить в нужное состояние…

Развитие эмоционального интеллекта

Это повышает чувствительность к своим и чужим эмоциям, позволяет управлять ими и мотивировать себя для повышения личной эффективности и успешности.

Развитие эмоционального интеллекта базируется на следующих принципах :
расширять зону комфорта, попадать в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции, например, посещать новые места, путешествовать…;
анализировать и осознавать эти новые эмоции сразу при их возникновении;
повторять ситуации, в которых возникают эмоции, чтобы лучше определить их влияние на деятельность, свою реакцию при их возникновении и пробовать управлять ими;
сознательно прекращать негативные эмоции в известных ситуациях, которые их вызывают;
сознательно возбуждать эмоции в обычных ситуациях, в которых эти эмоции не возникали;
определять эмоции других людей. Для этого можно изучить, как эмоции выражаются (например, изучить книгу П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица»), или просто спрашивать, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция…
возбуждать эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор… Нужно определять соответствие между воздействием и возникающей эмоцией, осознанно повторять это воздействие, чтобы появлялась одна и та же эмоция у разных людей.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта можно применить следующие методы :

Обучение
В любом возрасте, в любой области, в любое время, важно продолжать свое обучение и самообучение. Причем чем оно дороже, чем более профессиональны и успешны учителя/тренеры/наставники, у которых учишься, тем большее влияние это обучение окажет на все сферы жизни и на личные качества, включая ЭИ. При этом в первую очередь желательно изучать общие, гуманитарные науки (философия, психология, естествознание, биология…), чтобы лучше знать мир и свое место в нем, в том числе, получая знания об эмоциональных процессах. А после осознания себя, своего таланта и предназначения, выбирать узкую область развития, свою профессию, соответствующую призванию, и становиться признанным экспертом именно в ней.

Чтение качественной литературы
Для развития в любой сфере крайне важно, как можно больше читать книги, практические руководства, журналы, статьи... Но еще важнее – анализировать и применять на практике информацию из них. Также важно выбирать качественную литературу – популярные, светские, новостные материалы в подавляющем большинстве случаев никак не влияют на развитие, а только отбирают время и засоряют память. Книги и пособия, написанные профессионалами, признанными экспертами, оказывают совсем другой эффект: они сообщают важную, проверенную информацию, позволяют сформировать личные принципы, поведение, цели, расширить парадигму, но главное – мотивируют начать действовать. Поэтому для развития ЭИ важно выбрать качественные книги, например, Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Ведение дневника
Самоанализ – одна из главных способностей ЭИ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться сервисом Личные дневники .

Развитие качеств
Можно улучшать отдельные компоненты ЭИ – качества, описанные в моделях ЭИ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и т.п. Как их улучшать описано в методе Развитие личных качеств .

Путешествия
Это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, т.к. попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представляли себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность. Например, побывав в бедных странах, можно начать больше ценить привычные вещи: еду, воду, электричество, технику…, получать больше удовольствия от их использования, начать рациональнее, экономнее ими пользоваться.

Гибкость
При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Общение
Очень часто эмоции возникают при обычном общении. Общаясь с новыми знакомыми или со старыми друзьями на новые темы, можно испытывать и новые эмоции. Оценивая и управляя ими при разговоре можно существенно изменить его результаты. Например, при переговорах, если вспылить, то можно потерять потенциальных клиентов или партнеров. А если у собеседника вызвать сильные позитивные эмоции, то можно от него получить гораздо больше ресурсов, чем ожидалось, например, больше денег от спонсора.

Творчество
Создание чего-то нового, уникального гарантирует позитивные эмоции. А создание шедевров, чего-то, что будет пользоваться интересом, спросом, за что другие будут благодарить – это, пожалуй, главный источник самых сильных, позитивных эмоций, которые человек может испытать в своей жизни. Чем более грандиозное творение создаешь, тем более новые и сильные эмоции возникают.

Победы, награды, успех
Новые эмоции часто возникают при достижении целей, участии в соревнованиях, тренировках перед ними или даже обычных спорах. А момент победы и получения награды всегда возбуждает сильные позитивные эмоции. И чем важнее победа, чем труднее ее было достичь, чем больше ресурсов на это потрачено и чем больше вознаграждение, тем более сильные эмоции возникают.

Все эти методы создают эмоциональный опыт , являющийся фундаментом для управления эмоциями. Без этого опыта невозможно сознательно возбуждать или тормозить эмоции. Он создает ясную картину того, какие эмоции могут возникнуть в ответ на определенные изменения, как они могут повлиять на состояние и деятельность, и что можно предпринять, чтобы избавиться от вредных и возбудить полезные эмоции.

Развитие эмоционального интеллекта дает возможность мотивировать и убеждать других людей на более глубинном, ценностном уровне, чем это можно сделать словами и делами. Это значительно улучшает отношения, что ускоряет достижение общих целей и самореализацию.

Идеальное развитие ЭИ приводит к появлению эмоциональной компетентности – способности осознавать и управлять любыми, даже неизвестными эмоциями в любых условиях. Она позволяет определять влияние на деятельность новых, не испытываемых ранее эмоций, даже если никогда о них не слышали, и управлять ими. Также она позволяет контролировать эмоции любой, даже самой высокой интенсивности, уменьшать или увеличивать ее до нужного уровня. Она также является защитным барьером, который не дает «взорваться» и нанести вред.

Для определения текущего уровня развития своего ЭИ можно воспользоваться следующими тестами :
Коэффициент эмоционального развития
Эмоциональный интеллект
Распознавание эмоций
Отношение к другим

Т.к. все эмоциональные процессы существенно влияют на деятельность системы, то важно уметь управлять этими процессами, чтобы улучшать свое состояние, развиваться, эффективно действовать, успешно достигать целей и самореализоваться.

Сводится к следующим основным процессам:
- возбуждение полезной эмоции, т.е. переход из спокойного в активное состояние;
- погашение вредной эмоции, т.е. переход из активного в спокойное состояние;
- изменение интенсивности эмоции.

Эти процессы относятся и к самой системе, т.е. управление личными эмоциями, и к другим системам, т.е. управление чужими эмоциями.

Эффективное управление эмоциями возможно только тогда, когда осознаешь их, можешь сознательно определить момент их возникновения и правильно их идентифицировать. Для этого необходимо накапливать эмоциональный опыт, многократно оказываться в ситуациях, которые возбуждают определенную эмоцию. Без этого управление может привести к неадекватному изменению их интенсивности (например, хотели погасить эмоцию, а она наоборот усилилась), может быть совершенно бесполезным или даже принесет вред.

Важную роль в управлении эмоциями играет воображение . Чем лучше оно развито, тем более реалистичные и масштабные образы и ситуации оно может создать, в которых эмоции будут наиболее яркими и интенсивными. Улучшить свое воображение можно с помощью тренинга воображения .

Также на управление эмоциями влияет память . Чем лучше она развита и чем больше в ней эмоционального опыта, тем более яркие воспоминания из нее можно получить. Улучшить свою память можно с помощью тренинга памяти .

Т.к. эмоции тесно связаны с волей , то чем она сильнее, тем легче управлять эмоциями. Поэтому одним из способов управления эмоциями является развитие воли, упорства и самодисциплины. Улучшить их можно с помощью метода Тренировка самодисциплины .

При управлении эмоциями важно придерживаться следующих принципов :

Если в данный момент испытываешь одну эмоцию и хочешь возбудить другую, то необходимо сначала погасить текущую, перейдя в спокойное состояние, и только после этого возбуждать необходимую.

Необходимо сознательно управлять их внешним выражением : мимикой, движениями рук, ног, тела в целом, его положением, жестами, голосом… Например, чтобы возникла радость, обычно достаточно просто улыбнуться. Чтобы погасить гнев, можно замереть, вздохнуть и сделать обычное, спокойное выражение лица.

Для возбуждения эмоций необходимы стимулы. Их можно получить по следующим каналам:

- визуальный : увидеть источник эмоций (например, красивый пейзаж), представить его в воображении, перейти в определенные условия, ситуации, посмотреть фильм, картину…;

- аудиальный : чужие и свои слова, мысли (внутренний голос), громкость голоса, темп речи, музыка, звуки…;

- кинестетический : мимика, движения и положение тела, жесты, дыхание…

Конгруэнтное , согласованное использование одновременно всех этих каналов позволяет наиболее быстро возбудить даже самую сильную эмоцию. Причем для максимальной эффективности рекомендуется использовать их в такой же последовательности: визуальный (нарисовать в сознании картинку), аудиальный (добавить слова, музыку…) и затем кинестетический (сделать соответствующее выражение лица, занят определенную позу...)

Например, можно одновременно представить или вспомнить ситуацию, в которой испытывали радость, включить радостную музыку, проговаривать «мне весело, радостно, классно» и активно пританцовывать, то можно испытать очень сильную радость, возможно даже восторг.

Но если, используя все каналы, по одному из них, например, кинестетическому, будет противоречивая эмоция (не конгруэнтно), то общее состояние может не измениться или даже стать противоположным желаемому.

Например, если хочется испытать радость, представляешь картину, слушаешь музыку, но тело очень вялое, выражение лица грустное, печальное или даже злое, то и эмоции могут возникнуть негативные, а не позитивные.

Таким образом, чтобы возбудить определенную эмоцию, можно вспомнить ситуацию, в которой она возникала в прошлом. Вспомнить детали, что окружало, какие действия выполняли, какие слова и звуки слышали, что ощущали в теле, какие были мысли… Если же опыта переживания необходимой эмоции нет или он забыт, то и эмоцию таким способом нельзя будет возбудить. Тогда можно сознательно создать условия, в которых эта эмоция может возникнуть, и получить недостающий эмоциональный опыт.

Также чтобы возбудить определенную эмоцию, можно представить визуальный образ (картину) ситуации, в которой эта эмоция могла бы возникнуть в реальности. При отсутствии эмоционального опыта трудно определить в какой воображаемой ситуации какая эмоция возникнет. Тогда нужно накопить этот опыт – переходить в новые условия, участвовать в новых ситуациях, которые могут дать новые эмоции. Приобретя такой опыт, можно будет определить базовые элементы условий и ситуаций, которые возбуждают определенную эмоцию, и использовать их в воображении.

Например, если во многих ситуациях, когда возникала радость, присутствовал определенный человек или получали определенный ресурс, то можно в воображаемой ситуации использовать аналогичные элементы и эмоция снова возникнет.

Для возбуждения чужих эмоций , нужно сделать так, чтобы эти же каналы начали работать у другого человека. Например, чтобы он вспомнил какую-то ситуацию или представил ее. Для этого можно использовать открытые вопросы, истории или метафоры, которые создадут определенный образ в сознании человека или вызовут воспоминания.

Например, чтобы человек испытал радость, можно у него спросить: «А каким был твой самый счастливый день в жизни?». Или можно сказать: «А помнишь, когда ты впервые оказался на море, помнишь каким счастливым ты тогда был…». Или: «А представь, что ты находишься в самом райском месте на земле, рядом с тобой самые близкие тебе люди… Что бы ты тогда ощущал?» Тогда у человека сразу возникнут образы и воспоминания, которые вызовут эмоции.


Чтобы погасить эмоцию, необходимо перейти в спокойное состояние с помощью следующих методов:
- расслабиться, прекратить движения, удобно сесть или лечь;
- сосредоточиться на своем дыхании, начать медленнее и глубже дышать, задерживать его на несколько секунд после вдоха...;
- изменить голос, уменьшить его громкость, говорить медленнее или совсем перестать говорить на короткий период;
- представить или вспомнить ситуацию, в которой испытываешь максимальную безопасность, комфорт, уют, тепло.

Чтобы погасить чужие эмоции , можно попросить выполнить эти действия (ни в коем случае не заставить, если конечно не дошло до аффекта с вредными последствиями). Например, можно спокойным голосом сказать: «Успокойся, сделай глубокий вдох, присядь, попей воды…». Если человек не хочет успокаиваться, то можно попробовать переключить его внимание. Например, опять же, можно рассказать историю, метафору, задать открытый вопрос…


Чтобы научиться изменять интенсивность конкретной эмоции, можно применить следующий метод:

1. Полностью осознать эту эмоцию, идентифицировать, классифицировать, определить ощущения, которые она вызывает в теле, какие действия она мотивирует, определить ее источники, вспомнить ситуации, в которых она возникала, или оказаться в такой ситуации, чтобы ярко ее испытать. Для этого потребуется эмоциональный опыт.

2. Использую шкалу от 1 до 100%, представить какой бы эта эмоция была при максимальной интенсивности (на 100%). Представить какие ощущения были бы в теле, какие действия хотелось бы выполнить, насколько интенсивно действовать...

3. Определить текущий уровень этой эмоции в данный момент по шкале.

4. Двигаясь маленькими шагами (по 5-10%) вверх по этой шкале, изменять интенсивность этой эмоции в теле. Для этого можно просто представлять, как значение на шкале увеличивается и повышается ее интенсивность. Или можно представлять/вспоминать ситуации, в которых эта эмоция была более интенсивной. Важно, чтобы изменения ощущались и в теле, изменялась активность. Если будут затруднения при переходе к большей интенсивности, то можно уменьшить шаг, например, увеличивать интенсивность на 2-3%.

5. Дойдя до максимальной интенсивности, нужно начать уменьшение интенсивности до 0, используя шаг 5-10%. Для этого также можно представлять движение вниз по шкале или представлять/вспоминать ситуации с меньшей интенсивностью этой эмоции.

6. Затем нужно снова дойти до 100%, потом снова до 0%... И продолжать этот процесс до тех пор, пока не будет получаться быстро изменять интенсивность эмоции с ее реальным выражением в теле.

7. Для закрепления навыка можно выполнить переход к определенной интенсивности, например, на 27%, на 64%, на 81%, на 42%... Главное, чтобы было ясное ощущение эмоции в теле.


Для управления настроениями достаточно знать их причины и принимать меры для их устранения (для избавления от плохого настроения) или создания (чтобы сделать настроение хорошим). К таким причинам обычно относятся:

- внутренние процессы и состояние : болезненное или здоровое, бодрое или сонливое…

Например, имея плохое настроение, можно выяснить, что болеешь. Тогда для поднятия настроения достаточно будет принять лекарства, сходить к врачу… и вылечиться.

- окружающая среда : комфорт или беспорядок, шум или тишина, чистый воздух или неприятные запахи, приятные или раздражающие люди…

Например, если за рабочим местом беспорядок, дискомфорт, то может быть плохое настроение. Тогда можно прибраться, навести красоту и чистоту.

- отношения : настроение других людей передается и человеку.

Например, если встретил друга и приятно с ним пообщался, то настроение улучшается. А если встретил человека со злым выражением лица, который еще и нахамил на пустом месте, то настроение может ухудшиться. Тогда можно просто прекратить контакт с таким человеком и пообщаться с кем-то, кто приятен.

- мысли и образы : вспоминая или представляя в воображении ситуации, они возбуждают соответствующие эмоции. Поэтому для улучшения настроения можно представить или вспомнить случай, который вызвал позитивные эмоции.

Например, вспомнить смешной случай или счастливый момент в своей жизни. Или представить поездку на красивом автомобиле, о котором давно мечтаешь. Или, например, спортсмен, думая перед соревнованием о возможных травмах, поражении и т.п., будет иметь плохое настроение. Тогда можно подумать о победе, награде и т.п., чтобы настроение улучшилось.

- желания и цели : достигая важную цель настроение может быть хорошим, а если есть нерешенные проблемы, то оно может ухудшиться.

Например, чтобы поднять настроение можно поставить себе цель, которую очень хочется достичь. Или можно решить давнюю проблему, которая доставляла дискомфорт или мешала двигаться к желанной цели.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

admin

Эмоции нередко проявляются не в том месте, не в то время и не с той интенсивностью. Привычная реакция не каждый раз будет адекватным ответом на ситуацию. Случается, что своими эмоциями мы задеваем людей. Когда чувства переполняют, это мешает думать. Бывает, что отдых устраняет излишнюю эмоциональность. Но развитая личность должна уметь . Вообще, управление эмоциями вопрос воспитания. Воспитанные личности отличаются от невоспитанных именно этим умением сдерживать чувства.

Зачем контролировать эмоции

Для начала важно понять, зачем контролировать эмоции и чувства. Все мы делимся на психотипы. Экстраверты обваливают собственные эмоции на других, они ведут себя необдуманно, вредят себе. Интроверты – это закрытая книга, они скрывают чувства от окружающих.

Люди иногда не хотят учиться контролировать гнев, устранять зависть, злость, тревогу. Они считают, что это особенность характера, а другим людям остается только смириться с этим. Конечно, обвинять в сложностях гены проще, чем учиться направлять эмоции в нужное русло. Не недооценивайте разрушительную мощь негативных чувств. Психологи объяснили их опасность:

от повышенного возбуждения до состояния аффекта путь короткий, короче, чем вам кажется. Казалось бы, что тут такого, что вы злитесь на мужа из-за очередной бытовой мелочи и кидаетесь . А муж вместо извинений сказал, чтобы вы сами все делали. Хорошо, если злость выльется в ссору, а не нечто большее. Многие бытовые преступления случаются на почве ;
неумение держать в узде чувства выльется в проблему с общением. Даже если близкие вас любят, то в один прекрасный день из-за агрессии и неумения сдерживаться вы останетесь один на один с собой;
если вы не сумели справиться с негативом сразу, носили его в себе, то он оставляет след. С каждой новой след будет расти. В скором времени вас окружит негатив, а это никому не приносит пользы;
неумение управлять эмоциями – это признак нарушения в психике. Звучит страшно. Но одна ситуация, если вы вспыхнули однажды, а другая – если каждая мелочь становится причиной вспышек;
руководители предпочитают избегать брать на работу людей, которые чересчур ярко показывают эмоции. Никто не доверит руководящую должность или серьезный контракт неспокойной личности.

Какие эмоции необходимо контролировать

Если разобраться, какие эмоции нужно контролировать, то стоит заметить, что сюда относятся не только отрицательные. Все намного сложнее. Работать необходимо над такими чувствами, которые приносят проблемы вам и другим людям, принуждают делать то, что вам не хочется. Это те чувства, которые не оставляют свободы выбора, они деструктивны, даже если сами по себе приносят удовольствие.

В христианстве существует понятие 7 грехов. О нем все слышали. Дело не в религиозности или вере в Бога, но само положение об этих грехах соответствует списку пороков, опасных для человека эмоций, которые важно контролировать.

К ним стоит отнести зависть, гордыню, похоть. А также ярость, обжорство, уныние и лень. Но разберемся, в чем серьезность этих состояний. Это основные составляющие, которые обуславливают поведение, перерастают в новые проявления. Из-за гордыни мы строим козни другим личностям, которые критикуют их работу. Из-за зависти мы начинаем ненавидеть тех, кто достиг успеха и т.п.

К данному списку стоит добавить еще покорность и скуку. Под покорностью понимается раболепие перед другими, более сильными, людьми, страх. Все подобные пороки можно собрать внутри трех главных составляющих мира эмоций. К ним относятся:

эго. Это часть любой личности, требующая внимания, признаний, одобрений привилегий, постоянного подтверждения преобладания над остальными. Эго выступает отражением нашего существования в обществе, наших ожиданий от окружающих. То, как нам нужно, чтобы нас воспринимали другие. Это образ, который нам хочется создать в глазах других людей. К эго-проявлениям стоит отнести жажду наживы, зависть, гордыню, хвастовство. Нельзя не упомянуть нарциссизм, злость, обидчивость, тщеславие и т.п. Это довольно мощный источник переживаний, почти все наши чувства берут здесь начало;
слабости. Сюда относится то, что становится следствием слабости характера, контроля: уныние, праздность, бездействие, покорность. Стоит отметить раболепие, неумение быть самостоятельным, зависимость от суждений других. Негативное влияние оказывает трусость, тревожность, нервозность, хандра и т.п.;
жажда мощных эмоций. К ней относятся желания, чье удовлетворение принесет нам мощные чувства или удовольствие на физическом уровне. Сюда стоит отнести несдержанность в исполнении природных потребностей (переедание, похоть), а также зависимости от других источников эмоций (алкоголь, наркотики, курение и т.п.), деньги в качестве источника наслаждений, мощные чувства, зависимости от игр, желание принимать участие в склоках и кознях.

Эти три составляющие являются основной нашего эмоционального мира, точнее той части, которой требуется контроль. Важно осознать, что подобное деление не истина в последней инстанции, и далеко не во всех ситуациях вы определите какое-то переживание в рамках группы. Нередко определенная эмоция бывает вызвана сразу и эго, и слабостью, и желанием переживаний. Конечно, здесь нет точных данных. Все, что относится к личности человека, нельзя строго поделить.

Как научиться управлять своими эмоциями

Но ответим на главный вопрос « ?». Итак:

если в транспорте вас кто-то толкнул, оттоптал ноги, в магазине вам нахамили, коллега неприветливо что-то сказал и т.п. – не дайте первому желанию и побуждению свободу. Не рвитесь сразу в бой. Посчитайте не спеша про себя до 10. После этого скандалить желания не будет;
держитесь дальше от отрицательных эмоций и людей. Каждый раз, отправляясь на рынок за продуктами, вы возвращаетесь полным раздражения, поскольку снова с кем-то поскандалили. Откажитесь от походов на рынок, отоваривайтесь в супермаркетах, онлайн-магазинах, просите кого-то из близких заняться этим;
визуализируйте появляющиеся эмоции. Образовавшуюся злость изобразите в мыслях в качестве огня, а потом представьте, что настоящий водопад выливается на него, не оставляя даже тлеющих дров. Систематически повторяйте задачу, так вы научитесь «тушить» эмоции быстрее и проще;
пожалейте того, кто стал причиной ваших отрицательных эмоций. Обратите внимание на начальницу, которая постоянно вас злит. Старая, одинокая женщина, без мужа и детей. Она цепляется за карьеру, потому что ей не к кому возвращаться домой. Ее единственный способ порадовать себя – спровоцировать других на гнев. Так зачем же дарить ей такое удовольствие?

выходите из конфликтной ситуации правильно. В автобусе вас толкнула дама, но не извинилась, а нахамила? Ну и что? Вы скоро выйдите из транспорта и никогда с ней не встретитесь, но она так и останется располневшей противной теткой. Ее остается только пожалеть.

Но даже если вы научитесь управлению эмоциями, то жизнь такая штука, которая постоянно подкидывает ситуации, требующие высокой выдержки. С ними сложно справляться. В особенности ранит обида без причины. Иногда сложно и забыть обо всем. Избавляться от чересчур навязчивых эмоций можно с помощью:

битья посуды. Купите недорогой сервиз и разбейте элементы по очереди во дворе или дома. Только обязательно уберите осколки;
игр в дартс или боулинг. Подобные забавы помогают расслабиться и сбросить негатив;
танцев. Сходите с друзьями в ночной клуб и танцуйте до упаду;
криков. Кричите, глядя на себя в зеркало, когда никого нет дома, закрывшись в ванной. Но заранее сообщите о таких тренингах соседям, чтобы не вызывали полицию;
. Тренировки в домашних условиях или в спортклубе должны стать образом жизни. От них польза не только для фигуры, но и в борьбе со стрессами;
долгой прогулки по улице;
сжиганием обид. Напишите на листочке собственную обиду и ритуально сожгите. Способ стар, как мир, но до сих пор действенный;
смены обстановки. Отправьтесь в другой город с друзьями или останьтесь наедине с собой на выходные. Обратно вернетесь в другом расположении духа.

Сложно спорить с утверждением, что контролировать эмоции намного сложнее, чем их выплескивать на других. Конечно, можете не утруждать себя, выплескивая весь негатив на людей из-за любого комментария или каждой раздражающей мелочи. Вот только если через пару лет останетесь одиноким человеком с расшатанной психикой – не удивляйтесь.

5 февраля 2014, 18:09

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ