Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе . Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе . Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе . Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

  1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:
  • содержащие природные лечебные ресурсы;
  • отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
  • Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:
    • зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    • рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
  • Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
  • Это обусловлено, во-первых, тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе это явление описано основательно и подробно , а во-вторых, пользование землей чаще всего носит комплексный характер и может выражаться в использовании разных ресурсов, эксплуатация которых регламентируется специализированными законами.

    Статьёй 23 Земельного Кодекса регулируется исключительно право использования благ чужой земли. Она предусматривает следующие нормы регламентации взаимоотношений в области обременительного пользования чужой землёй.

    Если сервитут носит публичный характер, то он реализуется в интересах страны, государства, населения данного региона и местных органов власти.

    Отстаивание всех этих интересов производится в соответствии с нормативными актами всех иерархических уровней законов. При формировании публичного сервитута обязательно нужно провести процедуру общественных слушаний.

    В 23-й статье приводится исчерпывающий перечень ситуаций, которые могут прослужить основой для принятия сервитута.

    Владелец обременённого участка может требовать оплату за услуги допуска к его благам, кроме особых случаев, предусмотренных юридическими нормами.

    Земельный кодекс допускает существование как срочного, так и постоянного сервитута.

    Поскольку рассматриваемое обременение является неотъемлемой частью участка , он должен пройти такую же процедуру регистрации в Росреестре .

    Итак, сервитут в земельном праве это что? Как следует из приведенного здесь обзора, сервитут в земельном законодательстве отражен достаточно широко и подробно. Однако специалистами отмечен ряд недоработок и трудностей в реализации этого права.

    Например, плохо разработана процедура регистрации сервитута, возникшего по решению суда. Недостаточно регламентировано пользование природными ресурсами на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и промышленного освоения полезных ископаемых.

    Надеемся, что теперь вам стало очевидно, что говорит российский закон о сервитуте, как определяется сервитут в земельном кодексе РФ и как регулируется сервитут в гражданском праве Российской Федерации.

    Право пользования чужим имуществом (сервитут)

    С возникновением права частной собственности на землю, собственники участков, на которых находились водоемы; пастбища, природные ископаемые и т.п. природные хозяйственные преимущества, стали ограничивать право пользования этими выгодами собственников земельных участков, обделенных данными преимуществами, а также запрещали проезд или проход через их участки либо взымали чрезмерную плату за это. Обделенные природными (хозяйственными) преимуществами земельные участки стали выводиться из хозяйственного оборота и поэтому возникла острая необходимость найти способ смягчить в достаточной мере либо даже устранить недостатки одного земельного участка за счет соседнего. Этого нельзя было достичь в полной мере с помощью договоров между собственником земельного участка, имеющего природные, хозяйственные преимущества и собственником обделенного подобными выгодами участка.

    Договор, как правовой способ разрешения указанных проблем, является ненадлежащим инструментом - его можно в любое время расторгнуть и тем самым прекращать пользование выгодами соседнего земельного участка. Необходимо было найти стабильный способ, лучше всего вещный. Такой способ был найден в форме сервитутов. В период перехода Украины к рыночной экономике с ее равенством всех форм собственности, безусловно, возникла необходимость в ведении такого правового института и в национальном гражданском законодательстве.

    Сервитут происходит от латинского слова servire - обслуживать. Суть его как правового инструмента состоит в том, что преимущества или недостатки одного земельного участка удовлетворяются за счет соседнего не на договорной основе, а средствами вещного права. Поэтому землесобственник, выгодами земельного участка которого пользуется собственник соседнего надела, не может прекратить это пользование в одностороннем порядке.

    Сервитут - это право одного лица пользоваться вещью или имуществом, принадлежащим на праве собственности другому лицу в том или ином отношении или объеме, определенном сервитутом.

    Субъектом сервитутного права может быть любое лицо, которое в том или ином отношении пользуется чужой вещью (имуществом) на основе сервитута. Субъектом сервитутного обременения является собственник вещи или имущества, на которое установлен сервитут. Никакое иное лицо не может быть обременено сервитутом.

    Объектом сервитута может быть любое имущество: земля, строения, предприятия, квартиры и т.п. Именно на эти объекты права собственности чаще всего устанавливают сервитута.

    Сервитут характеризуется такими специфическими чертами.

    Во-первых, это продолжительное и постоянное пользование чужим имуществом. Одноразовое или временное пользование не признается сервитутом.

    Во-вторых, это пользование чужой вещью или имуществом не в полном объеме, а лишь в каком-то одном или нескольких отношениях. Например, право только на проход пешком или на проход и проезд возом или машиной; право прокладки и эксплуатации линий передач и т.д. Таким образом, сервитут предоставляет ограниченное право пользования.

    В-третьих, сервитутное право ограничивает право собственника, на имущество, на которое установлен сервитут в объеме, определенном сервитутом.

    В-четвертых, сервитутное право сильнее права собственности: сперва пользуется субъект сервитутного права, а потом собственник обслуживающего земельного участка. В то же время, сервитут не заменяет права собственности.

    В-пятых, сервитут предоставляет лицу право пользования чужим имуществом бесплатно.

    В связи с разнообразием объектов сервитута их принято подразделять на земельные и личные (см. приложение Б табл.1.2).

    К земельным сервитутом относятся право прохода, проезда, провоза грузов, прогона скота и т.п. по чужой земле; право выпаса скота на чужих лугах, сенокоса, право пользования водой для полива, поения скота и других потребностей; право прокладки и эксплуатации линий передач, связи, трубопроводов, водоканалов, мелиоративных сооружений, дорог и т.д.

    Могут устанавливаться и другие способы пользования чужой землею, главное, чтобы они не противоречили действующему законодательству.

    Нетрудно заметить, что земельные сервитуты можно также подразделить на два вида: 1) сервитуты, направленные на использование выгод соседнего земельного участка и 2) сервитуты, направленные на использование самого земельного участка. К первому виду относятся сервитуты на проход, проезд, провоз грузов, прогон скота; сервитуты на использование сенокосов, пастбищ, водоемов, расположенных на чужой земле и другие подобные сервитуты.

    Другую группу земельных сервитутов составляют права на прокладку и эксплуатацию линий передач, связи трубопроводов, обеспечение водопоставками и мелиорации и т.п. Эти сервитуты не требуют соседства и вызваны не потребностью восполнить недостатки одного участка за счет другого. Они обусловлены потребностью использовать чужую землю для общегосударственных или коллективных потребностей. Субъектом сервитутных прав является не сосед земельного участка, а юридическое лицо, которое может находиться далеко не по соседству. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.

    Земельные сервитуты переходят по наследству, отчуждаются любым дозволенным способом вместе с земельным участком. Земельный сервитут неотделим от самого земельного участка. Однако самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок они не могут быть, т.е. сервитуты не могут быть предметом договора купли-продажи, залога, а также не могут передаваться каким-либо иным способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    Сервитут на право пользования чужой вещью или имуществом в интересах конкретного физического или юридического лица получили название личных. К личным сервитутам откосится право на пользование чужим имуществом без извлечения доходов (узус), право пользования чужим имуществом с получением доходов (узуфрукт).

    Они устанавливаются на движимое и недвижимое имущество для физических лиц, как правило, вечно, а для юридических лиц - на время существования юридического лица. Но эти сервитуты могут устанавливаться и на более короткие сроки, т.е. личные сервитуты могут ограничиваться конкретными сроками.

    Личные сервитуты, таким образом, существенно отличаются от земельных по субъекту, объекту и срокам. Земельные сервитуты всегда имеют своим объектом лишь землю, а личные - любое иное имущество. Субъектом земельного сервитута всегда является собственник господствующего земельного участка, кто бы не был им на время действия сервитута, а субъектом личного - конкретно определенное лицо. Земельные сервитуты, как правило, не ограничиваются конкретными сроками, а личные - ограничиваются четко определенными сроками.

    Узуфрукт - вещное право конкретного лица (узуфрукгария) пользоваться и получать доходы из чужой непотребляемой вещи без изменения ее субстанции. Таким образом, узуфруктарий имеет право владеть и пользоваться чужой вещью в полном объеме, получать от нее любые доходы как природные, так и юридические. Узуфрукт можно предоставлять в пользование третьим лицам за вознаграждение либо без него. Узуфрукт возможен и без владения. Он не может отчуждаться и переходить по наследству, прекращается смертью узуфрукгария.

    Узуфруктарий обязан пользоваться имуществом добросовестно, с надлежащей заботой. Он не может изменять вещь ни по каким причинам, даже если бы такое изменение улучшало бы ее. Узуфруктарий несет ответственность перед собственником имущества за умышленное или неосторожное причинение вреда.

    Узус - это вещное право пользования чужой вещью (имуществом) без получения доходов. Узуарий может лишь пользоваться чужим имуществом, но не имеет права на доходы от него. По сути это не пользование, а лишь владение. Однако пользование также не исключается, в частности, узуарий имеет право пользоваться плодами вещи для удовлетворения личных потребностей. В то же время он не имеет права получать доходы от вещи. Узус отличается от узуфрукта значительно меньшим объемом прав.

    Сервитуты устанавливаются различными способами. Чаще всего - завещанием, когда завещатель устанавливает сервитут в пользу своих наследников. Сервитут может быть установлен судебным решением, договором. Однако следует иметь в виду, что договор заключается не на право пользования чужой вещью или имуществом, а об установлении сервитута на право пользования чужим имуществом. Так, например, земельный сервитут может быть установлен по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута по иску лица, требующего его установления, спор об установлении и условиях сервитута должен разрешаться судом.

    Законы могут содержать общие положения, являющиеся основанием для установления сервитутов. Так, например, в ст.40. Земельного кодекса Украины установлено, что собственники земельных участков и землепользователи обязаны разрешать проход к дорогам общего пользования, не чинить препятствий в проведении к смежному земельному участку необходимых коммуникаций.

    Сервитуты могут устанавливаться и подзаконными нормативными актами. Так, исполком местного Совета народных депутатов может обязать своим постановлением конкретных собственников земельных участков предоставить их для прокладки линий связи или электропередач соответствующим организациям.

    Прекращаются сервитуты таким же способом, как и возникают. Кроме этого, право пользоваться чужим имуществом может прекращаться отказом субъекта сервитута от его использования, а также длительным неосуществлением его (давностью). Сервитут прекращается и в тех случаях, когда в одном лице соединяются собственник имущества и субъект сервитутного права.

    Сервитуты прекращаются также истечением срока, на который они были установлены. Личные сервитуты прекращаются также смертью лица, в пользу которого они устанавливались.

    1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

    2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

    3) проведения дренажных работ на земельном участке;

    4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

    6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

    7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

    Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

    Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

    9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

    10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

    11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

    12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

    14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

    17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.



    Комментарии к ст. 274 ГК РФ


    Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях (при этом ограниченность относится к объему вытекающих из сервитута прав, но не затрагивает его характеристику как абсолютного, связанную с его вещно-правовой природой). Возникновение и развитие сервитута, восходящее к эпохе римского права, обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников (классическим примером является право прохода к своему участку через территорию чужого участка).

    Основы регулирования отношений, связанных с обременением чужого имущества сервитутом, определяются статьей 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим данного обременения, и собственником соседнего участка, в случае недостижения такого соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    В интересах собственника, чей участок обременен сервитутом, ему предоставлено право (если иное не предусмотрено законом) требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Сервитут, установленный в порядке статьи 274 ГК РФ, является частным.

    В то же время законодательство допускает возможность установления публичных сервитутов. Исходя из части 2 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.

    Согласно части 3 указанной статьи публичные сервитуты устанавливаются для:

    Прохода или проезда через земельный участок;

    Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

    Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    Проведения дренажных работ на земельном участке;

    Забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    Прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    Сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    Использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

    Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    Свободного доступа к прибрежной полосе.

    Публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться бессрочно либо на определенный период времени (соответственно, постоянный и срочный сервитуты).

    Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    Кроме того, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

    Сервитут, как частный, так и публичный, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Соответственно, право пользования земельным участком у лица, в пользу которого установлен сервитут, возникает с момента его государственной регистрации.

    Право пользования чужим имуществом, как недвижимым, так и государственным – понятие и виды.

    Право собственности – основное право на любое имущество. Составными частями права собственности является: право владения, распоряжения, использования имущества.

    Законом предусмотрено, что собственности может иметь одно лицо, а остальные права, в частности пользования, может передаваться другим лицам. Обычно владение и пользование передаются вместе, т.к. одно без другого просто не имеет смысла.

    Виды права пользования чужым имуществом

    Пользование может касаться разных объектов: недвижимости, автомобилей и т.д. Соответственно законом предусматриваются особенности режима прав на имущество.

    Так, например, объект сдают в аренду за деньги. Законом определено, на какой максимальный срок, какое имущество сдается. Существует, например, форма аренды прокат – краткосрочная аренда.

    Пользования возникает не только из договоров, в основном в силу закона, например, права пользования жильем ребенком. Родители обязаны его обеспечивать, и государство контролирует выполнение этой обязанности.

    Право пользования возникает и у жены. Правда при оно пропадает, если нет договоренности в виде соглашения в письменном виде. Подобные права имеют и члены семьи или тот, кто живет в доме на правах члена семьи.

    Земельный участок

    Участки земли могут использовать по-разному, предусматривается несколько видов пользования. Это аренда, пожизненное пользование, передаваемое по наследству.

    Законом предусматривается выдача в пользование без цели передать его в собственность. Обычно подобным правом пользуются религиозные организации, и многие другие, для которых законом предусмотрено подобное.

    Аренда земли также имеет свои особенности. Если, например, строится многоквартирный дом, компания теряет право аренды после продажи квартир, она прекращается автоматически.

    Использование государственного имущества

    Не все знают, что одним из видов пользования гос.имуществом является проживание в неприватизированном жилье. Есть правила общежития, в случае нарушения которых лицо может лишиться жилья. При тех же условиях, но если лицо является законным собственником, выселить его не смогут.

    Правда, пользователи жилья получают возможность экономить на коммунальных услугах, впрочем, лучше получить квартиру в собственность, чем потом рисковать.

    Пользование государственной квартирой или землей оформляется на основании договора, обычно для этого предусмотрена типовая форма. За использование имущества предусмотрена либо арендная плата, либо налог, который заменяет собой аренду. В случае с жильем ничего не платится.

    Таким образом, лицо получает возможность пользоваться имуществом на основании . При этом у него есть определенные обязанности, связанные с правом владения и пользования, которые должны выполняться надлежащим образом.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ