Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ключевые слова

КОРРУПЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / ЮРИСТ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CORRUPTION / LAW / STATE / SOCIETY / SYSTEM / LAWYER / ANTI-CORRUPTION POLICY / EDUCATION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции , которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции . Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции . Приводятся меры по профилактике коррупции , а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе . По мнению автора, коррупция это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе , основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата. Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества , так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

  • К вопросу об изучении коррупции как социального явления

    2018 / Ахметов Арман Серикович
  • Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции

    2017 / Цирин Артем Михайлович, Матулис Сергей Николаевич, Молчанова Марина Алексеевна
  • Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции

    2017 / Телегина Е.Г.
  • Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины

    2016 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Теоретический аспект виктимологического подхода к минимизации коррупционной активности сотрудника ФСИН России

    2017 / Кученев Андрей Владимирович
  • Развитие гражданского общества как важнейший элемент государственной антикоррупционной политики и интеграции современного российского общества

    2016 / Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич
  • Рецензия на монографию «Коррупция: природа, проявление, взаимодействие» /отв. Ред. Акад. Ран Т. Я. Хабриева. М. : ИД «Юриспруденция», 2014. 688 с

    2016 / Милюков Сергей Федорович, Савченков Алексей Викторович
  • Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы

    2012 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Проблемы формирования правовой культуры современного общества

    2017 / Ахметов Арман Серикович
  • Правовые аспекты предупреждения коррупционных правонарушений

    2015 / Черепанова Екатерина Викторовна

This article is devoted to the analysis of the corruption "s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption , which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption . The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society . In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, i.е. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning. In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state .

Текст научной работы на тему «Коррупция как социальное явление»

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

АХМЕТОВ Арман Серикович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Павлодарского государственного педагогического университета, доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент)

140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60

E-mail: [email protected]

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции, которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции. Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции. Приводятся меры по профилактике коррупции, а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе. По мнению автора, коррупция - это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе, основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата.

Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества, так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства.

Ключевые слова: коррупция, право, государство, общество, система, юрист, антикоррупционная политика, образование, гражданское общество.

CORRUPTION AS A SOCIAL PHENOMENON

A. S. AKHMETOV, professor at the Department of social and humanitarian disciplines of the Pavlodar State Pedagogical University, Ph.D, associate professor

60, Mira st., Pavlodar, Kazakhstan, 140000

E-mail: [email protected]

This article is devoted to the analysis of the corruption"s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption, which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption. The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society. In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, ке. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning.

In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state.

Keywords: corruption, law, state, society, system, lawyer, anti-corruption policy, education, civil society.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

DOI: 10.12737^12018.2.8

В современном обществе вопросы повышения качества противодействия коррупции, разработка мер по борьбе с этим социальным явлением находятся в центре внимания многих ученых, специалистов-практиков различных отраслей знания и представителей системы органов государственной власти. Этим вопросам посвящено множество научных, учебно-методических и публицистических ра-

бот, общая цель которых - изучить на качественном уровне феномен коррупции, разработать меры по противодействию этому социальному явлению.

Коррупция - это не просто обычное явление в экономике, это реальная угроза как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам в частности. На сегодняшний день это социальное явление выступает одной из главных социально-экономи-

ческих проблем в любом обществе. Происходящие в мире экономические кризисы явились причиной еще большей конкуренции на рынке товаров и услуг, что явилось предпосылкой к развитию коррупционных проявлений, в связи с чем борьба с коррупцией становится актуальной проблемой для любого общества. Практически все ученые, юристы-практики сходятся во мнении, что коррупция является самым значительным «тормозом» экономического роста страны. Отсюда следует, что проблема коррупции затрагивает как государственных служащих, так и простых граждан.

Как отмечает академик РАН Т. Я. Хабриева, «в современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия "коррупция". В широком смысле данное понятие охватывает негативное социальное явление, которое поражает весь публичный аппарат управления и выражается в разложении всей системы власти, а также умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномо -ченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в личных корыстных целях для собственного обогащения. В узком смысле "коррупция" представлена как совокупность составов правонарушений, которые предусмотрены в законодательстве Российской Федерации и обладают таким важным признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в личных корыстных целях для собственного обогащения...»1.

По мнению К. М. Лобзова, Ю. М. Смирновой, коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества (социальная сфера, экономика, по -литика). Наибольшую опасность представляют факт сращивания государственных служащих с преступными сообществами, а также внедрение криминальных элементов во властные структуры различных уровней, включая правоохранительные органы. Отрицательные последствия, порождаемые данным социальным явлением, не только тормозят прогрессивное, поступательное развитие общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности государства2.

Например, казахстанский ученый Н. Н. Турецкий считает, что коррупция как социальное явление продолжает существовать на современном этапе развития человечества, эволюционно приспосабливаясь к развитию общества, и для эффективного противодействия этому злу необходима консолидация общества и институтов государственной власти во всех стра-

1 Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

2 См.: Лобзов К. М, СмирноваЮ. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1. С. 9-14.

нах мира и использование новейших научных изысканий и разработок3.

На сегодняшний день в современном обществе имеются системные причины коррупции, а именно: 1) высокий уровень «закрытости» в работе государственных органов; 2) огромная система отчетности, которая тормозит развитие экономических отношений; 3) отсутствие прозрачности в системе законотворчества; 4) слабый уровень кадровой политики государства; 5) возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы государственных служащих4.

Многие исследователи, изучающие феномен коррупции, имеют определенное мнение относительно ее классификации, поэтому довольно сложно определить наиболее «подходящую» классификацию это -го социального явления. Например, В. А. Егоров, Н. А. Яковлев полагают, что коррупцию можно клас -сифицировать следующим образом:

1) коррупция на бытовом уровне, т. е. в системе ЖКХ, образования, медицины, в том, с чем человек соприкасается каждый день в процессе своей жизнедеятельности;

2) коррупция на уровне соприкосновения власти и государства, где сращивание их интересов приводит, как правило, к профессиональной коррупции (по -лучение выгодных заказов, бизнес-проектов, система откатов и т. д.);

3) коррупция в судебной системе, которая, к сожалению, подрывает саму систему закона, его леги-тимность5.

Коррупция - опасный в институциональном плане феномен, который оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, а также наиболее деструктивный фактор, носящий системный характер, который существенно усложняет экономическое и социально-политическое развитие общества и обеспечивает приоритет частных интересов малых групп в управлении над большинством. Необходимо признать, что даже после применения различных мер профилактического, предупредительного и карательного характера, коррупция как социаль -ное явление сохраняется и «захватывает» новые сферы жизни общества.

По мнению Э. В. Алехина, Е. В. Ереминой, в современных научных исследованиях феномена коррупции выделяются следующие основные подходы:

3 См.: ТурецкийН. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 100-103.

4 См.: ШаглановА. Н. Коррупция и ее проявления в совре-менной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1. С. 65-69.

5 См.: Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 94-97.

криминологический, социально-экономический и социологический.

Криминологический подход делает акцент на самом факте преступления, т. е. согласно данному подходу коррупция представляет собой совокупность преступных деяний, которые совершаются конкретным лицом или группой лиц.

Социально-экономический подход дает возможность говорить о том, что коррупция тесно связана с теневой экономикой и выступает как частный случай экономического поведения субъектов экономических отношений. В данном случае ее цель - приобретение максимальной выгоды, а средствами выступает возможность извлечения непроизводственного дохода за счет манипуляций имеющимися ресурсами, которые находятся в распоряжении определенных должностных лиц.

Социологический подход к пониманию сущности коррупции расширяет горизонты ее научного исследования и дает возможность перейти от анализа отдельных криминальных деяний к исследованию коррупции как социально опасного и масштабного явления6.

Интересна позиция В. В. Невинского, который считает, что системное и целенаправленное исследование феномена коррупции подразумевает всестороннюю проработку вопросов о сущности коррупции, квалифицирующих признаках и негативных последствиях бытовой, административной и экономической коррупции; изучение причин и условий коррупции; исследование экономических, политико-правовых и культурно-воспитательных мер профилактики коррупционных проявлений; выявление и анализ правовых основ обеспечения противодействия коррупции через систему институтов гражданского общества7.

Необходимо отметить, что коррупция как социальное явление влияет практически на все стороны жизнедеятельности общества и государства. Это относится к экономической, социальной и политической сферам.

В экономической сфере коррупция способствует появлению и развитию определенных негативных явлений и процессов, к которым можно отнести:

1) нарушение механизма честной рыночной конкуренции, так как наибольшую прибыль имеет не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто сумел заполучить определенные преимущества за взятки или иным противозаконным путем. Данный факт будет способствовать появлению монополистических тенденций в экономике страны, снижению ее функцио-

6 См.: Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 30-33.

7 См.: НевинскийВ. В. Коррупция в России: системные ме-ры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 62-72.

нальной эффективности, будет дискредитирована идея свободной и честной конкуренции;

2) неэффективное распределение средств государственного бюджета, это особенно касается процессов распределения государственных заказов и выделения под эти заказы кредитов, поддерживаемых государственными программами;

4) возникновение и развитие организованной преступности и наличие теневой экономики, что приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, а также повлечет отток капитала за рубеж.

Если говорить о социальной сфере, то к отрицательным последствиям коррупции необходимо отнести:

1) нерациональное и несправедливое распределение доходов, при этом обогащаются субъекты коррупционных отношений за счет большинства членов общества;

2) девальвацию традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе, т. е. происходит процесс подмены их стандартами «двойной» морали и «мерой» всего в обществе становятся деньги и их количество, а значимость человека определяется размером его личного материального состояния;

3) резкое увеличение уровня криминализации общества;

4) несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу малых олигархических групп, что влечет рост имущественного неравенства среди всего населения, рост уровня бедности значительной части общества и появление социальной напряженности в государстве;

5) дискредитацию самого права, которое является основным инструментом регулирования жизни государства и общества.

В политической сфере коррупция несет следующие негативные последствия:

1) девальвация общенациональных целей государства вследствие укрепления определенных олигархических кланов и оппозиционных политических группировок, которые органически связаны с теневым бизнесом в государстве;

2) появление за пределами государства «теневого» капитала коррумпированных субъектов коррупционных отношений, который может активно использоваться против законной власти в стране, спонсировать антигосударственные кампании и т. д.;

Стоит отметить позицию А. М. Цирина, который полагает, что для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проводить предупредительные меры как общего, так и специального характера. К общим мерам следует отнести систему социально-экономических и культурно-воспитательных мероприятий. Частная превенция коррупции означает профилактику (предупреждение) совершения возможных новых преступных акций лицами, которые уже совершили коррупционные преступления в прошлом8.

В рамках государственной антикоррупционной политики мы предлагаем следующие меры по борьбе с коррупцией:

1) организация системы борьбы с коррупцией на всех уровнях государственной власти;

2) ограничение условий работы некоторых государственных органов, которые благоприятствуют коррупции;

3) совершенствование системы оказания государственных услуг (например, принцип «одного окна»);

4) общественный контроль и влияние на вероятные мотивы коррупционного поведения индивида;

5) создание атмосферы «общественного порицания» коррупционных проявлений.

По мнению Т. Я. Хабриевой, к важным условиям достижения высоких результатов по формированию неприятия коррупции в обществе необходимо отнести:

1) наличие активного взаимодействия государства и гражданского общества;

2) повсеместное расширение информационного поля посредством современных информационных технологий (интернет-ресурсов);

3) создание и применение различных мультимедийных и электронных средств связи между всей системой органов государственной власти9.

Вся работа в области повышения уровня антикоррупционного правосознания, развития антикоррупционной культуры среди населения должна осуществляться с учетом существующего положительного зарубежного опыта. Это будет положительно вли -

8 См.: Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 106-114.

9 См.: Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5-13.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ять на качество реализации системы мер по борьбе с коррупцией.

Большую роль в борьбе с коррупцией играет антикоррупционное просвещение, которое призвано искоренить коррупционные составляющие поведения членов общества, повысить уровень антикоррупционной культуры граждан.

По мнению П. А. Кабанова, антикоррупционное просвещение - это целостная система распространения всеми субъектами государственной политики в области противодействия коррупции достоверной информации абсолютно любыми способами, в совершенно любой форме с учетом использования различных коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, которая направлена прежде всего на формирование в социуме антикоррупционного мировоззрения, развитие антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры общества10.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция все же имеет место в нашем обществе и бороться с ней надо общими усилиями. Мы предлагаем следующие меры (механизмы) для эффективного противодействия коррупции:

1) организация целостной государственной антикоррупционной политики;

2) совместная работа правоохранительных органов с институтами гражданского общества;

3) формирование в обществе отрицательного отно -шения к коррупции во всех ее проявлениях;

4) разработка системы антикоррупционных стандартов (предупреждение коррупции);

5) развитие принципа транспарентности деятельности государственных органов (обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти в соответствии с законодательством);

6) привлечение средств массовой информации и обеспечение их независимости;

7) повышение уровня правовой культуры населения;

8) искоренение правового нигилизма (посредством правового воспитания);

9) развитие правосознания граждан, повышение их активности в проведении правовых реформ.

10 См.: Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 42-51.

Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3.

Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

Лобзов К. М., Смирнова Ю. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1.

Невинский В. В. Коррупция в России: системные меры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1.

Турецкий Н. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4.

Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4.

Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12.

Шагланов А. Н. Коррупция и ее проявления в современной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1.

У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Коррупция как социально-правовое явление

"Коррупция" - понятие скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления. - Алматы: Жетi жаргы, 1997.С. 181. .

Одним из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную ("испорченную") форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, "известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела" 9 .

Так, уже памятники права стран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционного поведения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением 9 . Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейских текстах, в античной истории Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. . Коррупция, по мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распада Римской империи Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. .

Если обратиться к истории коррупции в России, то достаточно вспомнить систему "кормления", существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIX вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина Криминология: Учебник / Под ред. проф.В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. . Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Им была продолжена политика уголовно - правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых, а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны: было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливы донос определялась награда - движимое и недвижимое имущество преступника и даже его чин Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы - время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.

В современных условиях, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и уровня экономического развития.

Таким образом, коррупция является сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного всеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различные его трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложно предложить единое понятие коррупции Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009 .

Этимологически термин "коррупция" происходит от латинского corruption - "порча", "подкуп". Эти два слова определяют разное понимание коррупции Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Г.К. Мишин утверждает, что латинский термин "corruptio" происходит от двух корневых слов cor (сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти. Более того, полагаю, что речь идет именно о распаде духовности чиновников, но не как развращенной группы, а как части социума Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М. - 1991. .

"Хотя понятие коррупции, - говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., - должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие" Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов.М., 1990.С. 323. . В данном случае под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и из служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением. Преимущественно как подкуп (активный и пассивный) рассматривает коррупцию Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в Палермо 12-15 декабря 2000 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию отнесено также злоупотребление влиянием в корыстных целях Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

По мнению Б.В. Волженкина, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки.М., 1999. №1.С. 30. .

А.И. Долгова определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог - Н.Ф. Кузнецова Цит. по: Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы) // Предупреждение коррупции в полиции (милиции): Материалы международного научно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). - М., 2002. .

Существует и иной подход к коррупционной деятельности, в параметрах которого она анализируется как социальное явление в плане более широком, чем подкуп и взяточничество. Так, по мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными, а К. Фридрих считает, что коррупция - это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет. Дж. Най определяет коррупцию более развернуто, - как поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды деятельности относительно частного влияния Голиков Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. .

25 декабря 2008 года был принят Федеральный Закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции". Статья 1 данного закона содержит законодательное понятие коррупции. Под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228 .

Таким образом, коррупция - понятие не столько уголовно-правовое, сколько собирательное, охватывающее правонарушения самого различного вида.

Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона Саттаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Брошюра в Российской газете. - М., 1998.С. 15. .

И все-таки, в настоящее время говорить о применении унифицированного определения коррупции еще рано. Выработка единого понятия о коррупции, и определение универсального способа борьбы с ней - это сложный эволюционный процесс. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. Во-первых, углубления теоретического уровня познания коррупции, а именно формирования четкого правового определения, исследования причин возникновения коррупции и факторов, способствующих ее развитию. Во-вторых, изучения влияния коррупции на экономическую, социальную и политическую жизнь общества, и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009. .

коррупция преступность россия

Как считает А.Н. Агыбаев, коррупция - это "типичный вид беловоротничковой преступности. Следовательно, она высоколатентна, часто отличается изощренностью и причинением крупного ущерба. Особая опасность коррупции состоит в том, что она как раковая опухоль перерождает государственный аппарат, приводит к его необратимым изменениям" Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. пособие. - Алматы, 2003. .

"Коррупция в органах власти и управления, - отмечается в Указе Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г., - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы".

Таким образом, можно говорить об экономических, политических и социальных последствиях коррупции.

К экономическим последствиям коррупции относится:

нарушение конкурентных механизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитация идей рыночной экономики;

расширение сектора теневой экономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет;

неэффективное использование бюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов;

повышение цен за счет коррупционных "накладных" расходов и др.

Среди политических последствий коррупции следует указать:

уменьшение доверия населения к власти, возрастания ее отчуждения от общества;

угроза разложения демократических институтов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии;

падение престижа страны и угроза ее экономической и политической изоляции и др.

Наконец, социальные последствия коррупции заключаются в:

дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества;

закреплении и увеличении имущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределению средств в пользу узких олигархических групп;

укреплении организованной преступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом, в том числе с правоохранительными органами, и др.

В результате всего этого увеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике и угрожает политической стабильности в стране Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Вместе с тем сторонники функционального и институционального подходов к исследованию коррупции (М. Вебер, С. Хантингтон, Я. Таковский, Л.М. Тимофеев и др.) отмечают определенную положительную роль коррупции, особенно в развивающихся обществах, видя в ней способ устранения или снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политического развития. Рассуждают о полезности коррупции и некоторые современные экономисты. Так, утверждается, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчившей трудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу, и что с помощью коррупции сохранилось "равновесие в экономике" (А.Л. Лившиц) Тоже.

Проблема разрастания масштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционирования государственной власти, верховенству закона и права, демократии и правам человека, затрудняя формирование правового государства и гражданского общества. В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, "что, не смотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развитии - коррупцию" Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Безусловно, коррупция относится к тем факторам, которые способны обострить политическую жизнь в государстве, а также экономические и социальные проблемы, а в сочетании с другими обстоятельствами - дестабилизировать жизнь общества. Поэтому не случайно в государствах с высоким уровнем развития, как властных структур, так и институтов гражданского общества антикоррупционным мероприятиям уделяется самое пристальное внимание, что, конечно, не позволяет коррупционерам чувствовать себя комфортно. И в тоже время исключить коррупцию из социальных практик так и не удается 28 .

Добрый день, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет коррупция как социально-правовое явление, чем она опасна для нашего общества, что собой представляет как правонарушение.

Коррупция известна с древних времен и ее формирование и развитие происходило одновременно с возникновением института власти. Она видоизменялась и подстраивалась под структуру общественного строя, но никогда не исчезала полностью.

Даже в социалистических государствах она являлась частью общественной жизни и слово «взяточник» было знакомо любому советскому человеку. Актуальность исследования этого вида правонарушений не оспорима.

То, что портит нам жизнь

Коррупция с латыни переводится как разложение души, и это значение подходит к данному противоправному явлению как нельзя более точно. Она как язва и чума проходит по всем направлениям жизни общества, коверкая и портя самые светлые начинания.

Причем развитие общества способствовало тому, что коррупция из внутригосударственной превратилась в общемировую проблему. Причем интересна такая закономерность: чем более отсталая страна в экономическом и политическом развитии, тем более продажная в ней власть.

Наиболее благополучные страны Старого Света практически не сталкиваются с ее проявлениями. Но и там она никуда не делась, просто политические и экономические деятели обставляют свои делишки так ловко, что их никто не может поймать за руку.

Объективная реальность

Для России все еще более печально складывается. Если говорить кратко, то начавшийся в 90-х годах развал экономики, моральных устоев общества и законности привел к тому, что размах коррупции достиг невиданных размеров.

В настоящее время в коррупции обвиняют не только чиновников среднего звена, но и членов правительства. А раз ворует большой папа, то и другим не грех. Занять высокую должность сможет не самый умный и грамотный специалист, а сумевший доказать свою полезность клану.

Поэтому страной рулят разведчики и учителя, а не опытные хозяйственники и экономисты. Провозглашенная в 2008 году борьба с коррупционными проявлениями проводится не посредством реальных следственных действий, а в основном на уровне лозунгов и красивых обещаний.

Печально, но факт

Кто же будет кусать свою же руку – ведь практически вся верхушка власти занимается откатами, распилами и берет взятки. Все слышали про нанотехнологии. Сколько государственных денег ушло в этот проект?

А какова отдача? Прошло с десяток лет, а что, кроме набивания карманов бюджетными деньгами, произошло знаменательного в этой отрасли? Даже в космос продолжают летать по технологиям, придуманным в СССР. Феномен взяточничества – выделенные деньги из бюджета для осуществления какого-либо госпроекта доходят до цели в виде одной десятой части (при хорошем контроле – одной шестой).

Представляете – из каждых 10 бюджетных рублей 9 разворовываются. Подрывая экономическую и правовую основу государства, коррупционеры увеличивают угрозу безопасности страны в том числе. Национальные интересы России также никого из власть предержащих не волнуют.

Правовой аспект

В социальном плане коррупция приносит огромный вред обществу, зачастую не только притормаживая общественное развитие, но и поворачивая его вспять. Самый яркий пример – получение высшего образования за плату.

Теперь стать дипломатом смогут только дети очень богатых родителей, и единицы, выигравшие право на обучение в телепередаче у Вяземского. Понимаете тенденцию – иметь диплом будет не самый умный, а самый богатый.

Да, всегда будут исключения в виде победителей олимпиад или абитуриентов, поступающих на специальность «Технолог молочного производства». Но по статистике умных, получающих высшее образование по престижным специальностям, с каждым годом все меньше, богатых все больше. И проходной балл в академиях и университетах для поступающих на бюджет есть, для обучающихся за плату – нет.

Немного определений

Что же относится к видам коррупционной деятельности с точки зрения закона? Это такие виды экономических преступлений, как распил, откат, взятка и коммерческий подкуп.

В правовой зоне имеются понятия только взятки – когда материальные ценности и другие услуги получает лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, и коммерческого подкупа – когда то же самое получает работник бизнес-структуры.

Понятно, что оба субъекта наносят вред своими действиями – первый государству, второй – любимому предприятию или компании. Распил и откат в правовом аспекте определений не имеют и относятся к видам взятки, если тот, кто получает доход от противоправной деятельности, является чиновником, или к коммерческому подкупу – представителем какой-либо фирмы.

Попилим и пооткатываем


Откат – это определенный процент от суммы государственного заказа или заключаемого договора на покупку товара, выполнение определенного вида работ или оказание услуг, который возвращается чиновнику или менеджеру из бизнес-структур в благодарность за то, что заказ или договор заключен с конкретной организацией.

Для государства наличие отката плохо тем, что-либо удорожает стоимость проекта, либо организация, которая будет выполнять работы, произведет их с низким качеством или не в полном объеме.

Распил – это, в принципе, тот же откат, только «лишние» деньги разбираются между всеми участниками преступного сговора. Например, есть госзаказ на 10 миллионов рублей.

Из них 2 миллиона чиновнику, выдавшему заказ, еще 2 - руководителю фирмы, которая взяла заказ, и 6 миллионов субподрядчику, который за оставшиеся деньги согласился провести необходимые работы. Естественно, или в неполном объеме или с нарушением технологий.

Еще круче выглядит распил, когда заказ оформляется на несуществующие работы.

Все эти понятия появились с приходом капитализма с нечеловеческим лицом. В советское время ничего подобного не было. Тогда старались «дать на лапу» для того, чтобы подобраться поближе к распределительной кормушке, потому что это было время повального дефицита.

То есть из всех видов коррупции существовали только взятки, в основной массе на бытовом уровне, не приносящие урона государственным интересам. Поэтому и дома строились, а образование и медицина были бесплатными.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

дипломная работа

1.1 Сущность и содержание коррупции как социально правового явления

Дошедшие до нас правовые памятники позволяют заключить, что коррупция является «ровесником» человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III--II тыс. до н. э. Распространенность и общественная опасность этого явления резко возрастают в периоды крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.

Коррупция -- это черная тень государства. Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества. Индивид и бизнес не защищены от произвола чиновников, что отмечают иностранные (Ф.А. Хайек и др.) и отечественные ученые.

Существует так называемая узкая трактовка понятия коррупции как социального явления, заключающегося в подкупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Другие ученые предпочитают трактовать коррупцию более широко и ее ядром считают должностное злоупотребление. В документах международного права также содержится широкое определение коррупции и расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией. Например, по определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других .

В целях более точного уяснения содержания понятия коррупции полагаем необходимым различать коррупциогенное поведение и собственно коррупционную деятельность, которые опосредованно или непосредственно посягают на авторитет и законные интересы государственной службы и публичной власти в целом.

Отличительными признаками коррупциогенных действий в управленческой сфере выступают следующие три взаимосвязанные категории:

· ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

· интерес, который является движущей силой деятельности участников коррупционных действий (частный или групповой, отличный от общественного или публичного);

· ущерб, который может нанести общественным интересам («всеобщему благу») любое потенциально коррупционное поведение.

Отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются следующие: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности нормами позитивного законодательства.

К сожалению, степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании «обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции», и одномоментная «ампутация» такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.

Для обозначения актуальности рассматриваемой проблемы приведем некоторую статистику.

В современной России ежемесячные издержки от преодоления «административных барьеров» в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10 % розничного товарооборота. Ежегодно россияне тратят на взятки 2,8 млрд. долл., а на выплату подоходного налога -- 5,8 млрд. долл.

Международная организация «Transparency International» 15 ноября 2005 г. опубликовала свое исследование, касающееся, в частности, масштабов коррупции в России (всего исследование проведено для 159 стран). Согласно выводам организации ситуация в нашей стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом: Российская Федерация заняла 126-е место по уровню коррумпированности по сравнению с 90-м местом в 2004 г. Менее коррумпированными по сравнению с Россией признаны, например, Буркина-Фасо, Уганда и Афганистан. Возглавляют рейтинг Исландия, Финляндия и Новая Зеландия с наиболее низким уровнем коррупции. США находятся на 17-м месте. Самыми коррумпированными признаны Бангладеш и Чад (158-е место) .

Административно-правовой статус государственных служащих

В силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07...

Анализ законодательства по противодействию коррупции

1.1 Понятие и сущность коррупции Коррупцию можно рассматривать, как отклоняющееся политическое поведение, которое может квалифицироваться и как преступления, и как деяния, не преследуемые законом в силу их неурегулированности...

Вече как государственный институт древнерусского государства

Вече - один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках...

Как социально негативное явление коррупция известна очень давно. В переводе с латинского коррупция («corruption») означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей...

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

Всемирный Банк выделяет четыре фактора, обусловливающие низкий уровень коррупции: отсутствие, благодаря экономической политике, деформаций, предсказуемая судебная система...

Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции

Общество представляет собой динамическую систему, в которой постоянно появляются новые виды общественных отношений и видоизменяются старые. В связи с этим появляются новые виды преступлений...

Коррупционная преступность как угроза национальной безопасности

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики...

Криминологические особенности преступности в городе Москве

Преступность -- сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так...

Национальные интересы России в пограничной сфере

Изучим основные причины и сущность явления незаконной миграции. Согласно одному из определений - незаконная (или нелегальная) миграция - это миграция (перемещение людей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимый срок)...

Проблемы противодействия коррупции на государственной службе в Пермском Крае

Понятие «коррупция» сегодня одно из наиболее часто употребляемых в отечественной научной и публицистической литературе. Хотя ещё совсем недавно его можно было встретить в основном только в отношении анализа социальных процессов...

Роль местного бюджета в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования

В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны...

Совершенствование системы информационного обеспечения органа внутренних дел (на примере отдела полиции №8 "Кировский" Управления МВД России по городу Новосибирску)

Социально-экономическое развитие муниципального образования

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ