ТК РФ не обязывает работодателя выяснять информацию о наличии или об отсутствии принятого в отношении соискателя на какую-либо руководящую должность решения о дисквалификации. А вот согласно требованиям КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11). Как проверить, является ли соискатель дисквалифицированным лицом?
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно оформляется постановлением о дисквалификации, которое выносит суд (ст. 32.11 КоАП РФ).
Граждане, которые были дисквалифицированы за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права управлять юридическим лицом (организацией). Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения и составляет от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Например, если соискатель на должность генерального директора ранее занимал руководящую должность и был дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства сроком на один год (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), то его нельзя принимать на работу генеральным директором организации до окончания срока дисквалификации.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо до 100 тыс. руб. Кроме того, дисквалифицированное лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. за управление организацией в течение срока дисквалификации (ст. 14.23 КоАП РФ).
В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, существует Реестр дисквалифицированных лиц (далее — Реестр). Ведет его уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
С 1 января 2012 года функции по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц переданы Федеральной налоговой службе (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 483 "Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение Реестра дисквалифицированных лиц" (в ред. 06.05.2011), п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц, утв.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц", далее — Положение о формировании и ведении реестра (в ред. 06.05.2011). Ранее такие функции выполняло Министерство внутренних дел РФ (п. 1 Постановления Правительства РФ N 483, п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра (ред. от 08.08.2009). Однако Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрел передачу этих функций (как непрофильных для МВД России) другому органу (ч. 1 ст. 54).
— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
— полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации (ИНН), в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации;
— статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;
— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
— должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;
— срок дисквалификации;
— даты начала и истечения срока дисквалификации;
— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо считается исключенным из Реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС России вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
ФНС России обязана вносить сведения в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня получения копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Порядок предоставления информации из Реестра утвержден Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из Реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из Реестра дисквалифицированных лиц" (далее — Порядок). Этот Приказ вступил в силу с 10 июня 2012 года.
Для того чтобы получить сведения из Реестра, организации (работодателю) необходимо выполнить определенные действия. Их можно условно разделить на несколько этапов:
1) Составление запроса о предоставлении сведений из Реестра дисквалифицированных лиц. Такой запрос можно составить в свободной форме или воспользоваться формой, рекомендуемой ФНС России. Форма запроса приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@.
Этот запрос должно подписать лицо, уполномоченное заключить договор (контракт) с руководителем организации (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Указанные полномочия могут быть закреплены, например, в доверенности (ст. 185 ГК РФ). Копию документа, подтверждающего полномочия лица, которое запрашивает информацию, необходимо приложить к тексту запроса.
2) Оплата предоставления информации. Информация из Реестра предоставляется за плату, она составляет 100 руб. (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011), ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О минимальном размере оплаты труда"). Исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, которым информация из Реестра предоставляется бесплатно (абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011). Кроме того, не взимается плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещаемом ФНС России на своем официальном сайте в сети "Интернет" (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
После оплаты сбора за предоставление информации (когда такая оплата обязательна) документ, подтверждающий произведенную оплату (квитанцию, платежное поручение с отметкой банка об исполнении), также следует приложить к тексту запроса. Такой вывод следует из бланка запроса, рекомендуемого для применения ФНС России (приложение 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@).
3) Подача запроса в уполномоченный государственный орган (налоговую инспекцию). Запрос о предоставлении информации из Реестра подается в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения.
Этот запрос можно подать одним из следующих способов:
— на бумажном носителе — представляется непосредственно в налоговую инспекцию или отправляется по почте (абз. 1 п. 5 Порядка).
Если организация выберет такой способ направления запроса, как отправка по почте, то целесообразно воспользоваться почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221). Это необходимо для того, чтобы иметь доказательства направления запроса и получения его налоговой инспекцией;
— в электронной форме — с использованием сети "Интернет", через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 7 Порядка).
При направлении запроса в электронной форме он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос (абз. 2 п. 7 Порядка).
4) Получение информации о наличии либо отсутствии в Реестре сведений о дисквалификации соискателя на должность генерального директора. По результатам рассмотрения запроса работодатель получает из налоговой инспекции один из следующих документов:
— выписку из Реестра, которая предоставляется в том случае, если в Реестре содержится информация о запрашиваемом лице. Указанная выписка оформляется налоговой инспекцией по форме, приведенной в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ (абз. 1 п. 3 Порядка);
— справку об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице. Такая справка предоставляется в случае, если в Реестре отсутствует информация о запрашиваемом лице. Форма справки приведена в приложении 4 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ (абз. 2 п. 3 Порядка);
— информационное письмо. Если невозможно однозначно определить запрашиваемое лицо, то информация об этом предоставляется заинтересованному лицу в виде информационного письма с указанием соответствующих причин (абз. 3 п. 3 Порядка). Форма этого документа не приведена ни в приложении к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@, ни в приложении к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@.
При получении информационного письма организации целесообразно подготовить новый запрос, в котором указать уточненные данные о соискателе на должность генерального директора и направить его в налоговую инспекцию повторно.
Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет пять дней с даты получения налоговой инспекцией соответствующего запроса (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 7 Положения о формировании и ведении Реестра, п. 13 Порядка).
Упомянутые выше документы (выписка, справка, информационное письмо) предоставляются организации тем способом, который был указан в ее запросе: на бумажном носителе, который вручается лично (через представителя) или направляется по почте, либо в форме электронного документа (абз. 5 п. 4, абз. 3 п. 7 Порядка).
Выписка из Реестра в форме электронного документа подписывается квалифицированной усиленной электронной подписью должностного лица уполномоченного налогового органа (абз. 2 п. 8 Порядка).
Для получения выписки лично представитель организации (работодателя) должен предъявить паспорт и документ, подтверждающий соответствующие полномочия, например доверенность (абз. 2 п. 5 Порядка).
Вместе с тем организация может не обращаться с запросом о предоставлении информации из Реестра в территориальный налоговый орган (налоговую инспекцию). Как уже было сказано выше, ФНС России размещает сведения, содержащиеся в Реестре, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Федеральная налоговая служба во исполнение положений ст. 32.11 КоАП РФ создала новый электронный сервис "Поиск сведений в Реестре дисквалифицированных лиц", который размещен на официальном сайте ФНС России в разделе "Электронные сервисы" (подраздел "Проверь себя и контрагента") с предоставлением доступа в подразделе "Реестр дисквалифицированных лиц".
Сервис предоставляет любому заинтересованному лицу возможность просмотра сведений, содержащихся в Реестре, поиска дисквалифицированного лица по определенным реквизитам, а также получения информации из Реестра в электронной форме.
Плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается.
Однако для того, чтобы получить за плату сведения, содержащиеся в Реестре, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, заинтересованные лица должны обратиться с запросом в территориальный налоговый орган.
Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 13.02.2014 N СА-4-14/2279.
На основании полученных сведений организация (работодатель) решает вопрос о возможности назначения (избрания) лица, о котором запрашивались сведения из Реестра, на должность генерального директора и заключения с ним трудового договора.
Обратите внимание! Если в нарушение требований законодательства генеральный директор был принят на работу без предварительного запроса информации о нем из Реестра, а впоследствии выяснилось, что ранее он был дисквалифицирован и срок его дисквалификации не истек, то его необходимо уволить в связи с нарушением правил заключения трудового договора по основанию, предусмотренному ст. 84 ТК РФ — заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или об ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). В данном случае при оформлении увольнения в кадровых документах делается ссылка на п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Число дисквалифицированных директоров растет. В нем содержатся данные о тысячах человек. Более того, появляются новые причины для дисквалификации и причины, по которым налоговики сами без суда могут запретить директору занимать эту должность. Если упустить дисквалификацию директора, то возможен штраф – до 100 тысяч рублей.
Самая частая причина для дисквалификации связана с фиктивным адресом компании. Инспекторы проверяют, находится ли компания по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, и если нет, то обращаются в суд. А суд уже принимает решение о дисквалификации руководителя. Также причинами дисквалификации могут быть:
Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.
Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока - от 6 месяцев до 3 лет.
Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)
Перед назначением нового генерального директора лицо, уполномоченное заключить с ним трудовой договор, обязано проверить претендента на предмет дисквалификации за совершенное ранее административное правонарушение.
Читайте также ПФР и Ростелеком разработали программу для обучения пенсионеров компьютерной грамотности
Информация о дисквалификации содержится в реестре дисквалифицированных лиц ФНС России. После обращения выдается выписка о дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии такой информации в реестре (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
Стоимость предоставления выписки или справки составляет 100 рублей (постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, п. 27 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н).
Сведения о дисквалифицированных лицах размещаются также на
Правительство РФ закрепило обязанность налоговых органов по ведению реестра дисквалифицированных лиц в Положении о Федеральной И размер платы за предоставление содержащихся в данном реестре сведений (постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615). В каких случаях организации потребуется указанная информация?
Дисквалификация заключается в лишении физлица права занимать определенные должности, в частности, в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом или управлять им в иных случаях.
Дисквалификация - это административное наказание, назначаемое судьей, она устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (подп. 8 п. 1 ст. 3.2, ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Лицо может быть дисквалифицировано, например, за фиктивное или преднамеренное невыполнение в срок законного предписания нарушение трудового законодательства фирмы, который ранее уже был наказан за аналогичное нарушение (ст. 14.12, 19.5, п. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Реестр формируется в целях учета дисквалифицированных лиц (копия постановления направляется судом в налоговый орган). В нем содержатся следующие сведения:
По истечении срока дисквалификации или в случае отмены постановления о дисквалификации лицо исключается из реестра. Сведения в реестр дисквалифицированных лиц вносятся не позднее трех рабочих дней со дня получения налоговым органом копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о его пересмотре.
Плата за доступ к укзанным сведениям не взимается (п. 3 ст. 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это подтверждено в письме ФНС России от 13 февраля 2014 г. № СА-4-14/2279.
Но если заинтересованные лица желают получить сведения о конкретном лице в виде выписки из реестра либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, то такой документ предоставляется за плату (ее размер - 100 руб.) в пятидневный срок.
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом. При лицо, его заключить, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации. Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правда, Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя при заключении трудового договора с руководителем выяснять, не является ли он дисквалифицированным лицом. Однако, исходя из приведенных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, строительной компании при заключении трудового договора с работником, принимаемым на руководящую должность, необходимо запросить информацию о нем в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, то есть в
Следует помнить, что заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление организацией, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение на организацию административного штрафа в размере до 100 тыс. руб. Самому же виновнику в этом случае грозит штраф в сумме 5 тыс. руб. Такие меры предусмотрены за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юрлицом (ст. 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Если руководитель был принят на работу без уточнения информации о нем, а затем выяснилось, что он является дисквалифицированным лицом, то работник подлежит увольнению. Основание - заключение трудового договора в нарушение постановления судьи о дисквалификации (абз. 5 ст. 84, п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ).
Еще один повод проверить данные - проявление должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами. При осуществлении предпринимательской деятельности строительная компания вправе запросить сведения из реестра о Рекомендуем это сделать, чтобы убедиться, является ли контрагент добросовестным, не будет ли впоследствии оспорена заключенная с ним сделка.
Согласно Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141@ (далее - Порядок), для получения информации о том, не дисквалифицировано ли физлицо, необходимо:
Запрос подается в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Иными словами, компания может обратиться за сведениями в свою инспекцию.
Заполнить документ несложно - в нем нужно указать данные компании, обращающейся с запросом, и лица, о котором требуется получить информацию.
Запрос можно подать одним из следующих способов: лица, направившего запрос (п. 7 Порядка).
Выписка из реестра или справка предоставляются организации тем способом, который указан в ее запросе: на бумаге (документ вручается лично или через направляется по почте) либо в форме (п. 4, 7 Порядка).
Срок предоставления информации составляет пять дней со дня получения соответствующего запроса (п. 13 Порядка).
Поскольку получение сведений о наличии дисквалификации физлица, претендующего на руководящую должность, - это требование законодательства, документально подтвержденные затраты, связанные с их получением, являются экономически обоснованными.
В бухучете они учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99, утвержденного приказом от 6 мая 1999 г. № 33н). А в налоговом - как прочие расходы на получение информации (подп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такие затраты уменьшают прибыль независимо от того, заключен с претендентом трудовой договор или нет.
М. Ахметянова
,
юрист
Дисквалификация – форма наказания, предусмотренная ст. 3.11 КоАП РФ . Этот вид наказания предусмотрен для физических лиц, занимающих должности государственной службы или работающих в исполнительных органах юридических лиц.
На практике это будет означать невозможность принятия на работу в госструктуры и муниципальные органы, а также на всевозможные руководящие должности. Лицо, внесенное в реестр, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (это касается как индивидуального предпринимательства, так и должностей в исполнительных органах юридических лиц).
Справку могут потребовать при приеме на работу . В особенности, если вы хотите устроиться в муниципальные органы или на руководящую должность. Работодатель напрямую заинтересован в том, чтобы проверить претендента на дисквалификацию. Наказание для фирмы, принявшей человека из реестра дисквалифицированных лиц (РДЛ) – штраф до 100 тысяч руб. Более того, штраф может быть применен повторно, если договор с таким лицом не был прекращен.
Гражданин, устроившийся на работу в неположенное место, так же будет наказан на сумму в 5000 руб.
При назначении на руководящую должность работодатель может затребовать справку об отсутствии в РДЛ. Также справка потребуется и при вступлении в СРО кадастровых инженеров. Во время судебного процесса, судья или прокурор может затребовать справку. Кроме того, РДЛ в электронном виде выложен на сайте ФНС.
Также, справка может потребоваться при заключении договора с особо требовательным клиентом или партнером. Дело в том, что дисквалификация это не просто наказание от государства, а еще и своего рода знак того, что человек ведет свои дела нечестно, этой возможностью иногда пользуются бизнесмены, чтобы убедиться в честности будущего партнера.
С 1 января 2012 года Налоговой службой РФ осуществляется ведение РДЛ. Соответственно, справку можно получить в любом отделении налоговой службы или в МФЦ.
Подача заявления может осуществляться как в личном присутствии, так и по обращению через интернет. В первом случае, заявление нужно передать лично или по почте в любое отделение налоговой службы. Территориальное положение заявителя при этом не имеет никакого значения . То есть, вполне возможна ситуация, когда заявитель находиться в Москве, а письмо отправлено в Орловское отделение ФНС. В любом случае – запрос обязаны удовлетворить.
Если гражданину удобнее обратится через интернет, то достаточно отправить заявление на сайт ФНС или оставить заявку на едином сайте госуслуг. Но в этом случае, вам потребуется специальная квалифицированная электронная подпись.
Реквизиты, необходимы для составления запроса, указаны в приказе ФНС РФ № НД-7-14/700 от 31 декабря 2014 года :
Результат должен быть предоставлен в течение пяти рабочих дней. Он может быть представлен в виде:
В самом списке-реестре содержатся нижеизложенные параметры дисквалифицированных лиц:
В вопросе оплаты все лица разделяются на три группы. Прежде всего, это государственные органы, которым оплачивать справку не надо .
Бесплатно документ выдается и лицам, оформляющим справку на себя. В случае остальных заинтересованных лиц – плата составляет 100 рублей за справку.
Стоит обратить внимание, что при подаче заявки может быть отказано в получении справки при отсутствии документа, подтверждающего оплату (если оплату не подтвердит Федеральное казначейство), либо в случае несоответствия условий электронной подписи (если заявление подается через интернет).
Основания для дисквалификации можно подразделить на:
Дисквалификация как вид наказания может быть применена и назначена только судьей . Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет. Прекращение дисквалификации наступает при прошествии срока или по постановлению суда.
В последнем случае, заверенная копия постановления должна быть предоставлена в местное отделение налоговой службы.
Подробнее о дисквалификации как виде административного наказания — смотрите в видео: