Оказание населению медицинских услуг без лицензии запрещено.
Перечень , для которых требуется официальное разрешение, закреплен в законе. На каждый вид медицинских услуг оформляется отдельный документ. Сегодня мы расскажем об основных нюансах лицензирования медицинской деятельности в РФ.
Порядок оформления медицинской лицензии регламентируют четыре основных законодательных акта:
Лицензию можно оформить в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения или территориальном органе Росздравнадзора. Первый орган выдает разрешения бюджетным учреждениям, а также частным организациям, специализирующихся на оптовой торговле медикаментами. Второй - организациям и ИП по месту их регистрации.
Оформлять разрешение требуется на:
Также медицинская лицензия требуется на работу в смежных областях: торговля, предоставление лабораторных услуг, изготовление и обслуживание медтехники, производство протезно-ортопедических изделий и др.
Многие косметические салоны, оказывающие услуги по массажу, пирсингу, перманентному макияжу тоже обязаны иметь соответствующее разрешение. Данная деятельность относится к медицинским услугам.
Однако закон позволяет на территориях Республики Крым и г. Севастополя осуществлять медицинскую деятельности без получения лицензии, но только до 01.01.2019 года. Еще два важных условия - уведомить госорган об осуществлении указанного вида деятельности и соблюсти временные требования, установленные Минздравом России.
Собрались на массаж или пирсинг - требуйте лицензию.
Условия, который должен соблюсти кандидат на получение медицинской лицензии, перечислены в ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ. Необходимо наличие:
Руководителю учреждения необходимо иметь высшее медицинское образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Для ИП необходимый стаж составляет 2 года.
Сотрудники медучреждения обязаны повышать квалификацию каждые 5 лет.
Для оформления медицинской лицензии потребуется собрать и представить в лицензирующий орган следующий пакет бумаг:
Если лицензия переоформляется, нужно подать в регистрирующий орган предыдущий документ.
Документы можно подать лично через МФЦ или территориальное ведомство, по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении), в электронном формате при наличии ЭЦП (через портал Госуслуги или официальный сайт Росздравнадзора). Если от вашего имени действует представитель, не забудьте приложить заверенную нотариусом доверенность.
Документы можно подать лично, по почте или через интернет.
Документ имеет установленную законом форму. В нем указываются:
Оформить разрешение можно в несколько шагов:
Если поданные копии бумаг не подтверждаются оригиналами, их требуется заверить у нотариуса. Размер госпошлины фиксированный - 7500 руб.
Специальная комиссия анализирует полученные от заявителя бумаги и выносит решение о выдаче лицензии, либо отказе в оформлении. На это отводится не более 60 дней.
В случае принятие положительного решения, письменное извещение выдается претенденту в течение 3-х дней.
Разрешение выдается на срок от 5 лет или бессрочно в зависимости от вида лицензируемой деятельности.
Если вы внесли изменения в уставные документы, разрешение придется переоформлять.
Не всегда оформление лицензии на осуществление медицинской деятельности проходит гладко, поскольку вам могут и отказать. Причины также указаны в законе:
Если вы получили отказ, его можно оспорить в суде. Для этого необходимо составить исковое заявление и потребовать проведения независимой экспертизы. И помните, что успешное и быстрое оформление необходимых бумаг зависит от знания законодательной базы. Если вы не хотите разбираться с юридическими тонкостями данной процедуры, лучше доверить оформление лицензии специалисту.
Обжаловать отказ в оформлении лицензии можно в судебном порядке.
Стоимость наших услуг по получению лицензий на медицинскую деятельность
Вид лицензии |
Цена/руб за 1 вид |
Срок/дней |
Лицензирование деятельности по акушерству и гинекологии |
||
Лицензирование деятельности по аллергологии и иммунологии |
||
Лицензирование деятельности по дерматовенерологии |
||
Лицензирование деятельности по хирургической косметологии |
||
Лицензирование деятельности по кардиологии |
||
Лицензирование деятельности по терапевтической косметологии |
||
Лицензирование деятельности по лабораторному делу |
||
Лицензирование деятельности по лечебной физкультуре и спортивной медицине |
||
Лицензирование деятельности по мануальной терапии |
||
Лицензирование деятельности по медицинской оптике |
||
лицензирование деятельности по медицинскому массажу |
||
Лицензирование деятельности по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) |
||
Лицензирование деятельности по неврологии |
||
Лицензирование деятельности по организации сестринского дела |
||
Лицензирование деятельности по офтальмологии |
||
Лицензирование деятельности по педиатрии |
||
Лицензирование деятельности по психиатрии |
||
Лицензирование деятельности по психиатрии-наркологии |
||
Лицензирование деятельности по психотерапии |
||
Лицензирование деятельности по рентгенологии |
||
Лицензирование деятельности по рефлексотерапии |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии ортопедической |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии профилактической |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии терапевтической |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии хирургической |
||
Лицензирование деятельности по стоматологии детской |
||
Лицензирование деятельности по терапии |
||
Лицензирование деятельности по травматологии и ортопедии |
||
Лицензирование деятельности по ультразвуковой диагностике |
||
Лицензирование деятельности по физиотерапии |
||
Лицензирование деятельности по функциональной диагностике |
||
Лицензирование деятельности по хирургии |
||
Лицензирование деятельности по производству медицинской техники |
||
Лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан |
||
Использование драгоценных металлов и камней в стоматологии |
||
1. Стоимость услуг по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности составляет:
Срок получения - составляет 60 дней.
Срок действия лицензии - 5 лет
Следует учитывать, что срок действия лицензии так же зависит от срока действия договора аренды на занимаемое помещение.
2. Дополнительные услуги:
3. Действия клиента, необходимые для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности:
4. Список необходимых нам документов от Заказчика:
Для получения более подробной информации и бесплатной консультации по вопросу оформления лицензии на образовательную деятельность звоните по телефонам:
On-line консультация 486499441
Всегда Ваш деловой Партнер,
«Объединенный регистратор»
Беспроблемное получение официального разрешения от государства невозможно без оформления лицензионного дела, состоящего из определенного пакета документации.
В обязательный список документов для медицинского лицензирования входят:
Все сведения о документах для получения медицинской лицензии и ответы на другие вопросы вы можете получить в процессе консультации.
Минздрав подготовил изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности. Так после утверждения изменений руководителями медорганизаций могут быть лица без профильного медицинского образования.
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению « »
На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.
Сегодня действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:
при оказании первичной медико-санитарной,
при специализированной (в том числе высокотехнологичной),
скорой (в том числе скорой специализированной),
при паллиативной медицинской помощи,
при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,
при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,
при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В 2013 году Минздрав утвердил приказ №121н, в котором представлена расширенная номенклатура работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В свою очередь процедура лицензирования, в том числе лицензионного контроля, стала проходить с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.
Помимо этого встаёт необходимость для уточнения лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Также изменения в Положение о лицензировании позволит привести используемые понятия в соответствие с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.
Сегодня имеется Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем указано, что забор и заготовку органов и (или) тканей человека, а также их трансплантацию могут осуществлять только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В свою очередь этот момент будет включён в Положение о лицензировании.
После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.
Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:
Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,
а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,
Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:
приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «Правила проведения патолого-анатомических исследований»,
приказ Минздрава России от 26.12.2016 № 997н «Правила проведения функциональных исследований»,
приказ Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Правила проведения эндоскопических исследований»,
приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»,
приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»,
приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»,
приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»,
приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Порядок организации санаторно-курортного лечения»,
приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации».
Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.
Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые
для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.
Проект изменений предполагает исключить работы (услуги) по «авиационной и космической медицине».
Это связано с введением работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию авиационного персонала» и по «медицинскому освидетельствованию космонавтов, медицинскому обеспечению космонавтов и их реабилитации после выполнения космических полетов».
Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.
Также предполагается исключить из Перечня медицинских услуг следующие работы (услуги):
по «диабетологии»,
«клинической микологии»,
«лабораторной микологии»,
«лабораторному делу»,
«генетике»,
«реаниматологии»,
«хирургии (абдоминальной)».
Они будут изъяты в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации
по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 12.09.2013 № 1061.
Работы (услуги) по «бактериологии» и «вирусологии», поскольку лицензирование проведения бактериологических и вирусологических исследований планируется осуществлять в рамках работы (услуги) по объединенной работе (услуге) по «медицинской микробиологии».
Работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию» будут исключены в связи с тем, что в статье 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Таким образом напрямую эти услуги не относятся к медицинской деятельности.
Работы (услуги) по «дезинфектологии» также будут исключены, так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии», а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Работы (услуги) по «медицинской статистике», поскольку исходя из определения, данного Федеральным законом № 323-ФЗ (медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях) обработка учетно-отчетных данных медицинской организации, контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации и обеспечение статистического наблюдения в целом не относится к медицинской деятельности.
Работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу» исключаются из Перечня, в связи с невозможностью самостоятельного осуществления медицинской деятельности ни фельдшером-наркологом (не предусмотрено порядками оказания медицинской помощи), ни операционной медицинской сестрой (невозможно без врача-специалиста).
Поскольку неотложная – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами или специалистом со средним медицинским образованием, например, врачом-терапевтом, врачом-педиатром или фельдшером, при этом лицензирование будет осуществляться по соответствующей специальности врача-специалиста (среднего медицинского работника) работе (услуге).
Работы (услуги) по «общей практике», поскольку согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н, для того, чтобы занимать должность медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) требуется наличие среднего профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и профессиональная переподготовка по специальности «Общая практика», однако выделение отдельной работы (услуги) под профессиональную переподготовку представляется излишней детализацией.
Работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью», по «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью» будут исключены, поскольку Положением о лицензировании устанавливаются соответствующие исчерпывающие требования к руководителям медицинских организаций, а квалификационными характеристиками – требования
к квалификации среднего медицинского персонала, при этом содержание данных работ (услуг) напрямую не относится к медицинской деятельности.
Работы (услуги) по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» будут исключены из Перечня в связи по следующим основаниям:
то есть напрямую не относятся к медицинской деятельности, одновременно, в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.
Услуги по «сексологии» не нужно лицензировать отдельно, поскольку сексологическая медицинская помощь может оказываться в рамках профиля «психиатрия» и не нуждается в отдельном лицензировании.
Работы (услуги) по «стоматологии профилактической» тсключаются из Перечня в связи с тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ профилактика является частью медицинской помощи, одновременно с этим, квалификационными характеристиками врача-специалиста согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н предусмотрены должностные обязанности, включающие в себя в том числе проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В свою очередь действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена должность врача по стоматологии профилактической.
Что касается работ (услуг) по «стоматологии общей практики», то здесьв настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования, завершившие обучение по специальности «стоматология общей практики» в рамках интернатуры и ординатуры, занимают в медицинских организациях Российской Федерации должность «врач-стоматолог». Такая ситуация обусловлена тем, что номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, не предусматривает должность врача-стоматолога общей практики, в связи с чем работы (услуги) по стоматологии общей практики не могут выступать в качестве объекта лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, в настоящее время завершается процедура утверждения базового профессионального стандарта «врач-стоматолог» для специалистов с высшим медицинским образованием, получивших обучение в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология.
Работы (услуги) по «энтомологии» тоже исключены, так как энтомология занимается изучением насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству, растениям, животным и человеку, а также насекомых-опылителей растений, производителей используемых человеком продуктов, почвообразователей и энтомофагов и напрямую не относится к медицинской деятельности.
Работы (услуги) по «экспертизе качества медицинской помощи» исключаются. Согласно статье 64 Федерального закона № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, т.е. не рассматривается как оказание медицинской помощи, предусмотренной положениями статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ и подлежащей лицензированию.
Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.
Экспертиза качества медицинской помощи, проводимая в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», является контрольным мероприятием, проводимым экспертами по отношению к медицинской организации, осуществляющей лицензируемую медицинскую деятельность. Деятельность экспертов в данных случаях регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» и не требует лицензирования.
Одновременно с этим, в настоящее время Минздравом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому экспертиза качества медицинской помощи будет осуществляться в формах государственного контроля, ведомственного контроля, внутреннего контроля на основании критериев оценки качества медицинской помощи, разрабатываемых по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Кроме того, в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, отсутствуют сведения о специальности «экспертиза качества медицинской помощи» по которой выдается сертификат специалиста,
что не представляет возможным установить соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части наличия заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) согласно подпункту «д» пункта 4 Положения о лицензировании.
Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):
При этом наименования работ (услуг), касающихся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктом 5.2.106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608.
размер шрифта
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 29-04-98 142 О ПЕРЕЧНЕ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ (2020) Актуально в 2018 году
1. Первичная (доврачебная) медико - санитарная помощь:
3.1.5. Генетические исследования.
3.1.6. Иммунологические исследования.
3.1.7. Клинико - морфологические (гистологические) исследования.
3.1.8. Микробиологические исследования.
3.4. Функциональная диагностика.
3.5. Эндоскопическая диагностика.
4. Амбулаторно - поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению в учреждениях здравоохранения и (или) на дому.
4.22. Лечебная физкультура.
4.23. Наркология <*>.
<*> В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. ст. 219) лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
4.33. Профпатология.
4.34. Психиатрия.
4.35. Психотерапия.
4.36. Пульмонология.
4.37. Радиология.
4.38. Ревматология.
4.39. Сексопатология.
4.40. Стоматология.