С 1 января 2018 года в России новый МРОТ. Расскажем о том, на сколько вырос федеральный минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года, какой МРОТ установлен с нового года в регионах и как это влияет на расчет зарплат, отпускных и пособий.
Минимальный размер оплаты труда - важнейший показатель, от которого зависят выплаты сотрудникам, он напрямую влияет на расчет зарплаты и пособий работникам. Расскажем, какой МРОТ установлен с 1 января 2018 года в России и по регионам.
См. также:
Размер МРОТ законодательно установлен статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 421-ФЗ , с 1 января 2018 года МРОТ в России равен9 489 рублей, то есть вырос на 21,7 % и составляет теперь 85% от прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года в размере 11 163 рубля.
Проверьте, есть ли в компании сотрудники, которые получают меньше нового МРОТ. Если да, зарплаты надо пересмотреть, так как работники должны получать не меньше федерального уровня (ст. 133 ТК). Иначе трудинспекция может оштрафовать компанию на 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).
Регионы вправе применять федеральный МРОТ или отказаться от него и установить свой, но не ниже (ст. 133.1 ТК РФ).
С 1 января 2018 года платить работникам меньше 9489 рублей региональные организации не вправе. Это значит, что выплаты надо заранее пересмотреть и внести изменения в трудовые договоры. Чтобы увеличить зарплаты, издайте приказ директора и подпишите с сотрудниками дополнительное соглашение о новой сумме. В нее входят надбавки, доплаты, премии. Компенсации за сверхурочную и вредную работы, ночные смены начисляйте сверх минималки.
В северных регионах минималка должна превышать МРОТ. В этих случаях, когда работодатели выплачивают сотрудникам минимальную зарплату, они обязаны увеличивать ее на показатель районного коэффициента за работу в экстремальных условиях.
Округ | Регион | МРОТ по региону с 1 января 2018 года |
Закон/региональное соглашение |
---|---|---|---|
Центральный федеральный округ |
Белгородская область | Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительстом Белгородской области на 2017-2019 годы | |
Брянская область | 9489 | Региональное соотношение между правительством Брянской области, общественной организацией "Федерация профсоюзов Брянской области" и объединениями работодателей Брянской области о минимальной заработной плате на территории Брянской области на 2017 год от 21.12.2016 | |
Владимирская область | Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы по Владимирской области от 30.06.2016 | ||
Воронежская область | 9489 | Соглашение объединений работодателей Воронежской области от 01.02.2017 | |
Ивановская область | 9489 | Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015-2017 годы от 26.12.2014 № 109-с | |
Калужская область | 9489 |
Калужское областное Трехстороннее соглашение между Территориальным союзом организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов", областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2017-2019 годы |
|
Костромская область | 9489 |
Соглашение о внесении изменений в Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2014-2016 годы и продлении срока его действия; Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2014-2016 годы от 15.01.2014 № 3-д |
|
Курская область |
9489 - для организаций внебюджетного секторв на уроне МРОТ - для организаций бюджетной сферы |
Соглашение между администрацией Курской области, Союзом "Федерация организаций профсоюзов Курской области" и Ассоциацией- объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Курской области" о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2017 год от 20.12.2016 |
|
Липецкая область | 9489 |
Областное трехстороннее соглашение на 2015-2017 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015-2017 годы) |
|
Московская область | 13 750 |
Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 30.11.2016 № 118 |
|
Орловская область | 10 000 |
Соглашение Правительства Орловской области, Федерации профсоюзов Орловской области, Объединения работодателей "Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области" от 02.02.2017 № 4 |
|
Рязанская область | 9500 |
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2017 год от 21.12.2016 № 144-1 |
|
Смоленская область | 9489 | ||
Тамбовская область | 9489 |
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 19.07.2016 № 1 |
|
Тверская область | 9489 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ | |
Тульская область |
13 000 - для работников внебюджетного сектора 11 000 - для работников государственных и муниципальных учреждений области |
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 16.11.2015 | |
Ярославская область |
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области от 24.12.2015 |
||
Москва | 18 742 | Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015 (См. МРОТ в Москве с 1 мая) | |
Северо-Западный федеральный округ |
Республика Карелия | 9489 |
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 26.12.2014 № 811р-П (вместе с Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия) |
Коми | 10 000 |
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Коми от 28.12.2016 № 149 |
|
Архангельская область | 9489 |
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
|
Вологодская область | 9489 |
Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 05.07.2016 № С-272/15 |
|
Псковская область | 11 450 |
Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:
Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.
Таким образом величина МРОТ на 01.05.2018 года составила 11 163 руб. Минтруд утвердил размер прожиточного минимума за 2-й квартал 2018 года в размере 11 280 руб. А поскольку прожиточный минимум за 2-й квартал 2018 года равен МРОТ на 2019 год, то с 01.01.2019 значение федерального МРОТ составляет 11 280 руб.
Аналогично с МРОТ на 2020 год. Он равен прожиточному минимуму за 2-й квартал 2019 года, а это 12 130 руб. (см. приказ Минтруда от 09.08.2019 № 561н)
МРОТ регулирует не только оплату труда, но и величину пособий (включая декретные), а до конца 2017 года и размер взносов для индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим, как изменялся МРОТ за период с 2013 по 2018 год.
Минимальный размер оплаты труда в 2015 году составил 5 965 руб. (ст. 1 закона РФ от 01.12.2014 № 408-ФЗ).
МРОТ 2016, введенный с 01.01.2016, составил 6 204 руб. (ст. 1 закона РФ от 14.12.2015 № 376-ФЗ). С 01.07.2016 он повышен до 7 500 руб. (ст. 1 закона РФ от 02.06.2016 № 164-ФЗ).
С началом 2017 года значение МРОТ не поменялось, оставшись равным величине 7 500 руб., действующей с 01.07.2016. Однако с 01.07.2017 МРОТ увеличился до 7 800 руб. (ст. 1 закона РФ от 19.12.2016 № 460-ФЗ).
С января 2018 года значение МРОТ увеличилось до 9 489 руб. С 01.05.2018 года, как уже было сказано выше, 11 163 руб.
О том, какую роль играет МРОТ в установлении величины заработной платы, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .
МРОТ по годам 2015 и 2016 вырос не так значительно, как увеличился размер прожиточного минимума. Поэтому уменьшилась и величина соотношения между ними, составив:
Как уже отмечено выше в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда в 2014 году (как и во все прочие годы) не должен был быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в России. Однако в 2014 году величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица, увеличилась с 8 283 до 8 885 руб. В то же время величина МРОТ в 2014 году составила всего 5 554 руб.
МРОТ в 2013 году составил 5 205 руб., что в 39,4 раза больше, чем на начало 2000 года. МРОТ в 2013 году в России был равен 68,2% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на тот же период. В то же время в 2000 году МРОТ был меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 9,33 раза.
Такие перегибы объясняются тем, что до 2010 года МРОТ применялся не только для регулирования уровня оплаты труда, но и для определения размера различных социально-значимых пособий. В 2013-2014 годах соотношение между размерами МРОТ и прожиточного минимума колеблется на отметке 67-68%, не демонстрируя при этом значительной положительной динамики.
Размер МРОТ в 2014 году начал использоваться при расчете размера страховых взносов для ИП, и применялся такой порядок до конца 2017 года, несмотря на то, что страховые взносы с 2017 года перешли под контроль налоговых органов и стали подчиняться положениям соответствующей главы НК РФ.
Порядок расчета взносов, уплачиваемых ИП в фонды, подразумевал, что установленный в начале налогового периода МРОТ умножался на 12 месяцев и на страховую ставку государственного фонда (ПФР, ФОМС). При превышении дохода, полученного предпринимателем за год, суммы 300 000 руб. с величины этого превышения он должен был уплатить еще 1% (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
Подробнее о страховых взносах и иных платежах, уплачиваемых ИП, читайте в этой статье .
Таблица МРОТ удобна еще и тем, что можно посмотреть не только величину показателя, но и проследить его динамику.
МРОТ 2013 года — 5 205 руб. (утвержден в декабре 2012 года) |
МРОТ в 2014 году — 5 554 руб. (утвержден в декабре 2013 года) |
МРОТ в 2015 году — 5 965 руб. (утвержден в декабре 2014 года) |
|
|
|
С 01.01.2019 - 11 280 руб. |
С 01.01.2020 - 12 130 руб. |
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса правительства субъектов Федерации могут подписывать региональные соглашения с объединениями профсоюзов и работодателей, в которых устанавливается местный уровень МРОТ.
ВАЖНО! Региональный МРОТ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством.
Если в субъекте установлен свой МРОТ, то зарплата сотрудника, отработавшего норму времени, не может быть ниже регионального показателя МРОТ.
Рассмотрим значения МРОТ в 2019 году в регионах РФ (по состоянию на 01.09.2019):
МРОТ 2020 года увеличен до 12 130 руб. В 2019 году он составляет 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составлял 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.
Для чего нужен МРОТ, кто и когда его устанавливает (меняет)
Понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ), его значение, порядок применения, установления и изменения определены нормами федерального законодательства:
О последнем пункте расскажем подробнее.
Ч. 1 ст. 133 вместе со ст. 421 ТК РФ установлено правило: МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, и подгоняется он под эту величину федеральными законами. Если посмотреть изменения размера минимальной зарплаты за последние 10 лет (см. таблицу 1), можно увидеть, что нет никакой четко обозначенной временной динамики. Единственное, что очевидно, — величина с каждым разом становится все больше.
Таблица 1
Изменения МРОТ
Начало действия нового МРОТ |
Размер МРОТ, руб. |
С 2013 по 2016 год новая величина МРОТ вводилась ежегодно с января, затем этот порядок был изменен.
Федеральный закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 421-ФЗ (закон № 421-ФЗ) установил размер МРОТ с 01.01.2018 в размере 9 489 руб., а также ввел положение, что начиная с 01.01.2019, и далее размер МРОТ будет определяться из размера прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года. В опережение указанного срока размер МРОТ сравнялся с уровнем прожиточного минимума с 01.05.2018 и составил 11 163 рубля (закон «О внесении изменений...» от 07.03.2018 № 41-ФЗ). С 01.01.2019 его размер еще немного увеличился до 11 280 рублей (закон «О внесении изменений...» от 25.12.2018 № 481-ФЗ)
Закон № 481-ФЗ увеличил размер МРОТ с 01.01.2019 году до 11 280 руб.
Итак, МРОТ - 2019 обладает следующими особенностями:
Какой будет МРОТ в 2020 году? Это зависит от прожиточного минимума, который определен в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 № 134-ФЗ на II квартал 2019 года.
О размере МРОТ на 2020 год читайте .
В любом случае, как предусмотрено ст. 3 закона № 421-ФЗ, если прожиточный минимум при расчете в последующем квартале года будет уменьшаться, на МРОТ это никак не повлияет. Величина минимальной зарплаты будет оставаться на прежнем уровне.
Кроме изменения МРОТ в 2018 - 2019 году, законом № 421-ФЗ обновились положения ряда нормативных актов:
Объемы и состав продуктов, потребляемых разными группами населения, в 2018 - 2020 годах остаются такими же, как указано в законе «О потребительской корзине…» от 03.12.2012 № 227-ФЗ, несмотря на то, что в 2018 году потребительская корзина должна была обновиться.
С изменением размера МРОТ в 2019 году изменится размер больничных, декретных пособий и пособий по уходу за ребенком.
Минимальная зарплата учитывается при расчете указанных социальных выплат, если у работника (работницы) недостаточно страхового стажа или недостаточный размер заработка, полученного в расчетном периоде.
Расчет среднедневного заработка при МРОТ в 2019 году 11 280 руб.:
СДЗ = 11 280 × 24 / 730 = 370,85 руб.
С 01.05.2018 до 31.12.2018 МРОТ составлял 11 163 руб., следовательно
СДС = 11 163 × 24/730 = 367 руб.
Таким образом, окончательный размер пособия в 2019 году будет рассчитываться исходя из СДЗ 370, 85 руб. (в 2017-м, СДЗ равнялся 246,58 руб.).
МРОТ используется также в качестве базы для начисления страховых взносов для ИП, нотариусов и т. п., использующих УСН. Однако в связи с его резким повышением данное правило изменено п. 77 ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Установлены фиксированные размеры платежей на 2018, 2019 и 2020 годы
Так в ПФР за 2018 год вносится: 26 545 руб., за 2019 - 29 354 руб.
В ФФОМС за 2018 год надо уплатить: 5 840 руб., за 2019 - 6 884 руб.
Несмотря на то, что налоговым агентом теперь является ФНС, названия страховых взносов и порядок их внесения остаются прежними.
МРОТ в России с 01.01.2019 увеличен до 11 280 руб. в связи с изменением прожиточного минимума.
С повышением МРОТ в 2019 году повысятся размеры страховых пособий. Увеличатся и страховые взносы, но не на размер увеличения МРОТ. Суммы таких платежей на 2019 - 2020 годы являются фиксированными.
Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.
Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.
Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.
Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.
Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:
Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .
Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.
Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.
Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.
Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.
Годовой период установления МРОТ | Значение МРОТ, рублей |
---|---|
С 2009, с 1 января | 4330 |
С 2011, с 1 июня | 4611 |
С 2013, с 1 января | 5205 |
С 2014, с 1 января | 5564 |
С 2015, с 1 января | 5965 |
С 2016, с 1 января | 6204 |
С 2016, с 1 июля | 7500 |
С 2017, с 1 июля | 7800 |
С 2018, с 1 января | 9489 |
С 2018, с 1 мая | 11 163 |
Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.
В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.
С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .
Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.
С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .
До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .
Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.
Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:
После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.
Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.
Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .
Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .
Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.
Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.
85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.
В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .
Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.
примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.
Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :
Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.
Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .
Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.
Государственное регулирование в России в соответствии с конституцией носит социальный характер, для этих целей был введен норматив минимального размера оплаты труда — Минимальная зарплата в России. Понятию «базовая величина» соответствует понятие «минимальный размер оплаты труда» или сокращенно МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда (сокращенно МРОТ) это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.
Минимальный размер оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в России на федеральном уровне устанавливается только Правительством.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата на региональном уровне определяется путем заключения трехсторонних соглашений между представителями профсоюзов, работодателей и органов государственной власти субъектов.
В законодательстве не устанавливается конкретная дата. Изменение минимального размера оплаты труда происходит по специальному постановлению Правительства Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
Соблюдение норм о минимальном размере оплаты труда контролируется:
Федерация независимых профсоюзов РФ считает
«То, что МРОТ должен рассчитываться не ниже прожиточного минимума, это безусловно. Но какого прожиточного минимума? Тот прожиточный минимум, который рассчитывается сейчас, он рассчитывается по ущербной методике, которая была введена в 1991 году первым правительством Гайдара как кризисная методика для использования ее в течение полугода. Прошло 20 лет, а она по-прежнему используется. Фактически — это уровень физиологического выживания. Его никак нельзя назвать реальным минимальным уровнем оплаты труда «.
В виду различного уровня жизни между регионами России, в трудовом кодексе РФ статьей 133,1 предусмотрено право региональной власти устанавливать свой минимум.
МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).
Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.
Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в региональных сми сети интернет.
Владимир Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года, а в 2018 году предложил ускорить объединение показателей с 11 мая 2018 года.
Министерство труда и социальной защиты утвердило, что Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года.
Минимальный размер применяемый для регулирования оплаты труда в РФ, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Данный показатель дает ответ на вопрос, сколько и какую минимальную зарплату должен платить работодатель работнику на территории России, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (устанавливается отдельно).
Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:
Минималка также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера.
Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере, меньшем установленного показателя. Правда, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то в месяц он может получать сумму, меньшую, чем минималка, и законодательных препятствий здесь нет.
Показатель применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Срок, с которого |
Сумма минимального |
Нормативный акт, |
---|---|---|
с 1 января 2019 года | 11 280,00 | Федеральный закон 28.12.2017 № 421-ФЗ |
с 1 мая 2018 года | 11 163,00 | Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ |
9 489,00 | Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ |
|
7 800,00 | Федеральный закон от 19.12.2016 №460-ФЗ |
|
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||
ст. 1 Федерального закона |
||