Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Продолжение.

Начало см. «ТиВ» №2,7/2000


Колесные плавающие бронетранспортеры

Серийному выпуску в 1957 г. первой бронированной колесной плавающей машины – БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина) – предшествовала разработка в 1950 г. колесного 4x4 бронетранспортера БТР- 40. Главным конструктором этой машины был В.А. Дедков.

Из схемы общей компоновки следует, что двигатель машины и его системы располагались в передней части корпуса, а в задней его части по продольной оси машины размещался водометный движитель, привод к которому был выполнен от коробки отбора мощности, расположенной на коробке передач. По каждому борту между колесами переднего и заднего мостов были скомпонованы по два авиационных колеса небольшого диаметра с цепными приводами. Эти дополнительные колеса опускались в нижнее положение с помощью гидравлического привода только при преодолении рвов и канав и превращали колесную формулу машины 4x4 в формулу 8x8. Если ширина преодолеваемого рва при колесной формуле 4x4 и размерах шин 13.00-18 составляла 0,6-0,8 м, то при опускании дополнительных колес ширина преодолеваемого рва увеличивалась до 1,2 м. Для самовытаскивания машины при застреваниях в носовой части корпуса устанавливался кабестан. Эти конструктивные дополнения в сочетании с удовлетворительными водоходными свойствами улучшали характеристики этой машины как разведывательно-дозорной.

Переднее расположение карбюраторного двигателя мощностью 66,2 кВт обусловило форму корпуса машины, передняя часть которого для обеспечения необходимого распределения водоизмещения по длине машины была выполнена большой, что ухудшало обзорность с места механика-водителя. Это было одной из причин применения на машине полупогруженного волноотражательного щитка, который, при переводе его из нижнего транспортного положения при движении по суше в верхнее, примерно на половину был погружен в воду на определенном расстоянии от лобового листа броневого корпуса.

Одноступенчатый водометный движитель имел 4-х лопастное рабочее колесо диаметром 425 мм и встроенную эжекционную систему водоотлива, работающую за счет разрежения в водоводе движителя.

Тяга водомета на швартовах при частоте рабочего колеса 1200-1400 об/ мин составляла 4,4-4,9 кН. Максимальная скорость движения на глубокой воде достигала 8-9 км/ч, а минимальный радиус циркуляции – 7,5 м.

Водометный движитель имел два бортовых канала заднего хода, которые также использовались для управления машиной на плаву с помощью встроенных в каналы управляемых заслонок и общей заслонки, перекрывающей выходное отверстие водомета с помощью механического привода. Но в большинстве случаев управление машиной на плаву обеспечивалось поворотом передних управляемых колес. Другие дополнительные устройства для обеспечения движения машины по воде включали волноотражательный щит, препятствующий натеканию носовой волны на переднюю часть корпуса, водооткачивающие насосы, установленные внутри корпуса, и эжекционную систему водотлива.

Система состоит из трех клапанных коробок, соединительных трубопроводов и заборных фильтров. Правая коробка используется при откачке веды из носового отсека машины, а левая – при удалении воды из центрального и кормового отсеков. Обе коробки имеют управляемые клапаны с пружинами. В третьей коробке, соединенной с входным участком водовода водомета, установлен обратный клапан, который закрывается автоматически, если водомет не работает. В начальных частях заборных трубопроводах системы установлены заборные фильтры, исключающие засорение клапанных коробок.

Общая подача всех водоотливных средств машины – ручного насоса, центробежного ыасоса с электроприводом и эжекционной системы водомета – составляла 640 л/мин. При общей массе машины 5,6 т ее максимальная скорость по шоссе составляла 80 км/ч, а запас хода – 500 км.



БДРМ-2



Схема общей компоновки БРДМ-2


Схема эжекционной системы водоотлива БРДМ


В период 1959-62 гг. под руководством В.А. Дедкова была разработана и выпускалась серийно с 1965 по 1986 г. другая бронированная разведывательно-дозорная плавающая машина – БРДМ-2. Ведущим инженером по всем вопросам обеспечения водоходности был В.Г. Лазарев.

Основное отличие БРДМ-2 от БРДМ состоит в том, что более мощный карбюраторный двигатель (103 кВт) с его системами устанавливается в задней части корпуса, образуя моторное отделение машины, в котором кроме узлов систем охлаждения и смазки и других систем двигателя установлен водометный движитель с 4-х лопастным рабочим колесом диаметром 500 мм. При частоте вращения рабочего колеса 900-1100 об/мин тяга на швартовах составляет 6,9-7,0 кН.

Для повышения проходимости в главных передачах устанавливались кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения, а между колесами мостов – четыре дополнительных колеса для преодоления окопов и рвов, а также система регулирования давления воздуха в шинах основных колес размером 13.00-18 и лебедка с тяговым усилием в 39 кН.

Корпус герметичный, закрытый, сварной из броневых листов толщиной до 10 мм обеспечивал противопульную броневую защиту. На корпусе в башне кругового вращения устанавливались два спаренных пулемета калибра 14,5 и 7,62 мм. Машина была оснащена радиостанцией, навигационной аппаратурой, рентгенометром, эжекционной системой водоотлива и другим дополнительным оборудованием. Экипаж – 4 человека.

Общая боевая масса машины составляла 7 т. Максимальная скорость по шоссе – 90 км/ч, по воде – 10 км/ч. Запас хода по суше – до 750 км.

Конструкторский коллектив, разрабатывавший БРДМ под руководством В.А. Дедкова, подготовил к выпуску в 1959 г. более тяжелую колесную 8x8 бронированную плавающую машину – БТР-60П, которая серийно выпускалась с 1960 г. по 1963 г.

По замыслу ее заказчиков и создателей эта машина должна была обладать высокой проходимостью и необходимыми средними скоростями движения по местности вслед за танками по проложенным ими колеям. Для этого машина должна была иметь достаточно высокую удельную мощность, танковую колею, гладкое днище и большой дорожный просвет, при котором контакты днища с грунтом были бы одномоментными и не препятствовали бы движению.

Кроме того, эта бронированная машина должна была обладать хорошими водоходными качествами – ходкостью, управляемостью, непотопляемостью и остойчивостью. Особенностями компоновочной схемы БТР-60 являлось: кормовое расположение двух карбюраторных двигателей мощностью по 66 кВт с обслуживающими системами, каждый из которых через свою механическую

трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществлял привод колес первого и третьего мостов, а левый двигатель – колес второго и четвертого мостов. Трансмиссия каждого двигателя включала однодисковое сцепление с гидравлическим приводом управления, четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединяющие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имели коробки отбора мощности, с помощью которых и карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебедка стяговым усилием 44 кН и длиной троса 50 м предназначалась для самовытаскивания и вытаскивания однотипных машин при застреваниях.

Подвеска всех колес независмая с торсионными упругими элементами. Четыре передних колеса – управляемые с помощью гидроусилителя рулевого управления.

Для обеспечения движения по воде в кормовой части скомпонован один водометный движитель с диаметром рабочего колеса 600 мм. За четырехпопастным рабочим колесом левого вращения устанавливались два небольших по площади водяных руля, привод которых был сблокирован с рулевым приводом управляемых колес машины. Поэтому при движении по воде изменение направления движения машины и удержание ее на заданном курсе обеспечивается одновременным поворотом управляемых колес машины и водяных рулей водомета, что гарантировало при максимальных углах поворота колес и рулей минимальный радиус циркуляции в пределах 8-10 м в обе стороны от направления движения.

Одновременный поворот управляемых колес и водяных рулей при воздействии на рулевое колесо машины упрощал управление ее при движении по воде, за исключением выхода на берег на реках с сильным течением. В этих случаях более предпочтительным было бы раздельное управление поворотом колес и водяных рулей.

Выходное окно водомета для обеспечения движения машины на плаву задним ходом перекрывается двухстворчатой броневой заслонкой с гидроприводом. В этом случае вода из водовода движителя направляется в бортовые каналы заднего хода и выбрасывается в направлении носовой части машины вдоль ее бортов. Входной участок водовода, вваренный в днище корпуса, экранируется защитной решеткой и соединяется с литым корпусом водовода через фланцево-болтовое соединение. В нижней части входного участка водовода выполнен ввод концевой трубы эжекционной системы удаления воды из корпуса и вводы для подсоединения водяных теплообменников системы охлаждения и смазки двигателей. К фланцу дейдвудной трубы водовода крепится редуктор водомета, в котором суммируется мощность двух двигателей машины.

При максимальной частоте вращения рабочего колеса водомета 800 об/ мин подача водомета составляет 1,78 м3 / с и обеспечивает тягу на швартовах 9,8- 9,9 кН. На глубине спокойной воды более 5 м максимальная скорость движения передним ходом составляет 9-10 км/ч, задним ходом – 3,5-4 км/ч. Машина может при выходе из строя водометного движителя передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч.

Корпус машины несущий, сварной из броневых стальных листов различной толщины обеспечивает противопульное бронирование, но не имеет броневой крыши. При необходимости верх машины закрывается тентом. Вооружение – один пулемет калибра 7,62 мм, устанавливаемый в зависимости от обстановки на специальных кронштейнах бортов корпуса или его лобового верхнего листа.

Масса бронетранспортера – 9,8 т, экипаж – 2 человека, перевозимый десант – 14 человек. Максимальная скорость движения по шоссе – 80 км/ч. Запас хода по топливу – 500 км.

Опыт эксплуатации этих плавающих бронетранспортеров в войсках нашей страны и в армиях других стран показал, что этой машине присущи определенные недостатки и преимущества, обусловленные в основном схемой общей компоновки. Эксплуатация машин показала, что два двигателя и две, по существу, независимые трансмиссии существенно увеличивают объем технического обслуживания и текущего ремонта. Снизилась также надежность двигателей и агрегатов трансмиссии, многие из которых были заимствованы от других автомобилей Горьковского автозавода с целью сокращения по настоятельному требованию заказчика сроков разработки этого бронетранспортера и постановки его на вооружение.

Режимы работы двигателей и агрегатов трансмиссии на бронетранспортере существенно отличались от условий их работы на базовых автомобилях, что и явилось основной причиной снижения их надежности и долговечности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместе с тем два двигателя и две трансмиссии при выходе из строя одного из двигателей или какого то агрегата трансмиссии позволяли продолжать движение с ограниченной проходимостью и подвижностью по дорогам и местности. Это было большим преимуществом бронетранспортера, которым не обладали другие машины подобного класса. Использование с небольшими доработка ми серийных двигателей автомобилей и агрегатов трансмиссии снизило также стоимость бронетранспортеров в серийном производстве.



БТР-60ПБ



Схема компоновки БТР-60П

1 – лебедка; 2 – карданная передача привода колесных редукторов; 3 – колесный редуктор; 4 – центральный редуктор главной передачи с межколесным дифференциалом; 5 – раздаточные коробки; 6 – коробки передач; 7 – коробки отбора мощности; 8 – сцепления; 9 – двигатели; 10 – карданные передачи привода водомета; 11 – редуктор водомета; 14 – водомет;


Водометный движитель БТР-60П


В 1963 г. была разработана и выпускалась серийно с 1963 г. по 1966 г. на базе БТР-60П следующая модификация этой машины – колесный (8x8) бронетранспортер БТР-60ПА. Его основным отличием от предшествующей модели было введение броневой крыши и уменьшение перевозимого десанта до 12 человек. Остальные технические характеристики по проходимости и подвижности были сохранены такими же, как на БТР- 60П.

Следующей моделью колесного бронетранспортера стал БТР-60ПБ, который был разработан на базе БТР- 60ПА в 1965 г. и выпускался серийно с 1966 г. по 1976 г. Состоял на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и других стран.

При сохранении схемы общей компоновки, габаритных размеров, бронезащиты и мощности двигателей базовой машины общая масса бронетранспортера возросла до 10,3 т, а десант уменьшился до 8 человек. Это было обусловлено установкой на крыше машины башни кругового вращения с двумя пулеметами – калибра 14,5 мм и калибра 7,62 мм – и оснащения герметичного корпуса нагнетателем, фильтровентиляционной установкой и другим дополнительным оборудованием.

Максимальные скорости движения по суше и по воде, а также запасы хода остались неизменными.

В 1972 г. на базе БТР-60ПБ под руководством главного конструктора И.С. Мухина был разработан и изготовлен опытный образец БТР-60ПЗ, пулеметное вооружение которого имело увеличенный в два раза (до 60°) угол возвышения. Это обеспечивало лучшее использование вооружения в горной местности, городах и при стрельбе по низко летящим вертолетам и самолетам. Остальные параметры машины сохранились как у базовой машины.

В 1957 г. в «Бюро внешних заказов» ЗИЛа под руководством Н.И. Орлова и при активной консультации В.А. Грачева начали разрабатывать колесный 6x6 плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153. В 1959 г. его разработка была закончена, и был построен опытный образец, в конструкции которого были использованы все новые технические решения, оправдавшие себя в различных модификациях БТР-152 и других автомобилях высокой проходимости автозавода. Эти новшества включали: новый V-8 карбюраторный двигатель мощностью 132,5 кВт, бесступенчатый гидротрансформатор, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ, Н-образную схему трансмиссии с одним блокируемым межбортовым дифференциалом, независимую торсионную подвеску всех колес, колесные бортовые редукторы для увеличения дорожного просвета, шины 16.00-20 с системой регулирования давления воздуха, передние и задние управляемые мосты с гидроусилителями руля, два водометных движителя с рабочими колесами водометов танка ПТ-76 и ряд других технических новинок. К ним следует отнести бронированный полностью закрытый несущий водонепроницаемый корпус, кормовое расположение моторной установки, герметичные тормоза. Вооружение машины не прорабатывалось. Совокупность новых технических решений, реализованных на ЗИЛ-153, сделали эту машину действительно машиной с высокой опорной и профильной проходимостью, способную без предварительной подготовки преодолевать серьезные водные преграды. Скорость движения по воде глубиной более 5 м составляла 10 км/ч, а максимальная скорость движения по суше – 90 км/ч. Запас хода по шоссе – 600 км.

В конце 1960 г. ЗИЛ-153 уверенно проходил заводские испытания, во время которых был выяснен необходимый объем доработок. Была начата подготовка установочной партии машин в количестве 10 штук, но работа была остановлена и вскоре вообще закрыта по ряду причин не технического характера. Опытный образец ЗИЛ-153 в настоящее время хранится в музее бронетанковой техники Кубинки.

В военной академии бронетанковых и механизированных войск в период 1954-1957 гг. под руководством Г.В. Зимелева сотрудниками одной из кафедр и НИО академии (Г.В. Аржанухин, А.П. Степанов, А.И. Мамлеев и др.) начали эскизную проработку колесного 8x8 плавающего бронетранспортера с кормовым расположением моторной установки, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 г. по Постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода, которым последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и C.M. Батиашвили.

Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца плавающего бронетранспортера, получившего индекс «Объект 1015», были: несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус противопульного бронирования с фильтровентиляционной установкой, кормовое расположение карбюраторного двигателя V-8 мощностью 132,5 кВт, механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом, бортовыми и колесными редукторами, тормозными механизмами, расположенными внутри корпуса на бортовых редукторах, независимая подвеска всех колес, причем управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов колес гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса.

Бортовая раздача мощности с расположением сидений десанта вдоль бортов корпуса позволила резко уменьшить габаритную высоту корпуса бронетранспортера при дорожном просвете 400- 450 мм и, вместе с тем, обеспечивала размещение, кроме механика-водителя, еще 20 человек десанта.

В кормовой части корпуса по бортам размещались два водометных движителя с рабочими колесами от водометов ПТ-76. Привод на водометные движители был выполнен независимым от вторичного вала коробки передач, что позволяло включать при необходимости любую передачу в коробке, не изменяя передаточное отношение на водометы. Последние имели эжекционные системы водоотлива для удаления воды из различных мест корпуса за счет разрежения в трубах водометов. Кроме того, в корпусе устанавливались цетробежные насосы с электроприводом от аккумуляторных батарей для откачки воды при остановке двигателя. Удачная конструкция водометных движителей позволила получить тягу на швартовах 11,6-11,8 кН при частоте рабочих колес на 400-500 об/мин меньше, чем у танка ПТ-76.

Полученные при заводских испытаниях данные позволили внести существенные коррективы в конструкцию опытных экземпляров бронетранспортера, проходивших под индексом «1015- Б».Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых в качестве рабочих тел использовались газ (азот) и масло (АМГ-10), что позволило обеспечить высокую плавность хода в сочетании с большой энергоемкостью рессор, исключающей практически пробои в верхние ограничители хода колес. Кроме того, газогидравлические рессоры позволили ввести систему регулирования дорожного просвета, которая повышала проходимость машины и улучшала ее водоходные качества. Были улучшены формы и размеры броневого корпуса, повысившие его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов, существенно уменьшавших длину сварных швов. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона для повышения бронестойкости. Были скорректированы размеры и места расположения люков крыши относительно небольшой вращающейся башни с пулеметом, которую в дальнейшем предполагалось заменить на другую башню с иными видами оружия. Крышки четырех больших десантных люков, расположенных на крыше корпуса, могли при необходимости отбрасываться на верхние бортовые листы. Тем самым существенно повышалась бронестойкость большей части верхней бортовой зоны корпуса. Кроме того, в определенных боевых условиях крышки верхних люков могли устанавливаться и фиксироваться в вертикальных положениях, что позволяло некоторым членам десанта вести огонь из автоматов стоя через лючки крышек.

Два опытных образца бронетранспортера с индексом «объект 1015-Б» в 1960 г. прошли заводские и полигонные испытания, которые позволили определить необходимые дальнейшие конструктивные изменения для повышения надежности и работоспособности машины. В процессе испытаний «объект 1015- Б» показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 95 км/ч, средняя скорость по местности – 47-50 км/ч. Были зафиксированы также высокие водоходные свойства. Скорость движения по воде составляла 10,6 км/ч и сочеталась с хорошей маневренностью. Эксплуатационная устойчивость на курсе обеспечивалась поворотом управляемых колес двух передних мостов, а для совершения поворотов с малыми радиусами циркуляции (5-7 м) в дополнении к повороту управляемых колес один из водометов переводился закрытием выходной заслонки в режим заднего хода, причем выброс воды производился через щелевое отверстие днища корпуса, а не через бортовые отверстия как у многих других машин. Это позволило сохранить бронестойкость нижних бортовых листов корпуса как сплошных листов без щелей и отверстий.


Опытный БТР ЗИЛ-153



Опытные образцы бронетранспортеров «1015-Б» на испытаниях



БТР «1015-Б»: Вид спереди



БТР «1015-Б». Вид сзади


Водометный движитель БТР «1015-Б».


Особенностью конструкции водометных движителей было использование трубчатых стальных водоводов переменного сечения, жестко связанных сваркой с днищем и кормовым листом корпуса. Это придавало необходимую жесткость кормовой части корпуса и обеспечивало надежную герметизацию водоводов в местах соединения с корпусом без всяких уплотнений. Второй особенностью водометных движителей было то, что корпус насосного устройства вместе с рабочим колесом при сборке вставлялся через выходное окно водомета в трубу водовода, соединялся с шлицованным валом привода и фиксировался в водоводе с помощью трех болтов через резиновые буферы.

Суммарная подача всех водоотливных устройств бронетранспортера (эжекционная система водоотлива водометов, трюмные центробежные насосы с электроприводом) была доведена до 1100- 1200 л/мин при максимальной частоте рабочих колес водометов. Водозаборники эжекционной системы позволяли откачивать воду из различных мест корпуса.

В 1967 г. сотрудниками военной академии бронетанковых войск (А.П. Степанов, Н.И. Шевченко) совместно с КБ ГАЗ были разработаны и установлены на БТР-60ПБ два короткотрубных поворотных забортных водометных движителя с диаметром рабочих колес 340 мм вместо одного корпусного водомета с диаметром рабочего колеса 600 мм.

Установка забортных водометов преследовала цель проверить работоспособность и эффективность новой схемы компоновки водометов на колесных плавающих бронированных машинах, поскольку эта схема позволяла использовать водометы не только для создания сил тяги. На рисунке (стр. 6) показаны различные режимы работы забортных водометов. При установке обоих водометов посредством гидропривода в положение переднего хода машина двигалась передним ходом со скоростью, которую задавал механик-водитель частотой работы двигателей машины (а). Если оба водомета одновременно поворачивались на 180°, то обеспечивалась работа водометов на задний ход для торможения машины или для движения ее задним ходом со скоростью несколько большей, чем у других плавающих машин (б). При повороте водометов они не отключались от двигателей, что упрощало управление машиной на плаву, так как частота работы двигателей не менялась.

Для совершения поворотов водомет борта, в сторону которого необходимо было изменить направление движения, поворачивался на определенный угол в пределах от 0 до 90°. При этом уменьшалась величина горизонтальной составляющей вектора тяги повернутого водомета, и создавался поворачивающий момент нужного направления и величины в зависимости от угла поворота водомета и частоты работы двигателей (в). При этом на повернутом водомете создавалась вертикальная составляющая силы тяги, которая приводила к появлению некоторого кренящего момента в сторону борта, в направлении которого совершался поворот. Этот кренящий момент уменьшал крен машины в сторону борта, противоположного центру поворота, а при больших значениях кренящего момента машина получала крен в сторону борта, в направлении которого совершался поворот, что улучшало кинематические и скоростные параметры циркуляции.

При повороте одного водомета на 180° (г) создавался максимальный поворачивающий момент, который обеспечивал поворот машины на месте без поступательной скорости и угловую скорость поворота 16-18 град./с при максимальной частоте двигателя.

При плавании из-за смещения грузов или накопления забортной воды в корпусе машины могут получать нежелательные крены и дифференты. Использование поворотных забортных водометов позволяет уменьшать эти крены и дифференты или полностью их ликвидировать. При крене машины на какой-то борт, например левый (д), поворачивая оба водомета на равные углы, но в разные стороны, можно создать кренящий момент нужного направления и уменьшить нежелательный крен или полностью его устранить. Но при таком режиме работы водометов несколько уменьшается скорость прямолинейного движения из-за уменьшения величины горизонтальных составляющих векторов тяги водометов.

Аналогично используя поворот водометов на равные углы, но уже в одном направлении (е – создание дифферента на корму), можно получить дифферентующий момент нужного направления и величины и тем самым скорректировать нежелательный дифферент или вызвать перетекание воды в корпусе к водозаборникам системы водоотлива машины. Но при этом также происходит некоторое уменьшение скорости движения вследствие уменьшения горизонтальных составляющих векторов тяги водометов.

При движении работающие забортные водометы увеличивают период собственных колебаний машины на 10- 12%, что благоприятно для улучшения условий обитаемости, ведения огня из бортового оружия машины при ее эксплуатации на волнении.



Режимы работы забортных водометов опытного БТР-60ПБ

1 – кингстон; 2 – перепускной клапан; 3 – клапан откачки; 4 – обратный клапан; 5 – водомет; 6 – насос трюмный;


При испытаниях машины с забортными водометами была подтверждена работоспособность эжекционной системы водоотлива, приспособленной к конструкции поворотных забортных водометов (ж).

Бронетранспортер БТР-6ОПБз с макетными забортными водометами был подвергнут многочасовым испытаниям на спокойной и взволнованной воде, которые показали улучшение ходкости и управляемости этой машины на плаву по сравнению с серийной, а также возможность корректировки в движении крена и дифферента.

В 1972 г. на смену БТР-60ПБ был подготовлен другой плавающий бронетранспортер – БТР-70. Работами по созданию этой машины руководил И.С. Мухин, а по обеспечению водоходности – В.Г. Лазарев и В.В. Тукмаков.

БТР-70 сохранил все основные конструктивные особенности своих предшественников, но в то же время его общая компоновка получила дальнейшее развитие. В кормовой части корпуса вместо 66,2 кВт карбюраторных двигателей были установлены два карбюраторных V-образных 8-цилиндровых двигателя ГАЗ-66 каждый мощностью 84,6 кВт, что позволило увеличить удельную мощность машины до 14,1 кВт/т. Топливные бензиновые баки были размещены в изолированных от моторного отделения отсеках, и это сочеталось с введением автоматической системы ППО. Кроме того, была смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места механика-водителя, которая позволяла при выходе из строя одного двигателя быстро отключать его и продолжать работать только на одном исправном.

Была изменена также с целью повышения надежности тормозной системы схема привода тормозов за счет введения раздельного привода тормозов, которая обеспечивала независимое торможение колес первого и третьего мостов от торможения колес второго и четвертого мостов.

Шины колес бескамерные, сверхнизкого давления размером 13.00-18 с подключением к системе регулирования давления воздуха в них. Подвеска всех колес индивидуальная, торсионная.

Отделение управления и десантное отделение корпуса были полностью герметизированы. В отделении управления размещались сидение командира (справа) и механика-водителя (слева), а за ними сидения одного десантника и стрелка. За отделением управления размещалось десантное отделение с другим расположением шести десантников, которые стали сидеть лицом к бортам и имели возможность вести огонь со своих мест. Для посадки и высадки десанта между вторым и третьим мостами были образованы нижние боковые люки.

Общая высота бронетранспортера была уменьшена на 185 мм.

Вооружение, скомпонованное в башне, такое же, как на БТР-60ПБ -два пулемета калибра 14,5 и 7,62 мм. Для ведения огня из личного оружия десантников в корпусе предусмотрены семь лючков, закрываемых броневыми крышками. Наблюдение из бронетранспортера ведется с помощью перископических смотровых приборов типа ТНП-Б. Их четыре у механика-водителя, три у командира и два в десантном отделении.

Двигатели транспортера смонтированы на общей раме, установленной в корме корпуса. Для улучшения охлаждения двигателей при движении по воде в системы охлаждения и смазки включены последовательно теплообменники, омываемые забортной водой.

Водометный движитель скомпонован по продольной оси машины в ее кормовой части. Водометный движитель – двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения – от левого двигателя. Для поддержания непотопляемости бронетранспортер оборудован подключенной к водомету системой эжекционной откачки воды из корпуса с подачей 800 л/мин. Клапаны системы имеют гидравлический привод. Для удаления воды из корпуса при неработающих двигателях в корпусе смонтирован также центробежный насос с электроприводом.

Максимальная скорость движения по шоссе 80 км/ч, по воде – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – 400 км.

Опыт эксплуатации БТР-70 в войсках выявил некоторые серьезные недостатки, которые послужили основанием для отказа от продолжения серийного выпуска этого БТР. К ним относят большой объем технического обслуживания и ремонта двух моторных установок и сложной механической трансмиссии, а также необычной конструкции двухступенчатого водометного движителя, который при плавании достаточно часто забивался водорослями, торфяной жижей и другими предметами.

В 1982 г. после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение был принят БТР-80. Главными конструкторами машины были И.О. Мухин и Е.М. Мурашкин, а всеми работами по обеспечению водоходности руководил В.В Тукмаков.

Этот плавающий колесный бронетранспортер сохранил схему общей компоновки своих предшественников – модификаций БТР-60 и БТР-70 – кормовое размещение моторной установки, механическую трансмиссию с раздачей мощности на все четыре моста, использование колесных редукторов для увеличения дорожного просвета и размещения мостов внутри корпуса для улучшения проходимости и уменьшения сопротивления при движении по воде, независимую торсионную подвеску всех колес, четыре передних управляемых колеса и др.

Вместе с тем на бронетранспортере вместо двух карбюраторных двигателей в кормовой части был скомпонован один четырехтактный 8-ми цилиндровый дизель мощностью 191 кВт. Установка одного двигателя привела к некоторым изменениям в размещении и конструкции агрегатов трансмиссии. Трансмиссия включает двухдисковое фрикционное сухое сцепление, пятиступенчатую коробку передач, а вместо двух раздаточных коробок машина имеет одну межосевую двухступенчатую раздаточную коробку с дифференциальной раздачей крутящего момента и с принудительной блокировкой дифференциала. Главные передачи ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы одноступенчатые с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пневматическими шинами размером 13.00-18. Давление в шинах регулируемое в зависимости от дорожных условий в пределах от 294 до 49 кПа.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с диаметром четырехлопастного рабочего колеса 425 мм. Корпус водовода движителя съемный, в своей нижней части крепится болтами к углублению днища корпуса машины, в котором установлена съемная защитная решетка входного окна водовода. В задней части корпус водовода герметизирован уплотнительным кольцом. Вал рабочего колеса водомета проходит внутри трубы водовода, которая исключает наматывание травы и водорослей на вал рабочего колеса и уменьшает турбулентность воды, подходящей к рабочему колесу. К переднему торцу трубы крепится картер редуктора водомета. За рабочим колесом к заднему торцу водовода крепится конусный насадок, внутри которого размещены вместе с задним обтекателем лопатки спрямляющего аппарата, предназначенные для повышения КПД струи водомета за счет ее раскручивания.

Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой; при движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода и созданию тяги заднего хода или тормозной силы на воде.

Для управления бронетранспортером на воде используются передние управляемые колеса машины и водяные рули, расположенные в коробе агрегата управления машиной на плаву. При движении машины на плаву задним ходом, когда броневая заслонка водомета полностью закрыта, в одном из каналов заднего хода заслонка канала с помощью рычажного привода перекрывает этот канал и выброс воды осуществляется через другой канал, заслонка которого открыта. Выбрасываемая через щелевидные бортовые отверстия вода создает дополнительный поворачивающий момент, который суммируется с моментом сил, создаваемых на повернутых управляемых колесах. При этом следует учитывать, что из-за малой скорости заднего хода на плаву гидродинамические силы на повернутых управляемых колесах незначительны, поэтому основная величина поворачивающего момента создается с помощью агрегата управления машиной на плаву. Радиус циркуляции машины на плаву при движении передним ходом составляет 5 м.



БТР-80А



БТР-80



Схема компоновки БТР-80

1 – редуктор лебедки; 2 – передний карданный вал привода лебедки; 3 – карданный вал привода колесного редуктора; 4 – колесный редуктор; 5 – задний карданный вал привода лебедки; 6 – карданный вал привода третьего моста; 7 – промежуточный карданный вал; 8 – передний карданный вал привода водометного движителя; 9 – промежуточная опора; 10 – коробка передач; 11 – задний карданный вал привода водометного движителя; 12 – сцепление; 13 – редуктор водометного движителя; 14 – вал рабочего колеса; 15 – двигатель; 16 – рабочее колесо; 17 – четвертый мост; 18 – задний карданный вал привода четвертого моста; 19 – промежуточная опора; 20 – третий мост; 21 – передний карданный вал привода четвертого моста; 22 – раздаточная коробка; 23 – карданный вал привода второго моста; 24 – второй мост; 25 – задний карданный вал привода первого моста; 26. - промежуточная опора; 27 – передний карданный вал привода первого моста; 28 – первый мост


Водометный движитель БТР-80



БТР ГАЗ-5923


КШМ «объект 940"



БТР-50ПУ1


Для удаления забортной воды, проникшей в корпус через неплотности и повреждения, машина оборудована эжекционной системой водоотлива и одним центробежным насосом с электроприводом. Суммарная подача водоотливных средств – 980 л/мин.

Тяга водомета в швартовном режиме при максимальной частоте двигателя составляет 10,2-10,5 кН, что обеспечивает скорость движения по глубокой воде не менее 9,7 км/ч при общей массе машины 13600-14000 кг.

В 1994-96 гг. прошли первичные испытания следующей опытной модели колесного 8x8 плавающего бронетранспортера ГАЗ-5923, который должен будет заменить БТР-80. Главными конструкторами этого бронетранспортера были последовательно Е.М. Мурашкин и А.Г. Масягин, а работами по обеспечению водоходности руководили В.В. Тукмаков и Ю.Н. Королев.

Предположительно боевая масса машины с экипажем и десантом в 10 человек будет составлять 19-21 т. Размеры корпуса по ширине и высоте по сравнению с БТР-80 увеличены для размещения различного оборудования. Изменена также форма передней части корпуса и его бортов с целью повышения бронестойкости. Основное вооружение установлено в двухместной башне, смонтированной на крыше корпуса за сидениями механика-водителя и командира. В башне размещаются автоматическая 30-мм пушка и спаренный с ней пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с вертикальным углом возвышения до 75°. На крыше башни на специальном кронштейне устанавливается пусковая труба для запуска ПТУР Кроме того, в комплект вооружения входит ПЗРК.

Общая компоновка с кормовым расположением моторной установки и ее систем, механической трансмиссией и отбором мощности на два водометных движителя. Мощность дизельного двигателя 375,4 кВт. Подвеска колес независимая, торсионная. Колеса двух передних мостов управляемые. Шины размером 14.00-20 с системой регулирования давления воздуха в них. Максимальная скорость движе ния по шоссе – 90 км/ч, по воде – 9-10 км/ч.


Командно-штабные плавающие машины

На базе БТР-50ПК было создано несколько командно-штабных машин (КШМ) разной комплектации. Вначале в 1958 г. была разработана командно-штабная машина БТР-50ПН с тремя радиостанциями, имевшими различные дальности действия.

В 1959 г. создаются две командно-штабные машины БТР-50ПУ, одна на базе БТР-50П, а другая на базе БТР-50ПК. Эта машина имела закрытый герметичный корпус стремя отделениями: управления, штабным и моторно-трансмиссионным. На крыше штабного отделения размещались посадочные люки с крышками, а также иллюминатор дневного света с броневой крышкой.

Машина была оборудована узлом связи, который оснащался радийными, радиорелейными и проводными средствами связи. Машина имела также навигационную аппаратуру, фильтровентиляционную установку, автоматическую систему ППО, дымовую аппаратуру, отопитель штабного отделения и переносный зарядный агрегат с генератором мощностью 1 кВт.

На базе объекта 934 был разработан и изготовлен в 1976 г. один опытный образец командно-штабной машины под индексом объект 940. Корпус КШМ был выполнен из легкого броневого сплава. Он обеспечивал противопульную защиту и был разделен на три изолированных отсека – управления, командно-штабной и связи. Экипаж 4 человека. Вооружение – один пулемет калибра 7,62 мм. Масса машины- 16 т. Моторно-трансмиссионное отделение с многотопливным с турбонаддувом двигателем мощностью 294 кВт находилось в корме машины. Гусеничная ходовая часть с гидропневматическими рессорами. Машина была оснащена оборудованием для самоокапывания с гидравлическим приводом и приспособлена к авиадесантированию парашютным способом. Максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч при запасе хода по топливу 600 км, максимальная скорость по воде – 10 км/ч.

Окончание следует



Опытный бронетранспортер "1015-Б"




Владимир Одинцов

Является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации - дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное - видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту - БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ - 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе - 80 км/ч, по грунтовой дороге - от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов - до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу - такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер - машина тяжелая, и без тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты - от штурмовых войск до связи командования - все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 о С предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения - до 70 градусов. Дальность выстрела - до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием - до 900 м.

Прочие модификации БТР-80

Характеристики бронетранспортера допускают его дальнейшее улучшение. Для нужд внутренних войск был разработан БТР-80С, имеющий вместо атоматической пушки КПВТ 14,5-мм. На фотографиях подразделений ОСНАЗа всегда изображается эта техника.

БТР-80М был разработан после пожара на Горьковском автомобильном заводе. Никто не ожидал, что производство и оборудование будет восстановлено меньше чем за год, поэтому использовали более слабый двигатель ЯМЗ-238, зато шины КИ-128 более устойчивы к повреждениям.

Для полевых командных пунктов было разработано несколько вариаций командно-штабных машин, например БТР-80К, оборудованный дополнительным устройством связи. Также были созданы машины для управления артиллерией и установления связи, имеющие вместо вооружения крупногабаритные антенны. Есть даже самоходная гаубица с 120-миллиметровым орудием.

Кумулятивные противотанковые снаряды - настоящий бич для бронированной техники. В итоге бронетранспортеры начали оснащать сетчатыми экранами, которые также защищают от пуль крупного калибра. Есть опыт в установке динамической защиты на БТР-80, а ходовую часть начинают прикрывать экранами от Т-72.

Модификации на базе БТР-80 создаются и в других странах.

Отечественный с колесной формулой 8х8 принят на вооружение в 2013 году. Производится Арзамасским машиностроительным заводом. Представляет собой основательную модернизацию БТР-80, несущего службу в нашей армии с 1986 года. Родом из СССР? Это не должно смущать. Относительно предшественника у «восемьдесят второго» мощнее двигатель, выше проходимость, эффективность стрельбы с ходу, живучесть, ресурс.

Лучше стали вооружение, прицельные приспособления, средства связи, наблюдения и ориентирования. Усилена противоосколочная и противоминная защита экипажа и десанта, а для питания систем на стоянке установлен автономный дизель-генератор.

А что же конкурент? Его сложно назвать последним писком моды. Пехотный бронетранспортер M1126 Stryker принят на вооружение армии США в 2003 году. Производится компанией General Dynamics Land Systems. В основе Stryker - канадская машина LAV III, принятая на вооружение в 1999-м. Но это не вся родословная. Корни разработки - MOWAG Piranha III H 8x8, представителя семейства швейцарских многоцелевых колесных бронемашин 1994 года рождения. Если копнуть еще глубже, то выяснится, что звучное имя «Пиранья» и первенец семейства появились аж в 1972-м! То есть битва концепций идет еще со времен наших БТР-60/70. Как видим, по новизне конструкций явного лидера нет.

Урок плавания

Компоновку Stryker принято считать классической для данного вида военной техники. Справа спереди по ходу движения - моторно-трансмиссионное отделение. В нем дизельный двигатель Caterpillar и коробка передач - 6-ступенчатый автомат Allison. Слева от силовой установки отделение управления с местом водителя. За водителем справа - место командира. В средней и кормовой части - десантное отделение. Высадка десанта происходит через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Вооружение расположено в дистанционно управляемом модуле над сиденьем командира.

БТР-82А спроектирован иначе. Отделение управления находится в лобовой, десантное - совмещенное с боевым в средней, моторно-трансмиссионное - в кормовой части корпуса. Коробка передач - 5-ступенчатая механика, что с точки зрения проходимости и ремонтопригодности лучше, чем американский вариант с автоматом. Дизельный двигатель КамАЗ немного уступает в мощности штатовскому конкуренту. Но по такому показателю, как удельная мощность, машины очень близки. Высадка десанта из отечественного бронетранспортера происходит через двери в бортах, еcть и люки в крыше. Вооружение смонтировано в дистанционно управляемой башенной пулеметно-пушечной установке.

Можно бесконечно долго взвешивать плюсы и минусы конкурирующих компоновочных схем, но у БТРа есть ломовой аргумент в виде высокой проходимости. И дело не только в упомянутой разнице коробок передач. Наш бронетранспортер снабжен жестко подключаемым полным приводом и, главное, принудительными блокировками межколесных дифференциалов (у предшественника - БТР-80, были лишь самоблоки). Американский М1126 таким внедорожным арсеналом не оборудован.

Проигрывает он и еще одну номинацию. Глубина преодолеваемого брода у Stryker - 1,2 метра. Неплохо. Но наш БТР плавает со скоростью 9 км/ч с помощью водометного движителя! В том числе по морю и даже при небольшом волнении. А заокеанские конструкторы в попытке забронировать машину получше пожертвовали плавучестью. Зря!

Главный калибр

Формально защищенность экипажа Stryker выше. Во всяком случае, в характеристиках М1126 на этом всегда сделан акцент. Но навеска поверх стальной брони дополнительного керамического слоя MEXAS не делает машину легче и, увы, не превращает в танк - защита не становится безоговорочно противоснарядной. Да и задачи у легкобронированного транспортера совсем не танковые - доставка мотострелков к месту назначения и огневая поддержка. Его конек - подвижность, скорость, маневренность, проходимость, плавучесть. И грех ради незначительного усиления защиты одни свойства ухудшать, а от других совсем отказываться. Здесь нужен компромисс. И наш БТР к нему ближе. Он не перетяжелен броней - она была и остается противопульной. А в виде дополнительной защиты борта с внутренней стороны обиты противоосколочными кевларовыми панелями. И пол внутри укрыт мощными матами - это усиление противоминной защиты.

Если же сравнить вооружение, то БТР-82А однозначно намнет бока М-1126. У транспортера из США либо пулемет М-240, либо крупнокалиберный пулемет Browning М-2, либо автоматический гранатомет Мк-19. В отечественном модуле вооружения установлены спаренные пулемет ПКТМ и скорострельная 30-миллиметровая пушка 2А72, стабилизированная в двух плоскостях. Солидный набор для легкобронированного транспортера. С таким вооружением можно не только успешно бороться со Stryker, но и с более тяжелой бронетехникой.

Характеристики бронетранспортеров России и США

БТР-82А

M1126 Stryker

Боевая масса, тонн

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Длина, мм

6950- 7250

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Мощность двигателя, л.с.

Коробка передач

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода, км

Емкость баков, л

Преодолеваемый подъем, градусов

Преодолеваемая стенка, м

Преодолеваемый брод, м

стальная + обивка внутри

стальная + композитная

Вооружение:
пушка, мм / боекомплект, шт.
пулемет, мм / боекомплект, шт


30/300
7,62/2000


-
12,7/2000 или 7,62/4500 или 40 гранатомет/448

БТРы перед отправкой в море. Фото Ольги Ярославской

«Проблема БТР-80 применительно к использованию в морской пехоте в том, что машина обладает низким запасом плавучести и не приспособлена для плава даже при сравнительно небольшом волнении. Плюс требуется высокая квалификация механика-водителя: умение управлять машиной на плаву с учетом волнения, направления ветра и течений», - рассказал Центральному Военно-морскому порталу военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.

«При неблагоприятных условиях достаточно случайно развернуть БТР-80 бортом к волне, чтобы захлестнуло воздухозабор, вода попала внутрь машины, замкнуло аккумуляторы, перестали работать водооткачивающие насосы», - добавил он.

По словам эксперта, для морской пехоты из советской (российской) техники наиболее приспособлены БТР-50ПК, ПТ-76 и БМП-3Ф.

Военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин считает, что основной причиной инцидентов могли стать ошибочные действия механика-водителя и нарушения техники безопасности.
«Они рассчитаны на то, чтобы не тонуть, но для этого нужно ими правильно управлять. Может быть, механик-водитель не справился с управлением, повернул поперек воды, или бронетранспортер перегрузили», - отметил эксперт.

Один из военнослужащих казахстанской войсковой части близ Актау, к которой относились машины, сообщил, что из-за сильной волны залило воздухозабор БТР, что и послужило причиной инцидента.

Четыре бронетранспортера БТР-80 армии Казахстана затонули в Каспийском море 18 сентября. Вместе с машинами погибли четверо солдат-срочников.

19 сентября на место происшествия прибыл министр обороны РК Имангали Тасмагамбетов. Он принял решение об отстранении от должности командующего Регионального командования «Запад», полковника Мурата Нугманова, а также первого заместителя командующего РгК «Запад», начальника штаба, полковника Ризата Колпашева, заместителя командующего РгК «Запад» по боевой подготовке, полковника Мергена Капашева, командира бригады морской пехоты, подполковника Ербулата Толыкбаева.

Похожая трагедия произошла в сентябре 2014 года во время учений по высадке десанта на побережье Сахалина. Во время инцидента трое морских пехотинцев контрактной службы погибли. Командир взвода морской пехоты старший лейтенант Б., осужденный на 3,5 года лишения свободы за халатность, вследствие которой в БТР утонули трое военнослужащих Тихоокеанского флота, и амнистированный судом к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне продолжил нести службу на своей прежней должности.

Еще один похожий случай произошел в конце июля 2013 года. БТР утонул во время генеральной репетиции военно-морского парада к Дню флота Украины в Севастопольской бухте.

Cоветский бронетранспортёр, спроектированный в начале 80-х, как развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков. В серийное производство БТР-80 поступил в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё продолжает выпускаться. Последние модели БТР-80, оборудованные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты (БМП). Использовался советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов стал основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России, а так же ряда других бывших советских республик и применялся практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно продовался и на данный момент продолжает поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении около 26 государств.

История создания и производства

Основным бронетранспортёром ВС Советского Союза к началу 1980-х годов являлся запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их использования уже вскоре показал, что, несмотря на серьёзные улучшения по сравнению с БТР-60, множество главных недостатков и недочётов предшественника перешли к нему почти без исправлений и зменений. Одним из них была довольно сложная и очень ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, имевших к тому же повышенный расход топлива и ряд других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Серьёзной проблемой оставалась весьма неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, по сравнению с БТР-60 она была лишь совсем немного улучшена. Как показала Афганская война, неудовлетворительной была и защищённость машины. Помимо этого на БТР-70 приплюсовались проблемы с водомётным движителем новой конструкции, он на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и т. д.

Для устранения этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был создан бронетранспортёр ГАЗ-5903. При оставлении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё множеством улучшений. Например- вместо спарки карбюраторных двигателей был поставлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки десанта были оборудованы большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, но общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Последующее развитие стремилось дать экипажу и десанту возможность ведения огня из-под защиты брони, для этого стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено незначительно, но всё же масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, но в целом подвижность машины осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешно пройденных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение ВС СССР и получил название БТР-80.

Описание

БТР-80 имеет компоновку с размещением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в задней части машины. Экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; коме них, бронетранспортёр может брать на борт десант из 7 бойцов.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную (классификационный термин конструкции бронированных наземных боевых машин. Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус снабжён бронёй неравной толщины в различных своих частях. Как правило, наиболее толстая и прочная броня оборудуется в местах, наиболее подверженных вражескому огню - лоб или вся передняя оконечность машины. Менее толстой бронёй оснащаются борта и корма.) противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра делается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены с довольно значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, значительно повышающую его водоходные качества и оснащён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, таким образом не намного повышая его защиту.

В лобовой части корпуса располагается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, располагаются механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним размещено отделение десанта, сделанное вместе с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения размещены в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, есть два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, помимо башенного стрелка, в бортах есть восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от +...-15 до +...-25 град. предназначенные для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки повёрнуты в направлении передней полусферы, в результате этого задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, маленькая мёртвая зона есть и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, оборудованы в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, оборудованы два прямоугольных десантных люка в крыше, но всё же основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери расположенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя откидывается вниз и становится подножкой, что, в отличие от предшественников, разрешило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 во время движения. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка, которые расположенны над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 оборудованы целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка оборудуется на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах?4…+60 град, производится вручную с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка производится вращением башни. Наводка пулемётов на цель делалась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2х или 4х при поле зрения, соответственно, 49 град и 14 град и разрешавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ специализировался на борьбе с легкобронированной и небронированной техникой противника, а так же низколетящих воздушных целей, данный пулемёт имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же специализировался на поражении живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях производят наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка расположенных в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, а так же при движении ночью, наблюдение за местностью они осуществляют через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков имел три перископических смотровых прибора ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 оборудованный в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. Ночью, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, или за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36 град, по вертикали - 33 град, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10?3 лк (Люкс (от лат. lux - свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) - единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ)).

Главным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имеет увеличение в 5х для дневного и 4,2х для ночного канала, при поле зрения в 10 град и 8 град, соответственно. Оборудование прибора допускала его поворот в пределах +...-50 град. по горизонтали и качание в пределах?13 - +33 град. в вертикальной плоскости. С прибором был совмещён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, использовавшийся для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 достигала 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир имеет три прибора ТНПО-115 - два для обзора переднего сектора и один, оборудованный в правом верхнем скуловом бронелисте.

Для башенного стрелка, главным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, помимо этого у негоесть перископические смотровые приборы: ТНП-205, оборудованный в левом борту башни и ТНПТ-1, размещённый в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант имеет два перископических смотровых прибора ТНП-165А, которые оборудованы в крыше корпуса за башней, рядом с посадочными местами десантников-пулемётчиков, а также четыре прибора ТНПО-115, которые размещены в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков оборудовалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков она была заменена более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оборудован танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.

Двигатель

На БТР-80 применяется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М

ТТХ

Классификация: Бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 13,6
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2350..2460
-База, мм: 4400
-Колея, мм: 2410
-Клиренс, мм: 475

Бронирование:

Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 10
-Борт корпуса, мм/град.: 7..9
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Лоб башни, мм/град.: 7
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7

Вооружение:

Углы ВН, град.: -4..+60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: 1ПЗ-2
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

Подвижность:

Двигатель: Производитель: Камский автозавод; Марка: КамАЗ 7403; Тип: дизельный; Объём: 10 850 куб. см.; Максимальная мощность: 260 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 785 Н·м, при 1800 об/мин; Конфигурация: V8; Цилиндров: 8; Расход топлива при смешанном цикле: 60..130 л/100 км; Расход топлива на трассе: 48 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Степень сжатия: 16; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8; Максимальные обороты: 2930
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Колёсная формула: 8х8/4
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2
-Преодолеваемый брод, м: плавает



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ